Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 10
1.1. Эстетическая культура младшего школьника как психолого-педагогическая проблема 10
1.2. Значение дисциплин художественно-эстетического цикла в формировании основ эстетической культуры младших школьников 30
1.3. Концептуальные подходы к обоснованию содержания обучения художественному конструированию как фактору формирования основ эстетической культуры учащихся начальных классов 47
ГЛАВА II. НАУЧНАЯ РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЦЕЛОСТНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ КОНСТРУИРОВАНИЮ . 67
2.1. Обоснование педагогических условий формирования основ эстетической культуры в процесса художественного конструирования из бумаги 67
2.2. Содержания опытно-экспериментального обучения младших
школьников художественному конструированию 78
2.3. Результаты экспериментальной работы по формированию основ
эстетической культуры младших школьников при обучении
художественному конструированию на уроках в школе 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 124
- Эстетическая культура младшего школьника как психолого-педагогическая проблема
- Значение дисциплин художественно-эстетического цикла в формировании основ эстетической культуры младших школьников
- Обоснование педагогических условий формирования основ эстетической культуры в процесса художественного конструирования из бумаги
Введение к работе
Формирование основ эстетической культуры личности является одной из актуальных проблем современного образования в России. В условиях бурного роста производственно-технологической, информационно-коммуникативной сфер возрастает потребность в конкурентно способных специалистах, которые могут участвовать в освоении этих сфер в соответствии с требованиями целесообразности и красоты. Гарантом создания эстетически насыщенных материальных и духовных ценностей выступает эстетическая культура личности, предопределяющая гармонизацию трудовой, бытовой, межличностной деятельности.
Проблемы формирования эстетической культуры личности отражались в философских, эстетических, педагогических теориях отечественных и зарубежных мыслителей и педагогов /Аристотель, Ш.Фурье, И.Песталоцци, КДУшинский, В.П.Острогорский, А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, А.А.Белик, Ю.Б.Борев, А.И.Буров, П.С.Гуревич, И.Н.Зарецкая, А.Я.Зись, М.С.Каган, Б.Т.Лихачев, В.Ф.Мартынов, Л.А.Рапацкая и другие/.
Психолого-педагогическое обоснование компонентов эстетической культуры /эстетическое восприятие, эмоционально-оценочное суждение, эстетическая деятельность/ широко разрабатывались в трудах Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, В.П.Зин-ченко, Е.И.Игнатьева, Б.М.Теплова, П.М.Якобсона и других.
Анализ трудов этих ученых убеждает, что эстетическая культура является достаточно сложной системой, включающей в себя чувственные и интеллектуальные способности человека, его родовые и групповые представления о "хорошей" жизни и реальные предметы и формы поведения, созданные человеком не только по законам естественной необходимости, но и по законам красоты. Эстетическая культура человека не является врожденной, а воспитывается на протяжении почти всей жизни в процессе игр и труда, созерцания и размышления, исторического познания.
Для нас также представляется важным положение психологов о благотворном влиянии искусства на развитие компонентов эстетической культуры человека. Научные разработки в области общей, возрастной и педагогической психологии Б.Г.Ананьева, Е.И.Игнатьева, НВ.Кузьминой, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, В.С.Мухиной, Р.С.Немова и других; в области дидактики - Ю.К.Бабанского, В.И.Загвязинского, И.Я.Лернера,
4 М.Н.Скаткина и стали основой для характеристики психолого-дидактических условий формирования эстетической культуры младших школьников.
Существенное значение для нашего исследования имело изучение искусствоведческих трудов А.В.Бакушинского, ПИБогатырева, И.Я.Богуславской, В.И.Василенко, В.Е.Гусева, М.А.Некрасовой, Т.М.Разиной, С.Б.Рождественской, А.Б.Салтыкова, К.А.Чекалова и других, которые способствовали выявлению эстетического содержания традиционной художественной культуры, отражающей в концентрированном виде эстетическую культуру нации.
В фундаментальных трудах М.А.Некрасовой народное искусство определено как особый тип художественного творчества, синкретично включающего в себя музыку, поэзию, танец, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, что послужило методологическим основанием для разработки художественно-эстетического интеграгивного подхода в исследовании нашей проблемы.
В своем исследовании мы опирались на труды в области художественной педагогики детей дошкольного и школьного возраста Н.А.Ветлугиной, Т.С.Комаровой, Н.П.Сакули-ной, В.В.Корешкова, В.С.Кузина, Б.М.Неменского, Н.Н.Ростовцева, Н.М.Сокольниковой, Т.Я.Шпикаловой, Б.П.Юсова, в которых немаловажная роль в эстетическом воспитании подрастающего поколения отводится народному искусству.
Особое значение для нас имели научные труды профессора Т.Я.Шпикаловой, посвященные разработке системы эстетического воспитания на основе традиционной художественной культуры в условиях непрерывного образования.
В нашем исследовании мы учитывали новейшие достижения в области преподавания основ народного и декоративно-прикладного искусства, отраженные в диссертациях Е.В.Алексеенко, С.И.Бстовой, Р.Г.Гадиева, А.Я.Горошко, Л.В.Ершовой, Б.И.Ижанова, Л.В.Неретиной, П.Н.Магомедовой, Э.В.Никитиной, Л.В.Орловой, Г.А.Поровской, А.В.Рябчикова, О.Ю.Тимониной и других. В них представлен опыт исследования различных аспектов традиционной художественной культуры в учебно-воспитательном процессе в дошкольном, школьном, вузовском образовании.
Большую практическую помощь в нашей работе оказал анализ диссертаций Б.Г.Гагарина, Н.М.Конышевой, Н.В.Мартыновой, К.Я.Молчанова, А.С.Хворостова, З.Ю.Черной, исследующих художественное конструирование как область прикладного искусства, как компонент учебного предмета "Художественный труд".
5 Одно из современных определений эстетической культуры общества трактует ее как совокупность всех тех сторон материальной и духовной жизни социума, которые непосредственно влияют на человека и способствуют формированию у него специфических духовных сил, направленных на созерцание и созидание многообразных конкретно-чувственных ценностей и, прежде всего, красоты. Личность же, обладающая эстетической культурой, характеризуется в первую очередь развитостью эстетического сознания и активностью в эстетической деятельности.
Такое понимание термина "эстетическая культура" легло в основу нашего исследования, проведенного в рамках художественно-эстетических дисциплин /художественного труда, изобразительного искусства/.
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что в области эстетического воспитания накоплен достаточно богатый положительный опыт, разрабатываются различные подходы к этому процессу. Однако в этой области остаются и нерешенные проблемы. Так, в системе предметов начальной школы формируются отдельные компоненты эстетического сознания /уроки изобразительного искусства/ или технологической культуры /уроки труда/, не связанные между собой. Однако современное общество заинтересовано в личности целостной, эстетически развитой, ощущающей и создающей красоту в самых разных жизненных ситуациях и явлениях. Желание разрешить это противоречие побудило нас исследовать такую проблему.
Проблема исследования: научная разработка педагогических условий формирования основ эстетической культуры младшего школьника на уроках художественного конструирования.
Объект исследования: процесс обучения художественному конструированию младших школьников на уроках художественного труда.
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ эстетической культуры младших школьников в процессе учебной художественно-творческой деятельности.
Гипотеза исследования: художественное конструирование как важный компонент художественно-трудовой деятельности младших школьников позволяет формировать основы эстетической культуры при условии если: - будет определено содержание обучения и воспитания, обеспечивающее формирование основ эстетической культуры; - технология обучения художественному конструированию теоретически аргументи- ti рована и строится на продуктивных методах обучения; будет обеспечено условие интеграции в процессе приобретения изобразительных и архитектонических знаний и умений, необходимых в едином пространстве художественного творчества; обучение художественному конструированию осуществляется как поэтапный системно-организованный процесс, включающий совокупность художественно-творческих задач различного типа, обусловленных принципами народного творчества и декоративно-прикладного искусства.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования Ну определены следующие задачи: определить теоретическую сущность формирования основ эстетической культуры младшего школьника на занятиях художественным конструированием; разработать педагогические условия обучения художественному конструированию; определить критерии сформированности основ эстетической культуры у младших школьников; организовать и провести опытно-экспериментальную работу для исследования специфики формирования основ эстетической культуры младших школьников при обучении художественному конструированию. '
Методологическую основу исследования составили положения культурологии, эс тетики о сущности и роли эстетической культуры в формировании личности человека; теоретические исследования в области общей, возрастной, педагогической психологии; психолого-педагогические исследования о природе и развитии эстетического восприятия, эмоционально-оценочных суждений, эстетической деятельности; психолого-педагогичес кие исследования в области художественной педагогики детей дошкольного и младшего школьного возраста; научные исследования в области дидактики начальной школы; ис кусствоведческие научные труды в области декоративно-прикладного, народного, изобра зительного, пластического искусства; диссертационные исследования по художественно- ,J^i му конструированию и бумагопластике в учебно-воспитательном процессе общеобразо- вательных учебных заведений различного типа.
7 Методы исследования: j, - методы системного, структурно-функционального анализа; — моделирование, конструирование педагогических ситуаций в соответствии с ха рактером решаемых художественно-творческих задач; анализ произведений народных мастеров традиционных центров народного декоративно-прикладного искусства с точки зрения их художественных достоинств и воспитательного потенциала; наблюдение, опрос, анкетирование, интервьюирование учащихся начальных классов, дошкольников, педагогов, студентов, родителей; анализ продуктов творческой деятельности учащихся /изделий и сочинений); — проведение педагогического эксперимента. Основные этапы исследования.
Проведение исследования можно условно разделить на три этапа. Экспериментальное исследование проводилось в период с 1993 по 1999 год на базе общеобразовательных школ №№ 8, 9, начальных школ № 3, 18, дошкольных учреждений №№ 7, 34, 6 города Шуи, общеобразовательной школы № 9 города Фурманова, п. Палех Ивановской области.
На первом этапе /1993-1994 г.г./ изучались теоретические материалы по проблеме исследования, разрабатывались педагогические условия формирования основ эстетической культуры личности младшего школьника. Уточнялись проблема, гипотеза, предмет, задачи и методы экспериментального исследования. Проводился констатирующий, поис-ковыи эксперимент, определялся начальный уровень эстетической воспитанности, развитости эмоционально-оценочного суждения и эстетической деятельности младших школьников.
На втором этапе исследования /1995-1997 г.г./ осуществлено экспериментальное обучение, нацеленное на формирование основ эстетической культуры младших школьников на уроках художественного труда. Уточнялось содержание учебно-методического комплекта. Педагогический эксперимент позволил выделить наиболее эффективный комплекс педагогических условий обучения художественному конструированию в начальной школе.
На третьем этапе /1998-1999 г.г./ подведены итоги экспериментального обучения, проанализированы и систематизированы результаты исследования, сделаны обобщения, сформулированы выводы и рекомендации.
8 Научная новизна исследования: v./ — определено содержание образовательных и воспитательных целей, обеспечиваю- щих формирование основ эстетической культуры младшего школьника; теоретически аргументирована технология обучения художественному конструированию младших школьников на основе продуктивных методов обучения; теоретически обоснованы условия интеграции в процессе приобретения изобразительных и архитектонических знаний и умений, необходимых в едином пространстве художественного творчества; разработаны критерии сформированности эстетического восприятия, эмоционально-оценочного суждения и эстетической деятельности как компонентов эстетической культуры личности младшего школьника в процессе художественно-трудовой деятельности; экспериментально подтверждена эффективность разработанных педагогических условий развития эстетического восприятия, эмоционально-оценочного суждения и эстетической деятельности на'уроках по художественному конструированию.
Практическая значимость: - на основе теоретических положений и выводов разработана технология обучения младших школьников художественному конструированию, которая нашла отраже ние в художественно-дидактическом комплекте по изобразительному искусству и художественному труду для 12-летней общеобразовательной школы /разработан в соавторстве); опубликовано учебно-методическое пособие, адресованное учителям начальной школы, педагогам художественно-эстетических дисциплин и дополни тельного образования.
Материалы исследования могут обогатить содержание лекционных и практических занятий в педагогических вузах и педагогических университетах, на курсах переподготовки педагогических кадров по художественно-эстетическим дисциплинам.
Достоверность научных результатов исследования обеспечена применением адек ватных его цели и задачам методологических подходов, опорой на результаты современ ных исследований по философии, эстетике, педагогике, психологии. Экспериментальные ' данные, полученные в ходе апробации выдвинутых положений, подтверждают теорети- ческие предпосылки исследования.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялась в ходе проведения экспериментальной работы.
Результаты исследования были заслушаны на заседании кафедры эстетического воспитания МГОПУ, были обсуждены на кафедре эстетического воспитания и художественного образования ШГПУ.
Результаты исследования использовались в цикле научно-практических семинаров для учителей начальных классов, работников дошкольных учреждений, учителей изобразительного искусства, трудового обучения /г. Шуя, Кинешма, Фурманов, Южа, Палех Ивановской области, г. Иваново, 1992-1999 г.г./, на курсах повышения квалификации учителей и работников дошкольных учреждений в институтах повышения квалификации работников образования /г. Белгород, 1992 г., г. Москва, 1994 г./, на научно-практических конференциях/г. Тула, 1996 г., г. Шуя, 1997 г./.
Результаты исследования внедрены в практику учебно-воспитательного процесса на факультете педагогики и психологии начального образования Шуйского государственного педагогического университета, средних школ №№ 7, 8, 9, начальных школ №№ 3, 18, дошкольных учреждений №№ 34, 7, 6 города Шуи Ивановской области, средней школы № 9 города Фурманова Ивановской области, средней школы № 1 п. Палеха. Основные положения исследования отражены в публикациях автора.
На защиту выносятся следующие положения: педагогические условия формирования основ эстетической культуры младших школьников на уроках художественного конструирования; существенные признаки сформированности основ эстетической культуры у младшего школьника; технология формирования основ эстетической культуры младших школьников на занятиях художественным конструированием.
Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии и приложения.
Эстетическая культура младшего школьника как психолого-педагогическая проблема
Ситуация переходного периода развития общества, в состоянии которого находится Россия, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире, приводит к необходимости гуманизации образования и возрастанию ценностей художественно-эстетического развития личности.
В современных теоретических разработках справедливо отмечается, что большие сложности в разрешении этой проблемы возникают особенно в младшем школьном возрасте, когда доминирует наглядно-образное мышление. Реальная картина педагогического процесса в школе характеризуется преобладанием рационально-логических способов познания, в которых доминирующими являются анализ, классификация, опора на понятийное мышление. Художественно-образные методы познания, лежащие в основе искусства и опирающиеся преимущественно на синтез, представлены в школе недостаточно. Постоянное обращение к разуму и недогрузка эмоционально-образной сферы человека притупляют остроту чувственного восприятия и деформируют природный опыт ребенка.
Сами же знания формально-логического происхождения остаются чаще всего сухими определениями, правилами, схемами, понятиями, лишенными личностной значимости для учащихся. В результате обучения у школьников складывается фрагментарная картина мира из знаний и представлений, идущих от отдельных предметов, внутренне не связанных между собой.
Система обучения, ориентированная преимущественно на изучение и освоение внешнего мира, без достаточной опоры на чувственные восприятия постепенно привела к утрате ощущения внутреннего родства человека и мира, к снижению уровня эстетической культуры личности и общества в целом.
Х 1 Эстетика определяет "культуру эстетическую" как специализированную часть куль туры общества, характеризующую состояние общества с точки зрения его способности обеспечивать развитие искусства и эстетических отношений /79;210/.
Эстетическая культура общества - системное образование, имеющее сложный состав. Системообразующим элементом эстетической культуры, с точки зрения эстетики, являются эстетические отношения и соответствующая им система эстетических ценностей.
К структурно-функциональным компонентам эстетической культуры относятся: совокупность функционирующих в обществе художественных ценностей, в которых объективированы эстетические отношения и ценности; профессионально-специализированная группа деятелей культуры, обеспечивающая их функционирование и находящиеся под контролем общества институты /музеи, театры, библиотеки, академии, клубы и т.д./, обеспечивающие функционирование эстетической культуры и управление ею, система образовательных учреждений /школы, ДХШ, ГИИ, центры эстетического воспитания и т. д./, которые создают условия для воспроизводства и расширения сферы эстетической культуры, а также группа людей, деятельность которых называют художественной самодеятельностью /79;210/.
Согласно другой трактовки, в структуре эстетической культуры общества принято выделять следующие компоненты: эстетическое сознание людей, эстетическое в содержании различных видов интеллектуально-практической деятельности, собственно эстетические /искусство/ области деятельности, эстетическое воспитание как система целенаправленного усвоения подрастающим поколением эстетического опыта, накопленного предыдущими поколениями /79;82/.
Системообразующим элементом эстетической культуры, с точки зрения педагогики, выступает человек, личность, являющаяся носителем этой культуры. Для нашего исследования представляется необходимым раскрыть сущность эстетической культуры личности младшего школьника, проанализировать психолого-педагогические механизмы её формирования. Но прежде, попытаемся охарактеризовать понятие "эстетическая культура личности" безотносительно к определенному возрасту.
Как известно, человек имеет двойственную природу. Он существо природное и социальное. Человеческое бытие - это история, сфера деятельности многих поколений людей объективированной в неорганическом предметном мире. Становление человеческой личности предопределено, с одной стороны, законами развития организма, с другой - условиями внешней природной и социальной среды и формами общественного сознания. Как подчеркивает В.С.Поликарпов, "Человек становится личностью в ходе освоения предметного мира,... в его мышлении нет ничего, чего не было бы в истории общества. " Равновесие между врожденной и приобретенной сущностями в человеке сохраняется лишь благодаря культуре /30;73/. Эстетика раскрывает понятие "культура" /от лат. возделывание, обработка, воспитание, развитие/ - как исторически определенную ступень развития общества и человека, выраженную /определенную/ в результатах материальной и духовной деятельности людей, в создаваемой ими "второй природе", атак же степень совершенствования различных сфер человеческой жизни и деятельности, в узком смысле "культура" - сфера духовной жизни людей /79;210/.
Значение дисциплин художественно-эстетического цикла в формировании основ эстетической культуры младших школьников
Известно, что становление человека происходит на протяжении всей жизни /концепция пожизненного воспитания/. В этом процессе задействован обширный арсенал воспитательно-образовательных условий средств, воздействий. Эстетическое становление личности осуществляется как в естественных, неформальных условиях /природа, быт, труд... /, так и в специально организованной /институционной/ системе эстетического воспитания /образовательные учреждения, центры культуры, библиотеки и т. д./. Важнейшим средством эстетического развития человека всегда считалось и считается искусство. Это подтверждают труды ученых в области эстетики /Ю.Б.Борев, А.Я.Зись, М.С.Каган, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров и др./, психологии /А.В.Бакушинский, П.П.Блонский, А.С.Выготский, Е.И.Игнатьев, В.И.Киреенко, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов., Д.Б.Эльконин и др./, педагогики /Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, В.С.Кузин, Б.Т.Лихачев, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, Н.П.Сакулина, Н.М.Сокольникова, А.В.Сухомлинс-кий, С.Т.Шацкий, Т.Я.Шпикалова и многие другие/.
Многочисленные исследования раскрывают многоаспектный спектр функций искусства в образовательном пространстве /компенсаторная, познавательно-эвристическая, эстетическая, общественно-преобразующая, гедонистическая и т.д./. По справедливому утверждению Ю.Б.Борева, "искусство - гарант восприятия мира в его полноте, хранитель целостности личности, целостности культуры и жизненного опыта человечества" /21;236/. Каждая из функций художественного творчества является "дублером" той или иной формы деятельности. Однако различные типы деятельности не подменяют функции искусстве. И, наоборот, искусство не заменяет ни одну из известных форм деятельности человека, а специфично воссоздает, моделирует каждую из них.
Среди множества функций искусства есть особая, специфичная - эстетически гедонистическая функция, которую ни что не может продублировать, она является уникальной прерогативой художественной деятельности. Благодаря этой функции, происходит эстетическое "освоение мира", развитие личности. Это связано с тем, что искусство включает в себя личность и общество, устанавливает особые отношения с миром -"поучает, развлекая", творчески отражает, перерабатывает и моделирует реальность с помощью специфических средств, доставляющих человеку эстетическое наслаждение, осуществляет освоение действительности посредством духовных человеческих ценностей, содержит единство познавательного и ценностно-оценочного, осуществляет воспитательное воздействие и информирование, передачу опыта и знаний /11,21,67 и др./.
Через искусство в непосредственно-эмоциональной форме происходит трансформация ценностей общезначимых в интимно-личностные на уровне их свободного выбора Самосознание, самоконтроль, в развитии которых искусство играет особую рель, стараются подтянуть личность к высокому уровню ценностных ориентации, произвести стыковку личностного и подличностного.
По мнению А.Н.Леонтьева, условием перехода общечеловеческих ценностей в личностные, выступает культурное содержание, сконцентрированное в произведениях искусства, духовные ценности которых одновременно выполняют и гуманистические функции, т. к. все осваиваемое личностью интерпретируется в системе человеческих ценностей и адресуются человеку /91/.
В общеобразовательной школе искусство является ведущей составляющей блока художественно-эстетических дисциплин: музыка, литература, изобразительное искусство, художественный труд, мировая художественная культура. В системе этих учебных предметов осуществляется целенаправленное освоение растущей личностью многомерных явлений искусства, присвоение ею основ эстетического опыта человечества, своей страны, региона.
В современных педагогических исследованиях взаимодействия личности и искусства рассматривается в разных направлениях.
К проблеме нашего исследования близки следующие:
— совершенствование теории и методики преподавания изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе /Р.Г.Гадиев /39/, С.Н.Новиков /182/, Г.В.Юдина., Т.Я.Шпикалова/192,193,194/ и др./, развитие художественно-творческой активности личности /Д.В.Орлова /126/, О.В.Резанова /151/, Н.М.Сокольникова/164,165/ и др./, методики преподавания отдельных видов художественной деятельности; - художественные конструирование /К.Я.Молчанов /109/, З.Ю.Черная /185/, Н.В.Мартынова /102/, народная игрушка /А.В.Рябчиков /158/, ковроделие /П.ИМагомедова /98/ и др./, региональные аспекты преподавания искусства в подготовке учителей начальной школы /О.Ю.Евсеева /54/, Л.В.Неретина /120/, Г.А.Поровская /135/, О.Тимотина /169/, А.Н.Устенко /171/ и др./; синтез искусств в развитии личности /С.Н.Чекарева /183/, Р.М.Чумичева /187/ и др./. Широкий круг проблем, отраженный в исследованиях этих авторов, обогащает современную художественную педагогику новыми подходами к преподаванию искусства в школе, к подготовке педагога-художника, учителя начальных классов, с новых позиций рассматривает возможности разных видев искусств в эстетическом развитии личности учащегося, педагога.
Обоснование педагогических условий формирования основ эстетической культуры в процесса художественного конструирования из бумаги
В соответствии с проблемой исследования были разработаны педагогические условия экспериментального обучения художественному конструированию младших школьников, ориентированного на формирование основ их эстетической культуры.
Весь курс художественного конструирования очень объемен и широк, поэтому мы рассмотрим содержание этих условий на примере одной из его областей: "Художественное конструирование из бумаги".
В структуру педагогических условий вошли: экспериментальная программа "Художественное конструирование из бумаги", учебно-методическая карта годового планирования и художественно-дидактический комплекс, включающий учебные пособия, комплект таблиц и методических рекомендаций к ним.
Бумага, как художественный материал обладает богатым спектром эстетических качеств и природных свойств. Гибкость и пластичность, конструктивность и легкость, возможность скрутить, сложить, согнуть, разорвать, разрезать, смять, склеить, проколоть и т. д. Бумага может быть тонкой, плотной, полупрозрачной, шероховатой, гладкой и т. д. -это дает возможность широко использовать ее как интересный и податливый материал для художественного конструирования. В начальных классах он является особенно популярным в силу разнообразия конструктивных возможностей и эстетических качеств, а также в силу своей доступности в обработке. Кроме того бумага является материалом, способным имитировать, воссоздавать внешнее сходство и конструкцию художественных вещей, выполненных из других материалов, при этом часто технология изготовления изделия практически аналогична той, которая применяется в работе с реальным материалом /береста, дерево, металл, лоза и др./.
Имитация не только упрощаат и укорачивает процесс создания художественного изделия /что в условиях обычной школы важно/, но и максимально сохраняет основные художественно-технологические признаки того или иного вида художественного творчества. Освоенные на бумаге приемы и способы художественной обработки перенести на другие более трудоемкие материалы. Например, конструирование из бересты, ткачество, строчевая вышивка и др. То есть, при соответствующих условиях возможен перенос приобретенного опыта в иные ситуации, в творческий процесс с новыми материалами.
Рассмотрим структуру экспериментальной программы в рамках модели "Художественное конструирование из бумаги" - "Древо", описанной в параграфе 1.3. применительно к художественному конструированию из бумаги.
"Истоки" в работе с бумагой интересны и важны во всем многообразии /см. схему 1.2/:
- культурно-исторические сведения о природном происхождении бумаги, о ее использовании разными народами в быту, искусстве, технике и т. д. /;
- материаловедческие сведения о многообразии качеств и свойств бумаги, и использование их в традиционных ремеслах и современном художественном конструировании;
- художественно-образный язык разных типов художественного творчества /фольклорного и изобразительно-пластического, фольклорного и музыкального, фольклорного и литературного/.
В определении содержания "Азбуки" художественного конструирования из бумаги, опираясь на корневые основы, мы вычленили в ней следующие содержательные элементы:
- происхождение бумаги /природное, географическое, историческое/;
- простейшие технологические основы получения бумаги из природного сырья, отраженные в легендах, сказках и специальной литературе;
- разновидности бумаги /качества: цвет, фактура, текстура/ и их использование в художественном конструировании;
- свойства бумаги /природные, физические, конструктивные, эстетические/ и их учет в создании художественных изделий,
- инструменты, приспособления для формирования художественной фактуры бумаги, условные обозначения; - способы художественной обработки бумаги: традиционные /гофрирование, оригами, вырезанка, аппликация, папье-маше/ и художественные промыслы на их основе; современные /мозаика - обрывная и резаная; трансформация бумажной ленты, плетение и т. д. /;
- приемы художественного конструирования: на принципах уподобления реальным, природным и рукотворным формам; формообразование на принципах трансформации природных форм; формообразование на принципах комбинирования абстрактных форм /куб, цилиндр, шар, конус и др./;
- средства художественной выразительности в конструкциях из бумаги: композиционное решение формы /ритм, пропорции, метр, контраст, нюанс/; декор /цвет, орнамент, текстура, фактура/; функциональная, конструктивная, композиционная связь между элементами изделия; целостность художественной конструкции /взаимосвязь формы, материала, декора и назначения/;
- эмоционально-эстетическая выразительность образа на бумаги: условность, декоративность, обобщенность, символичность формы, композиции, декора