Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Теоретические основы духовности и ее формирования у детей младшего школьного возраста (философско-педагогический аспект)
1.1 П роблема духовности в трудах русских философов конца XIX - первой половины XX века 13
1.2 Духовность в русской педагогической мысли конца XIX - первой половины XX века 38
1.3 Понятие духовности в современной науке 66
Глава 2 Процесс формирования духовных основ у учащихся начальных классов средствами искусства .
2.1 Роль искусства в процессе формирования духовных основ у младших школьников 86
2.2 Разработка экспериментальной программы по формированию духовных основ у младших школьников .. 99
2.3 Анализ и результаты экспериментальной работы
Заключение 151
Библиография 156
Приложение 172
- роблема духовности в трудах русских философов конца XIX - первой половины XX века
- Духовность в русской педагогической мысли конца XIX - первой половины XX века
- Роль искусства в процессе формирования духовных основ у младших школьников
- Разработка экспериментальной программы по формированию духовных основ у младших школьников
Введение к работе
Современное общество переживает период трансформации, сопровождающийся кризисными явлениями в социально-экономической и духовной жизни. "Падение нравов" в обществе и, как следствие, его криминогенность, коррумпированность, разрушение основных систем, цементирующих его в единое целое, имеют в своей основе единственную причину - потерю высших духовных ориентиров и идеалов. В настоящее время наблюдается рост детской преступности, смертности, алкоголизм, самоубийства - все это связано с атмосферой духовного регресса человечества. Многолетнее господство материалистической идеологии и прагматический уклон, утверждающийся в современном обществе, который ориентирован на потребление материальных благ, привели человека к отчуждению от его внутреннего мира. Последствия кризиса духовной сферы наиболее остро ощущает на себе подрастающее поколение как наименее защищенная часть населения. Без возрождения общества на основе традиционных представлений о Добре, Красоте, Правде и Справедливости, преодолеть духовный кризис невозможно.
Общественные проблемы находят прямое преломление в школе, которой необходимо вернуть дух красоты отношений и высочайшей нравственности. В нашей стране за последний период развитию духовных ценностей не уделялось должного внимания в школах и внешкольных учреждениях, поэтому сегодняшний духовный уровень родителей и детей вызывает беспокойство и тревогу. Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время педагогика стремится вернуться к универсальным духовным ценностям, приблизить обучение и воспитание к личности ребенка. Феномен духовности в педагогике еще не исследован и требует своего педагогического осмысления. На протяжении веков педагогика ставила проблему формирования духовности, не употребляя термин "духовность". Еще в древнегреческой теории воспитания (пандейя), воспитание мыслилось как глубоко
4 личное, духовное общение. Идея духовного совершенствования человека вошла в историю педагогики вместе с древнегреческими этическими учениями. Основополагающими для педагогики как науки стали сократовские вопросы о смысле жизни и смерти, о добре, красоте, истине; высказывания Платона о духовном как высшем по отношению к чувственному, телесному; мысли Аристотеля о том, что духовное, а не материальное является истинным содержанием человеческой жизни.
В отечественной педагогической литературе термин "духовное воспитание" в основном используется в двух смыслах: - в значении, относящемся к той или иной религиозной конфессии, то есть равном понятию и термину "религиозное воспитание"; в термин "духовность" и "духовное воспитание" вкладывается соответственно значение "нравственность" и "нравственное воспитание". Такая неопределенность и размытость в терминах объясняется многообразием трактовки термина "дух" в философской литературе. Педагог, исследующий эту проблему и учитель - практик, работающий над вопросом формирования и совершенствования духовного мира, должны определиться, в русле какой философской традиции развивается их мысль и деятельность.
Нам близки философские учения, рассматривающие духовную жизнь человека как особый мир, своеобразную реальность, глубоко связанную с божественным бытием. (А.С.Хомяков, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, В.В.Зеньковский, Н.О.Лосский и др.). В духовности они усматривали основу бытия человека и результат человеческого совершенства. Духовность философы связывали в большей степени с нравственным развитием человека и его совершенствованием. Нравственность - как личностное качество, подразумевает доброе, справедливое, подлинно гуманное отношение одного человека к другому, то есть сопричастность человека человеку. Проявление нравственности предполагает согласованность чувств, действий, стремлений одного человека с чувствами, дейст-
5 виями и стремлениями другого. Духовность есть сопричастность человека миру во всех его проявлениях. Это интегративное качество, характеризующее высший уровень развития самосознания человека, так как духовный человек достаточно полно и глубоко осознает свое единство с миром. Духовность — это генеральный путь эволюции человечества, где нравственное совершенствование личности выступает ведущим началом в общем процессе ее становления и развития. Проблема воспитания в трудах русских мыслителей была тесно связана с их видением духовности, структуру которой составляли такие компоненты как вера, творчество, свобода, воля, чувства. Русская философская мысль призывала грядущую культуру к обновлению своего педагогического искусства с тем, чтобы пробудить в ребенке, по выражению И.Ильина, "духовность его инстинкта", ибо человек более чем его мышление или рассудок.
Воззрения русской философской мысли конца ХГХ-первой половины XX века тесно переплетались с педагогической мыслью этого периода (Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, В.П.Стоюнин, С.А.Рачинский. и др.). Многих педагогов объединяло стремление сформировать духовно богатую личность путем развития в детях основных составляющих духовность человека, то есть свободолюбие, творчество, веру, интеллект, нравственные чувства, волю. Раскрепощение духовных сил человека, воспитание личности, активно участвующей в переустройстве, - так определяли роль школы в духовном становлении личности ребенка русские педагоги.
В современной педагогике в работах В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили, М.П.Щетинина и др. центральное место занимает тема развития духовного мира ребенка, создания духовной общности учителя и ученика. К настоящему времени исследована сущность и содержание поня тий "духовные потребности школьника" (Ю.В.Шаров), "духовная культура школьников" (Н.Е.Шуркова), "духовная культура учителя" (М.М.Мукамбаева), "духовные ценности школьников" (А.А.Коростолева), рассмотрены некоторые аспекты процесса формирования духовной культуры ребенка ( Л.Айзерман, Б.В.Бушелева, Л.В.Горюнова и др.). Вместе с тем, количество педагогических исследований, специально посвященных вопросам воспитания духовности у учащихся, очень незначительно (Э.Г.Дмитриева, Н.Н.Фомина, В.А.Черкасов, Ш.Хайрулин и др.). Доминанта духовного развития заключается в сопричастности ребенка всему миру во всех проявлениях, осознании индивидом параллелизма между микрокосмом (человеческим бытием) и макрокосмом (всем остальным окружающим миром), где мир осознается как продолжение своего «я», а свое «я» - как логическое продолжение окружающего мира. Человек есть в максимальной мере личность с минимумом нейтральности, безразличия и равнодушия ко всему окружающему(С.Л.Рубинштейн). Духовное воспитание - это непрерывная и бесконечная эволюция человека в единстве и гармонии с Космосом, обществом и самим собой. Решение задач духовного воспитания лежит через понимание себя и мира, основанное на чувственном опыте, погружении в мир музыки, изобразительного искусства и мир природы. На современном этапе, когда технократическое и урбанизированное восприятие мира занимает доминирующие позиции, необходимо изменить приоритеты и расставить основные акценты на духовном восприятии мира.
Одно из главных мест в духовном воспитании принадлежит культуре, широко выражающей все формы духовной жизни социума (мыслительной, религиозной, этической), и понимаемой как высшее стремление человечества утвердить смысл внутреннего бытия. Одним из элементов духовной культуры общества является искусство, которое несет в себе духовные ценности, представленные в художественных символах и ярких эмоциональных образах. Духовное развитие - это процесс постижения общечеловеческих ценностей, глубоко запечатленных в произведениях искусства. Это также формирование потребности и способности к активному, самобытному, созидательному, художественно-творческому самовыражению, так как творческая деятельность способствует развитию всех психических процессов. Искусство
7 способно преображать человека на интуитивном, сверхсознательном уровне, очищая его сознание от главного недостатка - эгоистических импульсов, являющихся пережитком животной эволюции человека. Значение ценностно-ориентированных функций искусства отмечалось Л.Выготским, считающим искусство - способом уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни, организацией нашего поведения на будущее, установкой вперед, требованием, которое, может быть, никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит над ней. Проблема комплексного воздействия искусств на личность ребенка разрабатывалась и нашла свое творческое преломление в педагогической теории и практике (Ю.Б.Борев, Л.Г.Горюнова, Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский и др.). Исследования в области духовного развития школьников средствами музыкального искусства проведены Э.Б.Абдуллиным, Ю.Б.Алиевым, О.А.Апрксиной, Л.А.Арчажниковой и др.
Проблема формирования духовной личности школьника весьма актуальна и требует новых научно-педагогических и методических решений. Особенно остро эта проблема стоит в области начального школьного образования, где закладываются основы духовности. Посредством произведений искусств уже в звене начального школьного образования учащиеся способны осознать свои духовные потенции и активно стремиться к их творческой реализации. Учебные занятия, стимулируя стремление к созидательной художественно-творческой деятельности учащихся, формируя их эстетический вкус, закладывая фундамент духовным потребностям детей, развивают творческие способности ребенка, активно выявляя его способности, и формируют духовные основы младших школьников.
Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия эффективной реализации модели формирования духовных основ у младших школьников средствами искусства.
Объект исследования - процесс формирования основ духовности у учащихся начальных классов средствами искусства в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - педагогические условия, обеспечивающие становление духовных основ личности младшего школьника.
Гипотеза исследования - формирование духовных основ у учащихся начальных классов будет более эффективным, если: -активно использовать произведения искусства, содержащие гуманистический и духовный потенциал; -стимулировать у детей потребность в общении с миром искусства, расширять их кругозор, развивать эстетический вкус, нравственно-этические качества, сознательно-волевые и интеллектуальные способности; -реализовать совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования духовных основ личности младшего школьника; -развивать умение мотивировать активную, творческую и альтруистическую жизнедеятельность; -учитывать особенности возраста учащихся, уровень их потребностей и возможностей. Цель, предмет и положения, вьщвинутые в гипотезе, определили задачи исследования : 1 .Раскрыть генезис духовности, сущностные характеристики этого понятия и пути его формирования в представлении отечественных философов и педагогов конца XIX-первой половины XX века.
2.Определить педагогические условия и специфику формирования духовных основ у детей младшего школьного возраста средствами искусства; 3.Экспериментально проверить педагогические условия реализации модели и ее практическую значимость в воспитательном процессе общеобразовательной школы.
9 Методологической основой исследования послужили: -философские и педагогические концепции конца XIX-первой половины XX века, раскрывающие многоаспектную природу духовности и ее формирования (Н. А.Бердяев, И.А.Ильин, В.В.Зеньковский, К.Д.Ушинский, В.П.Стоюнин и др.); современные научные исследования в философии и педагогике, определяющие сущность духовности (Ш.А.Амонашвили, Г.Г.Бурбулис, М.С.Каган, М.К.Мамардашвили, М.П.Щетинин и др.); исследования о месте искусства в системе культуры и его духовных функциях, концепция эстетического воспитания личности (Ю.П.Вяземский, Л.С.Выготский, Л.А.Закс, Б.М.Неменский, Г.П.Петрова и др.); личностно-ориентированные технологии (В.И.Андреев, Е.Н.Ильин, Г.К.Селевко, Л.Ю.Сироткин и др.)
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов: теоретические: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; обобщение передового педагогического опыта в русле настоящего исследования; изучение и анализ содержания программ по духовному воспитанию; эмпирические: педагогические наблюдения, различные виды опросов и экспериментальных оценок, констатирующий и формирующий эксперименты; анализ художественно-творческих работ учащихся начальных классов с целью выявления индивидуальных личностных особенностей, духовного потенциала, динамики и своеобразия их творческого саморазвития; анализ и систематизация собственного педагогического опыта.
Базой исследования явились средние общеобразовательные школы № 1 , № 31 г Стерлитамака и № 20 г Казани. В экспериментальной работе участвовало 110 учащихся начальных классов.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (1996 - 1997гг.) - изучение состояния духовного развития учащихся младпшх классов общеобразовательных школ. На данном этапе фиксировались недостатки работы в исследуемом направлении. Выяснялись причины, обобщалась и систематизировалась полученная информация. Проводилось анкетирование, наблюдение и собеседование с учителями и родителями с целью определения актуальности формирования духовных основ в младшем школьном возрасте.
Второй этап (1997 - 1998гг.) - разработка теории вопроса, подготовка базы для опытно-экспериментальной работы. Изучение философской, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме.
Третий этап (1998 - 1999гг.) - апробация экспериментальной программы, проверка результатов эксперимента, корректирование учебных материалов и предлагаемой программы. Осуществление экспериментальной работы по уточненной программе. Анализ результатов.
Четвертый этап (1999 - 2000гг.) - создание методических рекомендаций для учителей младших классов, внедрение разработанной модели в массовую практику, оформление результатов исследования.
Научная новизна: диссертационного исследования состоит в том, что: раскрыта сущностная характеристика понятия духовность, применительно к поставленным задачам; выявлена специфика ее формирования у детей младшего школьного возраста средствами искусства, обоснована необходимость формирования духовных основ личности младшего школьника педагогическими средствами, влияющими на духовно-нравственные качества учащегося, его сознательно-волевые способности, мотивирующие_позитивную творческую направленность жизнедеятельности и стимулирующие формирование ценностных ориентации с учетом новых социокультурных условий развития общества; определен обоснован комплекс педагогических условий, повышающих эффективность формирования основ духовности у младших школьников;
Теоретическая и практическая и значимость исследования заключается в том, что: -исследование вносит определенный вклад в развитие теоретических основ понятия духовность; в нем обоснована и апробирована модель формирования духовных основ у младших школьников средствами искусства; -материал исследования может быть использован при разработке спецкурса по методике воспитательной работы, переподготовке кадров учителей начальных классов и педагогов-предметников.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается всесторонним изучением проблемы, результатами экспериментальной работы, организованной в соответствии с целями и задачами исследования, использованием адекватно задачам исследования комплекса эмпирических и теоретических методов.
Апробация основных положений и выводов исследования осуществлялась: -на заседаниях кафедры методики музыкального воспитания и дирижирования Стерлитамакского Государственного Педагогического Института (1998-1999); -результаты исследования докладывались на научно-практической конференции «Культура философствования: проблемы и перспективы» (Башкирский государственный университет, 1998.); «Социально-культурный потенциал системы образования» (КГАКИ,1999.); «Проблемы многоуровневого социокультурного образования» (КГАКИ,2000.); на итоговых научно-практических конференциях молодых ученых КГПУ( 1998-2000) и т.д.
На защиту выносятся:
Содержание и структура процесса формирования духовных основ у детей младшего школьного возраста средствами искусства (цель, задачи, принципы, формы, методы и приемы).
Педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования духовных основ у младших школьников (специально созданная среда; доступность духовных переживаний, влияющих на эмоционально-сознательную стороны личности ребенка; передача и восприятие частиц духовного опыта человечества, изменяющих потребности, способности и проявления личности младшего школьника; специально организованная художественно-эстетическая деятельность; содержание художественно-эстетических видов деятельности; личностно-ориентированные методы).
Основные критерии эффективности процесса формирования духовных основ младших школьников средствами искусства: уровень культуры восприятия произведений искусств; уровень ценностных, художественных и нравственных ориентации; уровень творческой активности и художественного самовыражения личности учащегося.
роблема духовности в трудах русских философов конца XIX - первой половины XX века
Проблема формирования духовности издавна волновала человечество, и по сей день сохраняет свою актуальность. В силу устойчивого исследовательского интереса к названной проблеме, понятие духовности разрабатывается в различных отраслях знаний и, прежде всего, философией, педагогикой, психологией, теософией, этикой, медициной и др. В силу того, что философия является общей методологией всех наук, то считаем необходимых обратиться прежде к философскому обоснованию интересующего нас феномена. Философия в России самобытна, масштабна и многолика. В большинстве ее течений и школ наблюдается повышенный интерес к теме духовности как важнейшей характеристике бытия человека в мире. Она несет в себе огромный потенциал гуманизма и нравственности, знания и веры, занимая достойное место в историко-философском процессе и имея мировое значение.
Своей главной задачей религиозные мыслители считали раскрытие и обновление подлинного содержания православно- христианского мировоззрения, отказ от омертвевших идей и формул, соединение православия с духовной жизнью всех социальных групп и сословий. Выдающиеся русские мыслители духовную жизнь человека рассматривали не просто как особую сферу мира явлений, область субъективного, или как эпифеномен внешнего мира, напротив, они всегда видели в ней некий особый мир, своеобразную реальность, которая в своей глубине связана с космическим и божественным бытием. Все главные размышления русских философов концентрируются на духовности как основе человеческого бытия. В их философии с необычайной силой был поставлен вопрос о культуре и воспитании человеческого духа.
Одновременно с Дистервегом и параллельно с ним философы разрабатывали идеи культуросообразности воспитания, которые до сих пор недооцениваются, что в условиях происходящих в стране изменений ведет к отрицательным последствиям. Одним из путей воспитания человеческого многие мыслители так же видели в "соборовании" людей, однако следует уточнить, что русские философы имели собственное видение этого понятия. Так, например, по А.Хомякову, церковная соборность выражает идею "единства во множестве", у В.Соловьева понятие соборность трансформировалось в понятие "всеединства", С.Франк под соборностью понимал "внутреннее органическое единство", лежащее в основе всякого человеческого общения, всякого объединения людей. Главная заслуга русских религиозных мыслителей в том, что они осуществили не только возрождение святоотеческих идей восточноевропейского средневековья, но и повернули философско-педагогическую мысль в сторону исследования проблем духовно- нравственного совершенствования целостной личности, объединяющей в своем внутреннем мире и поведении "всеединство" мировой культуры.
/ В русской философской мысли XIX - первой половины XX века проблема духовности связывается в большей степени, чем в западноевропейской именно с нравственным развитием человека, его совершенствованием, свидетельством чему являются количество трудов отечественных философов, сферу интересов которых составляла проблема духовности. Многие русские религиозные философы цель человеческой жизни видели в достижении духовности, структуру которой составляют: разум, чувства, воля, вера, творчество, свобода. Проследим эволюцию становления интересующего нас понятия духовности в трудах отечественных мыслителей названного исторического периода.
Один из основателей славянофильства в философии, А.С.Хомяков (1804 - 1860) определял духовность как совокупность нравственной сферы человека, его конкретно- чувственного опыта, абстрактно- рациональное мышление, а также способность к постижению сверхрациональных истин^ Главную же роль философ отводил вере, под которой понимал не интеллектуальное созерцание или сверхчувствительное восприятие, а начало, объединяющее все элементы и силы человеческого разума: волю, чувства и рассудок. Однако в представлении А.С.Хомякова, понятие веры гораздо шире, чем религия; оно становится концентрированным выражением некоего "духа жизни", верующего народа, ибо "неверующего" народа нет, и даже атеизм (нигилизм) рассматривается в данном случае, как один из видов вероисповедания ("измененный пантеизм"). "Живую истину" и особенно истину бытия невозможно уложить в границы логического постижения, которое есть только вид человеческого, познавательного процесса. По мнению русского философа, они являются объектом веры, которая не противоречит пониманию, несмотря на ее металогический характер. Необходимо, чтобы "бесконечное богатство данных, приобретаемых ясновидением веры, анализировалось рассудком"( 107.282). Олицетворением "полноты истины", освещающей все тварное бытие, духовной первореальностью человека А.С.Хомяков считал Церковь, приобщаясь к которой личность раскрывает всю силу и полноту богатства в своем подлинно глубоком начале. Отвергая индивидуализм, русский мыслитель подчеркивал, что только в духовном союзе, каковым является Церковь, проникнутым любовью к другим людям, личность может обрести свою полноту.
Другой вьщающийся русский философ И.А.Ильин (1882-1954) любовь и веру считал самыми важными качествами, вечными и непременными основами человека. По его мнению, там, где проявляется любовь, там кончается безразличие, вялость и экстенсивность. Она представляет собой самый глубокий и могучий источник духовного опыта и религиозной веры. Она - есть доброта, так как любовь сама по себе дает человеку счастье и вызывает у счастливого потребность осчастливить все и всех вокруг себя и наслаждаться этим чужим счастье как излучением своего собственного. "Человек духовен только тогда и постольку, поскольку он добровольно и самодеятельно обращен к объективному совершенству, нуждаясь в нем, отыскивая его и любя его, измеряя жизнь и оценивая ее содержание мерою их подлинной божественности (истинности, прекрасности, правоты, любовности, героизма). Доброта есть одухотворенная (религиозно-опредмеченная) любовь"(72.338).
Высшим проявлением духовного состояния личности И.Ильин считает религиозный опыт. Глубина духовности и религиозности, считает философ, - едина, это дар "сердечной очевидности", когда ясно по вере "поющего сердца", где добро, а где зло. Большое значение философ придавал самовоспитанию человека. Источником же самосовершенствования человека является, по мнению И.Ильина, его личный духовный опыт, представляющий собой накопления во внутреннем мире сокровенного духовного содержания, которые удерживаются цельностью внутренней веры. "Через духовный опыт человек сообщается с божественной стихией мира и входит в живое соприкосновение с Богом"(71. 338). Только духовный опыт, по мнению И.Ильина, - это опыт, открывающий человеку доступ к любви, совести и чувству долга, к праву, правосознанию и государственности, к искусству, и художественной красоте, к очевидности и науке, к молитве и религии, - только он может указать человеку, что есть подлинно главное и ценнейшее в его жизни; дать ему нечто такое, чем стоить жить, за что стоит нести жертвы, бороться и умереть. Только этот внутренний духовный опыт делает человекообразное существо - воистину человеком, то есть духовной личностью, с неразложимым, священным центром, с индивидуальным характером, со способностью духовно творить и наполнять духом общественную жизнь, свободу, семью, родину, государство, частную собственность, науку и искусство. Человеческую личность И. Ильин рассматривает как вместилище духовного, и, прежде всего, религиозного опыта, поэтому и обновление человека необходимо начинать, полагал он, не с коренной ломки социальных условий существования, но с обновления его души и воли, с формирования его веры, убежденности в святости семьи, любви к родине, национальной гордости. Научить ребенка веровать, что возможно лишь посредством духовной любви -один из главных путей обретения духовности.
Духовность в русской педагогической мысли конца XIX - первой половины XX века
Как указывалось выше, интересующий нас период в России отмечается активной творческой деятельностью русских религиозных философов, рассматривавших многие педагогические вопросы в русле христианской антропологии, заложивших философские основы педагогики, занимавшихся изысканием проблем смысложизненного характера. Круг их размышлений объединяла идея формирования целостной, духовно развитой личности, воспитанной на высших принципах общечеловеческой морали. Данные воззрения нашли свое отражение и в истории педагогической мысли. Русские педагоги стремились развить в детях свободолюбие, творчество, волю, нравственные чувства и веру, как основные составляющие духовность человека. Стремление постичь внутренний мир, создать условия для всестороннего развития -было общим для различных педагогических течений данного периода. Внимательно изучив работы русских педагогов, мы попытались условно выделить три направления (гуманистическое, свободное и демократическое). Воззрения практически всех педагогов можно отнести ко всем трем течениям. Тем не менее, каждому из педагогов более близким было одно из направлений. Постараемся раскрыть суть выделенных нами направлений. Гуманистический путь воспитания основывается на идее психического развития и развития внутреннего потенциала ребенка. Свободное направление обращает большее внимание на свободу творчества, ребенка не ограничивают какими-либо рамками, а предоставляют возможность определить границы своего «могу» и «хочу». В дальнейшем из этого течения вышли многие развивающие системы. Демократическое направление опирается на культурно-исторические традиции народа и особенности его национального характера. Наиболее яркими представителями гуманистического направления были Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский. Так, например, главным содержанием педаго- гических работ НЖПирогова (1810-1881) была идея общечеловеческого воспитания. Под духовным развитием ребенка Н.И.Пирогов понимал его психическое развитие и обращал внимание воспитателей на необходимость бережного отношения к его внутреннему миру. Признавая, что у ребенка есть свой мир, отличный от взрослого, русский педагог призывал учителей не переносить ребенка из его сферы в нашу, а самим переноситься в его духовный мир. "Исторгая беспрестанно ребенка из его собственного духовного бытия, перенося его все чаще в нашу сферу, заставляя его и смотреть , и понимать по-нашему, мы, наконец, достигаем одного : он начинает нам казаться не тем, что он есть. И вот венец нашей педагогики, вот поп plus ultra всех наших трудов и усилий" (35.249). По мнению Н.И. Пирогова, если бы все родители и педагоги по призванию вносили в этот таинственно священный храм еще девственной души человека, то узнали бы много нового и неразгаданного, "обновились бы и поумнели бы сами". Русский ученый в деле образования считал главным развитие всех, дарованных человеку способностей, отмечая, что без правильного развития всех способностей души, способность ума сосредотачиваться может быть врожденным даром, но не плодом воспитания. Н.И.Пирогов был одним из первых педагогов, усмотревший в деле воспитания не вопросы дисциплины и дидактики, а глубокие вопросы человеческого духа, тесно связанного с философией и религией. Цель воспитания он видел в развитии гармоничного, современного, христианского характера и духовности воспитанника. Лишь подчиняясь требованиям духа, а не требованиям тела и животным стремлениям, человек свободен, так как он сам есть дух. Н.И.Пирогов призывал к бескорыстной деятельности на пользу народу, поскольку душа, по выражению Оригена, родится христианкой, основная черта которой - гуманность.
Сторонником идеи гуманистического воспитания был также основоположник русской народной школы КД.Ушинский, (1824-1870) считавший главной целью воспитания - духовное развитие человека. Целью нравственного воспитания детей, по мнению педагога, должно быть формирование личности, основополагающими качествами которой стали бы уважение и любовь к людям, искреннее, доброе отношение к окружающему миру, чувство собственного достоинства. Он протестовал против негуманного отношения к детям, против унижающих личность ребенка телесных наказаний. По его мнению, ребенок должен быть свободен в своей деятельности, но при этом уточняет, что свобода воспитывается не отсутствием стеснений, а их преодолением Для духовно-нравственной жизни человека, считает К.Ушинский, свобода также необходима как кислород для физического тела, но как кислородный воздух, освобожденный от азота, сжег бы легкие, так и свобода, освобожденная от деятельности, губит нравственного человека . Свобода - есть законная дочь вольного, упорного труда, а вольный труд широко развивается только под покровом свободы, ибо, как и то и другое составляют две стороны жизни - это стремление к деятельности сознательной и свободной. Душевную жизнь ребенка русский педагог рассматривает как выражение его стремления к деятельности и делает вывод, что воспитание должно ставить себе целью развивать в ребенке присущее ему стремление к свободной, творческой деятельности. Всякая же другая цель воспитания, по его мнению, будет ложной. "Научить ребенка искать себе средство для наслаждения - значит обманывать человека и заставлять его накачивать ди-наидову бочку..., но дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу и могла бы наполнять ее вечно, - вот истинная цель воспитания, цель живая, потому что цель эта сама жизнь"(200.78).
Подразделяя жизнь человека на две формы - телесную и душевную русский мыслитель одну из основных задач видит в том, чтобы привести в должное равновесие телесные и душевные стремления, с перспективой доминирования душевных над телесными, ибо "Чем больше душа человека находит удовлетворения в жизни телесной, тем более она будет животной жизнью и притом, еще жизнью животных низшего порядка, у которых вся душевная деятельность поглощена удовлетворением телесных потребно-стей"(197.563). Именно на душевные стремления сознательной деятельности как на главное жизненное требование должен ориентироваться воспитатель и видеть в нем главную цель и средство своего воздействия на развитие воспитанника. Но, поскольку, каждая человеческая душа требует деятельности, от рода которой зависит ее направление и развитие, К.Д.Ушинский призывал педагогов верно направлять своих воспитанников. "Давайте душе воспитанника правильную деятельность и обогатите его средствами к неограниченной, поглощающей душу деятельности" (195.572). Свободное направление в воспитании бьшо представлено в трудах К.Ушинского, В.Стоюнина, С. Рачинского и др.
Свободный, задушевный труд К.Ушинский считает единственным доступным человеку счастьем. То, что называется покоем для инертной материи, оказывается непокоем для души человеческой, которая именно при отсутствии деятельности лишается покоя. Русский педагог отмечал, что покой, к которому призывал Христос своих последователей: "научитесь от меня, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим" - вовсе не означает бездеятельность. Идея счастья как покоя и идея покоя как излюбленной свободной деятельности принадлежит, по мнению К. Ушинского, к самым глубоким и влиятельным идеям христианства. Человеческая психика была представлена союзом двух сфер: душевной (ощущения, ассоциации, чувства, восприятие, воля и т.д.) и духовной, составляющей специфические особенности человека, исключительно сложные по своему составу, выражающиеся в моральных, эстетических, религиозных переживаниях. Первая сфера- сфера рассудка, уступает место второй сфере- области разума, как совершенно особой и отдельной.
Роль искусства в процессе формирования духовных основ у младших школьников
Формирование духовных основ ребенка начинается еще в раннем детстве под целенаправленным воздействием родителей и педагогов как в результате самого целостно-духовного внутреннего мира личности взрослого, так и при непосредственном педагогическом воздействии. Следует помнить, что недуховной личности не существует, поскольку "дух" и "душа" являются важнейшими составляющими сущности человека. Однако в случае ^сформированной у ребенка созидательно-альтруистической идеологии существует возможность для формирования идеологии разрушительно-эгоистической, содействующей нарушению духовной целостности личности. В связи с этим, на современном этапе развития общества, семьи и школы, несомненно, актуализируется проблема духовного воспитания детей. Положение усугубляется тем, что в современных социально-экономических условиях неизбежно обостряется вопрос: в каком направлении будет развиваться наше общество? Какие тенденции станут определяющими для него: творчески-созидательные или же разрушающие?
В настоящее время в нашей стране прежние системы ценностей и представлений, служившие основой идеологии общества и воспитания детей разрушены, а новые находятся в процессе формирования. Сложившаяся система образования ориентирована, прежде всего, на развитие интеллектуальных способностей ребенка, что само по себе, очень важно. Однако немаловажным для становления полноценной личности является развитие у ребенка с самых ранних лет интереса к самопознанию, что позволит ему разобраться в том, что есть добро и зло, максимально раскрыть свои творческие потенции, проникнуться красотой мира, его гармонией и постичь их высший смысл. Это позволит ребенку познать не только себя, но и других людей, что является залогом успешного социального взаимодействия человеческого сообщества. В целях этого необходимо расширять нравственные и эмоционально-эстетические горизонты детей, взращивая прекрасные и возвышенные чувства, направляя мир фантазии последних в сферу общечеловеческих идеалов и ценностей.
Именно необходимость реализации вышеназванных задач и определяет введение в учебный план таких предметов, как «Этика», «Эстетика» «Мировая художественная культура» и др., вычленяя из целостной картины мира отдельные подходы. Целостная картина мира опирается на жизнь как непреходящую и самую главную ценность. При этом ценностью выступает не только общее понимание жизни, как явления Вечности, но и конкретное единичное ее воплощение с момента зарождения в неповторимой индивидуальности человеческого существа, глубоко взаимосвязанного со всеми остальными формами Жизни - Вселенной, Природой, Родом человеческим, родителями своим собственным беспредельно постигаемым внутренним миром.
Ценность искусства, как явления духовной культуры, состоит в том, что оно, в отличие от науки, отражает мир целостно, в многообразии жизненных проявлений законов мира, "конкретно-чувственно" и представлено единством Истины, Добра и Красоты. Формирование духовных основ предполагает осознание ребенком единства, лежащего в основе окружающей действительности. Оно включает в себя приобщение школьников к мировой культуре как отражению всеобъемлющей духовности.
Духовную жизнь и личность с ее неповторимым внутренним миром Э.В.Соколов считает жизненным центром культуры. Являясь одним из мощнейших источников духовного развития, искусство отражает уровень культуры общества и выполняет в его развитии свои функции. По утверждению Б.Неменского, социальная функция искусства состоит в познании мира через сущностный, эмоционально-ценностный опыт, который, как говорит художник, просто неуловим: "проходит сквозь пальцы" - даже сквозь предельно тонко построенные психологические тесты. "Социальная роль искусства, - пишет Л.А.Закс, - есть как раз его натуральная роль в качестве необходимой подсистемы культуры, точнее, духовной культуры"(64.21). Л.Закс считает, что искусство является объектом относительно самостоятельной потребности, особой духовной ценностью и целью людей. Акцентируя особое внимание на важнейшей роли активности самой личности в художественном образовании, Е.С.Громов отмечает, что большое искусство несет людям Истину, Красоту и Добро, но только тем людям, которые хотят и умеют получать эти высокие дары. Автор считает, что искусство является важнейшим средством формирования духовного мира индивида, его мировоззрения и мироощущения. В связи с этим, среди множественных функций искусства в системе культуры Е.Громов особенно выделяет функцию воспитательную.
На протяжении веков искусство воспринималось человечеством как сильнейшее средство воспитания, и общество всегда учитывало это в своей воспитательной политике. В данном исследовании искусство вьщелено как один из могущественных источников и способов духовного развития личности. Особо ценным в искусстве является то, что оно обращено не только к отражению, познанию внешнего мира, но и к внутреннему миру человека, его идеалам, жизненным ориентациям и ценностям. Природные и социальные объекты в искусстве охватываются в неразрывном единстве с самим субъектом, его личностным духовным миром. Искусство занимает совершенно особое и уникальное место в системе духовной культуры в силу ряда причин.
Во - первых, предметная область искусства такова, что оно отражает окружающую действительность в ее духовно- ценностном значении для человека. По словам Б.Неменского, искусство- это область, нацеленная на формирование именно "эмоционально- ценностного отношения к миру" со своей спецификой содержания и спецификой форм передачи опыта, что совершенно не идентично научной сфере познания. Искусство вносит неоценимый вклад в процесс формирования и развития духовно-нравственной личности. Приобщая ребенка к огромному человеческому опыту, искусство, по его словам, очеловечивает не назиданием, оно не дает рецепта правильного поведения, оно открывает путь к объяснению огромного, многовекового людского опыта восторга и презрения, любви и ненависти для формирования собственного опыта отношений, поисков сегодняшних "сугубо личных" критериев нравственного и безнравственного.
Разработка экспериментальной программы по формированию духовных основ у младших школьников
Кризис духовного развития общества на современном этапе не мог не отразиться на воспитательном процессе. Жизнь вносит определенные коррективы в понимание проблемы духовного воспитания подрастающего поколения. Становление в России гражданского общества, гуманизация общественной жизни, начавшийся процесс возрождения духовности, возвращение к истокам и традициям отечественной культуры, освобождение от догматических и односторонних оценок явлений искусства - все это меняет характер воспитательного процесса. Стремление использовать богатое педагогическое наследие прошлого в современной школе стимулирует создание новых программ, направленных на формирование духовности, нравственных идеалов, цельности в личности ребенка. Повышается интерес к личности ребенка, его культуре, стилю мышления и речи, способности к творчеству. Свой вклад в данное направление вносят и уроки литературы, истории, уроки эстетического цикла: музыка, изо, мировая художественная культура.
К сожалению, обстановка в современном российском обществе и народном образовании, зеркально отражающем состояние общества, крайне противоречива. Нет единого стандарта для создания целенаправленной программы духовного развития учащихся, а те немногие авторские программы, которые существуют, рассматривают проблему достаточно однобоко. В настоящее время существует порядка десяти программ, целью которых является формирование духовных основ учащихся средних школ. Из них пять -рассчитаны на младший школьный возраст. Несмотря на различные подходы, их объединяет стремление приобщить ребенка к миру общечеловеческих ценностей, воспитать определенные нравственные качества, привить стремление к духовному саморазвитию и самосовершенствованию. Рассмотрим некоторые их этих программ, наиболее близкие нам по содержанию.
Эстетико-экологическая программа "Вокруг Земли на воздушном шаре", составленная И.Белавиной и Н.Найденской.
Целью данной программы является экологическое воспитание и создание условий для формирования этических норм поведения.
Задачи рассматриваемого курса носят более образовательный характер (усвоение фенологических знаний, знакомство с разнообразием приборов, измеряющих время, усвоение экологических и географических знаний о природе отдельных континентов) и реже воспитательный (развитие нравственных качеств личности, активной позиции "я")
Основными достоинствами данного курса являются:
1) глубокая направленность на эколого-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста;
2) большое количество информации познавательного характера;
Принципы отбора содержания используемого материала не всегда ясны. Так, например, тематический принцип построения программы на протяжении всего курса не всегда сохранен. Связь между занятиями не прослеживается. К примеру, занятия, посвященные весенним месяцам прерываются уроками на тему "Австралия - музей истории планеты" и "Красная Книга Австралии", ничего общего с особенностями весны не имеющими.
Данная программа направлена на формирование системы ценностей, базирующихся на эстетико-экологическом содержании программы. Авторы считают, что программы определяется миром интересов и предпочтений младших школьников, однако мы не смогли увидеть, чем руководствовались ее создатели, когда определяли меру заинтересованности учащихся по тому или иному вопросу. Из текста программы не всегда понятно, каким образом достигаются ее основные цели.
Другая программа нравственного воспитания детей. "Новые подходы к взаимопониманию между людьми", разработанная С.А.Лялиной представляет для нас особый интерес.
Цель этой программы заключается в том, чтобы научить детей тому, как достичь мира с самим собой и другими людьми.
Основные задачи направлены на решение таких проблем как -приобщение родителей к активному участию в моральном воспитании своих детей; -приобретение детьми навыков безконфликтного разрешения противоречий; -повышение у учащихся самооценки;
Основными принципами, на которые опирается концепция программы, являются: 1) осознание единства и разнообразия человечества для решения проблем национализма, расизма, дискриминации женщин, невежества идр; 2) совмещение нравственного воспитания со всеми предметами школьного курса; 3) признание духовных качеств личности.
В программе четко прослеживается принцип тематизма. Все занятия, включенные в программу, разделены на три уровня: 1 - достижение мира с самим собой 2 - достижение мира с другими людьми 3 - достижение мира со всем человечеством.
Основные достоинства программы нравственного воспитания детей заключаются в том, что:
во - первых, ее можно использовать как отдельный предмет в школе, так и в рамках любой учебной дисциплины. Например, раскрыть тему "Служение обществу" автор предлагает на таких предметах как родная речь (постановка пьес, написание писем, выработка стратегий.) музыка (пение.) естественнонаучных дисциплинах (выращивание деревьев, цветов и уход за ними) Тему "Воля" можно раскрыть на естественных, социальных дисциплинах, на уроках родной речи, искусства, физкультуры. во - вторых, занятия могут быть как запланированными, так и ситуативными, спонтанными; в - третьих, данная программа может бать с успехом применима в домашнем воспитании; она предполагает полезные приемы, развивающие в детях дружелюбие, включает родителей и детей в совместную деятельность, доставляющую радость и удовольствие. Однако в данном курсе, на наш взгляд, существуют и некоторые недостатки, одно из которых заключается в отсутствии подробных методических рекомендаций. Приемы, используемые на занятиях, отличаются некоторой однотипностью - это беседа, слово учителя, социально-ориентированные игры. Использование искусства и приемов, связанных с различными его видами (слушание и анализ музыкальных произведений, изобразительная, вокальная деятельность, анализ произведений живописи), как одного из основных факторов воздействия на психику ребенка и его духовное становление, практически отсутствует .
В данной программе принцип учета возрастных особенностей не всегда сохранен. Уровень восприятия материала первоклассника и третьеклассника различен. Степень их заинтересованности разная. Эти моменты автором иногда упускаются. Кроме того, принципы ясности и доступности зачастую игнорируются. Так, к примеру, на уроке, посвященном любви к человечеству детям предлагается выполнить следующее задание: "закройте глаза и попробуйте увидеть все страны мира. Постарайтесь представить Китай, Россию, Японию, Индию, США.. Представьте, что все они значительно уменьшились и стали крошечными соседями друг друга. Задержите эту картинку в своем воображении на несколько секунд. Все люди мира - твои соседи. Откройте глаза. Что вы почувствовали?"
Детей помладше делят на группы , каждой из которых раздается утверждение типа :
- "что, если все нации использовали бы свои военные расходы на решение проблем голода в мире?";
- "что, если какая-нибудь денежная единица (например, доллар) стал бы использоваться как стандартная, легальная валюта в мире?";
На наш взгляд, подобные задания, предлагаемые детям шести- семи лет достаточно сложны не только для анализа, но и для их восприятия. Программа данного курса носит чисто коммуникативную, психологическую направленность. Основные ее цели заключаются в том, чтобы дети, постигнув свой внутренний мир, научились общаться с окружающими людьми. Наиболее интересной, по нашему мнению, является программа занятий по духовному воспитанию, разработанная Л.Лопатиной, М.Скребцовой и Л.Шуровой. Благодаря гуманистическому потенциалу предметов эстетического и естественнонаучного цикла достигается образовательная цель этой программы - эмоциональное и интеллектуальное обогащение личности.