Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие идей коммунарской педагогики Полищук Анна Владимировна

Становление и развитие идей коммунарской педагогики
<
Становление и развитие идей коммунарской педагогики Становление и развитие идей коммунарской педагогики Становление и развитие идей коммунарской педагогики Становление и развитие идей коммунарской педагогики Становление и развитие идей коммунарской педагогики Становление и развитие идей коммунарской педагогики Становление и развитие идей коммунарской педагогики Становление и развитие идей коммунарской педагогики Становление и развитие идей коммунарской педагогики Становление и развитие идей коммунарской педагогики Становление и развитие идей коммунарской педагогики Становление и развитие идей коммунарской педагогики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Полищук Анна Владимировна. Становление и развитие идей коммунарской педагогики : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Полищук Анна Владимировна; [Место защиты: Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Архангельск, 2010.- 229 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1193

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Становление коммунарской педагогики как феномена педагогической теории и практики 18

1.1 . Теоретико-методологические основания изучения идей коммунарской педагогики как педагогического течения 18

1.2. Идейно-теоретические истоки и сущность содержания идей коммунарской педагогики 34

1.3. Эмпирический период в развитии идей коммунарской педагогики (середина 50-х —начало 60-х годов XX века) 54

Выводы по первой главе 63

Глава 2. Развитие идей коммунарской педагогики 66

2.1. Практико-аналитическии период в развитии идей коммунарской педагогики (начало 60-х - первая половина 80-х годов XX века) 67

2.2. Интеграционный период в развитии идей коммунарской педагогики (вторая половина 80-х-90-е годы XX века) 82

2.3. Инновационный период в развитии идей коммунарской педагогики (первое десятилетие XXI века) 102

Вывод по второй главе 113

Глава 3. Опыт творческого воплощения идей коммунарской педагогики 116

3.1. Архангельский городской штаб школьников имени А.П.Гайдара как общественно-педагогическое явление 116

3.2. Опыт деятельности Архангельского городского штаба школьников имени А.П.Гайдара как отражение идей коммунарской педагогики 131

Выводы по третьей главе 151

Заключение 153

Список литературы 159

Приложения

Введение к работе

Начало XXI века характеризуется ориентацией практиков и теоретиков педагогического сообщества, политиков государства в области образования на повышение роли воспитания в современном образовательном процессе. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано, что «воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития» [99, с.270]. В этой ситуации сохраняет актуальность проблема изучения историко-педагогического наследия отечественной воспитательной практики, накопившей богатейший положительный опыт. Мы разделяем точку зрения Н.Ф.Басова относительно подхода к изучению историко-педагогического знания: «...творчески-критическое изучение и обобщение ранее выполненных исследований сможет способствовать отбору в них конструктивных выводов и положений, актуальных для создания системы ценностных ориентации целостного процесса воспитания...» [13, с.234]. В частности, изучение феноменов общественно-педагогической активности (скаутизма, пионерии, коммунарства и т.п.), развития идей в истории отечественной педагогической науки с целью выявления точек их соприкосновения и специфики представляется нам важным в условиях современной социокультурной ситуации. Т.В.Трухачёва отмечает, что «...становление и развитие нового статуса происходит на базе и с учетом предшествующего опыта, осмысление и анализ которого представляет особую ценность как для развития теории, так и практики современного детского движения» [195, с. 19].

Представленная тема диссертационного исследования имеет актуальность по следующим причинам.

В связи с кардинальными изменениями в социально-экономической ситуации начала 90-х годов XX века в российском обществе произошел процесс глобальной переоценки ценностей, что привело к ситуации кризиса социальных ценностей, нравственных принципов, идеалов, к неоправданному снижению значимости таких воспитательных идей-ценностей, как коллектив, долг, патриотизм, товарищество и др.

Обращение внимания к вопросам ценностного наполнения содержания современного процесса воспитания усиливает значимость проблемы коллективных отношений в становлении личности, поскольку в коллективе происходит освоение социальных ролей, создаются условия для самореализации, формируются качества личности, традиционные для русской духовно-нравственной культуры, что нашло отражение в целом ряде документов. В частности, в «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» определены приоритетные задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе...» [99, с.270]. В связи с этим возрастает актуальность идей коллективного воспитания, воспитательных отношений содружества и товарищества, заботы, гражданской ответственности, которые были обоснованы в трудах отечественных педагогов XX века. Обозначенные идеи отражают ценностное содержание коммунарской педагогики, которая рассматривается в данном исследовании как педагогическое течение в теории и практике отечественного воспитания XX века.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена значимостью историко-педагогического изучения идей коммунарской педагогики с аксиологических позиций как одного из ценностных ориентиров для современной школьной воспитательной практики, деятельности детских и молодежных объединений и организаций, профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов.

Аксиологические основания коммунарской педагогики соответствуют современной цивилизационнои ступени - «креативно-педагогической». По мнению И.А.Колесниковой, на данном этапе происходит «возврат каждого индивида к естественной педагогической деятельности как сотворчеству взрослого и ребенка, универсальному способу бытия, в недрах которого будут осуществляться осмысление и оценка инновационного типа» [90, с.86]. Утверждение «креативно-педагогической ступени» в образовательной и воспитательной практике требует организации соответствующей подготовки будущих специалистов, осмысления не только новых педагогических концепций, но в логике лучших традиций - опоры на опыт предшественников (их идей). Идеи коммунарской педагогики значимы для современной воспитательной практики как научное обобщение конкретного исторического опыта.

Степень теоретической разработанности проблемы. Идейно-теоретические истоки коммунарской педагогики связаны с деятельностью таких отечественных педагогов, как С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко и др.; опытом коммун 20-х годов XX века, пионерской и школьной комсомольской организаций; тимуровского движения и др.

В педагогической науке проблема коммунарства явилась предметом научного исследования, выполненного И.П.Ивановым — основоположником коммунарской методики. Отдельные аспекты опыта педагогической деятельности и научного наследия И.П.Иванова проаналртзированы его учениками, последователями и соратниками: развитие коммунарского движения (И.Д. Аванесян, О.С. Газман, А.В. Мудрик, Р.В. Соколов, А.В.Шубин и др.); воспитание нравственных идеалов у коммунаров в процессе коллективной жизнедеятельности (М.Г.Казакина, Н.Н.Ильина и др.); коммунарская методика и проблемы ее интерпретации (О.СГазман,

В.А.Караковский, О.В.Лишин, В.И.Максакова, С.Д.Поляков, Е.В.Титова, С.А.Шмаков и др.); забота и заботливое отношение к людям как сущностные категории коммунарского воспитания (И.Д.Аванесян, Н.П.Царёва и др.); воспитательные возможности коллективной организаторской деятельности (Л.Г. Борисова, Л.С.Нагавкина и др.); воспитание демократической культуры в коллективной организаторской деятельности (Л.Ю.Гордин, А.Н.Лутошкин, С.М.Платонова, Л.И.Уманский и др.); педагогическая система И.П.Иванова в контексте духовно-нравственного воспитания школьников (О.Н.Маслюк и др.). В 60-е - 80-е годы XX века в советской педагогике была актуализирована идея формирования и развития коллектива (Р.М.Бескина, И.П.Иванов, М.Г.Казакина, Т.Е.Конникова, А.Г.Кирпичник. В.И.Максакова,

Л.И.Новикова и др.). В этот же период Л.В.Алиевой, С.А.Коваль, В.В.Лебединским, К.Д.Радиной, Е.И.Тихомировой, С.Е.Хозе,

З.А.Ходоровской, Б.Е.Ширвиндтом и другими исследовалась роль пионерской и школьной комсомольской организаций в различных направлениях деятельности.

В процессе распространения и освоения идей коммунарской педагогики исключительно важную роль сыграла журналистская общественность (И.И.Зюзюкин, В.Ф.Матвеев, О.В.Мариничева,

В.Н.Румянцева, С.Л.Соловейчик, В.Р.Хилтунен и др.).

Однако недостаточно изученными остаются проблемы аксиологического основания идей коммунарской педагогики, их содержательного изменения и интерпретации в историко-педагогическом знании.

Теоретическую основу исследования составили идеи о:- методологических и теоретических основах историко-педагогических исследований (М.В.Богуславский, Т.С.Буторина, С.Ф.Егоров,

Г.Б.Корнетов, Д.И.Латышина, З.И. Равкин, Л.А.Степашко, А.Д.Цирульников и др.); - сущности коммунарской методики и коммунарского движения (И.Д.Аванесян, О.С.Газман, И.П.Иванов, О.В.Лишин, В.И.Максакова, С.Д.Поляков, Р.В.Соколов, Е.В.Титова, Н.П.Царёва, С.А.Шмаков и др.); ценностных основаниях воспитательной практики (Т.К.Ахаян, С.В.Бобрышов, Е.В.Бондаревская, З.И.Васильева, И.А.Зимняя, В.А.Караковский, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров, Н.Е. Щуркова и др.); ценностных ориентациях детского и молодежного движения (Л.В.Алиева, Н.Ф.Басов, М.В.Богуславский, В.Б.Ежеленко, Ю.В.Кудряшов, В.В.Лебединский, К.Д.Радина, Т.В.Трухачёва, Б.Е.Ширвиндт и др.); интеграции педагогической науки и практики с позиций ценностно-ориентационного подхода (Н.М.Борытко, И.А.Колесникова, Н.В.Седова, А.П.Тряпицына, Е.И.Тихомирова, А.В.Кирьякова, А.В.Мудрик и др.); взаимовлиянии личности ребенка и детского коллектива в процессе их развития (Р.У.Богданова, И.П.Иванов, М.Г.Казакина, В.А.Караковский, Т.Е.Конникова, А.С.Макаренко, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, С.Т.Шацкий и др.).

Методологическим основанием изучения процесса становления и развития идей коммунарской педагогики мы определяем деятельностный и аксиологический подходы, опираясь на труды А.Г.Асмолова, С.В.Бобрышова, М.В.Богуславского, Н.В.Бордовской, В.А.Караковского, В.В.Краевского, А.В.Кирьяковой, Т.Е.Конниковой, Г.Б.Корнетова, С.В.Кульневич, А.Н.Леонтьева, Н.Д.Никандрова, А.В.Петровского, С.Д.Полякова, З.И.Равкина, Е.В.Титовой, Э.Г.Юдина и др.

Деятельностный подход к воспитанию означает, что всестороннее развитие личности возможно в деятельности, в процессе жизнетворчества, совместной деятельности субъектов воспитательных отношений. В коммунарской системе воспитания деятельность приобретает творческую, созидательную направленность с ориентиром на будущее коллективное и личностное становление, в этом проявляется ее ценность. Аксиологический подход предполагает выявление приоритетных идей-ценностей, лежащих в основе коммунарской педагогики. Говоря об аксиологических проблемах исторических исследований образования, З.И.Равкин указывает: «...В перспективе дальнейшие исследования данной проблемы должны усилить внимание к конструктивно-созидательному аспекту - не только фиксировать то, что дает исторический опыт в плане ценностных ориентации образования, но и на основании изучения и обобщения этого опыта конструировать модели новых аксиологических целей, актуальных для определения стратегии развития отечественного образования на современном этапе...» [156,с.Ю].

С аксиологических позиций значимым является не только факт деятельности коммунарских объединений в рамках коммунарского движения и их опыт работы, а идеи и ценности, которые представляют собой методологический фундамент коммунарской педагогики. Понятия «коммунарская методика», «коммунарское движение» отражают идеи организации практической деятельности коммунарских коллективов (методический и практический уровни). В связи с этим необходимо введение в научный оборот понятия «коммунарская педагогика», относительно которого идеи рассматриваются с методологических (аксиологических) позиций.

Актуальность исследования обусловлена следующими противоречиями: - между высоким уровнем обоснования деятельностных основ коммунарской педагогики и недостаточностью научного изучения ее аксиологических оснований; - между широкой распространенностью форм и методов коммунарского движения и недостаточностью научного осмысления опыта деятельности объединений коммунарского типа с аксиологических позиций; - между активным процессом использования идей коммунарской педагогики в деятельности современных детских и молодежных объединений, в практике школьного воспитания и нередко отсутствием знания их историко-педагогических основ у современных педагогов, необоснованным отказом от использования понятия «коммунарский».

Названные противоречия обозначили проблему исследования, которая состоит в выявлении аксиологических оснований коммунарской педагогики, актуализации ее историко-педагогической значимости.

Объект исследования - коммунарская педагогика как педагогическое явление.

Предмет исследования — процесс становления и развития идей коммунарской педагогики.

Цель работы - раскрыть содержательное развитие идей коммунарской педагогики с аксиологических позиций в историко-педагогическом контексте.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что изучение коммунарской педагогики как течения с позиций педагогической аксиологии, основу которого составит ориентация на выявление идей и ценностей с учетом меняющихся историко-культурных, социально-педагогических условий их развития, субъектов распространения, пространства реализации, позволит определить сущность ее ценностно-смыслового содержания в историко-педагогическом контексте.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть понятие «коммунарская педагогика» в структуре педагогического знания.

2. Определить теоретико-методологические основания изучения идей коммунарской педагогики.

Выявить сущность содержания идей коммунарской педагогики с аксиологических позиций.

Выделить периоды развития идей коммунарской педагогики и осуществить историко-педагогическии анализ их практической реализации в коммунарском движении.

5. Обобщить региональный опыт реализации идей коммунарской педагогики в деятельности объединения коммунарского типа (Архангельского городского штаба школьников имени А.П.Гайдара - АГ1ПШ).

Методы исследования. Для достижения поставленной цели и решения исследовательских задач в работе использовался комплекс методов. Общетеоретические методы научного познания: сравнение, типологизация и систематизация, анализ педагогической литературы, историко- сравнительный метод; общепедагогические методы: изучение, анализ и обобщение историко-педагогического опыта; эмпирические: диагностические (интервьюирование, анкетирование, беседа); метод экспертной оценки; изучение и обобщение практического педагогического опыта.

Источниковую базу исследования составили:

Письменные опубликованные источники:

1. Повествовательные источники: научные труды И.П.Иванова [58-64], работы его учеников (И.Д.Аванесян, Л.Г.Борисова и др.); единомышленников и последователей (М.Г.Казакина, О.С.Газман, В.А.Караковский, Е.В. Титова и др.)

2. Периодическая печать: Газеты «Комсомольская правда» (в т.ч. приложение «Алый парус»), «Учительская газета», на страницах которой публиковался материал по проблемам «педагогики сотрудничества», реализации опыта педагогов-новаторов. Региональные газеты «Правда Севера», «Северный комсомолец», материалы которых освещали деятельность Архангельского городского штаба школьников имени А.П.Гайдара.

3. Материалы текущего архива музея Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Архив систематизирован следующим образом: обзор периодической печати по проблемам коммунарской методики; труды И.П.Иванова, И.Д.Аванесян, Е.В.Титовой, Л.Г.Борисовой и др.; авторефераты диссертационных исследований по проблемам коммунарской методики, «педагогики общей заботы»; материалы, дневники Коммуны юных фрунзенцев (КЮФ), отчеты о сборах в Ефимовском районе, материалы о Коммуне имени Макаренко (КиМ); материалы, проекты деятельности членов ассоциации «Педагогики социального творчества»; использование коммунарского опыта в современной деятельности школ г. Санкт-Петербурга; материалы о конференциях, посвященных вопросам коммунарской методики, юбилеям И.П. Иванова.

Письменные неопубликованные источники:

1. Делопроизводительная документация АГТЇТТТІ: годовые планы, планы проведения мероприятий и сборов, итоговые отчеты об их проведении.

Источники личного происхождения: воспоминания руководителей, членов, участников АГШШ.

Материалы анкет и интервью участников и членов АГШШ.

5. Электронные ресурсы: сайты («Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика» (), подготовленный бывшими участниками коммунарского движения — кимовцами; «Неформальная социотехника и альтернативная педагогика» ( созданный Р.В.Соколовым и другими). Мультимедийное учебное пособие «Хрестоматия по детскому движению» (2002 год), составленное на основе компакт-дисков: «Общественное внесемейное внешкольное воспитание в

России на рубеже веков» (2000 год) и «Коммунарская энциклопедия от Ричарда Соколова» (2001 год).

6. Отдельную группу источников составляют тексты коммунарских девизов, законов, речевок и т.п. Источники этой группы позволяют выявить своеобразие субкультуры и традиций коммунарских объединений.

Организация исследования. Первый этап (2004 — 2005 гг.): актуализация имеющегося материала по данной теме; формулировка и определение степени изученности темы исследования, определение теоретико-методологической базы и категориального аппарата исследования.

Второй этап (2005 - 2008 гг.): уточнение теоретических позиций, анализ и систематизация основополагающих идей коммунарской педагогики, изучение практики коммунарского движения.

Третий этап (2008 - 2009 гг.): оформление результатов исследования, обобщение, систематизация, формулировка научных выводов работы, представление итогов исследования.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что: определены теоретико-методологические основания изучения идей коммунарской педагогики как педагогического течения (направленность на выявление базовых идей-ценностей с позиций аксиологического подхода); уточнены базовые понятия коммунарской педагогики («коммунарская методика», «коммунарское движение», «коммунарство», «коммунарская система воспитания» и др.); выявлена содержательная сущность идей коммунарской педагогики в историко-педагогическом контексте (их гуманно-демократический и социально-нравственный характер); разработана типология идей коммунарской педагогики на основе аксиологического подхода (идеи-ценности; идеи-цели; идеи-способы; идеи-традиции).

Теоретическая ч значимость диссертационного исследования заключается в том, что: раскрыты теоретико-методологические основания феномена коммунарскои педагогики с позиций аксиологического подхода; теория воспитания обогащена знаниями о сущности ценностно-смыслового содержания коммунарскои педагогики как педагогического течения; обоснована периодизация и охарактеризованы периоды развития идей коммунарскои педагогики в теории и практике отечественного воспитания; расширено знание о содержательном изменении идей коммунарскои педагогики в историко-педагогическом развитии с аксиологических позиций и их реализации в практике детских и молодежных организаций.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что: результаты исследования о сущности ценностно-смыслового содержания идей коммунарскои педагогики могут быть использованы в процессе организации современной практики воспитания; осмыслен воспитательный опыт Архангельского городского штаба школьников имени А.П.Гайдара с позиций реализации идей коммунарскои педагогики в деятельности внешкольного объединения; раскрыты возможности использования его результатов в современной практической деятельности детских и молодежных организаций, школьной воспитательной практике, в процессе подготовки педагогов-организаторов и т.п.; разработана программа спецкурса для студентов «Технологии организации воспитательного процесса в образовательном учреждении на основе идей коммунарскои педагогики»; материалы диссертации могут быть использованы при построении педагогических практико-ориентированных спецкурсов, в рамках психолого-педагогических дисциплин.

Основные положения, выносимые на защиту:

Коммунарская педагогика представляет собой течение в истории отечественной педагогической науки (50-е — 70-е годы XX века), в основе которого находится ключевая концептуальная идея организации коллективного творческого воспитания в условиях содружества поколений, создания гуманно-демократических воспитательных отношений, ориентированных на общую творческую и социальную заботу об улучшении окружающей жизни на радость и пользу людям.

Базовыми понятиями коммунарской педагогики являются: «идеи коммунарской педагогики» как ценностно-ориентирующее ядро; «коммунарская методика» как система идей-способов организации коммунарской деятельности; «коммунарское движение» как сфера практической реализации этих идей; «коммунарство» как социально-общественное явление, отражающее в целом коммунарскую субкультуру.

3. Аксиологическими основаниями коммунарской педагогики являются: идеи-ценности: Воспитательные отношения; Коллектив; общая Забота; Добро; Борьба; Содружество; Товарищество; Дело; Труд; Творчество; идеи-цели: всестороннее гармоничное развитие каждого субъекта коллектива при условии создания отношений творческого взаимодействия поколений; организация коллективной деятельности в содружестве старших и младших, направленной на заботу об окружающей жизни на пользу и радость людей, утверждающей товарищеский (гуманно-демократический) и творческий характер воспитательных отношений; формирование активной жизненной позиции; воспитание чувства ответственности и коллективизма; создание условий для самореализации каждого субъекта деятельности; идеи-способы: организация включения субъектов воспитательных отношений в коллективную творческую деятельность (КТД) и организаторскую общественно полезную деятельность (КОД); реализация единства методов и приемов товарищеского побуждения, приучения и убеждения; организация системы самоуправления коллектива; идеи-традиции: преемственность поколений; общая (гражданская, творческая, практическая) забота; коллективное творчество, романтика как ориентация на нравственный идеал; коллективная творческая и организаторская деятельность; коммунарские сборы; ритуалы, заповеди, законы, сложившиеся в коммунарских коллективах и др.

4. Идеи коммунарской педагогики прошли в своем развитии следующие периоды:

Эмпирический период (середина 50-х - начало 60-х годов XX века). Зарождение и становление идей коммунарской педагогики, стадия их первоначального научно-теоретического обоснования и опытно-экспериментальной апробации.

Практико-аналитический период (начало 60-х - первая половина 80-х годов XX века). Активное освоение идей коммунарской педагогики в практике коммунарского движения; их осмысление на научно-методологическом уровне.

Интеграционный период (вторая половина 80-х - 90-е годы XX века). Процесс интеграции идей коммунарской педагогики в педагогические направления (в частности, «педагогика сотрудничества»), авторские концепции, в деятельность образовательных и воспитательных учреждений.

Инновационный период (первое десятилетие XXI века). Творческая интерпретация идей коммунарской педагогики в современной образовательной практике, в опыте детских и молодежных объединений и организаций.

5. Архангельский городской штаб школьников имени А.П.Гайдара (АГТТПП) представляет собой типичное и вместе с тем уникальное объединение коммунарского типа, реализующее в практике с начала 60-х годов XX века идеи-ценности, идеи-цели, идеи-способы коммунарской педагогики, которые способствовали формированию идей-традиций, обеспечивающих преемственность поколений. АГТТТТТТ - педагогический феномен, в деятельности которого идеи коммунарской педагогики эволюционируют с учетом меняющихся социокультурных условий, подтверждая процесс их развития в истории отечественного воспитания.

Перспектива развития исследуемой проблемы может быть связана с научно-теоретическим обоснованием использования идей коммунарской педагогики в дальнейшей воспитательной практике; уточнением инновационных характеристик содержательного наполнения этих идей на новом этапе; научно-методической разработкой педагогической партитуры (своеобразного сценария педагогического действия), отражающей логику воспитательных отношений субъектов педагогического процесса; обоснованием проблем подготовки педагогов-практиков и организаторов детского и молодежного движения к использованию идей коммунарской педагогики.

Теоретико-методологические основания изучения идей коммунарской педагогики как педагогического течения

Идеи коммунарской педагогики в истории отечественной педагогической науки в основном рассматривать с позиции деятельностного подхода. В деятельности коммунарских объединений, опыте работы коммунарских педагогов-воспитателей прослеживалась идея-цель формирования личности коммунистической направленности как отражение идеи всестороннего гармоничного развития личности с активной жизненной позицией. С одной стороны, это было определено идеологическими ориентирами советской эпохи, с другой, - связано с личностными ценностными установками педагога и воспитуемой личности. На современном этапе развития педагогического знания теоретико-методологическим основанием изучения сущности содержания идей коммунарской педагогики нами определяется аксиологический подход, который позволяет рассматривать их [идеи] с позиции ценности в истории отечественного воспитания и значимости для современности с учетом социокультурных изменений. С аксиологических позиций значимым является не только факт деятельности коммунарских объединений в рамках коммунарского движения и их опыт (технология) работы, а идеи и ценности, которые составляют методологический фундамент коммунарской педагогики. В свою очередь, деятельностный подход способствует исследованию организации коммунарского воспитания, основных приоритетов его направленности и развивающего потенциала для формирования личности. Синтез данных подходов способствует наиболее полному отображению процессов становления и развития идей, определению аксиологических оснований коммунарской педагогики относительно направленности и содержания деятельности.

По мнению С.В.Бобрышова, «аксиологический подход ориентирует на анализ историко-педагогического процесса, исходя из широты и глубины представленности в нем феномена ценностей, которые сами по себе, по крайней мере, основные из них, остаются постоянными на разных этапах развития человеческого общества. ...ценности, несущие в себе гуманистическую ценностную ориентацию (гуманистическое начало), независимо от исторически обусловленных индивидуальных трактовок, объективных или конъюнктурных переосмыслений и переоценок нисколько не потеряли актуальности и сегодня...» [18, с.84-85]. Основу коммунарской педагогики составляют гуманно-демократические идеи-ценности, сохраняющие актуальность на современном этапе развития теории и практики отечественного воспитания. «

Теоретический анализ работ (С.Д.Поляков, Л.А.Степашко, А.М.Цирульников и др.) позволил выявить, что «коммунарская педагогика» рассматривается как синоним понятий «педагогика коллективной творческой деятельности», «коммунарская методика». Необходимо отметить, что в педагогической терминологии отсутствует научное определение понятия «коммунарская педагогика» (при наличии определений описательного характера).

Л.А.Степашко отметила, что «коммунарская педагогика, рождавшаяся в теоретическом и экспериментальном опыте Игоря Петровича Иванова (создание в Ленинграде в 50-е годы районной школы пионерского актива — «фрунзенской коммуны», студенческой коммуны им. Макаренко), в 60-е годы воплощалась в деятельности многочисленных клубов юных коммунаров, в организации жизнедеятельности пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орлёнок», в работе единомышленников Иванова - воспитателей пионерских лагерей, классных руководителей, организаторов воспитательной работы школы» [185, с.260]. По ее мнению, философско-педагогическим обоснованием «коммунарской педагогики явились идея коллективизма как «фундамент коллективистской нравственности» и концепции «воспитательного коллектива в советской педагогике» [185, с.260]. Л.А.Степашко ценностно-смысловым ядром в понятии «коммунарская педагогика» определяет идею коллектива (коллективизма). Мы также считаем, что идейно-теоретическими основаниями коммунарской педагогики являются идеи теории коллективного воспитания. В связи с этим идея коллектива представлена как одна из основополагающих, но, по нашему мнению, она не является единственной в обосновании ее ценностно-смыслового содержания.

Одним из первых обратился к осмыслению идеологии педагогики коллективной творческой деятельности С.Д.Поляков, выделив следующие идеи: коллективная организация деятельности; коллективное творчество; коллективное целеполагание; ситуации-образцы; эмоциональное насыщение жизни коллектива; общественная направленность деятельности коллектива [149, с.5]. Он оперирует понятием «коммунарская педагогика» в качестве синонима «педагогики общей заботы», а также «педагогики коллективной творческой деятельности» и «коммунарскои методики»: «...Обычно этот феномен - коллективное творческое дело — рассматривают в контексте педагогики общей заботы (коммунарскои педагогики)...» [152, с.100]. По его мнению, методика воспитательной работы является коммунарскои, «если ее ядром, ее сутью является такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе, деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям» [149, с.4]. Процесс выделения идей в данном случае осуществлен на методическом (практическом) уровне, то есть выделены преимущественно идеи-способы организации коллективной деятельности, частично идеи-цели. Мы считаем, что по своему смысловому значению «коммунарская педагогика» является не производным, а родовым понятием. Формулировка понятий «педагогика коллективной творческой деятельности», «коммунарская методика» в большей степени отражает операционно-деятельностный компонент без учета аксиологических оснований, которые определяют сущностную характеристику идей коммунарскои педагогики.

Таким образом, обращение к понятиям «коммунарская методика», «коммунарское движение» позволяет выявить идеи организации и осуществления практической деятельности коммунарских коллективов, поэтому с целью рассмотрения коммунарских идей с методологических позиций целесообразно введение в научный оборот понятия «коммунарская педагогика» как течения, в рамках которого развиваются его основополагающие концептуальные идеи. Под понятием «течение» в педагогической науке понимают «изменение развития научной мысли, направленное на утверждение исходной идеи», то есть «педагогическое течение — развиваемая в теории и практике целостная педагогическая концепция, построенная на оригинальной основополагающей идее или принципе» [191, с. 111]. Комму нарекая педагогика определяется нами как педагогическое течение, исходя из признаков, выделенных Е.В.Титовой [191, с.112]: «наличие ведущей ключевой идеи»; «наличие сторонников и противников идеи»; «возникновение и развитие течения в педагогической науке связано с возникновением и развитием педагогического движения в практике»; «развитие знания на различных его уровнях» (уровень методологии, уровень истории, уровень теории, уровень методик, уровень практики); «особенность понятийного аппарата».

На основе анализа работ И.П.Иванова и других (в частности, И.Д.Аванесян, Е.В.Титовой, Н.П.Царёвой) выявлено, что ключевой концептуальной идеей ценностно-смысловой системы коммунарской педагогики является идея организации коллективного творческого воспитания в условиях содружества поколений, создания гуманно-демократических воспитательных отношений, ориентированных на общую творческую и социальную заботу об улучшении окружающей жизни на радость и пользу людям.

Идейно-теоретические истоки и сущность содержания идей коммунарской педагогики

Идеология коммунарской педагогики раскрыта в научно-педагогическом наследии И.П.Иванова и отражает личностно-ценностные ориентации ученого советской исторической эпохи. Но вместе с тем как любое педагогическое явление коммунарская педагогика имеет идейно-теоретические истоки, а коммунарское движение как исторически обусловленное общественно-педагогическое движение — предпосылки.

Р.В.Соколов, говоря о деятельности И.П. Иванова и его сподвижников, отмечает: «Изучение предшественников позволило сформулировать ряд альтернативных идей, принципов, вычленить ряд приемов и методов, которые постепенно превратились в стройную, цельную концепцию, в то, что позже стали называть «коммунарскои методикой», «теорией и методикой коллективного творческого воспитания» [172, с.76].

По мнению И.П.Иванова, система коммунистического воспитания направлена на реализацию «процесса всестороннего гармоничного развития личности строителя и гражданина коммунистического общества под таким целенаправленным воздействием, в такой целенаправленной деятельности, которые имеют характер товарищеской, коммунистической заботы об общем деле» [61,.с.23].

В своей практической деятельности в 50-е годы XX века (опыт работы в Ленинградском обкоме и Центральном Комитете комсомола) и научно-теоретическом опыте И.П.Иванов обосновывал идею-ценность Воспитательных отношений [идеи-ценности в тексте диссертации обозначены прописной буквой - А.П.], определяющую, по его мнению, основу и характер процесса воспитания: «Соответствие характера воспитательных отношений целям той или иной воспитательной системы является решающим условием ее результативности, то есть достижения этих целей» [64,с.П0]. Он обратил внимание на «увеличение у детей рецидивов потребительской психологии», на «одностороннее умственное развитие» [139, с.9-Ю]. Причину этого он усматривал в односторонности объективных воспитательных отношений; в потребительском личностном отношении к окружающему [61, с. 18-19]; в проявлении формализма в воспитании, определяемого им как «дробление воспитательного процесса; погоня за количеством воспитательных воздействий; односторонность трактовки того или иного воздействия; косность форм воспитательных воздействий, традиционный, консервативный подход к воспитательной работе; безликость воспитательных воздействий, отсутствие индивидуально-дифференцированных форм; незавершенность, неполнота воспитательных воздействий (односторонний обучающий характер); внешне показной характер воспитательного процесса» [139, с. 11-12]. Как показало исследование, идея Воспитательных отношений является одной из основополагающих в системе идей коммунарской педагогики, которые составляют коммунарскую идеологию, то есть «систему взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности» [148, с.32].

Идейно-теоретические истоки коммунарской педагогики мы связываем с педагогическим наследием, прежде всего, СТ. Шацкого и А.С. Макаренко. В работах И.П.Иванова присутствуют прямые ссылки на опыт А.С.Макаренко, который им и его учениками активно исследовался в период деятельности «Союза энтузиастов». Р.В.Соколов указывает на причастность идей коммунарской методики к педагогическому опыту С.Т.Шацкого: «...Есть основание-полагать, что на самом деле «сэновцам» был ближе даже не опыт А.С.Макаренко, а опыт С.Т.Шацкого..., но называть свою организацию «клубом» или «колонией» «сэновцы» не стали, так как эти термины в те годы ассоциировались совсем с другими явлениями» [ 172, с.76].

По мнению С.Т.Шацкого, воспитание есть процесс организации детской жизни: «основная идея детского клуба - создание центра, где организуется детская жизнь на основании требований, исходящих из детской природы» [209, с.258]. По его мнению, детские сообщества появляются в силу потребности «учиться жить, приспосабливаться к жизни» [209, с.259] и основываются на детских инстинктах (общительности, исследования, работы, созидания, проявления себя, творчества, подражательности). Следовательно, С.Т.Шацкий утверждал, что наиболее эффективная организация детской жизни возможна в условиях коллектива (идея развивалась на примере деятельности общества «Сетлемент», общества «Детский труд и отдых», колонии «Бодрая жизнь»), что позволяет рассматривать Коллектив как идею-ценность, а включение субъектов воспитательных отношений в коллективную деятельность как идею-способ. Идею-ценность Коллектива он и его коллеги обосновали с помощью определения основных детских инстинктов и признаков организованного детского коллектива, которые можно сформулировать как самостоятельные идеи-способы: «бодрая жизнь детей» (то есть жизнь, наполненная разумным содержанием, трудом, самообслуживанием, игрой, театром, музыкой и спортом); наличие органов самоуправления.

Деятельность С.Т.Шацкого и его коллег, основанная на изучении роли социальной среды в процессе воспитания личности, носила социальный и культурно-воспитательный характер: «...свободного ребенка не существует, а существует ребенок, отражающий всевозможные воспитательные влияния среды» [209, с.36]. Он писал: «Особенно было бы важно введение в школу социальных навыков - устройство кружков - «товарищеских предприятий» (взаимопомощь), общественных детских библиотек вместе с организованным чтением, беседами и рассказыванием, детского клуба, площадки для игр, экскурсий, путешествий, кочевок и общественных работ (трудовые дружины, школьный сад и огород)» [209, с. 180].

А.С.Макаренко также определял идею-ценность Коллектива как основополагающую (результатом явилась разработка теории коллектива), рассматривая ее «первой целью воспитания» [115, с.47]. Он считал, что становление индивидуального опыта осуществляется только во взаимосвязи с коллективным: «... личность ... не объект воспитательного влияния, а его носитель - субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы коллектива» [114, с. 142]. По мнению педагога, коллективизм характеризуется умением работать в коллективе; способностью к коллективному творчеству; товарищеской солидарностью и взаимопомощью, ответственностью; активным участием в коллективной деятельности; умением приказать и подчиниться товарищу, потребностью подчинить свои интересы коллективу; принятием коллективных перспектив и традиций как своих собственных; заботой о своем коллективе.

Практико-аналитическии период в развитии идей коммунарской педагогики (начало 60-х - первая половина 80-х годов XX века)

Период начала 60-х - первой половины 80-х годов XX века в развитии идей коммунарскои педагогики мы определяем как практико-аналитическии, то есть как начало их широкого (массового) практического освоения в рамках коммунарского движения и обобщения (анализа) опыта их реализации на теоретическом уровне.

В начале 60-х годов XX века одним из субъектов распространения идей коммунарскои педагогики и обобщения опыта работы объединений коммунарского типа явилось журналистское сообщество (И.И.Зюзюкин, О.В.Мариничева, С.Л.Соловейчик, В.Р.Хилтунен и др.). При газете «Комсомольская правда», которая стала не только пропагандистом, но и организатором коммунарского движения, С.Л.Соловейчик создал приложение «Алый парус». Материал об опыте отдельных коммунарских коллективов освещался областными и районными газетами, которые являются источниковой базой для современных исследований по проблемам коммунарского движения.

В 1962 году «Комсомольская правда» объявила о создании заочного «Клуба юных коммунаров» (КЮК) в ответ на публикацию статьи С.Л.Соловейчика «Фрунзенская Коммуна». Всесоюзный клуб юных коммунаров явился «центральным институтом» секций юных коммунаров («спутников-коммун»), которые создавались на территории страны и способствовали распространению на локальном уровне идей заботы молодежи о своей и окружающей жизни, коллективного творческого воспитания.

Одним из центров практического освоения и реализации идей коммунарскои педагогики в этот период явился Всероссийский пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Орлёнок», в котором летом 1962 года была организована смена при активном участии членов КЮФ и представителей секций ККЖ разных городов страны.

И.П.Иванов в течение 1962 - 1963 годов предполагал реализовать идеи коммунарскои педагогики не в рамках отдельного коллектива, а в масштабах города с целью обоснования концепции коммунарского воспитания. Однако эта идея не была поддержана в КЮФ, что послужило причиной его ухода (осенью 1962 года) из коммуны, деятельность которой продолжилась под руководством Ф.Я.Шапиро, М.Г.Казакиной и др. (до 1972 года). Опыт работы КЮФ этого периода представлен в книге С.Л.Соловейчика «Фрунзенская коммуна» (1969 год).

Летом 1963 года при содействии газеты «Комсомольская правда» и ЦК ВЛКСМ в «Орлёнке» состоялась специальная встреча старшеклассников. С этого периода в развитии идей коммунарскои педагогики обозначились процессы их активного освоения и интерпретации в деятельности многочисленных объединений страны.

Практическая реализация идей коммунарскои педагогики в «Орлёнке» связана с именами многих вожатых и руководителей дружин. В его деятельности наибольшее развитие получили идеи-способы коммунарскои педагогики, направленные на реализацию идей-ценностей и достижение идей-целей формирования активной жизненной позиции, воспитания чувства ответственности, коллективизма. В частности, с точки зрения видов деятельности содержательно дополнились идеи-способы организации самоуправления; включения субъектов воспитательных отношений в систему коммунарских сборов; их включения в коллективную творческую и организаторскую деятельность посредством системы советов дел; осуществилось становление идеи-способа самоорганизации коллектива в краткосрочный период. В опыте «Орлёнка» получила оформление идея-ценность Романтики как отражение возрастных особенностей и потребностей подростков. Временные коммунарские коллективы «Орлёнка» использовали опыт КЮФ, распространяли его на локальном уровне, что способствовало становлению и утверждению идей-традиций (в частности, преемственности поколений).

Этот период характеризовался началом становления коммунарской системы воспитания в пионерских лагерях («орлятская педагогика»). В частности, в деятельности пионерского лагеря «Маяк», создателями которого явились О.С.Газман и В.Ф.Матвеев, стоявшие у истоков внедрения идей коммунарской педагогики в деятельность «Орлёнка». Важнейшая задача воспитания, по их мнению, заключается в том, как сделать общественный идеал человека личным идеалом каждого. Для решения этой задачи авторами были предложены два варианта. Первый заключается в том, что воспитатель сначала вовлекает воспитанников в интересные занятия, затем включает их в общественно значимые дела (идея-ценность Дела, Заботы, идея-способ КТД). При втором варианте - в основе деятельности воспитанников лежит принятый сообща идеал (как идея-ценность), в котором заложены нравственный образец личности, эталон отношений к миру, к делу, к себе, к товарищам. Последний вариант получил развитие в воспитательном пространстве «Орлёнка», чему способствовала система организации коммунарских сборов (как идея-способ), которые сопровождались выработкой общих целевых установок деятельности, принятием идеалов и норм поведения, созданием ситуаций-образцов. Таким образом, О.С.Газман и В.Ф.Матвеев исследовали проблемы взаимодействия личности и коллектива и сделали вывод о том, что высокий престиж коллектива является условием эффективности воздействия его норм и ценностей на личность (идея-ценность Коллектива).

Ценностной ориентацией «орлятской педагогики» явилось развитие идеи-ценности коллективного Творчества. О.С.Газман и В.Ф.Матвеев указывают: «Всякое дело, даже самое традиционное, должно непременно содержать элементы новизны и творчества... Слова «все дела творчески — иначе зачем» здесь не просто лозунг, а повседневная практика. Традиция лагеря...» [42, с.бЗ]. Они подчеркивают, что творческая работа обогащает личность, выявляет и развивает способности, интеллектуальные, духовные силы. Необходимо особо отметить, что уже в этот период идея-ценность Творчества начинает приобретать значение творческой самореализации, обретать нравственно-личностную окраску: «Мы думаем, ищем, как сделать жизнь вокруг лучше. И воспитание творчеством становится воспитанием нравственным» [42, с.63].

Архангельский городской штаб школьников имени А.П.Гайдара как общественно-педагогическое явление

АГШШ как общественно-педагогическое явление проходит периоды становления и развития" в условиях определенной политической, нравственной и организационной среды. Анализ документации (устав штаба, положения, планы работы), материалов воспоминаний и интервью организаторов и участников деятельности штаба позволяет утверждать, что его становлению и развитию как объединению коммунарского типа способствовали следующие факторы. Во-первых, поддержка деятельности штаба с момента его создания в 1961 году со стороны городского комитета ВЛКСМ, секретарей обкома комсомола и инструкторов школьного, отдела, работников областного Дворца пионеров. Во-вторых, сотрудничество штаба с заведующими городским отделом образования, старшими пионерскими вожатыми, с 1967 года с заместителями директоров школ по воспитательной работе. В-третьих, организация взаимодействия с Коммуной юных фрунзенцев (первая встреча делегации АПЇТТІТ с членами КЮФ состоялась в 1964 году), поддержка контактов с представителями других объединений коммунарского типа страны, активное использование опыта Всероссийского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орлёнок». В-четвертых, заинтересованная поддержка журналистского сообщества. В-пятых, штаб «сумел избежать формализации и бюрократизации своей деятельности» [117, с. 29].

В ходе исследования выявлено, что период становления в истории АГТТТТП (60-е годы XX века) связан с созданием группы актива, выработкой и принятием идей-ценностей, идей-целей, идей-способов коллективной организаторской деятельности и взаимодействия ее субъектов, утверждением наиболее повторяющихся форм деятельности, с разработкой и упорядочением структурных единиц воспитательного пространства и содержания деятельности коллектива. Идеи-способы коллективной организации деятельности и самоуправления непосредственно отразились в структуре штаба: высший орган управления — общее собрание членов штаба; высший исполнительный и распорядительный орган - совет штаба; секции по направлениям видов деятельности. В течение полутора лет осуществился процесс оформления АГТЇІІТТ как городского объединения школьников, работающего под руководством городского комитета комсомола (Бюро

Архангельского горкома ВЛКСМ 21 сентября 1962 г. утвердило Положение «Об Архангельском городском штабе школьников»).

Согласно первого Устава АГТТЇЇТТ [Приложение 2], регламентирующего деятельность штаба, основополагающими направлениями его работы были определены: руководство работой школьных комсомольских и пионерских организаций города; подготовка, проведение, подведение итогов соревнования между ними; обобщение опыта работы лучших школьных комсомольских организаций и пионерских дружин; учеба комсомольского и пионерского актива школ; организация общегородских дел школьников. На основе анализа источников установлено, что основу деятельности штаба составляли коллективные творческие и организаторские дела, которые, с одной стороны, определялись историческими событиями в жизни страны, их значимостью для школьных комсомольских и пионерских организаций города и области, с другой - личностно-значимой ориентацией членов штаба на созидание окружающей действительности, стремлением сделать жизнь интересной, полезной для себя и окружающих людей.

Этап становления в деятельности АГТТШТ характеризуется определением для всех участников штаба ценностных ориентиров, в частности, активной работой за право носить имя писателя А.П.Гайдара, творчество которого было созвучно нравственной направленности деятельности штаба. В октябре 1965 года бюро Архангельского горкома ВЛКСМ официально присвоило штабу имя А.П. Гайдара. Н.В.Минаева отметила, что «через переосмысление опыта тимуровского движения, в основе которого лежала игра, интерес к личности в осуществлении общественно полезных дел, а также через изучение работы существовавшей в Ленинграде Фрунзенской коммуны И.П.Иванова, породившей педагогику коллективных творческих дел, двигались .наши штабисты. Отсюда понятен девиз штаба: «Наша цель — счастье людей! Мы победим - иначе быть не может!» [Приложение 4]. В

1963 году состоялась первая гайдаровская поездка к месту гибели писателя, которые впоследствии стали традиционными.

Формировалась традиция организации и проведения коммунарских сборов как одной из форм коллективного творческого дела. В течение первого десятилетия проведено 12 коммунарских сборов, в которых принимали участие делегации многих районов области, а также гости из клубов, штабов, объединений разных городов страны: Москвы, Гродно, Горловки, Петрозаводска, Свердловска, Новосибирска, Ленинграда, Луцка, Мурманска, Челябинска, Иванова и др. Коммунарский сбор отличался особой методикой его организации: проведение дней по тематическому принципу (День Истории, День Политики, День Гайдара, День Прекрасного и др.), утренняя и вечерняя линейки с подъемом флага, система сменяемых дежурных, круглосуточный караул у знамени сбора и т.п. Первый коммунарский сбор состоялся в марте 1963 года. Второй — летом этого же года в селе Копачево. С 1964 года цель коммунарских сборов определялась следующим образом: «научиться жить так, чтобы не было скуки, чтобы приносить пользу людям, которые тебя окружают. Коммунары объявляют войну шаблону в пионерской и комсомольской работе. Они - за инициативу, самостоятельность, за живые, увлекательные дела». Задача каждого участника сбора - «в своей школе, поселке, селе сделать все возможное, чтобы жизнь ребят была насыщенной полезными, истинно коммунистическими по духу коммунарскими делами» [82, с.З].

Анализ архивной документации штаба показал, что его важнейшими делами были трудовые дела-операции. В сентябре 1963 года члены штаба организовали первый «картофельный десант» школьников города; в феврале 1964 года прошли городские операции: «РЛ» - радость людям, «РД» - радость детям. В 1965 году к 20-летию Победы была проведена операция «Память воинов». В январе 1969 года АПТІІЇТ организовал операцию «Снег»; в апреле того же года штаб объявил городскую операцию помощи сельским школам «Сиверко». В исследовании выявлено, что основными итогами деятельности штаба в первое десятилетие явилось то, что: - АГШШ оформил структуру, принципы членства в штабе и взаимодействия субъектов деятельности, основу которого составляли идеи ценности коммунарской педагогики; - АГШШ определил цели и задачи деятельности, содержание и формы которой предоставляли возможность освоения социальных ролей и развития творческих и организаторских навыков, создавали условия для самореализации субъектов воспитательных отношений, отражая реализацию идей-целей и идей-способов коммунарской педагогики; в деятельности АГШШ сформировались и закрепились традиции коммунарской педагогики: преемственность поколений, присвоение звания «коммунар-гайдаровец» («гайдаровец - значит идущий впереди») [179, с.З], проведение коммунарских сборов, система коллективных творческих и организаторских дел (десанты, операции и др.), внешние атрибуты (знамя штаба, вымпел, флаг коммунаров-гайдаровцев, пионерский галстук, форма, удостоверение члена штаба), следование девизу и законам коммунарской жизни.

Таким образом, первое десятилетие деятельности АГШШ явилось периодом его становления как объединения коммунарского типа. Этот опыт нашел отражение в многочисленных публикациях в местной прессе, а также в книге журналиста В.Н.Румянцевой «Штаб на Двине» [167].

Похожие диссертации на Становление и развитие идей коммунарской педагогики