Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства Шевченко Таисия Сергеевна

Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства
<
Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шевченко Таисия Сергеевна. Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ростов н/Д, 1999 172 c. РГБ ОД, 61:99-13/753-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования пространственных временных представлений у детей дошкольного возраста .

1.1 . Пространство и время - форма существования культурных ценностей .

1.2. Пространство и время как социокультурные ценности .

1.3. Психолого-педагогические проблемы развития представлений дошкольников о пространстве и времени.

Глава 2. Особенности представлений у детей о пространстве и времени, отражённых в искусстве .

2.1. Задачи и методика констатирующего эксперимента .

2.2. Пространство и время в представлениях старших дошкольников.

Глава 3 Социокультурные условия дошкольного учреждения для усвоения дошкольниками категорий пространство и время .

3.1. Задачи и методика формирующего эксперимента .

3.2. Содержание, формы организации процесса познания дошкольниками пространства и времени.

3.3. Результаты контрольного эксперимента. Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Введение к работе

Актуальность исследовант._

Современный ритм развития общества требует от человека сосредоточенности и деловитости, способности организовывать свою деятельность в пространстве с учетом временных рамок. Возникает, с одной стороны, постоянное ощущение нехватки времени, а с другой стороны, человек начинает быстро осваивать новые пространства жизнедеятельности. Проблема пространства и времени - это не только личная проблема отдельного человека, но и научная проблема, которая стала предметом изучения философии, психологии, педагогики, искусствоведения. Философы изучают время и пространство как форму бытия материи, как одни из предельно общих, фундаментальных, отражающих важные, существенные связи отношений действительности (Аристотель, В.С.Библер, Г.Г.Гадамер, Г.Гегель, Г.В.Лейбниц, Н.И.Лобачевский, А.Ф.Лосев, Н.О.Лосский, В.С.Соловьев, А.Эйнштейн и др.). Анализ философских работ позволил выделить основные свойства времени, такие как текучесть, необратимость, отсутствие наглядных форм, неповторяемость, длительность и пространства, такие как протяженность, единство прерывности и непрерывности, гомеряемость. Между этими категориями существует тесная взаимосвязь. Как отмечал Н.И.Лобачевский, свойства пространства меняются в зависимости от времени. Философские работы, выступившие методологической основой для нашего исследования, позволили сравнить и выделить неразрешенные в педагогической науке вопросы: результативность деятельности ребенка и необратимость времени, протяженность пространства и способность ребенка создавать в нем среду своей собственной деятельности. Именно эти характеристики времени и пространства, на наш взгляд, являются определяющими для воспитания и развития ребенка, но в педагогике они остаются недостаточно освещенными.

В искусствоведении категории пространства и времени рассматривались как носители исторических, социальных, культурных структур, ценностей, событий, явлений (Д.Л.Андреев, М.М.Бахтин, Е.ПБлаватская, Б.С.Лихачев, Н.К.Рерих, В.В.Розанов и др.). Авторы сходятся во мнении, что пространство является хранителем культурно — исторических ценностей, которые из прошлого через настоящее передаются в будущее время. Культура выступает вечной ценностью, существующей во времени и пространстве, в которых происходит духовное становление личности, формируется творческий опыт и ищщБидуальность. Как метко заметил Д.С.Лихачев, «...искусство становится искусством времени. Время - его объект, субъект и орудие изображения». Культура - это уникальный способ освоения человеком окружающего его внешнего и внутреннего мира. Однако в педагогической науке вопрос о восприятии ребенком времени в контексте культуры, искусства, выраженном через художественные образы, остается вне поля зрения ученых.

В психолого - педагогических же исследованиях, раскрывающих проблему восприятия произведений культуры, искусства детьми дошкольного возраста, было отмечено, что дети способны воспринимать художественные образы и средства выразительности, а также ценность, которая заключена в них (В.С.Мухина, Н.А.Дмитриева, Е.В.Квятковский, Э.П.Короткова, Б.Т.Лихачев, Б.М.Неменский, Б.П.Юсов, О.С.Ушакова, Р.М.Чумичева и др.). Осваивая ценности дети осваивают время и пространство посредством материализованных форм бытия человека. Познавая ценности культуры в определенных пространственно - временных рамках, ребенок научается соотносить память о прошлом и собственную индивидуальную память, приобретает знание о том, кто есть человек и каково его назначение на Земле, что представляет собой мир как множество связей, сущностей, вещей. П.Ф.Каптерев отмечал, что педагогика и искусство вообще изучают прошлое и настоящее и, комбинируя их известным образом, стремятся достигнуть в будущем определенного результата. Таким отделенным будущим для пе- агики явля» ребенок, способный жн - этом времени, в этом пространстве, в этом движении. Дошкольники, постигая окружающий их мир, в частности, такие категории как пространство и время, воспринимают его специфическим образом (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.М.Леуппша, Т.С.Тарунтаева и др.). Основными особенностями восприятия дошкольниками времени и пространства являются опосредованность, смешение пространственно - временных понятий, отсутствие точного речевого обозначения данных категорий, соподчиненности собственных действий, времени и пространства и др. Исследователи отмечают, что время и пространство являются наиболее сложными категориями для восприятия и понимания их детьми дошкольного возраста У детей наблюдается смешение временных рамок и время существует лишь в понятии «сейчас», а пространство в понятии «мое». Нам представляется, что, воспринимая произведение искусство «сейчас», ребенок может познать прошедшее, настоящее и будущее время жизни человека.

Многие ученые понимают детство как серьезный феномен культуры и особый период жизни человека (Б.Г.Бсзяосов, О.И.Губанов, А.ПЖелобов, Б.Г.Соколов, Ю.М.Шор, В.П.Щербаков и др.). Изучая различные характеристики детства, авторы обратили внимание на проблему отношения ребенка со временем. Они сходятся во мнении о том, что для ребенка не существует времени, он не берет ответственность за него, не пытается подчинить время себе и создает собственное пространство жизнедеятельности. Анализ философских, психолого - педагогических и искусствоведческих работ позволил обнаружить ряд противоречий между значимостью абстрактных и общих категорий времени и пространства в жизни людей и поздним приобщением детей к усвоению этих понятий не только как формы существования материж, но и как регуляторов их жизнедеятельности; между культурой как знаковым носителем исторического, социального пространства н времени и неразработанностью в педагогнческг * ке техно-< обеспечивающих до?»* -»псам ос»-- данных категорий через художественную форму как чувственное и образное их отражение. Данные противоречия определили выбор проблемы и цели исследования.

Цель исследования заключается в разработке педагогических условий, обеспечивающих формирование представлений о времени и пространстве у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования - деятельность дошкольного образовательного учреждения по формированию представлений о пространстве и времени у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс формирования представлений о пространстве и времени, отражённых в культурных ценностях.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что формирование представлений у старших дошкольников о пространстве и времени, отраженных в художественных образах и являющихся носителями культурно - исторических ценностей, возможно при соблюдении следующих условий:

-создание культуросообразного интегративного содержания программы, отражающей ценностные смыслы пространства и времени в жизни людей;

-применение игровых методик, обеспечивающих формирование у детей пространственно-временных представлений в процессе познавательной деятельности;

-использование произведений искусств - литературы и живописи как педагогических средств, раскрывающих категории пространства и времени в художественном образе;

-организация социокультурной пространственно - предметной среды, организующей жизнедеятельность ребенка в пространстве и времени.

Задачи исследования: 1.Выявить особенности представлений детей о пространстве и времени, жженных т> * пличных видах искусства

  1. Разработать содержание и методы» обеспечивающие формирование представлений о времени и пространстве, сохраняющих культурные ценности.

  2. Разработать целостную систему занятий по формированию представлений о пространстве и времени для детей 5-7 лет.

  3. разработать модель социокультурной пространственно - предметной среды, обеспечивающей формирования опыта организации собственной деятельности в определенном пространстве, регламентированном временными рамками.

Методологической основой исследования являются теория познания, обеспечивающая усвоение диалектических категорий пространства и времени; философская теория внутреннего функционального механизма культуры, с помощью которого она оказывает воздействие на человека и общество; положения философии, эстетики, психологии и педагогики о роли искусства в формировании личности и ее ценностных ориентаций; понимание художественного образа как культуросообразного педагогического средства, обеспечивающего освоение детьми культурно - исторических ценностей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в теоретическом обновлении подходов к формированию представлений о времени и пространстве у дошкольников, суть которого состоит в обозначении ценностного смысла времени и пространства в жизнедеятельности человека, отраженной в произведениях искусства; обосновании и экспериментальной апробации системы формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о времени и пространстве, отраженных в художественных образах; в разработке шггегративного культуросообразного и философского содержания программы; в разработке целостной системы занятий для детей 5-7 лет и комплексных игровых метол он формирования пространственно - временных '"представлений; в разрабо питериет> - мпки уровня сформнром о

пространственно - временных представлений.

Практическая значимость исследования заключается в экспериментальной апробации содержания программы «Ребенок в мире пространства и времени»; в создании методического обеспечения программы (конспектов занятий, подборе литературных и живописных произведений, методических рекомендаций к их применению, дидактических игр); в создании логики процесса учебно - познавательной деятельности старших дошкольников, обеспечивающей формирование представлений о пространстве и времени; в создании социокультурной пространственно - предметной среды жизнедеятельности ребенка.

Исследование проводилось в четыре этапа:

    1. этап (1994 - 1995гг.) - теоретическое изучением философской, психолого - педагогической, искусствоведческой литературы, анализ процесса обучения детей математике в детском саду, определение границ исследования, цели, объекта, предмета, разработкой рабочей гипотезы.

    2. этап (1995 - 1996гг.) - создание экспериментальной модели исследования, поэтапная разработка задач и методик исследования.

    3. этап (1996 - 1998 гг.) - апробация созданной экспериментальной модели исследования, проверка механизма формирования пространственно - временных представлений у дошкольников и первичная обработка педагогических результатов в ходе эксперимента.

    4. этап (1998 - 1999гг.) - целостное конструирование исследования, обработка полученных данных, формулирование выводов, рекомендаций и заключения.

    Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических позиций автора, разнообразием методов исследования, широким педагогическим экспериментом, проведенным н 10 дошкольных образовательных учреждениях гг.Ростова - на - Дону, Сальска, Батайска,

    Аксая (Ростовской области), Туапсе, Сочи (Краснодарского края), репрезентативностью объема и характера выборок, сочетанием качественного и количественного анализа; поддержкой материалов исследования грантом Российского гуманитарного научного фонда проекта «Экология детства» (№ 96 - 03 - 04265).

    На защиту выносятся следующие положения:

        1. Содержание программы «Ребенок в мире пространства и времени», построенное на принципе интеграции математического и культуросообразного содержания, отражающего категории пространства и времени как носителей культурных, исторических и личностных ценностей, регулирующих жизнедеятельность людей; включающего понятия «личное время», «течение моего времени», «свободное и личное пространство». Содержание программы рассматривается как средство формирования представлений о значении времени и пространства в жизнедеятельности людей, о способах их познания, формирования опыта ребенка в использовании пространственно - временных представлений в жизнедеятельности, в формировании наглядно - образного и логически - понятийного мышления.

        2. Система педагогических технологий, включающих формы организации учебно - познавательной деятельности, методы, приемы и средства формирования пространственно - временных представлений, объединенные единым целеполаганием. Основными формами организации учебно - познавательной деятельности выступили «Путешествия во время», «Путешествия в пространство», «Путешествия в мир», содержащих проектировочную, процессуальную и результативную части, Проектировочная часть реализовьшалась методами моделирования, индивидуальные и коллективные проекты, мини - эксперименты, классификация схем, соотнесение эталонов и реальности; процессуальная часть - "'ьтических и преобразуй эталон * - иГ? альтернативных сопоставительных и корректирующих приемов; результативная часть - сравнительного анализа, самоанализа, промысливания и совместной деятельности.

        3.Принципы построения социокультурной пространственно - предметной среды: гуманитарный, интегративности, диалогичности и аналогии тем реальной действительности и отражению их в искусстве. Среда представляет собой систему вещных элементов как носителей категорий пространства и времени, средств ориентации в пространстве и времени, знаков и символов, обеспечивающих предупреждение, запрет и ориентацию в пространстве и во времени, а также включает литературные и живописные произведения, отражающие пространственно - временные категории.

        Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась через опубликованные автором статьи в научно - практических и региональных научных сборниках и главу книги «Ребенок в мире культуры»; в ходе выступлений с докладами, лекциями, сообщениями на кафедре дошкольной педагогики РГПУ, на педагогических советах в Майкопском и Туапсинском пед. колледжах, на ежегодных научно - практических конференциях в РГПУ; в ходе реализации программы «Ребенок в мире пространства и времени» и методического обеспечения в дошкольных образовательных учреждениях г.Ростова - на - Дону №№ 122,18, 60, 50, 37; г.Сальска № 13, г.Батайска № 10, г.Аксая № 2, г.Сочи № 44, г.Туапсе № 8.

        Пространство и время - форма существования культурных ценностей

        В философском представлении понятие "пространство" есть всеобщая форма существования материи, характеризуемая такими свойствами, как протяженность и структурность материальных систем, обеспечивающих им сосуществование и взаимодействие. Самое общее понимание пространства и времени опирается на нага непосредственный эмпирический опыт. Понятие пространства возникает как из характеристики отдельно взятого тела, всегда имеющего протяжённость, так и из факта внеположности множества сосуществующих объектов, имеющих разное пространственное положение. В математическом понятии "пространство" есть множество объектов, между которыми установлены отношения сходные по своей структуре с обычными пространственными отношениями - окрестности, расстояния и т.п. В словаре С.И.Ожегова дается несколько дефиниций "пространства": объективная реальность, форма существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом; промежуток между чем-нибудь, место, где что- то вмещается; поверхность. Всеобщие свойства пространства протяженность, единство прерывности и непрерывности.

        Культурный же контекст понятия "пространство" в нашем исследовании понимается как форма, содержащая культурно-исторические ценности, отраженные в произведениях искусства и переходящие по траку времени в пространство жизни ребенка благодаря его активным чувственным индивидуальным способам действий, направленных на постижение ценностей.

        Время относится к числу философских категорий - понятий предельно общих, фундаментальных, отражающих самые важные, самые существенные связи и отношения действительности и познания. Время возникает как из сравнения различных состояний одного и того же объекта, который в результате длительности своего существования неизбежно меняет свои свойства, так и из факта сменяющейся последовательности разных объектов в одном и том же месте. В словаре С.И.Ожегова понятие "время" имеет несколько трактовок: объективная форма существования бесконечно развивающейся материи; продолжительность, длительность чего-либо, измеряемая секундами, минутами, часами. Время, таким образом, тоже есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами, как длительность, последовательность смены состояний, текучесть, связь с движением, необратимость, отсутствие наглядных форм, "его не видно и не слышно". По мнению профессора астрономии Козырева, время в точности никогда не повторяется, необратимость времени заключается в том, что прошлое через настоящее соединяется с будущим. Он доказал, что в вечности нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего - все просто есть. Подтверждение этой мысли мы находим в «Тайной доктрине» Е.П.Блаватской, где она пишет, что время есть лишь иллюзия, создаваемая последовательными чередованиями нашего сознания. Она утверждает, что на Земле ничто не имеет истинной, реальной длительности, ибо ничто изменений,

        Само слово "время" происходит от древнерусского "веремя", что означает "врашенис". Прошедшее, настоящее и будущее время связаны между собой таким образом, что они не могут поменяться местами. Свойство необратимости времени, его г екания в одном направлении есть выражение вечного развития природы и общества по восходящей линии, от СТП"! новому.

        Время - форма последовательной смены явлений и состояний материи. Оно характеризует длительность бытия явлений и состояний материи, а пространство характеризует структурность и протяженность материальных систем. Время и пространство имеют объективный характер, вне и независимо от нашего сознания, неотделимы от материи, неразрывно связаны с ее движением и друг с другом. Восприятие же и познание их - лишь отражение в нашем сознании реально существующего времени и пространства.

        Понятия «время» и «пространство» стали предметом изучения физиков и математиков (Л.Брауэр, Г.Вейль, Р.Декарт, Евклид, Н.И.Лобачевский, И.Ньютон, Пифагор, А.Эйнштейн и др.), философов (Д.Л.Андреев, Аристотель, Гегель, Э.В.Ильенков, М.А.Марутаев, Б.М.Кедро, Н.К.Рерих, Г.В.Розанов, В.И.Столяров, А.П.Шепгулин и др.), биологов (В.И.Вернадский, Н.Н.Моисеев, Ю.Б.Молчанов, Л.Пастер и др.), культурологов (В.С.Библер, Е.В.Квятковский, М.С,Каган, Д.С.Лихачев, ММид, ЭА.Орлова, А,Н.Серов и др.). Время и пространство как научные проблемы интересовали ученых разных эпох, времен и цивилизаций. О пространстве и времени говорили уже античные мудрецы, которые представляли себе пространство в виде различным образом натянутой струны, т.е. с разной степенью напряжённости, сгущенности и разряжённости. Мудрость древних отвергала чистое, пустое и абсолютно однородное пространство: она брала его со всеми теми моментами плотности, кривизны и пластической фигурности, которые только спустя многие века научная мысль стт- считать присущими самим телам, а ж занимающими ими пространству

        Пространство и время как социокультурные ценности

        Культура - феномен многогранный, сложноорганизованный, полифоничный. Она существует в единстве и многообразии, обусловленных пространственно-временными параметрами, которые порождают разнообразие жизненных форм, включает не только художественный, но и научный, идеологический потенциал поколений, как ныне живущих, так и от нас уже ушедших. Культура - разносторонняя, сложноорганизованная, полифункциональная и динамическая целостность. В философской и искусствоведческой литературе сложился разнообразный взгляд на культуру: это и модель жизни человека (М.С.Каган), и социальная память человека (Ю.Б.Борев), и форма одновременного бытия и общения людей, и всеобщность духовного образа жизни человека, и самодетерминация индивида в горизонте личности, и из-обретение «мира впервые» (В.С.Библер), и определенный способ и поле деятельности человека (В.С.Семенов), и система ценностей и универсальная технология (Э.С.Маркарян), и культурная ценность, направляющая духовную и практическую деятельность человека (Э.В.Соколов), и самоорганизующаяся система духа, любовь, красота несущие в себе тонкую и высоко вибрационную энергетику (Н.К.Рерих), и процесс сохранения, поддержания, развития и совершенствования жизни - индивидуальной и рода человеческого (Ю.А.Жданов). Культура есть не только оппозиция по отношению к «натуре», природе, но и категория, вписывающаяся в более богатую и сложную категориальную систему «природа - общество - человек - деятельность - культура». Можно продолжить перечислять различные трактовки понятия «культура», но это не является предметом нашего исследования. Мам хотелось подчеркнуть, что культура как феномен жизни человека не только транслирует ценности поколениям, но и сама является еловечег-ь ценностью. Именмп ша по ? отделить биологическое, физическое в человеке и его социокультурное духовное. З.Фрейд отметил, что культура обозначает всю сумму достижений и институций, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и служащих двум целям; защите человека от природы и урегулирование отношений между людьми. Он считает также, что та или иная страна достигла высот культуры, если в ней, все что касается использования человеком земли и защиты его от сил природы, тщательно и целесообразно обеспечено - обращено на пользу человека. Одно ив основных, особых требований, предъявляемых культурой - красота, чистоплотность и порядок как ценности, регулирующие жизнь человека. Они обеспечивают человеку наилучшее использование пространства и времени, экономят его психические силы.

        Характерной чертой культуры является уважение к высшим формам психической деятельности, к интеллектуальным художественным достижениям и забота о них, к ведущей роли, которую она отводит значению идей в жизни человека. Одной из важных черт культуры является то, что она выступает способом, регулирующим отношения людей между собой, то есть социальные отношения и ценности. М.М.Бахтин рассматривает культуру в целом как познание, нравственность, искусство, определяющие границы временного и пространственного существования ценностей. Он указывает, что культура является некой пространственной целостностью, имеющей собственную внутреннюю территорию, но по его образному выражению, ее «границы проходят повсюду». Современная философия рассматривает культуру как способность каждого к осознанию своего предназначения в жизни и способность к анализу того, что с ним происходит, это то, что позволяет личности и обществу опираться на общечеловеческие, универсальные нормы и ценности. Культуру можно символически представить как крест, где точка пересечения вертикали и горизонтали - »то "рг»есечение истории и ш. щего, ин г --и дуальной судьбы с су 1 человечества, вечного и сиюминутного. Исходя из понимания культуры как вертикально - горизонтального пересечения времени и пространства, ценностей и событий, людей и природы, можно констатировать факт, что и категории времени и пространства являются не только формой существования материи, духовных ценностей, но и сами выступают ценностями в жизни человека. Они регулируют его жизненный цикл, организуют его жизнь, направляют деятельность на достижение цели, упорядочивают и гармонизируют отношения с миром. В связи с тем, что объектами нашего исследования выступают представления детей о времени и пространстве, обратимся к осмыслению понятий «время» и «пространство» как ценности.

        Русский философ Н.А.Бердяев подчеркивал: «В культуре происходит великая борьба вечности со временем, великое противление разрушительной власти времени. Культура борется со смертью, хотя бессильна победить ее реально. Ей дорого увековечение, непрерывность, преемственность, прочность культурных творений и памятников» (18, 249). Во взаимодействии с миром человек накапливал свой исторический и культурный опыт, овладевая пространством и преодолевая временные барьеры, обустраивал свою жизнь и свое личное пространство, тем самым творил свой, человеческий, культурный мир. Этот мир сейчас представляет перед нами в виде мифов, преданий и сказаний, эпоса, в которых мы можем различать следы древнейших, культурных представлений и сопереживать древнему человеку в его поисках истины, смысла и ценностей.

        Ценность выступает как важность и значимость чего-либо для человека. Ценности, вовлеченные в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальной жизнедеятельности, определяют состояние жизни человека в том времени и в том пространстве, в котором он находится. Проблема ценностей нашла широкое освещение в работах философов (Б.Г.Ананьев, В.А.Василенко О.Г.Дробннцкий, А.Г.Здравомые л

        Л.Н.Стояович, В.П.Тугаринов и др.); в работах психологов (К.А.Абульханова Славская, Л.С.Выготский, Л.П.Буева, И.Б.Котова, АН. Леонтьев, Д.Н.Узнадзе и др.); педагогов (А.В.Бондаревская, С.В.Петерина, Е.А.Подольская, В.В.Сериков, Р.М.Чумичева, Е.Н.Шиянов и др.). С точки зрения философской науки, ценности - это обособившиеся в ходе развития самой истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы (В.П.Тугаринов). С точки зрения Р.Г.Кетхудова - это общественное свойство предметов и явлений объективного мира, служащее удовлетворению человеческих потребностей. Л.Н.Столович понимал ценность как духовный смысл личности, обеспечивающий ему ориентацию в деятельности, активности, направленности. С точки зрения Б.Г.Ананьева, ценность - это общественная функция, определяющая роль, статусность, структуру и свойства личности. Исходя из этого, мы видим, что ценности являются субъективной характеристикой личности, а также определяют специфику деятельности человека и отношений с окружающим миром. Ценность всегда содержат в себе определенные смыслы, позволяющие личности осознать свое поведение, свое место и позицию в жизни. Ценностные смыслы служат для оценки и выбора объектов, явлений природы, общества. Ценности относятся как к отдельным событиям, явлениям, культуре, так и к субъекту, осуществляющему различные виды творческой деятельности. Они определяются в процессе оценки личностью того или иного объекта. Ценности находят свое отражение в произведениях искусств, где объектами оценки выступают разнообразные состояния человека и природы, модели поведения людей, образы их мыслей.

        Задачи и методика констатирующего эксперимента

        Анализ научной литературы по исследуемой нами проблеме, результаты которого были изложены в первой главе, показал возможность и необходимость формирования у детей старшего дошкольного возраста системных представлений о времени и пространстве как культурных ценностях жизни человека. На наш взгляд, искусство выступает средством развития у детей представлений о времени и пространстве, которые формируются под влиянием окружающей действительности. Это позволяет сформулировать цель констатирующего этапа эксперимента, которая состоит в изучении особенностей представлений детей о времени и пространстве, отраженных в произведениях искусств, и организации педагогического процесса, обеспечивающего их формирование.

        Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи: 1. Выявить особенности представлений дошкольников о времени и пространстве как формах существования реальных объектов и явлений и их художественных образов, отраженных в литературных и живописных произведениях. 2. Установить особенности понимания содержания культурных ценностей, отраженных в пространственно - временных искусствах. 3. Изучить особенности организации условий в дошкольных учреждениях по усвоению детьми пространства и времени.

        Поставленные задачи решались посредством следующих методов: рисуночного теста, тестовых заданий, игр, наблюдения, беседы с детьми по составленным рассказам о времени и пространстве, анализ продуктов детской деятельности, анкетирования, мини - сочинения.

        Констатирующий эксперимент проводился в три этапа - первый поз и ил выяснить особенности представлений о пространстве и времени у детей как форме существования реальных объектов; второй - изучить особенности представлений о пространстве и времени, отраженных в художественных произведениях; а третий - изучить представления педагогов об особенностях организации условий в дошкольных учреждениях, обеспечивающих формирование опыта ориентации детей в пространстве и во времени.

        Рисуночный тест "Нарисуй себя в прошлом, настоящем и будущем". Цель: выявить умение ребенка устанавливать связь между видами времени и собственной жизнью, определить уровень понимания необратимости времени. Процедура проведения: ребенку дается установка нарисовать себя в полный рост в различные временные отрезки. По содержанию рисунка провести беседу: Какое время ты изобразил первым (вторым, последним)? Какой ты в это время? Можешь ли ты снова стать младенцем? Результаты оцениваются следующим образом: правильно установил связь и последовательность временных отрезков с собственным возрастом и деятельностью - 3 балла, высокий уровень; допустил ошибку в определении временной последовательности, не изобразил свою деятельность в этот временной отрезок - 2 балла, средний уровень; не установил взаимосвязь между течением времени и собственной жизнью -1 балл, низкий уровень.

        Тест - задание «Придумай рассказ о времени и о себе». Цель: определить особенности понимания ребенком вида времени и его текучести, а также места ребенка в определенном времени и пространстве. Процедура: детям дается задание составить рассказ о себе в прошлом, настоящем и будущем времени. Оценка: высокий уровень - понимает, что время течет и изменяется, изменяется и образ жизни ребенка, то пространство, в котором он действует; средний уровень - допускаются ошибки в определении вида времени, с помощью педагога устанавливается зависимость между временем, пространством и собстй пой деятельностью; низкий уровень - г п яется в определении вида времени и определении себя в нем.

        Игра "Чем мы измеряемЦель: определить особенности представлений ребенка об измерительных приборах и способы их применения. Процедура: педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением бегущих спортсменов, работы закройщика в ателье, деятельности продавца в продовольственном магазине и подобрать необходимые для работы данным людям приборы (секундомер, часы, календарь, линейка, сантиметр, весы, ложка, стакан, банка и т.д.). Беседа об отобранных приборах: 1. Назови отобранные приборы. 2. Из чего они состоят? 3. С какой целью используются? 4.Чем они значимы для человека (для тебя)? 5.Как используют их в своей деятельности изображенные на картинках люди? (показать).

        Задачи и методика формирующего эксперимента

        Целью формирующего этапа эксперимента являлась разработка социокультурных и педагогических условий формирования представлений о категориях «пространство» и «время» (реального и отраженного в произведениях искусства) у старших дошкольников и опыта организации деятельности и общения с учетом их характеристик.

        На формирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи: 1. Разработать культуросообразное содержание парциальной программы «Ребенок в мире пространства и времени», отражающее ценностные смыслы пространства и времени в жизни людей. 2. Создать развивающие технологии (формы организации познавательной деятельности, игровые методы и приемы), обеспечивающие формирование у детей пространственно - временных представлений посредством произведений литературы и живописи. 3. Создать социокультурную пространственно - предметную среду как одно из условий формирования пространственно - временных представлений у детей и опыта организации их жизнедеятельности с учетом характеристик времени и пространства.

        Формирующий эксперимент строился в три этапа: -проектирующий, связанный с разработкой содержания программы «Ребенок в мире пространства и времени» и развивающих технологий; -развивающий, связанный с апробацией содержания и методов, формирующих представления детей о времени и пространстве; -средовый, обеспечивающий формирование опыта построения собственной деятельности с учетом пространственно - времен? характеристик.

        Усвоение философских понятий, относящихся к наиболее сложным отраслям человеческого знания, опирается на чувственный опыт и житейские представления, которые складываются уже в дошкольном возрасте. В нашем исследовании представлено содержание программы «Ребенок в мире пространства и времени», которое принципиально отличается от аналогов комплексных программ, в которых имеются разделы по математическому развитию, содержание понятия «пространство» и «время». Новизна созданной нами программы состоит в том, что она опирается на культурно - исторические теории Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева и Э.В.Ильенкова и теорию развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина Это позволило нам раскрыть перед дошкольниками ценностные смыслы пространства и времени, познакомить с их отличительными признаками как реально существующими, так и отраженными в произведениях литературы и живописи. Содержание программы раскрывает значимость пространства и времени в их собственной жизнедеятельности и направлено на формирование опыта организации деятельности, общения, взаимодействия и способности отражать его через собственные состояния, ощущения в художественно - эстетических видах деятельности. Программа построена на междисциплинарном, гуманитарном подходе, который раскрывает систему взаимодействий культуры, природы и социума, а объединяющим их элементом выступают многочисленные знаки времени и пространства. Именно они являются социальным и культурным средством, обеспечивающим коммуникации людей в пространстве и времени. Данная программа является составляющей программы математического развития детей «Ребенок в мире математических знаков», которая в свою очередь является компонентом комплексной программы «Экология детства» (научный руководитель - доктор пед.наук, профессор Р.М.Чумичева), кцдержа?- рантом Российского п пного ш фонда (№96-03- 04265). В нашем исследовании прошла апробацию программа как полностью, так и ее часть, связанная с формированием у детей представлений о пространстве и времени.

        Основная иель программы «Ребенок в мире пространства и времени» - создать условия для формирования у детей представления о времени и пространстве как формах существования материи в реальном предметом мире и их отражении в произведениях искусства; развития способностей организовывать свою жизнедеятельность с учетом пространственно - временных отношений.

        Исходя из цели, задачами программы являются . 1. Формировать у детей представления о значении в жизнедеятельности людей пространства и времени, знаках и символах их выражения. Формировать у детей представления о понятиях «время» и «пространство», значении их в жизнедеятельности людей, особенностях отражениях в произведениях искусства. Обеспечить осознание ребенком ценности времени и пространства в собственной жизни. 2. Развивать умения оперировать знаниями о способах познания пространства и времени; находить способы познания, различения времени и пространства как реальной действительности, так и отраженной в произведениях искусства. 3. Обеспечить условия для формирования опыта ребенка в использовании знаков и символов пространства и времени как средств регуляции отношений в социуме. Создать условия для формирования опыта организации собственной жизнедеятельности с ориентацией на конкретные характеристики времени и пространства. 4. Развивать умственные способности - находить зависимости и закономерности, владеть планомерным и расчлененным восприятием, обобщенными формами мышления (обобщать предметы и действия, использовать обобщеш; чение с наков и символов) и ми логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия). 5.Формировать общеучебные умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения в начальной школе - выделять главное, вскрывать общее и особенное, формулировать гипотезы на основе наблюдения, опыта, самостоятельного применения знания к решению практических задач, осуществлять самоконтроль: находить ошибки. программа «Ребенок в мире пространства и времени» представлена следующими блоками: «Знаки времени и пространства для меня», «Время и пространство в жизни людей», «Время и пространство природы», «История, время и пространство».

        Блок "Знаки времени и пространства для меня ". «Время». Сформировать у детей представления о величинах и единицах их измерения: время - час, минута, секунда, дни недели, месяц, год. Научить способам использования измерительных приборов - секундомер, часы, календарь, значимости и бесполезности, ценности и антиценности для человека ("Делу - время, потехе - час", "Семь раз отмерь, один раз отрежь"), а также определение зависимости меры величины и состояние человека (высокая температура - человек болен, затратил меньше времени и достиг хорошего результата - получил положительную оценку и эмоцию). Вводить в опыт ребенка способы самостоятельного выбора меры как символа жизнедеятельности, который говорит о вкусе, достаточности, потребности, необходимости, качестве (размер одежды соответствует моим размерам, много соли изменяет качество пищи и т.п.). Ввести понятие "личное время", научить способам его планирования и рационального использования для осуществления деятельности и регулирования отношений; научить устанавливать зависимость, "течение" моего времени от моих интересов, желаний, чувств, действий и т.п.

        Похожие диссертации на Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства