Введение к работе
Актуальность исследования. Задача гуманизации школы, приобщения молодежи к духовнім ценностям, выработанным человечеством за всю историю его существования, определяется сегодня как одна из главных в деле реформы образования.
Решение этой задачи самым непосредственным образом касается учреждений искусства и, в первую очередь, - художественных музеев, играющих значительную роль в повышении эстетической культуры людей разных возрастных категорий.
Специфика музея - в его демократичности, в возможности воспитательного воздействия на все категории и группы населения. Однако у многих в наши дни вызывает тревогу факт противоречия между массовостью и эффективностью педагогической работы музеев. В связи с этим, перед художественными музеями встал вопрос: каким образом, сохраняя демократичность, не допустить подмены подлинно глубокого эстетического восприятия произведения простой информацией о нем?
Очевидно, что создание даже самых идеальных условий для восприятия искусства само по себе еще не приводит к достаточному воспитательному эффекту. Отсутствие эстетической вое припмчивости сводит "на нет" усилия музея во воспитанию зрителя. Создается ситуация, когда действует лишь объективный фактор /внешние условия для восприятия/, в то время как фактор субъективный, - потребность самого субъекта в восприятии, - отсутствует. Иными словами, из педагогического процесса изшлается личность воспитуемого с ее мотивами и установками, с ее отношением к искусству.
История музейно-просветительной работы показала, как художественные музеи постепенно начинали осознавать роль этого субъективного фактора, то есть необходимость все более активного воздействия на зрителя в плане его эстетического развития. Речь, в данном случае, идет о наличии предкоммуникативной /предварительной/ фазы художественного восприятия, которую связывают с формированием эстетического отношения или с психологической установкой личности на восприятие искусства. Роль установки в восприятии искусства в последние десятилетия привлекает особо пристальное внимание советских эстетиков и искусствоведов /М.С.Каган,і М;В.Потапова, С.Х.Раппопорт, А.ГЛолокуа/. На формирование такой установки у зрителя, на наш взгляд, должны быть направлены основные воспитательные усилия музея. В настоящем исследовании рассматриваются педагогические
особенности формирования установки на восприятие искусства у детей младшего школьного возраста /от 6 до 10 лет/, средствами музейной экскурсии. .
Художественное развитие детей младшего возраста - это область педагогической работы музеев, содержание которой в настоящее время находится в стадии формирования. Сегодня уже ни у кого из специалистов не возникает сомнений в необходимости раннего приобщения детей к восприятию искусска /В.В.Лло.~сееЕа, B.C.Мухина, Б.М.Неменский, Б.П.Юсов и др./.
В настоящее время в Государственном з»«агажв, Государ.:;ванной Третьяковской галерее, ШИП I'M.А.С.Пушкина проведены исследования, направленные на формирование «єїодичєскех основ работы художественного музея с детьми младе-зго возраста /Е.Н.Конухова, Н.Л.Куль-чинская, О.Л.Некрасова-Каратеева/. Безусловно, они имеют большое значение для музейной практики. Научная и практическая значимость этих исследований заключается в том, что они впервые выявляют и обосновывают педагогические условия, обеспечивающие эффективность эстетического развития личности музейными средствами, предлагают систему методических приемов, способствующих успешности обучения. Тем не менее, остаются нерассмотренными еще многие психолого-педагогические аспекты этой актуальной области музейной педагогики. Так, современные музеи до сих пор не располагают теоретически обоснованными и проверенными на практике программами экскурсионной работы с начальной школой. А, между тем, экскурсия остается наиболее традиционной и популярной формой работы музея со школьниками.. Это обусловлено многими факторами. Во-первых, ни музейная изостудия, ни музейный кружок не в состоянии охватить своим педагогическим воздействием сколько-нибудь значительную часть школьников, существуя лишь на правах экспериментальной лаборатория при музее. Ощутимые результаты при большей массовости, очевидно, может дать систематическая экскурсионная работа с детьми. При этом наибольшей эффективностью обладает цикловая система экскурсионной работы, дающая возможность наиболее полно реализовать принципы непрерывности и преемственности обучения. Во-вторых, »экскурсия, в отличие от лекции, это всегда восприятие подлинника, а роль подлинника в обучении трудно переоценить. И, наконец, в-третьих, педагогически правильно понятая и построенная экскурсия обучает навыкам словесного выражения зрительных в эмоцяональ-
і і
ных впечатлений, развивает способность к самостоятельному суждепию, прививает культуру межличностного общения.
Особое педагогическое значение экскурсия приобретает применительно к младшему возрасту как первоначальному этапу становления личности, во многом определяющему ее последующее развитие. Это требует основательной разработки содержания экскурсии,ее методики. В то же время, в экскурсионной работе с младшими школьниками беседа о произведении часто стоится на общепознавательном, а то и вовсе упрощенно-описательном принципе. Собственно искусство становится не столько непосредственным объектом восприятия и переживания, сколько поводом для разговора на темы, не имеющие к нему прямого отношения. Таким.образом, в стороне остается задача художественного развития, что в большой степени и обуславливает указанное противоречие между усилиями музея, направленными на обучение детей, и их педагогической эффективностью. Становится очевидным, что необ- , ходима экскурсионная методика иного типа, в основе которой лежит развивающая направленность обучения. Подобного типа экскурсию мы можем назвать развивающей, а ее цель обозначить как формирование установки на восприятие искусства.
Сказанное определило тему исследования - "Экскурсия в художественном музее как средство формирования установки на восприятие искусства у младших школьников".
Таким образом, актуальное ть темы настоящего исследования определяется:
повышением роли эстетического воспитания в процессе формирования личности,
усилением педагогической функции художественных музеев,
необходимостью теоретического обоснования методических принципов художественного воспитания младших школьников в условиях музейной экспозиции,
необходимостью поисков форм и методов музейно-просветитель-ной работы, сочетающих в себе демократичность, массовость с высокой педагогической эффективностью.'
Объект исследования - экскурсионная работа художественного музея с младшими школьниками.
Предмет исследования - педагогический процесс формирования установки на восприятие искусства у младших школьников средствами музейной экскурсии.
Цель исследования - повышение эффективности экскурсионной работы художественных музеев путем обоснования педагогических особенностей музейной экскурсии с младшими школьниками.
Задачи исследования:
на. основе критического обобщения опыта работы художественных музеев с младшими школьникгш определить задачи и содержание экскурсионной работы современного худоаеотвегшого музея с &??ч возрастом;
раскрыть понятие педагогической установки на воспршггио произведений изобразительного искусства;
раскрыть роль музейной экскурсии развивающего типа в процессе формирования установки на восприятие искусства у младших школьников;
проанализировать педагогические особенности цикла экскурсий развивающего типа с младшими школьниками в условиях экспозиции Государственного Русского музея.
В качестве рабочей гипотезы мы выдвинули следующее
предположение: .
Разрешение противоречия между принципом демократичности, массовости экскурсионной работы художественных музеев и ее педагогической эффективностью возможно при соблюдении следующих условий:
1. Работа художественного музея со зрителем не должна ограни
чиваться образовательными целями; она должна быть направлена на
решение задач психолого-педагогического характера, в частности,
на развитие способности к художественному восприятию;
-
Систематическое и целенаправленное обучение художественному восприятию в условиях музея необходимо начинать в младшем школьном возрасте;
-
Главной целью музейно-педагогической работы музея с детьми младшего школьного возраста должно быть формирование у них установки на восприятие искусства, что означает психологическую готовность, внутреннюю настроенность на переживание художественного образа;
-
Методика педагогического процесса, направленного на формирование у детей установки на восприятие искусства,должна иметь развивающий характер и основываться на возрастных особенностях младших школьников;
-
Наиболее эффективной формой реализации указанной педаго-
гической пег-з должны стать экскурсионные циклы развивающего характера на йхспозецел художественного музея.
Методологической основой исследования служили теоретические положения советских психологов, эстетиков и педагогов по психологии художественного восприятия (Н.Н.Волков, Л.С.Выготский, М.С.Каган, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, П.М.Якобсон и др.), по теории и методике эстетического воспитания (А.В.Бакушинский, П.П.Блонский, А.В.Луначарский, Н.И.Романов, СІТ.Шацкий, В. В. Алексеева, Г. В. Лабу некая, Б.М.Неменский, Б.П.Есов), по возрастной психологии и теории обучения (Б.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, В.С.Мухина, М.В.Осорина.Д.Б.Эль-' ко{лш).
Методы исследования включали изучение опыта работы отечественных и зарубежных музеев с детьми, анализ литературы по вопросам музейно-просветительной работы (материалы научных конференций, научно-методическая литература), педагогический эксперимент, а также методы наблюдения, беседы и опроса в процессе экскурсионной практики.
Исследование проводилось с 1979 по 1989 год. Основной базой исследования служили экспериментальные занятия с воспитанниками младших групп изостудии Калининского района г.Ленинграда, цикловые экскурсии с группами детей младшего возраста на экспозиции Государственного Русского музея, а также циклы беоед "Азбука искусства" для младших школьников в лектории Русского музея и в Центральном лектории г.Ленинграда. Все перечисленные практические занятия, экскурсии и лекционные циклы проводились автором настоящего исследования.
В результате исследования подтвердилась гипотеза о том,что содержанием работы художественного музея с младшими школьниками должно быть формирование установки на восприятие искусства, обеспечивающей наибольшую эффективность учебно-воспитательного'процесса на его последующих этапах. Система цикловых экскурсий развивающего типа, предложенная автором настоящего исследования, действительно содействует формированию эстетического отношения и познавательной активности в изучении искусства.
Научная новизна и теоретически значимое ть исследования:
- дано развернутое теоретическое обоснование содержания
художественно-воспитательной работы с младшими школьниками в условиях музейной экспозиции;
раскрыто понятие педагогической установки на восприятие искусства, а ее формирование определено как педагогическая цель работы художественного музея с младшими школьниками;
раскрыта роль музейной экскурсии развивающего типа в процессе формирования установки на восприятие искусства у младших школьников;
показаны педагогические особенности экскурсионных циклов развивающего типа и их большие? воспитательное значение;
предложены разнообразию методы организации педагогического процесса формирования установки на восприятие искусства в му-зейно-экскурсионной работе с младшими школьниками.
Практическая значимость исследования. Предложенная автором методически разработанная и экспериментально проверенная система цикловых экскурсий развивающего типа может быть испо.льзована в работе отделов эстетического воспитания художественных музеев, руководителями изостудий, а также учителями начальных классов общеобразовательной школы,при разработке программ и пособий для занятий с младшими школьниками.
Достоверность научных выводов исследования обеспечивается вариативностью методики педагогического эксперимента, его продолжительностью. Обоснованность и достоверность полученных результатов подтверждается на практике в процессе проведения цикла контрольных экскурсий с детьми младшего возраста по залам Русского музея, занятий по восприятию искусства с младшими группами двух изостудий г.Ленинграда, а также лекций-бесед "Азбука искусства" для школьников 2-4-х классов в лектории Русского музея и в Центральном лектории, которые в течение восьми лет посетило около 5000 детей. Все перечисленные практические занятия, лекции и экскурсии проводились автором настоящего исследования и научными сотрудниками Государственного Русского музея.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе методических консультаций и рекомендаций для экскурсоводов Русского музея, научных сотрудников художественных музеев РСФСР, учителей и воспитателей групп продленного дня общеобразовательных школ Ленинграда и Ленинградской области. Основные поло- яения исследования были изложены автором' на конференции, посвя-
щенной итогам научно-исследовательской работы Государственного Русского музея за 1981 год, на республиканской конференции "Роль художественных музеев в эстетическом воспитании учащихся" (Архангельск, 1979), на Всесоюзной конференции "Музей и дети" (Ташкент, 1982), на конференции "Произведение искусства в учебно-воспитательном процессе" (ЛГЇЇИ им.А.И.Герцена, Ленинград, 1985), на Всесоюзной конференции "Роль художественных музеев в эстетическом воспитании подрастающего поколения" (Ленинград, 1986), на Республиканской конференции "Комплексная-программа эстетического воспитания населения: пути разработки и реализации" (Москва, 1987), на заседаниях Научно-методического Совета Государственного Русского музея.
Внедрение. На основе данного исследования автором были подготовлены методические рекомендации для музейных сотрудников "Методика экскурсионной работы о младшими школьниками в художественном музее", для учителей начальных классов "Принципы методики бесед об изобразительном искусстве с младшими школьниками", программа занятий по восприятию искусства для младших групп изостудий, а также методические разработки экскурсионных и лекционных циклов. Результаты исследования используются при чтении лекций на курсах повышения квалификации учителей, научных сотрудников музеев Российской Федерации МК РСФСР, в экскурсионной и лекционной работе сотрудников Русского музея.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.