Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста в педагогике карачаевского народа Хубиева Зарият Магометовна

Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста в педагогике карачаевского народа
<
Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста в педагогике карачаевского народа Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста в педагогике карачаевского народа Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста в педагогике карачаевского народа Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста в педагогике карачаевского народа Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста в педагогике карачаевского народа Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста в педагогике карачаевского народа Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста в педагогике карачаевского народа Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста в педагогике карачаевского народа Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста в педагогике карачаевского народа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хубиева Зарият Магометовна. Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста в педагогике карачаевского народа : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2004 206 c. РГБ ОД, 61:05-13/89

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы гражданского воспитания в педагогике карачаевского народа 12

1.1. Проблемы гражданского воспитания детей в истории педагогической мысли 12

1.2. Сущность и содержание гражданского воспитания в карачаевской народной педагогике 43

1.3. Совершенный человек как идеал воспитания в педагогике карачаевского народа 71

Выводы 90

ГЛАВА II. Педагогические условия использования этнопедагогического наследия в воспитании гражданственности в начальной национальной школе 92

2.1. Анализ программ и учебников начальной национальной школы в целях определения их направленности на реализацию национально-регионального компонента в воспитании гражданственности у младших школьников 92

2.2. Педагогические условия использования этнопедагогического материала в учебно-воспитательном процессе начальной национальной школы 108

2.3. Методы использования традиций народной педагогики во внеклассной работе 131

2.4. Взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании гражданственности у младших школьников 152

Выводы 168

Заключение 171

Библиография 176

Приложения 189

Введение к работе

Актуальность исследования. В последнее время, когда Россия встала
на путь построения демократического общества, большое значение
приобретает гражданская активность населения. Новое время требует от
школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватного
современным социально-педагогическим реалиям. Одним из основных
принципов государственной политики в области образования Закон
Российской Федерации "Об образовании" (1992 г.) определяет воспитание
' гражданственности и любви к Родине.

& Наметилась негативная тенденция в социально-педагогической

ситуации: традиционные духовные ценности и идеалы сменились на ценности и идеалы у западной массовой культуры, материальное заменило духовное, личные интересы стали противоположны общественным, произошло смещение ценностных ориентации — патриотические идеалы постепенно утратили социальную значимость. Следствием этих стихийных процессов явилось нарушение отлаженной работы системы социализации подрастающего поколения, которая создавалась годами и основывалась на преемственности поколений.

Гражданственность, являясь интегративным качеством, включает в себя целый ряд качеств, присущих человеку-гражданину: гражданская ответственность, умение сочетать и подчинять личные интересы общественным, умение осознанно и самостоятельно делать свой выбор, гуманизм, этническая толерантность, патриотизм, интернационализм и т.д.

Цель гражданского воспитания обусловлена социальным заказом

(~ современности. Ориентиром при целеполагании служит определение

требований развитого гражданского общества. Конечный результат

формирования гражданственности - личность, которой присуща высокая

социальная активность.

К настоящему времени рассмотрены различные аспекты этой проблемы. Теоретические и методологические основы гражданского воспитания

подрастающего поколения получили освещение в трудах М.Н. Аплетаева, Н.И. Болдырева, А.В. Беляева, И.А. Долголевой, Р.Г. Гуровой, И.С. Кона, Э.И. Моносзона И.С. Марьенко, Г.М. Филонова и ряда других авторов. Изучением социально-педагогических проблем гражданственности, нравственности и культуры занимались Н.И. Аполлонов, Ш.А. Амонашвили, А.А. Аронов, В.Г. Ананьев, Ю.П. Азаров, П.К. Ахаян, Л.И. Божович, М.И. Богомолова, B.C. Библер, A.M. Виноградова, А.В. Ковалев; роль семьи в формировании истинного гражданина своего отечества проанализирована в работах О.С. Гаманина, Г.Д. Гачева, А.Д. Жарикова, И.Я. Ильина, Б.Т. Лихачева, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, И.Н. Музалева, Л.Ф. Островской, В.А. Сухомлинского и др.).

Совершенствование практики гражданского воспитания

подрастающего поколения предполагает изучение всех социальных факторов, влияющих на формирование духовного облика человека. Среди важнейших из них являются народные воспитательные традиции и обычаи, составляющие основу гражданского воспитания в народной педагогике.

Введение национально-регионального компонента в содержание образования открыло широкую перспективу для изучения и использования национально-культурных ценностей.

Карачаевский народ за свою многовековую историю создал и сохранил до наших дней самобытные прогрессивные традиции и воззрения, на которых воспитывалось не одно поколение людей. Обращение ученых и учителей к традициям народной педагогики, критическое осмысление жизненного и педагогического опыта предшествующих поколений позволяют выявить наиболее эффективные средства и методы, способствующие гражданскому воспитанию молодого поколения. Особенно важно осуществление целенаправленного положительного воздействия традиций на учащихся начальных классов общеобразовательной школы, ибо фундамент гражданского поведения личности закладывается именно в этом возрасте.

В настоящее время в различных аспектах изучена этнопедагогика карачаевского народа: (Ф.В. Абаева, М.Ю. Айбазова, А.А. Байчорова, Р.И. Байчорова, Б.М. Борлакова, Х.Х. Боташева, Х.Х-М. Батчаева, М.Б. Гуртуева, Ф.Т. Кущетерова, К.Б. Семенов, СБ. Узденова). Наряду с анализом народных традиций ими выявлены оптимальные условия использования идей и опыта этнопедагогики в воспитании подрастающих поколений.

Но специальной работы, всесторонне раскрывающей сущность гражданского воспитания детей младшего школьного возраста в педагогике карачаевского народа и использование национальных традиций в учебно-воспитательном процессе современной национальной начальной школы не имеется.

Анализ результатов указанных исследований свидетельствует о том, что педагогической наукой получены данные, раскрывающие роль и значение гражданского воспитания. Однако реалии сегодняшнего дня заставляют пересмотреть эти основы, поскольку они хотя и не потеряли своей ценности, но в некоторых случаях не соответствуют новым условиям, так как современная действительность и новое Российское государство требуют совершенствования процесса формирования и воспитания гражданина, иного уровня отношений личности с государством. Таким образом, к настоящему времени возникло противоречие между обновленными требованиями общества к формированию гражданственности у подрастающего поколения и результативностью этого процесса в школе, между существующей системой методов и форм организации воспитания и ее несоответствием современным условиям.

Таким образом, вышеизложенное обусловило выбор темы исследования "Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста в педагогике карачаевского народа".

Проблема исследования в этой связи сформулирована таким образом: каковы воспитательные возможности традиций карачаевской народной

б педагогики и педагогические условия их использования в учебно-воспитательном процессе по гражданскому воспитанию младших школьников. Решение этой проблемы составило цель нашего исследования.

Объект исследования — опыт и традиции воспитания подрастающего поколения в педагогике карачаевского народа.

Предмет исследования - воспитание гражданственности у младших школьников на прогрессивных традициях карачаевской народной педагогики.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста будет осуществляться эффективнее, если:

будет выявлен воспитательный потенциал карачаевской народной педагогики в условиях кризиса духовных ценностей и нравственных ориентиров;

овладение духовным опытом предшествующих поколений и трансформация этнических ценностей карачаевского народа будет происходить адекватно социально-личностным потребностям;

будут использоваться гуманистические традиции карачаевского народа в учебно-воспитательном процессе современной начальной национальной школы.

В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть содержание гражданского воспитания в карачаевской народной педагогике.

  2. Выявить воспитательные возможности традиций карачаевского народа в этом аспекте.

  3. Определить состояние проблемы в практике начальных национальных школ КЧР и ее разработанность в учебных программах и учебниках по карачаевскому и русскому языкам и чтению для учащихся младшего школьного возраста.

  1. Выявить педагогические условия использования народных традиций в воспитании гражданственности у младших школьников.

  2. Разработать научно-педагогические рекомендации по использованию национальных традиций в гражданском воспитании младших школьников.

Методологическую основу исследования составили исторический подход к изучению национальных культур, современные философские концепции о единстве национального, межнационального и общечеловеческого; аксиологический подход, согласно которому человек является высшей ценностью социального развития; культурологический подход, рассматривающий этническую культуру как органическую часть общечеловеческой культуры, раскрывающий культурообразующую функцию социальной среды; личностно-деятельный подход к изучению образовательно-воспитательного процесса, позволяющий творческое овладение духовно-ценностным опытом предшествующих поколений.

В процессе исследования в соответствии с задачами использовались следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; произведения устного народного творчества, фольклор; исследования по истории, педагогике, социологии, этнографии, педагогическое наблюдение за деятельностью учителей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью изучения состояния проблемы в практике начальной школы и обобщение педагогического опыта; анкетирование, интервьюирование учителей, родителей с целью выяснения их отношения к проблеме исследования; опытно-экспериментальная работа, позволяющая проверить практическую приемлемость определившихся педагогических условий использования народных традиций в гражданском воспитании младших школьников; анализ тематических сочинений, для определения исходного и итогового уровня развития гражданственности учащихся; беседы с учащимися, родителями, педагогами.

Организация, этапы и база исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились средние общеобразовательные школы а. Кумыш, Каменномост, Сары-Тюз, г. Карачаевска Карачаево-Черкесской республики.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1997-1999 гг.) изучались философская и психолого-педагогическая литература по проблеме гражданственности и ее воспитании; народные традиции и их использование в учебно-воспитательном процессе; состояние проблемы в практике школ и обобщение педагогического опыта учителей; анализировался опыт взаимодействия школы и семьи в исследуемой области; учебные программы, методические пособия, учебники по карачаевскому и русскому языкам и чтению для младших школьников национальных школ; разработана общая гипотеза исследования.

На втором этапе (1999 - 2000 гг.) продолжалось изучение литературы, систематически велась работа с педагогическими коллективами школ, разрабатывались и проводились опытно-экспериментальные уроки и внеклассные воспитательные мероприятия; была осуществлена опытно-экспериментальная проверка гипотезы в общеобразовательных школах аулов Сары-Тюз, Кумыш, Каменномост, г. Карачаевска Карачаево-Черкесской республики.

На третьем этапе (2000-2003 гг.) анализировались полученные результаты, осуществлялось их внедрение в практику; разрабатывались методические рекомендации учителям национальных школ по использованию прогрессивных народных традиций в гражданском воспитании младших школьников, завершалось оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

раскрывается сущность и содержание воспитания гражданственности у

подрастающего поколения в педагогике карачаевского народа;

определяется роль современной карачаевской семьи в воспитании

гражданственности детей младшего школьного возраста;

выявляются и обосновываются педагогические условия использования

прогрессивных традиций карачаевского народа в гражданском воспитании младших школьников в современных условиях. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлен воспитательный потенциал этнопедагогики карачаевского народа для повышения эффективности гражданского воспитания младших школьников в условиях кризиса духовных и нравственных ориентиров;

выявлена и раскрыта эмпирическая программа формирования гражданственности личности в традиционной системе воспитания карачаевского народа;

раскрыты и экспериментально обоснованы образовательно-воспитательные возможности гуманитарных дисциплин в начальных классах национальной школы в контексте регионального компонента государственного образовательного стандарта.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что его результаты способствуют пополнению отечественной теории и практики современной этнопедагогики новым фактическим материалом относительно самобытной системы воспитания карачаевского народа; материалы диссертации могут быть учтены в дальнейшем совершенствовании учебных программ, учебников для национальной (карачаевской) школы, разработки спецкурсов для будущих учителей начальных классов. Результаты исследования могут быть использованы при изучении курса педагогики, истории педагогики, этнопедагогики в вузах, а также в профконсультационной работе институтов повышения квалификации работников образования ряда республик Северо-Кавказского региона.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к исследованию проблемы, адекватностью методов исследования его цели и задачам, наличием многообразного материала, из научно-литературных, архивных источников, из реальной современной практики воспитания подрастающих поколений.

На защиту выносятся следующие положения:

Педагогический арсенал карачаевского народа имеет потенциальные возможности для успешного воспитания гражданственности у детей младшего школьного возраста как в условиях семейного воспитания, так и в образовательных учреждениях.

Эффективность гражданского воспитания в процессе обучения
младших школьников зависит от совершенствования этнокультурной
направленности содержания образовательно-воспитательного

процесса, создания целостной педагогической системы на базе
консолидации семьи, общеобразовательных учреждений,

общественности в этом направлении.

Основными педагогическими условиями эффективного использования народных традиций в воспитании гражданственности в учебно-воспитательном процессе современной начальной национальной школы являются: усиление воспитательного потенциала учебников родного языка и чтения для начальных национальных школ; сочетание просвещения учащихся о народных традициях с их поисково-краеведческой работой, самостоятельным изучением ими прошлого и настоящего родного края и местной среды; установление тесной связи школы, семьи и общественности. Апробация и внедрение результатов исследования. Полученные в ходе исследования данные обсуждались и получили одобрение на всероссийских, региональных научно-практических конференциях: Карачаевск (1994-2004 гг.), Казань (2002, 2003гг.), Пенза (2003г.), Ростов-на-Дону (2000г.)

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулирована цель, определены объект, предмет, задачи, гипотеза, методы и этапы исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая значимость и практическая

11 ценность работы.

В первой главе "Теоретические основы гражданского воспитания в педагогике карачаевского народа" рассматриваются проблемы гражданского воспитания детей в истории педагогической мысли, сущность и содержание гражданского воспитания в карачаевской народной педагогике, тенденции и характерные особенности воспитательных традиций, совершенный человек как идеал воспитания в этнопедагогике карачаевцев.

Во второй главе "Педагогические условия использования этнопедагогического наследия в воспитании гражданственности в начальной национальной школе" анализируются программы и учебники начальной национальной школы в целях определения их направленности на воспитание гражданственности у младших школьников, выявляются педагогические условия использования этнопедагогического материала в учебно-воспитательном процессе и во внеклассной работе; взаимодействие школы, семьи и общественности в воспитании гражданственности у младших школьников.

В заключении обобщены результаты исследования и излагаются выводы.

В приложении представлена программа экспериментального исследования, анкеты.

Проблемы гражданского воспитания детей в истории педагогической мысли

В условиях современной социокультурной ситуации в России повышение внимания к опыту гражданского воспитания в западноевропейских странах формирующемуся на протяжении многих столетий, в различных исторических условиях, в том числе и кризисных, в естественных исторических связях с процессом становления гражданского общества, имеет исторически закономерный и педагогически целесообразный характер. В отечественной историко-педагогической науке накоплено немало знаний, в той или иной мере связанных с вопросами гражданского воспитания, однако в значительной части специальных работ обнаруживается фрагментарность и мозаичность, описательность, хронологичность изложения материала, отсутствие попыток в исследовании эволюции гражданского воспитания как научной идеи и как цельной теории, ограниченность целевых установок, направленных на ретроспективное изучение идеи гражданственности, понимаемой как воспитание в интереса общества и государства. Это результат утилитарного, технократического отношения к человеку, к целям его воспитания.

Историческому процессу формирования общества соответствует поиск мировой педагогической мыслью новых подходов к проблемам гражданской воспитания в соответствии с изменяющимися потребностями конкретной эпохи. Из этого следует, что цели, принципы, содержание, методы и формы гражданского воспитания исторически изменчивы, что неизбежно существование различных подходов к пониманию его сути.

Недостаточность изучения сущности процесса формирования гражданственности выражается в том, что он обычно сводился либо к процессу нравственного воспитания, либо к процессам воспитания вообще. Действительно ядром понятия «гражданственность» являются такие компоненты его содержания как правовая и нравственная культура, выражающаяся в соответствующих поступках, поведении, деятельности. Однако, «гражданственность» и «нравственность» не равнозначны и поэтому несводимы друг к другу. По своему объему понятие «гражданственность» шире понятия «нравственность». Быть нравственным человеком не означает автоматически обладать осознанной гражданской позицией, проявляющейся в общественной деятельности, в отношении к государству, Отечеству.

Основной формой существования гражданственности является сознание личности, выражающееся во взглядах, убеждениях, идеалах, которые не обязательно полностью должны соответствовать официально принятым, утвержденным властью, и которые не могут быть всегда и обязательно неизменными, так как имеют конкретный исторический характер, зависят от воздействия объективных и субъективных факторов. Представления, взгляды, убеждения не могут быть навсегда данными, застывшими, а должны быть гибкими, формирующимися с учетом жизненных впечатлений. В этой связи гражданское воспитание имеет конкретно-исторический характер, несет в себе отличительные черты, приметы эпохи, уровня развития общества, государства, педагогической теории и практики.

Еще в античном обществе возникло понятие гражданина как человека, обладающего определенными правами и обязанностями. В соответствии с этим и педагогической целью полагалось воспитание цивилизованного человека как носителя культуры своего народа, общества, к которому он принадлежит. Однако, переживая эволюцию, идея гражданственности уже в сознании древних философов изменяет сущностные признаки под влиянием разнообразных социокультурных факторов, что, в свою очередь, находило закономерное отражение и в развитии идей гражданского воспитания. Развитие это исторически проникало в пространство между двумя противоположными воззрениями: воспитания в духе безусловного подчинения личности интересам государства и общества, с одной стороны, и воспитания в интересах самой личности - с другой. При этом основной закономерностью эволюции идеи гражданского воспитания является зависимость движения в сторону приоритета личности, интересов личности от уровня развития культуры общества, демократизации государственных устоев.

Исторически индивиду не сразу удалось осознать, что он живет в обществе. Введенный Аристотелем термин «гражданское общество» - это союз свободных и равных граждан, объединенных государством-полисом. Свободнорожденный гражданин, по его утверждению, принадлежит государству, ощущает себя его частицей. Определяя человека как «существо политическое», Аристотель утверждает принцип государственности во взаимоотношениях гражданина и государства, суть которого во взаимных обязательствах и ответственности. В таком случае, считает древнегреческий философ, забота о воспитании будущих граждан должна быть не только частным делом, но прежде всего делом государственным [29].

Проследим, насколько идеи Аристотеля отражала идея системы воспитания. Наиболее влиятельными государствами Древней Греции были Лакония с главным городом Спартой и Аттика с главным городом Афинами. В каждом и этих государств сложилась своя система воспитания: спартанская и афинская Разница этих двух систем была обусловлена некоторыми особенностями экономического и политического развития и состояния культуры государств. Но оба государства были рабовладельческими, и система общественного воспитания обслуживала только детей рабовладельцев. Рабы во всей Греции рассматривались лишь как «говорящие орудия». Они были лишены всех человеческих прав, в том числе права обучаться школах.

В Лаконии воспитание осуществляло государство, оно преследовало задачу готовить из детей спартиатов, воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. Особое внимание обращалось на физическое воспитание подростков: их закаляли, приучали переносить холод, голод и жажду, выносить боль. Много внимания уделялось военно-гимнастическим упражнениям. К физическому воспитанию присоединялись музыка, пение и религиозные танцы, носившие боевой воинственный характер. Что же касалось чтения и письма, то дети учились только самому необходимому, остальное же их воспитание преследовало только одну цель: беспрекословное послушание, выносливость, науку побеждать.

В Афинах в V - IV веках до н. э. бурно развивалась культура: естествознание, математика, история, искусство, литература, замечательная греческая скульптура и архитектура. Афиняне считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении, и стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Но этот идеал полностью относился к социальной верхушке -рабовладельцам.

Сущность и содержание гражданского воспитания в карачаевской народной педагогике

Карачаевская народная педагогика - неотъемлемая часть педагогического опыта, выработанного на протяжении тысячелетий народами России. Становление и развитие национальной системы воспитания осуществлялось в течение многих столетий. У каждого народа её воспитание проходит в соответствии с особенностями национальной психологии и народной культуры.

Воспитание является всеобщей функцией человечества. Оно является вечной категорией. «Вечно только прошлое. Незнание прошлого приводит к непониманию настоящего» (Конфуций). Труд создал, человека, однако, действие этой формулы может быть прослежено только в контексте истории воспитания: труд создал сначала воспитание, придав ему истинно человеческий смыл, обеспечил тем по сути своей прогресс и трудовой деятельности, и самого человека как её участника. Человеческая эволюция обеспечивается, в конечном счёте, совершенствованием труда. Труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многогранным — соответственно претерпевало прогрессивное изменение и воспитание.

Народная педагогика, педагогическое сознание того или иного этноса представляет собой целостную систему знаний, отношений, оценок, результат совокупной духовной деятельности его представителей, выражающийся в комплексе складывающихся в народной жизни традиций, обычаев, установок, норм поведения, передающихся из поколения в поколение. Педагогическая мысль представлена также в памятниках устного народного творчества, несущих в себе свод моральных, социальных, семейных норм и правил, поступков, действий, чувств. Народная педагогическая мысль выражает соответственно народное педагогическое сознание, является его решающим компонентом.

Каждый народ, так или иначе, несёт в себе историю человечества, в том числе и историю воспитания.

Карачаевцы являются одним из коренных народов Карачаево-Черкесской республики. Самоназвание народа - «къарачайлыла» (карачаевцы). По своим антропологическим данным карачаевцы относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы. Этнически карачаевцы родственны с балкарцами. В силу исторических условий формирование карачаево-балкарской народности было сложным. Внешний облик, физический тип, образ жизни, способы ведения хозяйства, жилище, одежда, материальная и духовная культура подтверждают их горское, кавказское происхождение.

Первые письменные сведения о карачаевцах относятся к началу XVII века: в 1639-1640 гг. — в отчёте московского посла Р.Ельчина, а в 1654 году — у итальянского миссионера А.Ламберти, затем уже у французского путешественника Н.Шардена [122,7].

Имеющиеся данные позволяют сделать вывод о том, что карачаевцы не были бесписьменным народом и до октябрьской революции 1917 г. Письменность у карачаевцев была зафиксирована ещё в начале XI в. (И.Де. Галонифонтибус, 1404 г.). Обнаруженный недавно в Карт-Джурте эпиграфический памятник 1695 г. с текстом на арабском и старокарачаевском языках указывает на то, что, по крайней мере, в XVII в. карачаевцы имели письменность, созданную на основе арабской графики. О повсеместном использовании карачаевцами этого письма свидетельствуют памятники XVII- XIX вв. с арабографическими текстами, обнаруженные в Карачае ещё в дореволюционный период. Кроме того, с XVII века карачаевцы в дипломатических сношениях использовали русский язык и русскую письменность (с помощью местных и русских толмачей и писцов) [154, 267].

По преданиям, карачаевцы живут на территории Большого Карачая свыше 600 лет. Эти данные народной версии подтверждаются и археологическими материалами. Выдающийся русский учёный, ориенталист прошлого века, академик Г.Ю.Клапрот писал: «Вообще можно с полным правом сказать, что карачаевцы — самый культурный народ Кавказа и что по мягкости нравов они превосходят своих соседей».

«В целом можно сказать с полным основанием, что они (карачаевцы) относятся к числу наиболее цивилизованных народов Кавказа и что, благодаря своему мягкому нраву, они оказывают цивилизирующее действие на своих соседей...», - пишет академику генерал русской армии И.Ф.Бламберг. «Однажды присягнув русскому царю, карачаевцы были вполне верны данной присяге... В награду за верность карачаевцам высочайше была дарована земля в пределах теперешнего Карачая...», - пишет русский исследователь В.М.Сысоев. «Под влиянием таких героев, как Карча и Камгут, карачаевцы прослыли честнейшими из всех горских племён. Основной закон их нравственного кодекса - уважение к старшим». Это - из статьи русского этнографа Г.Руковишникова, опубликованной в 1901 году [178,8].

Великий русский писатель Л.Н.Толстой выделил карачаевцев как народ, «отличающийся своей верностью, красотой и храбростью».

Справедливо отмечает академик Г.И.Волков: «Чтобы понять народ, надо узнать его многовековую традиционную культуру воспитания. Без любви к своей земле, к своему роду, племени, племенному союзу, без гордости за историческое прошлое народы не сумели бы сохранить свою этническую самостоятельность».

Анализ программ и учебников начальной национальной школы в целях определения их направленности на реализацию национально-регионального компонента в воспитании гражданственности у младших школьников

В настоящее время Россия оказалась в сложной ситуации во многих отношениях. Постоянные социальные перемены в обществе, межнациональные конфликты заставили по-новому взглянуть на национальные и общечеловеческие ценности как фактор стабильности и народного согласия. Возрождение нашей многонациональной страны возможно только на основе культуры мира, согласия и взаимопонимания. Наступило время диалога культур различных государств, конфессий, политических деятелей, народов. Сближение стран и народов, усиление их взаимодействия - важнейшая закономерность развития современного общества. Этот процесс - явление неоднозначное. С одной стороны, он объединяет народы в хозяйственной деятельности, способствует ускорению научно-технического процесса, разрушает исторические барьеры между народами, психологию провинциализма, узкого национализма; с другой стороны, несет угрозу стирания этнического и культурного своеобразия народов, унификацию жизни по чуждым им стандартам, что вызывает их сопротивление, стремление защитить и сохранить уникальность своей своеобразной культуры. На нынешнем этапе развития раскрепощается экономика, духовная жизнь, инициатива граждан, складываются условия для самовыражения и творческого развития национальных особенностей различных групп населения России. Наше общество избрало путь развития единого государства на основе федерализации, децентрализации управления, строгого регулирования компетенции федеральной и региональных властей. Это не просто способ сохранения целостности России, но и эффективности защиты субъектов федерации и граждан, развития национальных, духовных, культурных, экономических связей между всеми частями Российского государства. В сложившихся условиях переход от унитарного к федеральному государству в России, установление политических правовых статусов республики, автономных округов и областей как суверенных национально-территориальных образований предполагает развитие их национальных особенностей традиций, специфических черт различных этнографических групп населения на основе общероссийской культуры. Глубокие изменения, происходящие в нашем обществе, не смогли не сказаться на такой чуткой и отзывчивой среде общественной жизни как образование. Возрождение российского государства, поворот к демократизации, гуманизации, к правам и свободам личности потребовали переосмысления государственной политики в области образования [165]. Образовательные проблемы в регионах выступают как комплекс специфических национальных проблем. Национально-региональная политика превращается в важный и самостоятельный фактор общественной жизни страны, вбирая в себя прогрессивные тенденции, ставшие наиболее актуальными в последнее время (десятилетие). Можно утверждать, что национально-региональное образование получило возможности для более четкого определения направлений своего развития в контексте общих перемен Российского общества. Таким образом, процесс регионализации в России является закономерным явлением. Работы, раскрывающие основные подходы к регионализации образования в современной России, демонстрируют различные взгляды на данную проблему (В.А. Журавлев, А.А. Макареня, В.В. Сковородников и др.). Во многих исследованиях процесс регионализации рассматривается как переход от унифицированной системы образования к новой национально- региональной системе (В.Н. Садовский, В.В. Сковородников, А.А. Макареня, В.А. Щербаков и др.). Тенденции развития национально-регионального образования заключаются в переосмыслении целей и задач национальной школы, поиске оптимального сочетания образовательных интересов государства и отдельного его региона, конкретной школы и каждого человека в соответствии с радикально изменившимися социально-экономическими, социокультурными и политическими условиями развития России. Системообразующим фактором интеграции социальных и педагогических условий является региональный компонент в социализации и гражданском воспитании личности, который в структурном отношении представляет собой комплекс территориально-географических, природных, социально-политических экономических, культурно-исторических, демографических, национально этнических, педагогических, хозяйственно-бытовых, религиозных и других особенностей. Особенности эти выступают в качестве региональной системы социализации и гражданского воспитания личности и, взаимодействуя с потребностно-мотивационной сферой личности, определяют внешнюю и внутреннюю ситуацию развития, гражданского становления человека. В технологическом аспекте реализация регионального компонента как важнейшее условие эффективности процесса гражданского воспитания предполагает: -конкретизацию целей и задач гражданского воспитания в соответствии с региональными особенностями и возможностями конкретного образовательного учреждения; -разработку личностно-ориентированных средств взаимодействия общепедагогических принципов, актуализированных региональной социокультурной ситуацией; -включение в содержание учебно-педагогического процесса местного культурно-исторического опыта, норм, традиций, способов и стилей жизнедеятельности; -обогащение общепедагогических форм и методов опытом народной педагогики, местных национально-этнических и профессиональных общностей, способствующим формированию самобытной личности человека - носителя неповторимой культуры региона. Таким образом, региональный компонент служит важнейшим фактором, определяющим направленность процесса гражданского воспитания на формирование не абстрактно представляемой личности, а на индивидуальный личностный рост человека как представителя своей общины, города, края, республики. Карачаево-Черкесская республика многонациональна, в ней проживает население 112 национальностей и народностей. Наиболее многочисленными среди других национальностей являются русские, карачаевцы, черкесы, абазины, ногайцы.

Педагогические условия использования этнопедагогического материала в учебно-воспитательном процессе начальной национальной школы

Формирование достойного гражданина неразрывно связано с деятельностью школы, учителя и родителей. Именно школа, через которую проходят все подрастающие поколения, призвана воспитать достойного гражданина, всесторонне развитую личность.

Из научных педагогических и психологических исследований известно, что основы гражданственности у детей закладываются, прежде всего, в начальной школе. Возрастные и психофизиологические особенности младших школьников, такие, как повышенная восприимчивость, эмоциональность, любознательность, склонность к подражанию являются важными факторами, определяющими успех воспитания.

Младшие школьники находятся в том возрастном периоде, когда продолжают формироваться и закрепляться многие нравственные черты их характера, происходит активное усвоение моральных норм, которые в будущем будут определять облик гражданина, взрослого человека. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для целенаправленного и систематического воспитания.

Формирование у младших школьников нравственных ценностей, обогащение опыта нравственного поведения, развитие гражданских чувств -сложный и многофакторный процесс, осуществление которого требует от учителя начальных классов большого профессионализма, высокого уровня его идейно-гражданских качеств, педагогической культуры, специальной научной и практической подготовки.

Учебно-воспитательная работа с младшими школьниками не терпит шаблона и равнодушия и требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, вдохновения, поиска эффективных методов и форм работы. От уровня профессионального мастерства учителя начальных классов во многом зависит, станет ли сегодняшний младший школьник высоконравственным гражданином общества.

Для правильной организации работы по гражданскому воспитанию младшего школьника с использованием прогрессивных традиций народа нами была проведена диагностика состояния массовой работы в общеобразовательных начальных национальных школах Карачаево-Черкесии. При этом мы ставили задачу определить, насколько широко используются воспитательные возможности прогрессивных традиций на уроках и внеклассных занятиях, в работе с родителями.

Отношение учителей к народной педагогике представляло для нас большой интерес. Успех исследования во многом зависел от знаний учителями педагогических традиций народа, от их уверенности, что использование народных традиций в воспитании гражданственности необходимо. Были опрошены 200 учителей начальных классов.

Из них 33% знают народные традиции воспитания, интересуются ими, но 67% учителей не задумывались над систематическим использованием народной педагогики. В целом учителя слабо подготовлены теоретически и методически по данному вопросу и процесс использования ими народных идей и опыта воспитания идет стихийно, бессистемно. Педагоги слабо разбираются в народной педагогике, в ее положительном и отрицательном проявлении. На вопрос:

«Считаете ли Вы, что использование педагогических традиций народа в школе /необходимо, не обязательно, не нужно/» 89% ответили обязательно, но указывают на неподготовленность, на отсутствие соответствующей литературы, учебно-методических пособий, а также фундаментальных трудов по различным жанрам карачаевского народного творчества. И это, несомненно, сказывается в учебно-воспитательной работе.

Результаты опроса студентов-выпускников Карачаево-Черкесского госуниверситета показал, что богатейшие потенциальные возможности народной педагогики еще недостаточно используются при подготовке педагогических кадров.

Из 100 опрошенных студентов 72% не знают народные традиции воспитания, но очень желают знать. Только 28% называют несколько народных традиций и задумывались над возможностью использования в будущей работе, но не знают методику их использования и т.д.

По этой причине учебно-воспитательная работа строится без должной связи с жизнью, местными условиями, национальным характером и психологией, полезным опытом старших поколений. Педагоги, незнакомые с прогрессивным педагогическим опытом народа той местности, где они работают, затрудняются в установлении взаимопонимания не только с учащимися, но и с их родителями.

Итак, использование воспитательных возможностей национальных традиций в национальных начальных школах Карачаево-Черкесии не носит систематического, последовательного характера.

Для изучения уровня знаний учащихся младшего школьного возраста о традициях и обычаях, произведений устного народного творчества мы использовали апробированные в педагогике и возрастной психологии методы исследования: наблюдения за учащимися на уроках, во внеурочной деятельности, в семье, анализ сочинений и рисунков, ранжирование. Это апробированные методы изучения ориентации детей. Детские рисунки и сочинения отражают реальное «присвоение» духовной культуры. Они выявляют ориентации ребенка, которые он усвоил из социального окружения. Для того, чтобы получить материал, отвечающий задачам нашего исследования, мы предложили школьникам написать сочинение на тему «Моя Родина» «Моя семья», «Мое родное село», рисунки на тему «Что я считаю самым красивым», «Мой любимый герой», «Флаг России и Карачаево-Черкесии»

Похожие диссертации на Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста в педагогике карачаевского народа