Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Концентуальные основы гражданского воспитания в современной системе образования 11-70
1.1 Менталитет в структуре ценностей и целей в образовании 11-28
1.2 Проблема гражданского воспитания детей в антологии педагогической мысли 29-59
1.3 Формирование основ гражданственности как интегра-тивного качества личности. 60-70
Глава II. Содержание, формы, методы и средства гражданского воспитания старших дошкольников . 71 -146
2.1 Основы гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях 71-108
2.2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ гражданственности у детей старшего дошколь ного возраста в современном дошкольном образова тельном учреждении . 109-146
Заключение 147-149
Литература. 150-175
- Менталитет в структуре ценностей и целей в образовании
- Проблема гражданского воспитания детей в антологии педагогической мысли
- Основы гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях
- Опытно-экспериментальная работа по формированию основ гражданственности у детей старшего дошколь ного возраста в современном дошкольном образова тельном учреждении
Введение к работе
Актуальность исследования. На рубеже тысячелетий происходящие в России кардинальные преобразования в социокультурной сфере требуют изменений в функционировании основных социальных институтов общества, в том числе и дошкольных образовательных учреждений.
Провозглашение суверенитета Российской Федерации, развитие рыночных конкурентных отношений предполагает выработку у людей высоких гражданских качеств, умений по-новому подойти к вопросам политики, экономики, к определению своего места в обществе и меры ответственности в современном мире.
Одним из основных принципов государственной политики в области образования Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) определяет воспитание гражданственности и любви к Родине.
В педагогической науке проблема воспитания гражданственности обсуждалась многими учеными - исследователями (Ю.П. Азаров, А.В. Беляев, И.А. Королев, Э.П. Козлов, В.А. Сухомлинский, Б.Т.Лихачев, Е.Н. Медынский, Ж.Ж. Руссо, В.В. Столин и др.). Б.Т.Лихачев рассматривает гражданственность - как сложное личностное образование, основными элементами которого являются гармоническое сочетание патриотических и интернациональных чувств, нравственной и правовой культуры, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней свободе личности и одновременно в её дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государственной власти, в выполнении ею прав и обязанностей определенных законодательством страны.
Гражданственность, по мнению А.В. Беляева, включает в себя знание прав и обязанностей гражданина конкретной страны, неукоснительное соблюдение их, что выступает социальной гарантией консолидации государства, сохранения его суверенитета и обеспечения условий для жизнедеятельности гра-
ждан. Быть гражданином, утверждают в своих исследованиях А.А. Аронов, М.Н. Аплетаев, В.В. Берман, B.C. Библер, О.С. Газман, В.П. Киселев, значит иметь определенные права и нести обязанности по отношению к своему народу, нести ответственность за всё то, что происходит в стране, деятельно способствовать её прогрессу. Гражданственность включает в себя гуманизм взаимоотношений людей, которым чужды национальный снобизм и культ языка, а также уважение национального достоинства.
К настоящему времени рассмотрены различные аспекты этой проблемы: теоретические и методологические основы гражданского воспитания личности подростка в процессе обучения (М.Н. Аплетаев), социально-педагогические проблемы гражданственности в ретроспективном анализе, социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи (А.В. Беляев), воспитание гражданина в современной школе, гражданственность как качество личности (И.А. Долголева), русская ментальность и её отражение в науках о человеке (П.Д. Марценковская), культура ментальных отношений - как основа гражданственности (Б.С. Гершунский) и другие. Историографический анализ показывает, что проблема формирования основ гражданственности у молодежи необходимо начинать с дошкольного возраста, так как формирование гражданственности происходит в единстве процессов социального развития и воспитания личности, самовоспитания, самореализации в обществе. Во-первых, это работы, посвященные приобщению дошкольников к русской национальной культуре, гуманной педагогике, личностно- ориентированному воспитанию молодежи, социально-педагогическим проблемам гражданственности, нравственности и культуры (Н.И. Аполлонов, Ш.А. Амонашви-ли, А.А. Аронов, Ю.П. Азаров, П.К. Ахаян, А.В. Беляев, В.Г. Белинский. М.И.Богомолова, B.C. Библер, A.M. Виноградова). Во-вторых, это исследования касающиеся социализации личности и гуманизации педагогического образования (К.А. Абульханова-Славская, Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов. А.В.Бестужева-Лады, А.А. Бодалев, А.А. Мелика-Пашаев, B.C. Мухина, Т.И.Шамова, В.А. Шаповалов и др.), а также роли семьи в формировании ис-
тинного гражданина своего отечества (О.С. Гаманин, Г.Д. Гачев, И.А. Долголе-ва, А.Д. Жариков, И.Я. Ильин, Б.Т. Лихачев, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, И.А. Малашихина, И.Н. Музалев, Л.Ф. Островская и др.).
Несмотря на разностороннее теоретическое освещение в литературе вопросов гражданского воспитания подрастающего поколения и направленный опыт их практического решения, новые тенденции в обществе, науке и образовании еще более актуализировали проблему и потребовали более глубокого переосмысления различных её аспектов с точки зрения категориального и содержательно-процессуального аппарата, а также ориентированности ее на дошкольный возраст
Из анализа теоретических исследований по проблеме формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод о наличии ряда противоречий: между необходимостью обновления содержания программно методических указаний по гражданскому воспитанию дошкольников и отсутствием достаточного научного и методического осмысления организационно-педагогических основ этого процесса; между существующими нормативными и законодательными актами, ориентирующими систему образования на подготовку достойных граждан и объективно существующими условиями для их выполнения; между требованиями к культурно-профессиональному опыту педагога и реальным уровнем его педагогической и гражданской культуры.
Актуальность и теоретическая неразработанность названных проблем, указанные противоречия, а также настоятельная потребность практики в обобщении, систематизации накопленного опыта, в программно-методическом обеспечении системы дошкольного образования именно в аспекте гражданского формирования личности дошкольника, обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы пути и содержание педагогической деятельности, оптимизирующие процесс гражданского воспитания детей дошкольного возраста в условиях современного до-школьногообразовательногоучреждения^
Решение данной проблемы составило цель исследования: определить специфику гражданского воспитания старших дошкольников в современных дошкольных образовательных учреждениях.
Объект исследования - процесс гражданского воспитания старших дошкольников в современных дошкольных образовательных учреждениях.
Предмет исследования - гражданское воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее успешно, если:
обеспечить воспитательно-образовательный процесс в современных дошкольных учреждениях эффективным и концептуально-содержательным программно-методическим материалом по гражданскому воспитанию дошкольников;
создать необходимые педагогические условия, направленные на формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста;
организовать целенаправленное руководство педагогов воспитательной деятельностью детей не только на специально организованных занятиях, но и во всех сферах жизни и деятельности ребенка в детском саду и в семье.
Поставленная цель и сформированная гипотеза определили задачи исследования:
Выявить возможности формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста на основе изучения прогрессивных идей и опыта в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
Определить состояние педагогической деятельности по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях.
3. Разработать и экспериментально проверить педагогические условия, направленные на формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях и внедрить соответствующие научно-методические рекомендации в практику дошкольных учреждений современного типа. Теоретико-методологической основой исследования явились: педагогические, философские, психологические концепции гуманистической направленности и целостного развития личности (С.И.Гесен, А.И.Герцен, Б.С.Гершунский, Э.Н.Гусинский, И.Б.Котова, Б.Т.Лихачев, А.В.Петровский, П.Г.Щедровицкий, Н.В.Щуркова, П.Д.Юркевич), основные теоретические положения, раскрывающие социально-педагогические основы формирования гражданственности (А.В. Беляев), теория многослойной структуры внутреннего мира человека (В.А. Шаповалов), идеи демократизации образования и реализации личностно-ориентированного подхода в процессе исследования (А.Г. Ас-молов, Е.В. Бондаревская, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков и др.), теории персонализации и развития личности (К.А. Абульханова-Славская. Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Б.Б. Блум, Дж. Брунер, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.), теории регионализации образования (Е.П.Белозерцев, Г.Н.Волков, А.П.Величук, М.А.Кузмин, В.В.Макаев, Л.Л.Супрунова и др.), концепции дошкольного воспитания (Е.В.Квятковский, Б.М.Неменский, В.А.Петровский, М.П.Сакулина, Р.М.Чумичева).
В исследовании применялись следующие методы:
1. Общетеоретические методы: анализ научной литературы по теме исследования, программно-методической документации и нормативно-правовых актов; изучение и обобщение педагогического опыта (непосредственное и опосредованное), анализ современного состояния педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях Нефтекумского района.
2. Эмпирические методы: эксперимент, беседы, анкетирование, изучение результатов деятельности, педагогическое наблюдение, количественный и качественный анализ данных исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
Уточнена сущность понятий: «гражданское воспитание», «патриотическое воспитание», «менталитет», «гражданственность».
Обоснована и разработана методика формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Разработаны и экспериментально проверены педагогические условия, направленные на формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в современном дошкольных образовательных учреждениях и внедрены соответствующие методические рекомендации в общую систему воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны новые подходы в формировании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста; внедрена в практику работы дошкольных учреждений Нефтекумского района программа гражданского воспитания дошкольников; содержащиеся в диссертационном исследовании рекомендации могут быть использованы в практике работы дошкольных учреждений, что обеспечит успешность формирования основ гражданственности с дошкольного возраста.
Материалы и выводы из приведенного исследования могут быть использованы при организации и проведении научно-практических семинаров для педагогов дошкольного образования, на педагогических чтениях, в составлении методических комплексов по воспитанию детей дошкольного возраста, в работе с родителями и общественностью.
Положения, выносимые на защиту:
1. Системообразующим фактором интеграции социальных и педагогических условий является региональный компонент в гражданском воспитании личности дошкольника, который в структурном отноше-
нии представляет собой комплекс территориально-географических, природных, социально-политических, экономических, культурно-исторических, демографических, национально-этнических, педагогических, хозяйственно-бытовых, религиозных и других особенностей.
Основным направлением работы педагогов в современных дошкольных образовательных учреждениях является формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста, что позволяет подготовить их к действенному восприятию окружающего мира, адекватному поведению в различных социальных средах.
Содержательное методическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса в современных дошкольных учреждениях по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста предполагает ориентацию педагога на проявление у детей таких личностных качеств, как активность, диалогич-ность, открытость, свобода самовыражения.
Базой исследования явились: дошкольные образовательные учреждения Нефтекумского района: № 8, 20, 21, 23, 24, 25, 27 28, 30, методические службы дошкольных образовательных учреждений. Всего в исследовании приняло участие около 880 человек. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (1997-1999 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы, определялись гипотеза, цель, задачи исследования, накапливался эмпирический материал разрабатывалась программа и методика исследования.
На втором этапе (1999-2000 гг.) проводилось теоретическое и экспериментальное изучение возможностей формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения, уточнялся научный и категориальный аппарат исследования.
На третьем этапе (2000-2001 гг.) уточнялись полученные теоретические положения и проводился их анализ, проверялись экспериментальные данные, осуществлялась их систематизация, обосновывались выводы исследования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась опорой на методологию педагогических исследований с использованием научных методов, адекватным целям и задачам исследования, сочетанием количественных и качественных методов анализа, подтвержденных опытно-экспериментальной работой.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе обсуждения основных его положений на региональных научно-практических конференциях «Современность и духовно-нравственное развитие личности», 46 научно-методической конференции «XXI век - век образования», г. Ставрополь, 2001 г., на педагогических чтениях: «Гражданско-правовое воспитание детей дошкольного возраста» Нефтекуского района, сентябрь 1998г.. на научно-практической конференции работников дошкольных образовательных учреждений Нефтекумского района «Формирование начал патриотизма и основ гражданственности в дошкольных учреждениях Нефтекумского района». 26 сентября 2001 г., на совещаниях заведующих дошкольных образовательных учреждений Нефтекумского района в ноябре 1998 г., феврале 1999 г., мае 2000 г., декабре 2001 г., на курсах повышения квалификации специалистов в области дошкольного образования Ставропольского края.
По теме диссертации опубликовано 3 работы.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 417 наименований. Работа содержит 19 таблиц. Общий объем рукописи 175 страниц, объем приложения 50 страниц.
Менталитет в структуре ценностей и целей в образовании
Ценностная характеристика образования предполагает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование как ценность общественная, как ценность государственная, образование как ценность личностная. В этой связи, на наш взгляд, в образовании должны быть синтезированы подходы к обоснованию механизмов включения в собственно образовательную среду таких материально-духовных, ментальных ориентиров, которые способствовали бы единству духовных и нравственных ценностей. В «Философском словаре» 1981 года термин «менталитет» еще отсутствует, но уже в словаре «Современная западная философия» имеется статья «Менталитет», где в частности говорится: «Менталитет - совокупность готовностей, установок и предрасположений индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Ментальность формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания человека и сама, в свою очередь, их формирует, выступая как порождающее сознание, как трудноопределимый исток культурно-исторической динамики».
Идея ментальносте возникла среди истоков школы «Анналов», повернувших историческую науку от исследования объективных социально-экономических отношений к анализу структур духовной жизни, к поиску фундаментальных устойчивых структур сознания. [98]. Известно, что в менталитею содержатся нечто традиционное, составляющее ядро, а к нему со временем приживается новое, которое, в свое время и в свою очередь, превращается в традицию. Определение содержания этого ядра - ключ к пониманию многих социальных процессов, основа для прогнозов и ожиданий, для успешности социальной практики. Но это большая культурологическая проблема. Замечено, что когда происходят различные модернизационные катаклизмы, то внедрить всякую инновацию мешают или способствуют, искажая ее или модифицируют такие условия и факторы, которые входят в менталитет. К примеру, японский менталитет и японская традиция сломали неоднократные попытки американской модернизации, не смотря на очень мощный напор. Соответственно, имея инновационные намерения, оценивают, что удастся в конкретно этих условиях реализовать, а что нет, что пройдет или не пройдет. И если возникнет необходимость какого-то социального преобразования, то с той же необходимостью должно интересовать то, что это понятие - менталитет -может выполнять операциональную функцию, то есть позволяет анализировать некую ситуацию, которая без него не анализируется, соответственно не понимается адекватно и т.п. В этой связи проблема менталитета ставится в двух аспектах: первый - это, на какие ментальные конструкты можно опереться, модернизируя социальную жизнь, ту или иную ее сферу. А второй - какие инновации при этих условиях будут иметь успех, какие - нет, или будут трансформироваться ввиду объективного наличия этих устойчивых ментальных конструкций. То есть, необходимо четкое осознание того, что должны учитывать, пытаясь проводить ту или иную модернизацию.
В последнее время категория «менталитет», или «ментальность» рассматриваются в самых различных ракурсах и аспектах. Вполне естественно, что контекст рассмотрения существенно зависит от целей и задач, связанных с выявлением соответствующих характеристик менталитета, а содержание столь наукоемкой и междисциплинарной категории допускает тем самым трактовки и интерпретации.
Очевидно также, что чем шире круг социальных проблем, решение которых так или иначе связано с проявлением ментальных свойств индивидов или человеческих сообществ, тем более общей и всеохватывающей должна быть и используемая трактовка содержания категории «менталитет». А это означает, в
Ввиду малосущественных лингвистических и смысловых различий между данными категориями они могут считаться синонимами. свою очередь, что тем сильнее должна быть выражена необходимость системного подхода к анализу и синтезу содержания данной категории.
К числу глобальных проблем современной и, тем более, будущей цивилизации относится проблема духовного взаимодействия, взаимообогащения и постепенной конвергенции (интеграции) все еще существенно различных и во многом искусственно разобщенных социумов2. Будучи прогностической, ориентированной не столь на отражение удручающих реалий современного мира, сколь на будущее, эта проблема, однако, все более настоятельно заявляет о себе уже сейчас, предопределяя жизненно важные приоритеты, стоящие перед человечеством. Естественно, что первоосновой решения подобных, цивилизованных по своему масштабу проблем, должно быть выдвижение работоспособных гипотез, рассчитанных на целенаправленный поиск «технологий» и «механизмов» организации соответствующих интегративных акций.
Духовная конвергенция и интеграция социумов возможна лишь на основе познания, знания и постепенного преобразования (сближения и взаимообогащения) их менталитетов, а более важное и технически реальное направление в решении этой глобальной цивилизованной проблемы связано с использованием прогностических возможностей сферы образования при условии постепенного сближения к интеграции философских оснований образовательно-воспитательной деятельности в различных социумах и рассмотрения функций менталеобразования в качестве высшего приоритета образовательно-педагогического целеполагания.
Проблема гражданского воспитания детей в антологии педагогической мысли
В условиях современной социокультурной ситуации в России повышение внимания к опыту гражданского воспитания в западноевропейских странах, формирующемуся на протяжении многих столетий, в различных исторических условиях, в том числе и кризисных, в естественных исторических связях с процессом становления гражданского общества, имеет исторически закономерный и педагогически целесообразный характер. В отечественной историко-педагогической науке накоплено немало знаний, в той или иной мере связанных с вопросами гражданского воспитания, однако в значительной части специальных работ обнаруживается фрагментарность и мозаичность, описатель-ность, хронологичность изложения материала, отсутствие попыток в исследовании эволюции гражданского воспитания как научной идеи и как цельной теории, ограниченность целевых установок, направленных на ретроспективное изучение идеи гражданственности, понимаемой как воспитание в интересах общества и государства. Это результат утилитарного, технократического отношения к человеку, к целям его воспитания.
Историческому процессу формирования общества соответствует поиск мировой педагогической мыслью новых подходов к проблемам гражданского воспитания в соответствии с изменяющимися потребностями конкретной эпохи. Из этого следует, что цели, принципы, содержание, методы и формы гражданского воспитания исторически изменчивы, что неизбежно существование различных подходов к пониманию его сути.
Недостаточность изучения сущности процесса формирования гражданственности выражается в том, что он обычно сводился либо к процессу нравственного воспитания, либо к процессам воспитания вообще. Действительно, ядром понятия «гражданственность» являются такие компоненты его содержания как правовая и нравственная культура, выражающаяся в соответствующих поступках, поведении, деятельности. Однако, «гражданственность» и «нравст 29 венность» не равнозначны и поэтому несводимы друг к другу. По своему объему понятие «гражданственность» шире понятия «нравственность». Быть нравственным человеком не означает автоматически обладать осознанной гражданской позицией, проявляющейся в общественной деятельности, в отношении к государству, Отечеству.
Основной формой существования гражданственности является сознание личности, выражающееся во взглядах, убеждениях, идеалах, которые не обязательно полностью должны соответствовать официально принятым, утвержденным властью, и которые не могут быть всегда и обязательно неизменными, гак как имеют конкретный исторический характер, зависят от воздействия объективных и субъективных факторов. Представления, взгляды, убеждения не могут быть навсегда данными, застывшими, а должны быть гибкими, формирующимися с учетом жизненных впечатлений. В этой связи гражданское воспитание имеет конкретно-исторический характер, несет в себе отличительные черты, приметы эпохи, уровня развития общества, государства, педагогической теории и практики.
Еще в античном обществе возникло понятие гражданина как человека, обладающего определенными правами и обязанностями. В соответствии с этим и педагогической целью полагалось воспитание цивилизованного человека как носителя культуры своего народа, общества, к которому он принадлежит. Однако, переживая эволюцию, идея гражданственности уже в сознании древних философов изменяет сущностные признаки под влиянием разнообразных социокультурных факторов, что, в свою очередь, находило закономерное отражение и в развитии идей гражданского воспитания. Развитие это исторически проникало в пространство между двумя противоположными воззрениями: воспитания в духе безусловного подчинения личности интересам государства и общества, с одной стороны, и воспитания в интересах самой личности - с другой. При этом основной закономерностью эволюции идеи гражданского воспитания является зависимость движения в сторону приори зо
тета личности, интересов личности от уровня развития культуры общества, демократизации государственных устоев.
Исторически индивиду не сразу удалось осознать, что он живет в обществе. Введенный Аристотелем термин «гражданское общество» - это союз свободных и равных граждан, объединенных государством-полисом. Свободнорожденный гражданин, по его утверждению, принадлежит государству, ощущает себя его частицей. Определяя человека как «существо политическое», Аристотель утверждает принцип государственности во взаимоотношениях гражданина и государства, суть которого во взаимных обязательствах и ответственности. В таком случае, считает древнегреческий философ, забота о воспитании будущих граждан должна быть не только частным делом, но прежде всего делом государственным. [13]
Проследим, насколько идеи Аристотеля отражала идея системы воспитания. Наиболее влиятельными государствами Древней Греции были Лакония с главным городом Спартой и Аттика с главным городом Афинами. В каждом из этих государств сложилась своя система воспитания: спартанская и афинская. Разница этих двух систем была обусловлена некоторыми особенностями жо-номического и политического развития и состояния культуры государств. Но оба государства были рабовладельческими, и система общественного воспитания обслуживала только детей рабовладельцев. Рабы во всей Греции рассматривались лишь как «говорящие орудия». Они были лишены всех человеческих прав, в том числе права обучаться в школах.
В Лаконии воспитание осуществляло государство, оно преследовало задачу готовить из детей спартиатов, воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. Особое внимание обращалось на физическое воспитание подростков: их закаляли, приучали переносить холод, голод и жажду, выносить боль. Много внимания уделялось военно-гимнастическим упражнениям. К физическому воспитанию присоединялись музыка, пение и религиозные танцы, носившие боевой воинственный характер. Что же касалось чтения и письма, то дети учились только самому необходимому, остальное же их воспитание пре 31 следовало только одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать.
В Афинах в V - IV веках до н. э. бурно развивалась культура: естествознание, математика, история, искусство, литература, замечательная греческая скульптура и архитектура. Афиняне считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении, и стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Но этот идеал полностью относился к социальной верхушке - рабовладельцам.
Основы гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях
Проблема взаимодействия государства, общества и индивида - одна из центральных. Изучение философских, социально-политических источников приводит к заключению, что характер, особенности такого взаимодействия, зависят, во-первых, от типа социальной системы, во-вторых, от уровня развития общественного сознания членов социума. Каждому типу общества соответствует определённый тип образовательной системы, составляющая основу идеологии, характер педагогических отношений. Поэтому разработка педагогической теории, проектирование педагогических систем и процессов могут быть успешными лишь при достаточно ясных представлениях о том на каких основах строится взаимодействие индивида и общества, к какому обществу мы стремимся, для жизни в каком государстве готовим подрастающие поколения, от повторения каких ошибок прошлого их следует предостеречь и что для этого необходимо делать.
Если наш выбор связан с демократическими ориентирами, то необходимо иметь достаточно ясное понимание сущности гражданского общества, отличительных его признаков, закономерностей развития, знание факторов, угрожающих его существованию. Осознанием этого является решающим условием для перехода на новую парадигму гражданского воспитания и образования начиная с дошкольного возраста.
Патриотизм - важнейшее качество гражданина нашей страны. Патриотизм выражается в единстве чувства национальной гордости и уважительного отношения ко всем нациям. Чувство любви к Родине зарождается у детей в первые годы жизни под влиянием патриотической атмосферы в семье, в детском саду, во всей окружающей действительности. Любовь к Отчизне формируется у детей постепенно в процессе накопления представлений об общественной жизни страны, труде людей, природе. Это сложное чувство вырастает из любви к близким людям, к родному краю и носит ярко выраженный эмоциональный характер; их захватывает прежде всего то, что воздействует на их чувства. Любовь к Родине формируется у детей под влиянием окружающей жизни при целенаправленном воздействии родителей и воспитателей, вырастает из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Именно патриотизм и гражданственность вдохновляет людей на подвиги, делает их жизнь единственно значимой и духовно богатой.
Гражданственность как сложное интегративное единство может быть конкретизировано в социально-правовом, морально-этическом, социально-педагогическом аспекте.
В социально-правовом аспекте гражданственность, как достаточный уровень развития демократического сознания, принятия гражданами демократических ценностей, опыта демократических отношений, готовности к активному участию в управлении государством, к управлению социальной стабильности, служит характеристикой степени цивилизованности государства, общества, определяет нормы и принципы социально-правового взаимодействия государства, власти с институтами гражданского общества, с отдельными гражданами.
В морально-этическом аспекте гражданственность понимается как уровень нравственной культуры общества, нравственный императив, оценивающий степень приближения обществ к таким идеалам, как долг, ответственность, достоинство, совесть, патриотизм, неравнодушное отношение к жизненно важным проблемам, гуманность, милосердие
В социально-психологическом аспекте гражданственность - это чувство единства со страной, обществом, социальный оптимум, любовь к Родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленной на достижение благополучия, опыт преодоления конфликтов, ощущении социальной и национальной полноценности, терпимость. В социально-педагогическом аспекте гражданственность конкретизируется через понятие «гражданская культура», которое включает политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую культуру. Критериями ее выступают соответствующие знания, уровень сформированности эмоционально-волевого облика личности, результаты практической деятельности.
Гражданственность тесно связана с патриотизмом и интернационализмом. Патриотизм служит объединению, сплочению граждан во имя сохранения, развития Отечества - конкретно-исторической, социальной, политической и культурной среды.
В современном понимании интернационализм есть результат экономической, политической, социальной, культурной интеграции. Как общечеловеческая ценность, он предполагает наличие у социальных групп и индивидов чувства уважения к другим народам, к их культурно-национальным традициям, солидарности, готовности к разумному преодолению конфликтов.
Важнейший фактор формирования гражданственности - образование как социальная подсистема, институт гражданского общества. Под гражданским образованием понимается система и процесс формирования социально-политических, правовых, экономических, экологических, морально-этических знаний, способов практической деятельности растущего человека как члена общества и государства.
Целью гражданского образования является формирование цивилизованного человека. Система гражданского образования и воспитания строится на основе таких идей, как открытость и вариативность, обеспечивающих возможность вхождения в мировое образовательное пространство; соответствие культурным запросам личности и потребностям общества, рынка труда; непрерывность процесса гражданского становления, развития и саморазвития личности; автономизация и регионализация, опора на мировой опыт.
Гражданское образование и воспитание имеют конкретно исторический характер, несут в себе отличительные черты эпохи, уровня развития общества. государства, его материальных и духовных сил, уровня развития педагогической теории и практики.
В содержательном аспекте гражданское самосознание личности включает политическое, экономическое, правовое, морально-этическое, эстетическое, духовное, профессиональное сознание, находящее свое выражение в процессе гражданское деятельности. В связи с этим гражданское сознание тесно связано с категорией свободы воли как свободы выбора между добром и злом, как способностью человека к самостоятельному действию, за которое он несет личную ответственность.
Опытно-экспериментальная работа по формированию основ гражданственности у детей старшего дошколь ного возраста в современном дошкольном образова тельном учреждении
Главная задача воспитания это развитие индивидуальности каждого ребенка. Для ее достижения необходимо знать потенциал наших детей, заложенные в них сущностные силы. Ориентация на гуманизацию системы дошкольного воспитания, отказ от единой для всех программы обучения и воспитания в детском саду, предоставленная коллективам дошкольных учреждений свобода выбора содержания, форм и методов работы с детьми, появление и реализация авторских программ для детских садов, все это позволяет надеяться на более высокие результаты достижения каждого дошкольника.
С целью развития заложенных в ребенке сущностных сил необходимо отказаться от стереотипов обучения и воспитания дошкольников. В последние годы обнародовано несколько новых программ для детских садов, разработанных авторитетными психолого-педагогическими коллективами. К их числу относятся программы «Развитие» Л.А.Венгера, «Радуга» Т.Н.Дороновой, «Детство» В.И.Логиновой и Т.И.Бабаевой, «Золотой ключик» Г.Г.Кравцовой, «Дом радости» Н.М.Крыловой, В.Т.Ивановой «Дошкольный проект Сороса» (вариант северо-американской программы «Опережающий старт»), а также региональные программы «Дитя человеческое» И.А.Малашихиной, «Планета детства» Т.Н.Тарановой, «Светоч» И.А.Малашихиной и другие.
Именно региональный компонент явился основополагающим в разработке программы опытно-экспериментального исследования по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях Нефтекумского района.
Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось с детьми старших и подготовительных групп детских садов № 8, 20, 21, 23, 24, 25, 27, 28 и 30 Нефтекумского района. Было обследовано 630 детей, 80 родителей и 170 педагогов. Была разработана экспериментальная программа, в которой определены следующие цели и задачи:
ЦЕЛЬ: формирование у детей гражданского и национального самосознания, правовых знаний, прочных привычек и навыков гражданско-правового поведения.
ЗАДАЧА: воспитывать истинного гражданина своей Родины, который знает культуру, традиции своего народа, знает, любит и ценит свой язык, способствует распространению и углублению знаний об Отечестве, принимает посильное участие в передаче национального опыта подрастающему поколению, создании материальных и духовных ценностей.
Работа по формированию чувств гражданственности у детей старшего дошкольного возраста осуществлялась циклами. В течение года было проведено четыре блока занятий по гражданско-правовому воспитанию.
1 блок осуществлялся в течение 1999-2000 учебного года.
Конвенция о правах ребенка. Дети узнают о своих правах на отдых и досуг, на участие в играх и развлекательных мероприятиях, на участие в культурной жизни и на право заниматься искусством, а также на право образования.
2 блок. Ознакомление в доступной форме с «Законом РФ об образовании» осуществлялось в течение декабря 1999 года. Дети узнают, что этот Закон дает право человеку на бесплатное образование, несмотря на его пол, язык, национальность и т.д. Образование - это знания, умения, которые дают детям воспитатели, учителя и, которые применяются в повседневной жизни.
3 блок. Ознакомление с «Региональной концепцией» осуществляется в течение января-февраля 2000 года. Дети узнают, что в нашем крае проживает более 100 национальностей, среди них русские, украинцы, туркмены, белорусы, ногайцы, армяне, греки, даргинцы, цыгане и т.д. И это влияет на разнообразие и богатство культуры, и необходимость уживання различных религий, так же разнообразие языков. Что в крае много общеобразовательных учреждений.
4 блок. Осуществляется в течение марта-мая 2000 года.
Государства. Праздники государства. Дети узнают о государстве своем,
о его разнообразных праздниках и традициях, а также о гербах существующих в разных государствах.
Каждый блок занятий включает в себя определенные знания и задания по формированию чувств гражданственности. В процессе проведения эксперимента проводились занятия разных видов: 1) традиционная; 2) интегрированные (сочетание различных видов деятельности): - слушание музыки - цель: вызвать более глубокие чувства переживания; - художественное слово, рассказ - цель: словесная конкретизация воспринимаемого; 3) комплексные, включающие повторение, закрепление; 4) контрольно-учетное - фольклорный праздник («Масленица»,«1 сентября») В процессе занятий использовались разнообразные методы и приемы: информационно-рецептивный, включающий разнообразные приемы: 1) словесные - рассказ, художественное слово, беседа; 2) наглядные - наглядно-зрительные (иллюстрации, картины), наглядно-слуховые (ТСО). 3) Игровые приемы, игровые ситуации. Эффективность используемых педагогических технологий базируется на профессиональной грамотности и эрудиции воспитателей в области граждано-ведения. Поэтому с педагогами проводилась специально организованная работа а следующих направлениях: 1 .Диагностическая - с целью изучения состояния учебно-воспитательного процесса по гражданско-правовому воспитанию как системы; 2.Консультативная - с целью повышения уровня ориентированности вое питателей в вопросах граждановедения; З.Тренинговая - с целью формирования у педагогов практических навыков работы с детьми (в том числе умения излагать граждановедческий материал в интересной, занимательной форме, отвечать на детские вопросы быстро, четко, доступно). 112 Немаловажную роль в формировании гражданско-правовых и патриотических установок у воспитанников играют зрительные и слуховые ориентиры. Поэтому педагогам были даны практические рекомендации по обогащению развивающей среды в групповой комнате граждановедческими символами и атрибутами (например Российский Флаг, герб, гимн - в записях, фотографии президента, губернатора Ставропольского края, альбомы с фотографиями города Москвы, Ставрополя, Нефтекумска и др., альбомы с фотографиями лиц различных национальностей, проживающих на Ставрополье и др.). Важным фактором повышения эффективности работы по гражданско-правовому воспитанию детей является поддержка родителей. Поэтому дополнительно проводилась работа с родителями в следующих направлениях: