Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Прогностическая модель и стратегия построения инновационной системы художественного образования в России Зива, Валентина Федоровна

Прогностическая модель и стратегия построения инновационной системы художественного образования в России
<
Прогностическая модель и стратегия построения инновационной системы художественного образования в России Прогностическая модель и стратегия построения инновационной системы художественного образования в России Прогностическая модель и стратегия построения инновационной системы художественного образования в России Прогностическая модель и стратегия построения инновационной системы художественного образования в России Прогностическая модель и стратегия построения инновационной системы художественного образования в России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зива, Валентина Федоровна. Прогностическая модель и стратегия построения инновационной системы художественного образования в России : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Зива Валентина Федоровна; [Место защиты: Ин-т инновационной деятельности в образовании].- Москва, 2009.- 358 с.: ил. РГБ ОД, 71 10-13/103

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Роль и функции системы художественного образования

1.1 Становление российской системы художественного образования с. 24

1.2 Структура сети учебных заведений художественного образования и тенденции ее развития с. 34

1.3. Особенности подготовки профессиональных художественных кадров с. 55

Глава 2. Методологические и теоретические основы художественного образования

2.1.Состояние разработанности проблемы инновационного художественного образования с. 90

2.2. Концепции развития художественного образования в культурной политике государства с. 98

2.3. Прогностическая модель инновационного художественного образования с. 139

Глава 3. Стратегические направления модернизации отечественной системы художественного образования

3.1 Интеграция науки и профессионального художественного образования как фактор его модернизации с. 160

3.2. Проектирование системы качества профессионального художественного образования с. 188

3.3. Диверсификация и регионализация системы инновационного художественного образования с. 216

Глава 4 Управление инновационной системой художественного образования

4.1. Основные ресурсы и механизмы управления системой художественного образования с. 231

4.2. Целевое планирование и социальное проектирование современные способы управление системой художественного образования с. 260

4.3. Изучение рынка труда как фактора инновационных процессов в системе художественного образования с. 299

Заключение с. 324

Список используемой литературы с. 329

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется социально-политическими и духовными переменами, происходящими в современном обществе. Процессы глобализации, информатизации, общественно-экономические преобразования в конце XX столетия привели к смене ценностных ориентиров, существенным изменениям межкультурных и социальных связей. Наиболее острыми стали реформы в области отечественного образования, которые затронули интересы всех слоев населения. Перед высшими и средними учебными заведениями остро встал вопрос, в каких кадрах будет нуждаться общество не только сегодня, но и завтра, какие специалисты будут востребованы на рынке труда. Общество осознало необходимость изменения государственной политики в области образования.

Назрела потребность в переосмыслении философии образования и разработке новой концепции развития отечественной системы школы. Модернизация образования в стране затронула и систему художественного образования. Сегодня развитие художественного образования, его содержательного наполнения нельзя рассматривать вне общемировых тенденций, связанных с формированием единого образовательного пространства, проблемами информатизации и глобализации общества.

В тоже время, искусство, обладающее мощным потенциалом эстетического освоения мира во всей его сложности и богатстве, играет существенную роль в формировании духовных ценностей, в связи с чем, на художественное образование возлагается особая ответственность. Подготовка специалистов в области искусства связана с многообразием его видов -пространственные (живопись, графика, скульптура, декоративное искусство, архитектура); временные (музыка, словесное искусство); синтетические, пространственно-временные (театр, кино, хореография). Их отличает видовая многомерность и внутренняя полиструктурность (например, в музыке вокальное, инструментальное, хоровое искусство, дирижирование и т.д.).

4 Выявление места и роли художественного образования, стратегии его развития, раскрытие ценностно-смыслового обновления содержания, обоснование ориентации на новый тип образованности и профессиональной компетентности — все это носит принципиальный и актуальный характер.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время художественное образование в педагогической науке исследуется как область знаний о роли искусства в эстетическом воспитании (Л.П.Буева, А.И.Буров, Б.ТЛихачев, Л.П.Печко), художественном образовании детей по разным видам: театральном (В.М.Букатов, П.А.Ершов, А.П. Ершова, Т.Г.Пеня), музыкальном (О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Е.А.Бодина, Д.Б.Кабалевский, Т.В.Челышева), изобразительном (В.С.Кузин, С.П.Ломов, Б.М.Неменский, Н.М.Сокольникова Н.Н.Фомина). Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие, исследовались Ю.П.Азаровым, Л.П.Анциферовой, А.А.Мелик-Пашаевым, З.Н.Новлянской, Н.В.Рождественской. Научно обосновал природу взаимодействия искусств -«полихудожественность» Б.П. Юсов.

Ведущая роль в разработке психологии и социологии искусства принадлежит таким ученым, как: М.М.Бахтин, Л.С.Выгодский, П.Ф. Каптерев, О.А.Кривцун, А.А.Мелик-Пашаев.

Осознать глубину проблемы подготовки и воспитания специалистов в области искусства позволили исследования таких крупнейших деятелей искусств, как: Г.А.Анисимов, Б.В.Асафьев, С.А.Герасимов, А.А.Гончаров, И.Э.Грабарь, А.А.Дейнека, Б.Е.Захава, Д.Б.Кабалевский, М.И.Кнебель, Г.Г.Нейгауз, Б.А.Покровский, А.Д.Попов, К.С.Станиславский, В.А.Фаворский, И.Г.Шароев.

Широкое обобщение идей преемственности и специфики художественного
обучения в учебных заведениях искусства позволили сделать работы
Е.Я. Александровой, МХ.Вохрышевой, И.И.Горловой, В.П.Демина,

В.Ф.Максимович, Р.И.Пшеничниковой, Т.В.Челышевой.

Развитие отечественного образования протекает в сложных условиях лобализации и осознать всю глубину проблемы позволили исследования

5 Т.Г.Киселевой, О.И. Савицкого, А. Д.Савельева, В.М. Филиппова, С.С. Шевелевой.

Рефлексию государственно-правового подхода к развитию высшего образования обеспечили работы М.А.Ариарского, В.И.Байденко, Е.Л.Кудриной, Ю.Г.Татура, Ю.У.Фохт-Бабушкина.

Анализ литературы по проблеме развития системы профессионального образования показал, что ее рассматривали отечественные и зарубежные ученые (Дж.Боткин, Л.А.Волович, Р.Дейв, В.М.Жураковский, П.Ф.Кубрушко, С.П.Ломов, Г.В.Мухаметзянова, А.М.Новиков, В.А.Рыжков, Сэдлак Ян, Е.В.Ткаченко, Э.Фор, Н.Н.Шамрай, Г.П.Щедровицкий).

Недостаточная разработанность и фрагментарность теории художественного образования имеет сложную детерминацию. Это связано с тем, что оно включает в себя такие направления, как театральное, музыкальное, хореографическое, цирковое, кинематографическое, изобразительное, декоративно

- прикладное, дизайн. При наличии достаточно большого числа работ,
посвященных частным, конкретным аспектам развития художественного
образования, почти совсем отсутствуют труды, рассматривающие эту область
образования как комплексный объект, не обобщены теоретические взгляды и
фактологические материалы в контексте педагогической мысли и социально-
культурной практики, поскольку решение этой задачи сталкивается с
трудностями, порождаемыми существующими противоречиями между:

- исторически сложившейся системой отечественного художественного
образования и современными требованиями к данному виду деятельности,
вызванными тенденциями глобализации, информатизации, экономическими и
социальными преобразованиями в обществе;

- ориентацией современной России на интеграцию в европейское и мировое
образовательное пространство и тенденциями к сохранению и развитию
национальных культурных традиций художественного образования;

6 -унифицированной и стандартизированной системой образования и обособленным характером художественного образования, обусловленным сущностью искусства, многомерностью его видов;

- острой потребностью регионов в кадрах в области искусства и художественного
творчества и концентрированностью учебных заведений художественного
образования в центральной части страны;

повышенными требованиями, предъявляемыми социумом к системе художественного образования в силу особой роли искусства в жизни общества, и старыми методами управления системой художественного образования;

новым контекстом профессиональной деятельности в области искусства и существующим рынком труда.

В связи с вышеизложенным возникает проблема совершенствования системы художественного образования на основе ее модернизации, которая направлена на снятие противоречий между современной социокультурной практикой и существующей системой художественного образования, это определило тему исследования: «Прогностическая модель и стратегия построения инновационной системы художественного образования в России».

Объект исследования - современная система художественного образования.

Предмет исследования - процесс создания целостной инновационной системы художественного образования России.

Цель исследования: научное обоснование прогностической модели и определение стратегии построения инновационной системы художественного образования.

В соответствии с проблемой, целью и темой были сформулированы задачи исследования:

1. Провести системный анализ основных теоретико-методологических аспектов современных концепций и выявить проблемы современного художественного образования, связанных с социальными преобразованиями.

  1. Выявить условия модернизации отечественного художественного образования в контексте интеграции России в мировое образовательное пространство с учетом национальных культурных традиций и искусства: преемственной многоступенчатости при условии полной идентичности профиля обучения конкретному виду искусства, в том числе в системе «школа-училище-вуз»;

  2. Выявить условия обучения конкретному виду искусства, в которых интегрируется система «учитель-ученик», где учитель - известный деятель искусства, носитель этого вида искусства, а ученик - одарённая личность, способная к восприятию, воспроизведению конкретного вида искусства и творческому саморазвитию; специфику обучения и особенности освоения государственных образовательных стандартов и образовательных программ в области искусства;

  3. Разработать концепцию инновационного художественного образования на основе совокупности идей преемственной многоступенчатости, многоуровневости, непрерывности художественного образования с учетом многомерности каждого вида самого искусства, имеющего различную внутреннюю структуру (например, в театре - актерское мастерство, режиссура, сценография, балет, театроведение). Раскрыть и научно обосноват понятия «инновационное художественное образование», «миссия и функци художественного образования»;

  4. Разработать прогностическую модель инновационного художеств енног( образования на основе научных подходов к инновационной деятельности и с учетом многомерности каждого вида самого искусства, имеющего различную внутреннюю структуру (например, в музыке - вокал, исполнительское искусство (по видам инструментов), композиция, дирижирование), определить создание условий для интенсивной работы всех структурных подразделений и участников учебного процесса на новом качественном уровне: организационно-управленческом, педагогическом, содержательном и творческом;

  1. Определить стратегию построения инновационной системы художественного образования с учетом повышения качества художественного образования, конкурентоспособности выпускников в области искусства, потребностей рынка труда;

  2. Выявить процессы диверсификации художественного образования и возможности внедрения прогностической модели инновационного художественного образования в социально-культурную практику.

  3. Охарактеризовать условия изменения профессиональной деятельности в области искусства, связанные с возникновением нового социально-экономического пространства и функционированием отрасли культуры в целом;

  4. Обосновать необходимость внедрения в систему художественного образования научных принципов управления: программно-целевой метод, стратегический менеджмент, стратегическое планирование, моделирование и прогнозирование.

Гипотеза исследования. На основании анализа состояния современного художественного образования, научной литературы и имеющихся архивных документов нами разработана гипотеза о том, что главной движущей силой развития художественного образования являются инновационные процессы, происходящие в обществе, которые определяют цели, содержание и механизмы реализации инновационного образования.

Прогностическая модель и стратегия построения инновационной системы художественного образования будет эффективной, если:

— художественное образование, детерминированное особой ролью искусства
в формировании духовного и творческого потенциала нации, будет
определяться не только образовательной и художественной компонентой, но
и сущностью видов искусства (театр, музыка, хореография, пластические
искусства).

— модернизация отечественного художественного образования будет
проводиться с учетом совокупности принципов традиционной

9 многоступенчатости: (школа-училище-вуз), обеспечивающие полную идентичность профиля обучения конкретному виду искусства; кадровой и учебной специфики в системе художественного образования и инновационных идей многоуровневое в рамках высшего профессионального образования: бакалавриат-специалитет-магистратура, в области искусства; -условия художественного обучения, обусловленные многомерностью видов искусства, в которых интегрируется система «учитель-ученик», где учитель -известный деятель искусства, носитель этого вида искусства, а ученик -одарённая личность, способная к восприятию, воспроизведению конкретного вида искусства и творческому саморазвитию, будут формироваться с учетом специфики обучения при освоении государственных образовательных стандартов и образовательных программ, отражающих многомерность каждого вида искусства;

- концепция инновационного художественного образования будет разработана с учетом сущности искусства (театр, музыка, хореография, пластические искусства, цирк и т.д.) и многомерностью каждого вида самог искусства, имеющего различную внутреннюю структуру (например, в цирке акробатика, иллюзия, дрессура, клоунада) и определением целей и зада инновационной деятельности на новом качественном уровне: организационно-управленческом, педагогическом, содержательном и творческом; будут уточнены понятия «инновационное художественное образование», «миссия и функции художественного образования»,

- разработанная прогностическая модель инновационного художественного образования будет опираться на базовый структурообразующий модуль и программный модуль, объединенные между собой в вариативно-модульный комплекс, в стратегические задачи которого входит на совокупности взаимодействия науки, образования, производства и творчества обеспечить обновление содержания художественного образования; сохранение баланс; фундаментальных и прикладных знаний; развитие вариативності образовательных программ, в том числе и в области искусства, методої

10 обучения; прогнозирование трансформации учебного заведения на основе анализа имеющихся и привлеченных воспроизводимых ресурсов (кадровый потенциал, концепция развития, образовательная среда, рейтинг учебного заведения, спрос на рынке труда специалистов в области искусства, социальное партнерство).

Методологической основой исследования являются:

принципы системного подхода к исследованию социальных процессов (И.В.Блаурберг, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин);

положения психологических теорий детской одаренности и обучения (Л.С.Выготскй, А.НЛеонтьев, А.Маслоу, К Роджерс);

системный анализ проблем художественного образования (Е.Я.Александрова, С.Г.Вершловский, М.Г.Вохрышева, В.Ф.Максимович, Т.В.Челышева).

принципы педагогики искусства (Б.В.Асафьев,С.А.Герасимов, И.Г.Грабарь, Д.Б.Кабалевский, М.И.Кнебель, Г.Г.Нейгауз, К.С.Станиславский).

— традиции художественного воспитания (Е.А.Бодина, А.А.Мелик-Пашаев,
Б.М.Неменский, В.А.Разумный, Н.Н.Фомина, Б.П.Юсов).

— условия регионализации и диверсификации художественного образования
(Л.А.Волович, И.И.Горлова, ЕЛ.Кудрина, Н.А.Паршиков, Р.И.Пшеничникова).

Теоретическую базу исследования составляют:

концепция содержания образования (И.К.Журавлев, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Д.Б.Эльконин);

культурно-историческая концепция развития личности (Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, С.Л.Рубинштейн, В.В.Розанов);

специфика художественной дидактики в процессе обучения искусству (ВМ.Букатов, В.А.Кан-Калик, Б.М.Неменский, Л.Б.Рылова);

- концептуальное проектирование систем управления качеством образования в вузах (В.И. Байденко, В.В.Бойцов, ВЛ.Белобрагин, В.П.Беспалько, А.В.Гличев, Н.А.Селезнева, А.И.Субетто).

Методы исследования. Для решения задач, поставленных в исследовании, а также подтверждения исходных положений и выдвинутой

11 гипотезы использовался комплекс теоретико-методологических (анализ, синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, индуктивно-дедуктивный подход, научное моделирование) и эмпирических методов (наблюдение, беседа, сравнение, опрос, изучение деятельности обучающихся, анкетирование, интервьюирование, тестирование). Использованы системный, социологический, концептуальный подходы, принципы моделирования и прогнозирования.

Организация исследования. Научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа в течение 2000 - 2009 гг.

Первый этап - поисковый (2000-2003 гг.): определялись исходные
позиции исследования; изучался организационный и педагогический опыт
подготовки кадров в учебных заведениях сферы искусства; формировалась и
уточнялась источниковедческая база; анализировалась степень разработанности
проблемы в теории педагогики, психологии, философской,

искусствоведческой и культурологической литературе; рассматривалась практическая потребность в разработке данной темы. Определялись методологические основы исследования.

Второй этап - аналитический (2003-2005 гг.): определялис теоретические предпосылки и цели, методологические положения и ведущи идеи; разрабатывалась рабочая гипотеза; формулировались задачи исследования; создавались программа и методика научно-педагогического исследования; формировался его понятийный аппарат; осуществлялись локальные методологические разработки и их апробация; проектировалась прогностическая модель инновационного художественного образования; обосновывалась стратегия построения инновационной системы художественного образования, концепция и проблема исследования.

Третий этап - аналитико-обобщающий, (2005-2009 гг.): в ходе его были систематизированы и оформлены полученные результаты, проведена и экспертная оценка, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования заключается в новом подходе к изучению модернизации художественного образования, связанной с

12 инновационными процессами, происходящими в обществе. В исследовании определены условия модернизации отечественного художественного образования в контексте интеграции России в мировое образовательное пространство с учетом национальных культурных традиций и искусства.

К ним относятся: совокупность преемственной многоступенчатости при условии полной идентичности профиля обучения конкретному виду искусства (школа-училище-вуз); кадровая и учебная специфика в системе художественного образования, обусловленная многомерностью каждого вида самого искусства и имеющего различную внутреннюю структуру (например, в пластическом искусстве - живопись, скульптура, монументально-декоративное искусство, декоративно-прикладное искусство).

Выявлены условия, специфика художественного обучения и особенности
освоения государственных образовательных стандартов и образовательных
программ. Художественное обучение обусловлено сущностью искусства, его
видовой многомерностью и интеграцией системы «учитель-ученик», где
учитель - известный деятель искусства, носитель этого вида искусства, а
ученик - одарённая личность, способная к восприятию, воспроизведению
конкретного вида искусства и творческому саморазвитию. Специфика обучения
заключается в ранней профилизации, связанной с определенным видом
искусства (хореография, музыка, цирк, изобразительное искусство) возрастной
диферинциации, индивидуальной подготовке, и обязательной преемственности
содержания обучения. Особенности освоения государственных

образовательных стандартов и образовательных программ связаны с получением теоретических знаний, специальных практических навыков в области конкретного вида искусств и в систематическом закреплении их в условиях производства: учебный театр, учебные художественно-творческие мастерские, учебные оркестры, учебная киностудия, учебный цирковой манеж и т.д.

Разработана концепция инновационного художественного образования на основе совокупности идей преемственной многоступенчатости,

13 многоуровневости и непрерывности художественного образования, направленная на преодоление разрыва между инновационными социокультурными процессами и существующей системой художественного образования.

Ядром концепции является прогностическая модель инновационного
художественного образования, которая состоит из базового,

структурообразующего модуля и программного модуля, объединенных между собой в вариативно-модульный комплекс, в стратегические задачи которого входит на совокупности взаимодействия науки, образования, производства и творчества обеспечить обновление содержания художественного образования; сохранение баланса фундаментальных и прикладных знаний; развитие вариативности образовательных программ, в том числе в области искусства, методов обучения; прогнозирование трансформации учебного заведения на основе анализа имеющихся и привлеченных воспроизводимых ресурсов (кадровый потенциал, концепция развития, образовательная среда, рейтин учебного заведения, спрос на рынке труда специалистов в области искусст социальное партнерство) и стратегического менеджмента.

Определена стратегия построения инновационной системь

художественного образования, базирующаяся на организационно-управленческом, педагогическом, содержательном и творческом уровнях, направленная на повышение качества художественного образования с учетом конкурентоспособности выпускников в области искусства и потребностей рынка труда. Стратегия построения инновационной системы художественного образования учитывает диверсификацию художественного образования, изменение профессиональной деятельности в сфере искусства и необходимость ее инновационной переориентации. Внедрение прогностической модели инновационного художественного образования позволит развиваться региональной системе художественного образования на инновационных принципах.

Теоретическая значимость исследования. Обоснована актуальность
инновационных процессов в художественном образовании, их адекватность
инновационным процессам, происходящим в социуме и культуре. Дана
дефиниция «инновационного художественного образования». Инновационное
художественное образование - это структурообразующий компонент
современной культуры, связанный с формированием нового типа
образованности и профессиональной компетентности, качество которых,
характеризуется стремлением выпускника к созданию шедевра в области
искусства, способностью самостоятельно развивать талант и природную
одаренность и его умением рассчитывать собственные интеллектуальные,
творческие и организационные ресурсы, находить им наиболее оптимальное
применение, самостоятельно формировать собственную творческую

биографию в кризисных и динамично развивающихся условиях.

В концепции инновационного художественного образования обоснована его
миссия, которая заключается в подготовке высокопрофессиональных деятелей
искусства. Разработанная на основе концепции инновационного
художественного образования прогностическая модель, базирующаяся на
вариативно-модульном комплексе, конкретизирует целеполагание,

планирование, управление инновационными процессами и в основе которого лежат методологические принципы качественного обновления педагогической и управленческой деятельности за счет внедрения инновационных технологий обучения и воспитания, мониторинга качества образования, стратегического менеджмента.

Обоснована необходимость научного подхода к механизмам управления образованием, который позволяет теоретически обосновать стратегию построения инновационной системы художественного образования на основе таких принципов управления как: программно-целевой метод, стратегический менеджмент, стратегическое планирование, моделирование и прогнозирование и внедрение научных результатов в социально-культурную практику.

Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная прогностическая модель в системе художественного образования может быть реализована учебными заведениями всех ступеней обучения этого вида образования. Сюда входит сеть учебных заведений художественного профиля Министерства культуры, состоящая из 57 вузов, 262 средних профессиональных учебных заведения, 5562 детских школ искусств, а также учебными заведениями непрофильных вузов, ведущих подготовку кадров в области искусства, и всеми учреждениями дополнительного образования детей.

Выводы исследования, могут быть использованы во всех региональных органах управления культурой и образованием, руководителями учебных заведений культуры и искусства для создания собственных концепций инновационного характера для развития учебных заведений всех ступеней в системе непрерывного профессионального образования (школа-училище-вуз-аспирантура).

Выводы и результаты исследования могут быть использованы для разработки интегрированных межведомственных, межрегиональных и региональных социально-культурных проектов и программ.

В учебном процессе результаты исследования могут быть использовш при чтении курсов по проблемам современного образования в вузах и факультетах повышения квалификации, а также при разработке научны проблем по вопросам современного художественного образования.

Обоснование соответствия диссертации паспорту научной специальности. В соответствии с формулой специальности 13.00.01 - «Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)», охватывающей исследование проблем философии образования, педагогической антропологии, методологии педагогики, теории педагогики, истории педагогики и образования, этнопедагогики, сравнительной педагогики и педагогического прогнозирования, в диссертационном исследовании разработаны концепция инновационного художественного образовани спроектирована прогностическая модель и обоснована стратегия построена

16 инновационной системы художественного образования, которые обеспечиваются научной состоятельностью основных теоретических положений и научных выводов исследования.

Научные результаты соответствуют пунктам 4, 5 и 8 Паспорта специальности.

Апробация и реализация результатов исследования осуществлялась на:

- международных конференциях и семинарах: «Проблемы отечественной
культуры и судьбы молодого поколения» (Москва, 1997), «Народные
художественные промыслы и образование» (Вена, 1999), «Культура и
образование» (Харбин, 2000), «Европейская система образования -
современные стандарты и технологии» (Париж, 2001), «Процессы
глобализации и проблемы образования» (Флоренция, 2002),
«Профессиональное образование» (Будапешт, 2002), «Инновационное
образование в современном мире» (Гамбург, 2003), «Кайгородовские чтения»
(Краснодар 2001- 2004).

- Всероссийских конференциях: «Традиционное прикладное искусство и
образование» (Санкт-Петербург,2004,2005,2007), «Современные технологии в
дизайн-образовании» (Сочи, 2005,2006,2008);

- на заседаниях: Координационного совета по культуре и кинематографии при
Министерстве культуры РФ (2000, 2003, 2004), Отделения «Образование и
культура» РАО (1989,1999), на Президиуме РАО (2001).

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях ученых советов вузов: Высшая школа народных искусств г.Санкт-Петербурга, Московский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г.Строганова, Орловский государственный институт культуры и искусств, Северо-Кавказский государственный институт искусств, что подтверждено справками о внедрении. По проблемам художественного образования под руководством автора было защищено 3 кандидатских диссертации.

17 Положения, выносимые на защиту:

  1. Художественное образование детерминировано особым значением и ролью искусства в формировании духовного и творческого потенциала нации, которое определяется не только образовательной и художественной компонентой, но и сущностью искусства (театр, музыка, хореография, изобразительное искусство и т.д.)* и многомерностью каждого вида самого искусства (например, музыка - это: вокал, исполнительское искусство (по видам инструментов), композиция, дирижирование, и т.д.).

  2. Разработанная концепция инновационного художественного образования, в которой определены цели, задачи и условия функционирования многоуровневой, вариативной и ступенчатой системы в области искусства, направлена на повышение качества подготовки и конкурентоспособности выпускников художественного профиля и основывается на:

- совокупности принципов преемственной многоступенчатости (школа-
училище-вуз) при условии полной идентичности профиля обучения
конкретному виду искусства (живопись, музыка, театр, хореография) и
конкретному исполнительскому мастерству (например, в музыке - фортепиан
скрипка, орган, труба, кларнет, баян), а также образовательных ищ
многоуровневости в рамках высшего профессионального образовании
(бакалавриат-специалитет-магистратура);

автономном учебно-производственном комплексе, обеспечивающем учебный процесс (государственные образовательные стандарты, образовательные программы, учебные планы, научно-методическая литература) и производством комплексе (учебный театр, учебные художественно-творческие мастерские, учебные оркестры, цирковой манеж);

интеграции системы «учитель-ученик», где учитель - известный деятелей искусства, носитель этого вида искусства, а ученик - одарённая личность способная к восприятию и воспроизведению конкретного вида искусства.

4. Прогностическая модель инновационного художественного образована выстроена на основных идеях концепции и представляет собой базовый и

18 программный вариативно-модульный комплекс, в стратегические задачи которого входит на совокупности взаимодействия науки, образования, производства и искусства обеспечить:

обновление содержания художественного образования; сохранение баланса фундаментальных и прикладных знаний; развитие вариативности образовательных программ, в том числе в области искусства, методов обучения;

учебно-воспитательный процесс, формирующий у студентов стремление к созданию шедевра в области искусства, способность самостоятельно развивать талант и природную одаренность и его умением рассчитывать собственные интеллектуальные, творческие и организационные ресурсы, находить им наиболее оптимальное применение, самостоятельно формировать собственную творческую биографию в кризисных и динамично развивающихся условиях;

- прогнозирование трансформации учебного заведения на основе анализа
имеющихся и привлеченных воспроизводимых ресурсов (кадровый потенциал,
концепция развития, образовательная среда, рейтинг учебного заведения, спрос
на рынке труда специалистов в области искусства, социальное партнерство) и
стратегического менеджмента; конкретизирует целеполагание, планирование,
управление инновационными процессами.

5. Развитие художественного образования, его модернизация и стратегия
построения инновационной системы этого вида образования определяется
инновационными процессами, происходящими в обществе. Художественное
образование, выполняя охранную функцию традиционной национальной
культуры, одновременно является участником и создателем современного
культурного контекста. По сути, художественное образование является
генофондом» культуры, ее базовой платформой, направленной на
оспроизводство самой культуры на каждом историческом отрезке,
и. Разработанные механизмы управления учебными заведениями опираются
на совокупность теоретико-методологической основы (программно-целевой
метод, концептуальный подход, теоретическое моделирование,

19 проектирование и прогнозирование) и практической деятельности (доступность и непрерывность образования; мониторинг качества образования; контроль и регулирование изменений в образовании).

7. Стратегия построения инновационной системы художественного образования связана с диверсификацией образования этого профиля, его регионализацией, изменением профессиональной деятельности в сфере искусства и необходимостью ее инновационной переориентации. Внедрение прогностической модели инновационного художественного образования позволит развиваться региональной образовательной системе этого вида на инновационных принципах.

Структура диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений. Содержание диссертации изложено на 358 страницах, из них список литературы включает 323 наименования, из них П_ на иностранном языке.

Структура сети учебных заведений художественного образования и тенденции ее развития

Художественное образование в полной мере ощутило на себе переоценку ценностей начала XX века, сокрушение вековых эстетических традиций и стереотипов, процесс дегуманизации искусства, ограничения свободы творчества в условиях тоталитаризма и авторитаризма, общемировой кризис образования, дискредитацию коммунистического мировоззрения, повлекшую разрушение системы ценностей почти целой эпохи. Наконец драматические потрясения конца XX столетия привели к новому витку смены ценностных ориентиров и разрыву межкультурных и социальных связей, к фактическому разрушению традиционных российских культурных ценностей (15, 25, 132, 134).

Исследуя периоды становления системы художественного образования, необходимо констатировать, что государство в годы советской власти осознавало важность и возможности этого вида образования с идеологической точки зрения, поэтому была сформирована широкая сеть учебных заведений этого профиля, выстроена ее структурная соподчиненность: школа - училище — вуз, в тоже время деятельность учебных заведений была достаточно серьезно регламентирована.

Министерство культуры Российской Федерации располагает широкой сетью учебных заведений профессионального и дополнительного художественного образования. Статистические данные, поступающие в Главный информационный центр (ГИВЦ) Министерства, дают возможность воспроизвести не только реальную картину существующей сети, но и проанализировать ее структуру, уровень профессорско-педагогических кадров, ведущих обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, количество специальностей и число обучающихся (172,173).

В соответствии с действующим законодательством в ведении Министерства культуры имеются следующие типы и виды образовательных учреждений: образовательные учреждения высшего профессионального образования; образовательные учреждения среднего профессионального образования; образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (аспирантура, докторантура, переподготовка и повышение квалификации); дополнительные образовательные учреждения для детей (детские музыкальные школы, школы искусств, художественные школы, театральные и цирковые студии, хореографические коллективы и др.).

Федеральные учебные заведения, открываются решением Правительства Российской Федерации и финансируются из бюджета Министерства. Образовательные учреждения субъектов Российской Федерации учреждаются в установленном порядке органами исполнительной власти регионов и финансируются за счет местных бюджетов. Средние профессиональные учебные заведения и учреждения дополнительного образования для детей составляют большую часть сети художественного образования и находятся в ведении местных органов исполнительной власти, а научно-методические функции закреплены за Министерством культуры.

Численность художественных образовательных учреждений распределяется следующим образом: высшие учебные заведения, имеющие статус университета, академии, института составляют - 54. Из них: 7 университетов, 16 академий и 31 институт. Статус университета имеют Московский, Санкт-Петербургский, Краснодарский, Казанский, Кемеровский университеты культуры и искусств, Московская консерватория, Санкт-Петербургский университет кино и телевидения. Академии - Российская академия театрального искусства, Российская академия музыки им. Гнесиных, Московская государственная академия хореографии, Академия хорового искусства (Москва), Академия русского балета им. А.Я.Вагановой (Санкт-Петербург), Санкт-Петербургская академия театрального искусства, Санкт-Петербургская консерватория, Восточно-Сибирская (Улан-Удэ), Самарская, Челябинская академии культуры и искусств, Новосибирская консерватория, Красноярская академия музыки и театра, Уфимская академия искусств, Воронежская академия искусств, Дальневосточная академия искусств (Владивосток).

Институты - Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК), Школа-студия МХАТ, Школа-студия им. М.Щепкина, Школа-студия им. Б.Щукина, Государственный музыкально-педагогический институт им. М.М.Ипполитова-Иванова (Москва), Государственный специализированный институт искусств (Москва), Красноярский художественный институт, Алтайский, Орловский, Пермский, Тюменский, Хабаровский институты культуры и искусств, Нижегородская, Саратовская, Казанская, Уральская, Астраханская, Ростовская консерватории, Северо-Кавказский институт искусств (Нальчик) имеют статус института. Все выше перечисленные вузы являются федеральными учебными заведениями.

Арктический институт культуры и искусств (Якутск), Белгородский институт культуры и искусств, Волгоградский институт искусств им. П.Серебрякова, Волгоградский институт культуры и искусств, Высшая школа музыки (Якутск), Магнитогорская консерватория (академия), Московский государственный институт им. Шнитке, Оренбургский государственный институт искусств, Смоленский государственный институт искусств, Тамбовский музыкально-педагогический институт, Тольяттинский институт искусств, Челябинский музыкально-педагогический колледж им. П.И.Чайковского (вуз), Чувашский институт искусств и культуры (Чебоксары), являются вузами субъектов Российской Федерации. Сеть всех типов образовательных учреждений культуры и искусства с учетом филиалов по Федеральным округам (ФО) складывалась на 2002 год следующим образом:

Концепции развития художественного образования в культурной политике государства

В конце XX века назрела необходимость выработки новой методологической базы, разработки научной концепции художественного образования в контексте социокультурных процессов. Понимание научными кругами этой необходимости, создание установки на теоретическое осмысление сущности и специфики данного феномена мы относим к достижениям в динамике исторического развития художественного образования означенного периода. Важнейшим теоретическим достижением следует считать изменение содержания и объема понятия художественного образования. Если прежде это понятие имело узкий смысл и обозначало подготовку мастеров только для сферы изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитекторов-художников, искусствоведов, то к концу XX века понятие художественного образования обретает новые, гораздо более широкие границы. Под ним понимают образование, приобретаемое в любой сфере культуры и искусства на разных ступенях в специальных учебных заведениях (7, 50, 80 122,123).

Художественное образование, как подсистема художественной культуры, как вид духовного производства, имеет относительную самостоятельность развития и ограниченную зависимость от социальных воздействий и от образовательных стандартов. Именно двойственность бытования художественного образования, одновременно в системах жестко регламентированного образования и относительно независимого художественного творчества, создавало особые трудности для его теоретического осмысления и обоснования его целостности, полиструктурности. Однако однозначного толкования профессионального художественного образования не было выработано. (8,36,58, 289)

Вопросы упорядочения понятийно-терминологического аппарата данного феномена еще не стали предметом самостоятельного изучения. Унификация терминов, понятий, определений способствовала бы решению многих вопросов изучения профессионального художественного образования. Эта проблема, как и очень многие другие, перешла в новое тысячелетие. Краткий экскурс в историю российского профессионального художественного образования показывает, что процесс его формирования отражал противоречия и неоднозначность социально-экономического развития страны, социокультурную ситуацию каждого исторического этапа.

К началу нового тысячелетия накоплен большой опыт для развития и совершенствования принципов и методов, организации и управления образовательными процессами. Важнейшим достижением прошедших времен явилось осознание необходимости научного подхода к художественному образованию, разработки методологических рекомендаций для его анализа с целью утверждения его как многоаспектного, но относительно единого феномена в социокультурной системе. Вместе с тем, не обобщен большой теоретический и фактологический материал, накопленный за века, который позволил бы преодолеть раздробленность исторической модели профессионального художественного образования, показать динамику его становления и совершенствования. (49,60,126,132).

Историческое своеобразие российской системы профессионального художественного образования требует самостоятельного глубокого изучения не только в рамках хронологической описательности. Необходимо соотнести историю с широким социокультурным контекстом, что позволит представить профессиональное художественное образование как интегративное, сложносоставное явление в настоящем и оптимизировать его модель для будущего.

Огромную роль художественное образование играет в процессе социализации личности и осуществлении этнокультурной национальной политики, духовно-нравственных, межэтнических и других проблем современности. При определении методологических позиций в функционировании художественного образования представляется важным сопоставление двух наиболее признанных подходов к культуре и искусству как: процессу творческой деятельности, при котором материальные и духовные ценности являются лишь внешней формой существования искусства, а ее действительное содержание раскрывается в развитии самого человека, во всем многообразии и целостности общественного существования; специфическому способу человеческой деятельности, системе средств, благодаря которой люди, объединяясь, решают встающие перед ними художественные проблемы.

Если второй подход нацеливает на универсально-общее видение искусства, на системную типологию, моделирование и проектирование художественного образования, то первый ориентирует на конкретно-содержательный, личностный план в художественном образовании, на многообразие и целостность (универсальность) самореализации человека.

В первом случае человек ориентируется на уникальные авторские проявления в сфере искусства, во втором - на саму сферу как систему деятельности. Вполне очевидно, что цель, содержание и технологии художественного образования будут существенно определяться выбором того или иного подхода.

Проектирование системы качества профессионального художественного образования

Культура обладает тремя уникальными ресурсами - творческим потенциалом ее создателей, накопленным веками и развиваемым из поколения в поколение; культурным наследием, являющимся результатом многовекового труда творцов; культурными традициями, материализованными в интересе населения к ценностям культуры. Это и есть стратегические ресурсы России, которые, однако, могут быть утрачены за время жизни двух-трех поколений, если не обеспечивать необходимые условия для существования и развития культуры. Вышеназванные обстоятельства являются исходными предпосылками для разработки основ государственной культурной политики ближайшего десятилетие.

Социальный эффект от культурной деятельности, отсутствие сиюминутных результатов обязывает общество относится к этим ресурсам с особой рачительностью, оберегая накопленный культурный потенциал как одну из наивысших ценностей страны. Богатства отечественной культуры поистине огромны: почти в 2 тыс. государственных музеев сосредоточено более 55 млн. единиц хранения; фонд 56 тыс. библиотек приближается к миллиарду книг; миллионы историко-культурных документов хранятся в 15 тыс. архивов страны; на государственной охране находится около 85 тыс. недвижимых памятников истории и культуры; в регионах России функционируют более 50 тыс. клубных учреждений, около 600 театров и 250 концертных организаций. Вместе с тем, в условиях становления рыночных отношений и демократизации общества накопленный культурный потенциал требует радикальной модернизации.

И это является еще одной особенностью культурной политики ближайших лет. В российской образовательной политике генеральной стратегической линией является модернизация, как политическая и общенациональная задача обеспечения «современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» (Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, см Л .4). Данная Концепция является отражением общемировой тенденции - направленности на инновационный подход к изучению и пониманию окружающего мира.

Стремительные темпы перемен во всех сферах жизни, резко возрастающий поток новых знаний, исчезновение переходного периода между получением знаний и их использованием, наконец, отчуждение процесса производства духовных ценностей от процесса их усвоения и передачи характеризуют сами реалии современной жизни как инновационные.

Контент-анализ многочисленных источников показал неоднозначность восприятия и оценки явления качества образования. В.Добреньков рассматривает его как соответствие учебно-дисциплинарной динамики формам культурной институциональной практики. М.Поташник определяет качество образования личности как соотношение цели и результата образовательной деятельности. Г.Скок выделяет качество ценностей, целей и норм. А.И. Субетто и В.А.Селезнева изучают условия, процесс и результат образовательной деятельности как основные компоненты качества образования.

Изученные материалы, эмпирический опыт позволяют сделать вывод, что творческие вузы не имеют диагностического инструментария для создания собственной системы показателей и измерителей качества подготовки студентов. Это связано со сложностью проблемы, заключающейся в несопоставимости, разнородности показателей, которыми обладает система художественного образования, в отсутствии научно обоснованных подходов агрегирования этих показателей в одну оценку. При определении рейтинга вуза учитываются такие показатели, как: ценз профессорско-преподавательского состава, наличие аспирантуры и докторантуры, количество специальностей и направлений подготовки, наличие и оснащенность учебно-лабораторной базы, конкурс при поступлении в вуз, наличие общежитий и социально-культурных объектов.

Эти критерии для художественного вуза являются не в полной мере объективными. Для абитуриентов и студентов вуза, колледжа, училища и школы художественного профиля показателем качества выступают такие факторы, как престижность будущей специальности, ее востребованность и значимость в современном мире, наличие творческих мастерских. Немаловажным фактором выступает также личный рейтинг педагога, оцениваемый по таким показателям как: почетное звание, популярность, возглавляемый творческий коллектив, количество подготовленных лауреатов и победителей международных конкурсов, оказание помощи в трудоустройстве учеников и т.д.

В настоящее время качество высшего образования является одной из важнейших характеристик, определяющих конкурентоспособность учебного заведения. Появление негосударственного сектора образовательных учреждений, возможность лицензирования специальностей культуры и искусства в непрофильных вузах, открытие муниципальных учебных заведений и создание филиалов в различных регионах привели к изменению рынка образовательных услуг. Не смотря на то, что для художественного образования всегда было важно наличие творческой художественной Школы и сегодня наиболее сильные абитуриенты выбирают вуз «с традициями», отток поступающих в некоторые учебные заведения стал заметным явлением. Это вызвано рядом объективных причин, связанных с особыми требованиями поступления в вуз художественного профиля. Во-первых, для поступления на ряд специальностей (музыкальные, хореографические, художественные) необходимо иметь среднее профессиональное образование. Во-вторых, все абитуриенты должны принимать обязательное участие в конкурсном отборе для допуска к экзаменам по специальности. В-третьих, обучение в общеобразовательной школе не направлено на получение знаний и умений для поступления в творческие вузы (история искусств, история театра, история кино и т.д.). В-четвертых, отсутствие государственного распределения для получения работы. В-пятых, сложное финансовое положение у значительной части молодежи для возможности приехать и проживать в столичных и крупных городах с целью участия в конкурсном отборе и последующем обучении . Последние факторы особо повлиял на отток абитуриентов в головные вузы, сопоставляя свои возможности и дальнейшие перспективы, многие абитуриенты выбирают похожие учебные заведения в своем регионе, в которых меньше конкурс и больше шансов поступить.

Целевое планирование и социальное проектирование современные способы управление системой художественного образования

Для реализации закрепленных в Конституции РФ прав граждан на участие в культурной жизни страны и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям населения и обеспечения воспроизводства культурного потенциала общества Министерства культуры РФ и учреждения культуры принимают участие в федеральных социальных программах. В целях реализации Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу по распоряжению Правительства РФ от 3 июня 2000 г. № 764- р была разработана Федеральная целевая программа «Культура России» (2001-2005гг.) Преобразование российского общества и осуществляемые в стране экономические реформы не могли не затронуть культурную жизнь.

С одной стороны, формирование демократических основ государства обусловило рост творческой инициативы граждан. Свободы, полученные деятелями и организациями культуры, обеспечили оптимальные условия для ее развития. В то же время государство последовательно сокращало свое участие в поддержке отечественной культуры, полагая, что формирующийся рынок решит возникающие проблемы. В результате стало уменьшаться влияние культуры на российское общество, на формирование позитивных установок и ценностных ориентации граждан. Несмотря на сложную, в некоторых областях культурного развития кризисную ситуацию, частично удалось преодолеть господство патерналистской психологии в сфере культуры, добиться распространения программных методов организации культурной деятельности, расширения форм и объемов участия общества в поддержке культуры.

В настоящее время имеются необходимые социальные экономические и психологические предпосылки для начала радикального обновления системы государственного управления и государственного регулирования в сфере культуры. Сегодняшнюю ситуацию в отрасли можно охарактеризовать как начало принципиально нового этапа ее устойчивого развития. Вместе с тем в условиях становления рыночных отношений и демократизации общества накопленный потенциал культуры требует преобразований, на осуществление которых и направлена Федеральная целевая программа «Культура России» (2001-2005гг.) (ФЦП). Многообразие явлений, составляющих отрасль «Культура», делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, в отдельных регионах или организациях, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности, обусловливает необходимость применения программных методов.

Основными целями Федеральная целевая программа «Культура России» (2001-2005гг.) являются: - сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни; - обеспечение единства культурного пространства, равных воз можностей доступа к культурным ценностям жителей различных территорий страны и представителей разных социальных групп, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве; - формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества. Сохраняя преемственность с федеральными целевыми программами развития культуры Российской Федерации в 1993-1999 годах, Федеральная целевая программа «Культура России» (2001-2005гг.) (далее Программа) в наибольшей степени ориентирована на последовательное реформирование отрасли и призвана обеспечить: - гарантированную поддержку государством профессионального творчества, создание условий для его развития и участия граждан в культурной жизни; - сохранение культурного наследия России, Архивного фонда Российской Федерации, их эффективное использование; - развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, обеспечение условий для доступа граждан к культурным благам и информационным ресурсам государственных музейных, библиотечных и архивных фондов, включение России в мировое информационное пространство; - достижение устойчивого развития кинематографии посредством структурной реорганизации государственного сектора и активизации рыночных механизмов взаимодействия сферы производства, проката и показа аудиовизуальной продукции; - повышение роли культуры в укреплении институтов гражданского общества, формировании социально активной личности, защите социально уязвимых категорий граждан; - концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях развития культуры. Программа взаимосвязана с программами в области науки, образования, молодежной и национальной политики, охраны окружающей среды, федеративных отношений. Финансирование мероприятий ФЦП осуществляется за счет средств федерального бюджета с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Общий объем финансирования Федеральная целевая программа «Культура России» (2001-2005гг.) составляет 49153,9 млн.рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 28408,7 млн. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 7836,4 млн. рублей и внебюджетных источников - 12908 8 млн. рублей. Участие в реализации и финансировании мероприятий ФЦП субъектов Российской Федерации (за счет средств местных бюджетов) определяется соглашениями между государственными заказчиками ФЦП и соответствующими субъектами Российской Федерации.

Похожие диссертации на Прогностическая модель и стратегия построения инновационной системы художественного образования в России