Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Историко-теоретический анализ иссле дований основ духовно-нравственной культуры младших школьников в контексте педагогики искусства 17
1.1. Воспитание музыкой как педагогическая проблема в культурно-историческом аспекте 17
1.2. Сущность и основные компоненты духовно-нравственной куль-туры младших школьников 41
1.3. Концептуальная модель формирования основ духовно-нравствен-ной культуры младших школьников 65
Выводы по первой главе 84
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по реализа ции модели формирования основ духовно-нравст венной культуры младших школьников средствами музыкального искусства 86
2.1. Технологии обучения как средство формирования духовно-нрав-ственных качеств личности младшего школьника 86
2.2. Программно-методическое обеспечение процесса духовно-нрав-ственного воспитания обучающихся 101
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формирова-нию основ духовно-нравственной культуры учащихся 1-4 классов 119
Выводы по второй главе 151
Заключение 153
Список использованной литературы 157
- Сущность и основные компоненты духовно-нравственной куль-туры младших школьников
- Концептуальная модель формирования основ духовно-нравствен-ной культуры младших школьников
- Программно-методическое обеспечение процесса духовно-нрав-ственного воспитания обучающихся
- Анализ результатов экспериментальной работы по формирова-нию основ духовно-нравственной культуры учащихся 1-4 классов
Сущность и основные компоненты духовно-нравственной куль-туры младших школьников
С древних времён музыка и музыкальное искусство привлекалось для воспитания подрастающих поколений. Значение музыки определялось всеобщими задачами воспитания, которые диктовала каждая эпоха по отношению к детям разных классов, обществ и сословий. Зарождение и развитие школьного музыкального образования в России нельзя представить без обращения к истокам школьного образования в Древней Греции. Античный идеал всесторонне образованного человека был сформирован еще с гомеровских времен. Так, описанный в «Иллиаде» главный герой – Ахилл обладает военными, спортивными, медицинскими, ораторскими и музыкальными умениями – необходимым, по мнению древних, кругом знаний, который стал основой концепции enkykliospaideia, что в переводе с античного означало обучение по всему кругу знаний.
Музыка Древней Греции сохранилась до наших дней в небольших фрагментах. Она представляет собой надписи, высеченные на камнях, каменных колоннах и т.д. Для музыкального письма греки использовали буквы финикийского и греческого алфавитов. О музыкальной культуре древней Греции можно судить и по произведениям живописи, и изобразительного искусства. На вазах античности мы часто сталкиваемся с изображениями музыкальных инструментов, а также до настоящего времени сохранились некоторые трактаты, посвящённые музыке (труды Аристотеля, Пифагора и других философов). Античные авторы связывали силу воздействия музыки с тем, что она по самой своей сути является порождением космических сил, «музыкой сфер». Этот термин принадлежит Пифагору, а сама идея, многие столетия привлекает к себе внимание многих ученых. Музыке, как средству этического влияния, Аристотель отдает наибольшее предпочтение, нежели литературе, живописи: «Ведь даже одна мелодия без сопровождения ее словами, заключает в себе этические свойства. Между тем, ни краски, ни запахи, ни вкусовые ощущения ничего подобного в себе не заключают» [85, с. 17].
Ряд авторов, таких как Б.В. Асафьев, Н.А. Терентьева, В.Ф. Шерстобитов пишут о том, что большой признательностью в героический период греческой истории (около XI-VII вв. до н. э.) пользовались странствующие певцы-сказители – аэды и рапсоды [18; 142; 167]. Пел певец, сопровождая свой сказ на древнем струнном инструменте – форминксе (форминге), а позже – на лире и кифаре. Образ странствующего певца-сказителя запечатлен в эпосе Гомера и Гесиода. Этот факт свидетельствует о том, что уже в то время существует вполне профессиональная традиция, позволяющая исполнять огромное разнообразие героических песен.
По мнению Л.Ф. Калашникова, древние люди верили в облагораживающую роль искусства: «Они, как и мы, испытывали на себе его чары, становясь то грустными, то веселыми, то воодушевленными, то подавленными. С помощью музыки они, как и мы, могли полнее раскрыть многообразную гамму человеческих чувств» [63, с. 33].
Много интересных легенд содержит мифология. Так, сказания о музыканте и певце Орфее говорят о волшебной силе музыки: своим великолепным искусством певец-сказитель покорял не только людей, но и богов, живую природу. Мифы истолковывают и появление некоторых музыкальных инструментов. Музыка играла немаловажную роль в жизни древних греков. Она была неотъемлемой и важной частью всех религиозных обрядов, праздников и театральных представлений. Во времена древности музыканты и певцы профессионального образования не имели, их искусство базировалось на импровизации. Появление первой музыкальной школы относится к 650 г. до н. э., основоположником, которой стал греческий писатель и поэт Архилох. В основе греческой музыкальной системы лежит тетрахорд – четыре звука, расположенных последовательно, нисходящие от первого к последнему. В.П. Шестаков указывает: «При сочетании двух тетрахордов образуется звукоряд в пределах октавы, который, в зависимости от повышения или понижения одного из звуков, приобретает различную эмоциональную окраску. На этой основе позже и возникли лады: дорийский, фригийский и др. У древних греков лады, вместе с мелодией и ритмом, считались носителями определённого характера и настроения. Поэтому, чтобы вызвать у слушателя нужный отклик, использовали тот или иной лад, мелодический рисунок» [168, с. 40].
Главными музыкальными инструментами в Древней Греции считались струнные – кифара и лира. По мнению греков, звучание кифары, вызывало у слушателей возвышенные чувства, и не случайно самым виртуозным исполнителем на ней считался покровитель искусства – бог Аполлон. Довольно обширно использовались и духовые инструменты. По Ю.В. Артамоновой, флейта представляла собой «земное начало, в котором сочетаются и мастерство, вызывающее восхищение, и страсть, таящие в себе неведомые опасности» [15, с. 123].
Исследования В.П. Шестакова показывают, что к VI веку до н. э. в искусстве рапсодов появляется тяга к специализации: исполнители сосредоточивались на творчестве какого-либо одного поэта – Гомера, Гесиода или выбирают какой-либо жанр: дифирамбы, гипорхемы, эпические поэмы или ямбы. В области инструментального обучения музыке также преобладали методы индивидуального обучения. Изображение занятий мастера с учеником – частный сюжет античной вазовой росписи. Наиболее употребительными инструментами в музыкальном образовании античности были авлос, флейта, кифара и лира, хотя греки знали и множество других: арфу, ксилофон, трубу, тамбурин, кастаньеты. Аристотель писал о том, что в обучении музыке глав ное не научиться играть на музыкальном инструменте, а размышлять о ее нравственно-эстетическом значении [168].
Важную часть греческой музыкальной культуры и образования составила ее теория. В книге «Материалисты Древней Греции» пишется о том, что древнегреческие мыслители Платон, Аристотель, Пифагор, Аристоксен уделяли большое внимание педагогическим вопросам и создают оригинальные педагогические концепции [85]. Позднее Аристоксен, опираясь на Аристотеля, стал виднейшим музыкальным теоретиком Древней Греции. Он писал о музыке и философии, истории и педагогике. В.Г. Цыпин подчеркивает, что с развитием музыкального искусства появились такие теоретические труды, как: трактат «Гармоника» Птолемея, «Элементы гармоники» Аристоксена (II в. до н.э.), «О мусическом искусстве» Аристида Квинтилиана (II или III в. н. э.) и другие. Книга Аристоксена «Элементы гармоники», написанная в IV в. до н. э., дошедшая до наших дней первая книга о музыке, сохранившаяся в европейской традиции. Она оказалась первым опытом осмысления природы музыки, ее имманентных законов. Он обобщил и систематизировал теорию ладов, ритма, создал целостную теорию, посвященную реальной музыке, а не акустике, не музыкальному воспитанию и не «гармонии сфер» [162, с. 45].
Для нашего исследования важным является опыт духовно-нравственного воспитания в Спарте и Афинах. Спартанское воспитание было суровым, военным и строго государственным и все было подчинено строгой дисциплине. До 7 лет дети оставались в семье, но воспитывались и здесь под контролем государства – в презрении ко всему, что угрожает развитию воинской силы и крепости человеку, в презрении к наслаждению, которое порождает личные интересы, в презрении к духовному образованию. При этом илоты были лишены воспитательного, культурного воздействия. Е.В. Герцман пишет, что им даже запрещалось петь песни [40, с. 30].
Концептуальная модель формирования основ духовно-нравствен-ной культуры младших школьников
Согласно Л.В. Школяр, «формирование музыкальной культуры младших школьников тесно связано с развитием духовной культуры. Это невозможно без развития фундаментальных способностей – искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать» [174, с. 64].
В книге Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневич приводится высказывание Л.Ф. Алимской, которая считает, что духовная музыка несет в себе нравственность, чувство гармонии и красоты, внутреннего покоя, упорядоченности чувств и мыслей [28]. Слушая духовную музыку, учащиеся тем самым постигают основы русского искусства, тем самым формируют и развивают духовно-нравственную культуру в целом. По суждению Л.Ф. Алимской, духовное начало прослеживается как в народном, так и в светском профессиональном искусстве. Если мы обратимся к истокам религиозно-духовной культуры, то убедимся, что церковная и светская культура не существовали изолировано друг от друга. Их взаимодействие было постоянно и в разных аспектах [Там же, с.102].
По мнению Л.И. Уколовой, искусство «является важнейшей частью жизни человечества: именно с искусством связана проблема духовности, необычайно остро стоящая в нашем обществе» [147, с. 40]. Автор подчеркивает, что музыкальное искусство отражает вековой опыт воспитания и ценные идеи, которые обогащают педагогическую науку и практику. Особая роль в работе с младшими школьниками принадлежит детской музыке, которая рассматривается педагогами-практиками как ядро духовного воспитания.
Ю.В. Рыжов отмечает, что «функции искусства по отношению к человеку – развитие его духовного потенциала, «очеловечивание» в буквальном смысле слова. Произведения искусства не только доставляют эстетическое удовольствие, но и содействуют достижению духовного самоопределения личности, ее неповторимой индивидуальности [122, с. 48]. Таким образом, духовная музыка, является одним из инструментов, способных приобщить к духовным и нравственным ценностям, синтезирует в себе искусство и этику.
При определении сущности и основных компонентов духовно-нравственной культуры младших школьников, мы опирались на исследования таких ученых, как С.В. Власова [36], З.З. Крымгужина [72], С.Я. Осипова [107].
Формируя духовно-нравственную культуры личности младшего школьника, необходимо определить основные компоненты. В своей работе С.Я. Ермолич и ряд других авторов указывают на то, что в качестве основных компонентов необходимо выделить нравственное поведение и сознание, а также нравственные отношения и моральную деятельность [47, с. 6]. Группа авторов выделяет три компонента духовно-нравственной культуры – культуру нравственного сознания, культуру поведения, культуру нравственных чувств. Анализ изложенных позиций позволяет заключить, что каждый из вышеперечисленных авторов внес свой вклад в истолкование компонентов духовно-нравственной культуры школьника, однако к единому мнению ученые не пришли до сих пор.
На основе вышесказанного С.В. Власова делает вывод, что духовно-нравственная культура личности обучающегося – это структура, в которой обязательными компонентами являются: 1. «Моральное сознание, нравственная деятельность, нравственные отношения (Л. М. Архангельский, Р. Жимайтис). 2. Нравственное сознание и поведение (В.А. Блюмкин, Н.Б. Крылова, В. Вичев). 3. Нравственное сознание, нравственные чувства, нравственное поведение (А.С. Лаптенок, И.И. Казимирская, Б.Т. Лихачев)» [36, с. 18]. Анализ педагогической литературы показал, что сущность духовно-нравственной культуры личности школьника и ее содержание различны, и нет единой точки зрения и на ее структуру. Для нашего исследования явилось важным исследование С.В. Власовой, которая выделяет структурные компоненты духовно-нравственной культуры личности младшего школьника. К ним относятся: мотивационно-ценностный, эмоционально-чувственный и поведенческий, каждый из которых обладает собственным содержанием и реализует определенные функции [Там же, с. 29].
Мотивационно-ценностный компонент духовно-нравственной культуры младших школьников, выполняет регулирующую, направляющую и мотивационную функции, формирует представления о нравственности, о духовности, о правилах поведения и общения, о качествах личности человека, о ценности добра, Родины, «малой» Родины, семьи, доброжелательности, взаимопомощи, стремление быть культурным, нравственным, духовным.
Содержание эмоционально-чувственного компонента духовно-нравственной культуры, выполняющего мотивационную функцию, образуют эмоциональная отзывчивость и эмоциональная устойчивость. Содержание поведенческого компонента духовно-нравственной культуры, выполняющего мо-тивационную и оценочную функции, образуют культура общения и культура поведения, или поступки-дела и поступки-слова [36, с. 30].
Для определения сущности «духовно-нравственной культуры» мы опираемся на модель структуры личности К.К. Платонова, представленной в книге Г.К. Селевко «Технологии развивающего образования», где одним из важных компонентов структуры личности являются морально-этические качества [124].
Исходя из данной структуры, мы можем дополнить сущность понятия «духовно-нравственная культура младших школьников» в контексте педагогики искусства и представить ее в виде определенной структуры (см. рис. 1).
По нашему мнению, духовно-нравственная культура младшего школьника представляет собой процесс содействия духовно-нравственному становлению личности младшего школьника и формированию у него следующих качеств: нравственного сознания, нравственных отношений и поведения, нравственной деятельности нравственных чувств, а так же: нравственного облика (терпения, милосердия, сострадания и др.), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), музыкальной воспитанности (эмоционально-эстетического отклика на высокохудожественные произведения классической и духовной музыки, потребности в общении с ним, нравственно-эстетической оценки музыкальных произведений, сформированности круга музыкальных интересов, вкусов, предпочтений).
Программно-методическое обеспечение процесса духовно-нрав-ственного воспитания обучающихся
Четвертый модуль (2 класс) «Библейские и античные сюжеты в музыке» представлен темами: «Античные сюжеты в произведениях великих композиторов», «Библейские сюжеты в произведениях русских композиторов». Необходимо познакомить детей с жанрами музыкального искусства (опера, балет), а так же с творчеством и произведениями великих композиторов С.В. Рахманинова, А.А. Архангельского, Д.Б. Бортнянского. Певческий репертуар представлен фрагментами из оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика».
Звучали два контрастных произведения Фрагменты из Всеношной С.В. Рахманинова и дуэт Орфея и Эвридики из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка.
После прослушивания музыкального произведения дети делились впечатлениями и рассказывали, какими цветами они нарисовали бы картину к музыке. Используются разные яркие заготовки фигуры разных цветов и формы из цветной бумаги. Под музыку дети рисовали картины этими каран 113 дашами и фигурками. После чего дети объясняли свой выбор, давали оценку прослушанным произведениям.
Тестирование «Му Test». Этим тестированием мы определяем уровень усвоенных музыкальных знаний учащимися. Например, ребятам предлагается сопоставить имена и фамилии композиторов – Кристофор, Николай, Петр, Анатолий – Чайковский, Глюк, Лядов, Римский-Корсаков (тип задания – на сопоставление), а так же знать как выглядели композиторы, уметь выбрать среди множества портретов портрет нужного композитора. Среди предложенных произведений «Щелкунчик», «Садко», «Баба-Яга» уметь выбрать, только те, которые сочинил композитор Н.А. Римский-Корсаков (тип задания на одиночный выбор); знать название весеннего праздника, когда сжигают чучело; знать, что такое миф и какими они бывают. В этом задании учащемуся самому нужно вписывать ответ – слово или целое предложение в окно ответов. В следующем задании ребятам предлагается выбрать кому из перечисленных композиторов П.И. Чайковскому, М. Мусоргскому, К. Глюку, Ф. Шопену принадлежит произведение «Орфей и Эвридика».
Пятый модуль (3 класс) «Образы святых» посвящен углублению знаний о православной культуре. В этот модуль включены темы «Русские святые», «Пресвятая Троица», «Образ Матери в произведениях светской и духовной музыки», «О святых людях». В третьем классе уже более подробно рассматриваются библейские сюжеты, здесь мы рассматриваем образы святых, говорим о их предназначении, о вере. Первые более подробно в этом модуле раскрывается такие понятия как «икона», «святой». Необходимо рассказать детям о значении этих слов. Анализируем Образ Матери в произведениях русских и зарубежных композиторов. Продолжается знакомство с композиторами духовной музыки – П.Г. Чесноковым, И. Лепешинским. При изучении духовной музыки учащиеся рассматривают духовную музыку в синтезе с храмовым искусством. При прослушивании произведений Ф. Шуберта «Аве Мария» и П.Г. Чеснокова «Мати Божия» у детей необходимо вызвать чувства любви, уважения к маме и к близким.
Пятый модуль завершается музыкальной викториной, которая включает 5 произведений: «Трисвятое» П.Г. Чеснокова, «Аве Мария» Ф. Шуберта, П.Г.Чесноков, «Мати Божия», «Светлый праздник», Н.А. Римский-Корсаков (фрагмент увертюры), «Святой родник» музыка М. Парцхаладзе, слова И. Черницкой.
Учащиеся прослушивали фрагмент произведения в течение 2 минут записывали название произведения, имя композитора или строку из песни. За каждый правильный ответ – 1 балл. За правильное определение имени композитора или названия произведения, учащийся получали 0,5 баллов. 2. Творческое задание «Состояние души». Учащимся предлагались репродукции картин храмов, икон, во время просмотра которых у них возникали определенные эмоциональные состояния, соответствующие музыкальные ассоциации. Всматриваясь в репродукцию и представляя себя в роли композитора, прослушивая произведения С. Рахманинова «Ангел», характеризовали музыку (мелодия, темп тембр, динамика, жанр, инструменты) и произведения П. Чайковского «В церкви» («Детский альбом»). Шестой модуль (3 класс) «Музыка в храме». В этот модуль включены такие темы: «О храме», «О молитвах», «Об ангелах», «Об иконах». В этом разделе речь пойдет о святынях и о святых местах. Учителю необходимо рассказать о предназначении храмов, икон, что такое молитва и как она исполнялась. Учитель рассказывает о том, что во многих домах русских людей имеются иконы. Их рисуют, вырезают мастера, выжигают и вставят в «красный» угол комнаты, обращаясь с просьбами защиты, оберега. При прослушивании небольшого фрагмента произведения С.В. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся» учитель ставит задачу перед учащимися – подобрать слова, которые передают чувства, возникшие у детей при просмотре иконы и при прослушивании произведения, воспевающую Богоматерь (доброта, душевность, простота, любовь к людям. Музыка спокойная, тихая, печальная, близка каждому человеку). По завершению шестого модуля учащимся предлагается выполнить два теста: тест на понятия тест на понятия и тестирование «Му Test». 1. Учащимся предлагались задание раскрыть понятия: «храм», «мо литва», «ангел», «икона», «церковная свеча». Например: 1) Необычный дом, где происходит обращение к Богу а) храм; б) мавзолей; в) музей. 2) Беседа, или обращение к Богу а) молитва; б) песня; в) романс. 3) Образ святых, изображенных на холсте или дереве: а) икона; б) портрет; в) пейзаж. 4) Предмет из воска, необходимый в каждом храме: а) свеча; б) восковые фигуры; в) вода. Учащиеся дают пояснение каждому из понятий: «Что такое свеча?», «Из чего она сделана?», «Когда зажигают свечи?» и т.д. 2. Тестирование «Му Test». Так же как и в предыдущем модуле, с по мощью тестирования «Му Test» мы определяем уровень знаний учащихся. Тест состоит из 7 вопросов, таких как: Например: Среди предложенных имен композиторов выбери только тех, кто обращался в своем творчестве к Мате ринской теме. Это – Ф. Шуберт, П. Чесноков, Д. Шостакович, И. Бах (тест на множественный выбор ответа, предполагает несколько правильных ответов). Одно из заданий на ввод букв. Ребятам необходимо назвать виды колоколь ного звона и правильные ответы внести на табло. А также составить слово из предложенных букв – как называется изображение святых людей, Бога, со бытий Священной истории, написанные по особым правилам? (тест на пере становку букв). Следующим заданием являлся тест (на одиночный выбор ответа). Уча щиеся выбирали имя композитора, автора увертюры «Светлый праздник»? И. Лепешинский, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи, Ф. Шуберт. Также тест на сопоставление имени композитора и его музыкального произведения
Анализ результатов экспериментальной работы по формирова-нию основ духовно-нравственной культуры учащихся 1-4 классов
В современных условиях формирование основ духовно-нравственной культуры учащихся в начальной школе в рамках понимания музыкального образования как личностно-ориентированной деятельности остается приоритетной задачей общей и музыкальной педагогики. Решение данной задачи привело к изучению ключевых понятий исследования, разработке теоретических и практических положений концептуальной модели формирования основ духовно-нравственной культуры младших школьников, которая помогает в решении некоторых проблем. Во-первых, воспитательный потенциал классической и духовной музыки может быть использован как эффективное средство становления личности ребенка, поскольку именно в этот период у школьников активизируются такие чувства как уважение, доброта, сострадание, милосердие, забота и др. Во-вторых, важную роль в этом процессе играют не только учреждения общеобразовательного типа, но и воскресные школы, которые воспитывают подрастающее поколение на образцах высокохудожественных произведений с опорой на общечеловеческие и нравственные ценности.
На основе анализа философских, психолого-педагогических и музыковедческих трудов обоснованы основные компоненты духовно-нравственной культуры младших школьников, выявлены объективные и субъективные предпосылки, принципы и методы, способствующие формированию нравственных качеств личности младшего школьника, формирующихся в разных видах музыкальной и художественно-творческой деятельности.
Теоретическая разработка изучаемой проблемы и опытно экспериментальная работа подтвердили верность выдвинутой гипотезы, поставленные задачи решены, цель достигнута и можно сделать следующие
1. Духовно-нравственная культура младших школьников представляет собой процесс содействия духовно-нравственному становлению личности младшего школьника и формированию у него следующих личностных качеств: нравственного сознания и поведения, нравственной деятельности, нравственных отношений, нравственных чувств, а так же нравственного облика, к которому относятся нравственные качества личности (терпения, милосердия, сострадания и др.); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); музыкальной воспитанности (эмоционально-эстетического отклика на высокохудожественные произведения классической и духовной музыки, потребности в общении с ним, нравственно-эстетической оценки музыкальных произведений, сформированности круга музыкальных интересов, вкусов, предпочтений).
2. Музыкальное искусство (классическая и духовная музыка) обладает значительным духовно-нравственным потенциалом, поскольку несет в себе общечеловеческие, нравственные и художественные ценности, основанные на стремлении к добру, красоте, истине, патриотизму, гордости за свою страну и т.д. В связи с этим нами был разработан программно-методический комплекс «Музыка. Духовность. Вечность», направленный на пробуждение нравственного познания музыки в процессе активной музыкальной и поли-художственной деятельности обучающихся.
3. Концептуальная модель формирования основ духовно-нравственной культуры младших школьников, особенностью которой явилось духовно-нравственное обогащение содержания, форм, методов, комплекса образовательных технологий, видов музыкальной и полихудожественной деятельности, включает методологический, структурно-содержательный, технологический, диагностический блоки. В результате теоретического осмысления и практического анализа проблемы было определено, что гуманный, аксиологический, культурологический подходы, объективные, субъективные предпосылки, представленные в методологическом блоке модели, являются теоре 155 тической основой построения содержания программно-методического комплекса для начальной школы. 4. В результате экспериментального исследования было определено, что поведенческий, мотивационно-ценностный, музыкально-познавательный, музыкально-творческий компоненты в их неразрывном взаимодействии отражают сущность духовно-нравственной культуры младших школьников. Структурно-содержательный блок модели, включающий авторскую программу для учащихся младших классов «Музыка. Духовность. Вечность», основой которой является взаимодействие дидактических принципов, принципов интеграции и культуросообразности, методов (метод эмоциональной драматургии, метод размышления о музыке, метод нравственного познания музыки и др.), форм и видов музыкальной деятельности, способствует воспитанию нравственных качеств личности учащегося на начальной ступени обучения. 5. Эффективность процесса духовно-нравственного и музыкального воспитания младших школьников средствами музыкального искусства зависит от технологического блока, который включает в себя технологии модульного обучения, здоровьесберегающие, интегрированные и мультимедийные технологии, охватывающие все этапы формирования основ духовно-нравственной культуры младших школьников. 6. В результате теоретического осмысления и экспериментального ис следования доказана эффективность следующих условий: 1) организация учебного процесса по видам музыкальной и полихудожественной деятельно сти, направленная на формирование нравственных качеств (доброты, уваже ния, трудолюбия, эмпатии, самодисциплины); 2) реализация принципа инте грации в процессе изучения классической и духовной музыки, написанной для детей; 3) обновление содержания музыкального образования посред ством включения произведений классической и духовной музыки; 4) актив ное участие учителя в воспитании духовно-нравственных качеств личности младшего школьника. 156 Данное исследование не исчерпывает всего многообразия применения духовного аспекта в музыкальном воспитании младших школьников. Дальнейшее исследование проблемы может раскрыть ее педагогические возможности, связанные с инновационными технологиями в образовательном процессе, расширением программного материала как для уроков музыки, так и внеклассных занятий. Предложенная модель формирования основ духовно-нравственной культуры может использоваться в качестве базовой на разных возрастных этапах развития учащихся, а также для реализации эмоционального, интеллектуального и креативного потенциала каждого школьника.