Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков как социально-педагогическая проблема
1.1. Степень изученности проблемы формирования духовно-нравственных ценностей в педагогической науке 16
1.2. Формирование духовно-нравственные ценностей подростков как основное направление воспитания личности в школе 29
1.3. Содержание деятельности классного руководителя с подростками 43
Выводы по первой главе 51
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования духовно-нравственных ценностей подростков в образовательном пространстве школы
2.1. Организация констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы 56
2.2. Содержание деятельности школы по формированию духовно-нравственных ценностей подростков 80
2.3. Определение эффективности программы формирования духовно-нравственных ценностей подростков в образовательном пространстве школы 123
Выводы по второй главе 139
Заключение 141
Библиография 145
Приложения 164
- Формирование духовно-нравственные ценностей подростков как основное направление воспитания личности в школе
- Содержание деятельности классного руководителя с подростками
- Содержание деятельности школы по формированию духовно-нравственных ценностей подростков
- Определение эффективности программы формирования духовно-нравственных ценностей подростков в образовательном пространстве школы
Введение к работе
Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования общественной жизни, обновление всех ее сторон, расширение гласности, развитие демократии и построение гражданского общества явились причиной актуализации проблем формирования духовно-нравственной сферы личности подрастающего поколения.
Современная ситуация в обществе характеризуется не только конструктивными изменения, но и целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни, а именно – утратой духовно-нравственных ориентиров среди подростков.
Поэтому не случайно президент России Д.А. Медведев отметил, что сегодня «необходимо преодолеть широко распространённые представления о том, что все существующие проблемы должно решить государство или кто-то ещё, но только не каждый из нас на своём месте. Личный успех, поощрение инициативы, повышение качества общественной дискуссии, нетерпимость к коррупции должны стать частью нашей общенациональной культуры, именно частью общенациональной культуры. Для достижения этих целей начинать надо с самого начала – с воспитания новой личности уже в школе».
Становление новой системы образования, направленной на вхождение в мировое образовательное пространство, связано с поиском моделей образования, которые позволят формировать духовно-нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания. На сохранение духовно-нравственного компонента в воспитании подрастающего поколения ориентируют официальные документы: Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации Российского образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и др.
На формирование мировоззрения учащихся, духовное и нравственное становление молодых людей школа, несомненно, оказывает сильное влияние. Воспитательный потенциал педагогического коллектива школы, в первую очередь классных руководителей, направлен на решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост детской преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма и т.д.).
Однако современная школа не использует в полной мере тот потенциал, которым обладают субъекты учебно-воспитательного процесса. Кроме того, социальные институты не имеют такой модели, которая бы целенаправленно формировала духовно-нравственные ценности у подростков. По мнению В.И. Андреева, в круг наиболее значимых приоритетных проблем входит и проблема разработки и внедрения новых методов, педагогических технологий обучения и воспитания. Переход к новой школе вызывает необходимость обогащения содержания деятельности общеобразовательного пространства школы, методов ее осуществления и поиска новых воспитательных технологий. Как отмечают отечественные исследователи, традиции татарского народа могут стать именно тем источником, с помощью которого расширяются возможности для формирования духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.
Социально-философские проблемы формирования духовно-нравственной сферы подрастающего поколения, как важной социальной группы общества, нашли свое отражение в исследованиях С.Н. Иконниковой, И.А. Ильина, И.М. Ильинского, В.Т. Лисовского и др.
Вопросы духовности, нравственности с педагогических позиций рассматривались в трудах Л.С. Выготского, С.И. Гессена, Б.Т. Лихачева, П.Е. Матвеева, А.И. Шемшуровой и др.
Особый интерес представляют научно- педагогические труды, рассматривающие ценностно-ориентированный подход в формировании личности (А.Г. Здравомыслов, А.В. Кирьякова, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов и др.).
Этнопедагогические аспекты воспитания подрастающего поколения и социализации личности раскрыты в трудах С.Г. Исмагиловой, Р.Ш. Маликова, Я.И. Ханбикова, Р.Х. Шаймарданова.
В научной литературе проблемы формирования духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения чаще всего рассматривают через призму духовных потребностей. Так, В.А. Сухомлинский, выделяя значимость нравственных ценностей, относил духовные потребности в разряд великого двигателя человеческой истории, личности. В качестве высшей потребности он считал потребность человека в другом человеке как носителе духовной общности, связанного со стремлением к духовным ценностям.
Б.С. Алишев рассматривает два подхода в понимании сущности ценностей, существующих в научных исследованиях. Основное различие между ними он усматривает в определении форм внесубъектного и внутрисубъектного бытия ценности: внесубъектный подход построен на объектно-предметном понимании мира, а внутрисубъектный подход связан с выведением ценностей из «мира» объектов.
С точки зрения Л.Р. Халиковой, потребности определяют духовность человека, являются пусковым механизмом его жизнедеятельности, устойчивой основой избирательного поведения.
В педагогике выделяются исследования, направленные на изучение проблем формирования духовно-нравственных ценностей личности (Ю.В. Шаров), роли духовных потребностей в нравственном ее развитии (Н.Е. Щуркова), путей формирования духовных потребностей среди учащихся школьного возраста (Т.Г. Жарковская) и молодежи (Л.Н. Разуваева, Е.В. Четошникова).
Гуманизация общества, его духовно-нравственное оздоровление рассматривается З.Г. Нигматовым как диалектическое единство и преемственная связь народной и научной педагогики. В качестве условия повышения эффективности гуманистического воспитания он предлагает рассматривать в учебно-воспитательном процессе и в педагогическом обучении и просвещении родителей идеи и опыт народной педагогики.
Философы рассматривают духовные ценности как побудительную силу нравственной деятельности (Л.М. Архангельский, И.М. Духовный, А.Г. Здравомыслов, Л.Н. Каган).
Подростковый возраст является наиболее сензитивным к происходящим изменениям социального мира и более всего позволяет увидеть недостатки воспитания. По статистике подростки в этом возрасте в целом составляют до 5% всего населения и совершают 14% преступлений, которые сопровождаются той или иной формой насилия. При этом отмечается тенденция увеличения преступлений против личности, с причинением вреда здоровью, групповых драк, влекущих тяжкие последствия. Социальные контакты, условия жизни, семья и общественные институты создают для подростков условия, в которых они адаптируются с помощью различных форм поведения, которые не всегда социально допустимы, с применением различных форм насилия и агрессии.
Д.И. Фельдштейн, рассматривая генезис развития подростка отмечал, что в этом возрасте значительное внимание следует уделять эмоциональной сфере, так как именно она определяет многие моменты поведения и общения подростков.
Однако сущность проблемы кроется не в том, чтобы констатировать недостаточность влияния социальных институтов на духовно-нравственные ценности подрастающего поколения, а в том, чтобы уметь своевременно и целенаправленно формировать личность подростка.
Образовательное пространство школы изучали с точки зрения влияния ценностей народной культуры на духовно-нравственное воспитание подростков такие исследователи, как Ф.Г. Газизова, В.Я. Назмутдинов, Р.Н. Нариманов, Б.О. Николаичев, Р.А. Сахипова, А.И. Титаренко, И.И. Ткач, Л.А. Харисова, А.Г. Хузина, Е.В. Шестун и др.
В целом, анализ актуальности проблемы и степени разработанности ее в науке позволил сделать следующие выводы:
- недостаточная разработанность педагогических механизмов формирования духовно-нравственных ценностей подростков в общеобразовательном пространстве школы;
- наличие формализма в воспитательном процессе школы не способствует осмыслению подростками духовно-нравственных ценностей и становится лишенным смыслового основания;
- несовершенство программ формирования духовно-нравственных ценностей подростков снижает воспитательный потенциал общеобразовательного пространства школы.
Таким образом, проведенный обзор психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что многие вопросы исследуемой темы всесторонне освещены. Однако, решая эту проблему на том или ином уровне, исследователи приходят к неоднозначным выводам, зачастую наполняя одни и те же термины различным содержанием. Это позволило нам выявить существующие противоречия между:
- создавшейся ситуацией строительства демократического гражданского общества, и появившимися возможностями использования потенциала образовательного учреждения в решении задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;
- существующими предпосылками для формирования духовно-нравственных ценностей у подростков в современной общеобразовательной школе и недостаточным использованием воспитательных ресурсов образовательной системы;
- происходящими в практике школьной жизни процессами и недостаточностью научных исследований, направленных на осмысление факторов, влияющих на формирование духовно-нравственного мира подростков;
- большим потенциалом образовательного процесса и фрагментарным использованием этих ресурсов в формировании духовно-нравственных ценностей подростков.
В связи с этим была сформулирована проблема нашего исследования: каково содержание деятельности школы по формированию духовно-нравственных ценностей у современных подростков образовательным пространством?
Актуальность обозначенной проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность, выявленные противоречия обусловили выбор темы нашего исследования – «Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в общеобразовательном пространстве школы».
Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить программы формирования духовно-нравственных ценностей подростков в общеобразовательном пространстве школы.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы.
Предмет исследования – педагогические условия повышения эффективности работы школы по формированию духовно-нравственных ценностей подростков.
Гипотеза исследования – процесс формирования духовно-нравственных ценностей у подростков будет эффективным и результативным, если в деятельности классного руководителя общеобразовательной школы будут реализованы следующие педагогические условия:
- внедрена в общеобразовательное пространство школ, являющихся опытно-экспериментальной базой исследования, авторская экспериментальная программа формирования духовно-нравственных ценностей подростков;
- разработана и экспериментально апробирована модель системы формирования духовно-нравственных ценностей у подростков;
- обеспечена продуктивная деятельность классного руководителя по формированию духовно-нравственных ценностей подростков и предупреждению отклоняющегося поведения: уход за пожилыми людьми, акции милосердия, просмотр соответствующей кино-видео продукции, этические беседы и др.
- проведена своевременная диагностика по выявлению сформированности духовно-нравственных ценностей у подростков.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой возникла необходимость решения следующих задач исследования:
-
Изучить основные проблемы формирования духовно-нравственных ценностей подростков в общеобразовательном пространстве школы.
-
Рассмотреть проблему формирования духовно-нравственных ценностей подростков с позиции основного направления воспитания личности в школе.
-
Выявить и обосновать педагогические условия и содержание деятельности общеобразовательного пространства школы по формированию духовно-нравственных ценностей подростков.
-
Раскрыть деятельность классного руководителя по формированию духовно-нравственных ценностей подростков.
-
Разработать и апробировать в процессе экспериментальной работы критерии и показатели сформированности духовно-нравственных ценностей у подростков, программу формирования духовно-нравственных ценностей подростков и опытно-экспериментальным путем проверить её эффективность.
Методологическую основу исследования составили теоретические положения, разработанные в отечественной и зарубежной науке: философские положения о взаимосвязи теории и практики, о человеке как субъекте и объекте общественных отношений, его творческой активности; положения психологии развития и саморазвития личности подростка; теории личностно-деятельного, системного подходов к изучению педагогических явлений; теоретические основы систем воспитательной работы по формированию духовно-нравственных ценностей подростков.
Теоретической базой исследования выступили: положения о нравственно-духовной сущности человека, о его духовном становлении в культурно-историческом пространстве (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.С. Ильин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); этнопедагогический подход, учение о соотношении национального и общечеловеческого в воспитании личности (Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, Л.М. Дробижева, И.С. Кон, О.Д. Мукаева и др.); психолого-педагогические и культурологические теории развития личности (В.И. Андреев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев и др.); гуманистические педагогические концепции, основанные на аксиологическом и культурологическом подходах к воспитанию (Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, Е.В. Бондаревская, З.Г. Нигматов, Т.И. Петракова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.Е. Щуркова и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы педагогического исследования: теоретические (изучение, анализ и синтез, моделирование); эмпирические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение и обобщение передового педагогического опыта); эксперимент; количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы с использованием методов математической статистики.
База исследования. Экспериментальная работа по доказательству выдвинутой гипотезы проводилась на базе муниципальных образовательных учреждений среднего общего образования: в г. Набережные Челны СОШ №3, Мелекесская средняя общеобразовательная школа и Биклянская средняя общеобразовательная школа Тукаевского района Республики Татарстан. Эксперимент проводился среди учащихся 6-х классов. Всего в эксперименте были задействованы 268 учащихся.
Этапы исследования. Исследование проводилось по следующим основным этапам:
На первом этапе (2004-2005 гг.) определялась проблема, тема исследования. Изучалась философская, психологическая, педагогическая литература, диссертации, монографии, сборники научных трудов. В рамках поставленных целей и задач анализировалась деятельность классного руководителя в средней общеобразовательной школе.
На втором этапе (2005-2006 гг.) была выработана рабочая гипотеза исследования, опираясь на которую, моделировалась система формирования духовно-нравственных ценностей подростков в учебно-педагогической деятельности классного руководителя. Проведена экспериментальная проверка системы формирования духовно-нравственных ценностей у подростков в деятельности классного руководителя.
На третьем этапе (2006-2009 гг.) была проведена обработка, обобщение, систематизация, интерпретация, апробация результатов экспериментального исследования. Сделаны теоретические выводы, написано заключение и оформлена диссертация.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- разработана модель системы формирования духовно-нравственных ценностей подростков в общеобразовательном пространстве школ;
- определено содержание деятельности школы по формированию духовно-нравственных ценностей подростков;
- выявлены и обоснованы педагогические условия эффективного формирования духовно-нравственных ценностей подростков в общеобразовательном пространстве школ;
- определены критерии, показатели и уровни сформированности духовно-нравственных ценностей подростков.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования дополняют теорию и методику обучения и воспитания учащейся молодёжи и вносят новые элементы в существующие исследования по проблеме формирования духовно-нравственных ценностей подростков. Выявленный комплекс педагогических условий и критериальных характеристик формирования духовно-нравственных ценностей подростков будет способствовать дальнейшей разработке содержательных и методических аспектов обеспечения разностороннего формирования личности подростков. Представленная педагогическая модель является основой для дальнейшего поиска продуктивных способов формирования духовно-нравственных ценностей подростков в общеобразовательном пространстве школ. В работе обосновано идея о необходимости совершенствования системы деятельности школы по формированию духовно-нравственных ценностей подростков, охарактеризовано содержание работы классного руководителя в этом направлении.
Практическая значимость исследования заключается в том, что созданная программа формирования духовно-нравственных ценностей подростков в общеобразовательном пространстве школы может применяться в практике педагогической деятельности специалистов в области образования, являться основой создания ими вариативных моделей воспитательного процесса.
Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в разработке программ воспитания учащихся средних школ и других образовательных учреждений, в ходе работы инструктивных методических сборов для студентов педагогических вузов, курсов повышения квалификации специалистов в области воспитания, в научно-методическом и организационно-педагогическом обеспечении воспитательного процесса в образовательных учреждениях различного типа.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается теоретической обоснованностью его исходных методологических позиции, применением адекватных цели и задачам, объекту и предмету исследования методологических подходов, методами историко-педагогического анализа, логикой исследования, его теоретической и практической обоснованностью.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Структурированная в исследовании модель системы формирования духовно-нравственных ценностей у подростков классным руководителем представляет собой поуровнево организованную систему, включающую следующие элементы: цель, задачи, принципы, педагогические условия, содержание, формы, методы и результат.
2. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков представляет собой процесс воспитания отношения учащихся к явлениям духовно-нравственного характера, обладающие положительной значимостью для них. Сформированность духовно-нравственных ценностей – способность учащихся к оценке действительности в категориях «добро и зло», «истина и неистинна», «прекрасное и безобразное», «справедливое и несправедливое» и т.п.
3. Оптимальными педагогическими условиями формирования духовно-нравственных ценностей подростков в общеобразовательном пространстве школы являются: диагностика сформированности духовно-нравственных ценностей у подростков; продуктивная деятельность классного руководителя по формированию духовно-нравственных ценностей подростков и предупреждению отклоняющегося поведения; последовательное внедрение авторской экспериментальной программы формирования духовно-нравственных ценностей подростков; реализация модели системы формирования духовно-нравственных ценностей подростков.
4. Основными определяющими уровнями развития духовно-нравственных ценностей у подростков, являются деятельностно-смысловой, деятельностно-эмоциональный, эмоционально-оценочный.
Апробация результатов исследования происходили в ходе опытно-экспериментальной работы в трех муниципальных образовательных учреждениях среднего общего образования Республики Татарстан.
Теоретические положения, содержание работы, методика и результаты исследования систематически обсуждались на советах методических объединений школ, принявших участие в проведенном в исследовании эксперименте; на заседаниях кафедры педагогики и психологии начального образования НГПИ, на научно-практических семинарах аспирантов и соискателей ученых степеней.
Основное содержание и результаты диссертационного исследования отражены в статьях и тезисах докладов на научно-практических конференциях, в том числе, в двух публикациях в изданиях, рекомендованных ВАК.
Основные положения и результаты исследования были представлены в выступлениях на всероссийских научно-практических конференциях: «Самосовершенствование, самореализация личности – психолого-педагогические аспекты» (Набережные Челны, 2006); «Самосовершенствование, самореализация личности – психолого-педагогические аспекты» (Набережные Челны, 2007); «Актуальные проблемы профессиональной социализации молодежи в условиях реформированию российского образования» (Казань, 2008); «Этнопедагогика народов России: от национальных образовательных систем – к глобальному образовательному пространству» (Нижнекамск, 2009). Результаты исследования внедрены в образовательный процесс школы №3 в г. Набережные Челны, Мелекесской и Биклянской МОУ СОШ Тукаевского района Республики Татарстан.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (196 единиц), 6 приложений, содержит 17 таблиц, 15 рисунков, 4 схемы.
Формирование духовно-нравственные ценностей подростков как основное направление воспитания личности в школе
Проблемы подрастающего поколения, как правило, обостряются в кризисные периоды общества. В такой ситуации несовершеннолетние оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными. Не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различать истинные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития.
Исследования, проведенные под руководством И.П. Башкатова, подтверждают факт неблагополучия нравственного воспитания в нашей стране. Так, только в Московской области из общего числа обучающихся были отчислены из образовательных учреждений около 2350 обучающихся. Из них: за плохое поведение - 18, неуспеваемость - 85, направлены в спецшколу и спец-ПУ и воспитательные колонии - 92, бросили школу из-за длительной болезни - 57, по инвалидности - 12, в связи с поступлением на работу - 636, не работают и не учатся - 85, переехали - 1050, убежали из дома, бродяжничают -5 [125, 4].
В структуре совершенных правонарушений подростки по-прежнему удерживают первенство среди других возрастных категорий. И.П. Башкатов замечает, что почти половину от всех преступлений совершают школьники -в 2004 г. их доля составила 39,8%, в 2005 г. - 48,2%. Среди них распростран-ными являются: кражи - 39,7%, хулиганские действия - 9,5%, грабежи -9,5%, захват автотранспорта - 10,1%. При этом отмечено, что 78% всех подростковых преступлений совершаются в составе различных по степени организованности группах [125, 5].
Наиболее актуальными проблемами в современном обществе исследователи называют наркоманию, Интернет-зависимость, игровую зависимость, увеличение числа носителей вируса СПИД, рост проституции среди несовершеннолетних. Согласно официальным данным, до 40% подростков имеют опыт употребления наркотиков, алкоголизма распространен до 61%, систематически занимаются проституцией до 15% подростков [125].
Ценности составляют ядро общества и культуры, а ценности личности аккумулируют в себе основное содержание ее духовного мира. Они же, как интимное достояние личности представляют прибежище свободы личности и выводят ее в область социального взаимодействия.
Ценности являются «специфической формой смысловых образований в личностных структурах» и поэтому имеют непосредственное отношение к осмысленной мотивации деятельности.
Всё многообразие предметов и явлений окружающего человека мира оценивается им с точки зрения полезности, необходимости для обеспечения жизнедеятельности. Ценностью, как правило, наделены как лица, так и предметы, идеальные состояния вещей, действий, ситуаций, моральные нормы, принципы. Ценностями также являются мировоззрение, взгляды, представления, идеалы, понятия о равенстве, братстве, свободе, демократии, жизнь, здоровье, свобода, время, образование и др.
В круг ценностей также входят отдельные качества человека: доброта, отзывчивость, заботливость, нежность и т.д.
Система ценностей, сформировавшаяся у человека в процессе всего периода воспитания и социализации, помогает легко и просто классифицировать многообразие явлений и предметов действительности с точки зрения их полезности, необходимости. Она позволяет организовать, систематизировать самую разнообразную информацию, которую человек получает от окружающего мира для удовлетворения своих собственных потребностей, желаний и намерений. Поэтому можно утверждать, что ценностные ориентации личности не являются чем-то произвольным. Они, прежде всего, базируются на сформировавшихся потребностях личности, её желаниях, стремлениях. Из системы ценностей личности вытекает и мотивация деятельности, которая является сознательным обоснованием необходимости свершения тех или иных действий. Ценностные ориентации личности играют ведущую роль в процессе принятия подавляющего числа решений. Решения человека, прежде всего, вытекают из системы ценностей, которые сами базируется на системе потребностей. Принимая решение, человек, прежде всего, мотивирует его тем, что не удовлетворяются, с его точки зрения, важные потребности. Система ценностей - один из важнейших компонентов внутренней структуры личности. С её помощью человек легко отграничивает важное от неважного, существенное от несущественного, первостепенного от побочного и второстепенного, полезное от бесполезного с точки зрения своих индивидуальных потребностей, влечений и интересов. Это придаёт поведению человека определённую стабильность, устойчивую направленность, организованность. Более того, если мы хорошо знаем систему ценностей конкретного человека, то мы можем предвидеть его поведение в тех или иных жизненных обстоятельствах. Зная ценностные ориентации конкретного индивида, то есть то, что ему дорого, значимо, необходимо в жизни, мы можем предвидеть, как человек будет реагировать на поступки в межличностных отношениях в школе, на улице, дома. Так, родители хорошо знают систему ценностей своих детей и могут предвидеть поведение собственного ребенка.
Одежда, жилище, домашний комфорт, карьера, успех, любимая работа, здоровье, семья, дети в нашем субъективном восприятии также выступают как определённые ценности. В качестве ценностей может выступать буквально всё, что связано с удовлетворением разнообразных потребностей: материальных, психологических, физиологических, эстетических, нравственных. Ценностные ориентации дают личности возможность решить, что для неё значимо и важно в жизни. Для одних это могут быть дети, их здоровье; для других - благополучие, любовь, ласка со стороны партнёра; для третьих- материальное благосостояние и удовлетворительные жилищные условия. Это также могут быть: удовлетворённость жизнью, здоровье как своё собственное, так и других людей, хорошие взаимоотношения с родителями и родственниками, профессиональный успех и карьера.
Система ценностей человека формируется, воспитывается в течение его жизни. Это, прежде всего, результат воспитательной работы. Это есть часть духовно-нравственного воспитания. Решение воспитательной задачи -формирование духовно-нравственного сознания связано, именно, с формированием духовно-нравственных ценностей человека. И этим необходимо начинать заниматься как можно раньше. Основные базовые ценности как часть базовой культуры воспитываются в школьном возрасте.
Содержание деятельности классного руководителя с подростками
Содержание духовно-нравственного воспитания в российских школах должно быть сформировано на основе чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений с социальным окружением, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. Однако духовно-нравственное воспитание предъявляет высокие требования к педагогическим условиям, в рамках которых эти качества можно сформировать. Наиболее значимым условием организации воспитательного процесса, как считает В.И. Андреев [5, 365], является системность духовно-нравственного воспитания. Однако следует отметить, что именно системность чаще всего нарушается в силу различных объективных и субъективных причин. Так, например, происходящие в нашей стране общественно-политические преобразования, безусловно, расшатали существовавшую в школе воспитательную систему. Результатом нарушения системности воспитания подрастающего поколения стал всплеск подростковой преступности, агрессивности, наркомании и других негативных явлений в обществе. В современной школе сейчас идет активный процесс освобождения от идейно-политического аспекта в воспитании и усиление психологической направленности, к формированию потребности школьника в саморазвитии.
Процесс модернизации образования поставил перед школой серьёзные воспитательные задачи. Их решение зависит от выявления и осмысления реального уровня воспитанности современных подростков, что требует определения критериальных оснований в духовно-нравственной направленности воспитания. На их основе можно ориентироваться в его содержании, общей направленности и педагогических принципах.
Реализация приоритетного национального проекта «Образование» во многом связана с поддержкой учителей, выполняющих обязанности классного руководителя. Современный классный руководитель является главным организатором воспитания и развития личности. Государство и общество возлагают особую роль на классного руководителя, что проявляется и в материальном стимулировании их труда. Так, например, в Республике Татарстан доплаты за классное руководство составляют от 700 до 1700 рублей [124].
Разработка программ формирования духовно богатой и нравственно устойчивой личности, детерминированных возможностями и социокультурными особенностями конкретного региона, его традициями и перспективами развития рассматривается как условие улучшения духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи.
Республика Татарстан имеет богатый опыт создания собственной региональной системы воспитания, на основе традиций, народных ценностей, ментальных особенностей, характеризуется высоким уровнем полиэтнично-сти. В Республике Татарстан имеются значительные ресурсы для обновления и развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, наработанные в предыдущие годы [124]: - высокое общественное внимание к проблемам воспитания; - государственная поддержка кадров сферы воспитания; - сохранена и развивается сфера дополнительного образования детей: в 225 учреждениях дополнительного образования занимаются 340369 детей или 77,3% от общего числа подростков республики; учреждения дополнительного образования достойно выполняют свою роль в воспитании и социализации личности детей, весьма успешно представляют Республику Татарстан в общероссийском и международном масштабах; - активно действуют и оказывают значительный вклад в формирование нравственно-эстетического и гражданско-патриотического воспитания учащихся детские общественные организации (охват детскими, молодежными общественными организациями составляет 73,4% от всех учащихся республики, в том числе 199548 детей или 57,6% - члены самой массовой детской общественной организации республики - Союза Наследников Татарстана); - разработаны и реализуются республиканские, межведомственные, районные (городские) программы воспитательной направленности; - сохранена и развивается система организации летнего отдыха, оздоровления и занятости подростков; - стали традиционными конкурсы профессионального мастерства классных руководителей «Классный руководитель года», педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», отрядных вожатых «Замечательный вожатый», конкурсы авторских программ и пособий по проблемам воспитания.
Создается новый опыт воспитания личности в учреждениях нового типа. Гимназии, лицеи вносят большой вклад в формирование у детей и подростков навыков нравственного существования, привитие и развитие навыков адекватной самооценки, интеллектуальных навыков, в выборе сферы профессиональной деятельности, наиболее полно реализующей склонности и способности ученика.
Важное место в духовно-нравственном воспитании детей и подростков играет краеведческая, музейно-поисковая деятельность учащихся. В учреждениях образования действуют более 60 военно-патриотических клубов и объединений, 500 историко-краеведческих школьных музеев, в том числе 60 музеев Боевой Славы.
Большое значение в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних имеет развитие сети лицеев и школ милиции (на базе 30 школ республики созданы юридические лицеи, кадетские и милицейские классы и классы юных спасателей), деятельность детских общественных формирований по охране общественного порядка «Форпост», отрядов юных инспекторов движения.
Содержание деятельности школы по формированию духовно-нравственных ценностей подростков
При организации опытно-экспериментальной работы в образовательном пространстве школы мы опирались на один из важных принципов построения системной работы с подростками, который предполагает сосредоточение всей работы по формированию духовно-нравственных ценностей в «одних руках» - в «руках» классного руководителя. В своих функциональных обязанностях классный руководитель имеет возможность объединить усилия всего образовательного пространства школы по формированию духовно-нравственных ценностей школы.
Обеспечение классным руководителем условий формирования духовно-нравственных ценностей у подростков, диагностирование и укрепление их в сознании - основная цель, которая подчиняет себе функции и действия всех компонентов разрабатываемой системы.
Цель обуславливает задачи функционирования системы формирования духовно-нравственных ценностей у подростков, таких как: комплексное диагностирование уровня сформированности духовно-нравственных ценностей у подростков; формирование сознания с опорой на духовно-нравственные ценности; профилактика отчуждения от духовно-нравственных ценностей.
Система формирования духовно-нравственных ценностей у подростков обуславливает необходимость применения следующих принципов: принцип интеграции педагогических условий, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей у подростков; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей психического и физического развития детей; принцип единство социально-культурного и психолого-педагогического аспектов деятельности педагогического коллектива; принцип единства и ком-плексно-системности характера деятельности педагогического коллектива; принцип единства деятельности педагогического учреждения и семьи, народности в определении содержания, методов и приемов воспитательной работы.
Организационными условиями формирования духовно-нравственных ценностей подростков в образовательном пространстве школы были определены: 1) системность в создании условий в школе; 2) на основе четко выделенных критериев, диагностирование уровня формирования духовно-нравственных ценностей у подростков в целях их дальнейшей коррекции и разработки системы; 3) направленность содержания образования и воспитания подростков на их духовно-нравственное воспитание; 4) обеспечение единства духовного и нравственного развития, при котором реально достигается позитивное влияние учебно-воспитательного процесса; 5) применение традиционных народных и инновационных (Интернет-технологий и др.) методов и форм деятельности, ориентированных на развитие самосознания подростков; 6) совместная деятельность педагогического коллектива школы, учащихся, семьи, ориентированная на повышение духовно-нравственной культуры всех участников этого процесса. Деятельность классного руководителя направлена на формирование целостности личности подростка. Но основным и главным, ведущим в этой системе, является духовно-нравственное воспитание. Это значимый и самый сложный компонент всей воспитательной системы общеобразовательного учреждения. В деятельности и общении необходимо создать самые многообразные отношения подростков к миру, к людям, которые позволят сформировать его нравственные устои.
Поскольку общение проникает в любую деятельность, а нравственный компонент является принадлежностью личности, то он сопутствует ей всюду: в игре, учении, труде, спорте. Подросток общается с различными субъектами: родители, учителя, одноклассники и друзья, как в школе, так и в других общественных местах. Вместе с другими подростками он не только учится, но и общается с ними на улице, и мотивы его деятельности не только познавательные, но и нравственные. В школьных отношениях он имеет возможность проникнуть с большей глубиной в понимание отношений между людьми, в понимание о назначении человека, в нравственные стороны его жизни. И то, что в любой деятельности человеком осмысливаются и переживаются свои поступки и поступки других, создают многогранные отношения к людям, к деятельности, к собственному поведению, и означают процесс его нравственного становления. При этом следует иметь в виду, что эти отношения в свою очередь влияют на окружающую действительность, на направленную атмосферу той среды, в которую входит человек. Таким образом, сформированные духовно-нравственные отношения людей становятся сами фактором объективного значения.
В общей системе развития личности духовно-нравственное воспитание взаимодействует со всеми компонентами, входящими в нее. Любая деятельность (общественная, художественная, игра, учение, труд, спорт и др.) включает в себя нравственную мотивацию, побуждающую нравственные отношения, являющиеся основным источником становления личности.
Нравственное начало входит в любой компонент системы развития личности (в гражданское воспитание, патриотическое, интернациональное, эстетическое, национальное, политическое, воспитание общей культуры поведения) через нравственные мотивы, нравственные отношения, нравственные проявления поведения воспитанников (заботы, участливости, взаимопомощи, преданности делу и людям). Компоненты системы развития личности подростков можно представить схематично (схема 3).
Определение эффективности программы формирования духовно-нравственных ценностей подростков в образовательном пространстве школы
В такой постановке духовное составляющее сочетается с нравственным. Духовные ценности представляют собой результат творчества, поднимающий личность подростка на новый уровень понимания мироустройства или эмоционального восприятия себя самого и своего окружения другими.
Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время, могут быть использованы этические беседы, организованы различные конкурсы, тематические досуги.
На приобретение нравственных ценностей непосредственное влияние оказывает сам учитель. Результат этого процесса во многом зависит от того, как педагог интерпретирует понятие «нравственные ценности». Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира - это характерный признак духовной жизни подростковой личности.
Воспитание подростков осуществляется не только через совместные мероприятия, общие дела, а в первую очередь через рефлексивную деятельность детей, через размышления и обсуждение с другими и т.д. Вся система занятий, их содержание, методы проведения направлены на развитие самосознания учащихся. Именно эта направленность определяет атмосферу, стиль и тон жизни классного коллектива не только во время специальных занятий, но и вне их: на уроках, переменах, внеурочных встречах детей. Таким образом, происходит не только личностное развитие каждого, но и сплочение и совершенствование класса как значимой социально-психологической группы.
В процессе формирования нравственного опыта школьников следует учитывать ценность мотивов и полезность результатов поведения, само действие, его характер, т.е. весь совокупный результат поступка, поведения. Иногда в школьной практике учитывают лишь результаты действия, в то время как эти результаты учащимися могут достигаться различными путями и по-разному оцениваться: в одном случае ученик помогает товарищу с помощью подсказки, а в другом - серьезной систематической работой. Поэтому очень важно, чтобы складывающиеся отношения отражали все действия поступка.
Процесс духовно-нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива воспитанников, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности, и должного уровня нравственной воспитанности личности школьника в соответствии с идеалом современного и будущего общества.
При рассмотрении проблемы духовно-нравственного воспитания следует исходить из той основополагающей идеи, что важнейшим фактором морального развития личности являются внешние условия. Философское положение о том, что бытие определяет сознание, в полной мере сохраняет свое значение и по отношению к духовно-нравственному формированию учащихся. К числу важнейших компонентов бытия, оказывающих влияние на их нравственность, относятся: социально-экономические условия, идеология, семейно-бытовая обстановка, моральная ориентация той контактной группы, с которой связан ученик, а также его общение. Наконец, важным элементом бытия является воспитание, как специально организованное общественное и педагогическое воздействие на учащихся. Взятые в совокупности, все эти компоненты бытия выступают как внешние объективные источники и факторы духовно нравственного формирования подростков.
Конечные итоги духовно-нравственного воспитания обнаруживаются не так скоро, как в процессе обучения. Если процесс обучения протекает в определенных организационных и временных границах, то временные рамки процесса духовно-нравственного воспитания менее всего определены и регламентированы. Накопление опыта нравственного поведения личностью начинается с того периода, когда она начинает осмысливать жизнь и не прекращается до конца ее жизни.
В педагогике также прочно утвердились положения о том, что человек не воспитывается по частям, что его развитие носит целостный характер. Целостность развития означает: 1) между формированием отдельных сторон личности существует определенная взаимозависимость и взаимовлияние; 2) личность обладает способностью одновременно воспринимать множество разнообразных влияний и воздействий. Так, активное участие в труде способствует не только воспитанию трудолюбия, но и оказывает влияние на формирование дисциплинированности, коллективизма, гуманности и т.д. В то же время воспитание гуманности воздействует на трудовую активность учащихся, формирует культуру поведения, укрепляет коллективистские отношения. Кроме того, любое моральное качество в содержательном отношении является слишком сложным личностным образованием и представляет совокупность целого ряда черт. Скажем, гуманность состоит из множества переплетающихся между собой особенностей поведения: уважение к человеку, взаимопомощь, чуткость, отзывчивость, сочувствие, вежливость, сострадание и т.д. Вот такое взаимовлияние на развитие всех нравственных сторон личности и характеризует его целостность. Но целостность отнюдь не означает равномерности. Наоборот, даже в самой благоприятной обстановке и при хорошо поставленной воспитательной работе духовно-нравственное развитие учащихся происходит неравномерно. Это связано с активностью ученика в различных видах деятельности. Так, ученик может слабо учиться, но выделяться положительными качествами в труде. Бывает и так, что ученик внешне проявляет общественную активность, но в повседневном общении с товарищами обнаруживает эгоистические наклонности. В процессе морального воспитания необходимо работать над «выравниванием» духовно-нравственного развития учащихся и «подтягивание» его отдельных сторон.