Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства Николаев Егор Васильевич

Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства
<
Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Николаев Егор Васильевич. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Якутск, 2005 161 c. РГБ ОД, 61:05-13/1146

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами танцевального искусства 13

1.1. Сущность понятия «нравственно-эстетическое воспитание»: историко-философские и психолого-педагогические аспекты 13

1.2. Формирование нравственно-эстетического опыта младших школьников с учетом их психолого-физиологических особенностей 32

1.3. Историко-теоретические предпосылки развития танцевального искусства как средства нравственно-эстетического воспитания школьников 55

Выводы по первой главе 75

ГЛАВА II. Педагогические условия повышения эффективности нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами танцевального искусства 79

2.1. Разработка критериально-диагностических основ нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами танцевального искусства 79

2.2. Формирование содержания целостного процесса нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами танцевального искусства 98

2.3. Диагностика эффективности нравственно-эстетической воспитанности учащихся начальных классов средствами танцевального искусства 118

Выводы по второй главе 122

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124

БИБЛИОГРАФИЯ 127

ПРИЛОЖЕНИЕ 144

Введение к работе

Актуальность исследования. Изменения, происходящие в нашем обществе, влекут за собой перемены и в системе образования. В этих условиях противоречивой внешней ситуации, обусловленной затянувшимся социально-политическим и экономическим кризисом, трансформируются нравственные ориентиры, что актуализирует поиск источников, повышающих и стабилизирующих нравственные нормативы общественной жизни, регулирующих основы жизнедеятельности людей.

Школа как социальный институт общества может внести существенный вклад в формирование ценностного отношения подрастающего поколения к нравственным нормам, если в качестве одной из важнейших задач поставит повышение авторитета морали, нравственности в организации жизнедеятельности детей, а нравственное воспитание определит как приоритетное направление в учебно-воспитательном процессе. Проблема сущности, цели, задач, содержания нравственного воспитания в педагогической теории и практике получила достаточное развитие. Важность нравственного воспитания подчеркивали в своих работах Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо и другие. В отечественной педагогике нравственное воспитание рассматривается как процесс превращения социально значимых требований общества во внутренние стимулы личности (Н.И.Болдырев, Э Л.Козлов, А.И.Липкина, Н.Т.Трофимова, И.Ф.Харламов, М.Г.Яновская и др.). Функциями нравственного воспитания являются включение учащихся в различные виды деятельности и в систему общественных отношений; передача социального опыта новому поколению, внесение в его сознание мировоззренческих идей, знаний о моральных принципах и нормах; формирование ценностных ориентации (Р.Г.Аммосова, О.С.Богданова, Т.В.Вершинина, А.И.Каиров). Особенности нравственного воспитания младших школьников рассмотрены в работах Л,И.Божович, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, В.СМухиной, Д.Б.Эльконина и других.

В силу специфики возраста нравственное воспитание именно в начальной школе является наиболее эффективным (Г.С.Абрамова, Д.А.Белухин, О.С.Богданова, О.Д.Калинина). Учет возрастных особенностей, а именно наличие ярко выраженных эстетических потребностей, эмоциональности, чувственности в младшем школьном возрасте (В.А.Гаврилов, Т.Е. Лихачев) обусловливает единство нравственного и эстетического (К.В.Гавриловец, И.И.Казимирская). Кроме того, взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания для данного возрастного периода очевидна и необходима в силу родственности их целей и задач (Н.А.Ветлугина, Б.Т.Лихачев, Б.М.Неменский и др.).

Однако между целями, задачами нравственного воспитания и практическим их воплощением в настоящее время сложились определенные противоречия. Одно из них касается социального аспекта воспитания и выражено в падении прежних и отсутствии новых идеологических норм, на основе которых формировалось нравственное сознание подрастающего поколения. Технократические тенденции в человеческом сознании и мышлении создают условия для ослабления роли гуманитарных аспектов общественной жизни, что неизбежно обусловливает потерю значимости категорий нравственности. В то же время новые идеологические основы не созданы, что, несомненно, приводит к замешательству и растерянности в решении задач нравственного воспитания.

Следующее противоречие обусловлено личностным аспектом. Младшие школьники в силу специфики возраста ориентируются на нравственный идеал, достойный подражания, но потоки зарубежной субкультуры могут искажать представления о нравственности и формировать в сознании младших школьников иллюзорные приоритеты, что затрудняет выполнение педагогических задач.

Противоречия сложились и в самой педагогической науке. Советская педагогика, интернационализируя процесс нравственного воспитания, почти полностью исключила из воспитательного процесса этнокультурные традиции,

5 кризис невостребованности которых привел к потере ощущения принадлежности к Родине и нивелировал такие понятия, как «гражданственность», «патриотизм» и, как следствие, «нравственность». Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, ~ задача особенно актуальная сегодня и не может быть выполнена без глубокого познания духовного богатства народа, приобщения к искусству.

Проблема воспитательных возможностей различных видов искусств особо актуальна в сфере образования. Как показывает практика, систематическое занятие одним видом искусства - будь то танцевальное, музыкальное, изобразительное, литература или театр — закладывают основу, на которой в дальнейшем строиться «здание» нравственных и эстетических ценностей личности.

Особая роль в формировании и развитии личности принадлежит танцевальному искусству. В условиях, когда с помощью средств массовой информации оно вошло в каждый дом и приобрело всепроникающий характер, возросла его значимость в духовной жизни подрастающего поколения, расширился диапазон идейно-эмоционального воздействия на ребенка. В этой связи можно констатировать, что нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства стало объективно значимым для современного образования.

Вместе с тем, не все необходимые аспекты его развития на начальном этапе обучения школьников основам танцевального искусства находят эффективное отражение в педагогических исследованиях. Стремление определить способы разрешения указанных противоречий обусловило проблему и выбор темы диссертационного исследования: «Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства».

Объект исследования - процесс нравственно-эстетического воспитания младших школьников.

Предмет исследования - педагогические условия, повышающие эффективность нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами танцевального искусства.

Цель исследования - выявить педагогические условия нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами танцевального искусства и экспериментально определить их эффективность в учебно-воспитательном процессе.

Гипотезой исследования является предположение о том, что нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства будет эффективным, если:

педагогический процесс будет направлен на нравственно-эстетическое воспитание личности средствами танцевального искусства в соответствии с потребностями современного общества, внутренними и внешними предпосылками, закономерностями и тенденциями формирования социума;

в его процессе будут применяться разнообразные формы и методы нравственно-эстетического воспитания учащихся;

будет реализован комплекс необходимых педагогических условий (содержательных, организационных, критериально-оценочных).

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать историко-философские, психолого-педагогические аспекты нравственно-эстетического воспитания и определить его сущность.

  2. Выявить специфику нравственно-эстетического воспитания младших школьников.

  3. Определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства.

  1. Разработать критериально-диагностический аппарат определения уровней нравственно-эстетической воспитанности младших школьников в процессе занятий танцами.

  2. Апробировать организационно-содержательные и критериально-диагностические условия нравственно-эстетического воспитания средствами танцевального искусства.

Методологической основой исследования являются философские, культурологические и психолого-педагогические подходы к проблеме всестороннего и гармоничного развития личности; положения психологии и педагогики о развитии детей младшего школьного возраста; о взаимодействии искусства и воспитания, о роли искусства во всестороннем развитии личности.

Теоретической основой исследования являются:

идеи об единстве нравственных и эстетических ценностей (А.И.Арнольдов, А.И.Буров, А.Ф.Ершеев, А.Я.Зись, М.СКаган, В.А.Разумный, В.К.Скатерщиков, Л.Н.Столович и др.);

теории о роли искусства на развитие личности (В.С.Селиванов, Ю.У.Фохт-Бабушкин, Б.П.Юсов и др.);

психологические теории о взаимодействии искусства и воспитания (К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн и др.);

закономерности эстетического воспитания (Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Н.А,Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский, А.Ж.Овчинникова, Г.СРигина, Н.Н.Ростовцев, Т.В.Челышева, В.Н.Шацкая и др.);

идеи о педагогической направленности процесса формирования нравственно-эстетических ценностей (Т.И.Бакланова, Е.С.Григорьева, А.Д.Жарков, Л.С.Зорилова, Е.В.Квятковский, Т.Г.Киселева, Н,И.Киященко, Ю.Д.Красильников, А.П.Марков, Л.П.Печко, В.С.Садовская, Ю.А.Стрельцов, В.М.Чижиков и др.);

концепции нравственного и эстетического воспитания младших школьников (О.С.Богданова, Б.Т.Лихачев, И.С.Марьенко, ЕШЛетрова и др.);

исследования об якутских танцах (М.Я.Жорницкая, А.Г.Лукина, З.Н.Попова, М.Н.Румянцева, С.П.Толстякова и др.).

При выполнении работы использованы следующие методы: изучение и анализ научной литературы и передового педагогического опыта, а также программ а методической литературы по дополнительному образованию детей; анкетирование; интервьюирование; педагогическое наблюдение (в том числе включенное) за детьми в условиях учебно-воспитательного процесса; социально-психологическое тестирование участников самодеятельного хореографического коллектива с целью создания их психологического портрета; устные и письменные опросы; опытно-экспериментальная работа, включающая элементы констатирующего, поискового и контрольного экспериментов.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

определены сущность нравственно-эстетического воспитания средствами танцевального искусства;

раскрыты специфика и педагогический потенциал танцевального искусства в развитии нравственных и эстетических ценностей младшего школьника;

сконструирована модель нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами танцевального искусства;

выявлены критерии, показатели нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами танцевального искусства (эмоциональная развитость и отзывчивость, ценностные нравственно-эстетические ориентации, устойчивость нравственно-эстетических принципов, эстетическое восприятие, включенность детей в нравственно-эстетический процесс);

разработан и обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами танцевального искусства.

9 Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании педагогических условий эффективного использования танцевального искусства в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников, а именно:

содержательных (формирование структуры и содержания, ориентированных на целостность процесса воспитания);

организационных (введение в процесс воспитания организационных форм и методов, способствующих формированию нравственно-эстетической культуры школьников);

критериально-оценочных (разработка критериев эффективности нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами танцевального искусства).

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные и экспериментально проверенные в исследовании теоретические положения и выводы могут способствовать повышению уровня нравственно-эстетической воспитанности личности в системе непрерывного образования средствами танцевального искусства.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, теоретическим анализом проблемы, организацией экспериментальной работы с применением комплексов и методов адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; воспроизводимостью результатов и репрезентативностью полученных данных, качественным и количественным их анализом, соответствием полученных результатов гипотезе исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики начального обучения педагогического института; докладывались на ежегодных научно-практических конференциях молодых ученых и преподавателей Якутского государственного университета имени МЛС Аммосова: «Качество высшего профессионального образования:

10 проблемы, задачи, перспективы в контексте модернизации образования» (г.Якутск, 2003г.); «Современные технологии профилактики и коррекции нарушений поведения у детей и подростков» (г. Якутск, 2003 г.); «Комплексная оценка деятельности ВУЗа как мониторинг системы качества образования и воспитания» (г. Якутск, 2005г.); в выступлениях и публикациях материалов на республиканских, межрегиональных и международных научно-практических конференциях: «Этнопедагогические аспекты обучения и воспитания» (г.Якутск, 2000г.); «Этнопедагогика в условиях модернизации российского образования» (г.Якутск, г.2004г.); «Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки» (г. Москва, 2003г.); «Этногенез и цивилизационные перспективы в образовании России» (г. Новосибирск, 2004г.); участие в аспирантских чтениях, семинарах-совещаниях работников образования в Мегино-Кангаласском, Нюрбинском, Чурапчинском улусах, на курсах повышения квалификации педагогов.

База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в танцевальных коллективах, организованных на базе общеобразовательных школ Мегино-Кангаласского, Нюрбинского, Чурапчинского улусов Республики Саха (Якутия).

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2001 по 2004гг. - в три основных этапа.

I этап (2001-2002гг.) - ориентировочно-поисковый. Изучались
и анализировались литература по проблеме, массовый и передовой опыт школ,
уточнялась направленность дидактических материалов для экспериментального
обучения и программ работы с педагогами, психологами, руководителями
танцевальных кружков, ансамблей и родителями.

II этап (2002-2003гг.) - теоретико-проектировочный. Обосновывались
основные положения диссертационного исследования, разрабатывались
теоретические подходы к организации учебно-воспитательного процесса,
развивающего нравственно-эстетическое воспитание младших школьников,
разрабатывались дидактические материалы для эксперимента и программы

дополнительной подготовки педагогов, психологов, руководителей танцевальных кружков, ансамблей и родителей.

III этап (2003-2004гг.) - экспериментально-обобщающий. Проводился педагогический эксперимент, обобщались результаты исследования, оформлялась диссертационная работа.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Сущность нравственно-эстетического воспитания средствами
танцевального искусства состоит в том, что оно гармонично развивает
духовные и творческие способности человека: от способности чувствовать
и переживать красоту, наслаждаться ею и правильно оценивать прекрасное
до способности творить и действовать по законам красоты и высокой
нравственности, формируя эстетическую культуру личности. Занятия танцами
являются эффективным средством для улучшения эмоционального,
психологического и физического состояния человека, для сохранения
и развития его духовного здоровья. Существует возможность и объективная
необходимость использования их в борьбе со стрессом, дефицитом
положительных эмоций и двигательной активности людей.

2, К настоящему времени сложились внутренние и внешние
предпосылки повышения эффективности процесса нравственно-эстетического
воспитания младших школьников средствами танцевального искусства,
обусловленные формированием определённых потребностей общества, семьи
и личности.

Процесс осуществляется с учетом психолого-физиологических особенностей ребенка; его основные компоненты (цель, структура, содержание, формы, методы) базируются на актуализации готовности подрастающего поколения к самопознанию, самосовершенствованию, самоопределению и обусловлены рядом специфически реализуемых принципов (природосообразности, культуросообразности, синкретизма, эстетизации образовательного процесса, эмоциогенности, связи музыки с жизнью, наглядности) и педагогических условий.

3. Комплекс педагогических условий, способствующих нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников средствами танцевального искусства включает в себя: формирование структуры и содержания образовательного процесса, ориентированного на его целостность; введение в процесс воспитания организационных форм и методов, способствующих формированию нравственно-эстетической культуры школьников; разработку критериев эффективности нравственно-эстетического воспитания младших школьников.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Сущность понятия «нравственно-эстетическое воспитание»: историко-философские и психолого-педагогические аспекты

Разработка проблемы нравственно-эстетического воспитания младших школьников требует уточнения понятия нравственно-эстетического воспитания. В разделе изложена суть основополагающих понятий; «эстетическое воспитание», «нравственное воспитание», «нравственно-эстетическое воспитание».

Проблема нравственно-эстетического воспитания требует уточнения вопроса, к какой области знания следует отнести эстетическое воспитание -к эстетике или к педагогике. Так, Г.З.Апресян, считает, что эстетика, как и любая другая наука, имеет не только познавательную, но и воспитательную функцию, как и любые формы общественного сознания, формирует общественное и индивидуальное сознание в духе тех или иных потребностей и идеалов данной эпохи [11, с.3-8].

Другой точки зрения придерживается А.И.Буров, считая, что когда проблема воспитания выдвигается в собственно теоретическом и практическом смысле, то она становится педагогической. По мнению А.И.Бурова, на стыке эстетики, педагогики и психологии возникла новая область знания — эстетическое воспитание [39]. Это педагогическая область, т.к. она занимается непосредственным формированием личности (Ю.Б.Алиев, В.Ю.Борев, А.И.Буров, Н.И.Киященко, Е.П.Крупник, Н.Л.Лейзер, Б.Т.Лихачев, Т.В.Морозова, А.Ж.Овчинникова, Т.Г.Пеня, Л.П.Печко, Е.К.Чухман, Б.П.Юсов). Эстетика при этом является непосредственной теоретической основой эстетического воспитания. Проанализируем, как в историческом аспекте рассматривалась проблема эстетического воспитания в зарубежной и отечественной литературе.

Проблема соотношения общего и эстетического развития личности является одной из важнейших в зарубежных теориях эстетического воспитания в течение всего XX века, особенно большое внимание ей уделяется, начиная с 30-40-х годов. Прагматическая модель личности, выдвинутая в 1929 году английским математиком и философом Уайтхедом, исходила из того, что необходимо обогащать учащихся живыми, а не пассивными, инертными знаниями, сочетать техническое образование с «либеральным» (гуманитарным), где одно из неглавных мест занимает искусство. Эстетическое воспитание должно выполнять адаптационную функцию в меняющихся условиях. Потребление искусства было призвано компенсировать тяготы тяжелого труда, дать разрядку, отдых. Проповедуя высокие ценности цивилизации, триаду Истины, Добра и Красоты, Уайтхед по сути выступает с концепциями, очень близкими современной «массовой культуре».

Сторонник «сократического воспитания» К.Ясперс, убежденный противник авторитарности схоластического типа воспитания, видит суть общего и эстетического развития в «самоосуществлении личности». Однако, К.Ясперс односторонне истолковывает эстетическое развитие личности. По его мнению, оно осуществляется только в процессе эстетического саморазвития личности почти совершенно свободно от влияния общества, происходит в процессе таинственного общения «двух экзистенций» ученика и учителя [218, с.75-85]. К.Ясперс ориентируется на высокие образцы мировой культуры, созданные, как он говорит, в «осевые эпохи», решительно преодолевает европоцентризм.

Понимание КЯсперсом ценностей отдельной личности и критика им авторитарных концепций воспитания, стирающих и подавляющих личность, перекликается с тенденциями зарубежной эстетической мысли 40-50-х годов, нашедшими свое крайнее выражение в теориях спонтанного развития личности, наиболее последовательным представителем этой концепции является английский эстетик и искусствовед Г.Рнд. В основе его утопической теории лежит представление о том, что эстетическое развитие само по себе создает гармонический тип личности, и задача состоит только втом, чтобы этому эстетическому развитию не мешать. Развиваясь эстетически, каждый человек будет развит всесторонне, сможет быть творцом в любой сфере деятельности и поэтому будет свободен и счастлив. Однако его теория исключает из модели личности социальное, мировоззреническое составляющее. Философская посылка теории Г.Рида - понятие о дезинтеграции современного человека, о разрыве между человеком и средой, человеком и его деятельностью. Для Г.Рида такое отчуждение связано не с экономическими и социально-историческими причинами, а вызвано биологическим кризисом человеческого рода, одна из основных преград - язык. Выход он видит в восстановлении баланса чувства и разума, что возможно только через возвращение человеку эстетической чувствительности. Г.Рид считает идеалом эстетической деятельности цветение растения, пение птиц и строительство ими гнезд [207].

В западногерманской педагогике сходной точки зрения придерживался Л.Вейсмантель. Он писал: «Воспитывать - значит повторять волшебное заклинание: «Стань тем, кто ты есть!» [218]. Л.Вейсмантель пропагандирует идею «органического развития» ребенка в раннем возрасте. Воспитатель должен не столько учить ребенка чему-то, сколько развивать его природные задатки.

Историко-теоретические предпосылки развития танцевального искусства как средства нравственно-эстетического воспитания школьников

Прежде чем обратиться к концепциям известных мыслителей, мы остановимся на общей характеристике целесообразных телодвижений, о которых в своем исследовании пишет социолог В.В.Селиванов. Он подчеркивает их важность в невербальный период развития человечества [192, с. 5 8]. «Особенностью невербального периода развития человечества явились телодвижения, приносящие практическую пользу. Любое целесообразное движение подчиняется определенному темпу, ритму, метру, организованным пространственно-временным условиям действия людей. Любому собирателю, охотнику, рыболову необходимо было обладать аппаратом чуткого и тонкого реагирования на повадки, намерения людей и животных, на состояние предметов, составляющих круг его занятий. Именно эти естественные телодвижения и позы были предметом обучения, поскольку этого требовала природа, жизнь человека. Совершенное владение кинетическими (от греч. kinetikos - приводящий в движение) навыками тела приносило первобытному человеку несомненную пользу [237].

Танец как синкретический вид искусства возник еще в древности, в условиях первобытнообщинного строя. Танцевальное действо было необходимой частью любого обряда, сопровождавшего важные события в жизни архаического человека - сбор плодов, начало и удачное завершение охоты, обряд инициации, военный поход, рождение и свадьбу.

С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, изменялся и танец. Каждый этап в развитии общества выставлял определенный социальный заказ культуре, который мы можем выявить, исследуя танцы разных эпох.

Так о месте танца в жизни Древней Греции можно судить по многочисленным изображениям танцующих в скульптуре и на вазовой живописи. Наиболее известны барельеф «Танцующие молодые гречанки», вазовая живопись «Кордакс» и «Сикиннис», скульптуры: «Танцующая гречанка», «Танцующая менада», знаменитые Танагрские статуэтки, «Бегущий Меркурий», мраморный барельеф «Пирриха». В произведениях древних поэтов, писателей (Гомера, Аристотеля, Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана) встречаются названия танцев, описание их участников и правила исполнения. Таней был обязательным предметом в древнегреческой школе и в военных эфебиях. Для нас интересен тот факт, что некоторым уровнем танцевальной техники обладал практически всякий гражданин греческой общины. Ни одно событие в жизни греков не обходилось без танца. Древние греки танцевали не только в радости, но и в горе: перед похоронами, во время и после сожжения покойника на костре.

Общественно-бытовые танцы сопровождали семейные и личные торжества, городские и общегосударственные праздники. Различались танцы домашние, городские и сельские. Они были разнообразны по тематике и композиционному рисунку, по составу исполнителей. Известный исследователь-дансолог и балетный критик В.В.Ромм в своей книге «Секреты танцев Древней Греции» говорит о том, что до нашего времени дошло более трехсот названий танцев Древней Греции, из них более ста воинственных и пиррических.

Первые упоминания о танце встречаются в древнем сборнике религиозных гимнов Ригведе (11-12 вв. до н.э.), где объяснилось значение жестов, сопровождавших чтение религиозных текстов в школе миметиков. В «Рамаяне», в этическом произведении, рассказывается о воспитании принцев, которое включало пение, игру на музыкальных инструментах, танцы и рисование, то есть речь уже шла о полном эстетическом образовании. В древнекитайском каноне «Лицзы», обобщавшем ритуалы, созданные с ХП до III в. до н.э., приводятся сведения о музыке, пении, танцах, составлявших определенный ритуал. Представляется, что древний цикл поэтапного осмысления роли и возможности танцевального обучения были связаны с поэтапным осмыслением человечеством выразительных свойств телесно-пластического воздействия в зрелищном, публичном, социально обусловленном общении человеческим сообществом [80].

Постепенное осмысление роли танцевального обучения в системе сословного, придворного воспитания, отдельных личностей сообщества являлось неотъемлемой частью становления древних цивилизаций и эстетического образования в далекой древности.

При изучении Античной цивилизации мы обратили внимание на существование развитых форм синкретического искусства, где танец занимал ведущее место в различных взаимодействиях искусств, также публично воздействующих на зрителя. Античная цивилизация своими глубочайшими корнями связана также с более древними восточными культурами Средиземноморья, в особенности с культурой Древнего Египта. Мысль о воспитательном значении музыки могла быть заимствована греками у египтян. Музыкальная культура Древнего Египта, отраженная в иконографии (письмо рисунками), по-видимому, обладала синкретическими свойствами: хоровое пение сочеталось с танцем, инструментальной музыкой. Это подтверждает и такой прием, как воспроизведение руками в воздухе мелодической линии — получившее название хейрономия, что облегчало восприятие и исполнение музыки. Термин «петь» в иконографической записи нот мог быть прочитан как «производить рукой музыку» [44].

Разработка критериально-диагностических основ нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами танцевального искусства

Как известно, результативность воздействия на духовный мир личности ребенка зависит от целостности педагогического процесса: воспитания и развития всесторонне развитой и гармоничной личности.

Понятия системности, комплексности, целостности многоплановы. При этом системности, как правило, придается больше смысл теоретический и управленческий. Понятие, «комплексный подход» чаще всего концентрирует понимание системности как принципа и метода марксистской методологии познания и преобразования действительности. Термин «целостный процесс» используется в основном в педагогике и психологии, когда говорится об учебно-воспитательных методах.

Целостность педагогического процесса развития нравственных и эстетических ценностей личности младшего школьника может быть обеспечена, когда личность вовлечена в систему деятельностей и деятельностных отношений к миру, природе, социуму, себе.

Значение деятельностного подхода в процессе нравственно-эстетического воспитания личности ребенка состоит в том, что деятельность воспитанников - это единственная сфера, в которой может осуществляться воспитательный процесс. И это имеет свое объяснение. Закономерности развития и воспитания, как и социальные законы вообще, реализуются не иначе как через деятельность людей.

В организации деятельности детей как фактора их нравственно-эстетического воспитания нельзя ограничиваться внушением и проповедью. Эффективность этой деятельности обусловливается, прежде всего, возбуждением самоактивности ребенка, вовлечением его в разнообразную деятельность, отвечающую потребностям самого ребенка и вместе с тем -воспитательным задачам, развивая тем самым необходимые обществу и ему самому качества.

Деятельность представляет собой универсальное, всеобъемлющее явление в человеческой жизни, включающая в себя и внутреннюю умственную деятельность, и связанную с эмоциональными переживаниями. Принцип единства сознания и деятельности - один из основных принципов нравственно-эстетического воспитания личности ребенка.

Совпадение логики воспитательного процесса и деятельности, в которой он осуществляется, составляет одно из необходимых условий его эффективности.

Для решения педагогических и воспитательных задач в структуре педагогических технологий создаются специальные подсистемы, которые при функциональном подходе действуют автономно, что придает педагогическому процессу односторонность. В педагогическом процессе при воздействии на личность ребенка решаются не только прямые, доминирующие, но и подчиненные задачи нравственно-эстетического воспитания.

Оптимальность использования основ нравственно-эстетического воспитания личности ребенка в процессе занятий танцевальным искусством обеспечивается, на наш взгляд, на базе следующих исходных методических положений;

- нравственный и эстетический потенциал танцевального искусства может быть наиболее полно использован при условии координации методов педагогического воздействия педагогов и родителей;

- кадры, обеспечивающие деятельность танцевальных коллективов, должны иметь фундаментальную культурологическую, психолого-педагогическую и менеджерскую подготовку, позволяющую им эффективно работать с различными социальными группами детей и формировать не только профессиональные навыки, но и оптимальную нравственную и эстетическую среду;

- потенциал танцевальной деятельности детей реализуется наиболее полно при условии формирования у участников качеств субъекта деятельности.

Процесс нравственно-эстетического воспитания подразумевает определение основных факторов развития личности. Наличие обширного объема исследований свидетельствует об определенной степени разработанности рассматриваемой проблемы. Вместе с тем, в определении факторов, влияющих на развитие личности, обнаруживаются некоторые разногласия, которые усложняют постижение истины. Наличие противоречивых точек зрения по проблеме потребовало систематизации факторов нравственно-эстетического воспитания личности ребенка; определения места каждого из них в этой системе; изучения взаимодействия и взаимообусловленности совокупности факторов. Ввиду того, что проблема очень обширна и многогранна, в данном исследовании мы ограничились рассмотрением факторов, воздействующих на личность ребенка в процессе творческой деятельности.

Как отмечает В.С.Садовская, «в зависимости от условий, места и времени, а нередко и индивидуальных обстоятельств изменяются содержание и направленность основных факторов, воздействующих наличность: объективной среды, деятельности и целенаправленного, сознательного процесса формирования ценностных ориентации, осуществляемого социальными институтами» [190].

Похожие диссертации на Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства