Содержание к диссертации
Введение
1. Теоретические аспекты формирования художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства 15
1.1. Изучение феномена художественной культуры в философской и психолого-педагогической литературе 15
1.2.Специфика формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства 30
1.3. Модель формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства 50
Выводы по первой главе 74
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства 76
2.1. Критерии и уровни сформированности основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства 76
2.2.Организация процесса осмысления младшими школьниками духовно-нравственной ценности древнерусского искусства 109
2.3. Учет специфики древнерусского искусства с позиций национально-исторической традиции русского народа 128
2.4.Интерпретация образов произведений древнерусского искусства в творческой деятельности младших школьников 146
Выводы по второй главе 166
Заключение 168
Библиографический список 173
Приложения 192
- Изучение феномена художественной культуры в философской и психолого-педагогической литературе
- Модель формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства
- Критерии и уровни сформированности основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства
- Учет специфики древнерусского искусства с позиций национально-исторической традиции русского народа
Введение к работе
Актуальность исследования. Позитивные изменения в сознании российского общества на рубеже XX - XXI вв., связанные с переоценкой роли исторического и культурного наследия России в формировании облика современного человека, требуют переосмысления духовно-нравственных ориентации личности. В сложившейся ситуации особое значение приобретает формирование основ художественной культуры у младших школьников, стимулирующей развитие чувственно-эмоциональной, интеллектуально-познавательной и творческой активности учащихся.
Использование традиционных для России культурных ценностей древнерусского искусства в процессе формирования художественной культуры у младших школьников способствует укреплению гражданской позиции, созданию нравственных ориентиров, становлению духовно-нравственного и историко-культурного мироощущения. В этой связи древнерусское искусство, концентрирующее духовный опыт русского народа, призвано играть важную роль в процессе реализации права ребенка на воспитание в культурно-религиозной и национально-исторической традиции своего народа.
Процесс формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства в педагогической науке предполагает поиск эффективных методов воздействия на личность ребенка, на развитие его духовного мира, творческого мышления, природных задатков и способностей. В силу возрастных и психолого-физиологических особенностей младших школьников (подражательность, впечатлительность, реактивность и др.) этот процесс необходимо осуществлять в системе начального образования.
Базовыми для нашего исследования являются идеи философии искусства (Аристотель, Г. Гегель, И. Кант); современных теоретиков культуры (А.А. Велик, B.C. Библер, А. Кребер, П.А. Кудин, Ю.М. Лотман, Л.А. Рапацкая, Л. Уайт); фундаментальных искусствоведческих трудов (М.В. Алпатов,
В.В. Бычков, В.К. Вагнер, Н.С. Дмитриева, Т.В. Ильина, Н.М. Калашникова, В.Н. Лазарев, Л.Д. Любимов и др.).
Принципиальное значение для нашего исследования имеют труды о
духовном совершенствовании человека: свт. Тихона Задонского, свт. Феофана
Затворника, св. прав. Иоанна Кронштадтского, преп. Григория Синаита;
богословов: С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, А.С. Хомякова; философов: Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, И.О. Лосского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, Е.Н. Трубецкого.
Психологические механизмы формирования различных аспектов художественной культуры личности получили отражение в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.
Педагогический анализ проблемы формирования основ художественной культуры у младших школьников нашел отражение в работах М.А. Верба, В.И. Козлова, Е.И. Коротеевой, И.В. Кошминой, B.C. Кузина, Б.М. Йеменского, Н.М. Сокольниковой, Л.В. Школяр, Т.Я. Шпикаловой, Б.П. Юсова. Большинство перечисленных ученых связывают формирование художественной культуры младшего школьника с изучением предметов эстетического цикла, главным образом с уроками изобразительного искусства, музыки и литературы. Именно в этом возрасте, по их мнению, целесообразно начинать приобщение ребенка к достижениям общечеловеческой и национальной культуры, формировать у него потребности и способности осваивать и создавать мир ценностей искусства.
В современной науке проблема формирования художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства не имеет должного освещения. Отдельные ее аспекты рассматриваются в следующих ракурсах: философско-педагогическое осмысление духовно-нравственных ценностей Православия (Е.П. Белозерцев, Л.Н. Голубева, А.И. Еремкин, А.В. Иванов, В.М. Меньшиков, Е.А. Плеханов и др.); историко-педагогический аспект (Н.А. Белканов, З.В. Видякова, Т.Н. Волков, И.Ф. Плетенева,
В.Я. Струминский, Н.Н. Фомина); положения информационно-знаковой концепции художественной культуры (А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский; СП. Баранов, А.А. Велик, Г.В. Драч, И.П. Манакова, А.Ж. Овчинникова, Н.Г. Салмина).
Особый интерес представляют для нашего исследования работы в области педагогики раскрывающие совокупность духовных (Ш.А. Амонашвили, Л.Л. Шевченко); эмоционально-образных (СП. Баранов, СА. Воробьева, В.И. Мясцова, А.Ж. Овчинникова, Л.П. Печко) и творческих (А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Е.М. Торшилова, Т.Я. Шпикалова и др.) качеств личности младшего школьника.
Проблеме соотношения научного и творческого в педагогике начального образования посвящены многие работы В.В. Водовозова, Н.А. Корфа, С. А. Рачинского, В.Я. Стоюнина, Л.Н. Толстого, К. Д. Ушинского.
В работах вышеперечисленных ученых затрагиваются различные аспекты формирования художественной культуры, связанные с поиском методов и форм повышения качества усвоения искусствоведческих знаний, с развитием художественного восприятия, с формированием навыков творческой изобразительной деятельности у младших школьников. Однако неразработанность механизмов формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства, затрудняет понимание ими духовных ценностей российской культуры. В настоящее время растет интерес учащихся и их родителей к изучению содержательных, эстетических и канонических особенностей древнерусского искусства. Этому способствует восстановление в образовательной системе российской школы исторической и культурной преемственности. При наличии практического интереса к данной проблеме ее теоретическое освещение в современной школе фрагментарно, отсутствует целостная программа формирования основ художественной культуры на материале древнерусского искусства.
В этой связи возникают противоречия:
*1* между потенциальными возможностями воздействия древнерусского
искусства на духовно-нравственное становление личности младшего школьника и его недостаточным использованием в учебно-воспитательном процессе;
между развивающейся практикой использования материала
древнерусского искусства в формировании основ художественной культуры у
младших школьников и функционирующей системой обучения в начальной школе.
С учетом выявленных противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы содержание и сущность, педагогические условия и технология эффективного формирования художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - художественная культура младших школьников.
Предмет исследования - процесс формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства.
Гипотеза исследования - формирование основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства будет эффективным, если:
> раскрыть содержание и сущность основ художественной культуры у младших школьников;
разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства;
реализовать следующие педагогические условия формирования основ художественной культуры на материале древнерусского искусства: организация процесса осмысления младшими школьниками духовно-нравственной ценности древнерусского искусства; учет специфики древнерусского искусства с позиций национально-исторической традиции русского народа; интерпретация образов произведений древнерусского искусства в творческой деятельности младших школьников;
разработать и внедрить в образовательный процесс
педагогическую технологию, повышающую эффективность формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:
раскрыть содержание и сущность основ художественной культуры младших школьников;
обосновать и апробировать на практике модель формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства;
определить критерии, показатели и уровни сформированности основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства;
выявить и апробировать на практике систему педагогических условий, способствующих эффективному формированию основ художественной культуры младших школьников на материале древнерусского искусства, и технологию их реализации.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
ценностно-смысловые положения, лежащие в основе понятия
«художественная культура» (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, А. Белый, Э. Кассирер и
др-);
концептуальные подходы к формированию художественной культуры:
культурологический (Р.Барт, А.А. Велик, А.С. Кармин, Ю.М. Лотман, Л.П. Печко и
др.), аксиологический (Н.А. Бердяев, А. Белый, Э. Гидденс, Н. Смелзер,
П.А. Флоренский), деятельностный (М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Э.С. Маркарян и
др-);
положения информационно-знаковой концепции художественной культуры (А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский; С.Н. Баранов, И.П. Манакова, М.К. Петров, А.Ж. Овчинникова, Н.Г. Салмина);
духовно-мировоззренческие концепции православной культуры, оказывающие влияние на содержание и специфику человеческой деятельности (вселенский учитель Василий Великий, свт. Тихон Задонский, свт. Димитрий Ростовский; А.С. Хомяков, П.А. Флоренский и др.);
традиционные духовно-нравственные ценности древнерусского искусства (А.В. Бородина, Г.В. Драч, И.В. Кошмина, Т.Я. Шпикалова);
*1* психологические теории художественного развития младшего школьника в процессе восприятия произведений искусства и ведущей роли эмоциональной познавательной деятельности в творческом процессе (Б.Г. Ананьев, В.П. Зинченко, Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон);
концептуальные идеи художественной педагогики об определяющей
роли творческой изобразительной деятельности в формировании
художественной культуры личности (А.И. Арнольдов, М.А. Барг,
Э.И. Кубышкина, B.C. Кузин, В.И. Козлов, В.К. Лебедко, А.А. Мелик-Пашаев,
Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
теоретические: анализ философской, эстетической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы; моделирование;
изучение учебно-методической документации по образовательной области «Искусство»;
диагностические методы исследования (наблюдение, беседа, интервьюиро-вание, опрос, анкетирование, тестирование);
педагогический эксперимент в его констатирующей, формирующей и контролирующей функциях;
анализ результатов творческой изобразительной деятельности младших школьников;
обобщение педагогического опыта по использованию различных видов древнерусского искусства на уроках изобразительного искусства (ИЗО) с
целью формирования основ художественной культуры у младших школьников.
Экспериментальной базой исследования являлись
общеобразовательные школы №№ 17, 95 г. Ельца, № 36 г. Липецка, школа-интернат №4 ОАО «РЖД» ст. Елец, школа-гимназия № 97 г. Ельца, младшая группа воскресной школы Казанского храма г. Ельца, младшая группа воскресной школы храма иконы Елецкой Божьей Матери. В опытно-исследовательской работе участвовало 250 учеников младшего школьного возраста.
Организация исследования осуществлялась в три этапа.
Первый этап (2000-2001 гг.) - поисково-теоретический: посвящен анализу философской, эстетической, психолого-педагогической литературы; разработке аппарата исследования, изучению состояния проблемы в теории и практике школы, составлению плана экспериментальной работы; разработке экспериментальной программы «Изобразительное искусство и художественная культура Древней Руси» и методических рекомендаций для учителей по исследуемой проблеме; включению экспериментальной программы в практику работы школы.
Второй этап (2002-2004 гг.) - опытно-экспериментальный: разработаны теоретические положения исследования, проведены констатирующий и формирующий эксперименты.
Третий этап (2005-2006 гг.) - обобщающе-аналитический: обобщены и систематизированы накопленные научно-теоретические сведения; проведен качественный и количественный анализ полученных результатов; сформулированы основные выводы; результаты оформлены в виде диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
> раскрыты содержание и структура основ художественной культуры младших школьников;
определена система критериев, показателей и уровней
сформированности основ художественной культуры у младших школьников на
материале древнерусского искусства;
> теоретически разработана и экспериментально проверена модель формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства.
Обоснованность и достоверность исследования обеспечивается анализом ретроспективных и современных достижений психолого-педагогической науки; выбором системы взаимодополняющих методов исследования, адекватных его целям и задачам; экспериментальной проверкой гипотезы исследования; репрезентативностью выборки участников педагогического эксперимента; доказательностью оценок качественных характеристик, полученных в процессе статистической обработки данных.
Теоретическое значение работы:
обоснованы теоретико-методологические подходы к проблеме формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства;
конкретизировано содержание основ художественной культуры у младших школьников в рамках предметно-ценностной, информационно-знаковой, деятельностной концепций;
разработаны концептуальный и теоретический блоки модели формирования основ художественной культуры у младших школьников;
определена система педагогических условий эффективного формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства: организация процесса осмысления младшими школьниками духовно-нравственной ценности древнерусского искусства; учет специфики древнерусского искусства с позиций национально-исторической традиции русского народа; интерпретация
образов произведений древнерусского искусства в творческой деятельности младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в разработке, внедрении и использовании в практике начальной школы и вуза:
модели формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства;
диагностической методики определения уровней сформированности основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства;
авторской программы «Изобразительное искусство и художественная культура Древней Руси», педагогической технологии формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства, технологической карты поурочного планирования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования нашли отражение в авторских публикациях: научных статьях и тезисах, опубликованных в гг. Москве, Белгороде, Ельце, Благоевграде (Болгария), Липецке, Санкт-Петербурге. Основные результаты исследования апробировались на международных (Белгород - Днепропетровск - Прага - Уральск - 2006 г.; Елец -
2006 г.; Санкт-Петербург - 2006 г.); межрегиональных (Елец, Киров, Липецк 2005-
2007 гг.) и региональных (Белгород, Елец, Липецк 2004-2006 гг.) научно-
практических конференциях.
Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики начального обучения ЕГУ им. И.А. Бунина, на методических семинарах учителей изобразительного искусства, начальных классов общеобразовательных школ г. Ельца, г. Липецка; на заседаниях «круглых столов» учителей воскресных школ Липецко-Елецкой епархии; методические материалы по формированию художественной культуры у младших школьников используются учителями школ Липецкой области. Апробирована авторская экспериментальная программа «Изобразительное искусство и художественная культура Древней Руси».
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Художественная культура младшего школьника - сложное интегративное
качество личности, направленное на осмысление духовно-нравственных ценностей
и воплощение их в творческих формах деятельности. Она включает в себя
аналитико-синтетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость на
произведения искусства, интересы, сформированный художественный вкус,
творчество и др.
Формирование основ художественной культуры у младших школьников на
материале древнерусского искусства рассматривается нами как
целенаправленная деятельность по организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающая осознание младшими школьниками ценностей древнерусского искусства и осуществление на их основе духовно-нравственной ориентации. Оно происходит на основе воспитания и развития вышеназванных качеств личности под влиянием социума.
2. Модель формирования основ художественной культуры у младших
школьников на материале древнерусского искусства состоит из четырех
взаимосвязанных блоков. Она включает в себя следующие составляющие:
а) концептуальный блок, рассматривающий художественную культуру в рамках предметно-ценностной, деятельностной, информационно-знаковой концепций с опорой на культурологический, аксиологический и деятельностный подходы;
б) теоретический блок, раскрывающий сущность художественной культуры
младшего школьника и показывающий взаимодействие информативного,
эмоционального, когнитивного, мотивационного, аналитического, интуитивного,
ценностно-смыслового, креативного, рефлексивного компонентов художественной
культуры младших школьников;
в) диагностический блок, определяющий критерии (информированность,
эмоциональность, осмысленность, креативность, рефлексия), показатели
(знания о древнерусском искусстве, сопереживание и понимание
эмоционального содержания произведения, суждение и оценка, фантазия, ассоциативность, самоанализ, самоконтроль, самооценка), уровни (продуктивно-творческий, алгоритмический, репродуктивный, фрагментарный) сформированности основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства;
г) технологический блок, содержащий педагогические условия формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства и включающий целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты.
3. Эффективность формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства обеспечивает система педагогических условий:
организация процесса осмысления младшими школьниками духовно-нравственной ценности древнерусского искусства;
учет специфики древнерусского искусства с позиций национально-исторической традиции русского народа;
интерпретация древнерусского искусства в творческой деятельности младших школьников.
Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация включает введение, две главы, заключение, список литературы (225 источников, 7 иностранных авторов), 24 приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования; определяются проблема, объект и предмет, цель и задачи, гипотеза, методология и методы исследования; показываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость; указывается опытно-экспериментальная база; характеризуются этапы работы и система внедрения результатов исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале
древнерусского искусства» рассматривается феномен художественной культуры; разрабатываются концептуальный и теоретический блоки модели формирования художественной культуры у младших школьников на традициях древнерусского искусства; определяются место и значение древнерусского искусства в системе школьных дисциплин художественно-эстетического цикла.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства» определяются критерии, показатели и уровни сформированности основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусств, характеризуются педагогические условия формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства и разрабатывается технология их реализации.
В заключении обобщаются результаты исследования и намечаются направления дальнейшей работы.
В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы, не вошедшие в основной текст диссертации.
Изучение феномена художественной культуры в философской и психолого-педагогической литературе
Решение проблемы формирования основ художественной культуры на материале древнерусского искусства зависит от разрешения противоречия, связанного с соотношением традиционного и инновационного в данном явлении на основе системно-структурного анализа.
Инновационные процессы, происходящие в нашем обществе, стимулируют развитие производства, создают благоприятные условия для технического и социально-экономического прогресса российского общества, обеспечивают интенсивное развитие науки и искусства. Однако данные позитивные изменения происходят на фоне размывания «шкалы жизненных ценностей», «девиации поведения», ослабления «нормативности культуры» [87, 346].
По мнению О.Г. Леонова использование традиционных культурных ценностей в образовательном процессе будет способствовать «реанимации национального сознания, заполнению... духовного вакуума», созданию надежных нравственных ориентиров, вытекающих из национальных традиций; реализации права человека воспитываться в культурно-религиозной и национально-исторической традиции, к которой он принадлежит по рождению; реализации социально-культурной идентичности, способствующей укреплению социальной стабильности общества; восстановлению бинарного мышления как гаранта жизнеспособности и духовного здоровья личности и общества [6,10-13].
В этой связи возникает необходимость более глубокого изучения понятия и сущности художественной культуры. Понятие «культура» закреплено в современном сознании как явление многозначное, широко используемое в словоупотреблении в различных отношениях. Остановимся на некоторых из них.
В древнем мире слово «cultura» (лат.) означало «возделывание земли». Цицерону (106-43 гг. до н.э.) принадлежит термин «culture animi» - «обработка, совершенствование души». В классической латыни существует множество различных значений этого слова - возделывание, обработка, нравы, воспитание, образование, развитие и др. В настоящее время насчитывается более 500 определений понятия «культура». В основе большинства из них лежит представление о культуре как явлении, связанном с человеческой деятельностью по созданию, сохранению и распространению духовных и материальных ценностей. В массовом понимании культура трактуется как характеристика свойств человека в сфере социального поведения, отождествляется с образованностью, соблюдением норм этикета, применяется для характеристики качественного состояния тех или иных явлений.
Основатель культурологии Л. Уайт высказывает мнение о предметно-вещественном характере культуры и соотносит ее тип с соответствующими явлениями социальной действительности [13,5].
А.А. Велик определяет культуру как особую «форму жизнедеятельности людей», которая позволяет «проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы и созидания духовных ценностей» [13,9].
Г.Н. Волков считает, что понятие культуры трудно поддается однозначным определениям и включает в себя «то созданное и накопленное человечеством богатство (материальное и духовное), которое будет служить дальнейшему развитию (культивированию), преумножению созидательных, творческих возможностей общества и личности...» [39, 5].
Универсальное понятие культуры дает «Философский энциклопедический словарь»: «Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности представленной в продуктах материального и духовного труда, системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе между собой и к самим себе» [194,293].
Художественная культура включает в себя основные признаки культуры и относится к ней как часть к общему. Данное утверждение базируется на фундаментальной и методологической основе концептуального блока нашей модели формирования художественной культуры. Фундаментальную основу составляют следующие концепции: предметно-ценностная, информационно-знаковая и деятельностная.
В соответствии с данной классификацией, художественная культура в рамках предметно-ценностной концепции - это система идеальных образцов, общепризнанных норм, духовных ценностей (истина, добро, красота), недостижимых в полной мере в реальной жизни, (Н. А. Бердяев, А. Белый, Э. Кассирер и др.).
Информационно-знаковая концепция художественной культуры помогает понять ее как коммуникационную систему, связать этапы российской истории, определить форму контактов человека с обществом и с самим собой (И.Альтман, Ю.М. Лотман, М.К. Петров, И. Эйбл-Эйбесфельдт). Данная концепция посредством знания (когнитивного смысла) с помощью знаков несет информацию заложенную в произведениях художественной культуры и позволяет ее расшифровать; определяет значение и смысл данной информации, который становится фактом культуры; обеспечивает единство духовного и материального в художественной культуре (А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский; С.Н. Баранов, И.П. Манакова, А.Ж. Овчинникова, Н.Г. Сашина).
Деятельностная концепция принимает во внимание, прежде всего развитие человека, в том числе младшего школьника, в художественной деятельности (А.И. Арнольдов, Ю.Н. Давыдов, М.С. Каган, В.К. Лебедко, В.М. Межуев и др.). Художественная культура в рамках деятельностной концепции рассматривается как совокупность средств, способов, продуктов и результатов художественной деятельности; как характеристика ментальности, позволяющая внести в личность и окружающий ее мир смысловое значение [100:80,81].
Модель формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства
В силу своей художественной символичности, знаковости древнерусское декоративно-прикладное искусство (ДПИ) наиболее доступно восприятию младших школьников. С православной архитектурой и иконописью ДПИ соприкасается на чувственном, формально-пластическом уровне, подводя зрителя к «глубинной сути» содержания, к «высшему измерению» [31,192]. Свободные, уравновешенные композиции древнерусской орнаменталистики, абстрагированные рукотворные мотивы отражают красоту русской природы в интерьерных росписях, в узорах тканей, в декоре окладов икон, священных книг, церковной утвари.
Древнерусское декоративно-прикладное искусство осуществляется через эстетическое освоение среды, окружающей человека в предметах быта, созданных по законам красоты. Оно близко детскому пониманию, так как национально по своей природе, рождается из обычаев, привычек, верований русского народа. ДПИ несет в себе черты непрерывающейся исторической традиции, основанной на преемственности поколений и воплощенной в высокохудожественных изделиях как результат уникального духовного и ручного труда, как созданный и сохраненный народом эстетический идеал. Сущностная особенность ДПИ определяется традиционностью природных материалов, технических приемов, сюжетов, колористических решений. Произведения ДПИ как часть национального достояния вносят поэтичность и красоту в повседневность быта, сочетают в себе декоративные и утилитарные качества. ДПИ как канал для проведения этнической культуры проявляется не только при создании произведений, но и при их визуальной идентификации. Если знатоки культуры и лица старшего поколения, по мнению А.А. Бурыкина, идентифицируют только предметы своей культуры, то младшие школьники считают «своими» предметы ДПИ выполненные из традиционного материала, но имеющие при этом нетрадиционные орнаменты [189,213].
Орнамент - базисное явление художественной культуры, утверждающее «фундаментальные ценности всех эпох, всего человечества, объединяющие прошлое с настоящим» [31,4]. Народный орнамент Древней Руси был «языческим», в основе которого лежали общечеловеческие, универсальные, космогонические представления о мире. С принятием Древней Русью византийского наследия произошла естественная смена пластического строя архаичного искусства более развитым типом орнамента, обогащенным взаимодействием с мировыми культурами, но имеющим те же истоки.
Изучение младшими школьниками древнерусской орнаменталистики как содержательной изобразительной формы, развивает их воображение, учит самостоятельно выполнять эскизы декоративного оформления предметов быта в традициях древнерусского искусства, создавать выразительные композиции, используя в своем творчестве приемы стилизации и декоративного рисования.
ДПИ светского характера отличается глубокой самобытностью и необыкновенной устойчивостью местных традиций. К традиционным древнерусским художественным ремеслам и промыслам относятся художественная обработка твердых материалов (дерево, камень, металл, кость), декоративная роспись, керамика, вышивка, кружевоплетение, ручное ткачество и др. Каждый вид декоративно-прикладного искусства Древней Руси обладает специфической декоративностью и условностью изображения продиктованной техникой исполнения и средствами выразительности.
Изучение материала древнерусского искусства с младшего школьного возраста обеспечит: с одной стороны - формирование у учащихся художественных знаний, навыков творческой деятельности, устойчивого интереса к искусству родной земли; с другой стороны - поддержание и развитие художественных ремесел в местах их зарождения, где они являются не только духовно-нравственной и исторической ценностью, но и широко применяется в быту. Для Липецкой области это, прежде всего, елецкое кружевоплетение, добровская керамика, народный костюм южного комплекса. В произведениях древнерусских промыслов нашли отражение духовная жизнь русского народа, его художественная культура; обширный круг мотивов и сюжетов отражает древние славянские верования. Это и геометрические солярные знаки (крест, круг, квадрат, ромб), и пиктографические мотивы, и культовые сюжеты (всадник на коне - весна, женская фигура - плодородие, ладья, жар-птица - солнце, «перуновы» цветы, змей-дракон - молния и др.).
В процессе изучения древнерусского искусства у младших школьников формируется умение использовать канонические основы в творческой изобразительной деятельности для создания нового, но вполне отвечающего понятию традиционности [128,136].
Специфика формирования основ художественной культуры у младших школьников, в процессе изучения древнерусского искусства, непосредственно связана с преподаванием изобразительного искусства в общеобразовательных учебных заведениях. По утверждению Н.Н. Ростовцева в истории искусства формирование каждого художественного направления происходит вместе со становлением педагогической системы (школы) формулирующей его принципы. Школа - фундамент, на котором личность начинает свою творческую деятельность. Существующие ныне образовательные программы дисциплин художественно-эстетического цикла направлены на решение различных задач формирования художественной культуры.
Критерии и уровни сформированности основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства
Большую часть знаний о духовно-нравственной ценности древнерусского искусства дети получают в процессе творческой изобразительной деятельности; в процессе анализа произведений древнерусского искусства и собственной изобразительной деятельности (обсуждение произведений древнерусского искусства и классического искусства, создание художественного образа, нравственно-эстетическое отношение к продукту творчества). Культурологический подход требует обеспечения взаимосвязи знаний о древнерусском искусстве с содержанием образовательных программ дисциплин художественно-эстетического цикла, «обеспечивающих трансляцию культуры, освоение новыми поколениями культурных ценностей, аккумулированных обществом» [124,218].
Младший школьный возраст рассматривается как период формирования личности, период ее «социализации» и приобщения личности к искусству и культуре. Поэтому, на первой ступени обучения важно, чтобы знания выступали в роли широких ориентиров, способствующих вовлечению жизненного опыта детей в процесс усвоения содержания предмета.
Эмоциональный компонент в рамках предметно-ценостной концепции определяется спецификой детей младшего школьного возраста и спецификой эмоционального воздействия древнерусского искусства. Реализация эмоционально-личностного компонента формирования основ художественной культуры у младших школьников происходит на фоне перестройки эмоционально-мотивационной сферы, которая характеризуется появлением новых мотивов и перестановками в иерархической мотивационной системе ребенка. В этом возрасте осознанные переживания образуют «устойчивые аффективные комплексы» [104, 121]. Эмоциональный компонент по отношению к остальным компонентам выполняет различного рода функции. Эмоции актуализируют мотивы к восприятию древнерусского искусства младшими школьниками, создают внутренние побуждения и интерес к его изучению. Эвристическая функция эмоций и чувств способствует более глубокому осмыслению детьми духовно-нравственных ценностей, обеспечивает интуитивное постижение действительности. Когнитивная функция активизирует интеллектуальные процессы. Регулирующая функция эмоций позволяет регулировать духовно-нравственные чувства, формировать ценностно-смысловое отношение к древнерусскому искусству.
Богатство нравственных и эстетических чувств определяется богатством их предметности и разнообразием воспринимаемых объектов. По мнению А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, А.А. Люблинской, В.А. Сухомлинского, П.М. Якобсона и др., младший школьный возраст наиболее благоприятен для интенсивного развития эмоциональной сферы ребенка [184], [217]. В основе этого процесса лежит предшествующий личностный опыт младших школьников. На протяжении младшего школьного возраста, как правило, наблюдается увеличение сдержанности и осознанности в проявлении эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний. Эмоционально стабильные ученики положительно относятся к урокам ИЗО. У детей с ярко выраженной тревожностью, несдержанностью, повышенной чувствительностью, возможны аффективные состояния, проявляющиеся в грубости, вспыльчивости, эмоциональной неустойчивости и отрицательном отношении к этим урокам.
Б.И. Додонов, В.В. Зеньковский, B.C. Соловьев классифицируют детские нравственные чувства как: индивидуальные (страх, гнев, стыд, чувства в отношении к самому себе); социальные, междуиндивидуальные (социальный стыд, симпатия и антипатия, сексуальные переживания); высшие, надиндивидуальные (моральные, эстетические, религиозные).
Моральное здоровье детской души, по мнению В.В. Зеньковского, является самым глубоким и важным фактором ее духовного развития. Основные моральные чувства: любовь к людям (альтруизм), стыд, «чувство совести» [69, 161]. С точки зрения философов (И. Гербарт, П.Г. Напорт, Ф.Ницше, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спиноза, Сократ, Л.Шестов) моральные (нравственные) чувства создают непосредственное моральное ориентирование, формируют моральный опыт, моральную оценку в отношении к самой личности, к другим людям, к культуре, как системе жизни [194].
Духовно-нравственная и художественная жизнь младшего школьника охватывает чувства, интеллект, активность. Исследования ряда ученых (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Б.И. Додонов, А.В. Запорожец, B.C. Мухина, П.М. Якобсон) позволяют сделать вывод, что чувства младших школьников интенсивно развиваются в деятельности и в процессе восприятия художественных произведений [3], [21], [42], [55], [57], [65].
В младшем школьном возрасте чувства не отличаются глубиной и разнообразием и часто находят выражение в ярком внешнем проявлении при восприятии эстетического объекта. Лишь в процессе дальнейшего обучения и воспитания наблюдается их дифференциация и индивидуализация. Источником нравственных и художественно-эстетических чувств по праву считаются произведения древнерусского искусства (архитектуры, иконописи, духовной литературы, духовной музыки и др.). Формирование нравственных и эстетических чувств слагается из пассивного восприятия отдельных произведений древнерусского искусства, из выражения собственного эмоционального отношения младших школьников к произведениям древнерусского искусства и из их собственной творческой изобразительной деятельности. В процессе развития нравственных и эстетических чувств у младших школьников формируется осмысленно-ценостное отношение к древнерусскому искусству, которое оказывает влияние на весь строй духовной жизни ребенка. Эмоциональный компонент оказывает огромное воздействие на когнитивный компонент, вызывая интерес младших школьников к произведениям древнерусского искусства и его самостоятельному изучению. В процессе их взаимодействия реализуются гносеологические и гедонистические функции древнерусского искусства.
Учет специфики древнерусского искусства с позиций национально-исторической традиции русского народа
Приведенные в приложении формы организации творческой практической деятельности традиционно используются в организации учебно-воспитательного процесса на уроках ИЗО в начальной школе: 1. Рисование с натуры - важнейшая форма организации творческой изобразительной деятельности. По мнению художников педагогов (B.C. Кузин, Н.Ли, Н.Н. Ростовцев), на основе эстетического восприятия, познания реальной действительности и особенностей древнерусского искусства младшие школьники учатся создавать реальные художественные образы предметов и явлений действительности, используя ранее усвоенные знания, способы и навыки для решения творческих задач проявляют творческую инициативу. Рисование с натуры нельзя рассматривать как механическую работу по копированию действительности, далекую от творчества. В процессе рисования с натуры младшие школьники овладевают новыми знаниями в области перспективы, пропорций, цветоведения, техники и технологии; овладевают новыми умениями и навыками творческой изобразительной деятельности; находят целесообразные приемы работы; ставят перед собой конкретную цель и достигают ее; утверждают себя как творческие личности. Творческая активность, в данном случае, проявляется у младшихa школьников в самостоятельности мышления. В основе рисования с натуры лежит геометральный метод, основанный на сопоставлении предметных форм с простейшими геометрическими телами. Это позволяет младшим школьникам без особого труда разобраться в закономерностях строения любых сложных объектов и найти кратчайший путь к грамотному рисованию на уроках «Дорога к храму», «Связь православной архитектуры со средой», «Храмы нашего города», «Знакомство с формой и конструкцией православного храма». Изучая формы элементов храма, внешнее пластическое строение, младшие школьники также осмысливают сущность их внутреннего строения, конструкцию, ее пространственную организацию, геометрическую структуру, материал и ее функциональное назначение. Работая, с натуры на пленэре младшие школьники решали самые простые задачи: 1) передача элементарного сходства; 2)передача отношения «земля-воздух» или «земля-вода-воздух». Такая форма работы позволяет наглядно представить и творчески передать изучаемый материал древнерусского искусства, развить у младших школьников умение работать с натуры. 2. Рисование по памяти и представлению способствует формированию у младших школьников самоконтроля и самооценки, развитию зрительной памяти, логики, воображения. Это хороший способ применения художественных знаний и умений. Рисуя по памяти и представлению, младшие школьники познают логику строения различных по сложности предметов (храм, фигура человека, предметы быта и др.), механику движения и конструктивную связь частей и целого. Рисование по памяти и представлению развивает аналитическое мышление младших школьников, дает возможность увидеть и запомнить главное и существенное, позволяет отразить суть изображаемого, развивает воображение, что полезно для активизации творческой изобразительной деятельности. В курсе начальной школы (B.C. Кузин, Н.М. Сокольникова) чаще всего осуществляется рисование на основе рассказа, рисование на основе иллюстрации, рисование на основе наблюдения. В нашей экспериментальной программе для рисования на основе рассказа были использованы следующие духовные литературные произведения: "Библия", русские былины и сказания, духовная поэзия и проза русских писателей (Г.Р. Державин, В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.В. Кольцов, И.С. Тургенев, И.А. Бунин и др.). Учащиеся заслушивали отрывки из литературных произведений или инсценировали их фрагменты, описывали в устной форме рождающиеся в их воображении образы, видения, переносили их на бумагу при помощи различных художественных материалов. Большое значение играло умение педагога грамотно расставить акценты в процессе повествования. Рисование на основе иллюстрации предполагает наличие обширного зрительного ряда по теме урока. Активно используются репродукции произведений русских художников: иконописцев А.Рублева, Дионисия, Н.Истомина, С. Ушакова; пейзажистов И.Шишкина, А.Саврасова, В.Поленова, И.Левитана, А.Куинджи, Ф.Васильева; жанристов И.Репина, В.Сурикова, В.Перова, А.Пластова, А.Архипова; портретистов И.Аргунова, В.Серова, В.Боровиковского, И.Крамского, О.Кипренского, В.Тропинина и др. Иллюстрация позволяет быстрее, чем рассказ запустить механизм воображения, поскольку органы зрения обеспечивают поступление 90% информации об окружающей действительности. Рисование на основе иллюстрации тесно взаимосвязано с рисованием на основе наблюдения. Личный опыт наблюдения за явлениями природы становится определяющим в процессе работы над пейзажными композициями на уроках "Унылая пора - очей очарованье...", "Зимние просторы", "Небо и земля", "Когда приходит зима". Наблюдения за природой, жизнью людей и животных, предметами окружающей действительности используются младшими школьниками в творческой деятельности.
Темы первой четверти второго года обучения ("Свет и тень", "Форма предметов", "Небо и земля", "Подводный мир", "Растительный мир", "Животный мир", "Человек") иллюстрируют главы «Библии» о сотворении мира. В своем практическом творчестве дети сравнивают окружающий мир с райским садом, пытаются осмыслить проблемы сохранения природы и человека, предлагают и рассматривают варианты решения этих проблем. Таким образом, формируются основы художественная культура, выражающиеся в активной гражданской позици младших школьников, основанной на духовно-нравственных, патриотических и эстетических чувствах и понятиях. Наблюдение за проведением православных праздников и участие в них формирует у младших школьников интерес к традиционным русским обрядам и фольклорному материалу, воспитывает в детях доброту и честность, любовь, уважение и христианское отношение к окружающим людям. В процессе творческой изобразительной деятельности у младших школьников формируется потребность украсить окружающее пространство и все элементы праздника (98% ЭГ). Темы «Свет Рождества», «Святки», «Пасхальные узоры» и др. приурочены к православному календарю, что позволяет младшим школьникам выполнять творческую работу не по представлению, а на основе личных наблюдений и рождающегося эмоционально-эстетического отклика на красоту праздничного действа.