Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов Адзинова, Фатима Станиславовна

Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов
<
Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Адзинова, Фатима Станиславовна. Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Майкоп, 2007

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретическаие основы эстетического воспитания школьников 14

1.1. История развития проблемы эстетического воспитания учеников младших классов 14

1.2. Психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей младших школьников 25

1.3. Исторический и этнопедагогический аспекты развития народного искусства адыгов 39

1.4. Декоративно-прикладное искусство адыгов как средство эстетического воспитания младших школьников 51

1.5. Формирование интереса учащихся к народному декоративно-прикладному искусству в процессе трудового обучения 60

Выводы 69

ГЛАВА 2. Система эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов 74

2.1. Педагогические основы создания системы эстетического воспитания младших школьников в начальной школе 74

2.2. Опытно-экспериментальная модель системы эстетического воспитания младших школьников в национальной школе 88

2.3. Программное обеспечение опытно-экспериментальной модели системы эстетического воспитания младших школьников 94

Выводы 100

ГЛАВА 3. Оценка эффективности системы эстетического воспитания в национальной начальной школе 105

3.1. Методика оценки эффективности эстетического воспитания в национальной начальной школе 105

3.2. Анализ результатов экспериментальной работы по эстетическому воспитанию младших школьников 119

Выводы 137

Заключение 138

Список литературы 141

Приложения 159

Введение к работе

Актуальность исследования. Происходящие социально-экономические и политические перемены в стране наряду с ростом национального самосознания граждан актуализируют проблему сохранения этнической самобытности народов России. В процессе сохранения исторического и культурного наследия в системе воспитания подрастающего поколения в новых социально-экономических условиях значительная роль должна быть отведена духовному развитию школьников. В связи с этим проблема эстетического воспитания личности, формирования ее духовности является одной из приоритетных, поскольку составляет основу ее общей культуры. В сложившейся ситуации социально-экономического развития страны важным является как определение духовно-нравственных ориентиров, так и разработка научных и методических основ эстетического воспитания подрастающего поколения.

Эстетическое воспитание тесно связано с разными видами искусства, в том числе и с декоративно-прикладным, которое способно оказать не только эстетическое, но эмоциональное воздействие на личность. Историческая память, связь времен, мировоззрение народа сохраняется именно в национальном декоративно-прикладном искусстве. Обладая большим познавательным и развивающим потенциалом, а также воспитательными возможностями, народное искусство оказывает влияние на эстетическое воспитание школьников.

В философской, психолого-педагогической и методической литературе достаточно полно освещены различные аспекты проблемы эстетического воспитания. Так, имеются работы, посвященные общим вопросам эстетического воспитания (СТ. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев и др.); использованию народного декоративно-прикладного искусства в обучении и воспитании школьников (Т.С. Комарова, B.C. Кузин, М.А. Некрасова, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова).

В последние годы значительное внимание уделяется взаимосвязи эстетического воспитания и трудового обучения средствами народного искусства, которая находит отражение в работах Г.В. Беды, B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова и др. Согласно их точки зрения, гармоничному развитию личности способствуют с одной стороны, воспитание трудолюбия, с другой - высоконравственное отношение к истории и культуре народа. Само народное декоративно-прикладное искусство в обучении и воспитании подрастающего поколения раскрывается в работах известных педагогов А.В. Бакушинского, Т.В. Лабунской, Е.А.Флериной и других. Результаты исследований этих педагогов свидетельствуют о том, что особенности «образного языка» народного искусства усиливают его эстетико-воспитательное воздействие, развивают эстетическую восприимчивость к явлениям и предметам окружающего мира.

Большой вклад в изучение возможностей использования в учебном процессе элементов декоративно-прикладного искусства адыгов внесли ученые-педагоги М.-К.З. Азаматова, Ю.К. Беджанов, Б.М. Берсиров, К.И. Бузаров, А.Г. Кушу, A.M. Ланин, Н.Г. Ловпаче, Г.Г. Маркграф, М.А. Меретуков, М.С. Непсо, Ф.Г. Никитина, Е.Н. Студенецкая, И.А.Шоров и др. В исследованиях этих ученых отмечена значимость обращения к народному декоративно-прикладному искусству в процессе обучения как средству раскрытия творческого потенциала школьников и активизации их познавательной деятельности.

На современном этапе развития региональной системы образования проводятся исследования, раскрывающие особенности эстетического воспитания в условиях возрождения этно-художественной культуры адыгов в процессе переподготовки учителей (A.M. Ланин) и раскрывающие возможности осуществления эстетического воспитания младших школьников в национальной школе в условиях интегрированного обучения (М.Н. Апиш).

Однако, проведенный нами анализ педагогических трудов, посвященных эстетическому воспитанию младших школьников, подтверждает, что по этой проблеме остается неисследованным ряд аспектов, связанных как с построением системы эстетического воспитания в целом, так и с недостаточной разработанностью подходов, повышающих эффективность эстетического воспитания, к числу которых относится и использование декоративно-прикладного искусства адыгов.

Отсюда, как следствие, проистекают следующие противоречия между: - необходимостью приобщения учащихся начальных классов к декоративно-прикладному искусству адыгов в образовательном процессе и отсутствием системы эстетического воспитания, учитывающей этот фактор - заложенными в культуре и народном искусстве воспитательными возможностями и недостаточном использовании их потенциала в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

- потребностью педагогической практики школ республики Адыгея в научном обобщении опыта традиционной системы эстетического воспитания и отсутствием исследований по эстетическому воспитанию школьников средствами народного прикладного искусства.

На основе выделенных противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия использования элементов декоративно-прикладного искусства адыгов в системе эстетического воспитания учащихся начальной национальной (адыгейской) школы.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования декоративно-прикладного искусства адыгов как средства эстетического воспитания младших школьников.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в начальной национальной школе.

Предмет исследования: эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов.

Гипотеза исследования: эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов будет эффективным если:

- система эстетического воспитания младших школьников средствами
декоративно-прикладного искусства адыгов представляет собой
организационную структуру субъект-субъектных отношений на двух
уровнях: средовом (социокультурное этнопространство) и личностном
(реализация аксиологического направления и потребностно-
мотивационной сферы);

содержание и структура образовательной среды строится на реализации ряда модулей (научно-методологический, акмеологический, родительский консалтинг), обеспечивающих решение основных задач эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов;

в процессе эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов будут созданы следующие условия: социально-педагогические (создание этнокультурной среды, наличие у родителей и учителей внутренних потребностей в изучении этнокультурных традиций, приобщение к национальной культуре через образовательную среду); психолого-педагогические (наличие вариативных аспектов в образовательной системе, необходимого уровня технологической оснащенности учебно-воспитательного процесса; активация ресурсных возможностей личности; ее рефлексивных способностей, наличие субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе); организационно-методические (разработка принципов отбора этнического материала по декоративно-прикладному искусству адыгов, интеграция учебной, семейной и досуговой сфер; образовательной сферы;

- реализовать авторскую программу эстетического воспитания
младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства
адыгов.

Задачи исследования:

выявить психолого-педагогические основы и специфику эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов и определить его познавательные, художественно-эстетические и педагогические возможности;

разработать и реализовать модель системы эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов и педагогический инструментарий, обеспечивающий ее эффективную реализацию;

определить совокупность педагогических условий, обеспечивающих применение средств декоративно-прикладного искусства адыгов в системе эстетического воспитания младших школьников и экспериментально проверить их результативность.

Методологической основой исследования явились положения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, единстве теории и практики; системный подход как общенаучный и дидактический принцип; основные положения теории личности; культурологический подход, рассматривающий национальную культуру как основной источник и средство социальной и духовной преемственности поколений.

Теоретической основой исследования явились: теория содержания обучения, направленная на усвоение социального опыта (В.В. Краевский, И.Я. Лернер и др.); основные положения общего психического развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); теория личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, А.Я. Данилюк, И.С. Якиманская и др.); развитие творческого потенциала личности (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Э. Стоуне и

др.); концепция регионализации образования (И.А. Арабов, К.И. Бузаров, Г.Н. Волков, И.А. Шоров, Е.Н. Шиянов и др.); исследования в области этнокультуры (М.-К. 3. Азаматова, Ю.К. Беджанов, А.Я. Кузнецова, Г.Г. Маркграф, Е.Н. Студенецкая и др.);

В соответствии с целью и поставленными задачами нами использовались следующие методы исследования:

- теоретические: анализ философской, психолого-педагогической и
методической литературы, моделирование воспитательного процесса;

эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, анализ результатов деятельности учащихся;

- статистические: математическая обработка экспериментальных
данных: определение количественных и качественных показателей
эффективности содержания и методики эстетического воспитания.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2001 по 2006 год в три этапа.

На первом этапе (2001-2003гг.) выполнен теоретический анализ проблемы исследования: уточнены исходные понятия, разработана стратегия исследовательской деятельности, определены структура и содержание программы эстетического воспитания, выявлены критерии эстетической воспитанности, проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2003-2005 гг.) была разработана модель системы эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства и проведена ее экспериментальная апробация.

На третьем этапе (2005-2006 гг.) завершен формирующий эксперимент, обобщены и систематизированы полученные результаты исследования, сформулированы выводы.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- обосновано влияние народного декоративно-прикладного искусства
адыгов на эстетическое воспитание младших школьников,

прослеживающееся в формировании и развитии познавательного интереса у младших школьников к декоративно-прикладному адыгов, эстетического отношения к элементам данного вида искусства и окружающей этносреде, эстетических чувств, эстетического вкуса;

разработана авторская модель системы эстетического воспитания младших школьников национальной школы средствами декоративно-прикладного искусства адыгов, обеспечивающая реализацию данного процесса на двух уровнях: средовом (социокультурное пространство) и личностном (реализация аксиологического направления и потребностно-мотивационной сферы); научно-методологического, акмеологического модулей и родительского консалтинга, а также формирование следующих структурных компонентов личности: потребностно-мотивационного, когнитивного, деятельностного, аксиологического;

выявлены организационно-методические, психолого-педагогические, социально-педагогические условия реализации структурно-функциональной модели системы эстетического воспитания младших школьников национальной школы средствами декоративно-прикладного искусства.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании и экспериментальном подтверждении положения о необходимости эстетического воспитания младших школьников посредством народного декоративно-прикладного искусства адыгов с позиций системного подхода, в подтверждении, что народно-прикладное искусство располагает глубоким разнообразным содержанием, а также эффективными методами, средствами и приемами эстетического воспитания школьников, которые обогащают педагогическую теорию и современную образовательную практику; в определении психолого-педагогических условий целенаправленного эстетического воспитания учащихся начальных классов национальной школы. Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, способны обогатить теоретические представления о содержании, средствах и

методах эстетического воспитания младших школьников средствами народного искусства и культуры.

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные научные и научно-методические положения и выводы реально воплощены в школьной практике и способствуют формированию и развитию эстетических качеств личности младшего школьника. Разработанные автором «Программа эстетического воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства адыгов», методы диагностики уровня эстетической воспитанности учащихся начальных классов могут использоваться в начальной национальной школе в целях повышения эффективности эстетического воспитания. Раскрытые в работе теоретические положения могут быть включены в учебники и учебные пособия по педагогике и этнопедагогике для средних и высших учебных заведений, а также использоваться в системе переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Достоверность полученных в исследовании результатов обеспечивается соответствующими методологическими и методическими подходами к решению проблемы. Она подтверждается многоаспектным теоретическим анализом философской, психолого-педагогической и методической литературы; применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, целям и задачам; проведением качественного и количественного анализа экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения: - процесс эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов предполагает: изучение народного прикладного искусства адыгов с точки зрения его исторической, этнокультурной и художественной значимости, воспитание эстетического отношения к национальной культуре, формирование духовного и национального самосознания, творческой направленности личности,

эстетического отношения к окружающему миру, эстетических чувств и вкуса;

- модель системы эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов обеспечивает создание организационной структуры субъект-субъектных отношений в процессе эстетического воспитания на двух уровнях: средовом (социокультурное пространство) и личностном (активизация личностных ресурсов младших школьников). На первом уровне реализация научно-методологического модуля (исследование системы эстетического воспитания в Адыгее с точки зрения педагогической науки, содержания процесса эстетического воспитания средствами народного искусства адыгов и определения эффективности педагогических условий его реализации;), акмеологического модуля (постоянно функционирующие семинары при ИПК учителей, творческая лаборатория «Народно-прикладное искусство адыгов как фактор эстетического воспитания младших школьников»), обеспечивающий профессиональную готовность специалистов системы образования к эстетическому воспитанию младших школьников; родительского консалтинга (постоянно работающий лекторий, индивидуальные консультации), представляющего родителям информацию о сущности эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства. На втором уровне - формирование личностных ресурсов, в когнитивном направлении (знания о декоративно-прикладном искусстве адыгов); аксиологическом (формирование ценностей собственного «Я», осознание образа «Я» и его отношений с другими людьми и окружающей средой), потребностпо-мотивационном (интерес и желание к изучению народного искусства адыгов, изготовлению изделий, стремление к прекрасному, к творческой деятельности) деятельностном (овладение определенными умениями и навыками, связанными с декоративно-прикладным искусством адыгов;

- комплекс социально-педагогических (направленных на приобщение учащихся к национальной культуре через образовательную среду); психолого-педагогических (призванных раскрывать потенциальные возможности личности посредством приобщения к этнокультурным элементам декоративно-прикладного искусства), организационно-методических (обеспечивающих разработку принципов отбора этнического материала по декоративно-прикладному искусству, интеграцию учебной, педагогической, семейной и досуговой сфер) условий обеспечивает реализацию модели системы эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов;

- авторская программа эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов способствует совершенствованию процесса эстетического воспитания младших школьников за счет использования специфики воспитательных возможностей ДНИ, особенностей познавательной и художественно-творческой деятельности, связанных с изучением и созданием декоративно-прикладных изделий народного искусства.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий АГУ, на заседаниях методических объединений базовых школ, на педагогических чтениях Кошехабльского района, на всероссийских, региональных и республиканских научно-практических конференциях.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы из 210 источников, приложений. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками. Общий объем диссертации 161 страниц.

История развития проблемы эстетического воспитания учеников младших классов

Материальный мир постоянно развивается, и человек отражает реальную действительность не только рационально, но и эмоционально через художественное творчество, которое связано с эстетической сферой. Эстетическое воспитание, основанное на развитии эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности, занимает большое место в формировании духовной культуры человека (156).

Эстетическое воспитание - одно из неотъемлемых условий культуры личности, обеспечивающее ее развитие в соответствии с социальным и психофизическим становлением. Определение эстетического воспитания формируется на основе системного подхода: «Эстетическое воспитание -это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, оценивать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить, творить по законам красоты. Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие - организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляется с помощью системы эстетического воспитания» [107, 284].

В более узком смысле эстетическое воспитание - это направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические эмоции и оценки.

Поведение младшего школьника прямо зависит от его образовательного уровня, от эмоционально-ценностного отношения к миру, от способности к эстетическому восприятию действительности, от личностных, морально-нравственных качеств. Перед российской школой особенно остро стоит проблема творческой личности, обладающей деловыми и нравственными качествами, которые обеспечивают высокую эффективность профессиональной деятельности. Современный школьник получает не только большое количество разнообразной информации, но и разнообразные впечатления. Сориентироваться в потоке информации, разграничить подлинную и массовую культуру помогает именно эстетическое воспитание.

Большой вклад в развитие теории эстетического воспитания внесли известные авторитетные педагоги: П.П. Блонский, Б.Г. Лихачев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий, В.Н. Шацкая. Их глубокие исследования показывают, какова роль искусства в воспитании личности.

Первостепенное значение для решения проблемы эстетического воспитания и приобщения учащихся к национально-культурным ценностям имеют работы А. Дистервега, Я.А. Коменского, И. Песталоцци, Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, где получили решение вопросы обучения и воспитания детей с учетом национальных особенностей народного творчества, проявляющегося в самых различных формах.

Эстетическое воспитание направлено на раскрытие диапазона эстетического сознания личности, на формирование эмоционально-чувственного и оценочного отношения к произведениям искусства, в частности к художественному творчеству. Несомненно, эстетическое воспитание обладает высоким развивающим потенциалом. И поэтому очевидную перспективу имеют интегрированные курсы с богатым культурологическим, эстетическим и художественным содержанием. Результаты эстетического воспитания, отражаясь в личностных качествах, обогащают все формы познания, общения и практической деятельности школьников. Эстетическая восприимчивость и эстетическая отзывчивость развивает сенсорное восприятие, образное и логическое мышление, а также творческие способности человека. Важнейшим элементом эстетического сознания человека является художественно-эстетическое восприятие. Восприятие - исходный этап общения с искусством, психологическая основа эстетического отношения к миру. От него зависит сила и глубина эстетических переживаний, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Художественно-эстетическое восприятие проявляется в способности человека выделять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства. Именно на этой основе осуществляется полноценное освоение художественно-эстетических явлений (105).

В психолого-педагогической литературе освещены различные аспекты эстетического воспитания. Психологические основы разработаны М.Н. Афасижевым, Л.И. Божович, В.П. Зинченко, В.Н. Мясищевым и др., педагогические основы разработаны И.Ф. Гончаровым, Б.Т. Лихачевым, Б.М. Неменским, Г.И. Петровой и др.

Б.Т. Лихачев, рассматривая эстетическое воспитание как один из важнейших аспектов развития человеческой личности, подчеркивал, что настоящего творчества, и любви к труду не бывает без чувства прекрасного. Этот ученый выделил элементы эстетического воспитания: это -эстетическое сознание, эстетическое чувство, эстетические потребности, эстетические переживания, эстетический вкус, эстетический идеал.

Эстетическое сознание включает в себя осознанное человеком эстетическое отношение к действительности и искусству, которое выражено в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов и критериев. Эстетическое сознание человека формируется в процессе его непосредственного общения с социальной действительностью, природой, искусством, а также в процессе активной творческой деятельности.

Эстетическое чувство это субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства. Эстетические чувства, наряду с идейным осмыслением эстетического события, порождают эстетические переживания, которые способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей. Эстетическая потребность проявляется как устойчивая необходимость в общении с художественно-эстетическими ценностями в переживании эстетических состояний (110).

Центральным элементом эстетического сознания является эстетический идеал - социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве. Эстетическое сознание вкупе с эстетическим чувством формирует художественно-эстетический вкус, способность человека оценивать действительность или искусство с позиций эстетического идеала. Это тонкое и сложное умение - увидеть и понять подлинно прекрасное или, наоборот, отвергнуть псевдопрекрасное, несовершенное.

Декоративно-прикладное искусство адыгов как средство эстетического воспитания младших школьников

В современной России происходит совершенствование системы образования с ориентацией на широкое и многогранное образовательное пространство. Исходя из этого, в педагогической теории и практике происходят большие изменения, которые оказывают влияние на учебно-воспитательный процесс. Эти изменения можно охарактеризовать следующим образом: - новое содержание образования в связи с требованиями времени, учитывающими изменившиеся социально-политические и экономические условия в России; - основа педагогического процесса - личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика; - повышение роли науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного сознания; - дальнейшая интеграция школы, семьи, макро и микросоциума. Основные направления совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом: - от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему применять усвоенное; - от ассоциативной статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий; - от ориентации на прилежного, трудолюбивого ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения; - от внешней мотивации учения к внутренней эмоционально-волевой регуляции. Отметим, что вышеназванные положения предполагают рассмотрение общих дидактических принципов обучения, в частности, их влияния на эстетическое воспитание в процессе изучения народного декоративно-прикладного искусства адыгов. Система эстетического воспитания динамична, так как она находится в постоянном движении и развитии. В общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования и других типах учебных заведений идет постоянный поиск путей совершенствования эстетического воспитания. Для реализации этой цели нередко используется народное декоративно-прикладное искусство, разрабатываются специальные программы, которые предусматривают освоение разных видов народного творчества. Изучение народного искусства школьниками в ходе учебно-воспитательного процесса преследует определенные педагогические цели общего и специального характера, решение которых направлено на формирование эстетического сознания личности и приобретение эстетического опыта. Овладение эстетическим опытом предполагает: - знания, умения для осуществления художественно-эстетической деятельности, развитие личностного отношения к ценностям искусства; - виды творческой деятельности: воспроизведение предметов, анализ и импровизация; - овладение технологией изготовления предмета. В связи с этим нужно отметить, что реализация образовательных и воспитательных задач зависит от целенаправленного и систематического изучения народного искусства адыгов, от организации дидактически обоснованного учебного процесса с учетом возрастных особенностей развития детей. Такой учебный процесс можно организовать в общеобразовательной школе, органично сочетая учебную и внеклассную деятельность. Для этого необходимо учитывать общедидактические принципы обучения. К ним относятся: принцип направленности обучения, принцип научности обучения, наглядность обучения, систематичность и последовательность в обучении, сознательность и активность учащихся, доступность обучения, прочность усвоения знаний, умений, навыков, учет индивидуальных особенностей учащихся, вариативность, связь обучения с практикой. При изучении народного искусства учащиеся должны получать такие теоретические знания, которые позволяют представить его как особый тип художественного творчества, а также показать его этнографический, аксиологический и культурологический аспекты. Школьники должны познакомиться и с основными принципами народного искусства: повтором, вариацией. Педагог обычно раскрывает их художественное значение на ярких примерах. Только личностно-ориентированное обучение, которое учитывает особенности развития органов чувств, физиологию и психологию ребенка, сможет обеспечить эффективный учебный процесс. Воспитательные возможности, которыми обладает художественно-образная структура народного искусства адыгов и орнаментальная природа, необходимо использовать в педагогической деятельности. В процессе изучения народного искусства раскрывается национальный менталитет адыгов, нравственные принципы, общественные устои и обрядовая культура. В ходе изучения народного искусства возникают эстетические чувства, которые помогают учащимся во всей полноте воспринимать произведения искусства, на основе которых формируется ценностное отношение к миру. Живое общение с искусством помогает школьникам воспринимать красоту окружающего мира, осознавать себя как его частицу, развивает способность к переживанию и сопереживанию. Используя различные формы обучения, в частности, беседы, рассказы, легенды о народном искусстве, его социальных особенностях, учитель знакомит учащихся с историей и культурой своего народа, воспитывает историческую память, любовь к Родине, развивает чувство патриотизма. Однако для усиления воздействия народного искусства недостаточно только словесных форм обучения. Еще Я.А.Коменский утверждал, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственное восприятие материала, предлагаемого для изучения, тем прочнее он усваивается.

Для того чтобы создать декоративное изделие в традициях национального искусства, необходимо знать особенности и свойства материалов, из которых их выполняют, представлять себе форму, цвет, пропорциональные отношения. Достижение этого возможно с помощью метода демонстрации предметных наглядных пособий, образцов, иллюстраций и репродукций. Школьникам необходимо постоянное присутствие зрительных образов.

Педагогические основы создания системы эстетического воспитания младших школьников в начальной школе

В философской и педагогической литературе мы находим различные толкования слов «красота» и «эстетика». Отсутствие единого определения указывает на сложность и многогранность самого понятия. Основным направлением нашего исследования является формирование эстетического отношения младших школьников к народному искусству адыгов. В данной части исследования нами использован универсальный метод научного познания - моделирование, который позволил изучить объект (систему эстетического воспитания младших школьников в национальной школе) и предмет (педагогические условия, определяющие эстетическое воспитание младших школьников в национальной школе) с помощью создания модели. Осуществить такое исследование нам позволили работы Н.М.Амосова, В.В.Краевского, В.П.Мезинцева, И.Б.Новик и др. Построение модели предполагает работу в нескольких основных направлениях: 1. Анализ системы работы по эстетическому воспитанию младших школьников в национальной школе. 2. Описание опытно-экспериментальной модели эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов. 3. Определение структурных и функциональных компонентов системы эстетического воспитания в национальной начальной школе. 4. Разработка программного обеспечения модели системы эстетического воспитания младших школьников в национальной школе. Для разработки модели системы эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства адыгов нами использован концептуальный способ его описания. Суть этого способа состоит в том, чтобы дать описание научно обоснованного вида педагогической деятельности, связанного с эстетическим воспитанием школьников средствами народно-прикладного искусства. Для определения основных концептуальных подходов необходимо ответить на вопрос: что представляет собой сегодня образовательная программа по эстетическому воспитанию младших школьников Адыгеи средствами народно-прикладного искусства, и каковы ее слабые и сильные стороны?

Учитывая культурологическую основу реализации национально-регионального компонента в образовании (НРК), в республике Адыгея решением коллегии Министерства культуры, науки и образования республики Адыгея от 29.09.1994г. была разработана комплексная программа по эстетическому воспитанию школьников. (148). Эстетическое воспитание детей - ключ к духовному оздоровлению общества. Эта проблема решается во взаимодействии с педагогами дополнительного образования, которая органично входит в образовательную систему республики, имея с ней общие цели и задачи.

Поэтому в первую очередь, программа была направлена на скоординированную деятельность общеобразовательных учреждений и учреждений культуры. В ней предусматривалось совершенствование деятельности общеобразовательных школ по художественному образованию и эстетическому воспитанию через обучение учащихся техническим приемам изготовления изделий художественных промыслов, для чего необходимо создать учебно-материальную базу. Поставленные задачи должны быть реализованы через сети учебных кружков художественной самодеятельности, клубов любителей искусств, детских музыкально-хоровых студий в школах, открытия кружков по различным видам народного искусства, создание театрально-хореографических коллективов в каждом учебном заведении.

В приобщении детей к миру прекрасного, к народным традициям и народному искусству большую роль играют многопрофильные учреждения дополнительного образования, где в различных кружках младшие школьники развивают свои способности. Творческие возможности дополнительного образования трудно переоценить: способности детей развиваются благодаря ценностно-ориентированной деятельности, где учитываются интересы ребенка.

Дополнительное образование способствует развитию взаимодействия русской и адыгейской культур, а также всех народов, проживающих на территории республики.

Решение проблемы комплексного изучения национального художественного наследия как в национальных, так и в ненациональных учебно-воспитательных учреждениях Адыгеи заложено в программе по изобразительному искусству и художественным ремеслам для начальных классов общеобразовательных школ республики Адыгея, которая была написана в 1993 году (148).

В ней отражены условия возрождения традиций адыгского народного искусства; учтены и учебно-практическая значимость художественного школьного краеведения, и учебно-воспитательная работа по изучению традиций художественной национальной культуры, и художественно-творческая деятельность детей в процессе обучения.

Исследование Е.В.Абакумовой отражает развитие художественно-творческих способностей у одаренных детей средствами народного искусства адыгов. М.Н.Апиш исследовала интегрированный подход к реализации проблемы эстетического воспитания с учетом национально-регионального компонента.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что в культурно-образовательной сфере республики достаточное внимание уделяется реализации национально-региональной модели образования, развитию культурных традиций народов, оказывающих огромное влияние на подрастающее поколение. Вместе с тем необходимо заметить, что более десяти лет не разрабатывались как методические рекомендации с опорой на национально-региональный компонент, так и принципы отбора этнического материала, включаемого в НРК; кроме того, отсутствуют учебные пособия с учетом НРК.

Методика оценки эффективности эстетического воспитания в национальной начальной школе

К основным вопросам практической реализации эстетического воспитания относятся вопросы методического обеспечения образовательного процесса, что, несомненно, обусловливает определение его сущности, цели, задач, вопросов соотношения эстетического и художественного воспитания, разработки системы эстетического воспитания, в частности, в процессе учебной деятельности младших школьников средствами народного искусства адыгов.

Искусство - важный фактор эмоционально-эстетического воздействия на личность школьника. Знакомство с декоративно-прикладным искусством адыгов начинается еще в дошкольном возрасте, в детских садах Республики Адыгея (детские сады №14 и№28 г. Майкопа и др.). На сегодняшний день в методическом обеспечении образовательного процесса имеются несколько направлений. Одновременно с имеющимися базовыми программами трудового обучения разрабатываются и вариативные программы, которые предусматривают более глубокое изучение традиционных видов народного искусства или же предлагают традиционные технологии. Нами рассмотрены следующие программы: - «Программы средней общеобразовательной школы. Факультативные курсы»(149); - «Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» (143); - «Трудовое обучение. Технология 1-4 классы, 5-11 классы» (147); - «Комплексная программа по эстетическому воспитанию школьников Республики Адыгея на 1994-1996 гг.» (86). Эти программы предполагают решение следующих задач: - развитие интереса к изучению народного искусства и пробуждение чувства прекрасного; - изучение истоков народного творчества и роли декоративно прикладного искусства в жизни этноса; - формирование образа народного мастера как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой своей родины, традициями и социальным опытом; - изучение специфических особенностей и многообразия видов декоративно - прикладного искусства; - развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся; - оказать помощь в усвоении основных принципов народного искусства (коррекция, вариация, импровизация); - обучение школьников определенным умениям и навыкам, приемам обработки и декорирования изделий. Реализация поставленных задач повысит эффективность творческого усвоения лучших образцов художественно-эстетического наследия в их самобытной национальной форме, позволит приобщиться к духовно-нравственным ценностям народа и научиться воспринимать его в контексте всей мировой культуры. Бесспорным достоинством большинства программ является их практическая направленность, многие из них предусматривают знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства вообще, в частности, учитываются особенности национального искусства. Некоторые программы предназначены для работы во внеурочное время, в том числе в системе дополнительного образования, но есть и такие программы, которые предлагают изучение декоративно-прикладного искусства в рамках основного учебного времени. Анализ педагогической и методической литературы, а также собственные исследования позволили выявить определенный интерес детей к изучению народно-прикладного искусства адыгов. На основе этого можно констатировать, что младшие школьники с большим интересом включаются в процесс изучения народного искусства, так как получают возможность приобрести определенные умения и навыки; при изучении народного искусства младшие школьники вовлекаются в процесс эстетического воспитания. Изучение народного декоративно-прикладного искусства велось с учетом его взаимосвязи с социальным, художественным, эстетическим, творческим и нравственным опытом жизни адыгского народа. Исходя из этого, в содержание занятий включены следующие аспекты: - национальные, художественные и социальные характеристики в народном искусстве адыгов; - единство утилитарных и эстетических принципов в народном искусстве адыгов; - художественно-образная природа и средства выразительности в декоративно-прикладном искусстве адыгов. Основу системы учебно-творческих заданий составил объем теоретической информации, позволивший обеспечить повышение уровня умений и навыков, а также способствующий интеллектуальному развитию младших школьников. Художественно-творческая деятельность, предлагаемая программой, включает в свою структуру образные и логические компоненты мышления, которые связаны с эмоционально-чувственной сферой. Данные аспекты развивают воображение у учащихся, активизируют их поисковую активность, для чего педагогу необходимо на всех этапах обучения соблюдать те принципы, которые стимулируют творческое развитие детей. В творческом развитии личности Е. Торренс выделяет следующие принципы (209): 1) проявление уважения к необычным вопросам; 2) проявление интереса к необычным идеям; 3) ценностное отношение к идеям детей; 4) поощрение самостоятельности в обучении; 5) предоставление времени ребенку для свободного формирования собственных идей. Хотелось бы остановиться на четвертом принципе - принципе самостоятельной деятельности учащихся. Продолжая анализ мотивации младших школьников к труду, обратимся к одной из ее характеристик -устойчивости. Устойчивая мотивация младшего школьника имеет процессуальный характер, но, тем не менее, она может проявиться и в дальнейшем - в привычке, интересе, инициативности и в стремлении к самостоятельности. В то время как ситуативное проявление положительной мотивации, возникающее под влиянием внешних воздействий, как правило, быстро затухает, не получая поддержки за счет внутренней, прежде всего интеллектуальной и эмоциональной активности субъекта.

Похожие диссертации на Эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов