Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия ответственности родителей за воспитание детей в исламе, созвучные современным нравственным нормам светского общества Ходжиева Фируза Абдукодировна

Педагогические условия ответственности родителей за воспитание детей в исламе, созвучные современным нравственным нормам светского общества
<
Педагогические условия ответственности родителей за воспитание детей в исламе, созвучные современным нравственным нормам светского общества Педагогические условия ответственности родителей за воспитание детей в исламе, созвучные современным нравственным нормам светского общества Педагогические условия ответственности родителей за воспитание детей в исламе, созвучные современным нравственным нормам светского общества Педагогические условия ответственности родителей за воспитание детей в исламе, созвучные современным нравственным нормам светского общества Педагогические условия ответственности родителей за воспитание детей в исламе, созвучные современным нравственным нормам светского общества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ходжиева Фируза Абдукодировна. Педагогические условия ответственности родителей за воспитание детей в исламе, созвучные современным нравственным нормам светского общества : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ходжиева Фируза Абдукодировна; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т пед. наук Акад. пед. наук Респ. Таджикистан].- Душанбе, 2009.- 169 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1443

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Основы ислама и теория ответственности родителей в истории возникновения проблемы воспитания детей .

1.1. Критерии и принципы исламской религии по отношению к воспитанию детей 21

1.2. Особенности воспитания и образования в исламской традиции 41

1.3. Обязанность и исламская ответственность родителей за воспитание детей в современной таджикской семье 71

Выводы по 1 главе 98

Глава II. Современные педагогически обоснованные подходы к совершенствованию знаний ислама родителями по осознанию своей ответственности и задач в воспитании ребенка .

2.1. Научный и светский подходы в осуществлении родителями воспитательных задач 101

2.2. Педагогическая мысль и образование на ближнем и среднем Востоке (VII-XVII вв.) 123

2.3. Религиозное просвещение в системе светского образования 138

Выводы по 2 главе 152

Заключение 155

Список использованной литературы

Особенности воспитания и образования в исламской традиции

Согласно теории Иброхима Амини «Ложь - это одно из низких качеств и один из тяжких грехов. Все народы и люди мира осуждают ложь и того человека, который общается с лживым, считают падшим низко человеком. Лживый человек перед людьми не имеет влияния и уважения. Великий и благородный человек никогда не скажет неправду. Ислам также осуждает это низкое качество и считает этот поступок греховным. Все пророки Бога и предводители религий призывали людей к правде. Правда считается обычным врожденным предписанием и берет начало из человеческого нрава. Если оставить ребенка в покое он никогда не будет говорить неправду. Только внешние факторы могут заставить ребенка забыть врожденные качества и стать лжецом» (146.89). Ложь никогда не придёт в голову маленького ребенка, только позднее когда он начинает общаться с взрослыми, он научится говорить неправду. Ребенок, который отклонился от своей природной натуры и привык говорить; неправду, не может отвыкнуть от этой привычки и это его может привести к плохим последствиям. Для отвыкания от этой плохой привычки вряд ли помогут аяты Корана, легенды, наставления. Отцы и матери должны с малых лет приучить своих детей к правдивости, и строго следить за ними, чтобы ложь не прозвучала из их уст. Воспитание правдивости должно постоянно соблюдаться и его нельзя переносить на то время когда ребенок подрастет. Родители, которые имеют возможность воспитывать своих детей и участвуют в этом процессе, должны обратить внимание на следующее:

Одним из важных аспектов воспитания ребенка является домашняя атмосфера. Воспитание в первую очередь зависит от того, как сложена домашняя атмосфера, воспитание отца, матери и других членов семьи, с которыми ребенок входит в контакт. Если домашняя атмосфера благополучная, родители и другие члены семьи правдивы и не говорят лживых слов, их дети тоже вырастут честными и правдивыми. И совсем наоборот, если семейная атмосфера лживая, родители врут друг другу и другим членам семьи, невинные дети которые живут в такой атмосфере, становятся самодовольными и начинают говорить неправду. Что будет с тем ребенком, который каждый день слышит ложь от своих родителей. Можно ли ждать от такого ребенка правдивости и верности?! Такая нечистоплотная атмосфера может воспитать только вруна и обманщика. Эта нездоровая атмосфера делает лжеца из чувствительного ребенка имеющего правдивую натуру. Некоторые родители не только сами говорят неправду, но и учат своих детей говорить ложь. Отец находится дома, но говорит своему ребенку: «Скажи такому — то, что «папы нет дома». Здоровому ребенку, который не сделал уроки, советуют говорить преподавателю: «Я болел». И сотни таких лживых слов каждый день звучат, и повторяются в некоторых домах. Такие родители предают своих " детей и это предательство не только по отношению к детям, но и по отношению к самим себё Говорить неправду это грех, но воспитать лжеца это грех больше чем ложь. Родители, которые лгут, несут кару Божью, но кроме такой кары они еще получают сильнейшую кару от Бога " - это кара за воспитание лжеца. Эти люди создают общество из обманщиков и лжецов. Поэтому, те родители, которые хотят иметь правдивых детей должны сами быть праведными и не говорить неправду. Росил пишет: «Если хотите, чтоб ваши дети не лгали, то нет другого выхода, как старшие должны обратить внимание на то, чтобы наравне с детьми говорить правду».(137.98). И сказал бы Росил: «наравне с детьми и наравне с каждым», так как ложь отрицательно влияет на чистый характер ребенка и даже порождает скрытую ложь. Имам Содик говорит: «Не посредством языка призывайте людей к доброте. Люди должны у вас научиться воздержанию и старанию к молитве и посредством этого начать свой путь».

Ребенок не бывает лжецом, он по натуре является склонным к правде. Его неправда есть порок. Если его родители смогут узнать порок лжи в своём ребенке и вовремя начнут препятствовать ему, то ребенок обязательно станет правдивым. Одна из причин лжи ребенка — это может быть страх перед наказанием и руганью родителей.

Например, ребенок разбил стекло двери в комнате. Он боится, что его будут ругать родители и когда у него спрашивают «ты разбил стекло?», он отвечает: «Нет, я не знаю ничего». Или может сказать, что стекло разбил кто-то другой. Например, может сказать: «Я видел, Хасан кинул камень и разбил». Известно, что стимулятором лжи становится боязнь ребенка родителей. Если родители честны и справедливы и имеют определенную правильную программу воспитания своих детей, такому страху не будет места, и ребенок не будет стараться врать и постепенно не привыкнет ко лжи.

В равенстве возможностей и потребностей, в равновесии междуч желаниями и духовными потребностями и возможностями можно его видеть, что ислам призывает к удовлетворению своих потребностей в разумных рамках, т.е. в меру физических и обычных потребностей в воде, в отдыхе, в сексе и т.д. И здесь будет целесообразно процитировать несколько строчек из -книги «Насихатнома» Мир Сайда Али Хамадони, о правах ребенка по отношению к своим родителям:

«Анас бини Молик рассказывает, Пророк приказал, что ребенку на седьмой день от рождения нужно остричь волосы, к шести годам его нужно воспитать и как только ему исполнилось семь лет отделить его ложе, и как только ему исполнилось тринадцать можно его бить из-за того, что он не помолился, как только ему исполнилось шестнадцать его нужно женить. И отец берет его за руку и говорит: «Тебя воспитал, обучил, женил и прошу Бога о том, чтобы он меня спас от твоих сплетен и от твоих трудностей в судный день.

Обязанность и исламская ответственность родителей за воспитание детей в современной таджикской семье

Итак, душа не только не пассивна, напротив, она тоже способна проявлять активность. По воле Аллаха душа может достичь вахи (откровения) и интуиции. Пять чувств восприятия - это окна разума, предназначенные для получения эмпирического и рационального знания [176].

В Исламском мировоззрении существует определенная иерархическая структура познания. Поскольку природа человека дуальна, существует и две категории познания, фард айн и фард кифайя. Эти две категории отличаются степенью уверенности в знании и способом его получения! Знание фард айн четко определено и обязательно для каждого мусульманина. Оно включает знание столпов религии, основ веры и , Шариата. Получение знания фард кифайя обязательно для существования в обществе. Каждая страна заинтересована в образованных и квалифицированных кадрах, специалистах в интеллектуальных или приобретенных науках, необходимых для выживания общества, таких как медицина, математика, естественные, прикладные и социальные науки. Итак, Ислам обеспечивает каждому человеку привязанность к своей вере и в то же время возможность открывать для себя новые горизонты. Чтобы описать отношения разума и веры, можно привести аналогию бумажного змея, где вера - нить, а разум - собственно бумажный змей. Между разумом и верой всегда существует напряжение, как существует напряжение между нитью и змеем; если по некоторым причинам нить порвется, змей отлетит в неизвестном направлении. Подобно этому, если разум не основывается на вере, он будет странствовать, не зная границ. (Этим сравнением я обязан доктору Иедулла Казми из отдела образования).

Как гласит мировоззрение на основе "таухида" (единобожия), знание целостно или интегрировано, его нельзя разделить на религиозную и светскую сферу. И фард айн, и фард кифайя имеют целью укрепление веры, первое при помощи глубокого изучения слов Аллаха в Священном Коране, а второе - с помощью тщательного, систематического изучения жизни человека и природы.

Познание неразрывно связано с действием человека, его духовностью и этикой [176]. Природа познания, являющаяся сущностью образовательного процесса, представляет основной интерес учебной программы, и это видение человека и знания является коренной позицией Исламского образования. -Образование (тадиб, некоторые предпочитают слово тарбийа), это адаб, развивающийся в личности. ("Концепция образования в Исламе"). Адаб (образование) относится к дисциплине тела, ума и духа. Он наделяет того, кто им владеет, знанием правильных мест и действий (хикмах) в схеме, Создателя и знанием, как добродетельно себя вести (адль).

Аль-Аттас определяет понятие образования как последовательное постижение "...и признание положения вещей в порядке их создания, которое ведет к постижению и познанию соответствующей роли Бога в порядке бытия и существования человечества". Посему первоначальная цель обучения - вести человека к признанию и постижению своего Создателя, которое проявляется в подчинении и соблюдении Его заповедей. Другими словами, первоначальная цель Исламского образования состоит в том, чтобы воспитать достойного человека, который, развивая свои потенциалы, будет верным рабом (абд) и наместником (халифа) Аллаха, дающего аману (истину) и поддержку развития на земле. В этом отношении Исламское образование воспитывает в человеке богобоязненность (таква) . Раб господний осведомлен о своих личных вертикальных отношениях с Аллахом (хаблун мин Аллах) и горизонтальных социальных отношениях с остальными людьми (хаблун мин аль-нас). Таким образом, основные цели образования сочетают духовное, моральное, социальное, интеллектуальное и физическое развитие со специфически религиозными целями. Между социальными и личными устремлениями не существует никаких конфликтов, поскольку тут наблюдается полное единство намерений [176].

Поскольку знание характеризует человека, идеально составленная учебная программа, особенно на уровне младшей школы, будет отображать знание.

Данные ниже демонстрируют связь человека с преподаванием знания и учебным планом. Подобно тому, как человек имеет двойную природу, обладая душой и телом, так и учебная программа должна состоять из обязательных предметов, основанных на Божественном знании и обеспечивающих духовные нужды человека и наук, удовлетворяющих потребности в интеллектуальном и физическом развитии общества.

Оба вида знания, фард айн и фард кифайя, имеют очень большое значение для счастья и благополучия людей, как в этом, так и в загробном мире. Между этими дисциплинами необходимо сохранить равновесие. Являясь обязательным предметом, фард айн (Божественное знание) должно требоваться от всех студентов. Чтобы овладеть фард кифайя (приобретенными науками), студенты должны выбрать, по меньшей мере, одну из отраслей современных знаний для своей специализации [176].

Педагогическая мысль и образование на ближнем и среднем Востоке (VII-XVII вв.)

Воспитание и образование начинается с семьи и в дальнейшем развивается в контакте семьи и школы. Только в этом случае можно получить позитивные результаты воспитания и образования, а именно когда родители и учителя не будут относиться халатно к воспитанию ребенка и его образованию, и возьмут на себя ответственность за такую сложную и немаловажную работу.

Обычно родители, не владея методами воспитания, неправильно воспитывают своих детей. Многие из них не работают в тесном контакте со школой. Они не контролируют своих детей. Если поступают жалобы на невоспитанность их детей, то они говорят: «Я сам слабо учился, откуда мне знать, что такое воспитание? К тому же воспитание и образование это долг школы и учителей, а не мой».

К сожалению, зачастую складывается неблагоприятная ситуация, когда большая часть родителей возлагают огромную ответственность за воспитание и образование только на плечи школы и учителей. Детей воспитывают все, т.е. окружающие - люди, случаи, истории. Среди них первое место отводится родителям, так как они влияют своими поступками на подсознание ребенка, а дети в свою очередь подражают своим родителям, сестрам и братьям, которые старше них.

Теперь становится понятно, что семья это основной воспитатель и учитель. И даже если роль школы велика в воспитании ребенка, основы поведения и характер ребенка закладываются в семье. Первые наставления в жизни дети получают в семье. Семья и школа имеют единые цели воспитания и образования детей, поэтому они должны вести это дело по единым меркам, что обеспечит правильное школьное и семейное воспитание. В последние годы наше общество стоит не только перед угрозой экономического кризиса, но и нравственного кризиса. Начало нравственного кризиса говорит о том, что связь между школой и родителями отсутствует.

Основой хорошего поведения в школе являются хорошие или отличные оценки учащихся. Если направить детей на хорошую учебу, то проблема их поведения разрешится сама собой. Ведь хорошие результаты в обучении детей также достигаются под постоянным наблюдением родителей и в тесной связи со школой.

И к глубочайшему сожалению по причине того, что падает авторитет науки и знаний (т.е. низкая заработная плата в сфере образования и науки), большинство семей не обращают внимания на обучение своих детей.

В книге «Нахдж - ул - хидоя», есть глава, в которой обсуждаются вопросы воспитания и образования, а люди призываются к постоянному обучению. В том числе мы может прочитать там такие строки: «Час, посвященный изучению науки лучше, чем ночь, проведенная в молитве, а день, посвященный изучению науки лучше, чем три месяца поста».(85.54).

Родители должны прислушаться к таким словам и не оставлять ни на миг без внимания вопросы образования и воспитания своих детей. С уверенностью можно сказать, что если родители в тесной связи со школой и учителями с первых школьных шагов будут следить за учебой своих детей, то они смогут достичь поставленной цели. Нужно заметить, что некоторые родители чрезмерно заботятся о своих детях, что в свою очередь даёт плохую отдачу. Ребенок привыкает к изобилию и к бесконечным ласкам. Но когда ребенок вырастает и не получает того изобилия и ласки со стороны родителей, тогда он выбирает кривую дорожку воровства и жизни за чужой счет, так как он из-за чрезмерной заботы своих родителей не может заставить себя учиться и работать.

Основным долгом родителей в первую очередь является безупречное воспитание своего ребенка. Ребенок должен расти вежливым, послушным, трудолюбивым и полезным для людей. Он должен быть достойным доброго имени своих родителей. Для достижения этих целей, родители сами должны иметь высокий авторитет в глазах своих детей, они должны говорить только правду, быть приятными в общении и человеколюбивыми.

В воспитании ребенка некоторые родители совершают ошибки или вообще не правильно воспитывают их. Например, есть отцы, которые во время трапезы не сидят вместе со своими детьми или вообще не общаются. Они выделяют себе отдельную комнату и отдельно от детей кушают. В результате они не видят ежедневного поведения своих детей и не могут участвовать в процессе их воспитания. Если такие отцы услышат от педагогов или от соседей жалобу на своих детей, то ругаются с женами или даже бывает так, что дело доходит до избиения жен. Понятно, что они возлагают всю ответственность на плечи своих жен. Или они приказывают своим женам, чтобы они от их имени сделали что-нибудь для,-детей и продолжали заниматься воспитанием детей. Такое безразличие и безответственность отцов приводит к тому, что авторитет отца в глазах детей падает или же наоборот, дети будут ценить и уважать отца, а к матери будут относиться неуважительно.

Конечно, высокомерие и холодное отношение к воспитанию детей со стороны отцов приводит к плачевным результатам. Но нельзя забывать, что когда ребенок вырастет и начнет многое понимать, он сможет отличить добро от зла. Вместе с этим он точно определит, что является причиной его счастья или несчастья. Дружба родителей, их любовь к жизни, к природе и обществу для ребенка нужны как воздух и вода, потому, что в несчастливой семье ребенок тоже будет несчастлив.

Религиозное просвещение в системе светского образования

Развитие педагогической мысли в обширном регионе (Иран, Средняя Азия, Сирия, Египет и Северная Африка), завоеванном в VII -VIII вв. арабами, отмечено печатью ислама. Духовные ценности, заключенные в Коране, определяли религиозные и нравственные принципы воспитания и образования. Ислам - последняя по времени возникновения из мировых религий - складывался под влиянием христианства. Многие каноны Корана имеют сходство с библейскими нравственными заповедями.

Ислам вырос на базе взаимосвязанных культур стран Арабского халифата, Византии, Индии, Китая. Арабское завоевание не означало полного разрыва с культурными и педагогическими традициями эллинизма и Византии. Исламский мир воспринял и освоил античную философию, в частности Платона и Аристотеля, заимствовав из нее рационалистический взгляд на человека.

Эволюция культуры, образования, педагогической мысли исламского средневекового мира прошла ряд этапов. В раннюю эпоху (VII -X вв.) проблемы воспитания в исламском мире не рассматривались. Первые трактаты по воспитанию появляются в XI в. (Авиценна, Абу Хамид аль-Газали и др.).

Время своеобразного восточного ренессанса наступило в IX - XII вв. Вырос престиж знаний. Арабо-мусульманские ученые подвергли глубокому изучению философско-педагогическое наследие античности. Выдвигались идеи гуманного, гармоничного развития личности. Мыслители Востока пытались проникнуть в суть природы человека, учесть социальные и биологические детерминанты воспитания. Особое значение придавалось социальной сущности человека. Главная цель воспитания виделась, прежде всего, в стремлении человека обрести высокие духовные и нравственные качества.

Мыслители Арабского Востока посвятили свои труды разработке программы гармонического развития личности. Они сами были эталоном подобной гармонии и осуждали как образованных негодяев, так и благочестивых невежд.

Открывает список ученых-энциклопедистов исламского мира основатель арабской философии Абу-Юсуф Якуб ибн-Исхак Кинди (801— 873). Он выдвинул концепцию четырех видов интеллекта: актуального, потенциального, приобретенного и проявляющегося. Считая науку выше религии, Кинди полагал, что при воспитании надо формировать не мусульманский фанатизм, а высокий интеллект.

Высоко чтил арабский мир ученого и философа ал-Фараби (870 - 950). Аль-Фараби глубоко и оригинально видел ряд сущностных педагогических проблем. Противник клерикализма, он утверждал, что лишь безумцы могут полагать, что высшее благо находится вне существующего мира. Цель воспитания, по Фараби, - подвести человека к этому благу через поощрение стремления совершать добрые дела. Осознать, что именно является добрым или злым, помогают знания.

Фараби предложил систему приемов воспитания добродетелей. Приемы делились на "жесткие" и "мягкие". Если воспитанник проявляет желание учиться, трудиться и совершать добрые поступки, уместны мягкие методы. Если же подопечный педагога злобен, нерадив, своенравен, вполне оправданны наказания - "жесткое" воспитание.

Более чем в ста пятидесяти трактатах другого выдающегося мыслителя Востока, ал-Бируни (970 - 1048), во множестве разбросаны важные плодотворные педагогические идеи: наглядности и системности, развития познавательных интересов обучения и др. Бируни утверждал, что главная цель воспитания - нравственное очищение - от бесчеловечных обычаев, фанатизма, безрассудства, жажды властвовать.

Названный современниками "владыкой наук", советник правителей разных стран Ближнего и Среднего Востока Ибн Сына (Авиценна в латинской транскрипции) (980- 1037) немало лет посвятил преподавательской деятельности и оставил множество работ, среди которых выделяется "Книга исцеления", куда вошли имеющие прямое отношение к педагогической теории трактаты "Книга о душе", "Книга знаний", "Книга указаний и наставлений".

Ибн Сина мечтал о разностороннем воспитании и обучении, и, прежде всего музыке, поэзии, философии. Такой путь виделся ему в организации совместной учебы воспитанников, внесении духа соперничества. Совместное обучение должно было проходить на разных уровнях в соответствии со способностями учеников. Фундаментом всякого образования Авиценна называл овладение чтением и письмом. Общее развитие должно было предшествовать предпрофессиональному и профессиональному обучению. Как только подросток овладевал грамотой, его следовало готовить к будущей профессии (например, учить составлять отчетность и иные документы). Затем надлежало вводить в собственно профессию: подросток должен начать трудиться и зарабатывать деньги.

Большое внимание проблемам воспитания уделял один из наиболее выдающихся философов Востока Аль-Газали (1056/59 - 1111). Четырехтомный компендиум ученого "Воскрешение наук о вере" посвящен, в частности, развитию человеческих способностей, приемам наблюдения за детьми с целью их воспитания. Аль-Газали подчеркивал необходимость с раннего возраста учить вести себя за столом, быть неприхотливыми в быту, закаляться путем физических упражнений.

Душа ребенка приобретает нужные очертания, если воспитатели, особенно родители, выполняют определенные педагогические рекомендации. Учитель принимает ребенка от родителей и продолжает традиции семейного воспитания. Нравственное начало, полагал аль-Газали, формируется путем самовоспитания и подражания мудрым наставникам. По мере образования, укрепления интеллекта вырастает роль самовоспитания. Самовоспитание начинается с самонаблюдения и самопознания. Наблюдая проступки других, можно увидеть и собственные недостатки и составить суждение о них. Чтобы преодолевать нравственные пороки, необходимы Божья помощь, долготерпение и постоянные душевные усилия. Если дурная привычка укоренилась слишком сильно, ее можно "проэкранировать", заменив менее вредной, а затем и вовсе избавиться от нее. Возможно при этом и применение телесного наказания, хотя увлекаться им не следует Наказывать надо наедине, чтобы не унизить ребенка в собственных глазах и глазах окружающих. Предпочтительно, впрочем, действовать убеждением, заботясь, чтобы не докучать воспитаннику увещеванием.

Нравственное самосовершенствование - одна из постоянных тем восточных философов и ведущая, например, в трактатах по психологии, логике и этике "мудреца мудрецов" ибн Баджа (латинизированное имя Авенпаце (конец XI в. —1139). Популяризатор аристотелизма и одновременно оригинальный ученый из Андалузии ибн Рушд (латинизированное имя Аверроэс) (1126—1198) как педагог известен прежде всего, благодаря трактату "Система доказательств". Последовательный рационалист, ибн Рушд утверждал важные дидактические принципы сознательности, научности, наглядности. Разнообразные идеи о воспитании и образовании содержат более чем 150 трактатов иранского философа Насриддина Туей (1202 —1273). В его педагогических трудах "Обучение мудрости", "Книга мудрости", "О. воспитании обучающихся", "Наставление обучающемуся на пути учебы" и", других представлены размышления о целесообразности гармонии умственного, эстетического и физического воспитания. Знание, полагал ( Туей, служит тем снадобьем, которым человек пользуется на всем своем жизненном пути. Чтобы заполучить такое снадобье, необходимо четко уяснить цель и способ достижения знания.

Ярким представителем плеяды мыслителей средневекового Востока являлся арабский ученый Абдуррахман ибн Халдун (1332 - 1406). Находясь на позиции аристотелизма, Ибн Халдун утверждал, что человек реализует себя в отношениях с другими людьми. Упорядочить свои отношения в рамках общества человеку позволяет разум, который формируется в результате наблюдений, обобщений и опыта - "того, чему учит время".

Похожие диссертации на Педагогические условия ответственности родителей за воспитание детей в исламе, созвучные современным нравственным нормам светского общества