Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы социальной адаптации младших школьников средствами искусства 12
1.1. Сущность и содержание социальной адаптации младших школьников 12
1.2. Факторы социальной адаптации и дезадаптации младших школьников 30
1.3. Возможности искусства в социальной адаптации младших школьников 50
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по социальной адаптации младших школьников средствами искусства 67
2.1. Состояние социальной адаптации младших школьников в современных условиях 67
2.2. Организация педагогического процесса социальной адаптации младших школьников средствами искусства 83
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по социальной адаптации младших школьников средствами искусства 103
Заключение 127
Библиографический список 131
Приложение 149
- Сущность и содержание социальной адаптации младших школьников
- Возможности искусства в социальной адаптации младших школьников
- Состояние социальной адаптации младших школьников в современных условиях
- Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по социальной адаптации младших школьников средствами искусства
Введение к работе
Актуальность исследования. Проблема социальной адаптации младших школьников в современных условиях приобретает все большую остроту. Усложнение социальной среды, стремительный темп жизни общества, обилие противоречивой информации, снижение воспитательного потенциала семьи негативным образом сказываются на процессах социализации и социальной адаптации детей, поскольку они наиболее подвержены влиянию факторов окружающей среды. В последние годы многие исследователи (Т.Д. Молодцова, 1997; Г.С. Голошумова, 2003; О.А. Белобрыкина, 2005 и др.) констатируют интенсивное увеличение числа детей с нарушениями поведения, общения, психосоматическими заболеваниями, вызванными трудностями адаптации к социальным условиям. Нередко источником нарушения адаптации является школа - высокие учебные нагрузки, возрастающие требования к социальному статусу школьника (В.Е. Каган, 1984; Ы.Г. Лусканова, 2000; Г.Ф. Кумарина, 2002 и др.). Поэтому необходимость поиска и внедрения эффективных средств, педагогических технологий, развивающих адекватные адаптивные возможности, обеспечивающие успешную адаптацию детей в новых социальных условиях, в том числе в условиях образовательною пространства школы, является весьма актуальной.
Социальная и учебная адаптация младших школьников находятся в центре внимания многих наук: педагогики (Ш.А. Амонашвили, Г.А. Белова, Е.Д. Гранкина, Е.А. Кудрявцева, И.П. Подласый, Е.А. Ямбург и др.), психологии (А.В. Петровский, И.А. Агафонова, М.Р. Битянова, Г.А. Дорофеева, М.Е. Зеленова, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько и др.), медицины (Г.В. Бородина, СМ. Тромбах, Л.А. Жданова, О.Ю. Кочерова, А.А. Солнцев и др.), физиологии (М.М. Безруких, Н.В. Дубровинская и др.) и др. Причины нарушений адаптации, типы дезадаптивного поведения, пути профилактики и коррекции дезадаптации школьников исследовали Б.Н. Алмазов, С.А. Бели-чева, Н.В. Вострокнутов, Ж.М. Грозман, А.К. Мункоев, Р.В. Овчарова, АЛО. Потанина, В.Г. Степанов и др. Несмотря на то, что социальная адаптация
младших школьников широко изучается представителями разных наук, среди ученых до сих пор нет единого мнения о ее сущности, содержании, механизмах и критериях успешности.
Одним из эффективных средств социальной адаптации младших школьников является музыкальное искусство во взаимосвязи с другими видами искусства.
Способность искусства оказывать гармонизирующее влияние на человека, целостно, разносторонне воздействовать на личность и гуманистически ее преобразовывать отмечали древнегреческие мыслители (Пифагор, Аристотель, Платон), немецкие философы (Кант, Гегель, Шиллер), отечественные исследователи (Л.Г. Заховаева, О.А. Кривцун, Г.И. Кубанцева, А.Н. Малю-ков, Л.Н. Столович).
Значительный вклад в научное осмысление и обоснование роли искусства в социализации и воспитании детей, духовном творческом развитии личности ребенка внесли известные педагоіи и психолоіи: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Не-менекий, А.А. Мелик-Пашасв. Важную роль музыкального искусства в развитии личности младшею школьника подчеркивали Э.Б. Абдуллин, Ю.А. Алиев, Г.П. Серіеева, Л.В. Школяр и др. Взаимосвязь музыки с друїими видами искусства, проблему интеграции искусств в обучении и воспитании младших школьников исследовали Л.В. Горюнова, И.В. Кошмина, Н.А. Те-рентьева, Н.П. Шишлянникова, Б.П. Юсов и др.
Идеи использования музыкального искусства в улучшении адаптации детей и подростков, профилактике и коррекции различных форм дезадаптации содержатся в работах Г.С. Голошумовой, С.А. Ермоловой, В.И. Петру-шина, Г.С. Тараскиной.
В контексте изучаемой проблемы особый интерес у нас вызвали исследования в области арттерапии и артпедагоіики, ориентированные на выявление возможностей искусства в преодолении тревожности, агрессивности, коммуникативных затруднений у детей и подростков, развитии их личност-
ного потенциала, способностей к самопознанию и самореализации (Л.С. Бру-силовский, Т.Д. Добровольская, Л.И, Комиссарова, И.Ю. Левченко, Л.Д. Лебедева, Е.А. Медведева, I МО. Сергеева, СВ. Шушарджан и др.).
В исследовании воспитательного потенциала различных видов и жанров искусства Бурятии мы опирались на работы педагогов, этнографов и искусствоведов: О.И. Куницына, А.Н. Манхеевой, З.И. Пазниконой, СБ. Самбуе-вой, И.И. Соктоевой, Л.С Танхасасвой и др. Вопросы ознакомления детей с искусством народов Забайкалья, особенности воспитания и обучения школьников в условиях поликультурной среды Республики Бурятия отражены в исследованиях Т.Д. Замбаловой, З.Б. Лопсоновой, Г.С. Малуновой, Е.В. Номо-гоевой, В.И. Солодухина, Т.К. Солодухиной, С.А. Харитоновой. Теоретические и методические аспекты включения бурятского национального искусства в содержание программ общеобразовательных школ рассматриваются в работах Т.Е. Будаевой, О.И. Пазникова, С.А. Павловой и др.
Вместе с тем анализ научной литературы свидетельствует о недостаточном теоретическом осмыслении и методическом обеспечении процесса социальной адаптации младших школьников средствами искусства, отсутствии педагогических исследований, раскрывающих возможности искусства Бурятии в данном процессе.
В настоящее время в педагогической теории и практике существует ряд противоречий между:
- наличием психолого-педагогических представлений о возможностях
использования искусства в процессе адаптации школьников и неразработан
ностью педагогических условий для их реализации в образовательном про
странстве современной школы;
- необходимостью повышения качества и эффективности процесса соци
альной адаптации младших школьников в современных условиях и неразра
ботанностью в научно-методическом плане педагогических технологий, учи
тывающих этнокультурные особенности среды как объективного фактора
адаптации;
- возможностями дисциплин эстетического цикла в улучшении социаль
ной адаптации младших школьников и недостаточной профессиональной и
личностной готовностью педагогов к их реализации в педагогической дея
тельности, отсутствием программ подготовки педагогов в этом направлении.
Из указанных противоречий вытекает проблема исследования: каковы педагогически целесообразные условия социальной адаптации младших школьников средствами искусства?
Актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность избранной проблемы послужили основанием для выбора темы исследования: «Социальная адаптация младших школьников средствами искусства».
Цель исследования - выявить, обосновать и реализовать комплекс педагогических условий социальной адаптации младших школьников средствами искусства,
Объект исследования - процесс социальной адаптации младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия социальной адаптации младших школьников средствами искусства.
Гипотеза исследования - социальная адаптация младших школьников средствами искусства может быть успешной, если:
между педагогом и учащимися устанавливаются субъект-субъектные отношения;
организовано эмоционально насыщенное общение с искусством на основе сотрудничества, совместного художественного творчества педагога и учащихся;
учитываются этнокультурные особенности среды жизнедеятельности детей;
обеспечивается соответствующая подготовка учителей к реализации возможностей искусства.
В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования сформулированы основные задачи:
обобщить современные теоретические положения о сущности, содержании и факторах социальной адаптации младших школьников;
определить возможности использования искусства в социальной адаптации младших школьников на основе анализа философской, педагогической, психологической литературы, современных концепций музыкального, художественного образования;
изучить состояние социальной адаптации младших школьников в условиях современной школы;
выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективной адаптации младших школьников средствами искусства.
Методологическую основу исследования составляют важнейшие философские положения об общественной сущности человека, о социальной детерминации формирования личности; психолого-педагогические теории формирования и развития личности, организации деятельности, связи деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выютский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн); концепции гуманистической педагогики и психологии (Ш.А. Амонашвили, А. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский); теории социализации и социальной адаптации школьников (М.Р. Битянова, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, Н.А. Ямбург); концепции музыкального и художественного образования, воспитания личности ребенка искусством (Д.Б. Кабалевский, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Пеменский, Л.В. Школяр, Е.Д. Критская, М.С. Красильникова и др.); идеи интеграции и синтеза искусств в художественном образовании (В.В. Ванслов, О.А. Куревина, Н.А. Терентьева, П.II. Шишлянпикова, Б.П. Юсов).
Для решения задач и проверки шпотезы был использован комплекс взаимопроверяющих и взаимодополняющих методов исследования: анализ философской, социолоіичсской, психолог о-педаюгической, искусствоведче-
ской, учебно-мстодичсской литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение опыта в области художественного образования и воспитания; опрос учителей музыки и начальных классом; наблюдение; диагностические методы (социометрический опрос, анкетирование, тестирование учащихся); опытно-экспериментальная работа, анализ ее результатов.
Базой научного исследования явились: школы К» 2, № 4, школа-гимназия JS|» 14 г. Улан-Удэ, школы № 1, № 2 с. Хоринск Республики Бурятия, школа выходною дня БГУ. Всего на различных этапах исследования было охвачено более 700 человек, среди которых в опытно-экспериментальной работе принял участие 271 школьник.
Основные этапы исследовании:
На первом этапе (1999-2000 гг.) осуществлялся подбор и теоретический анализ философской, социологической, психолою-педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования с целью выявления сущности социальной адаптации и факторов ее успешности, определения возможностей искусства в адаптировании личности. Были определены объект, предмет, цель, основные задачи, рабочая гипотеза, методолоіия и методика исследования.
На втором этапе (2000-2001 гг.) проводились констатирующее исследование социальной адаптированности младших школьников, обработка и систематизация эмпирических данных, анализ опыта работы школ Республики Бурятия по обеспечению адаптации учащихся; разрабатывалась методика формирующею эксперимента.
Па третьем этапе (2001-2003 гг.) был организован и осуществлен формирующий эксперимент. Экспериментальная работа сопровождалась проверкой и уточнением гипотезы исследования, теоретических выводов и положений.
На четвертом этапе (2004-2006 гг.) проводились количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы, систематизация и обобщение полученных данных, оформление диссертации; разрабс-
тывались методические рекомендации для учителей школ и преподавателей вузов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:
- уточнено содержание понятия «социальная адаптация младших
школьников»;
выявлены и систематизированы факторы, влияющие на протекание процесса социальной адаптации младших школьников;
определены критерии и показатели социальной адаптации младших школьников;
показаны педагогические возможности искусства в оптимизации социальной адаптации младших школьников на уроках музыки и во внеурочное время;
расширены содержание, формы и методы работы учителя по обеспечению социально-педагогической адаптации младших школьников;
выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия эффективной социальной адаптации младших школьников средствами искусства.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- разработана карта-характеристика изучения процесса социальной
адаптации младших школьников;
обновлено содержание уроков музыки с учетом этнокультурных особенностей Республики Бурятия;
разработан и апробирован цикл интегрированных уроков, основанных на взаимосвязи музыки, детской литературы и изобразительного искусства;
составлена и реализована программа спецкурса для студентов - будущих учителей начальных классов и музыки, способных обеспечить педагогическое руководство социальной адаптацией младших школьников с опорой на возможности искусства.
Материалы исследования могут быть использованы в образовательной работе школ, гимназий, центров дополнительною образования, системе повышения квалификации педагогических кадров, процессе подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности.
Обоснованность и досіоверность результаюв исследовании обусловлены теоретическим анализом и обеспечены использованием комплекса методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; объемом выборки объектов эксперимента и временем его проведения; результатами опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результати исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы в школах г. Улан-Удэ и с. Хоринск Республики Бурятия; публикаций учебно-методических пособий, статей и тезисов по проблеме исследования; обсуждений результатов работы на заседаниях кафедры педагогики начального и дошкольного образования, кафедры психологии детства Бурятского госуниверситета. Основные положения диссертации прошли апробацию на международных научно-практических конференциях (г. Улан-Удэ, 2003, 2004), республиканских и региональных конференциях (г. Улан-Удэ 2002, 2003, 2004, 2005, 2006; г. Иркутск, 2003). Разработанные диссертантом задания-практикумы применяются в оріанизаіши педагогической практики студентов факультета начальною образования БГУ. Материалы исследования включены в курс лекций, семинарские и лабораторные занятия по возрастной и педагогической психологи, психолого-педаюгичсскому практикуму. На основе результатов исследования разработан спецкурс «Психолог о-педаюі ические основы процесса социальной адаптации младших школьников средствами искусства», который читается студентам БГУ.
На защиту выносятся следующие положении:
1. Социальная адаптация младших школьников представляет собой процесс активною освоения ими социальной среды, овладения формами пове-
дения, направленными на гармонизацию отношений с окружающими и собственное развитие в данной среде.
Искусство как часть духовной культуры общества и средство социализации обладает значительными педаюгическими возможностями (воспитательными, коррекционно-развивающими), которые способствуют повышению эффективности процесса социальной адаптации младших школьников. Искусство содействует всестороннему развитию личности, гуманизирует учебно-воспитательный процесс начальной школы, что создает условия для успешной адаптации учащихся в школе и, как следствие, адаптации в широком социуме.
Эффективность социальной адаптации младших школьников средствами искусства связана с реализацией следующих педагогических условий: учет школой особенностей этнокультурной среды жизнедеятельности детей; направленность учебно-воспитательного процесса на развитие личности младших школьников и значимых в процессе социальной адаптации качеств (активности, коммуникабельности, толерантности и др.); установление субъект-субъектных отношений между учителем и учащимися; организация эмоционально насыщенного общения с искусством на основе сотрудничества, совместного художественного творчества учителя и учащихся; подготовка педагогов к использованию возможностей искусства в социальной адаптации младших школьников.
Объем и струкгура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, библиографического списка и приложений. Текст иллюстрирован 8 таблицами, 2 схемами и 9 рисунками. Библиографический список включает 228 источников на русском и иностранном языках.
Сущность и содержание социальной адаптации младших школьников
Перед тем как приступить к анализу сущности и содержания социальной адаптации, рассмотрим понятие «адаптация», являющееся общим по отношению к социальной адаптации.
Впервые термин «адаптация» применил немецкий физиолог Луберт в 1865 году для характеристики феномена приспособления чувствительности органов слуха и зрения к воздействию адекватных раздражителей. В дальнейшем это понятие использовалось в биологии, где постепенно стало одним из центральных, наряду с такими основными биологическими категориями как «наследственность», «воспроизведение», «изменчивость» и «развитие». В общебиологическом смысле адаптация рассматривается как приспособление строений и функций организма, его органов и клеток к изменившимся условиям внешней среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомео-стаза, стабильности, равновесного психического состояния организма с окружающей средой, благодаря чему обеспечиваются нормальная работоспособность и максимальная продолжительность жизни организма в различных условиях окружающей среды. Биологические механизмы адаптации раскрыты в работах Н.А. Бернштсйна, Ч. Дарвина, Ж. Ламарка, Г. Спенсера и др. Следует отметить, что адаптация отражает всеобщее свойство живой материи приспосабливаться к условиям среды и присуща растениям, животным, людям. В настоящее время биологическая адаптация достаточно хорошо изучена, но продолжает быть в центре внимания ученых.
В двадцатом веке границы применения термина «адаптация» значительно расширились. Наряду с биологами феноменом адаптации заинтересовались физиолоіи, философы, социологи, психологи, педагоги и представителч других наук. Адаптацию как приспособление организма помимо биологии рассматривают такие науки, как физиология и медицина. Однако каждая из них определяет эту категорию исходя из своей специфики.
Значительный вклад в изучение физиологических механизмов процесса адаптации внесли выдающиеся отечественные физиологи И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, П.К. Анохин. Их исследования доказали, что в ответ на действие среды адаптивные реакции обеспечиваются не отдельными органами, а определенным образом организованными и соподчиненными между собой функциональными системами.
Изучением медико-биологических и физиолоіических аспектов адаптации занимались В.П. Казначеев, Ф.З. Меерсон, В.М. Стригин и другие. Особенности адаптации детского организма исследовали А.И. Баркан, СМ. Громбах, Л.А. Жданова, А.А. Солнцев, О.Ю. Кочерона и другие медики и физиологи.
Особый интерес в контексте нашей проблемы вызывают работы физио-лоюв А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой (1982), Д.В. Колесова (1987), в которых затронуты вопросы адаптации детей и подростков к учебным нагрузкам. Ученые выявили, что организм детей и подростков благодаря лабильности функциональных систем довольно быстро адаптируется к широкому кругу самых разнообразных воздействий внешней среды. По вместе с тем еще не вполне сформировавшийся оріанизм не всегда способен адекватно реагировать на сильные продолжительные воздействия, что нередко приводит к функциональным расстройствам, а затем и заболеваниям. По мнению Д.В. Колесова, при обучении в школе наиболее чувствителен к воздействию различных неблагоприятных факторов возраст 6-9 лет и период полового созревания, когда психофизиологическое развитие наиболее интенсивно. А.Г. Хрипкова и М.В. Антропова в результате исследований пришли к выводу, что процесс адаптации к учебной нагрузке «протекает тем быстрее и при меньшем функциональном напряжении всех систем (ЦІ 1С, эндокринной, сердечно-сосудистой, обмена веществ), чем в большей мерс в организации учебной деятельности и режима дня учтены возрастные анатомо-физиологические особенности детей» (4, с. 219). Подобные суждения содержатся в работах М.М. Безруких, СП. Ефимовой {1997, 1998), B.G. Воинова (2002) и других ученых, занимавшихся исследованием проблемы адаптации детей к обучению в школе.
В отличие от биологии и физиологии в социальных и психолого-педагогических науках понятие «адаптация» используется сравнительно недавно. В данных науках адаптация изучается применительно ко всему населению, коюрте эмигрантов, семье, учащимся, различным социальным группам и общностям. Обилие литературы сопровождается и многообразием точек зрения на ее сущность и содержание. Например, в ряде научных работ адаптация рассматривается как: - приспособление, ответная реакция на изменение среды (И. Калайков, 1984; М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, 1998); - форма, средство гармонизации взаимодействия личности и среды (В.Ю.Верещагин, 1988); - функция развития, процесс, характеризующий развитие личности (П.С. Кузнецов, 1991); - этап в самореализации личности, направленный на присвоение социальных норм и ценностей (Г.А. Дорофеева, 2001).
Мы рассматриваем адаптацию как органичную составляющую развития человека в окружающей природной, социальной и культурной среде.
Адаптация включает биологический, физиологический, психологический и социальный уровни. Пели на биологическом и физиологическом уровнях адаптация понимается как уравновешивание оріанизма со средой, то на психологическом и социальном уровнях она означает не только процесс приспособления к изменяющимся условиям социума, но и приспособление внешних условий потребностям личности. А.А. Налчаджан (1988), Л.Л. Шпак (1991), Э.Ц. Мусаева (1996) и другие ученые сходятся во мнении, что в процессе социальной адаптации личность приспосабливается к социальной среде, а также в силу своей активности преобразовывает её.
Итак, рассмотрев взгляды ученых на адаптацию в целом, переходим непосредственно к рассмотрению социальной адаптации, так как именно она является предметом изучения данного параграфа. Социальная адаптация относится к разряду междисциплинарных научных понятий. Поэтому для получения целостного представления о ее сущности мы сочли необходимым рассмотреть это понятие с точки зрения разных наук, не ограничиваясь рамками только лишь педагогического подхода.
Социальной адаптации посвящено значительное количество научно-исследовательских работ в области философии и социологии (В.Ю. Вереща-і ин, Л.Д. Глоточки», J1.A. Гордон, И. Калайков, Л. Матулене, И.А. Милосла-вова, К.В. Рубчевский, СП. Татарова, Л.Л. Шпак, Г.И. Царегородцев и др.). В них раскрываются сущность, структура социальной адаптации, анализируются факторы, определяющие ее течение и результаты. Социальная адаптация в этих работах представлена как процесс вхождения личности в социальную среду, освоения ее норм, правил, ценностей, новых социальных ролей л позиций. При этом исследуются такие разновидности социальной адаптации, как производственная, профессиональная, досуювая, бытовая, социокультурная, социально-политическая, адаптация к коллективу и др.
Возможности искусства в социальной адаптации младших школьников
Искусство представляет собой одну из древнейших форм человеческой деятельности, духовной активности человека. Первоначальные продукты художественного творчества людей датируются временем позднего палеолита (40-20-е тысячелетия до н.э.). По мнению М. Лифшица (1993), Г. Голошумо-вой (2002), изначально искусство возникло как необходимая разновидность приспособительной деятельности первобытного человека, как первая форма познания мира, направленная на его освоение. Многие ученые отмечают, что уже при своем возникновении искусство осуществляло несколько социальных функций: служило средством познания окружающего мира; являлось формой общения между людьми, способом выражения их мыслей, чувств, желаний и стремлений; доставляло человеку эстетическую радость, развивало творческие способности. С момента возникновения искусство являлось своеобразным институтом социализации.
В настоящем параграфе мы рассмотрим возможности искусства в социальной адаптации младших школьников. Но в реальности существует не искусство вообще, а живопись, литература, музыка, хореография, кино и прочие виды искусства.
В эстетике представлены разные классификации искусств. Первый принцип классификации основан на делении искусств на пространственные, временные и пространственно-временные. К пространственным относят живопись, графику, скульптуру, архитектуру и прикладные искусства (гобелены, вышивки и т.д.), к временным - литературу и музыку, к пространственно-временным - танец, театр, пантомиму, балет, цирк, эстраду. Следующий принцип классификации - принцип соотношения понятийности, изобразительности и выразительности. Изобразительными видами принято считать живопись, графику, скульптуру, фотоискусство, выразительными - архитек- t туру, музыку, танец. По особенностям рецепторного восприятия (третий принцип классификации) различают искусства слуховые, зрительные и пространственно-слуховые. К слуховым относят музыку, декламацию, к зрительным - все изобразительные искусства, архитектуру, к пространственно-слуховым - театр, балет. Все три принципа классификации условны. Так, например, литературу можно отнести одновременно к изобразительным видам искусства и выразительным. Живописный образ помимо изобразительности несет в себе выразительное начало, а музыка может обладать таким свойством, как картинность, т.е. не лишена изобразительности. Такая условность і дает возможность развиваться синтезу искусств (Е.В. Золотухина-Лболина, 1995; П.И. Кубанцева, 2001).
Как бы разные виды искусства ни отличались друг от друга, они образуют единую область художественного освоения мира человеком, являются гранями единого целого, именуемого искусством. Общность, существующая между различными видами искусства, обусловлена их происхождением, единством социальных задач и функций, художественно-образной природой, приемами и законами построения.
Во все времена ученые, философы, психологи, педагоги, писатели, ху- дожники, музыканты стремились осмыслить сущность искусства, определить его специфические особенности, место в жизни общества, роль в воспитании детей. Большие возможности музыки, театра, живописи и воздействии на духовный мир человека, на формирование его личности были замечены еще в древности. В научной литературе содержатся сведения об осознанном и целенаправленном использовании воспитательной функции искусства в эпоху появления первых государств. В это время возникли первые теории воспитания общества средствами искусства. В литературе по эстетике отмечается, что в Древней Греции, Китае, Индии искусство рассматривалось как эффективное средство воздействия на человека. В Древней Греции большое значение придавали изобразительному искусству, театру, музыке. В галереях выставляли скульптуры, олицетворявшие блаюродные человеческие качества, полагая, что, созерцая их, человек впитывает все лучшее, что отражают прекрасные изваяния. С помощью театра формировалось мировоззрение народа, проповедовались определенные идеи. Музыка в Древней Греции воспринималась как триединство «мусиче-ских искусств» - поэзии, танца и собственно музыки, и считалась одним из самых могущественных средств воздействия на духовный мир человека. Греки думали, чго музыкальный ритм и гармония приучают к упорядоченности в движениях, в мыслях, в эмоциях и в деятельности. В древнегреческих школах для свободных детей музыка входила в число обязательных учебных дисциплин и занимала по значимости третье место после грамматики и гимнастики.
Широко использовалась музыка и в Древнем Китае. «Музыка была неотъемлемой составной частью всей жизни, частью философской, космологической и религиозной картины мира китайцев на протяжении нескольких тысячелетий, одинаково - порывом души и продуктом ума» - пишет отечественный музыкотерапевт, искусствовед, врач и музыкант СВ. Шушарджан (219, с. 114). В китайской музыке музыкальный лад, именуемый пентатоникой, базируется на пяти тонах, соответствующих пяти первоэлементам природы (земля, металл, дерево, оюнь, вода), которые в свою очередь соответствуют пяти органам человека (селезенка, легкие, печень, сердце, почки). В этом древние китайцы видели гармонию музыки с природой. Они полагали, что посредством музыки, воздействия определенных тонов, установления связи между звучанием музыкальных инструментов, вибрациями различных органов человеческого тела и колебаниями космоса, можно привести человека в состояние гармонии с природой, лечить его душевные и физические расстройства. Следует заметить, что бурятская национальная музыка также ос нована на пентатонике. Природа музыки понималась в Древнем Китае кал единство пяти добродетелей - человечности, справедливости, воспитанности, предусмотрительности и искренности. Китайцы считали музыку одним из лучших средств перевоспитания людей и изменения их обычаев, рассматривали ее как средство гармонизации развития общества и личности.
Первые научные идеи о роли искусства в развитии личности высказывали древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон, Демокрит, Гераклит и другие. В период средневековья проблемы воздействия искусства на душевное состояние человека и вопросы музыкальной эстетики интересовали ученых-мыслителей Средней Азии ал-Кинди, Абу-Наср-Фараби, Абу-Али Ибн Сипа. Работы этих ученых сыграли большую роль в развитии взглядов на сущность и назначение искусства. В последующие годы в области философии, эстетики, психологии и педагогики были накоплены разнообразные и обширные исследования, рассматривающие большие возможности искусства в социализации и воспитании личности.
Для того чтобы определить роль искусства в социальной адаптации личности, обратимся только к некоторым исследованиям прошлых лет.
Громадную социальную роль искусства признавали древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон. Они рассматривали искусство, в том числе и музыкальное, как средство гармонического развития личности. По их мнению, музыка устанавливает порядок во Вселенной, утверждает гармонию личности с окружающим природным миром, восстанавливает нарушенную гармонию в человеческом теле. Иными словами музыка способствует адаптации человека в природном и социальном мире. Пифагор, первый общепризнанный теоретик музыки, большое значение придавал «эвритмии - способности человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности - пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своею рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого» (155, с. 10).
Состояние социальной адаптации младших школьников в современных условиях
Теоретическое исследование позволило нам определить сущность и особенности социальной адаптации младших школьников, основные факторы, влияющие на ее течение и результат, возможности искусства, способствующие данному явлению. На основе теоретических и методических положений, изложенных в первой главе, была составлена программа опытно-экспериментальной работы. Ее цель состояла в выявлении педагогических условий, обеспечивающих эффективное применение искусства для социальной адаптации младших школьников, а также проверке вышеизложенных теоретических положений. Для достижения намеченной цели требовалось решить ряд задач: - определить критерии и уровни социальной адаптации младших школьников; - разработать методику изучения процесса адаптации младших школьников; - на основе выявленных адаптационных возможностей личности школьников разработать и экспериментально проверить содержание деятельности учителя по развитию адаптационного потенциала личности школьников средствами искусства; - создать методическое обеспечение процесса реализации педагогических условий адаптации младших школьников средствами искусства.
Опытно-экспериментальная работа была организована следующим образом. На констатирующем этапе эксперимента мы изучили состояние социальной адаптации младших школьников в современных условиях. На этом этапе осуществлялось диагностическое исследование учащихся по определению уровня их адаптированности; собиралась информация о некоторых факторах адаптации (например, семьях учащихся, опыте социальных контактов до поступления в школу и др.); анализировался уровень подготовленности учителей по вопросам социальной адаптации школьников. На формирующем этапе эксперимента происходила апробация и проверка эффективности разработанных форм, методов и содержания работы по социальной адаптации школьников средствами искусства, обработка и анализ результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.
Интеграция знаний о сущности социальной адаптации и ее особенностях в младшем школьном возрасте позволила нам наметить подходы к определению критериев и уровней социальной адаптации младших школьников. С приходом в школу первоклассник должен овладеть учебной деятельностью, От ее продуктивного выполнения зависят ею эмоциональное состояние и межличностные отношения. С поступлением в школу изменяется социальное окружение ребенка, усложняется система социальных отношений. В целом система школьных связей учащихся начальных классов распадается на две группы: отношения учеников друг к другу и отношения между учениками и педагогом. В первые дни обучения в школе контакты между первоклассниками носят случайный или формальный характер, но по мере того, как ученики втягиваются в учебную жизнь, совместно выполняют отдельные поручения и играют на переменах, устанавливаются личные и деловые отношения, определяется тип контактов между отдельными учениками. Школа предъявляет особые требования к взаимоотношениям учащихся, к их поведению: необходимо считаться с мнением одноклассников, согласовывать свои поступки с правилами и традициями, принятыми в школе, осваивать нормы поведения в образовательном пространстве. На начальном этапе обучения начинают складываться отношения с учителем, в значительной степени определяющие социальную адаптацию учащихся. Младшие школьники должны понимать статус учителя, осознавать его специфическую позицию и свое положение ученика.
На основании теоретического анализа литературы мы выделили сферы жизнедеятельности младшего школьника, приспособление к которым необходимо на данном возрастном этапе. Это овладение навыками учебной деятельности, приобретение дружеских контактов с одноклассниками и установление доверительных отношений с учителем, формирование адекватного поведения. Немаловажное значение имеет эмоциональное состояние ученика, отражающее его удовлетворенность пребыванием в школе, общением с одноклассниками.
Каждый из этих критериев имеет свои показатели, отражающие различные стороны социальной адаптации младших школьников. Первый критерий «эффективность учебной деятельности» характеризуется тремя показателями: первый показатель - «отношение к учебной деятельности», второй показатель - «уровень познавательной активности и самостоятельности», третий показатель - «уровень активности и самостоятельности в художественно-творческой деятельности». Второй критерий «усвоение общественных норм поведения» оценивается по четвертому показателю «соблюдение правил поведения в школе». Третий критерий «социальная активность» - по пятому показателю «общественная активность в делах класса». Четвертый критерий «успешность социальных контактов» определяется по двум показателям: шестому «взаимоотношения с одноклассниками» и седьмому «отношения с учителями». Последний пятый критерий - «эмоциональное благополучие» основывается на восьмом показателе «эмоциональное состояние».
На основании разработанных критериев и показателей была составлена карта-характеристика исследования социальной адаптации младших школьников, позволяющая дать количественную оценку не только отдельных сторон адаптации, но и в целом определить ее уровень. Количественная оценка производилась на основании балльных характеристик отдельных поведенческих реакций. Каждый из названных показателей представлен пятью позициями от 1 до 5 баллов. Формы поведения, оценипаемые в 5 бшиюв, отражают высокий уровень адаптации, в 4 балла - средний уровень, в 3 балла - низкий уровень. Формы поведения младших школьников, оцениваемые в 2 и 1 балла, свидетельствуют об отсутствии адаптации.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по социальной адаптации младших школьников средствами искусства
После завершения формирующего эксперимента в экспериментальных и контрольных классах был проведен контрольный срез. Анализ полученных результатов позволил нам проследить динамику изменений уровня социальной адаптации младших школьников и оценить эффективность проделанной работы. (Сводная ведомость результатов исследования дана в приложении 1).
Обратимся первоначально к анализу экспериментальных данных, характеризующих уровень школьной мотивации и отношение младших школьников к учебной деятельности, которые мы выявили по методике Н.Г. Лускано-вой и наблюдениям за учащимися на уроках. В соответствии с методикой Н.Г. Лускановой учащимся были заданы 10 вопросов, характеризующих их отношение к школе, урокам, учителю и одноклассникам. Данная методика позволяет выявить следующие уровни школьной мотивации: высокий уровень мотивации; хорошую школьную мотивацию; положительное отношение к школе и н&чичие внешней мотивации; низкий уровень мотивации; негативное отношение к школе. Из таблицы видно, что до начала эксперимента большинство учащихся экспериментальных и контрольных классов проявляли положительное отношение к школе и учебной деятельности. Вместе с тем, 32,9% и 32,8% учащихся школа привлекала больше внеучебными сторонами. 4,3% и 3,1% учащихся посещали школу неохотно, были равнодушны к учебной деятельности. После проведения формирующего эксперимента в экспериментальных классах ситуация изменилась. Количество школьников с высоким уровнем мотивации, проявляющих прилежание и старательность в учебной деятельности, увеличилось в два раза. Примерно во столько же сократилось число школьников с внешней мотивацией. Учащихся с низким уровнем школьной мотивации, равнодушных к учебной деятельности не выявлено. В контрольных классах существенных изменений не произошло.
В экспериментальных классах позитивные перемены наблюдаются и по такому показателю, как «уровень познавательной активности и самостоятельности». Испытуемые отличаются любознательностью, склонностью к приобретению новых знаний, проявлением заинтересованного отношения к окружающему миру. На уроках они легко вступают в диалог с учителем и одноклассниками, охотно делятся впечатлениями о художественных произведениях, свободно высказывают свое мнение, проявляют интерес к мнениям и суждениям друїих. На уроках и во внеурочное время школьники стремятся самостоятельно выполнять учебные задания, а при возникновении затруднений они не боятся обращаться за помощью к учителю и одноклассникам. Контрольный срез не выявил в экспериментальных классах учащихся с низким уровнем познавательной активности и самостоятельности, при выполнении заданий постоянно нуждающихся во внешней стимуляции. В контрольных классах количество таких учащихся составило 8,4%. Повышению уровня познавательной активности и самостоятельности в экспериментальных классах способствовали: нетрадиционные формы проведения уроков, моделирование проблемных ситуаций, установление межпредметных связей между уроками музыки и другими учебными дисциплинами начальной школы.
Результаты контрольного среза отражают также преимущество экспериментальных классов в проявлении активности и самостоятельности в художественно-творческой деятельности. Количество школьников, обладающих творческой активностью, самостоятельностью и ярко выраженной эмоциональностью составляет 35,0%, а в контрольных классах - 22,9% (до эксперимента 14,3% и 18,3% соответственно). Большинство учащихся экспериментальных (39,3%) и контрольных классов (39,7%) проявляют эмоциональную отзывчивость, интерес, желание включиться в художественно-творческую деятельность, но иногда затрудняются в выполнении заданий. Количество школьников, которые положительно относятся к художественно-творческой деятельности, но малоинициативны, малоэмоциональны и часто затрудняются в выполнении заданий, в экспериментальных классах сократилось с 33,6% до 25,7%, в контрольных - с 35,9% до 29,8%. Учащихся, проявляющих поверхностный интерес к художественно-творческой деятельности, не эмоциональных, не способных к самостоятельности в экспериментальных классах не выявлено (до эксперимента их было 13,5%). В контроль»іых классах количество таких школьников уменьшилось с 9,9% до 7,6%.
Результаты опытно-экспериментальной работы можно проследить и в изменении взаимоотношений младших школьников с одноклассниками и учителями. Остановимся вначале на анализе результатов социометрического обследования учащихся.