Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы поликультурного воспитания младших школьников 14
1.1. Категориальный аппарат исследования поликультурного воспитания младших школьников 14
1.2. Сравнительный анализ теории и практики поликультурного воспитания в современной школе 40
1.3. Формирование личности младшего школьника как цель поликультурного воспитания 51
Выводы по главе I 76
Глава II. Педагогическая система поликультурного воспитания младших школьников 79
2.1. Изобразительное искусство в начальной школе как средство поликультурного воспитания 79
2.2. Экспериментальная модель поликультурного воспитания младших школьников 101
2.3. Выявление педагогической эффективности экспериментальной модели 108
Выводы по главе II 161
Заключение 165
Литература 171
Приложения 188
- Категориальный аппарат исследования поликультурного воспитания младших школьников
- Сравнительный анализ теории и практики поликультурного воспитания в современной школе
- Изобразительное искусство в начальной школе как средство поликультурного воспитания
- Экспериментальная модель поликультурного воспитания младших школьников
Введение к работе
Актуальность исследования. Проблема поликультурного воспитания как аспекта педагогической деятельности, являющегося одним из приоритетных направлений научного поиска и практической реализации, ориентированной на социализацию личности в многонациональной среде, остается еще нерешенной. Это обусловлено тем, что в современном обществе сохраняются не только объективные, но и субъективные причины возникновения и обострения различного рода межэтнических конфликтов, напряженности в отношениях между людьми на международном, региональном, групповом и межличностном уровнях. К числу таких распространенных субъективных факторов относится, прежде всего, нормативно-ценностный этноцентризм, заключающийся в неуважительном, нетерпимом отношении к национальным и религиозным чувствам, традициям, обычаям разных народов. В предотвращении и устранении этого конфликтогенного фактора и состоит социально-духовное предназначение поликультурного воспитания.
Термин «поликультурное воспитание» получил распространение в мировой педагогике в середине XX века, но данная проблема продолжает волновать многих исследователей учебно-воспитательного процесса и в настоящее время. Это нашло свое выражение прежде всего в научно-педагогической разработке концепции поликультурного образовательного пространства в исследованиях В.П. Борисенкова, С.К. Бондыревой, О.В. Гу-каленко, А.Я. Данилюка, Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, М.Н. Кузьмина, Л.Л. Супруновой и др.
Важный вклад в становление и развитие методологической базы исследования проблемы поликультурного воспитания составили труды ученых М.М. Бахтина, Е.В. Бондаревской, Ю.С. Давыдова, Г.Д. Дмитриева, В.Я. Лыковой, И.В. Огарковой, А.П. Сманцера. Весьма актуальным является тезис о ключевой фигуре поликультурного воспитания - педагоге. Конструктивные идеи по этому вопросу содержатся в исследованиях Т.А. Гелло, В.Ф. Гуцу,
И.В. Колоколовой, Л.В. Коноваловой, А.К. Макаровой, Л.Т. Ткач, А.А. Ткачук. О процессе поликультурного воспитания и его наполнении конкретным учебно-методическим содержанием находим много плодотворных идей в работах Ю.В. Арутюняна, П. Бергмана, З.П. Васильевой, Г.Н. Волкова, А.Н. Джуринского, В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Н.П. Сеиченкова, Н.В. Силистрару, Л.Л. Супруновой, М. Яновской.
Одним из основных положений поликультурного воспитания (как подчеркивается и обосновывается в исследованиях B.C. Кукушкина, Д.С. Лихачева, Г.В. Палаткиной, A.M. Столяренко, З.Б. Цаллаговой) является содействие национальной личностной самоидентификации учащихся средствами эт-нопедагогики и формированию их культуры на основе общечеловеческих нравственных ценностей, развитию способностей видеть в представителе каждого народа индивидуальное сочетание единичных, особенных и общих черт духовной жизни.
Трудно переоценить значение исследований, посвященных осмыслению взаимосвязи принципов интеллектуализации, этизации и эстетизации воспитания, особенно, в младшем школьном возрасте, что составляет непосредственный методологический подход к изучению проблемы поликультурного воспитания на уроках по изобразительному искусству в начальных классах. К таким исследованиям относятся работы Э.В. Ильенкова, Н.М. Сокольниковой, Н.В. Сороки-Росинского, П.Е. Степанова, Е.Л. Яковлевой.
Прямое отношение к теме диссертации имеют исследования, в которых рассматривается воспитательный аспект обучения младших школьников изобразительному искусству и художественному труду. В монографиях и статьях М.Н. Апиш, Н.Е. Васиной, С.С. Брикуновой, Н.Ф. Гончарова, В.В. Евсю-кова, Н.С. Лейтес, К.В. Павлик, Е.О. Яременко рассматриваются познавательный, эмоциональный, эстетический аспекты восприятия детьми младшего школьного возраста произведений искусства и взаимосвязи когнитивно-воспитательного и творческого начал их деятельности на уроках изобразительного искусства под руководством педагога.
Существенную сторону поликультурного воспитания раскрывают диссертационные исследования, посвященные развитию национального самосознания учащейся молодежи. К ним относятся работы Р.А. Абдираиловой, Г.К. Кловак, И.В. Лебидь, Ю.В. Ледник, Л.Б. Паламарчук, В.А. Струльчук, А.А. Филипчук. Анализ педагогических исследований, учебных программ, действующих в школах, а также современного состояния преподавания изобразительного искусства в начальных классах показал, что основное внимание при этом сосредоточивается на освоении школьниками техники изобразительной деятельности (рисования, лепки). И в гораздо меньшей степени разработаны теоретические принципы и методические средства повышения познавательной и воспитательной роли изобразительного искусства как средства социализации личности младших школьников, хотя многие ученые и отмечают особенную сензитивность, отзывчивость детей в этом возрасте на эстетическое и этическое влияние со стороны семьи и школы.
Однако именно этот аспект является и наименее изученным, и недостаточно реализованным в практике воспитания. На периферии внимания и ученых, и учителей начальных классов остается особенно востребованное социумом поликультурное образование, основанное на принципах гуманизма и равенства всех людей.
Исследование теории и практики поликультурного воспитания в современной общеобразовательной школе позволило выявить противоречия между необходимостью дальнейшего совершенствования подготовки молодежи для жизнедеятельности в многонациональной среде и недостаточной разработанностью педагогических основ и методических рекомендаций по ее эффективной реализации в современных условиях; между значительным духовным потенциалом изобразительного искусства и его фактическим использованием в воспитательной работе.
Эти противоречия определили проблему исследования: каковы оптимальные педагогические условия поликультурного воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства.
Актуальностью этой проблемы обусловлен выбор темы исследования «Поликультурное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства».
Объект исследования - поликультурное воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - условия и пути поликультурного воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства.
Цель исследования - разработка целостной системы условий, путей и методов поликультурного воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства.
Гипотеза исследования. Процесс поликультурного воспитания младших школьников становится более эффективным, если:
глубоко поняты и осознаются сущность и содержание педагогических задач по реализации поликультурного образования, поликультурного воспитания и формирования поликультурной личности средствами изобразительного искусства;
теоретически обосновывается и практически разрабатывается система условий, путей и средств поликультурного воспитания младших школьников в процессе обучения искусству;
создается модель поликультурного воспитания, последовательно сориентированная на формирование поликультурной личности, адаптированной для жизнедеятельности в социокультурной среде;
включение в практику воспитательной работы регионального компонента по изобразительному искусству существенно расширяет возможности ознакомления детей с местными традициями, многонациональной культурой родного края, народным декоративным и прикладным искусством.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Осуществить анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме поликультурного воспитания в современной школе; уточнить и до-
7 полнить понятия «поликультурное образование», «поликультурное воспитание», «поликультурная личность».
Выявить условия и пути поликультурного воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства.
Разработать модель повышения эффективности поликультурного воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства.
Разработать методические рекомендации по реализации регионального компонента в процессе использования изобразительного искусства как средства поликультурного воспитания в начальной школе.
Методологическую основу исследования составляют: антропологические концепции этноцентризма и культурного релятивизма (М.М. Сам-мер), диспозиционных установок личности (В.А. Ядов), парадигмы диалога культур (М.М. Бахтин, У. Макбрай), учение о факторах социального конструирования реальности П. Бергмана и Т. Лукмана, о роли этнопедагогики в воспитательном процессе (Г.Н. Волков, В.Д. Ботнару, Н.В. Силистрару), принцип поликультурности в общении и образовательном пространстве (В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, М.М. Курбиев, Н.Д. Никандров), педагогические идеи о воспитании и его социальных функциях Платона, К.А. Гельвеция, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, И.Ф. Гербарта, И.Г. Песталоцци, Я.А. Комен-ского; концепция личностно-ориентированного образования культурологического типа (Е.В. Бондаревская, Н.Э. Куликовская), результаты исследований специфики художественного познания и эмоционально-эстетического восприятия социальной действительности учащимися (К.Д. Ушинского, Н.В. Со-роки-Росинского, Д.С. Лихачева).
На этой методологической основе для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы находит свое применение комплекс методов исследования.
Теоретические методы: анализ основных понятий исследования на основе изучения философской, культурологической и педагогической литературы; обобщение и интерпретация научных данных; структурно-
8 функциональный анализ социальных и педагогических проблем становления и развития поликультурной личности школьника.
Эмпирические методы: наблюдение форм работы педагога и деятельности школьников на уроках изобразительного искусства, анкетирование, интервьюирование учителей и учащихся, анализ школьных сочинений по фокусированному плану, осуществление педагогического эксперимента, статистическая обработка полученных данных, включая простую и перекрестную группировку и корреляционный анализ статистических взаимосвязей; моделирование и проектирование учебно-воспитательного процесса, направленного на успешное разрешение выявленных социально-педагогических противоречий.
Опытно-экспериментальная база исследования: общеобразовательные учреждения, обучение в которых осуществляется на русском языке (средняя школа № 18 г. Бендеры, средние школы № 2, 9 г. Тирасполя), на украинском (Бендерская украинская гимназия № 3), на молдавском (Малаешт-ская средняя школа, Тейская средняя школа).
Исследование проводилось в три этапа с 1998 по 2006 гг.
На первом этапе (1998-2000 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы и средств ее разрешения на основе изучения философской, культурологической и педагогической литературы, экспертного интервьюирования учителей и руководителей школ, сравнительного анализа действующих программ в России, Украине, Молдове и Приднестровье, а также обобщения практического опыта слушателей Государственного института повышения квалификации учителей в г. Тирасполе.
На втором этапе (2000-2004 гг.) был проведен эксперимент в городских и сельских школах Приднестровья на уровне начального образования (2-4-е классы) с целью проверки эффективности спроектированной модели поликультурного воспитания в процессе ознакомления младших школьников с изобразительным искусством русского, украинского и молдавского народов. При этом решались сформулированные в программе эксперимента зада-
9 чи и проверялись основные положения гипотез, выдвинутых на первом этапе исследования.
На третьем этапе (2005-2007 гг.) были проведены обработка, обобщение и систематизация результатов сбора эмпирического материала и проведения эксперимента, их теоретическая интерпретация, формулировались выводы и практические рекомендации, осуществлялось оформление диссертации и приложений, публикация и апробирование результатов исследований.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна: впервые исследованы условия и пути поликультурного воспитания младших школьников в процессе ознакомления с изобразительным искусством, систематизирован категориальный аппарат теоретического исследования проблем поликультурного воспитания, осуществлен сравнительный анализ теории и практики поликультурного воспитания в ряде стран, раскрыты сущность и содержание процесса формирования личности учащихся младших школьников в контексте поликультурности, выявлена роль изобразительного искусства в поликультурном воспитании в начальной школе, разработана и апробирована на практике модель поликультурного воспитания и определены эмпирические показатели его эффективности.
Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании содержания, принципов, форм и методов поликультурного воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства; в конкретизации и уточнении понятия поликультурной личности как цели воспитания, направленного на подготовку подрастающего поколения к всесторонней деятельности в современном социуме; в раскрытии воспитательного потенциала занятий изобразительным искусством в начальной школе; в выявлении педагогических условий повышения эффективности поликультурного воспитания. Полученные в исследовании выводы вносят существенный вклад в решение важной стратегической задачи педагогики - повышения уровня поликультурного воспитания учащихся.
10 Практическая значимость исследования состоит в определении содержания поликультурного воспитания при ознакомлении младших школьников с изобразительным искусством разных народов, в разработке и апробации эффективной системы его реализации как одного из направлений социализации личности в многонациональной среде. Предложена «Модель поликультурного воспитания средствами изобразительного искусства», обеспечивающая организацию педагогического процесса в начальной школе с учетом принципа поликультурности.
Разработанные технологии классной и внеклассной работы по изобразительному искусству направлены на поликультурное воспитание младших школьников, что нашло свое отражение в подготовленном автором учебно-методическом пособии «Республиканский компонент по изобразительному искусству в начальной школе».
Достоверность и обоснованность полученных результатов подтверждены экспериментальным путем и обеспечиваются комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его гипотезе и задачам; разнообразием методик диагностирования реальной ситуации, сложившейся в области национального и поликультурного воспитания; непротиворечивостью эмпирических данных, сравнительным анализом результатов исследования; целостным подходом к изучаемой проблеме; личным опытом диссертанта в преподавании изобразительного искусства в Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко и Государственном институте повышения квалификации учителей г. Тирасполя; включением в эксперимент городских и сельских школ с русским, молдавским и украинским языком обучения.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Эффективность поликультурного воспитания средствами изобразительного искусства определяется ориентацией педагогического процесса на формирование поликультурной личности, адаптированной к жизнедеятельности в многонациональном социокультурном пространстве.
Поликультурное воспитание младших школьников представляет собой имманентное направление гуманистической социализации личности, способной сочетать в себе национальное достоинство с равносубъектным общением и сотрудничеством с представителями других этнических групп. Поликультурное воспитание средствами изобразительного искусства способствует эмоционально-эстетическому овладению региональной, национальной и мировой культурой в процессе ознакомления с художественным творчеством разных народов, непосредственного общения с деятелями искусства и мастерами народного творчества, а также собственной художественно-изобразительной деятельности учащихся.
Поликультуриая личность - субъект общественных и межличностных отношений, обладающий способностью к свободному диалогу с представителями разных культур, открывающему возможности для взаимопонимания и сотрудничества.
Поликультурное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства успешно реализуется по следующим направлениям: переориентации содержания учебного материала на систематическое использование образцов художественного творчества этнических общностей, представленных в стране; активного вовлечения учащихся в процесс сравнительного анализа общих и специфических черт народного и профессионального творчества представителей разных народов; акцентирования внимания педагога на преодоление этноцентризма в восприятии учащимися предметов художественного искусства в процессе кросскультурного воспитания.
Разработанная по результатам диссертационного исследования модель поликультурного воспитания младших школьников посредством изобразительного искусства позволяет организовать педагогическую деятельность на основе принципов поликультурности, природосообразности, диало-гизма, деятелыюстно-творческого подхода, личностно-ориентированной воспитательной работы педагога, культуросообразности, доступности, ценностно-смысловой направленности. Основными условиями реализации мо-
дели выступают: расширение знаний об изобразительном искусстве своего народа с учетом регионального компонента, пробуждение интереса к художественному творчеству других народов, утверждение поликультурной социально-психологической ориентации, формирование установки на культурный релятивизм в процессе межнационального общения.
4. Методические рекомендации по реализации национально-регионального компонента, ознакомление младших школьников с изобразительным искусством способствуют поликультурному воспитанию в результате более глубокого освоения учащимися общечеловеческих и национальных художественно-культурных ценностей; развивают творческую активность учащихся на основе раскрытия разнообразных связей искусства с народными традициями и повседневной жизнью школьника; содействуют пониманию органической связи искусства своего региона с мировой художественной культурой.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы, выводы и практические рекомендации по теме диссертации обсуждались на международных и вузовских научно-методических конференциях: «Развитие личности в поликультурном образовательном пространстве» (Черкассы, 2005), «Проблемы личности в современной науке: результаты и перспективы развития» (Одесса, 2005), «Университетское образование в республике Молдова» (Кишинев, 2005), «Пути развития методического обеспечения начального процесса в рамках реформ высшего образования» (Одесса, 2006), «Развитие личности в поликультурном образовательном пространстве ПМР» (Тирасполь, 2006), «Управление качеством образования как условие модернизации отрасли» (Бендеры, 2005), «V Славянские педагогические чтения. Поликультурное образовательное пространство: пути и формы интеграции» (Москва, 2006), научных семинарах, заседаниях кафедры и отражены в публикациях автора.
Результаты исследования используются при чтении лекций, проведении практических занятий в Приднестровском государственном университе-
13 те им. Т.Г. Шевченко на протяжении 10 лет и в процессе работы с учителями в Государственном институте повышения квалификации г. Тирасполя.
Внедрение результатов исследования осуществлялось непосредственно в ходе педагогического эксперимента в городских и сельских школах Приднестровья.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Категориальный аппарат исследования поликультурного воспитания младших школьников
Значение принципа поликультурности в процессе стабилизации межнациональных отношений существенно возросло в связи с уходом с исторической арены многих других форм социальных общностей людей таких, как советский народ, рабочий класс, буржуазия. «Роль этнической принадлежности и основанной на ней солидарности возросла в условиях полиэтнической либерализации и появления рынка идентичностей, когда интерес к партикулярным различиям и обращение к групповым связям могли обеспечить многие преимущества, включая доступ к власти, особенно на региональном уровне, льготную приватизацию и дополнительную конкуренцию, а иногда -просто более надежную систему общения или получение государственных субсидий» [165,12].
Если в начале XX века имелись достаточные основания утверждать о приоритетной роли классовой идентификации, то, начиная со второй половины прошлого века, усиливается значение этнической солидарности, что нашло свое выражение и в национально-освободительной борьбе, и в националистических идеологиях фашизма и расизма.
Кризисная ситуация в постсоветском пространстве глубоко затронула межэтнические отношения, подвергла испытанию на прочность чувства мультикультурной толерантности, принципы взаимовыгодного сотрудничества. Во многих независимых странах, развивающихся на развалинах СССР, перед людьми «нетитульной нации» возникла непростая проблема выбора между статусом национального меньшинства, подвергаемого явной или латентной дискриминации, и необходимостью эмигрировать на свою «историческую родину». Массовой эмиграции способствовали безработица и поиски более оплачиваемых занятий в ближнем и дальнем зарубежье.
В последние десятилетия XX века многонациональные государства стали ареной грандиозных политических потрясений и масштабного насилия. Этническое многообразие из статистической реальности и этнографической музейности все больше становится исследовательским полем социально-культурной антропологии, прежде всего, для лучшего понимания законов жизни общества, организации государственности и управления в сложных сообществах, предотвращения и разрешения конфликтов [165,2].
Формирование территориально-регионального поликультурного единства народов не лишено внутренней противоречивости. Во второй половине XX - начале XXI века в полиэтничных государствах неоднократно обострялись межнациональные и расовые конфликты (между арабами и европейцами во Франции, между белыми и черными в Соединенных Штатах Америки, между русскими и другими национальностями при развале Советского Союза). Но в СНГ межэтнические противоречия отягчены имперским менталитетом, концепцией «старшего брата» со стороны русских и недоверием к нему, перерастающим в воинствующий национализм со стороны других национальностей.
Однако с образованием на территории СССР независимых государств процесс межэтнического разграничения и дробления продолжается. Нарастают противоречия, обоснованные и необоснованные претензии друг к другу между представителями титульной национальности и другими этническими группами.
Опасная эскалация межэтнических конфликтов вплоть до вооруженных столкновений в Грузии, Армении, Молдове стимулировала поиски их разрешения и предупреждения политическими и экономическими средствами, что, в свою очередь, потребовало и соответствующей идеологии. Однако любая идеология приобретает реальную действительность только при условии ее проникновения на социально-психологический уровень общественного сознания, превращаясь в личные убеждения и принципы практического руководства к действию. «Сущность межэтнических, многокультурных отношений в поликультурном социуме обусловлена одновременно природными и социальными, стереотипно поведенческими условиями взаимодействующих этносов» [51, 70].
Хотя глобализация и обусловливает взаимодействие и взаимообогащение этнических культур, тем не менее она не устраняет и не может устранить многообразие культур, т. е. унифицировать их на базе «определенной социокультурной парадигмы». Этнические чувства и стремления к сохранению этнической самобытности глубоко укоренены в сознании каждого народа. При всем единстве человеческого рода, общекультурных ценностей и ориентации имеются фундаментальные предпосылки для сохранения своеобразия, идентичности этнических культур, особенно у крупных этносов и ведущих цивилизаций [79, 78]. Эти социально-политические, экономические и социокультурные процессы обострили проблемы этнической самоидентификации, преодоления психологии этноцентризма, социализации и ресоциализации населения в гетерогенной полиэтнической среде.
Сравнительный анализ теории и практики поликультурного воспитания в современной школе
Понимание поликультурной картины мира, утверждение принципов взаимодополнительности национальных культур закладываются системой глобального образования, основанного на постулатах открытого общества. Главной задачей является воспитание людей в духе толерантности, привитие им культуры мира, сознания того, что стремление к идентитету должно рассматриваться в качестве источника общего богатства, а не угрозы национальным ценностям и существованию отдельных народов. Для решения многочисленных проблем, которые ставит перед всеми странами будущее, образование является самым необходимым условием, чтобы дать человечеству возможность продвигаться вперед к идеалам мира, свободы и социальной справедливости [146, 3]. «Я представляю себе человечество, - образно отметил исследователь Л. Николаеску-Онофрей, - как единую призму, через которую проникает свет, приобретая множество оттенков. Нации - это не что иное, как оттенки призмы, именуемой человечеством. Сделайте так, чтобы все эти оттенки были одинаково прозрачными, одинаково зеркальными. Оттенки, которые ее формируют и без которых она не смогла бы существовать» [198, 16].
Поликультурность социального пространства жизнедеятельности человека стала неотъемлемой чертой современного мира. Специфично ее преломление в сфере образования. Тот факт, что проблема развития поликультурного образования не является чисто российской, что она присуща образовательной практике разных государств, подтверждает ее масштабность, значимость и остроту [131, 79].
Воспитание - главное направление деятельности школы. Перед мировым сообществом стоит глобальная цель - определить иерархию целей, задач, приоритетов воспитания, общечеловеческих фундаментальных ценно стей. Экс-президент Всемирного совета по сравнительной педагогике В. Миттер предлагает блок проблем поликультурного образования: 1) воспитание толерантного отношения к иным людям, расам, религиям, социальным устройствам, идеалам воспитания; 2) воспитание персональных нравственно высоких качеств; 3) воспитание навыков сосуществования с людьми - представителями иной расы, языка, религии, этноса и пр.; 4) воспитание чувств сострадания и готовности помочь другим людям; 5) воспитание во имя мира [58, 97].
В каждой стране эти проблемы характеризуются своеобразным сочетанием общих принципов и специфических форм реализации в педагогической практике.
Концепция поликультурного образования утверждается в США (начало 90-х годов), вытеснив из педагогической литературы термин полиэтнического образования, имевшего широкое распространение в 60-70 гг. в связи с острой социальной проблемой преодоления расовых, межэтнических конфликтов путем формирования социально-психологической установки учащихся на признание положительной роли взаимообогащения культур различных этносов. Трансформация полиэтнического понятия в поликультурное была вызвана стремлением многих исследователей расширить понимание важности диалога не только национальных, расовых культур, но и всего спектра социально-демографических субкультур: тендерных, поколенческих, сексуальных меньшинств, различных стран (Д. Голиник, Ф. Чинн).
Однако есть и противники (в том числе Ж. Гай) такого понимания термина, считающие, что он отвлекает внимание от главного содержания поликультурного воспитания, от расово-этнических проблем [41, 87].
В США развернулась научная дискуссия и по вопросам соотношения этнического и общечеловеческого компонентов в поликультурном образовании. Сторонники умеренного поликультурализма опасаются, что чрезмерное содействие развитию этнических культур может угрожать единству амери канского общества. Важнейшими средствами ослабления напряженности в межэтнических отношениях считается сближение культур на основе овладе-вания всеми учащимися английским языком, развитие стремления всех людей к сотрудничеству и взаимопониманию, повышение кросскультурной компетентности. Для этого необходимо в школьные программы включать, с одной стороны, изучение всего этнического разнообразия общества, а с другой, - собственной культуры каждого этноса. Реализация такого подхода способствует вовлечению учащихся в исследование конкретных случаев проявления в их среде этноцентризма и расизма.
Это нашло свое выражение в концепции «межкультурного образования» Д. Хунса, предполагающего освоение учащимися знаний, необходимых для интеркультурного общения, повышение этнического самосознания школьников, не принадлежащих к титульной нации, и подготовку учителей к практической реализации задач поликультурного образования [41,91].
Большое внимание в США уделяется повышению методического обеспечения этой работы учителей; проводятся специальные семинары, разрабатываются проблемные модули (спецкурсы) поликультурного образования по истории и духовному наследию этнических меньшинств. На всех уровнях школьного образования рекомендуется использовать фольклорное наследие и профессиональное творчество представителей отдельных этнических групп, воспитывать на примере их положительных героев.
Таким образом, в США поликультурное воспитание неразрывно связано с проблемой общенациональной культурной интеграции различных этнических групп населения. Воспитание направлено на формирование американской политической нации и одновременно на культурно-образовательные интересы национальных меньшинств [58, 103].
Изобразительное искусство в начальной школе как средство поликультурного воспитания
В развитии образования XXI века важнейшей задачей является: «научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам» [121, 52]. Важная роль в решении этих задач принадлежит предметам художественного цикла, при этом особое значение приобретает нравственный и эстетический потенциал обучения изобразительному искусству и художественное творчество детей. Однако в методической литературе по изобразительному искусству обращается внимание на возрастные особенности младших школьников прежде всего в освоении техники рисования и восприятии внешних сторон предметов предлагаемых их вниманию на уроках [139, 11-12; 14-15]. И в гораздо меньшей степени исследовано идейное, познавательное содержание детского восприятия, хотя и признается как аксиома, что эмоционально-эстетическое чувство предшествует познанию, стимулирует и направляет его [156,83].
Но именно переживание гармонии и красоты, восхищение ею в образе героя картины, сопровождение ее просмотра рассказом об идее и сюжете, вдохновившими художника на творчество, пробуждают в детях нравственные понятия чести, справедливости, самоотверженности в отстаивании благородных идеалов. Однако разработка методики поликультурного воспитания средствами изобразительного искусства и художественной деятельности, особенно младших школьников практически еще и не начиналась, хотя учителя испытывают в ней острую потребность.
Искусство активно формирует мировоззрение и нравственность человека, являясь важным средством культурного взаимодействия на людей, острейшим оружием воспитания учащихся в духе мира, гуманного межнационального общения. Искусство дает глубокие знания о культуре своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры. Общественное предназначение искусств состоит в том, чтобы служить средством формирования человека в качестве личности, конденсируя жизненный опыт множества людей и поколений и отвечая новым потребностям общественной жизни. Вот почему существует теснейшая взаимосвязь между искусством и человеческой личностью, и все в искусстве нацелено на человека. Но, не зная человека, нельзя и воздействовать на него. Поэтому художественное познание есть прежде всего познание человека, а художественное произведение взаимосвязано с человеком даже тогда, когда его самого непосредственно не воспроизводит [74, 220].
Младший школьный возраст - период активного впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются [98, 44]. Этот возраст является наиболее сензитивным, отзывчивым на эстетические и этические влияния, поскольку в нем наиболее интенсивно развивается эмоционально-чувственная сфера и поэтому искусство выступает как способ формирования чувства прекрасного, как художественный способ освоения действительности.
Духовность немыслима прежде всего без внутренней культуры человека, которая закладывается с самого рождения и усваивается на протяжении всей жизни. «Именно искусство своим тонким механизмом воздействия на детское сознание помогло пробудить у детей те струны души, которые в последующем, надеемся, заставят их по иному взглянуть на окружающий мир и на свое место в нем», - отмечал О.И. Прокопович [140, 109]. Оно формирует у школьников представления о многообразии культур в мире и воспитывает позитивное отношение к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореалиции личности. В то же время искусство - одно из могущественных средств развития механизмов сознания, поскольку художественное произведение обращено к эмоциональному и интеллекту альному отношению учащихся к действительности, к мироощущению и ми ровоззрению, отражает различные стороны жизни. С помощью искусства мо гут быть осмыслены и прочувствованы многие социальные отношения про шлого и настоящего, понимание которых необходимо для поликультурного воспитания учащихся.
Социальная сущность изобразительного искусства - в трансляции из поколения в поколение идейного богатства человечества. «Да, искусство -это труд, огромный, тяжелый и радостный. Это - производство и материальных ценностей. Но в первую очередь оно, как и все искусства, - производство духовных ценностей», - подчеркивал Б.М. Неменский. «Искусство - это красота и гармония духовной жизни» [70, 8].
Взаимодействие национальных искусств разных народов имеет в основе взаимное уважение и культурный интерес. «... Ненависть к другим народам (шовинизм) рано или поздно переходит и на часть своего народа - хотя бы на тех, кто не признает национализма. Если доминирует в человеке общая настроенность к восприятию чужих культур, то она неизбежно приводит его к ясному осознанию ценности своей собственной.
Экспериментальная модель поликультурного воспитания младших школьников
Методологическую и методическую основу эксперимента составила гипотетическая проективно-технологическая модель поликультурного воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства (схема 2). Цель экспериментальной модели - формирование поликультурной личности учащегося, адаптированной к жизнедеятельности в социокультурной среде. Реализовалась она посредством решения следующих задач: расширения знаний об изобразительном искусстве своего народа с учетом регионального компонента; пробуждение интереса к художественному творчеству других народов; утверждение поликультурной социально-психологической ориентации, установки на культурный релятивизм в процессе межнационального общения.
При этом главными требованиями педагогического подхода к учащемуся выступает, с одной стороны, учет уже сформировавшихся у него личных качеств личности, которые понадобятся ей в жизни для успеха и выполнения социальной функций, а именно: - доброжелательность и дружелюбие; - восприятие представителей различных национальностей и этнических групп с позицией ЧЕЛОВЕКА; - установление добрососедских отношений с разными этническими группами, проживающих в одном государстве или в данном регионе.
Поликультурное воспитание рассматривалось как целенаправленный процесс первичной социализации личности, ориентированной на активную жизнедеятельность в полиэтническом социуме, что предполагает соблюдение следующих принципов педагогики: - принципа природосообразности - соответствия содержания и направленности воспитания ребенка его естественным индивидуальным и возрастным способностям, содействия развитию его самостоятельности в выборе объекта познания, в его суждениях о смыслах художественных произведений; - принципа поликультурности - равноуважительного отношения к культурным ценностям всех социальных общностей людей, в том числе и национально-этнических категорий; - принципа биологизма во взаимодействии культур в процессе равно-субъктного коммуникативного дискурса как основного средства утверждения норм общечеловеческого взаимопонимания и сотрудничества; - деятельно-творческого подхода, обеспечивающего имманентную связь в учебно-воспитательном процессе репродуктивно-эстетического и инновационно-художественного начал; - принципа личностно-ориентированной воспитательной деятельности учителя, проникнутой заботой о развитии способностей каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, склонностей и уже сложившейся ориентации в мире социально-культурных, в том числе этнических ценностей, воспринимаемых от родителей, из ближайшего окружения; - принципа культуросообразности, соответствующего взаимообогащению и развитию национально-этнических традиций, обычаев, духовных ценностей региона, страны; - принципа доступности, предполагающего учет индивидуально-возрастных характеристик социально-психологического восприятия учащимися воспитательных средств и учебного материала, соблюдение учителем последовательности в своих требованиях к ним; - принципа ценностно-смысловой направленности, нацеливающего на систематическое использование программного материала для формирования гуманистического отношения школьников ко всем людям, независимо от этнической принадлежности; для духовного обогащения личности в каждом ученике на базе социально-психологической установки культурного релятивизма.
Положенные в основу исследования принципы реализуются в соответствии с главными функциями поликультурного воспитания: образовательной, социально-ориентирующей, адаптивной, культурологической.
Реализация образовательной функции представляет собой ознакомление учащихся с образцами, символами-знаками художественного творчества, народного и декоративно-прикладного искусства разных этнических общностей, выявление их специфики и сходных черт, развитие интереса к духовной жизни всех народов.