Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов (На материале этнопедагогики карачаевцев) Байчорова Аэлита Асланбековна

Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов (На материале этнопедагогики карачаевцев)
<
Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов (На материале этнопедагогики карачаевцев) Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов (На материале этнопедагогики карачаевцев) Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов (На материале этнопедагогики карачаевцев) Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов (На материале этнопедагогики карачаевцев) Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов (На материале этнопедагогики карачаевцев) Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов (На материале этнопедагогики карачаевцев) Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов (На материале этнопедагогики карачаевцев) Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов (На материале этнопедагогики карачаевцев) Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов (На материале этнопедагогики карачаевцев) Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов (На материале этнопедагогики карачаевцев) Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов (На материале этнопедагогики карачаевцев) Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов (На материале этнопедагогики карачаевцев)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Байчорова Аэлита Асланбековна. Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов (На материале этнопедагогики карачаевцев) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2000 209 c. РГБ ОД, 61:01-13/634-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ТРАДИЦИОННЫЕ НОРМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ КАРАЧАЕВСКОГО НАРОДА И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1.1. Характеристика традиционных норм нравственного воспитания, используемых в воспитании детей младшего школьного возраста. . 12

1.2. Состояние использования традиционных норм нравственного воспитания в современных национальных семьях и их исторические параллели 34

1.3. Анализ состояния использования традиционных норм нравственного воспитания в содержании обучения младших школьников 57

Глава II. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПЕДАГОГИКИ КАРАЧАЕВСКОГО НАРОДА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1. Функционирование традиционных норм нравственного воспитания детей в образовательно-воспитательном процессе начальной школы 84

2. Формы, методы и приемы использования традиционных норм нравственного воспитания в работе с детьми младших классов.. 123

3. Сотрудничество школы и семьи в реализации воспитательного потенциала традиционных нравственных норм народной педагогики в работе с детьми младшего школьного возраста 148

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 172

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 179

ПРИЛОЖЕНИЯ 195

Введение к работе

Актуальность темы. Проблема нравственного воспитания является вечной и порождена самим ходом исторического развития цивилизации. Неизмеримо возросла ее актуальность для нашей страны в настоящее время, когда насущной потребностью стало решение задачи нравственного оздоровления подрастающих поколений. В условиях кризиса политических и социально-экономических реформ, определение духовно-нравственных ориентиров и ценностей, приобретают особую значимость.

В обществе утрачиваются нравственные ценности, растет насилие и преступность, равнодушие и недоверие друг к другу которые способствуют снижению уровня воспитанности учащихся. Сегодня, как никогда, важна необходимость возрождения этнических традиций воспитания, создание условий для успешной реализации воспитательного потенциала нравственных норм, для приумножения духовно-нравственного потенциала каждого народа. Начинать эту деятельность надо с детей младшего школьного возраста, так как в этом возрасте происходит интенсивное усвоение нравственных норм и правил и формирование, связанных с ними, нравственных качеств личности.

Проблема использования аксиологического потенциала народной педагогики в нравственном воспитании юного поколения для педагогической науки не нова.

Теоретические основы процесса воспитания на идеалах народной педагогики раскрываются в трудах Г.С.Виноградова, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, А.Ф.Хинтибидзе, Я.И.Ханбикова, А.Э.Измайлова и др.

Идея реализации этических традиций в воспитании, нашла отражение в исследованиях В.Ф.Афанасьева, И.А. Арабова, И.А.Шорова, Н.А.Рудь, М.Б.Гуртуевой, Г.А.Арутюнян и др.

К вопросам использования опыта этнопедагогики карачаевцев и описанию народных традиций обращаются в своих диссертационных исследованиях Р.И.Байчорова, Х.Х-М.Батчаева, К.Б.Семенов, Ф.В.Абаева, Х.Х.Боташева, М.И.Айбазова и др.

Вопросы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста рассмотрены в диссертационных исследованиях Х.Х-М. Батчаевой, Н.Ф.Головановой, З.М.Магияровой, В.Т.Чепикова, А.К.Бердиева, С.А.Мухамедьянова и др.

Анализ работ перечисленных авторов позволяет делать следующие выводы: во-первых, в них предметом исследования являются методологические проблемы этнопедагогики (Г.С.Виноградов, Г.Н.Волков, А.Ю.Гордин, М.Ф.Шабаева и др.). Ряд известных этнопедагогов, наряду с общетеоретическими проблемами занимались локальными вопросами воспитания, но их исследования посвящены этнонациональной специфике конкретных народов, например, азербайджанцев (А.Ш.Гашимов), грузинам (А.Ф.Хинтибидзе), татарам (З.Г.Нигматов, Я.И.Ханбиков), киргизам (А.Э.Измайлов), адыгейцам (И.А.Шоров), белорусам (А.П.Орлова), имеющих свои неповторимые особенности в воспитании детей; во-вторых, в исследованиях авторов, чьи работы непосредственно посвящены этнопедагогике карачаевцев, специфика нравственного воспитания детей интересующего нас младшего школьного возраста не рассматривается. Предметом их исследований является подготовка к семейной жизни (Р.И.Байчорова, Б.М.Борлакова, Ф.Т.Кущетерова), эстетическое воспитание (М.Ю.Айбазова), семья как этнокультурный институт воспитания (К.Б.Семенов), экологическое воспитание (М.М.Аджиева), история образования (С.Б.Узденова) и т.д. Близкая нам проблематика рассматривалась лишь в диссертационном исследовании Х.Х-М.Батчаевой, в котором были обобщены прогрессивные идеи и опыт карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников. Знакомство с данной работой во многом определило направление нашего исследования; в 5 третьих, многие ученые (Н.Ф.Голованова, З.М.Магомедова, З.М.Магиярова, В.Т.Чепиков и др.) рассматривали нравственное воспитание младшего школьника очень глубоко, на уровне докторской диссертации (Н.Ф.Голованова, В.Т.Чепиков), но вне связи с этническим фактором, что для нашего исследования является определяющим.

Однако, признавая важность данной проблемы для теории и практики, необходимо отметить, что исследований, посвященных использованию нравственных норм этнопедагогики карачаевцев в воспитании детей младшего школьного возраста крайне мало, имеющиеся публикации не в полной мере отражают ее содержание. Изучение состояния нравственной воспитанности младших школьников республики показало недостаточное использование учителями и родителями ценностных ориентации народного воспитания. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с созданием национальной школы, обучением детей на родном языке.

Осмысление потенциальных возможностей традиционной культуры карачаевского народа в нравственном воспитании возрождающейся национальной школы еще не стало предметом конкретных диссертационных исследований. Наблюдение за педагогической практикой учителей национальных школ показывает, что в отдельных коллективах республики за последнее десятилетие накоплен заслуживающий внимания опыт, требующий научного анализа и синтеза, разработки методологически и методически приемлемых рекомендаций по его использованию. Таким образом, противоречия между реально существующими воспитательными возможностями нравственных норм этнопедагогики карачаевцев и отсутствие у большинства педагогов опыта их реализации в формировании нравственных качеств и поведения у детей младшего школьного возраста, необходимостью теоретического обоснования путей использования традиционных норм нравственного воспитания в современных социокультурных условиях, недостаточная их разработанность в науке и все более увеличивающаяся потребность в них воспитательно-образовательной практики определили выбор темы исследования: "Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов (на материале этнопедагогики карачаевцев)", проблема которого сформулирована следующим образом: каково состояние и основные направления преемственности традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в национальной школе. Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.

Объектом исследования являются этнокультурные традиции воспитания в педагогике карачаевского народа.

Предметом исследования - образовательно-воспитательная деятельность национальной школы по обеспечению преемственности традиционных норм нравственного воспитания младших школьников.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность осуществления преемственной связи традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в национальной школе будет обеспечена при условии:

учета субъектами образовательно-воспитательного процесса исторических и современных социокультурных парадигм реализации национальных нравственных ценностей народной педагогики и критического отбора их для содержания образования с целью ориентации детей на утверждение новых целей и условий социализации;

- включения в содержательный блок национально-регионального и локального компонентов образования дидактического материала, обеспечивающего усвоение учащимися нравственных ценностей национальной педагогики;

- консолидации воспитательных возможностей школы, семьи и социальной среды в обеспечении преемственности традиционной национальной культуры нравственного воспитания детей и установлении объективно напрашиваемого взаимодействия культур в условиях полиэтничности социокультурного окружения;

- формирования у школьников стереотипных установок реализацииисторико-культурных нравственных ценностей в поведенческой деятельности.

В соответствии с предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

- выявить и охарактеризовать традиционные нормы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в педагогике карачаевского народа;

- проанализировать содержание образования в младших классах национальной школы и определить состояние отраженное™ в учебниках и учебных пособиях историко-культурных норм нравственного воспитания;

- раскрыть состояние реализации традиционных норм нравственного воспитания детей в образовательно-воспитательном процессе начальных классов национальной школы;

- экспериментально проверить условия, обеспечивающие эффективность усвоения младшими школьниками нравственных ценностей народной педагогики;

- сформулировать педагогические рекомендации по использованию традиционных норм нравственного воспитания в работе с детьми младшего школьного возраста.

Методологическую основу исследования составил аксиологический подход, признающий человека высшей ценностью общества; культурологический подход, рассматривающий традиционную культуру народа как неотъемлемую часть общечеловеческой культуры и духовной жизни общества.

Теоретической основой исследования явились взгляды и теоретические идеи выдающихся педагогов Я.А.Коменского, К.Д Ушинского, В.Г.Белинского, А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, В.А.Сухомлинского об отношении к творческому наследию прошлого; Б.Т. Лихачева, Ю.П.Азарова, О.С.Богдановой, А.В.Зосимовского, Л.И.Пилипенко, Н.И.Болдырева,И.С.Марьенко, В.Г.Ананьева, Л.И.Божович, В.А.Крутецкого, И.Ф.Харламова, Е.В.Бондаревской, А.А.Гусейнова, А.И.Шемшуриной (проблемы нравственности); Л.С.Выготского, И.Б.Котовой, З.В.Сикевич, Е.Н.Шиянова (теория социализации личности); М.А. Вейт, Б.С.Гершунского (теория гуманизации образования); В.Г.Афанасьева, А.К.Алиева, М.Б.Гуртуевой, В.К.Шаповалова, И.А.Шорова (педагогика и психология этноса), Ю.В.Бромлей, Н.И.Конрада, С.А.Арутюнова, А.Я.Гуревич (генезискультуры); Я.С.Смирновой, И.М.Шаманова, К.М.Текеева, А.И.Караевой (культура и быт народов Северного Кавказа); Б.Х. Бгажнокова, А.И.Мусукаева, А.И.Першиц, К.А-К.Салпагаровой, Ю.А.Борлакова (этикетные нормы этносов); А.И.Ибрагим, Г.М.Шайдаевой (религиозные аспекты нравственного воспитания); Е.П.Белозерцева, Г.Н.Волкова, А.П.Величук, М.А.Кузьмина, В.В.Макаева, Л.Л.Супруновой, В.К.Шаповалова (регионализация образования).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, философской, этнографической, этнологической, исторической и социологической литературы, произведений устного народного творчества; анализ программ и учебников по предметам "Ана тил" (Родная речь) и "Къарачай тил" (Карачаевский язык) с первого по четвертый классы; изучение деятельности школы и семьи по использованию воспитательного потенциала традиционных норм в воспитании детей; живое общение с учителями и родителями; наблюдение, беседы, анкетирование, количественный и качественный анализ, педагогический эксперимент. 

База исследования: Учкуланская СШ, Тебердинская СШ№2 (Карачаевский район), СШ№5 г.Карачаевска, Сторожевская СШ№2, Кардоникская СШ№2 (Зеленчукский район).

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап - поисково-теоретический (1995-1996 гг.). Обоснована тема, определены объект, предмет, цель и гипотеза исследования. На основе анализа философской, социологической и психолого-педагогической литературы определялись методологические подходы к проблеме.

Второй этап - экспериментальный (1997-1999 гг.). Было выявлено состояние проблемы в теории и практике. Организовывались и проводились исследования диагностического характера. Был осуществлен ряд контрольных срезов с целью проверки гипотезы исследования.

Третий этап - обобщающий (1999-2000 гг.) Обрабатывались полученные данные, уточнялась концепция исследования, осмысливались и проверялись теоретические выводы и практические рекомендации по использованию традиционных норм нравственного воспитания в современной национальной школе и семье. Проводилось литературное оформление диссертационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем осуществлена попытка систематизации базовых нравственных ценностей в традиционной культуре карачаевского народа, используемых в современной практике воспитания детей младшего школьного возраста; раскрыты и экспериментально обоснованы образовательно-воспитательные возможности краеведческих дисциплин, впервые введенных в начальных классах национальной школы в контексте реализации регионального компонента государственного образовательного стандарта; выявлен социализирующий потенциал этнической среды в приобщении детей к традиционным нравственным ценностям народной педагогики; раскрыт аксиологический потенциал религии в духовно-нравственном развитии личности младшего школьника; изучена и обоснована потребность в использовании традиционных норм нравственного воспитания младших школьников с точки зрения педагогов, студентов педвуза и родителей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что изучение генезиса традиционных нравственных ценностей народной педагогики позволяет не только установить исторические параллели, что само по себе очень важно, но и отобрать среди них практически полезные нормы, созвучные новой социально-педагогической ситуации, для включения в содержание образования национальной школы.

Материалы диссертации могут быть учтены в дальнейшем совершенствовании учебных программ и пособий для национальной (карачаевской) школы, разработки спецкурсов для будущих учителей начальных классов. Они могут явиться важным дополнением при изучении курса педагогики, истории педагогики, этнопедагогики в педвузах, а также в профконсультационной работе институтов повышения квалификации работников образования ряда республик Северо-Кавказского региона.

Достоверность результатов исследования достигнута методологической обоснованностью его исходных теоретических позиций, использованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике, репрезентативности выборок, разнообразием источников информации, корректным применением методов математической обработки данных.

На защиту выносятся:

- исторические и современные парадигмы реализации традиционных нравственных ценностей народной педагогики карачаевцев в воспитании детей младшего школьного возраста;

- критический отбор нравственных ценностей национальной педагогики для содержания образования, имеющих ориентацию на утверждение новых целей и стимулирующих формирование у младших школьников базовой культуры личности школьника;

- диалектика преемственности национального и общечеловеческого, традиционного и религиозного опыта нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;

- экспериментальное обоснование необходимости создания целостной педагогической системы, направленной на обеспечение взаимодействия школы, семьи и общества по рациональному использованию нравственных ценностей народной педагогики в воспитании младших школьников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования докладывались и обсуждались на итоговых научных конференциях КЧГПУ (Карачаевск, 1995, 1996 гг.), психолого-педагогических чтениях южного отделения РАО "Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона" (1995г. - Карачаевск, 1998г. - Пятигорск, 1999г. - Элиста, 2000г. - Майкоп), международной научно-практической конференци "Преемственность поколений: диалог культур" (Санкт-Петербург, 1996г.), межвузовской научно-практической конференции "Семейная этнопедагогика и современная национальная школа" (Карачаевск, 1996г.), III республиканской научно-теоретической конференции "Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире" (Карачаевск, 1997г.), II региональной научно-практической конференции "Этнос, культура, образование в контексте современных социально-педагогических реформ" (Карачаевск, 1998г.), научно-практической конференции "Начальное образование на рубеже XXI века: основные тенденции развития" (Карачаевск, 1999г.). Отдельные результаты исследования были внедрены в образовательный процесс Учкуланской СШ (Карачаевского района) и Сторожевской СШ№2 (Зеленчукского района), а также факультета педагогики и методики начального обучения КЧГПУ.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографических источников и приложения.

Существуют нравственные и социальные нормы. Что же подразумевается под нравственными нормами? "Нормы нравственные - система идей и представлений о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие" (218; 349). Таким образом, существуют позитивные и негативные нравственные нормы.

"Нормы социальные - правовые и моральные поведенческие стандарты и ожидания, регулирующие действия людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями" (218; 349). Категория "ценность" - одно из ключевых понятий современной педагогической мысли. В педагогической литературе в понятие "нравственные ценности" вкладывают то, чем дорожит человек, т.е. те ценности, которые действуют в любом обществе: доброта, скромность, справедливость, милосердие, мужество и др. Нравственные ценности рассматриваются как методологическая основа нравственного воспитания.

Считаем необходимым, остановиться на некоторых понятиях, которые имеют непосредственное отношение к нравственным нормам.

"Нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм"(98; 92).

"Этикет - совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет в конечном счете выражает содержание тех или иных принципов нравственности"(188;400). Этикет появляется в ответ на социальные и нравственные потребности сообщества людей. В большинстве случаев он нормирует коммуникативные процессы. В данном случае этикет можно охарактеризовать как совокупность исторически сложившихся норм, определяющих правила поведения членов общества в различных жизненных ситуациях, связанных с общением. Как всякая социальная норма, норма этикета предоставляет возможность личности либо совершить действие, либо воздержаться от нежелательных актов поведения. Цель предписаний и запретов состоит в том, чтобы выразить некоторое отношение к значимости человека, а именно доброе отношение к его достоинству и признанию его самоценности.

На протяжении многих тысячелетий "Золотое правило" (в разных вариантах; суть одна и та же) было эталоном этического поведения. В качестве этической основы выступает следующий принцип: взаимности: "Не делай другому того, чего бы ты не хотел испытать от других сам". Из этого принципа следует другой принцип: " Делай другим то, чтобы ты хотел, чтобы делали тебе другие". Они определяют стремление создать в процессе общения комфорт и уважение к каждому.

Источником моральной социализации личности является мораль. "Мораль - нравственность, совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к обществу и другим людям (98; 87). Она включает в себя опыт многих поколений и определяет нравственную сущность личности. Мораль представляет собой нравственные нормы и принципы, в которых заключены образцы нравственных отношений. Ориентируясь на них, общество оценивает поведение и деятельность человека. Ориентация на систему нравственных норм и оценок позволяет нравственно формировать личность и воздействовать на его поведение и деятельность. По утверждению Р. Шейермана, "моральный кодекс абсолютен, а он неподвластен месту и времени".

Традиционная педагогика всех горских народов Кавказа сохранила большое количество ценностных ориентации, соблюдение которых обеспечивало гармонию в отношениях между людьми в бытовой, семейной и трудовой жизни. Духовная культура передавалась из поколения в поколение и оказывала решающее влияние на формирование характера личности, на его отношение к окружающей действительности. К.Д.Ушинский писал, что народной педагогике столько веков, сколько самому народу; в ней аккумулирована умственная и нравственная мудрость, способы и формы передачи подрастающему поколению нравственных умений и навыков. В условиях современного состояния российского общества проблема нравственности является чрезвычайно актуальной. В обществе, где достоинство и честь, как ценностные ориентиры утрачивают свое былое значение, где ценность человеческой жизни и личности стремительно падает до нижнего предела, возрождение норм этнопедагогики горских народов помогло бы, возможно со временем восстановить в обществе устойчивость моральных принципов и упорядоченность жизни.

Проблемы нравственности и нравственного воспитания находились в центре внимания у всех государств и народов мира. Пути нравственного оздоровления общества и воспитания нравственно здорового подрастающего поколения в последние годы ученые видят в использовании вековых традиций воспитания, заложенных нашими предками. Традиция - от латинского traditio - передача; повествование. Нам ближе следующее определение: "Традиция - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, наставления. ... Традиции складываются на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную значимость и личную пользу. С изменением социальной ситуации развитие той или иной общности традиции могут разрушаться, трансформироваться и замещаться новыми. Традиции служат важным фактором регуляции жизнедеятельности людей, составляют основу воспитания" (98; 151). Преломляя относительно народной педагогики: "Традиция - фактор народного воспитания, важнейший элемент социокультурной преемственности; необходимый момент межпоколенной трансмиссии, накопленных результатов коллективной деятельности. Они выполняют функции обогащения и сохранения культуры и, в то же время, выступают как предпосылка, начальный момент ее перехода на новый уровень" (110; 37). Таким образом, под словом "традиция" понимают формы человеческого поведения, вошедшие в привычку и закрепившиеся; правила поведения, которые сложились давно и достались нам от предков. Т.е. эти правила носят преемственный характер, т.е. передаются из поколения в поколение. В нашей республике это частично достигается путем просветительской деятельности и введением в базисный учебный план средней общеобразовательной школы таких предметов, как "История и культура народов Карачаево - Черкесии ", "Литература народов Карачаево-Черкесии" и введением в некоторых школах республики предмета "Горский этикет", что раньше не практиковалось. 

Безусловно, обучение нравственным нормам, в первую очередь, дело семейного воспитания, но в условиях ухода в небытие традиций воспитания предков, вряд ли можно ожидать компетентности родителей в этой сфере.

Еще в детские годы ребенок понимает, что хорошо, что плохо, стремится быть добрым, справедливым, честным, т.е. осознает первые заповеди нравственного поведения. Этим стремлением надо воспользоваться в первую очередь самым близким людям: "... познание ребенком мира начинается с познания человека, а человек открывается перед ребенком в облике матери, отца и учителя. ... Каждое слово взрослого должно нести в себе добро, справедливость, красоту - в этом сущность наших этических поучений ", пишет В.А.Сухомлинский. (198;92). Учиться нравственности - по сути дела, учиться правильно жить.

Фундаментом нравственного становления личности является усвоение простых норм нравственности . Процесс усвоения происходит в ранние годы жизни, при этом вырабатываются национальные черты характера и общечеловеческие нравственные качества, без которых невозможно превращение моральных принципов и норм в личные нравственные убеждения.

Наши предки, при воспитании детей добивались от них честности, соблюдения законов чести, трудолюбия. Несмотря на то, что родители не имели образования, они обладали развитым чувством ответственности за воспитание детей, были глубоко честны и порядочны. Это дало возможность разумно сочетать народные обычаи с требованиями жизни и общества и создать целую систему воспитательных средств.

Каждая национальная культура отражается в этнопедагогике, имеющей свои концепции правил поведения и общения. Педагогические идеи карачаевцев и балкарцев нашли свое воплощение в замечательном памятнике духовной культуры карачаево-балкарского народа, устном своде этических правил и норм "Тау адет", которым руководствовались в своей жизни наши предки.

В этическом кодексе "Тау адет", который создавался в течение многих столетий, запечатлен огромный воспитательный опыт народа. Внутренний стержень, главную идею "Тау адет" кратко можно сформулировать в следующем виде: "Воспитывай в себе и в своих детях чувство собственного достоинства. Никогда его не роняй, ни при каких обстоятельствах, и никогда не унижай другого. Будь скромен и тверд".(75;189) "К сожалению, несколько тысяч различных правил и норм, обычаев и традиций, выработанных нашим народом, до настоящего времени не изданы. Может быть, ни одна сторона духовной культуры балкарцев и карачаевцев не подвергалась в результате обрушившихся на них в XX веке лишений такому разрушению. Молодые люди часто не имеют никакого понятия о кодексе своих предков, или, поскольку многое из установленного еще соблюдается в быту, не понимают, что это осколки глубоко продуманной, прошедшей испытание временем системы" - пишет М.Джуртубаев в своей работе. (75; 189).

Кодекс "Тау адет" состоит из двух частей. В первом разделе "Адеб , посвященному воспитанию, речь идет об этикетных нормах, в частности, в отношениях между младшими и старшими. Слово "Адеб" означает воспитанность, этикет, правила хорошего тона, мораль и т.д. (93; 22).

Второй раздел " Адет" посвящен правилам и нормам поведения взрослых. "Адет" - обычай, традиция, манера поведения; этн. - адат, обычное право, нормы обычного права. (93; 23).

Правила в устном моральном кодексе даются в форме рекомендаций, советов, некоторые в форме запретов, требуя не переступать общепринятых в народе нравственных норм.

Идею того, что воспитание нравственности надо начинать с раннего возраста, подчеркивал Я.А.Коменский "Природа всех рождающихся такова, что они являются гибкими и всего лучше принимают форму, пока они в нежном возрасте, окрепнув, они не поддаются формированию" (100;21 ). Созвучна с этими словами карачаевская поговорка: "Чыбыкълыкъда бюполмеген къазыкълыкъда бюгюлмез" ( "Если не согнулся будучи лозой, то став стволом не согнется" (т.е. не перевоспитаешь ). И далее, Я.А.Коменский продолжает: "... Корни благочестия следует насаждать в сердце каждого с ранних лет. В ком мы желаем гармонически развить изящный нрав, над тем нужно работать в нежном возрасте". (100;21).

В педагогической науке, одним из центральных звеньев формирования личности, считали нравственное воспитание школьников. В настоящее время в этнопедагогической, этнографической, исторической литературе появились научные труды о педагогическом наследии разных народов в вопросах воспитания будущих поколений, и в частности, в вопросах нравственного воспитания. Главный стержень этих трудов - духовно-нравственное возрождение на вековых традициях бытовой, семейной, национальной культуры России. "Народная педагогика, народное воспитание, народная мудрость воспитания, традиционная культура воспитания, традиционная педагогическая культура, составляют мощный пласт человеческой деятельности, знаний и культуры"(54;45). Решение духовно- нравственных проблем современной жизни не может быть простым возвратом к прошлому. Здание новой культуры должно опираться на прочный фундамент, каковым является все лучшее, что выработано человечеством. Ценить настоящее, значит, и ценить прошлое.

Известно, что наиболее полное и четкое определение народной педагогике дано Г.Н.Волковым: народная педагогика - это "совокупность и взаимозависимость целей, задач, путей и средств воспитания и обучения, педагогических навыков и приемов, применяемых трудящимися в целях привития личности качеств, желательных народу". Творческое осмысление педагогических идей и опыта воспитания наследия каждого народа и их применение, является эффективным средством нравственного воспитания подрастающего поколения.

Система воспитания детей в целом у каждого народа своя, с национальными особенностями, учитывающая специфику национального характера. К.Д.Ушинский писал: "... воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное божие создание на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого чистого источника". (167;9).

Задачей воспитания является усвоение нравственных норм и привычек, развитие эстетических качеств. Мы придерживаемся идеи проф. В.Т.Чепикова о том, что нравственные знания, выраженные в моральных нормах, правилах поведения сложны и поэтому их формирование нужно осуществлять постепенно, с сообщения учащимся начальных классов простых правил и норм поведения, усложняя и обогащая их.

"... Помни, что нравственное воспитание - это, прежде всего разумное, мудрое ограничение. Ребенок с первых шагов своей сознательной жизни должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя и надо."(197;91). Система нравственного воспитания складывается также на основе традиций и обычаев, обрядов. "Народная педагогика - это совокупность педагогических сведений в устном народном творчестве, обычаях и обрядах..." (55;363). Посредством обычаев и традиций старшие поколения передают свой опыт поведения, свои нравственные убеждения. Обычай передает молодому поколению стандарт действия, поступка в конкретных ситуациях, указывая, что следует делать или чего не следует делать.

Нравственные традиции регулируют личные и общественные отношения и в отличие от обычаев, не дают детальных предписаний поступка. Норма или принцип поведения (общее направление) является идейным содержанием традиций.

Народные традиции и обычаи являются одними из основных правил этикета. В кодексе приличий на Востоке (Адаб-уль-Саликын) приводится старинный стих: "Человек, не знакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред не одному себе, но и другим; позор падет на головы его родителей и всех лиц, имеющих и не имеющих к нему какое-то отношение".

Нравственные традиции проявляются в сфере общественной жизни и определяют такие популярные у народов мира, независимо от географических, исторических и этносоциальных условий ценности, как честность и справедливость, трудолюбие и бережливость, простота и скромность , уважение к старшим и верность, и многие другие, которые являются общечеловеческим нравственным достоянием.

Под этнопедагогическими традициями понимаются те элементы духовно-нравственного наследия народа, связанного с воспитанием подрастающих людей, которые передаются от поколения к поколению и сохраняются в различных социальных группах в течение длительного времени.

Карачаевцы, как и все народы мира, придавали большое значение воспитанию нравственности и соответствующих ему правил поведения в подрастающем поколении. В.Г.Белинский писал: "Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления". (31;88). Заботясь о возрождении и развитии своей этнической культуры воспитания, очень важно отнестись с уважением к ценностям других народов, что особенно актуально в нашей многонациональной республике. Из культуры соседствующих народов можно извлечь некоторую пользу для обогащения своей, хотя, ключевые ценности, нравственные нормы у всех наших народов однотипны. Эту мысль подчеркивает Б.Т.Лихачев: "Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности - это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе. Народы - это не только окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации" (130;92).

Нравственный кодекс карачаевцев, как и всех народов мира, включает в себя требование уважать старших. "Почитание младшими старших -нравственное предписание, уходящее своими конями в жизненную практику уже самых древних из человеческих обществ" (148; 153). Например, еще в поучениях Ани (ХП-ХШ вв. до н.э.) содержатся советы для отношений со старшими: "Нужно соблюдать осторожность в разговорах даже дома; надо заботиться о матери, о памяти умерших родителей для того, чтобы собственные дети делали то же; нельзя сидеть, когда стоит старший по возрасту; нельзя идти впереди начальника". 

Уважение к людям является одной из важнейших черт нравственности человека. В принципе, оно определяет все остальные нравственные ценности личности и является стержнем ее нравственно-духовного облика. Мы согласны с тезисом С.А.Арутюнова о том, что духовная культура не может существовать и развиваться вне связи с поведенческой культурой. (19; 128).

На Кавказе долго служил и знал хорошо нравы горцев Н.А.Караулов. Он выразил сущность поведенческих норм и отношение к старшим в следующих словах: "Старшинство соблюдается особенно внимательно. Старшему первый привет, лучше кусок и мягче постель" (91; 148). На авторитет старших, главы семьи, обращали внимание почти все исследователи, как зарубежные, так и отечественные.

На сегодняшний день воспитание подрастающего поколения на народных традициях приобрело особую злободневность. Как это было у наших предков, так и сегодня, на первый план выходит нравственная норма, требующая уважение к старшим. Как моральное требование, уважение к старшим, да и вообще к окружающим, выражается в правилах вежливости, почтительности, внимательности, в терпимости, тактичности и т.д. Такие примеры отношений дети видели в традиционных обращениях людей друг к другу.

Известно, что на одном из первых мест при соблюдении нравственных норм, стояло уважение к родителям, и особенно, к лицам старшего поколения (престарелым). Для привития почтения к старшим, члены семьи (особенно бабушки и дедушки), соседи, просто знакомые объясняли детям, как себя вести в тех или иных ситуациях со старшими. Указывали, что можно делать, чего нельзя допускать. Если случались оплошности в поступках младших, осуждали их, указывая на то, что они идут вразрез с этикетом горца.

В настоящее время достаточно большое количество родителей цитируют слова И.Крымшамхалова, которые он с гордостью написал о культуре горцев в журнале "Мусульманин" в начале века: "Если у наших горцев отсутствуют знания чисто научные, то за это у них развит в высшей степени культ воспитания, между тем как к этому важнейшему вопросу лишь приближается наикультурнейшая Европа ... Не все хорошо, что носит европейская печать, есть много хорошего в былой жизни горцев, могущих быть истинным украшением короны европейской цивилизации"(П2;56). Велико было влияние старших на младших, и их отношения соответствовали горскому этикету общения и поведения. "Нравственное содержание этикета требовало от младших подчеркнутой скромности и сдержанности, не допускать выпячивания себя на первый план, хвастливых речей и даже упоминаний о совершенных ими недостойных поступках. Считалось недопустимым пренебречь вниманием или советом старшего, отказать ему в просьбе, услуге и т.п. Больше того, младшему полагалось быть предупредительным, не только выполнять, но и предугадывать желание старшего" (148; 163). Вышеизложенный текст в одинаковой мере относится ко всем народам, заселяющим Северный Кавказ, в том числе, и карачаевцам.

В традиционном нравственном воспитании подрастающих поколений у карачаевцев существует множество нравственных норм, относящихся к речи, дорожному этикету, поведению за столом, умению одеваться, труду, приветствию и т.д. Остановимся более подробно на этих нормах.

Нормы поведения и общения можно расчленить на несколько подгрупп: речевые этикетные нормы, дорожный этикет, нормы поведения среди старших, нормы при труде, поведение за столом, нормы приветствий и т.д. В нашем случае эти нормы рассматриваются в отношениях между старшими и детьми младшего школьного возраста.

Речевые этикетные нормы: выслушай речь старшего до конца, не перебивай; не заговаривай первым со старшими; без разрешения старших не вмешивайся в разговор; в разговоре со старшими не спорь, не пререкайся, не возражай; свое мнение высказывай тактично; не говори громко и много; не сиди, если старший разговаривает с тобой стоя; не смейся громко.

Подчинение этим нормам прививает умение слушать собеседника, иметь умеренный темп речи и тон разговора. По этим показателям можно судить о воспитанности и уровне культуры собеседника.

Дорожный этикет: не входи и не выходи в дверь раньше (впереди) старшего; не пересекай дорогу идущему старшему; не окликай старшего; нельзя идти по правую сторону от старшего, если идете вдвоем и др.

Соблюдение этих предписаний прививает почтение к старшим.

Нормы поведения за столом: без разрешения старших нельзя садиться за стол; нельзя садиться за стол раньше старшего; дети за один стол с отцом раньше не садились; по окончании трапезы раньше старших вставать из-за стола нельзя и др.

Предписания почитания старших: вставание с места при входе старшего; садиться с разрешения старших; уступить место старшему; не сидеть, когда стоит рядом старший или же разговаривает стоя; не садиться спиной к старшему; чуткое и внимательное отношение и забота о родителях, стариках (дедушках и бабушках); не нарушать их покоя по мелочам; не грубить и слушаться во всем; проявлять доверие к старшим; не жаловаться на одного взрослого другому; стараться делать приятное старшим.

Это не полный перечень норм, которых должны придерживаться дети младшего школьного возраста по отношению к старшим в поведении и общении, выражающие уважительное отношение к взрослым.

В присутствии старших, как отмечали многие исследователи (Хан-Гирей, И.А.Мусукаев, И.А.Першиц) у горских народов Северного Кавказа, детям, подросткам не допускалось вести себя развязно, стоять спиной к старшим, размахивать руками и держать их в карманах при разговоре. Сидеть надо было спокойно, не ерзать, не разваливаться на стуле и др. Внешнему виду тоже обращалось большое внимание: недопустимо было появляться при старших небрежно одетыми; неприлично было зевать, чесаться и т.д. Следование вышеперечисленным нормам воспитывало у детей уважительное отношение к старшим. Почитание - нравственное предписание, которое уходит своими корнями в жизненную практику предков карачаевок балкарского этноса.

Все перечисленные нормы соблюдались и соблюдаются воспитанными людьми всегда. В понятие "уважение" входят составляющие: справедливость, доверие, внимательность, чуткость, вежливость, деликатность, скромность.

Эмпатия - это способность понимать внутреннее душевное состояние другого человека и оказывать ему посильную помощь (В.В.Макаев). Карачаевцы всегда старались выработать у детей чувство сострадания к слабым, больным и немощным. Младшие помогали престарелым в домашних делах: приносили воду, помогали заготавливать дрова на зиму, ухаживали за домашними животными; девочки убирали в комнатах, мыли посуду, делали покупки, готовили пищу, шили одежду и т.д. Все это делается и в настоящее время. Особенно трепетно относятся дети к дедушкам и бабушкам.

Любовь к природе: детей с самого раннего детства учили бережно относиться к флоре и фауне; разумно воздействовать с окружающей природой и уметь видеть ее красоту. Нельзя было убивать ни одно живое существо; губить деревья, цветы и т.д.

Трудолюбие является одним из средств самоутверждения личности, поэтому карачаевцы старались с самого раннего детства приучить детей к трудовым навыкам. Девочек, как будущих жен и матерей, учили выполнять всю домашнюю работу: приготовление пищи, стирка, уборка дома, вязание, штопание, вышивка и др. Мальчиков, как будущих глав семейств, учили вести домашнее хозяйство: ухаживать за домашними животными, заготавливать дрова, сено, уметь возделывать землю, учили определенным ремеслам и т.д.

Раньше, если приезжал гость на коне, мальчики помогали ему спешиться, коня отводили в сарай, поили, кормили, умели расседлать его. Если старший по возрасту нес воду или колол дрова, дети не проходили мимо: они помогали донести ведра с водой, кололи дрова, складывали их.

Общечеловеческим нравственным принципом является любовь к родной земле. У карачаевцев патриотизм выражался в любви к своей малой Родине, к земле, на которой они живут, растят детей, в любви к родительскому очагу, где они родились. Проявляется патриотизм также в бережном отношении и гордости за исторические свершения своего народа. Сохраняется преемственность в проявлении патриотизма: дети младшего школьного возраста трепетно относятся к земле, на которой они родились, представляя не только республику, как самое лучшее место на Земле, а и свои аулы и села.

Как указывалось выше, скромность является одной из составляющих уважительного отношения к взрослым. Карачаевцы старались воспитать в своих детях чувство сдержанности в оценке собственных достоинств. Неприличным считалось хвастать своими заслугами, жаловаться взрослому от другого взрослого или сверстника. Выпячивание достоинств, хвастовство всегда считались пороками.

Личный пример окружающих имел еще большее значение, чем поучение, объяснение нравственных норм. Наблюдая за тем, как себя ведут со старшими родители, старшие братья и сестры, дети младшего возраста приобретают навыки поведения. Живой личный пример действует и на развитие нравственного сознания. Некоторый личный опыт детей младшего возраста, плюс приобретенный через общение с другими людьми опыт -отсюда в сознании ребенка уже ясно встает нравственный закон, указывающий, что в поведении людей есть добро и что есть зло. С осознанием этого рождается чувство долга и нравственные обязанности.

От старших требуется быть достойным примером для подрастающих поколений, т.к. дети очень склонны к подражанию. Это в большей степени относится к авторитету и личному примеру родителей, т.к. они являются важнейшим фактором в семейной этнопедагогике карачаевцев.

Дети воспринимают и усваивают этические нормы народа, его представления о человеческих пороках и добродетелях через ежедневные примеры старших, на основе норм и правил взаимоотношений в обществе, понятий справедливости и чести и др.

К.Д.Ушинский тоже особо подчеркивал значение личного примера старших, в том числе учителя. Он считал, что личный пример является решающим для воспитания в детях честности, искренности и правдивости.

Труд является не только основой и фактором воспитания, но и самим воспитанием. По крылатому выражению Г.Н.Волкова, "фундамент народной системы воспитания - труд". В традиционной системе воспитания карачаевцев труд стоит на одном из первых мест. В результате воспитания у детей трудолюбия, как одного из нравственных норм, формируются не только практические навыки в выполнении той или иной работы, но и вырабатываются такие свойства как воля, терпение, бережливость, экономность, отрицательное отношение к лени, тунеядству. Развитие в детях навыков к труду в системе нравственного воспитания К.Д.Ушинского, тоже представляется одним из важнейших элементов. 

Как показывают результаты теоретического анализа педагогической литературы по исследуемой проблеме, произведения устного народного творчества играют немаловажную роль в формировании нравственных норм у детей младшего школьного возраста. В самобытной народной воспитательной практике карачаевцев посредством УНТ, существуют большие возможности для формирования и становления нравственной личности детей.

В фольклорных источниках отражен моральный кодекс народа "Тау адет", а также закодированы практически все общечеловеческие ценности и воспитательные постулаты: поощряется и побеждает добро, трудолюбие, отзывчивость, дружба и осуждается неуважение к старшим, тунеядство, трусость, зло и др. Примеры из фольклора помогали регулировать поведение детей, их отношения между собой, усвоению ими нравственных идеалов. Под нравственным идеалом понимается модель нравственно совершенной личности, воплощающей в себе высшие моральные ценности, которые реализуются в поведении и общении с другими людьми.

Большую роль в формировании нравственности играли назидательные поговорки и пословицы, рассказы и предания, часто используемые взрослыми. В пословицах и поговорках отражены простые нормы народной морали. В них сформулированы понятия народа о чести и бесчестии, о справедливости и несправедливости, о достоинстве и недостатках человека. "Что в детстве воспитаешь, на то в старости обопрешься", "Корми сына до поры: придет время - сын тебя покормит", т.е. благородные качества -верный залог обеспеченной старости самих родителей. Этим русским пословицам вторят следующие карачаевские пословицы: "Къуш бала уяда нени керсе, учханда аны этер" (Орленок, что усвоит в гнезде, то делает в полете), т.е. воспитание определяет человека; "Керген кергенин этеди" (Наблюдавший делает то, что видел); "Сабий аман болса, анасын-атасын айтдырыр" (Невоспитанный ребенок "прославит" своих родителей); "Ата сыры - балада" (Характер отца наследует сын).

Народ стремился видеть как красоту окружающей действительности, так и низкое в поведении людей, тем самым, помогая детям через пословицы и поговорки уметь различать хорошее и плохое, критически относиться к людским порокам. "Адети болмагъан къыз - тузсуз хант" (Девушка без приличия, что еда без соли), "Ашда - берю, ишде - елю" (В еде - волк, в работе - труп) и др.

Очень актуален в наше время вопрос о ценностных ориентациях и установках молодежи. Хочется отметить значимость и преемственность элементарных норм нравственности, имеющих гуманистическую и общечеловеческую значимость. Еще классики марксизма отмечали связь интереса отдельно взятого человека с общечеловеческими интересами: "... надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами".

Старшее поколение, всеми доступными средствами стремились показать преимущества гуманного воспитания, противопоставляя в человеческой жизни добро злу, особое место отводя развитию у детей отрицательного отношения к злобе, зависти. Проблема гуманистического воспитания не является исключительно национально-этнической, т.к. в ней приоритетное положение занимают общечеловеческие ценности. "Если каждый человек думает о другом, как о себе, и если он понимает, что другой испытывает те же чувства, что и ты сам, то это и есть та наивысшая степень человеческого гуманистического сознания ... Гуманизм - понятие общечеловеческое". (7;408).

Проблема воспитания подрастающего поколения обусловлена научными и практическими задачами, стоящими перед начальной школой и необходимостью возрождения традиционной народной культуры воспитания и сближения этнических традиций для возрождения духовно-нравственного потенциала каждого этноса. Решение этих задач способствовало бы основному смыслу исканий демократической педагогики.

Одной из главных задач гуманного воспитания, по мнению К.Д.Ушинского, является развитие в человеке таких нравственных норм, как честность, справедливость, искренность. В основе поведения воспитанного человека лежит проявление именно этих свойств и нравственное отношение к окружающим соответствует им. Поэтому, воспитанность в характеристике человека, является важным нравственным свойством.

Я.А.Коменский называет шестнадцать правил искусства развивать нравственность. Вот некоторые из них. "Добродетели должны быть внедряемы все без исключения. Из того, что правильно и честно, именно ничего нельзя исключить, не вызывая пробелов и нарушения гармонии". "Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность". (100;78).

Нравственность формируется путем постепенного усложнения нравственных привычек. Важно формировать у детей способность анализировать свои и чужие поступки, опираясь на нравственные нормы. Залогом успешного формирования нравственности у детей младшего школьного возраста, является воспитание стремления приумножить свои положительные поступки и избавиться от плохих; умения размышлять над сутью нравственного поступка, над ее причинами.

Религия играла и играет важную роль в пропаганде простых норм нравственности, в формировании личности с высокой нравственностью. Помнению К.Д.Ушинского, религия - синоним нравственной чистоты и поэтической одухотворенности. Многое о проблеме воспитания фундаментальных добродетелей сказано в религиозных книгах - Коране, Библии и др. Многие нравственные заповеди и запреты определяют отношения между людьми и практически являются общечеловеческими ценностями. Например, в Декалоге - десяти ветхозаветных заповедях Библии, Нагорной проповеди Христа.

Как свидетельствует история человечества и научные исследования (Тейлор Э.), нравственность существовала задолго до религии. Религиозные книги, в частности, Коран, созвучны с традиционными нравственными нормами, существовавшими в этнопедагогике народов Кавказа. Многие позитивные нормы морали ислама, сочетаясь с элементами этнопедагогики, вошли в сознание и быт карачаевцев, особенно людей старшего возраста, передаваясь от поколения к поколению. К сожалению, сегодня это несколько утрачено, хотя именно сейчас активнее, чем в последние десять лет, идет процесс возрождения религии, и соответственно, религиозных нравственных норм.

Во многих аятах Корана есть призыв уважать и почитать родителей, всех старших по возрасту. "И преклоняй перед ними обоими крыло смирения и милосердия и говори: "Господи! Помилуй их, как они воспитали меня маленьким" (105; 17:25). Осуждается высокомерие, как один из главных грехов; непослушание старших, несогласие с их мнением. Много сур посвящено доброте, заботе о слабых и неимущих, сиротах, справедливости и отзывчивости, внимательности.

Основными нравственностями и добродетелями ислама, имеющими общечеловеческую значимость, являются: терпение, справедливость, послушание, склонность к компромиссам, стыдливость, воздержание, стремление не наносить вреда, культ знания и права. Эти нравственные нормы являются важными в формировании нравственной личности. Мусульманская религия играет большую роль в реорганизации моральных норм и отношений, имевших место в прошлом и игравших прогрессивную роль.

Народная педагогика карачаевцев старалась добиваться соблюдения религиозно-этических норм в поведении, в отношениях между младшими и старшими, как в семье, так и вне дома.

Одним из существенных требований процесса формирования нравственности является необходимость учета возрастных особенностей младших школьников. Известно, что в этот возрастной период происходит интенсивное усвоение ребенком норм, принципов и правил этики, следовательно, и формирование нравственных норм поведения личности. В связи с этим, в воспитательном процессе необходимо обращать внимание на содержание проводимых мероприятий, на их форму проведения и объем тех знаний, который могут усвоить учащиеся. Например, поведенческие нормы легче усваиваются на базе чувственного восприятия и логического осмысления первоначальных сведений. (Чепиков В.Т.)

В младшем школьном возрасте дети активно проникают в социальную жизнь общества, где меняются их роли и функции. Через определенные взаимоотношения и связи с взрослыми они постигают смысл их поступков и действий. Известно, что вредные наклонности успешнее пробивают себе дорогу, нежели ростки добра. К.Д.Ушинский писал: "Нравственное чувство, благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть, другое, как всякий бурьян, не требует для своего преуспения ни ухода, ни присмотра и, не обуздываемое вовремя, скоро подавляет все лучшие, нежнейшие растения". В связи с этим, учитывая, что главными движущими силами процесса воспитания нравственных качеств личности, является противоречия, нужно постараться создать благоприятные условия жизни и деятельности ребенка; уметь создавать такие ситуации, которые ставили бы перед ними необходимость выбора поведения и тем самым определения степени своей нравственности или невоспитанности.

Еще К.Д.Ушинский указывал, что для того, чтобы лучше узнать народ, необходимо ознакомиться с его системой воспитания подрастающего поколения. Надо, по крайней мере, постараться вернуть самим себе свою историю, культуру; тем самым обрести ту устойчивую опору, которая называется национальным самосознанием, которая делает людей сильными и подлинно свободными, дает понять свое место и свою значимость. Все это в полной мере относится к нравственной личности, воспитанной по целевым установкам народной педагогики. Подчеркивая свойства нравственности, Б.С.Гершунский пишет: "Нравственный человек не может быть безответственным, он глубоко осознает свою роль в развитии и духовной, и материальной сферы жизни, он не может быть послушным конформистом, немилосердным, лицемерным, лживым. Он стремится к наиболее полной самореализации, действует в соответствии с принципами социальной справедливости и общечеловеческой морали". (61; 17).

Традиционная практика школьного воспитания не в состоянии полностью удовлетворить стремительно возрастающие новые особенности общества. Именно поэтому, в формировании нравственных норм у подрастающего поколения, следует опираться на лучшие традиционные этнопедагогические методы и приемы народа. Побудительной причиной этого является также недостаточно гармоничные взаимоотношения в сферах: "ученик-ученик", "ученик-учитель", "ученик-окружающие люди". 

Таким образом, на основе историко-педагогических закономерностей процесса преемственности национального и общечеловеческого можно сделать вывод о том, что нравственные ценности и национальные особенности воспитания карачаевцев имеют общечеловеческую значимость. Задача состоит в том, чтобы возродить неоправданно забытые ценности и разумно использовать их в воспитании детей с учетом современных условий. 

Характеристика традиционных норм нравственного воспитания, используемых в воспитании детей младшего школьного возраста.

Существуют нравственные и социальные нормы. Что же подразумевается под нравственными нормами? "Нормы нравственные - система идей и представлений о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие" (218; 349). Таким образом, существуют позитивные и негативные нравственные нормы.

"Нормы социальные - правовые и моральные поведенческие стандарты и ожидания, регулирующие действия людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями" (218; 349). Категория "ценность" - одно из ключевых понятий современной педагогической мысли. В педагогической литературе в понятие "нравственные ценности" вкладывают то, чем дорожит человек, т.е. те ценности, которые действуют в любом обществе: доброта, скромность, справедливость, милосердие, мужество и др. Нравственные ценности рассматриваются как методологическая основа нравственного воспитания.

Считаем необходимым, остановиться на некоторых понятиях, которые имеют непосредственное отношение к нравственным нормам.

"Нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм"(98; 92).

"Этикет - совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет в конечном счете выражает содержание тех или иных принципов нравственности"(188;400). Этикет появляется в ответ на социальные и нравственные потребности сообщества людей. В большинстве случаев он нормирует коммуникативные процессы. В данном случае этикет можно охарактеризовать как совокупность исторически сложившихся норм, определяющих правила поведения членов общества в различных жизненных ситуациях, связанных с общением.

Как всякая социальная норма, норма этикета предоставляет возможность личности либо совершить действие, либо воздержаться от нежелательных актов поведения. Цель предписаний и запретов состоит в том, чтобы выразить некоторое отношение к значимости человека, а именно доброе отношение к его достоинству и признанию его самоценности.

На протяжении многих тысячелетий "Золотое правило" (в разных вариантах; суть одна и та же) было эталоном этического поведения. В качестве этической основы выступает следующий принцип: взаимности: "Не делай другому того, чего бы ты не хотел испытать от других сам". Из этого принципа следует другой принцип: " Делай другим то, чтобы ты хотел, чтобы делали тебе другие". Они определяют стремление создать в процессе общения комфорт и уважение к каждому.

Источником моральной социализации личности является мораль. "Мораль - нравственность, совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к обществу и другим людям (98; 87). Она включает в себя опыт многих поколений и определяет нравственную сущность личности. Мораль представляет собой нравственные нормы и принципы, в которых заключены образцы нравственных отношений. Ориентируясь на них, общество оценивает поведение и деятельность человека. Ориентация на систему нравственных норм и оценок позволяет нравственно формировать личность и воздействовать на его поведение и деятельность. По утверждению Р. Шейермана, "моральный кодекс абсолютен, а он неподвластен месту и времени".

Традиционная педагогика всех горских народов Кавказа сохранила большое количество ценностных ориентации, соблюдение которых обеспечивало гармонию в отношениях между людьми в бытовой, семейной и трудовой жизни. Духовная культура передавалась из поколения в поколение и оказывала решающее влияние на формирование характера личности, на его отношение к окружающей действительности.

К.Д.Ушинский писал, что народной педагогике столько веков, сколько самому народу; в ней аккумулирована умственная и нравственная мудрость, способы и формы передачи подрастающему поколению нравственных умений и навыков. В условиях современного состояния российского общества проблема нравственности является чрезвычайно актуальной. В обществе, где достоинство и честь, как ценностные ориентиры утрачивают свое былое значение, где ценность человеческой жизни и личности стремительно падает до нижнего предела, возрождение норм этнопедагогики горских народов помогло бы, возможно со временем восстановить в обществе устойчивость моральных принципов и упорядоченность жизни.

Проблемы нравственности и нравственного воспитания находились в центре внимания у всех государств и народов мира. Пути нравственного оздоровления общества и воспитания нравственно здорового подрастающего поколения в последние годы ученые видят в использовании вековых традиций воспитания, заложенных нашими предками. Традиция - от латинского traditio - передача; повествование. Нам ближе следующее определение: "Традиция - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, наставления. ... Традиции складываются на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную значимость и личную пользу. С изменением социальной ситуации развитие той или иной общности традиции могут разрушаться, трансформироваться и замещаться новыми. Традиции служат важным фактором регуляции жизнедеятельности людей, составляют основу воспитания" (98; 151).

Состояние использования традиционных норм нравственного воспитания в современных национальных семьях и их исторические параллели

Семья является самой близкой социальной средой, с которой человек находится в постоянном взаимодействии. Влияние семьи на свое нравственное и эмоциональное развитие человек ощущает с рождения, т.е. семья выступает как первичный воспитательный коллектив. В формировании нравственности человека, его индивидуальных особенностей, особенно на начальных этапах становления личности, именно семья выступает в роли социальной и духовной среды. Семья обладает той особой, неповторимой морально-психологической атмосферой и спецификой межличностных взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Психологический климат семьи зависит от ряда факторов: национальных традиций, нравственных ценностей, уровня образования и т.д.

Народная педагогика отводит семье главную роль в формировании нравственных норм поведения. Старшее поколение считало своей обязанностью передавать детям традиции и обычаи своего народа, умения и навыки нравственности, необходимые для жизни.

В зависимости от образа жизни, традиций воспитания у разных народов отец и мать несут разную нагрузку в семье при воспитании детей. У карачаевцев, безусловно, главная роль в воспитании детей отводится женщине: матери, бабушке, старшей сестре.

Главным в народной педагогике карачаевцев являлось регулирование поведения человека, в особенности, подрастающего поколения во всех сферах общественной жизни: в семье и общественных местах, в быту и труде. Естественно, что регуляторами поведения людей являлись нравственные нормы, моральные принципы, обычаи и традиции, а также общественное мнение, играющее немаловажную роль. Не только родители, но и старшее поколение, любой взрослый человек имели и имеют право требовать соблюдения нравственных норм, которые передаются веками от поколений к поколениям. Старшее поколение требовало от подрастающего поколения уважения и послушания, располагая детей вниманием к себе, заботой и участием. Такое же отношение требовалось ими по отношению и к самым маленьким. Особая роль в этом вопросе отводилась умудренным большим жизненным опытом аксакалам аула. Они всегда пользовались огромным авторитетом среди окружающих, как взрослых, так и детей. Их советы, поучения, требования имели и имеют большое воспитательное значение в формировании нравственности подрастающего поколения.

О воспитании детей в карачаевской семье в 1830-е годы писал генерал-лейтенант Российской армии И.Ф.Бларамберг, подчеркивая то, что "воспитание детей поставлено очень строго и достойно всяческого поощрения".

К сожалению, нравственные ценности былой карачаевской семьи сегодня несколько утрачены. Надо отметить, что существуют и объективные обстоятельства, в силу которых затрудняется эффективное нравственное воспитание в семье. К проблемам карачаевской семьи относятся те же причины, на которые указывает педагог Л.Ю.Сироткин, рассматривающий развитие ребенка в связи с разными обстоятельствами: материальные проблемы, болезнь родителей, плохие жилищные условия и др. Надо отметить, что субъективных причин гораздо больше: родители не выполняют своих прямых обязанностей по воспитанию детей, иногда подают негативный пример: ссоры, пьянство отцов, грубость и жестокость к детям, невнимательное отношение к их интересам и др. В семьях, где действуют перечисленные факторы, чаще происходят конфликты, что приводит к негативизму, т.е. к деформации личности и трудновоспитуемое. Воспитательные функции родителей сведены к минимуму и естественно, что ребенок не может получить в достаточной мере основы нравственного поведения, общения.

В течение развития общества, нравственные нормы, моральные принципы, идеи воспитания подрастающего поколения подвергались переоценке в зависимости от того, в каких конкретных условиях они целесообразны. Цели воспитания напрямую зависят от норм, которые в свою очередь зависят от ценностей. На данном этапе происходит следующее: ценности сменились, а система образования не в полной мере отразила факт изменения целей воспитания. Для стабилизации нравственного климата народа, общества, необходимо возрождение вечных ценностей, и в частности, нравственных норм этнопедагогики карачаевцев.

К сожалению, сегодня российская семья переживает некоторый кризис, во многом обусловленный состоянием общества. А в семье, как в зеркале, отражаются все его трудности и противоречия.

Воспитание нравственных основ в карачаевской семье опирается на совокупность этических норм, которые служат кодексом нравственного поведения. Существует множество норм межличностных отношений, традиций, обычаев, которые соблюдали наши предки. Возрождением незаслуженно забытых традиций воспитания стараются заниматься родители, учителя, научные работники педвузов.

Функционирование традиционных норм нравственного воспитания детей в образовательно-воспитательном процессе начальной школы

Существовавшая ранее десятками лет система образования, с жесткой централизованной политикой в определении содержания обучения и структуры предметов, не давала возможности подрастающим поколениям приобщиться к духовно-нравственным идеалам своего народа, воспитания национальной гордости и достоинства. В результате молодежь не осознавала себя частью народа, и появилось поколение карачаевцев, не говорящих на родном языке и не знающих историю и культуру своего народа. Молодежь отходит от традиционного образа жизни и соблюдения тех нравственных норм, которые передавались от поколения к поколению. Поэтому особую значимость приобретает переосмысление и возрождение этнопедагогических традиций карачаевцев и использование многовекового опыта нравственного воспитания, накопленного нашими предками, в учебно-воспитательном процессе.

Не все из прошлого приживается в наши дни и хорошо, если как отмечают многие педагоги, при очень низкой ценностной ориентации молодежи на социально-нравственные идеалы, она (молодежь) отрекается не от идеалов вообще, а от догм и казенных идеалов в пользу идеалов духовно-социальных, возрождающихся на базе культурно-исторической памяти. (Лисовский А.В., Лисовский В.Т.). Важно, чтобы подрастающее поколение имело такие нравственные черты, о каких пишет Гершунский:

"Нравственный человек не может быть безответственным, он глубоко осознает свою роль в развитии и духовной, и материальной сферы жизни, он не может быть послушным конформистом, немилосердным, лицемерным, лживым. Он стремится к наиболее полной самореализации, действует в соответствии с принципами социальной справедливости и общечеловеческой морали. (61; 17).

Мысли народа, его чувства и жизненный опыт передавало одно поколение другому через родной язык, эта "самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое". (212;557). Ушинский выступал защитником родного языка и права каждого народа на свой родной язык: "Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ. И нет насилия более невыносимого, как то, которое желает отнять у народа наследство, созданное бесчисленными поколениями его отживших предков". (212;557).

Родной язык является одним из средств активизации поиска собственных нравственных ценностей, проявляющихся в поведении. Образование на родных языках должно опираться на общечеловеческие принципы, направленные на воспитание высокой нравственности, т.е. родная речь выполняет функцию носительницы общеисторической нравственной культуры и средства передачи ее в процессе воспитания детей. В ярких образцах родного языка заложены знания о нравственности, ее основных нравственных нормах и понятиях, правилах поведения, способствующие формированию у детей младшего школьного возраста собственного индивидуального нравственного сознания. В процессе овладения родной речью, формируются нравственные взгляды, убеждения, суждения.

В последние годы родным языкам в республике стали уделять больше внимания. Соответственно повысились и требования к знаниям учеников и к уровню квалификации учителей родного языка и литературы. В учебниках на родном языке устранена чрезмерная идеологизированность. Обучение и воспитание базируется на фундаменте общечеловеческих ценностей. Надо знакомить детей с ними на материале, близком к традициям и обычаям карачаевцев: легенды, рассказы, пословицы, знакомые имена и названия и т.д. Высокую нравственность и общечеловеческие морально-этические принципы утверждать в сознании детей через родное слово, через привитие любви к родной земле, дому, родителям, старшим по возрасту и др. Авторы учебников стараются придерживаться сегодня именно такой идеологии.

Существует необходимость разработки методики более эффективного использования средств родной карачаевской речи в формировании нравственных норм и поведенческих правил у детей младшего школьного возраста. Надо признать, что работ по данной проблеме крайне мало и они не отражают в полной мере ее содержание. Поэтому нами было предложено расширить содержание учебников на родном языке материалами, имеющими выраженную нравственную направленность.

Творцом идеала нравственного человека является народ. В этот идеал вложен весь лучший опыт человечества, лучшие идеи и чаяния народа на протяжении его исторического развития. К.Д.Ушинский писал: "Всякий народ в своей литературе, начиная песнею, пословицею, сказкою и оканчивая драмой и романом, выражает свои убеждения в том, каков должен быть человек по его понятию. Он украшает этого идеального человека всеми лучшими качествами души своей". (212; 122).

Одним из важных средств нравственного воспитания являются сказки, отличаясь доступностью для восприятия детьми младшего школьного возраста, простотой и лаконичностью, а также выразительностью и четкостью образов и т.д. Надо отметить, что в учебниках "Ана тил" мало карачаевских сказок, способствующих воспитанию у учащихся чувства справедливости, уважения к старшим, уверенности победы добра над злом, сострадания к больным и немощным и т.д.

Похожие диссертации на Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов (На материале этнопедагогики карачаевцев)