Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование нравственных ценностей у подростков в педагогике балкарского народа Кучукова Зухура Жамаловна

Формирование нравственных ценностей у подростков в педагогике балкарского народа
<
Формирование нравственных ценностей у подростков в педагогике балкарского народа Формирование нравственных ценностей у подростков в педагогике балкарского народа Формирование нравственных ценностей у подростков в педагогике балкарского народа Формирование нравственных ценностей у подростков в педагогике балкарского народа Формирование нравственных ценностей у подростков в педагогике балкарского народа Формирование нравственных ценностей у подростков в педагогике балкарского народа Формирование нравственных ценностей у подростков в педагогике балкарского народа Формирование нравственных ценностей у подростков в педагогике балкарского народа Формирование нравственных ценностей у подростков в педагогике балкарского народа Формирование нравственных ценностей у подростков в педагогике балкарского народа Формирование нравственных ценностей у подростков в педагогике балкарского народа Формирование нравственных ценностей у подростков в педагогике балкарского народа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кучукова Зухура Жамаловна. Формирование нравственных ценностей у подростков в педагогике балкарского народа : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Кучукова Зухура Жамаловна; [Место защиты: Карачаево-Черкес. гос. ун-т].- Карачаевск, 2009.- 210 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1327

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. История развития человечества обусловила формирование этнического богатства и многообразия народов, живущих на Земле. Народы России также отличаются друг от друга различными характеристиками: ценностями, менталитетом, культурой, уровнем развития. Изменяющаяся действительность ставит перед необходимостью поиска стержня, объединяющего всех россиян, переосмысления этнических ценностей, выявления путей их формирования, установления взаимосвязей между этносами. При этом немаловажное значение имеет осознание себя субъектом своего этноса, своей национальности.

Социально-политические и экономические перемены в обществе, межнациональные конфликты заставили по-новому взглянуть на национальные и общечеловеческие ценности как на фактор стабильности и согласия между народами. Наступило время диалога культур различных государств, конфессий, народов.

На обеспечение позитивной социализации подрастающего поколения, его духовно-нравственного становления нацеливает нас Целевая ведомственная программа «Развитие воспитания в системе образования РФ (2008-2010 гг.)» В федеративном государстве столь сложные задачи не могут решаться без опоры на ценности национальных культур.

«Национальная доктрина образования Российской Федерации» в качестве основных выделяет следующие приоритеты:

1) гармонизация национальных и этнокультурных отношений;

2) сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России;

3) сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации.

Кризисные явления в духовной сфере, размывание ценностных ориентации и в обществе, и в семье требуют осмысления особенностей воспитания личности в условиях быстро меняющихся общественных отношений, диктуют необходимость изучения роли этнокультурной воспитательной среды, механизмов трансляции этнокультурных ценностей в этом процессе.

Семья является одним из главных социальных институтов, призванных обеспечить воспитание человека с высоким уровнем национального самосознания, а также сохранение и развитие традиционных этнических культур.

Педагогические ценности любого народа имеют глобальный характер. Они являются вечными и общечеловеческими. Вместе с тем у каждого народа они имеют национально-этническое своеобразие.

В Концепции государственной образовательной политики Кабардино-Балкарской Республики обоснована стратегия развития образования и воспитания, требующая возрождения и развития национальной школы. В этой связи важнейшим направлением работы образовательных учреждений республики и других субъектов Российской Федерации является учет национально-региональных особенностей республики, формирование национального мировоззрения, этнокультурных ценностей, учет этнического аспекта социализации личности.

Проблемы национальных особенностей, национального характера, этнических ценностей изучались в философской, психологической, социологической, педагогической, этнографической литературе с античных времен (Геродот, Демокрит, Гиппократ) и до наших дней (Р. Берне, 3. Фрейд, В.П. Зинченко, М.Н. Мамардашвили, Н.М. Лебедева, А.В. Сухарев).

Философско-методологические аспекты формирования ценностей представлены в работах В.Ю.Верещагина, И.Д. Калайкова, Б.С. Гершунского, Н.А. Бердяева и др.

Социально-психологические аспекты исследования ценностей стали предметом исследования таких ученых, как А.А. Бодалев, Г.А. Балл, Л.П. Гримак, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, О.С. Газман и др., вклю чая авторов, занимающихся проблемой социализации через ценности (Н.С. Морова, А.В. Мудрик, Г.Н. Филонов, СП. Иваненков, Л.В. Мардахаев).

Педагогические аспекты формирования ценностей рассмотрены в трудах Н.А. Березовина, О.Л. Берак, В.Г. Бочаровой, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной, Н.Д. Никандрова, Б.Т. Лихачева и многих других исследователей.

В настоящее время в психолого-педагогической науке сформировалась необходимая база знаний для решения проблемы формирования этнокультурных ценностей личности, в частности:

-определена сущность этнокультурной социализации личности (Ш.М. Алиев, Г.Н. Волков, Л.Н. Коган, Б.Т. Лихачев);

-проанализированы ценностные ориентации, их структура, классификация (С.Ф. Анисимов, А.Г. Здравомыслов, В.П. Тугаринов);

-предложен методологический подход к формированию системы ценностных ориентации (В.М. Богуславский, Б.З. Вульфов, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никанд-ров);

-разработаны теоретико-методологические основы этнокультурного развития личности и поликультурного воспитания молодежи (И.А. Арабов, М.Ю. Айбазова, Ш.М.-Х. Арсалиев, Х.Х.-М. Батчаева, К.И. Бузаров, Г.Н. Волков, М.Б. Гуртуева, Н.Г. Емузова, Л.А. Энеева, К.Ж. Кожахметова, А.С. Койчуева, В.К. Кочисов, К.Б. Семенов, Н.А. Корякина, Л.В. Кузнецова, Т.Н. Петрова, И.А. Шоров);

-предприняты попытки создания моделей этнопедагогического воспитания (М.Б. Кожанова, Г.А. Никитин, М.Г. Харитонов, М.В. Чернова), проектирования новых образовательных систем и технологий (Т.Н. Григорьев, А.Б. Пань-кин, В.К. Шаповалов) в различных педагогических формах организации учебной и внеклассной работы, в высших учебных заведениях.

Для диссертационного исследования важное значение имели труды, посвященные истории, культуре и быту народов Северного Кавказа, Кабардино Балкарии (У.Д. Алиев, Е.П. Алексеева, М.Д. Бекалдиев, Т.Ш. Биттирова, М.Д. Каракетов, А.И. Караева, М.А. Мизиев, Х.Х. Мусукаев, К.Т. Лайпанов, В.П. Невская, Р.А-К. Ортабаева, Е.Н. Студенецкая, К.М. Текеев, М.А. Хубиев, К.И. Чомаев, И.М. Шаманов, Ф.С. Эфендиев).

Необходимо отметить, что труды выше ученых имеют важное теоретическое и методологическое значение, но тем не менее остается недостаточно исследованной проблема формирования этнокультурных нравственных ценностей у учащихся общеобразовательных школ - представителей разных этносов, которая требует более глубокого изучения и анализа.

Выбор объектом исследования учащихся подросткового возраста объясняется тем, что, по мнению многих ученых, в этот период закладываются базовые ценности, которые во многом определяют социально-нравственный облик человека, идет освоение норм и правил поведения, принятых в обществе.

Важность подобной работы определяется также необходимостью оптимизации социокультурного взаимодействия народов, живущих на территории Кабардино-Балкарской республики.

Таким образом, обнаруживаются противоречия между:

-отмечаемой тенденцией к повышению статуса этнонациональных культур в цивилизованном обществе и недостаточным научно-практическим обеспечением наблюдаемого процесса в теории и практике воспитания и образования;

-воспитательной функцией семьи по приобщению подрастающего поколения к общечеловеческим и этнонациональным ценностям и отсутствием знаний механизмов их трансформации;

-возрастанием значимости этнических проблем в развитии личности, эмоционально-оценочного отношения к этносоциальным, этнокультурным процессам и недостатком теоретических знаний, практического опыта реализации гармоничных межэтнических и межкультурных взаимодействий; -объективной социальной потребностью в формировании подрастающих поколений как носителей этнических культур в системе семейной, школьной образовательной практики и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической теории;

-богатством потенциальных возможностей традиционной педагогической культуры балкарского народа по формированию личности с национальным самосознанием и этнической идентификацией, недостаточной разработанностью технологий этнопедагогизации воспитательного процесса.

Таким образом, вышеизложенное обусловило выбор темы исследования "Формирование нравственных ценностей у подростков в педагогике балкарского народа".

Проблема исследования в этой связи сформулирована таким образом: каковы воспитательные возможности традиций балкарской народной педагогики и педагогические условия их использования в формировании нравственных ценностей у подростков в учебно-воспитательном процессе? Решение этой проблемы составило цель нашего исследования.

Объект исследования - опыт и традиции воспитания подрастающего поколения в педагогике балкарского народа.

Предмет исследования - формирование нравственных ценностей у подростков на этнокультурных традициях балкарской народной педагогики.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование этнокультурных нравственных ценностей у подростков будет осуществляться эффективно, если:

-выявлен воспитательный потенциал балкарской народной педагогики в условиях кризиса духовных ценностей и нравственных ориентиров;

-овладение духовным опытом предшествующих поколений и трансформация этнических ценностей балкарского народа будет происходить адекватно социально-личностным потребностям;

-используются гуманистические традиции балкарского народа в учебно воспитательном процессе общеобразовательной школы.

-выявлены педагогические условия, предполагающие определения образовательно-воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин с целью введения национально-регионального компонента образования; критериев и уровней сформированности этнокультурных нравственных ценностей подростков; создания модели формирования этнокультурных нравственных ценностей подростков; разработки методических рекомендаций для учителей по формированию этнокультурных нравственных ценностей у подростков.

В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть содержание традиций воспитания в балкарской народной педагогике.

2. Выявить и экспериментально обосновать образовательные возможности гуманитарных дисциплин с учетом внесенных авторских корректировок в контексте национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта.

3.Определить критерии и уровни сформированности этнокультурных нравственных ценностей у подростков.

4.Выявить и обосновать педагогические условия, направленные на формирование этнокультурных нравственных ценностей у подростков.

5. Спроектировать модель формирования этнокультурных нравственных ценностей у подростков средствами традиций балкарской народной педагогики, определить составляющие ее компоненты и обосновать их взаимосвязь и взаимозависимость. 

6.Разработать методические рекомендации для учителей по формированию этнокультурных нравственных ценностей у подростков.

Методологическую основу исследования составили исторический подход к изучению национальных культур; современные философские концепции о единстве национального, межнационального и общечеловеческого; аксиологи ческий подход, согласно которому человек является высшей ценностью социального развития; культурологический подход, рассматривающий этническую культуру как органическую часть общечеловеческой культуры, раскрывающий культурообразующую функцию социальной среды; личностно-деятельностный подход к изучению образовательно-воспитательного процесса, позволяющий творческое овладение духовно-ценностным опытом предшествующих поколений.

Теоретической основой исследования явились: идеи о ценностях и ценностной ориентации (Б.Г. Ананьев, С.Ф. Анисимов, Л.И. Анцыферова, Л.М. Архангельский, Л.П. Буева, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, И.С. Кон, А.В. Кирьякова, А.Н. Леонтьев, В.Я. Ядов и др.); идеи непрерывного образования (Б.Г. Ананьев, Н.М. Бороздинов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Э. Тама-рин и др.); преемственности образования (К.А. Баллер, Б.С. Батурин, Л.П. Де-пенчук, А.Б. Ладыгина и др.); теоретические основы технологизации образовательного процесса (В.В. Воронов, Г.К. Селевко, А.Г. Селевко, Н.Е. Щуркова и др.), работы по созданию воспитательной системы класса (В.А. Бухвалов, Я.Г. Плинер, В.П. Созонов, М.И. Шилова), результаты современных исследований проблемы нравственного воспитания (М.И. Скоморохова, Н.Е. Щуркова и др.).

В процессе исследования в соответствии с задачами использовались следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, произведений устного народного творчества, исследований по истории, этнопедагогике, этнопсихологии, социологии, этнографии; педагогическое наблюдение за деятельностью учителей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью изучения состояния проблемы в практике общеобразовательной школы и обобщение педагогического опыта; анкетирование, интервьюирование учителей, родителей с целью выяснения их отношения к проблеме исследования; опытно-экспериментальная работа, позволяющая проверить практическую приемлемость педагогических условий ис пользования народных традиций в формировании этнокультурных нравственных ценностей у подростков.

Организация, этапы и база исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились средние общеобразовательные школы №№ 12, 15, 16, 20 г. Нальчика Кабардино-Балкарской республики.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2005 - 2006 гг.) - осуществлялся теоретический анализ проблемы, определялись гипотеза, цель, задачи исследования, накапливался эмпирический материал, разрабатывался план и методика исследования.

На втором этапе (2006 - 2007 гг.) - проводилось теоретическое и экспериментальное изучение возможностей формирования этнокультурных нравственных ценностей подростков в условиях семьи и общеобразовательной школы, уточнялся научный и категориальный аппарат исследования.

На третьем этапе (2007 - 2008 гг.) - проводился анализ опытно-экспериментальной работы, обобщались ее результаты, оформлялся текст диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

-раскрыто содержание традиций воспитания в педагогике балкарского народа;

-определена роль современной балкарской семьи в формировании этнокультурных нравственных ценностей у детей подросткового возраста;

-раскрыты и экспериментально обоснованы образовательные возможности гуманитарных дисциплин в нравственном воспитании в контексте национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта;

-выявлены и обоснованы педагогические условия эффективного формирования этнокультурных нравственных ценностей у подростков общеобразовательной школы: реализация личностно-ориентированного и комплексного под ходов в процессе формирования этнокультурных нравственных ценностей; включение в образовательный процесс спецкурсов этнокультурной направленности; создание духовно-насыщенной образовательной среды; использование педагогического потенциала этнокультурных ценностей, способствующих возрождению, сохранению и развитию национальной культуры, самобытности, традиций др.; соответствующая профессиональная подготовленность учителей, направленная на формирование этнокультурных нравственных ценностей в учебно-воспитательной работе.

-предложена система формирования этнокультурных нравственных ценностей у подростков во внеклассной работе на основе поэтапного, непрерывного использования воспитательных мероприятий.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

-выявлены факторы, влияющие на формирование этнокультурных нравственных ценностей у подростков (природа, родной язык, труд, традиции, обычаи, искусство и др.);

-определены критерии (когнитивный, потребностно-мотивационный, эмоционально-ценностный, мировоззренческий, поведенческий) и уровни сформиро-ванности этнокультурных нравственных ценностей у подростков;

-разработана модель, отражающая структуру организации процесса формирования нравственных ценностей у подростков средствами традиций балкарской народной педагогики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- предложены формы и методы воспитания этнокультурных нравственных ценностей у подростков в процесс изучения дисциплин: «Балкарский язык», «Балкарская литература», «История Кабардино-Балкарии»;

- разработана система формирования этнокультурных нравственных ценностей у подростков во внеклассной работе;

- внедрен в практику общеобразовательных школ факультативный курс «Этнокультурное образование учащихся национальных школ»; способствую щий нравственному воспитанию подростков на традициях балкарской народной педагогики.

- предложены методические рекомендации для учителей по формированию этнокультурных нравственных ценностей у подростков в условиях общеобразовательной школы.

Отдельные теоретические и методические указания могут явиться существенным дополнением при изучении школьных и вузовских дисциплин гуманитарного цикла. Педагогически продуманный отбор материала для учебной и внеклассной работы и соответствующие методические инструментарии способствуют оптимальной организации учебно-воспитательной работы по нравственному воспитанию подростков. Результаты исследования могут использоваться в подготовке педагогических кадров и в системе повышения квалификации работников образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к исследованию проблемы, адекватностью методов исследования, его цели и задачам, сочетанием количественных и качественных методов анализа, подтвержденных опытно-экспериментальной работой.

Положения, выносимые на защиту:

1. В результате эволюции и этногенеза, т.е. закономерного естественно-исторического развития в определённой географической и социально-экономической среде, у различных народов сформировались свойственные им национальные особенности, такие как язык, психология, национальные традиции, обычаи, обряды, ритуалы, фольклор, прогрессивные из которых должны сохраняться, совершенствоваться и передаваться последующим поколениям. Позитивных гуманистических общечеловеческих ценностей у всех народов больше, чем негативных. Каждый народ вносит самобытную лепту в мировую цивилизацию и имеет свою нишу в сфере человеческих отношений. Педагогический арсенал балкарского народа имеет потенциальные возможности для ус пешного формирования этнокультурной личности подростка как в условиях семейного воспитания, так и в образовательных учреждениях.

2. Генезис этнокультурных традиций в педагогике балкарского народа тесно связан со становлением и развитием этноса, в них нашли отражение природные, экономические, социокультурные условия жизни народа, сформировавшие систему приоритетных ценностей, и ставших частью ее менталитета. Этнокультурные нравственные ценности как совокупность ценностей материальной и духовной жизни этноса обуславливают процесс становления и социализации личности, ее восхождение как к индивидуальности, так и к единству со своим народом. Стремление к сохранению собственных ценностей, традиций, языка, культуры, этнического самосознания выступает в качестве необходимой формы сохранения и развития этносов.

3.Разработанная модель, отражающая структуру организации процесса формирования нравственных ценностей у подростков средствами традиций балкарской народной педагогики, включает в себя следующие блоки: целевой блок отражает установку общей экспериментальной программы на достижение главного искомого результата - сформированности этнокультурных нравственных ценностей у подростков; технологический блок, представляющий содержание, формы и методы деятельности формирующего характера по трем направлениям реализация воспитательного потенциала традиций балкарской народной педагогики: в учебном процессе; этнопедагогизация системы внеклассной деятельности; усиление этнопедагогической направленности семейного воспитания; результативный блок (критерии, уровневые показатели и предполагаемый результат) способствует повышению уровня сформированности этнокультурных нравственных ценностей у подростков.

4. Основными педагогическими условиями формирования этнокультурных нравственных ценностей у подростков общеобразовательной школы являются: реализация личностно-ориентированного и комплексного подхода в процессе формирования этнокультурных ценностей; включение в образовательный про цесс спецкурсов этнокультурной направленности; создание духовно-насыщенной образовательной среды; использование педагогического потенциала этнокультурных ценностей, способствующих возрождению, сохранению и развитию национальной культуры ее самобытности, традиций; соответствующая профессиональная подготовленность учителей, направленная на формирование этнокультурных нравственных ценностей в учебно-воспитательной работе.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Полученные в ходе исследования данные обсуждались и получили одобрение на всероссийских, региональных научно-практических конференциях: Владикавказ (2008), Карачаевск (2007-2008 гг.), Казань (2007), Москва (2007, 2008), Майкоп (2008), Санкт-Петербург (2008, 2009). 

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.  

Похожие диссертации на Формирование нравственных ценностей у подростков в педагогике балкарского народа