Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие идей православной педагогики в наследии К. Д. Ушинского Шевчук Сергей Васильевич

Развитие идей православной педагогики в наследии К. Д. Ушинского
<
Развитие идей православной педагогики в наследии К. Д. Ушинского Развитие идей православной педагогики в наследии К. Д. Ушинского Развитие идей православной педагогики в наследии К. Д. Ушинского Развитие идей православной педагогики в наследии К. Д. Ушинского Развитие идей православной педагогики в наследии К. Д. Ушинского Развитие идей православной педагогики в наследии К. Д. Ушинского Развитие идей православной педагогики в наследии К. Д. Ушинского Развитие идей православной педагогики в наследии К. Д. Ушинского Развитие идей православной педагогики в наследии К. Д. Ушинского
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шевчук Сергей Васильевич. Развитие идей православной педагогики в наследии К. Д. Ушинского : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Ярославль, 2006 169 с. РГБ ОД, 61:06-13/1225

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Возникновение идей православной педагогики 11

1.1 Сущность понятия и истоки православной педагогики 11

1.2 Развитие идей православной педагогики в творениях святых отцов и учителей Русской Православной Церкви 33

1.3 Идеи христианской педагогики в трудах русских философов и деятелей народной школы 43

ГЛАВА 2. Идеи православной педагогики в наследии К.Д. Ушипского и их развитие в отечественной теории и практике 67

2.1. Особенности национального воспитания в наследии К.Д. Ушипского 67

2.2. Духовно-нравственное воспитание в педагогическом наследии К.Д. Ушипского 85

2.3. Реализация идей К.Д. Ушипского в современной педагогической практике 107

Заключение 137

Список использованной литературы 147

Приложения 165

Введение к работе

Актуальность исследования. Кардинальные перемены в жизни современного общества выдвигают принципиально новые задачи перед системой воспитания и образования россиян. Изменяются целевые установки учебно-воспитательного процесса и мировоззренческие приоритеты. Основные перспективы развития процессов воспитания и образования связываются с реализацией принципов демократизации и гуманизации, ставящих личность учащегося в центр педагогической деятельности. Выпускники школ, вузов и других образовательных учреждений должны уметь реализовывать свои способности, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за последствия своей деятельности, быть нравственно воспитанными.

В настоящее время наряду с государственными образовательными учреждениями появились негосударственные лицеи, вузы, православные гимназии, семинарии, имеющие государственную лицензию на ведение воспитательной и образовательной деятельности, которые обеспечивают удовлетворение образовательных потребностей части населения.

В качестве идеологии современной педагогики в данном исследовании предлагается взять педагогическое наследие К.Д. Ушинского, все те высоконравственные идеи, которые имеются в православной педагогике, где на первом месте стоит воспитание человека. В данном случае воспитание здесь не есть вырабатывание определенных норм поведения и стереотипов отношений, а живая духовная реакция на все происходящее вокруг человека. Православная педагогика не имеет четкого свода нормативов и примеров, под которые нужно подводить учащегося, так как жизнь каждого ценна именно личным опытом и трудом.

Дефиниционное определение православной педагогики - это педагогика, которая отражает по своему содержанию основные идеи православия.

Следует отметить, что несмотря на большое количество работ (Н.К. Гончаров, А.Н. Иванов, Д.О. Лордкипанидзе, М.Л. Песковский, В.Я. Струминский, В.Б. Успенский и др.), в которых рассматриваются различные аспекты педагогического наследия К. Д. Ушинского, его идеи православной педагогики не стали объектом специального изучения. Оценка религиозного аспекта педагогической системы «учителя русских учителей» не нашла отражения и в историко-педагогических очерках современных учебных пособий «Православной педагогики» Е.В. Шестуна и А.В. Суровой.

Проведенный анализ отечественной и зарубежной литературы с точки зрения православной педагогики, теории воспитания и образования, а также некоторых проблем школы показал, что в период, начиная от Первого учителя новозаветного человечества Иисуса Христа и кончая К.Д. Ушинским, накоплено достаточное количество материала, но он не обобщен в какой-либо монографии или диссертации.

Таким образом, в настоящее время возникло противоречие между потребностью в исследованиях педагогического наследия К.Д. Ушинского, связанного с использованием и развитием идей православной педагогики, и неразработанностью этой проблематики с позиций современной педагогической науки.

Названное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каков вклад К.Д. Ушинского в развитие идей православной педагогики?

Цель исследования - выявить основные направления развития идей православной педагогики в наследии К.Д. Ушинского и охарактеризовать их реализацию в отечественной педагогической теории и практике.

Объектом исследования является педагогическое наследие К.Д. Ушинского.

Предмет исследования - развитие идей православной педагогики в трудах К.Д. Ушинского.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать идеи православной педагогики в трудах русских философов и деятелей народной школы.

2. Выявить основные направления и средства православной педагогики в наследии К.Д. Ушинского.

3. Определить возможности реализации идей православной педагогики К.Д. Ушинского в современной школе.

Методологическую основу исследования составили философские концепции образования и культуры (антропологическая, культурологическая и цивилизационная), опирающиеся на принципы историзма, научности, объективности, идеи взаимосвязанности и взаимообусловленности политических, социальных, экономических, культурологических и педагогических, субъективных и объективных факторов в развитии образования.

Методологическому и теоретическому анализу проблемы способствовало изучение литературы по истории педагогики (М.В. Богуславский, С.Ф. Егоров, Д.И. Латышина), современные исследования педагогического наследия К.Д. Ушинского (В.Ю. Вельский, Л.В. Галицина, Л.В. Зимина, Л.Н. Исаев, В.М. Меньшиков и др.), а также литературы по вопросам православного воспитания (СЮ. Дивногорцева, В.В. Зеньковский, В.М. Екименкова, Б.К. Коломиец, Н.Е. Пестов, Л.В. Сурова, Е.В. Шестун и др.) и теоретической педагогике (Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, Б.Т. Харламов).

Для решения поставленных задач в диссертации использовались теоретические методы исследования. Для реализации принципа историзма применялись сравнительно-исторический анализ, позволяющий выявить сходство и различие в педагогических явлениях, и историко-ретроспективный анализ, дающий возможность рассмотреть динамику историко-педагогического процесса. Применение метода актуализации способствовало определению возможности использования исторического опыта в

современном учебно-воспитательном процессе. В исследовании использовались следующие эмпирические методы исследования: опрос, изучение и обобщение массового и индивидуального (православного) педагогического опыта, модальное наблюдение, которое, как утверждает С.Л. Рубинштейн, опирается на обширную систему знаний.

Обоснованность и достоверность проведенного исследовании обеспечиваются разнообразием материала исследования, соотношением научных результатов и выводов диссертации с современными подходами в педагогической науке, применением методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, возможностью использования материалов диссертации в теоретико-научной и практической работе, в преподавании педагогических дисциплин и спецкурсов в светской и православной школе, апробацией идей православной педагогики К.Д. Ушинского в современной православной школе.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

- представлен новый взгляд на педагогическое наследие К.Д. Ушинского с позиции развития им идей православной педагогики;

- рассмотрены истоки возникновения идей христианской (православной) педагогики;

- определен вклад русских философов и педагогов-практиков в возрождение идей православной педагогики в народной школе;

- выявлены особенности и средства реализации идей православной педагогики и духовно-нравственного воспитания в педагогической системе К.Д. Ушинского;

- показаны возможности использования идей К.Д. Ушинского в современной православной школе, предложены авторские средства воспитания в такой школе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нем материалы восполнят и обогатят традиционную

(советскую) оценку педагогического наследия К.Д. Ушинского; они могут быть использованы при подготовке учебников, учебных пособий, спецкурсов по философии и истории образования; практический опыт, предложенный автором, может применяться преподавателями светских и религиозных учебных заведений, а также может быть использован для создания конкретных методик нравственного воспитания.

Диссертационное исследование базировалось на педагогических и публицистических трудах К.Д. Ушинского, Н.И. Ильминского, С.А Рачинского, К.П. Победоносцева, а также на философских, религиозных и педагогических трудах святых отцов и учителей Русской православной церкви (святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Филарета, епископа Феофана Вышенского Затворника, святителя Иоанна Кронштадского, архиепископа Фаддея), для определения истоков православной педагогики использовались книги Ветхого и Нового Завета.

Личный вклад автора в данное исследование заключается в том, что проведено детальное изучение всего научного наследия великого педагога, диссертаций, посвященных творчеству мыслителя и многочисленных публикаций различных авторов; издана монография, посвященная К.Д. Ушинскому, объемом более 11 п.л. Автором созданы православные образовательные учреждения, в которых проводятся в жизнь идеи православной педагогики К.Д. Ушинского.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В религиозно-философских и педагогических творениях святых отцов и учителей церкви рассматриваются вопросы воспитания и обучения в духе православия, при этом в основе этого рассмотрения лежат принципы: связь обучения с воспитанием, гуманизм воспитания, воспитание в духе евангелия (как фундамент нравственной культуры человека), добросовестное и ответственное отношение учителя, духовного деятеля к своим обязанностям.

2. Педагогическая деятельность Н.И. Ильминского, С.А. Рачинского, К.П. Победоносцева, М.К. Тенишевой, К.Д. Ушинского доказала возможность

использования идей православной педагогики в светской школе. Суть национального воспитания виделась им в соединении исторической традиции и культурного наследия русского народа, для которого православная вера явилась определяющим началом, а взаимодействие школы и церкви обеспечивало воспитание образованной высоконравственной личности.

3. Национальное воспитание, по мнению К.Д. Ушинского, должно учитывать своеобразие исторических особенностей и национальную веру. Обучение и воспитание на принципах православной педагогики, опора на исторические, религиозные, нравственные и культурные традиции русского народа, использование в практике достижений науки, взаимодействие церкви и школы для эффективной организации учебно-воспитательного процесса - вот основные положения, которыми необходимо руководствоваться, но мнению К.Д. Ушинского, при организации народных школ.

4. К.Д. Ушинский является продолжателем развития идей православной педагогики. Он не только доказал возможность использования элементов православной педагогики (целей, принципов, содержания, методов, способов взаимодействия участников педагогического процесса) в светской науке о воспитании, но и подчеркнул необходимость их взаимопроникновения. Педагогическая система К.Д. Ушинского строится на принципах народности, науки и христианства.

5. Современная православная и светская школы используют и развивают религиозный аспект педагогической системы К.Д. Ушинского, а именно, элементы духовно-нравственного воспитания. Воспитание в современной православной школе рассматривается как целенаправленная совместная деятельность педагогов, воспитателей, психологов, учащихся, родителей, духовников, ориентированная на создание условий для развития духовности учащихся на основе общечеловеческих ценностей. Идеи православной педагогики и К.Д. Ушинского стали основой авторских образовательных учреждений и программ. Их опыт показывает, что русская школа неотрывна от национальной почвы, так как она призвана формировать и хранить

национальную культуру (самобытные черты русского национального характера, знание народной культуры, отечественной истории, православных традиций).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на: Международных Рождественских чтениях (Москва, 1998 г.); Международном семинаре в Германии (г. Ганновер); Ш-й Международной научной конференции "Церковь, государство и общество в истории России 20-го века" (Иваново, 2003 г.); Всероссийской научно-технической конференции "Наука и образование" (Мурманск, 2003 г.); Всероссийской конференции "Народная педагогика" (Челябинск, 2003 г.); симпозиуме в Германии (г. Регенсбург, 2003 г.); Всероссийских конференциях по православной педагогике, посвященных 180-летию со дня рождения К.Д. Ушинского (Москва, Иваново 2004 г.); на ежегодных конференциях в Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной семинарии (Иваново, 2002-2004 гг.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы цель, задачи, рабочая гипотеза, охарактеризована методологическая основа и методы исследования; определены научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе - «Возникновение идей православной педагогики» -анализируются истоки идей православной педагогики в свете Божественного откровения, а также развитие этих идей в трудах святых отцов и учителей Русской православной церкви. Рассматривается использование идей христианской педагогики в деятельности учителей народной школы второй половины 19 века.

Во второй главе - «Идеи православной педагогики в наследии К.Д. Ушинского и их реализация в отечественной педагогической теории и практике» - раскрывается специфика национального воспитания в

педагогическом наследии К.Д. Ушинского, а также рассматриваются особенности и средства духовно-нравственного воспитания К.Д. Ушинского. Показаны возможности использования православного наследия русского педагога в практике современной православной и светской школы.

В заключении подводятся итоги исследования, намечаются перспективы дальнейшей разработки проблемы.

В приложениях представлены обобщающая таблица и результаты опроса школьников и родителей.

Сущность понятия и истоки православной педагогики

Изучение истоков и развития православной педагогики представляется целесообразным в логике от общего к частному, исходя из истории развития человеческого общества. За годы советской власти такой раздел педагогической науки, как православная педагогика, был забыт, так как основой педагогики после 1917 года стало новое коммунистическое мировоззрение. На наш взгляд, необходимо пересмотреть подход к современному образованию и воспитанию. Современный подход должен основываться на базовых, выработанных тысячелетней историей России ценностях, которые олицетворяют собой главные особенности и черты российского общества в целом и русского народа, в частности. Одна из важных задач современной педагогики (науки, которая решает основные проблемы образования и воспитания) - возвращение (возрождение) духовного смысла бытия. Мы согласны с мнением академика Ю.С. Осипова, который отметил, что «...новый союз науки и христианства, а в нашей России - Православия, поможет преодолеть трудный период экологического и нравственно-этического кризиса, в котором оказалась современная цивилизация» [82. С.44]. Необходимо использовать в практике современного образования и воспитания те идеи, принципы, средства православной педагогики, которые складывались и проверялись тысячелетиями.

Для того чтобы ответить на вопрос, что такое православная педагогика, надо четко ориентироваться в вопросах православного воспитания (как у К.Д. Ушинского) и образования. Эти понятия тесно связаны с целью жизни православного человека, его природой. Необходимо четко представлять, что в людях поддается воспитанию, а что созидается действием Божественной благодати.

Как известно, целью жизни православного человека является его духовное единение с Богом путем воцерковления своей жизни. Эта цель достигается не властью Церкви над человеком, а образом жизни, который проникнут духом Церкви, духом православия.

Е.В. Шестун считает, что в основе православной педагогики «лежит понимание того, что вне церковной жизни достичь основной цели воспитания и жизни не представляется возможным» [200. С. 28], но с этим согласиться нельзя, так как в образовательных учреждениях ведется воспитательная работа по многим направлениям. Как классическая, так и православная педагогика - это физическое, умственное, эстетическое, экологическое, духовно-нравственное воспитание на основе общечеловеческих ценностей, имеющих под собой христианскую основу.

По Е.В Шестуну, "Православная педагогика - воцерковленная педагогика и педагогика воцерковления. Воцерковить педагогику - это значит наполнить православным смыслом уже сложившийся научный и категориальный строй педагогики как теории, как науки. Педагогика воцерковления - педагогика преображения, направленная на прояснение Образа Божия в человеке, явление Его миру посредством духовно-православного совершенствования человека в добродетели, в святости, в достижении даров Святого Духа" [200. С. 28].

Есть мнение, что православная педагогика является частью христианского богословия. Она содержит определенные положения и, по мнению В.Н. Лосского, служит конечной цели соединения с Богом, или обожения, а "путь православной педагогики - это путь от мышления к созерцанию, от познания к опыту" [69. С. 33-34].

Православная педагогика способствует воспитанию личности человека, который несет ответственность перед Богом не только за свою жизнь, но и за сохранение, а также развитие исторических и культурных традиций своего народа.

Православную педагогику называют и просто христианской педагогикой, которая ставит задачу приближения человека к Богу, используя при этом самое рациональное зерно из науки, искусства, природы и жизни человеческого общества. Она направляет воспитание так, чтобы мышление человека направлялось к истине, воля - к свободе и благу, чувство - к любви, при постоянном участии разума.

Известно размежевание "педагогики" и "религии" и возникновение педагогики, противопоставляющей себя религии, а точнее, вытесняющей религию за свои пределы. Светская педагогика считает, что религиозные чувства - это частное дело каждого человека и его семь, но история педагогики доказывает, что нельзя противопоставлять педагогику и религию, а наоборот, надо создавать содружество и единство их, как это было в глубокой древности, что и нашло отражение не только в народной педагогике, но и в педагогических системах русских педагогов [52]. Однако возникает проблема в определении «педагогических» и «религиозных» границ православной педагогики.

На основании стандартов православная педагогика может быть включена в структуру теологии, а также в социально-педагогические науки. В первом случае люди обращаются к проблематике духовного развития человека, раскрытия в нем мистического опыта самосовершенствования. При таком подходе Сын Человеческий Христос и Святой Дух равно считаются Божественными Учителями, а вся Библия Богодухновенна и непротиворечива. Во втором случае мы оказываемся внутри проблем, связанных с социализацией в обществе, культуре и традициях [215]. Для второго толкования обычно Иисус является земным учителем, а Христос и Святой Дух изучаются как понятия и образы, которые существовали и развивались в умах людей в различные исторические эпохи [73, 216,217].

Развитие идей православной педагогики в творениях святых отцов и учителей Русской Православной Церкви

Развитие идей православной педагогики получило в трудах святых отцов и учителей Русской Церкви. В большинстве труды этих представителей анализируются с философской и религиозной точек зрения. Однако мы можем говорить о наличии педагогического аспекта во многих богословских работах святых отцов и учителей Русской Православной Церкви.

Человек, по мнению Василия Великого, создан, прежде всего, для жизни духовной. Человеческая жизнь зависит от согласия, «целостности» души, началом которой является разум. В своих работах Василий Великий определил содержание образования юношей. Помимо богословских наук, необходимы и светские, направленные на воспитание нравственности. Юношам необходимо изучать античных поэтов, историков и философов, так как именно античные авторы дали яркие примеры добродетели, выносливости, скромности. Основным методом воспитания нравственности, по Василию Великому, должно стать практическое подражание. Однако восхождение к добродетельной нравственности богослов видит в удалении человека от мирских дел и телесном воздержании. В сочинении "Нравственные правила" Святитель Василий Великий, рассуждая о послушании родителям, писал, что "дети должны быть послушны во всем, что не препятствует исполнению заповеди Божией" [4]. И далее: "Родители должны воспитывать детей в учении и наставлении Господнем с кротостью и долготерпением и, столько зависит от них, не подавать никакого повода к гневу и скорби" [14. С.486]. Василий Великий был инициатором создания специальных домов при монастырях, в которых бы обучались как мальчики, так и девочки. По мнению Святителя, образование следует начинать в раннем возрасте, так как в этот период душа «подобна воску», откладывает нужные понятия и образы. Святитель Григорий Богослов, благодаря тому, что получил православное воспитание от родителей, стал выдающимся богословом. В 45 беседах, 246 письменных и 500 стихотворениях святитель Григорий постоянно касался проблем воспитания и образования детей, считая, что их ученость является первым благом, каким только может владеть человек [27]. По мнению Григория Богослова, воспитание духа и образование ума должны быть едиными и взаимосвязанными процессами, так как человек, заботящийся только о своей нравственности, но не пекущийся о просвещении ума, и наоборот, похож на косоглазого, который «терпит большой ущерб, когда сам смотрит, а еще больший стыд, когда на него смотрят» [27. С. 610]. В работах Григория Богослова мы можем найти достаточно четкую дефиницию понятия воспитание. Он определяет его как «правление» человеком, которое является «искусством из искусств и наукой из наук». Кроме того, в понятие «воспитание человека» он вносит и нравственный элемент и тогда этот процесс называет «врачеванием душ». Григорий Богослов предложил специальные средства воспитания: слово, пример, бич, узда, похвала, укор. Причем выбор этих средств, по мнению Святителя, зависит от возрастных и индивидуальных особенностей, от опыта учителя, «от положения в обществе воспитания». Рассматривал Григорий Богослов и вопрос об ответственности воспитателя за свои педагогические действия: нельзя учить, пока сам не научился.

Проведенный анализ сочинений Святителя Иоанна Златоуста и ряда литературных источников показал, что он решил посвятить себя подвигам учительства и благочестия, оставаясь всю жизнь аскетом. Его популярность в народе была очень большая, и святителя люди называли Златоустом. Когда умирал его учитель Ливаний, которого спросили, кого он желает иметь преемником по школе, софист ответил: "Иоанна, если бы не похитили его у нас христиане" [120].

В творении Златоуста "К верующему отцу" святитель подчеркнул, "что нерадение о детях больше всех грехов и доходит до самого верха нечестия" [185. С. 82]. Основные мысли о воспитании Иоанн изложил в "Гомилиях" (беседах), где он неоднократно повторял: "Поистине, мы тогда особенно и останемся с детьми своими, когда отдаем их Господу", а дети должны получать надлежащее воспитание [123. С. 783]. И, наконец, святитель Златоуст подчеркивает, что перед задачей воспитания детей должно отступить на задний план все остальное - никакое искусство не может сравниться с искусством воспитания детей. Чтобы преуспеть в нем, человек должен обладать редкими добродетелями и выдающимися качествами. Основной целью воспитания Иоанн Златоуст считал подведение детей к добродетели, оценивая как главное в воспитании; все остальное, по мнению Святителя, должно стать второстепенным [120]. Иоанн Златоуст сформулировал и основной метод воспитания добродетели - постоянное воздействие на человека силой внушительного слова, которое преодолевает греховную направленность воли человека. Этот метод необходимо применять до тех пор, пока «доброе внушение» не достигнет своей цели [123. С.821-832].

Еще один метод воспитания, который необходимо использовать, - это наказание. Однако к нему, по мнению святителя Иоанна, следует прибегать, когда на провинившегося почти не действуют кротость и доброта учителя, наставника, священнослужителя. Тогда наказание - тоже лекарство, которое необходимо применять в случае греховной болезни. Использовать этот метод воспитания необходимо очень осторожно, так как он может озлобить ученика, сделать его хуже, обидеть.

Однако и наказавший, по признанию Иоанна Златоуста, при выборе данного метода должен руководствоваться добротой, жизненной мудростью, учитывать индивидуальные особенности воспитанников, степень проступка.

Отметим, что в философских концепциях святых отцов идеи христианской педагогики находят свое развитие. Мы можем говорить об определении понятия воспитания, наличии цели воспитания, рекомендациях по использованию различных методов, установлении содержания образования. Отметим, что эти компоненты педагогического процесса в трудах святых отцов относились не только к отношениям учитель - ученик, но и распространялись на отношения ребенок - родитель.

Неоценимое влияние на православную педагогику в России сыграли педагогические воззрения отцов и учителей Русской Православной Церкви и в первую очередь таких гигантов мысли, как святителей Филарета митрополита Московского и Филарета Черниговского [178-181]; святителя Феофана Затворника Вышенского епископа [21, ПО, 175-177]; святого праведного Иоанна Кронштадтского [21, 47-49, 117, 118] и священномученика архиепископа Фаддея [174].

В педагогических трудах указанных святых имеются собственные исследования и обобщения по православному воспитанию, а их мысли в православной педагогике и психологии часто опережали тот период развития цивилизации, в котором жили великие мыслители и воспитатели; их идеи актуальны и в нашей нестабильной действительности экономико-экологического кризиса. Так, например, Иоанн Кронштадтский неоднократно подчеркивал, что образование должно быть не только простым, но и не отделимым от воспитания, которое преобладает над образованием. Однако такое утверждение не унижает роли образования. Именно он впервые в своей практической деятельности использовал активные методы преподавания: опрос желающих отвечать, живой пересказ Священного писания, комментированное чтение, обязательно беседа. Наказанию отец Иоанн предпочитал вразумительную беседу. Большое место в деле воспитания он отводил личности учителя, а главным качеством считал живой дух: «Духа не угашайте». Иоанн Кронштадский подчеркивал, что наилучшее педагогическое воспитание дает именно Церковь, точнее богослужение, которое оказывает на человека необъяснимое влияние.

Особенности национального воспитания в наследии К.Д. Ушипского

Константина Дмитриевича Ушинского при жизни часто причисляли к материалистам, а после его смерти этого ученого-энциклопедиста подвергали критике как идеалиста. Он был не признан и не понимаем своими современниками, а в советское время на педагогическое наследие великого педагога была выработана единая атеистическая точка зрения. Практически во всех педагогических сочинениях Ушинского сокращалось и устранялось все, что так или иначе относилось к религии. Так, в шестом томе собрания сочинений (издание Академии педагогических наук, 1948-1950 гг.) в первой статье «От редакции» мы находим следующее: «Переиздавая книгу Ушинского, редакция устранила из нее: а) ряд религиозных иллюстраций к библейским рассказам и церковным праздникам, а также ряд религиозных статей, б) прибавление в конце книги в виде молитв и церковно-славянских текстов для чтения... Само собой понятно, что как бы ни была талантливой и содержательной книга, имеющая почти столетнюю давность, для нашего времени она является уже устаревшей» [136. С.7].

После распада СССР отвергнута коммунистическая идеология, на которой базировалась советская педагогика. Российская школа стала активно испытывать различные пути в поиске новых воспитательных и образовательных концепций, новых методов и форм воспитания и обучения, заимствования зарубежного опыта. Однако, на наш взгляд, главный путь -это обращение к национальным и историко-культурным традициям отечественного образования. В связи с этим необходимо вспомнить идеи и основы национального воспитания К.Д. Ушинского. Будущий, как часто его называют, «учитель русских учителей», как истинный сын России, как ее патриот и мыслитель с христианским мировоззрением, духовное здоровье народа и его благополучие, а также образование и воспитание ставил задачей своей жизни и, собственно, всю жизнь свою он положил на алтарь Отечества.

В наше время среди православных деятелей и педагогов прослеживается интерес к учению К.Д. Ушинского о религиозном воспитании, отметим, что в педагогической науке появился новый взгляд на наследие великого педагога - православный. Мы считаем, что переоценка и новое изучение педагогического наследия Константина Дмитриевича помогут нам лучше оценить значимость отечественных православно-педагогических традиций.

Обращаясь к письмам и дневникам педагога, мы можем с уверенностью сказать, что К.Д. Ушинский был не только христианином, но и до конца своей жизни исповедовал православную веру.

Константин Дмитриевич Ушинский родился в простой религиозной семье, в которой выполнялись и почитались все религиозные обряды и праздники. По мнению К.В. Ельницкого, именно мать, Любовь Степановна, воспитала его религиозным и заронила в нем любовь к педагогике [33].

Один из последователей Ушинского Н.Ф. Бунаков не случайно опубликовал статью "Всемирный педагог И.Г. Песталоцци и русский педагог К.Д. Ушинский", где показал, как решали одни и те же педагогические проблемы оба выдающихся педагога (10). Он же в воспоминаниях отмечал, что создание дидактики развивающегося обучения достаточно успешно шло по линии: Песталоцци — Дистервег — Ушинский, которые, по его словам, развивали педагогическую мысль, используя примеры педагогической действительности, проводя большое количество опытов и наблюдений [13]. По мнению Ю.С. Рехневского, личность К.Д. Ушинского "далеко выходила из ряда обыкновенных и представляла редкое соединение необыкновенных способностей ума, глубокой веры, высоких, истинно христианских качеств души и непоколебимой независимости характера...; работал не для славы..., а в полном сознании той глубокой христианской идеи, что от того, кому многое дается, многое и требуется... Он всегда был истинный христианин и человек глубоких религиозных убеждений и вместе с тем считал величайшим благом свободу» [141. С. 429, 408].

Отметим, что у будущего классика педагогики основой во всех его трудах и мировоззрении лежит православие, народность и школа, что хорошо подтверждено в научном наследии великого педагога, начиная с первого тома и заканчивая одиннадцатым.

Большое влияние на своеобразие педагогической концепции К.Д. Ушинского оказали факторы личного характера (семья, обучение в гимназии, природа, церковь), общественно-педагогическая обстановка в стране, повышенный интерес во второй половине XIX века к вопросам образования и воспитания, а также поиск оптимальной системы национального воспитания, которая строилась бы на основе народности, науки и православной веры. Большое влияние на педагогическое наследие русского педагога оказали идеи славянофилов. Как отмечал СИ. Гессен, у К.Д. Ушинского «сплетаются идеи славянофильской метафизики о самобытной душевной субстанции, составляющей характер народа, с демократическим требованием конкретного и близкого народу воспитания» [11. С.83].

Итак, уже в ранних сочинениях К. Д. Ушинский писал о православии, других религиях, воспитании, народной школе.

К.Д. Ушинский был против "в деле общественного воспитания подражания одного народа другому, которое выведет непременно на ложную дорогу... Смешно было бы воспитывать" детей Германии, Франции или России по одной системе и "производить те маленькие свистящие сквозь зубы карикатурки, над которыми подсмеивался Гоголь". Педагог-просветитель, однако, высоко характеризовал основы европейского воспитания населения этой части планеты Земля, но имелись определенные различия, которые представляют из себя "ветви одного могучего растения, семя которого было посеяно общей для всех христианской церковью" [132. С. 71]. Имеется "сходство педагогических форм всех европейских народов", но есть и отличия, исходя из национальных систем воспитания. Он критически относился ко многим схоластическим упражнениям учеников европейских стран, но они оказывали существенное положительное влияние на остроумие, верность и силу рассудка человека. Опасным является для любого учебного заведения, "если в нем набито столько воспитанников, что наблюдение за ними (а иногда даже и самое знание их имен) становится для главного воспитателя невозможным...; умный воспитатель, обладающий энергичным характером..., при хорошей организации интерната может вести воспитание ста и даже полутораста воспитанников". Если учебное заведение является показательным по всем параметрам, то "таким заведением надобно дорожить как особенной милостыо Божией: его лелеять и беречь как дорогое многоплодное растение; и новый воспитатель, сменивший прежнего, должен всегда помнить, что на таком богатом соками корне можно многое привить, но что самого корня касаться недолжно" [132. С. 65].

Духовно-нравственное воспитание в педагогическом наследии К.Д. Ушипского

Изучая труды К.Д. Ушинского, становится ясным, что православие, по мнению великого педагога, является нравственным, этическим, эстетическим и педагогическим источником просвещения. Целью нравственного воспитания, по мнению К.Д. Ушинского, должно стать стремление каждого человека к совершенству: "Этот идеал надобно внедрять детям с детства, а этот идеал - Христос. Каждый христианин рожден для высшего совершенства!" [140. С. 323].

Условиями, можно сказать, началами нравственного воспитания должны стать внимание родителей и забота детей о матери и отце. Семейные поколенческие взаимоотношения определяют взамоотношения между людьми («ближними») в целом: «Где родители любят и уважают друг друга, там и дети будут любить и уважать их" [140. С. 318]. К.Д. Ушинский отмечает, что «...христианское понятие «ближний» часто принимает в русском промышленном человеке значение «родственника, семьянина» [132. С.439].

Он считал, что "христианская религия - явление историческое, а Бог -совесть человека". Основные нравственные нормы, по мнению русского педагога, изложены в Евангелии: "Люби других, как самого себя". «Мы рождаемся с правами..., мы негодуем на того, кто нарушает наши права..., образ этого нарушителя является для нас черным. Если мы... нарушаем также права другого черного, необходимый вывод, что мы также черны, а это противно врожденному стремлению человека к совершенству..., первые нравственные чувства: Бог - их основа. И наоборот: мы любим другого, когда он с нами поступает хорошо. Устанавливая образ хорошего человека, мы невольно сопоставляем его со своим собственным образом и стремимся быть хорошими, потому что стремимся к совершенству, к Богу ; не делай того другим, чего не хочешь, чтобы другие тебе делали". Это отрицательная форма совести, а вот ее положительная форма: "Делай другим то, что хочешь, чтобы тебе делали другие " [140. С. 300, 305]. Каким образом можно достичь данной формулы? По признанию К.Д. Ушинского, личность должна стремиться не только к кажущемуся совершенству, но к совершенству в своих собственных глазах, а для этого всегда следует поступать по совести.

К.Д. Ушинский не оставил без внимания и такую проблему, как стремление к совершенству и его отражение в моральных переживаниях, говоря, что "чувство справедливости возникает, с одной стороны, из глубины самосознания, а с другой - из искреннего стремления к совершенству... В глубине души всякого человека скрывается... признание равенства его личности со всякою другою личностью: христианство сделало его религиозным законом, это не мечтательное равенство людей перед сознанием" [140. С. 314]. Педагог напомнил нам, что не надо "мстить врагу -христианская добродетель; не давать хода чувству ненависти - обязанность каждого человека", а "до евангельской проповеди месть считалась не только правом, но и обязанностью" [140. С. 316-317].

Чтобы человек был добр, "он должен иметь мало потребностей и мало сравнивать себя с другими; существенно же злым делается он от того, что имеет множество потребностей и держится много чужого мнения", а отсюда следует вывод: "чтоб у человека потребностей было менее, чем сил удовлетворения их, - пусть довольствуется скромной долей и будет добр" [140. С. 320].

Ученый не обошел стороной и такого понятия, как мораль, которая "формируется в сношениях дитяти, как с взрослыми, так и с товарищами; но что морали не передашь детям ни наставлениями, ни наградами, ни наказаниями, это уже сделалось азбучным правилом опытной педагогики. В 2003-м году мною был сделан доклад в Регенсбургском институте по изучению восточных церквей и университете на тему "Основоположник русской христианской педагогики К. Д. Ушинский и классики немецкой психологии и педагогики" [199. С. 159-184; 203]. В этом городе около 150 лет тому назад была издана книга о Григории Нисском [217]. Для Ушинского самым любимым немецким философом, психологом и педагогом был Бенеке, которого он больше всех цитировал в своих научных трудах, и, в частности, рассматривая любовь к человечеству и отечеству Бенеке, наш педагог приводит его мысль о том, что "история и религия (христианская, конечно), принимающая, по словам Григория Нисского, целое человечество как бы одного человека, созданного по образу и подобию Божию, способны внушить чувство любви к человечеству и народу; но, надобно, конечно, чтобы чувство любви было уже выработано у дитяти, а оно вырабатывается в меньших размерах" [140. С. 347].

Не остался без внимания Ушинского и такой вопрос, как "практическое значение сердечных чувствований". Тема, которой занимались и другие ученые, как, например, религиозный философ Г.С. Сковорода (1722-1794), который много писал о сердечных явлениях [54]. Народный педагог писал: "Часто, например, человеку кажется, что он бескорыстен, доброжелателен в отношении других людей и искренно любит друзей своих, но пусть он внимательно прислушается к тому, каким звуком отзовется его сердце на новость о неожиданном обогащении или возвышении его друга. Если сердце его издаст звук веселый, то он может заключить, что у него действительно доброе сердце и что он искренно любит своего друга; если же звук этот будет печален, то пусть человек изменит мнение о своем сердце и своем отношении к друзьям", а "только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, -вполне хороший и надежный человек" [139. С. 118, 122]. Воспитать разумное терпение в человеке, - говорил Ушинский, - есть одна из самых сложных и самых важных задач воспитания. По мнению автора работы "Человек как предмет воспитания", можно много говорить о христианстве, которое определило такой идеал личности человека, который не стремится к наслаждениям, а живет, действует, страдает и умирает в мучениях, сохраняя при этом любовью к человеку и человечеству: «Стоит заглянуть в жизнь христианских мучеников, чтобы убедиться, что это не так и что главным двигателем героев христианства было вовсе не ожидание будущего блаженства и страх будущих мучений, но любовь к Учителю и любовь к человеку и человечеству» (курсив наш. - С.Ш.) [139. С.499].

Психология ясно доказывает нам, что любить наслаждения и сильно стремиться к ним можно только вследствие опытов наслаждения, что не тот человек более любит наслаждение, кто мало наслаждался, а напротив, тот, кто наслаждался много. Герои же христианства, по большей части, так мало наслаждались в жизни, что нет никакой психической возможности, чтобы у них образовалось сильное стремление к наслаждению: они просто увлекались деятельностью, которой отдавались всею душою, отдавались потому, что полюбили ее в лице своего великого Образца" [139. С. 499].

Похожие диссертации на Развитие идей православной педагогики в наследии К. Д. Ушинского