Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству Эльдерова, Мария Загировна

Развитие художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству
<
Развитие художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству Развитие художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству Развитие художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству Развитие художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству Развитие художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Эльдерова, Мария Загировна. Развитие художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Эльдерова Мария Загировна; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т].- Элиста, 2011.- 227 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1066

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы развития художественно-творческих способностей школьников в процессе приобщения к художественному ковроткачеству 18

1.1. Психолого-педагогические основы развития художественно творческих способностей школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному творчеству 18

1.2. Содержание процесса развития художественно-творческих способностей школьников через обучение художественному ковроткачеству 46

Выводы по первой главе 56

ГЛАВА 2. Практическая реализация процесса развития художественно-творческих способностей школьников через обучение художественному ковроткачеству 58

2.1. Педагогические условия развития художественно- творческих способностей школьников в процессе приобщения к декоративно- прикладному творчеству 58

2.2. Программа развития художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения художественному ковроткачеству 74

Выводы по второй главе 110

Заключение 112

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Современные условия развития общества определяют новый характер педагогической системы образования, которая заключается в ориентации школьников на творческий поиск своей деятельности. В Концепции модернизации российской системы образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г., №1756-р, в Программе развития образования до 2020 года определены важность формирования творческих способностей школьников, необходимость их успешной социализации в условиях социально-экономической нестабильности и напряженности современного общества. В свете сказанного проблема развития художественно-творческих способностей школьников и художественного образования относится к числу актуальных проблем, так как каждый исторический этап развития общества формирует свой идеал, предъявляет к человеку свои, новые требования.

В январе 2010г. была утверждена Национально-образовательная инициатива «Наша новая школа», которая предусматривает развитие школьного образования, оказание государственной поддержки и создание системы поддержки талантливых детей. В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации (30 ноября 2010 г.), Президент Д.А. Медведев заявил: «Стратегическая задача нашего государства - поддержка учащейся молодежи. Забота о будущих поколениях - это самые надежные, умные и благородные инвестиции». Сегодня как никогда ясно, что для возрождения демокрагической России, необходимо воспитывать у подрастающего поколения такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Благодаря способностям в той или иной сфере ребенок может быстро и сравнительно легко овладеть необходимыми знаниями. Все это ведет к формированию и развитию творческого человека в современном его понимании. Творческий человек-это не только специалист и не только личность, а именно человек, умеющий мыслить и действовать нестандартно, всегда готовый к совершенствованию своих представлений, мировоззрений, мироощущений. Особенно ярко они проявляются в художественном творчестве, частью которого является декоративно-прикладное искусство. Этапы развития общества показывают, что основой его прогресса является человек, его многоплановая деятельность, в том числе художественно-творческая. Преобразование жизни, создание нового общества сегодня связываются с полной отдачей как интеллектуальных, так и творческих сил человека. Поэтому на качественно ином уровне осознается социальная значимость не только интеллектуальных, духовно-нравственных и профессиональных качеств личности, но и степень ее художественно- творческого развития (М.М. Байрамбеков, И.М. Раджабов).

В условиях целенаправленного обучения и воспитания, декоративно-прикладное искусство, в частности ковроткачество, побуждает школьников к творчеству, вызывает у них волевое напряжение, эмоциональный подъем, пробуждает целую гамму эмоций: глористических (гордости, за выполненную ра-

боту), праксические (захваченностью работой, энтузиазм). Без воздействия на чувства невозможно развитие художественно-творческих способностей личности. Это тем более важно, что эмоциональная выразительность декоративно-прикладного искусства доходчива и имеет большое значение не только для трудового и эстетического воспитания, профессионального становления личности, но и для формирования творческой активности, самостоятельности, социальной активности. Правильно поставленное художественное обучение развивает в воспитанниках жажду творческой деятельности,- по К.Д. Ушин-скому, это две стороны единого процесса обучения. Творческая самоактуализация выражает интеллектуальную, эмоциональную и волевую готовность (стремление) человека реализовывать свои возможности наиболее полно, в соответствии со своими способностями, в том числе художественно-творческими.

Творческая самореализация личности, по мнению Б.С. Гершунского, может рассматриваться в качестве цели образования. Условиями развития творческой активности являются доминирование активного познавательного интереса в мотивированной структуре личности обучающегося и творческий характер учебно-художетвенной деятельности. Первое условие выполняется, если усилия педагога и обучающегося направлены на развитие внутренних мотивов художественной деятельности, которые активизируют творческие способности и, взаимодействуя с ними, стимулируют выход за рамки заданного. Второе условие обеспечивается нацеленностью участников образовательного процесса на творчество. Тогда обязательные репродуктивные действия являются частью собственно художественно-творческого процесса, а последний в обучении понимается не только как освоение механизмов учебно-художественной деятельности, но и как процесс формирования необходимых для художественного творчества личностных качеств.

Современные достижения педагогики, психологии, философии, искусствоведения и других наук раскрывают различные проблемы, связанные с воздействием декоративно-прикладного искусства на развитие художественно-творческих способностей личности. Декоративно-прикладное искусство, как и другие виды искусства, как и вся система образования и культуры, призвано не только положительно влиять на нравственность и духовность подрастающего поколения, но и целенаправленно развивать художественно- творческие способности растущей личности.

Проблемам использования народно-трудовых ремесел в нравственно-эстетическом воспитании уделяется должное внимание в теоретическом наследии выдающихся ученых и мыслителей Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, замечательных советских педагогов Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, А.В. Луначарского, П.П. Блонского, СТ. Щацкого, В.А.Сухомлинского, Д.С. Лихачева, Д.Б. Кабалевского которые ратовали за бережное отношение к духовным сокровищам народа, богатым педагогическими идеями и мыслями.

Особый интерес в аспекте формирования художественно-творческих способностей, развития художественной культуры и эстетического вкуса в процес-

се обучения ковроткачеству представляют труды Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Б.Т. Лихачева, А.А. Люблинской, С.Л. Рубинштейна, С.Г. Якобсона и др.

Педагогические аспекты роли декоративно-прикладного искусства в формировании творческой личности достаточно глубоко разработаны в трудах известных ученых B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, И.М. Раджабова, Б.Н. Йеменского, СП. Ломова, М.М. Байрамбекова, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, Ю.У. Фохт-Бабушкина, Б.П. Юсова, Г.Н Казилова, Н.А. Шагаевой, которые рассматривают декоративно-прикладное искусство как важный компонент в жизни учащихся, как действенное средство воспитания и развития.

Как человек становится творческой личностью, как раскрывается его внутреннее духовное богатство показано в трудах Г.С.Батищева, М.М. Бахтина, Н.А.Бердяева, B.C. Соловьева, С.Л. Франка, П.Ф. Флоренского и др. Вопросы развития художественно-творческих способностей человека с гуманистических позиций рассматривали многочисленные отечественные и зарубежные философы: B.C. Библер, Д. Бель, М.К. Мамардашвили, М. Мид, B.C. Шубин гкий, которые подчеркивали необходимость свободного развития и саморазвития человека.

Педагогическая теория и практика убеждает в том, что основу развития творческого потенциала составляет идея самоактуализации личности, ставшая предметом исследования В.И. Андреева, Л.Н. Куликовой, К. Роджерс, Д.Б. Эльконина и др. Этого вопроса с разных позиций касались Л.С. Выготский, К. Коффка, У. Джеймс, В.Штерн (взаимосвязь обучения и развития), Л.И. Божо-вич, А.А.Вербицкий, А.К.Макаров, Ю.М. Орлов, СИ. Тюменова (мотивация учебной деятельности).

Этнопедагогические и этнокультурные аспекты художественно- эстетического воспитания и творческого развития школьников рассматриваются в научных трудах Г.Н. Волкова, А.Б. Панькина, A.M. Магомедова, Ш.А. Мирзоева, Б.Ш. Алиевой, Р.Б. Дякиевой, СВ. Цурюмовой и др.

Отдельные аспекты проблемы развития художественно-творческих способностей школьника хорошо исследованы, но не разработаны научные основы реализации данного процесса через обучение декоративно- прикладному искусству, в частности ковроткачеству.

Анализ современной практики образования и педагогических исследований в смежных областях проблемы развития художественно-творческих способностей показывает, что остается нерешенным ряд противоречий между:

социальным заказом общества на использование декоративно- прикладного искусства в развитии художественно-творческой личности и недостаточной разработанностью сущности развития художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения декоративно-прикладному искусству;

объективной потребностью общества и государства в художественно развитой творческой личности и отсутствием научного обоснования содержания процесса развития художественно-творческих способностей школьников через обучение декоративно-прикладному искусству (в частности ковроткачеству);

созданием необходимых педагогических условий для развития художественно-творческих способностей школьников в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством (ковроткачеством) и неразработанностью данных условий;

необходимостью систематизации работы с учащимися, выбирающими различные виды художественно-прикладного творчества в рамках дополнительного образования детей и отсутствием научно обоснованной программы развития художественно-творческих способностей школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству.

Вышеперечисленные противоречия обусловили необходимость проблемы исследования, суть которой в научном обосновании процесса развития художественно-творческих способностей школьников через обучение ковроткачеству.

Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность определили формулировку темы диссертационного исследования: «Развитие художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству».

Цель исследования - выявить и научно обосновать педагогические условия и средства, обеспечивающие развитие художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству.

Объект исследования - процесс обучения школьников декоративно-прикладному искусству в общеобразовательных учреждениях.

Предмет исследования - педагогические условия и средства, обеспечивающие развитие художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству.

Теоретическое осмысление проблем развития художественно- творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству в соответствии с объектом, предметом, целью исследования позволяет выдвинуть следующую гипотезу - развитие художественно-творческих способностей школьника в процессе обучения ковроткачеству становится эффективней, чем в массовой образовательной практике, если:

его сущность рассматривается как целенаправленное формирование способностей и дарований детей в различных областях искусства, индивидуально-психологических особенностей личности, выявление школьниками собственной художественной индивидуальности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками, посредством субъект-субъектного взаимодействия в процессе обучения ковроткачеству;

учитывать исторически сложившиеся национально-художественные традиции, своеобразие искусства и обеспечить активизацию художественно- творческих способностей и личностного потенциала школьника;

средствами процесса развития художественно-творческих способностей школьников выступают учебно-творческие задачи, направленные на проектирование и конструирование технических рисунков и их реализацию в ковроткачестве.

педагогическими условиями организации процесса обучения ковроткачеству, эффективно влияющие на педагогическую поддержку и развитие художественно-творческих способностей будут: выявление характера затруднений школьников; определение меры трудностей возможностям детей; организация общеклассной поддержки, вызывающей «эффект потока» активности; созданием ситуации успеха; активным включением игровых ситуаций; атмосферой доброжелательности; поиском педагога у школьников «точек роста»; активным вовлечением учащихся в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых рисунков, решением вопросов проблемного характера; обучение должно быть трудным, но посильным; частая проверка и оценка работ школьников, вызывает интерес у школьников; увлеченность и взволнованность учителя воздействует на школьников, на его отношение к ковроткачеству.

реализуется программа развития художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству.

Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи исследования:

  1. Выявить и конкретизировать сущность развития художественно- творческих способностей школьников в процессе обучения декоративно- прикладному творчеству (ковроткачеству).

  2. Выявить исторически сложившиеся национально-художественные традиции, своеобразие искусства и определить средства активизации художественно-творческих способностей и личностного потенциала школьника;

  3. Определить содержание и средства процесса развития художественно-творческих способностей школьников через систему учебно-творческих задач, направленных на проектирование и конструирование технических рисунков и их реализацию в ковроткачестве.

  4. Обосновать педагогические условия развития художественно- творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству.

  5. Разработать и апробировать программу развития художественно- творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству.

Методологической основой исследования являются:

- философские идеи о роли культуры в духовном совершенствовании че
ловека, о непреходящей ценности и самобытности культурных эстетических
традиций различных народов (Н.А. Бердяев, B.C. Библер, Л.Н. Гумелев, В.В.
Зеньковский, П.Ф. Каптерев, Д.С. Лихачев); положения теории личности и
творчества (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Я.А. Пономарев, С.Л.
Рубинштейн); подходы и принципы культуросообразного образования (А. Дис-
тервег, Е.В. Бондаревская, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский); о развитии твор
ческих способностей личности (Е.Г. Алиева, Г.С. Альтшуллер, Н.А. Бердяев,
Л.С. Выготский, А.Н. Лук и др.); психолого-педагогические идеи о ценности,
индивидуальности человека, о подходе к нему как к саморазвивающейся лич
ности (Б.Г. Ананьев, Г.Н. Волков, В.А. Кан-Калик, П.Ф. Каптерев, В.А. Сухо-
млинский, К.Д. Ушинский и др.); о культурных общечеловеческих ценностях и
использовании их в воспитании и обучении подрастающего поколения (Л.П.

Буева, Г.Н. Волков, СИ. Гессен, А.С. Запесоцкий, , Д.С. Лихачев, А.С. Макаренко, Э.С. Маркорян, И.Г. Песталоцци, В.А. Разумный, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.); теория деятельности как основа развития субъекта (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.) о гуманизации общества, приоритете духовных ценностей (В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сухомлинский, Е.Н. Шиянов и др.); о взаимосвязи общечеловеческих и национальных ценностей в развитии культуры как фактора, определяющего специфические черты воспитания (А.И. Арнольдов, Г.Н. Волков, И.С. Кон, Л.Е. Кертман, З.А. Малькова, В.В. Макаев, Т.Н. Петрова, Л.Л. Супрунова); педагогические и психологические теории художественно-творческого роста развивающейся личности (В.И. Андреев, М.М. Байрамбеков, СМ. Гаджимуратов, A.M. Магомедов, Ш.А. Мирзоев, И.М. Раджабов, Б.Ш. Алиева и др.).

Теоретическую основу исследования составили философско- психологические положения о сущности человека, о его духовном становлении в культурно-историческом пространстве (К.А. Альбуханова-Славская, Б.Г. Ананьев, И.А. Ильин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); психолого- педагогические положения о закономерностях и особенностях духовного развития детей школьного возраста (Л.И. Божович, Л.С Выготский, Д.Б. Эльконин и др.); идея воспитания человека в контексте культуры, которая достаточно глубоко разработана в трудах видных ученых (Е.В. Бондаревская, Э.В. Ильенков, Е.Н. Ильин, М.С Каган, Н.И. Кияшенко, В.А. Разумный, И.Б. Котова, Т.П. Малькова, В.Я. Нечаев); ведущие разработки педагогики эстетического воспитания, художественного образования, народной художественной культуры (B.C. Кузин, Т.С Комарова, И.М. Раджабов, М.М. Байрамбеков, М.А. Некрасова, Б.П. Юсов, Г.Н Казилов, Т.Я. Шпикалова).

Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач был использован комплекс методов: методы теоретико-методологичес-кого анализа философской, психологической, педагогической литературы; методы практического исследования, включающие наблюдения, анкетирование, интервью, беседы и др.; опытно-экспериментальная работа; методы диагностического исследования.

Базой исследования явились общеобразовательные учреждения Республики Калмыкия: МОУ «Кетченеровская гимназия им. X. Косиева» Кетченеров-ского района, МОУ «Элистинский сельский лицей».

Основные этапы исследования:

  1. Первый этап (2005-2007 гг.) - предварительный (аналитико- поисковый): изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, накопление эмпирического материала; определение задач, уточнение гипотезы и методов исследования;

  2. Второй этап (2007-2010 гг.) - основной (опытно- экспериментальный): разработка организационных, теоретических и методических основ исследуемой проблемы; уточнение цели исследования и положений, выносимых на защиту; разработка и реализация программы исследования; апробация авторской

образовательной программы; опытно-экспериментальная проверка выдвинутых положений;

3. Третий этап (2010-2011 гг.) - завершающий (обобщающий): систематизация и обобщение полученных результатов, формулировка, научное обоснование выводов исследования, оформление диссертационного исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций; теоретической разработкой и проверкой в практике основных положений; применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования; разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимодополняемостью; разработкой и практической реализацией соискателем авторской программы дополнительного образования детей по художественному ковроткачеству. Авторская позиция обоснована методологически, аргументирована с позиции результатов анализа фактического материала и научной объективности.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем: - конкретизировано научное представление о сущности развития художественно-творческих способностей школьников;

- выявлено место и роль художественного ковроткачества в разЕ:итии ху
дожественно- творческих способностей;

- впервые определено содержание процесса развития художественно-
творческих способностей школьников через обучение ковроткачеству;'

- выявлен комплекс педагогических условий, способствующий эффектив
ному развитию художественно-творческих способностей школьников;

- разработана модель развития художественно-творческих способностей
школьников в процессе обучения декоративно-прикладному творчеству, осно
ванная на реализации проблемно-ориентированной программы дополнительно
го образования детей по ковроткачеству;

разработана технология, соответствующая основным этапам развития субъектной позиции воспитанников, способствующая развитию художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству;

разработаны уровни и критерии, позволяющие выявить и определить степень развития художественно-творческих способностей;

разработаны и экспериментально обоснованы программа «Ковроткачество» и педагогические знания по развитию эстетических знаний и воспитанию эстетической культуры для педагогов, занимающихся ковроткачеством.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется вкладом в развитие концепций дополнительного образования детей художественной направленности через конкретизацию научного представления сущности развития художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству, определении содержания данного процесса, в разработке технологии, соответствующей основным этапам развития субъектной позиции воспитанников, в разработке уровней и критериев, позволяющие выявить и определить степень развития художественно- творческих способностей и обоснование педагогических условий его успешного осуществления.

Практическая значимость исследования заключается в реализации комплекса педагогических условий, способствующих развитию художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству, определяется возможностью широкого использования в практике системы дополнительного образования детей разработанных и апробированных образовательных программ по ковроткачеству, сквозных проблемно-ориентированных тем и методических рекомендаций по организации обучения декоративно-прикладному искусству. Материалы исследования руководителями студий художественно-творческого направления для повышения уровня развития художественно-творческих способностей, самореализации творческой личности и т.д.

Положения, выносимые на защиту:

народные традиции как средства развития художественно-творческих способностей школьников активизации личностного потенциала детей в процессе обучения декоративно-прикладному творчеству (ковроткачеству);

педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития интереса и художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству: создание в образовательном пространстве творческой среды и культа творчества; выстраивание системы педагогической поддержки художественно-творческого развития ребенка, через выявление характера затруднений школьников; определение меры трудностей возможностям детей; организации общеклассной поддержки, вызывающей «эффект потока» активности; созданием ситуации успеха; активным включением игровых ситуаций; атмосферой доброжелательности; способами поисков педагогом у школьников «точек роста»; активным вовлечением учащихся в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых рисунков, решением вопросов проблемного характера; трудности, но посильности обучения; частой проверкой и оценкой работ школьников; увлеченности и взволнованности учителя;

педагогические технологии использования учебно-творческих задач в процессе обучения ковроткачеству: мастер-классы «Художественно- творческая личность»; «мозговые штурмы» по решению художественно- проблемных ситуаций; вечера, посвященные творчеству известных мастеров декоративно-прикладного искусства; поисково-творческие, учебно- исследовательские «экспедиции»; художественно-творческие конкурсы и выставки; создание в образовательном пространстве творческой среды; педагогическая поддержка художественно-творческого развития ребенка;

структурные компоненты эффективного развития художественно- творческих способностей школьников: актуализация потребности в художественном ковроткачестве, ориентация на личностное самопознание; диагностический подход к определению творческих способностей школьников; реализацию индивидуальных способностей и интересов в конкретном виде художественно-творческой деятельности - ковроткачестве; формирование опыта художественно творческой деятельности через воплощение умений в продукты художественно- творческой деятельности;

- программа «Ковроткачество», способствующая развитию художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству, включающая в себя цель, содержательные компоненты, этапы реализации и ресурсное обеспечение.

Апробация результатов исследования осуществлялась на Международной научно-методической конференции «Этнопедагогика в условиях полиэтнической среды» (Элиста, 2007 г.); Международная научно-практическая конференция «Традиционная культура славянских народов в современном социокультурном пространстве» (Славянск-на-Кубани, 2008 г., 2009 г.); Международной научно-практической конференция «Молодежь и наука: реальность и будущее) (Невинномысск, 2008г.); Международной научно- практической конференции «Научно-образовательная деятельность в условиях этнокультурно коннотированнной компетентностной модели образования» (Элиста, 2010г.); Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы личностно-профессионального становления молодого специалиста» (Элиста, 2010г.); VI республиканской научно-практической конференции (Волковские чтения), посвященной 65-летию Великой Победы «Этнопедагогический подход к патриотическому воспитанию учащихся» (Элиста, 2010г.); республиканской научно-практической конференции «Научно-методическая деятельность учителя в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование» (Элиста, 2007г.); городской научно-практической конференции «Этнокультурный феномен в образовании учащихся» (Элиста, 2007г.); заседаниях лаборатории этнопедагогических инноваций, кафедры педагогики и психологии Калмыцкого государственного университета (Элиста, 2007-2010 гг.), курсах повышения квалификации педагогов дополнительного образования в КРИПКРО (Элиста, 2007-2010 гг.). Основное содержание диссертации отражено в 12 публикациях, в том числе в статье, опубликованной в издании, рекомендованном ВАК.

Внедрение представленных в исследовании результатов осуществлялось в практической деятельности соискателя в качестве педагога дополнительного образования МОУ «Кетченеровская гимназия им. X. Косиева» и МОУ «Элистинский сельский лицей» Республики Калмыкия с 2007г. по 2010 г., а также в работе Ж.У. Бархамуровой, педагога дополнительного образования детского творческого объединения «Ковровые узоры» МОУ ДОД «Дворец детского творчества» г. Элиста.

Структура диссертации: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Психолого-педагогические основы развития художественно творческих способностей школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному творчеству

В каждом виде художественно-прикладного творчества с давних пор вырабатывались богатые традиции по творческому детей, сложились свои отдельные локальные школы с определенным опытом.

Анализ научно-методической литературы по обучению детей вязанию, ковроткачеству, вышивке и другим видам декоративно-прикладного творчества указывает на недостаточность методического и технологического материала для обеспечения системного обучения учащихся в новых условиях дополнительного образования детей при организации как групповых, так и индивидуальных форм творческой деятельности [15, 16, 19, 32].

Особенности художественно-творческой деятельности учащихся и анализ ее этапов позволил установить, что ее особенности зависят от возраста детей, их стремления реализовать замысел в материальных объектах, несущих субъективную новизну и учитывающих уровень научных и трудовых знаний и умений каждого ребенка. В процессе исследования уточнены этапы художественно-творческой деятельности учащихся: а) осознание и обоснование идеи; б) технологическая разработка задания; в) практическая работа над заданием (объектом); г) апробирование объекта в работе и оценка творческого решения [109].

Анализ проблемы развития художественно-творческих способностей во многом будет предопределен тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании художественно-творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность».

Слово «творчество» происходит от слова «творить» и в общественном смысле это означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном или общественном. Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то молено выделить два основных вида деятельности — репродуктивная и собственно творческая. Сущность репродуктивной деятельности заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение определенных впечатлений или действий, а желание сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Социокультурные условия, экономическая ситуация, сложившиеся на сегодняшний день в стране, актуализируют ориентацию существующей парадигмы образования на развитие творчески активной личности, формирование креативного подхода к собственной жизни и деятельности. Образовательное учреждение выступает той развивающей средой, где происходит развитие художественно-творческих способностей школьника.

Творчество представляет собой непрерывный процесс созидания нового, это выход за пределы привычного. Потребность в творчестве, стремление к нему естественны для каждого здорового ребенка. Очевидно, что ребенок создает субъективно новое, то есть новое для него самого, однако это созидание имеет важное социокультурное значение, так как в ходе него проявляются и формируются способности личности, которые представляют собой общественную ценность. Создание чего-либо нового в искусстве предопределяется уровнем развития художественно-творческих способностей личности.

Художественная деятельность входит в перечень важнейших направлений человеческой деятельности. Особенно важным является то, что ей присуща интегральная форма, так как она сочетает в себе элементы всех видов деятельности: познавательной, преобразовательной, коммуникативной и ценно-стно-ориентационной. Художественная деятельность характеризуется как разновидность духовно-практической деятельности, в которой социально-опосредованные субъект-объектные отношения преобразуются в личностно-индивидуальные установки творца, становясь его внутренним достоянием. Одной из главных особенностей данного направления деятельности является то, что ей не противостоит какой-то особый объект. Предметом может быть любой объект действительности и общественной практики. Художественная деятельность включает различные виды продуктивной активности человека в сфере искусства: исполнительство, интерпретацию, восприятие и переживание произведений искусства. Они объединены между собой тем, что обеспечивают функционирование художественной культуры, художественного отражения действительности. В основе художественной деятельности как процесса освоения человеком особой художественной действительности лежит творческая активность человеческого сознания. Ее основное содержание -воплощение специфических художественных образов, в которых претворяются сложные содержания духовного мира человека. Следовательно, она выступает как особая форма взаимодействия сознания и практики. В регуляции всех видов художественной деятельности координирующую роль выполняет художественное переживание, которое интегрирует эффективные влияния других регуляторов: художественных эталонов, потребностей, вкусов, мотивов, целей, установок [75, 99, 100].

Содержание процесса развития художественно-творческих способностей школьников через обучение художественному ковроткачеству

Успешной реализации процесса развития художественно-творческих способностей школьников через обучение ковроткачеству способствуют определенные условия: максимальное раскрытие возрастных особенностей и возможностей учащихся, способствование их самореализации, становления творческой индивидуальности; трансляция творческого потенциала педагога, сотворчество, диалогическое взаимодействие субъектов учебного процесса, творческая согласованность действий и механизмов учебно-познавательной художественно-творческой деятельности (поиск неизвестного с помощью анализа через синтез, поиск неизвестного с помощью эвристических приемов, поиск неизвестного с помощью механизма взаимодействия интуитивного и логического начал).

Изучение детского художественного творчества, выявление способностей и дарований школьников, формирование их творческой индивидуальности осуществляется в процессе непосредственного наблюдения за проявлением склонностей, изучения результатов творчества, творческого общения и взаимодействия. Об успешности воспитания детей внеучебной художественно-творческой деятельностью свидетельствует: увлеченность свободно избранной художественной деятельностью; способность переноса свободно приобретенных знаний, умений и навыков в учебный процесс; развитое критическое и творческое мышление, творческая фантазия и художественное воображение; способность отказаться от шаблонного решения в поисках оригинального; способность самостимулирования, самоорганизации и самопреодоления в процессе решения художественно-творческой задачи; умение вести творческую дискуссию, давать оценку творчеству других; удовлетворительные результаты творчества в виде художественных изделий и т.п. Степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения ценных народных традиций и способствуют возрождению утраченных сокровищ.

Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности. Еще на заре возникновения человечества Ф.Энгельс, «люди приобрели способность выполнять всё более сложные операции, ставить себе все более высокие цели и достигать их. Самый труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним». (К.Маркс и Ф.Энгельс). Разнообразный и многосторонний труд требовал, с одной стороны человеческого совершенства, с другой - содействовал этому совершенству. Формирование совершенного человека лейтмотив народного воспитания. Само понятие совершенство претендовало историческую эволюцию вместе с прогрессом человечества. Если судить по народным традициям, то самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», служит его постоянное стремление к совершенству.

Формирование творческой самостоятельности является предпосылкой проявления этого качества не только в учебной деятельности, но и в других видах, в которые ученик включается в настоящее время, но и тех, которые предстоят в будущем. В связи с этим особое значение приобретает задача формирования у учащихся творческих потенций.

Учебная деятельность школьников по овладению системой знаний, умений и навыков определяется двумя взаимосвязанными процессами: репродуктивным и творческим. Важно иметь в виду, что продуктивные и репродуктивные элементы составляют основу творческой деятельности, выступая как ее строительный материал. Новое складывается на основе известного, причем последнее выступает в качестве строительного материала не только с точки зрения содержания деятельности, но и операционной структуры, отношений, которые складываются между субъектами обучения.

Формирование учебной художественной деятельности в единстве ее структурных компонентов достигается благодаря тому, что по мере продвижения от репродуктивных методов к творческим обязательно совершается переход от видения конкретного действия к общему, от отдельных процессуальных компонентов решения учебных задач к целостной структуре учебной деятельности. От отдельного мотива к системе отношений.

Непременным условием развития художественно-творческих способностей школьников в процессе освоения декоративно-прикладного искусства, в частности ковроткачества, должно стать воспитание без принуждения, т.е. ситуация, когда воспитание и обучение подстраиваются под ребенка, а не наоборот. Теоретическое обоснование такой установки мы находим у многих отечественных и зарубежных классиков педагогической науки. К примеру, И.Г. Песталоцци разработал теорию элементарного образования, согласно которой учить и воспитывать детей следует, начиная с простейшего, элементарного, без принуждения и насилия. А. Дистервег называл высшим принципом педагогики принцип природосообразности. Следуя заветам И. Песталоцци, он считал, что все происходящее в мире подчиняется естественным законам, возникает и развивается в силу своей природы, то есть природосообраз-но. В.А. Сухомлинский называл основным условием успешной педагогической деятельности каждого учителя любовь к детям, стремление понять их, умение учить и воспитывать ненавязчиво, не допуская грубости и насилия. К.Д. Ушинский главной задачей воспитания определял нравственное воспитание. Он говорил, что формировать те или иные нравственные ориентиры у ребенка следует на собственном примере, объясняя ему, что хорошо, а что плохо, как нужно поступать в том или ином случае. Л.Н.Толстой выдвигал идею «свободного воспитания». Он говорил, что «критериум педагогики есть только один - свобода». В своей Яснополянской школе он следовал принципу учета индивидуальных особенностей детей, их склонностей и способностей [104]. Идеи свободного воспитания получили развитие в педагогической концепции английского психолога и педагога А. Нейлла (XX в.). Он рассматривает свободу как невмешательство в развитие ребенка и устранение какого-либо давления на него. Однако, провозглашая принцип невмешательства в естественное развитие ребенка, Нейл отстаивает принцип заботы о нем, т.е. помочь ребенку адаптироваться в мире и сохранить способность к саморегуляции [177].

Педагогические условия развития художественно- творческих способностей школьников в процессе приобщения к декоративно- прикладному творчеству

Из данной таблицы видно, что в результате реализации разработанной нами программы в лицее значительно увеличилось количество авторских и модифицированных программ, появилась мастерская декоративно-прикладного творчества, заметно увеличилось общее количество детей, занимающихся декоративно-прикладным творчеством, повысилась сохранность контингента воспитанников, по сравнению с прошлыми годами. Данные результаты также свидетельствуют о повышении уровня художественно-творческих способностей детей.

Отслеживание в динамике уровня развития художественно-творческих способностей учащихся детского объединения «Ковровые узоры» охватывало 70 человек (10 — 14 лет), из них: 35 человек в экспериментальной группе и 35 человек - в контрольной. Исходный уровень развития художественно-творческих способностей в обеих группах был практически одинаковым (см. Табл. 6). Низкий уровень характеризуется неустойчивым интересом к художественно-творческой деятельности, слабовыраженной увлеченностью, сниженными познавательными интересами. Знания, умения и навыки недостаточно полные и поэтому осуществляется лишь репродуктивная художественно-творческая деятельность. Способность к рефлексии развита недостаточно. Уровень самооценки и притязаний чаще всего занижен.

Средний уровень предполагает появление осознанного интереса к художественно-творческой деятельности. Наблюдается стойкое проявление познавательного интереса. Знания, умения и навыки учащихся позволяют осуществлять элементное творческое преобразование объекта художественной деятельности. У отдельных учащихся проявляется способность с помощью педагога создавать новое. Рефлексивная позиция связана с осознанием собственной деятельности (трудовой, коммуникативной и т.д.), однако творческий подход к ее реализации сформирован недостаточно. Уровень самооценки и притязаний близок к адекватному. Высокий уровень отличается устойчивой потребностью в художественно-творческой деятельности, способностью к самостоятельному творчеству, созданию новых оригинальных изделий. Учащиеся способны адекватно реализовать себя в различных видах художественной деятельности. Рефлекторная позиция основывается на адекватном уровне развития самоанализа самооценки.

Указанные уровни развития художественно-творческих способностей взаимосвязаны. Каждый из последующих включает в себя все предыдущие уровни, внося в их содержание качественно - количественные изменения.

Опираясь на характеристики выявленных уровней, на констатирующем этапе нашего исследования мы определили первоначальный, исходный уровень развития художественно-творческих способностей у каждого учащегося. С этой целью была разработана диагностическая методика, в которую входит: план комплексного наблюдения, задания-тесты практического характера и тест-опросник. Экспертную оценку мы определяли в ходе совместного обсуждения показателей развития художественно-творческих способностей учащихся.

В ходе формирующего эксперимента воспитанники контрольной группы занимались по программе, не имеющей выраженной проблемно-творческой направленности. В экспериментальной группе занятия проводились по авторской проблемно-ориентированной программе дополнительного образования детей «Ковроткачество». Работа осуществлялась в четыре этапа. Целью первого этапа являлось выявление исходного уровня развития художественно-творческих способностей учащихся, целью второго - развитие художественно-творческих способностей школьников с использованием проблемно-творческого компонента образовательной программы. Целью третьего этапа являлось закрепление проявлений художественно-творческих способностей учащихся. Целью четвертого этапа являлось стимулирование дальнейшего самостоятельного развития художественно-творческих способностей школьников.

В экспериментальной группе учебный процесс строился с ориентацией на художественно-творческое развитие учащихся. С воспитанниками регулярно проводились: мастер-классы «Художественно-творческая личность»; «мозговые штурмы» по решению художественно-проблемных ситуаций; вечера, посвященные творчеству известных мастеров декоративно-прикладного искусства; поисково-творческие, художественно-исследовательские «экспедиции»; художественно-творческие конкурсы и выставки. Учащиеся экспериментальной группы имели возможность «погружения» в проблемно-творческую атмосферу. Все художественные знания они получали в «преломлении» через решение проблемно-творческих задач, с опорой на собственные художественно-творческие способности и возможности.

Для определения результатов исследования были разработаны диагностические методики, основанные на методиках Н.Е. Щурковой, Н.Ф. Радионовой, и творческие задания, представленные ниже.

Программа развития художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения художественному ковроткачеству

Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что развитие художественно-творческих способностей школьников в процессе освоения художественного ковроткачества будет эффективным при организации проблемно-ориентированного образовательного процесса. Для достижения цели исследования были поставлены четыре задачи.

Для решения первой задачи было выдвинуто предположение, что развитие художественно-творческих способностей школьника в процессе освоения художественного ковроткачества становится эффективным, если осуществляется на основе проблемно-ориентированного обучения, посредством дополнительных образовательных программ, предполагающих «погружение» в художественно-творческую среду. Решая данную задачу исследования, мы пришли к выводу, что сущность развития художественно-творческих способностей школьников в процессе освоения художественного ковроткачества состоит в том, что данный процесс должен рассматриваться как выявление школьниками собственной художественной индивидуальности. При этом художественно-творческие способности школьника развиваются посредством субъект-субъектного взаимодействия в процессе обучения ковроткачеству.

Для решения второй задачи было выдвинуто предположение, что процесс развития художественно-творческих способностей школьников целесообразно строить через организацию дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству (ковроткачеству). Решение данной задачи опиралось на теоретические основы обучения школьников декоративно-прикладному искусству (Е.Н. Губанова, А.И. Шмойлов и др.), концепции развития дополнительного образования детей (В.А.Березина, А.В. Золотарева, Г.И. Гузева, Е.Е. Чепурных, А.И. Шетинская и др.). В результате решения второй задачи мы пришли к выводу, что содержание процесса развития художественно-творческих способностей школьников через обучение художественному ковроткачеству включает в себя организацию учебного процесса в рамках дополнительного образования по декоративно-прикладному профилю с обязательной реализацией системы художественных проблемно-творческих задач, обеспечивающих саморазвитие школьников в образовательном процессе.

Третья задача исследования состояла в выявлении и обосновании педагогических условий развития художественно-творческих способностей школьников в процессе освоения художественного ковроткачества. Для ее решения было выдвинуто предположение, что для успешного осуществления процесса развития художественно-творческих способностей школьников необходимо создание определенных педагогических условий. Решение данной задачи опиралось на общепедагогические теории воспитания и развития личности (И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Г.Н. Волков и др.), концептуальные основы педагогической поддержки формирования личности (О.С. Газман, М.А. Верб, СВ. Цурюмова и др.). В ходе исследования нами разработана система деятельности педагога дополнительного образования по педагогической поддержке развития творческого потенциала школьников в процессе приобщения к художественному ковроткачеству. Решая третью задачу, мы пришли к выводу, что педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность развития художественно- творческих способностей школьников в процессе приобщения к художественному ковроткачеству, являются: обучение и воспитание без принуждения; создание в образовательном пространстве творческой среды и культа творчества; выстраивание системы педагогической поддержки художественно- творческого развития ребенка.

Для решения четвертой задачи исследования — разработки и апробации программы развития художественно-творческих способностей школьников было выдвинуто предположение, что эффективность данного процесса в условиях дополнительного образования художественно-прикладной направленности будет обеспечена организацией проблемно-ориентированного учебно-воспитательного процесса. В ходе решения данной задачи были проведены разработка и реализация целевой комплексной программы по художественно-творческому развитию учащихся, отслеживание в динамике уровня художественно-творческих способностей учащихся, разработка и реализация проблемно-ориентированной образовательной программы дополнительного образования детей «Ковроткачество». Методика проведения настоящей опытно-экспериментальной работы опиралась на методологию организации педагогического исследования (А.Д. Ботвинников, В.И. Загвязинский, Г.И. Саранцев, М.Н. Скаткин и др.) и стратегию формирования образовательных систем (B.C. Ильин, И.Я. Лернер, Г.М. Борликов, А.Б. Панькин и др.). Решая четвертую задачу, мы пришли к выводу, что: - программа развития художественно-творческих способностей школьников в процессе приобщения к художественному ковроткачеству включает в себя цель, компоненты, этапы реализации и ресурсное обеспечение. Цель -оптимизация развития художественно-творческих способностей школьников в процессе освоения художественного ковроткачества. Компоненты: программа по художественно-творческому развитию школьников (с учетом возможностей и потребностей конкретного контингента воспитанников и пожеланий их родителей), проблемно-ориентированные программы дополнительного образования детей по художественному ковроткачеству. Этапы реализации программы: концептуально-прогностический, внедренческий, обобщающий. Ресурсное обеспечение: кадровое, финансовое обеспечение, программно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение;

Похожие диссертации на Развитие художественно-творческих способностей школьников в процессе обучения ковроткачеству