Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы подготовки будущего учителя начальных классов к художественно-эстетическому воспитанию сельских школьников средствами декоративно- прикладного искусства 13
1.1. Анализ проблемы художественно-эстетического воспитания школьников в педагогической теории и образовательной практике 13
1.2. Декоративно-прикладное искусство как средство реализации художественно-эстетического воспитания сельских школьников 34
1.3. Модель подготовки будущего учителя начальных классов к художественно-эстетическому воспитанию сельских школьников средствами декоративно-прикладного искусства 55
Выводы по главе 1 71
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по подготовке будущего учителя начальных классов к художественно-эстетическому воспитанию сельских школьников 74
2.1. Основы теоретической подготовки будущего учителя начальных классов к художественно-эстетическому воспитанию сельских школьников средствами декоративно-прикладного искусства 74
2.2. Организация овладения будущими учителями начальных классов практическими умениями декоративно-прикладного творчества 90
2.3. Методические аспекты подготовки будущего учителя начальных классов к художественно-эстетическому воспитанию сельских школьников средствами декоративно-прикладного искусства 105
2.4. Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы 122
Выводы по главе ii 138
Заключение 141
Библиографический список 145
Приложения 164
- Анализ проблемы художественно-эстетического воспитания школьников в педагогической теории и образовательной практике
- Декоративно-прикладное искусство как средство реализации художественно-эстетического воспитания сельских школьников
- Основы теоретической подготовки будущего учителя начальных классов к художественно-эстетическому воспитанию сельских школьников средствами декоративно-прикладного искусства
- Организация овладения будущими учителями начальных классов практическими умениями декоративно-прикладного творчества
Введение к работе
Актуальность исследования. Исследование возможных путей эффективной подготовки будущего учителя начальных классов к использованию средств декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании сельских школьников обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, социально-экономические преобразования в России, начавшиеся полтора десятилетия назад и продолжающиеся по сей день, существенным образом отразились на жизнедеятельности сельского населения. Отказ от общинных, коллективных форм собственности, переход к фермерскому, индивидуальному хозяйствованию на земле требует определенной психологической перестройки личности. Эта перестройка происходит далеко не безболезненно как у взрослого населения, так и у подрастающего поколения.
Во-вторых, в условиях обеднения сельского социума, в результате миграционных и демографических процессов, закрытия в ряде случаев домов культуры и клубов, библиотек происходит утрата связи с исконными традициями, обычаями, что пагубно сказывается на уровне воспитанности сельских школьников. В целях его повышения необходимо, прежде всего, возрождение местных традиций, которое становится возможным посредством целенаправленного приобщения детей к декоративно-прикладному творчеству, выросшему из культурно-исторических традиций народа и отражающему его национальный характер, чаяния, идеалы и стремления.
В-третьих, в сфере образования современной России, значимость декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании сельских школьников существенно возрастает. О чем свидетельствуют требования, определяемые «Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025», в которой полноценное воспитание личности связано с достижением высокого уровня развития культуры межэтнических отношений, с сохранением, распространением и развитием национальной культуры; воспитанием бережного отношения к историческому и культурному наследию
народов России, выражающемуся, в частности, в декоративно-прикладном творчестве.
В-четвертых, возрождение национальных традиций, эффективное привнесение в учебно-воспитательный процесс сельской школы ценностей этно-культуры является необходимым условием художественно-эстетического воспитания личности на селе еще и потому, что, как показывает исторический экскурс, изначально декоративно-прикладное искусство было народным и называлось отечественными педагогами крестьянским искусством (А. В. Баку-шинский, К. Д. Ушинский, В. С. Воронов и др.).
В-пятых, отсутствие специальных школ художественно-эстетического воспитания школьников осложняет процесс формирования эстетической культуры подрастающего поколения на селе, а потому использование средств декоративно-прикладного искусства в воспитательной работе, в значительной мере восполняет недостаток общения детей с прекрасным.
Степень разработанности проблемы исследования. Различные аспекты художественно-эстетического воспитания личности являются предметом изучения многих областей знаний: философско-социологической (М. С. Каган, Л. Н. Коган, А. Н. Сохор и др.), психолого-педагогической (Л. С. Выготский, Л. П. Печко, Н. В. Рождественская и др.), культурологической (Н. А. Кубанев, В. В. Востоков и др.).
Проблема формирования художественно-эстетической воспитанности школьников находится в поле зрения многих исследователей, которые изучают различные ее аспекты: проблемы художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства исследовали Л. Г. Савенкова, Л. С. Нерсисян, Р. Г. Решетникова, Л. А. Сла-гаева, Н. Б. Гонтаровская, Р. А. Михаев; проблемам подготовки будущих учителей к использованию средств декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании школьников посвящены диссертационные исследования Г. А. Поровская, В. С. Белов, Т. Я. Шпикалова, Г. А. Покровская, С. Г. Соколова, Н. Б. Смирнова, Л. В. Ершова, В. П. Строков,
В. С. Медведских, Е. В. Алексеенко, О. В. Атаулова, В. Ф. Максимович. Среди современных работ в контексте указанной проблемы назовем публикации В. В. Николиной, Ф. В. Повшедной, А. А. Червовой, Е. В. Чеджемовой, М. А. Замураевой, М. Н. Казаковой, О. А. Башкаевой и др.). Все авторы единодушны во мнении о том, что декоративно-прикладное искусство является тем средством, которое адекватно природе ребенка этого возраста и способствует формированию художественно-эстетической воспитанности у современных младших школьников. Однако, специальных исследований, посвященных изучению возможностей подготовки будущего учителя начальных классов к художественно-эстетическому воспитанию сельских школьников средствами декоративно-прикладного искусства, пока не проводилось.
Это свидетельствует о наличии в образовательной практике противоречий:
- между необходимостью приобщения школьников к декоративно-прикладному искусству, традиционно свойственное сельскому социуму, и отсутствием педагогов на селе, владеющих его основами;
- между потенциальными возможностями декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании школьников и нереали-зованностью их в воспитательном процессе сельской школы.
Все сказанное выше свидетельствует об актуальности проблемы настоящего диссертационного исследования, которая заключается в поиске эффективных путей подготовки будущего учителя начальных классов к художественно-эстетическому воспитанию сельских школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке системы подготовки будущего учителя начальных классов к художественно-эстетическому воспитанию сельских школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
Объект исследования - процесс подготовки будущего учителя начальных классов к художественно-эстетическому воспитанию сельских школьников.
Предмет исследования - содержание, формы и методы подготовки будущего учителя начальных классов к художественно-эстетическому воспитанию сельских школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
Гипотеза исследования. Подготовка будущего учителя начальных классов к художественно-эстетическому воспитанию сельских школьников средствами декоративно-прикладного искусства будет эффективной, если: разработать ее модель, интегрирующую теоретическую, практическую и методическую подготовку, распределенную по годам обучения в рамках основных общепрофессиональных дисциплин, дисциплин предметного блока, курсов по выбору и факультативных курсов; определить способы привнесения в эти курсы содержания теоретической подготовки будущего учителя начальных классов к художественно-эстетическому воспитанию сельских школьников средствами декоративно-прикладного искусства; выделить сущностные характеристики декоративно-прикладного искусства, позволяющие определить совокупность практических и методических умений, необходимых для осуществления воспитательной работы в условиях сельской школы.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены основные задачи исследования:
1. Раскрыть генезис представлений о художественно-эстетическом воспитании в педагогической теории и образовательной практике с целью определения перспективных направлений реализации воспитательной работы с сельскими школьниками.
2. Выявить сущностные характеристики декоративно-прикладного искусства, позволяющие целостно представить данный феномен и объем теоретической, практической и методической подготовки будущего учителя к художественно-эстетическому воспитанию сельских школьников.
3. Выделить способы использования средств декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании школьников, позволяющие интенсифицировать воспитательный процесс в сельской школе.
4. Разработать модель подготовки будущего учителя начальных классов к художественно-эстетическому воспитанию сельских школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
5. Определить критерии и показатели овладения будущими учителями декоративно-прикладным творчеством, необходимым для полноценного художественно-эстетического воспитания сельских школьников.
6. Определить эффективность разработанной модели подготовки будущего учителя в процессе опытно-экспериментальной работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: концепции моделирования (В. П. Штофф, Г. Н. Сериков, А. М. Довгялло и др.); исследования, посвященные разработке различных педагогических моделей и систем (С. П. Руссков, Т. Я. Шпикалова, Г. А. Поровская, С. Г. Соколова и др.); концепции теории и истории художественной культуры (М. С. Каган, Л. Н. Коган, Ю. У. Фохт-Бабушкин и др.); отечественные концепции эстетического воспитания и художественного образования (Б. Т. Лихачев, А. А. Мелик-Пашаев, Е. В. Квятковский, Н. Н. Ростовцев, Д. Б. Кабалевский, Б. М. Йеменский, Т. Я. Шпикалова, Б. П. Юсов, и др.); зарубежные концепции эстетического воспитания (Г. Рид, У. Лоуэнфельд, Дж. Дьюи, Ч. Кроу, А. Брунер, О. Гунтер, Ж. Маритен и др.); философские и психолого-педагогические концепции о культуре (С. И. Гессен, Г. Гегель, П. Ф. Каптерев и др.); концепции личностно-ориентированного образования (В. Н. Сластенин, М. А. Викулина, Е. Н. Дмитриева), исследования, посвященные проблемам организации учебно-воспитательной деятельности младших школьников (В. В. Давыдов, Л. В. Зан-ков, Д. Б. Эльконин, В. П. Ковалев, М. Г. Харитонов и др.); труды известных отечественных психологов (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский и др.); теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования,
анализ понятийно-терминологической системы, прогнозирование, моделирование; эмпирические методы: анкетирование учителей и школьников, интервьюирование и беседы с родителями, тестирование студентов; методы включенного наблюдения, констатирующий, поисковый и формирующий эксперименты, методы статистической обработки результатов исследования.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Арзамасского государственного педагогического института им. А. П. Гайдара, Коря-жемского филиала Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова и ряда сельских школ Нижегородской и Архангельской областей. Исследование проводилось в период с 2002 по 2007 гг. и включало три этапа.
На первом этапе (октябрь 2002 года - март 2003 года) определялось общее направление исследования; проводился теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; изучался и обобщался педагогический опыт. На данном этапе была определена опытно-экспериментальная база; выявлены показатели для сравнения уровней готовности студентов факультета начального образования к воспитанию сельских школьников; отобраны методики измерения уровня готовности будущего учителя начальных классов к воспитательной работе с сельскими школьниками; определен начальный уровень интереса студентов к декоративно-прикладному творчеству, необходимый для художественно-эстетического воспитания сельских школьников; определен начальный уровень готовности студентов к дальнейшей деятельности в условиях сельской школы.
На втором этапе (апрель 2003 года - сентябрь 2003 года) осуществлялась работа по уточнению содержания разрабатываемой модели подготовки студентов факультета начального образования, необходимого для обеспечения готовности будущего учителя к использованию средств декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании сельских школьников.
На третьем этапе (октябрь 2003 года - май 2007 года) проводился формирующий эксперимент в базовых образовательных учреждениях; обрабатывались результаты опытно-экспериментальной работы; формулировались теоретические выводы, отраженные в положениях, выносимых на защиту; завершалось оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том что:
- установлены и охарактеризованы сущностные характеристики декоративно-прикладного искусства: эстетическая и прикладная направленность, сюжетное своеобразие, специфическое цветовое решение, языковое своеобразие и технологическая воспроизводимость, способствующие определению совокупности практических и методических умений будущего учителя начальных классов, необходимых для осуществления художественно-эстетического воспитания сельских школьников;
- определены способы привнесения в общепрофессиональные и предметные дисциплины содержания теоретической подготовки будущего учителя начальных классов к художественно-эстетическому воспитанию сельских школьников средствами декоративно-прикладного искусства: пофрагментное вкрапление элементов теоретических знаний в общепрофессиональные дисциплины; потемное включение элементов теории в дисциплины предметной подготовки; целостное представление содержания в рамках дисциплин специализации, курсов по выбору, факультативных курсов;
- разработана модель, интегрирующая теоретическую, практическую и методическую подготовку, распределенную по годам обучения в рамках основных общепрофессиональных дисциплин, дисциплин предметной подготовки, дисциплин специализации, курсов по выбору и факультативных курсов.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что дидактика высшей школы обогащена новым подходом к организации подготовки будущего учителя начальных классов, владеющего основами художественно-эстетического воспитания сельских школьников средствами декоративно-прикладного искусства; теория художественно-эстетического воспитания обо гащена положениями по использованию средств декоративно-прикладного искусства в воспитательной работе с сельскими школьниками.
Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что разработанная и апробированная модель подготовки будущего учителя начальных классов к художественно-эстетическому воспитанию сельских школьников средствами декоративно-прикладного искусства, система спецкурсов, диагностические методики, практические рекомендации и научно-методическое обеспечение могут быть использованы в организации образовательного процесса в педвузах, на курсах и семинарах в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается методологической аргументированностью исходных теоретических положений; различными источниками философской, психолого-педагогической, методической информации; выбором комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; личным опытом работы диссертанта; результативностью внедрения положений исследования в образовательный процесс педвузов; статистической значимостью результатов педагогического эксперимента; позитивными итогами опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Научные результаты и экспериментальные данные нашли отражение в учебно-методических пособиях, методических рекомендациях, статьях, тезисах и докладах опубликованных в различных изданиях. Основные идеи и результаты исследования были представлены и обсуждены на научно-практических конференциях международного, всероссийского, регионального и межвузовского уровня: на Международной научно-практической конференции «Интеграционная стратегия становления профессионала в условиях многоуровневого образования» (Котлас, 2007); Всероссийских научно-практических конференциях «Качество педагогического образования» (Орел, 2004), «Сельская школа России: история и современность» (Ярославль, 2006); региональной научно-практической конференции «Педагогическая практика в системе подготовки современного учителя» (Арзамас, 2005); на заседаниях научно-методических семинаров кафедры общей педагогики и кафедры методики дошкольного и начального образования Арзамасского государственного педагогического института им. А. П. Гайдара (2003-2007).
Внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялось в процесс подготовки будущего учителя начальных классов для сельских школ на базе Арзамасского государственного педагогического института им. А. П. Гайдара, Коряжемского филиала Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
Положения, выносимые на защиту:
1. Подготовка будущего учителя начальных классов к художественно-эстетическому воспитанию сельских школьников средствами декоративно-прикладного искусства возможна на основе модели, интегрирующей теоретическую, практическую и методическую подготовку, распределенную по годам обучения в рамках основных общепрофессиональных и предметных дисциплин, курсов по выбору и факультативных курсов.
2. Эффективными способами привнесения в общепрофессиональные и предметные дисциплины содержания теоретической подготовки будущего учителя начальных классов к художественно-эстетическому воспитанию сельских школьников средствами декоративно-прикладного искусства являются: пофрагментное вкрапление элементов теоретических знаний в общепрофессиональные дисциплины; потемное включение элементов теории в дисциплины предметной подготовки; целостное представление содержания в рамках дисциплин специализации, курсов по выбору, факультативных курсов.
3. Состав основных групп и номенклатура практических и методических умений, составляющих ядро подготовки будущего учителя начальных классов к полноценному художественно-эстетическому воспитанию сельских школьников средствами декоративно-прикладного искусства, определяются основными его сущностными характеристиками: эстетической и прикладной направленностью, сюжетным своеобразием, специфическим цветовым решением, языковым своеобразием и технологической воспроизводимостью.
Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Анализ проблемы художественно-эстетического воспитания школьников в педагогической теории и образовательной практике
В современных условиях духовно-нравственного возрождения общества важная роль в формировании ценностных ориентации подрастающего поколения в школе принадлежит предметам эстетического цикла. Приобщение к искусству, традициям народа имеет все большее значение в воспитании школьников.
В ходе социально-экономических изменений в новой России в практике воспитания возникли определенные негативные тенденции: проявление безразличного отношения общества к судьбе малой родины, а значит - и к Отечеству в целом; усиление влияния на подрастающее поколение явлений псевдокультуры на фоне ограниченных возможностей выбора подлинных ценностных ориентиров; навязывание образа жизни, противоречащего исторически сложившимся культурным и бытовым традициям; несогласованность интересов школьников при выборе будущей профессии с потребностями современной жизни [2, с. 198]. В связи с этим представляется плодотворной установка образовательного процесса школы на возрождение полузабытых пластов, развитие гуманистических ценностей.
Как читают исследователи Б. П. Юсов [207], Л. Г. Савенкова [146], Т. Я. Шпикалова [200], У. Ю. Фохт-Бабушкин [180], Е. В. Квятковский [130] и др. сохранение и дальнейшее развитие российской культуры невозможно без совершенствования системы художественно-эстетического воспитания школьников. Становится чрезвычайно важным оживить художественные традиции, восстановить преемственность поколений, их трудовые и социаль но-культурные связи, которые осуществлялись во многом через народное, крестьянское искусство.
Реализация идей целенаправленности и системности эстетического воспитания, строгого отбора высокохудожественного, идейно насыщенного содержания искусства для работы с детьми, формирования эстетических идеалов и подлинного художественного вкуса во многом зависит от принципиальных положений, определяющих организацию воспитательной работы с детьми. К ним, по мнению многих исследователей, относятся следующие принципы: - всеобщности эстетического воспитания и художественного образования; комплексного подхода ко всему делу воспитания; - органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой, с процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников; - сочетания классных, внеклассных, внешкольных занятий и организованного воздействия искусства с помощью средств массовой информации; принцип единства художественного и общего психического развития детей; - художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей; - эстетики детской жизни (в жизни ребенка буквально все имеет воспитательное значение: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений общения, условия труда, развлечения); - учета возрастных психолого-педагогических особенностей детей [102, 153, 179,206 и др.].
Душа ребенка открыта миру, и потому очень важно предупредить увлечение детей и подростков ложными идеалами. Задача учителя сегодня -показать школьнику, в чем состоят истинные человеческие ценности, научить понимать красоту природы, ощущать в полной мере радость труда, в процессе которого создаются материальные и духовные блага, воспитать у ребенка чувство прекрасного. Школе необходим учитель, тонко чувствующий психологию людей, живущих в особом социуме, глубоко понимающий их ценностные ориентиры, уклад местной жизни, характер взаимоотношений детей и взрослых.
Учитель всегда служил и выражал интересы и чаяния своего народа. Еще К. Д. Ушинский [114, с. 5] указывал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного организма». Развивая эту мысль великого отечественного педагога, академик РАО Новиков А. М. [114, с. 6], полагает, что народность воспитания в отечественной педагогике имеет двуединый смысл: как школа, вырастающая из культурно-исторических традиций народа, выражающая его национальный характер, чаяния, идеалы, стремления; и как школа, создаваемая для народа, обращенная к его потребностям и целям, направленным в будущее.
Изучая историю развития отечественного художественного образования можно сделать вывод, что каждый его этап оказал определенное влияние на современное состояние теории и практики художественно-эстетического воспитания школьников.
На рубеже XIX-XX веков (в период реформаторской педагогики и движения новых школ) многие авторы альтернативных педагогических систем, ориентируясь в значительной мере на утилитарно-прагматические идеи, пересматривали всю организацию школы, ставя ребенка в центр педагогического процесса, обеспечивая его самостоятельность и активность [147, 180, 183]. В это время в отечественной педагогической теории и образовательной практики начали появляться первые проблески идей художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения.
С отмены крепостного права и возникновения «народных и церковноприходских школ» к началам художественного образования относили чтение, письмо, церковное и народное пение, овладение народным прикладным ремеслом. К концу Х1Х-го началу XX века к ним было добавлено рисование [208, с. 27].
Декоративно-прикладное искусство как средство реализации художественно-эстетического воспитания сельских школьников
В предыдущем параграфе констатировалось, что художественно-эстетическое воспитание направлено на реализацию следующих задач: развитие физиологической и психологической основы эстетической культуры личности; развитие культуры восприятия и оценки художественно-эстетических явлений; формирование подлинного художественного вкуса в единстве с эстетическим идеалом; формирование особого типа художественно-образного мышления; развитие эмоциональной сферы личности; образование духовных потребностей и обеспечение глубокого эстетического переживания; обучение умениям и навыкам, обеспечивающим вовлечение человека в активную художественно-творческую деятельность; развитие творческих способностей.
Многие ученые [101, 81, 82, 168, 208] считают, что определенную целостность и единство художественно-эстетическое воспитание может воплощать в системе воспитательной работы со школьниками. Это целенаправленный с учетом возраста учащихся организованный процесс художественно-эстетического образования, развития, воспитания детей на основе психолого-педагогических и методических принципов, осуществляемый в неразрывной связи с нравственным и трудовым воспитанием, в обязательных классных, факультативных, кружковых и иных внеклассных занятий, в повседневной жизни и деятельности детей [153, с. 9]. Все учебные предметы своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. В этом процессе велика роль географии, математики, истории, труда, физкультуры. Предметы художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство играют важную роль в художественно-эстетическом воспитании школьников, формировании у детей эстетических идеалов, их художественных вкусов, эстетического отношения к действительности и искусству. Они имеют своей главной целью всестороннее развитие и нравст венно-эстетическое воспитание школьников, объединяют в себе элементы искусства, науки и навыки практической деятельности [102,153, 205].
На занятиях по литературе ребенок совершенствует навыки чтения, учится анализу эстетического освоения литературных произведений, усваивает их идейно-нравственное содержание. Одновременно он развивает воображение, чувства, мышление, речь. Восприятие и постижение художественного литературного произведения доставляют юному читателю эстетическое наслаждение, влияя на его духовный мир, формирование потребностей, мотивов поведения, способствуя развитию мыслительных процессов, расширяя кругозор, углубляя знания.
На уроках музыки учащиеся слушают, воспринимают и анализируют звучащую музыку, разучивают и исполняют хоровые произведения. Музыкальное воспитание способствует формированию у школьников музыкальной культуры, художественно-оценочного отношения к музыке, звучащей вокруг.
В содержание предмета изобразительное искусство входит восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты и развитие художественно-творческого отношения к действительности, детское художественное мышление и творчество. Художественные изображения заставляют переживать глубокие эстетические чувства прекрасного и трагического, возвышенного и комического. Они духовно обогащают ребенка, учат проникновению в эстетическую, нравственную и социальную сущность реальной действительности [101, с. 330].
Как справедливо отмечает Б. Т. Лихачев, во внеурочное время художественно-эстетическое воспитание школьников осуществляется средствами кино, театра, хореографии, архитектуры, природы, СМИ, художественно организованной среды, художественной самодеятельности [101, 102] Основными задачами художественно-эстетического воспитания детей во внеурочное время является: научить их любить и понимать искусство кино, театра, хореографии, архитектуры; развивать их художественные способности и вкус;
расширить художественный кругозор; формировать умения видеть, понимать, чувствовать и творить красоту.
Мнения исследователей Решетниковой Р. Г. [139], Соколовой С. Г. [166], Белова В. С. [22], Вакуленко Е. Г [37], Василенко В. М. [39] и др. сходятся в том, что одним из важных средств художественно-эстетического воспитания школьников является декоративно-прикладное искусство (ДПИ).
Таким образом, анализ педагогических трудов отечественных и зарубежных педагогов, позволяет выделить в качестве основных средств реализации художественно-эстетического воспитания школьников следующие (рис. 3).
Основы теоретической подготовки будущего учителя начальных классов к художественно-эстетическому воспитанию сельских школьников средствами декоративно-прикладного искусства
Одним из основных условий полноценного осуществления будущими учителями начальных классов художественно-эстетического воспитания сельских школьников средствами декоративно-прикладного искусства, прежде всего, является соответствующая теоретическая подготовка.
Как уже говорилось выше, одним из главных средств художественно-эстетического воспитания сельских школьников является декоративно-прикладное искусство. Именно оно является хранителем образно-знаковой системы истории жизни народа, его традиций, обрядов, эталонов красоты. Но этот вид искусства с его воспитательным потенциалом в достаточной мере не востребован в педагогических вузах, хотя многие студенты факультета начального образования после окончания учебы возвращаются в сельские районы, где данный вид искусства органично вплетен в жизнь и быт людей. Теоретический анализ подходов к профессионально-педагогической подготовке студентов в вузе и анализ практики художественно-эстетического образования позволил нам обнаружить одно из острейших противоречий - между требованиями к профессиональной культуре выпускников вуза и отсутствием художественно-эстетической среды развития личности студентов. Именно художественно-эстетическое образование, выступая составной частью подготовки, содержит в себе потенциальные возможности для формирования в целом педагогической культуры будущего учителя начальных классов.
Основными задачами теоретической подготовки будущих учителей начальных классов к художественно-эстетическому воспитанию сельских школьников средствами декоративно-прикладного искусства являются следующие: - формирование у будущих учителей знаний о сущности процесса художественно-эстетического воспитания, основных его составляющих; - формирование у студентов знаний видового разнообразия народных промыслов своего региона и России; - формирование у студентов интереса и мотивационной направленности на использование декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании младших школьников; - формирование знаний и умений собственного оценочного мнения тенденции развития народного декоративно-прикладного искусства, умений выделять своеобразие, специфику декоративно-прикладного искусства в системе мировой художественной культуры; - вооружение студентов знаниями о целях, задачах, принципах, формах и методах организации художественно-эстетического воспитания младших школьников на основе декоративно-прикладного искусства, о педагогических условиях формирования художественно-эстетического вкуса у младших школьников; - формирование у будущих учителей знаний о технологии изготовления изделий декоративно-прикладного искусства.
Содержание теоретической подготовки студентов факультета начального образования в педвузах подробно представлено в учебном плане. В новых стандартах 2000 года по специальности 031200 - Педагогика и методика начального образования, содержание учебного плана представлено циклами общегуманитарных, социально-экономических, общематематических, естественно-научных, общепрофессиональных дисциплин, дисциплин предметной подготовки и др.
В настоящее время в образовательной практике многих педвузов теоретической подготовке будущих учителей начальных классов к художественно-эстетическому воспитанию школьников средствами декоративно прикладного искусства должного внимания не уделяется. В основном подготовка студентов сводится к овладению общими знаниями о художественно-эстетическом воспитании на общепрофессиональной дисциплине федерального компонента учебного плана «Теория и методика воспитания младших школьников», а на других дисциплинах данная область знаний рассматривается поверхностно, не систематично, все это приводит к тому, что выпускники педвуза оказываются не способными осуществлять полноценное художественно-эстетическое воспитание школьников.
Все содержание теоретических знаний невозможно изучить студентам в рамках одной дисциплины, т.к. ее часовая нагрузка ограничена и не позволяет в полной мере охватить весь материал, поэтому целесообразно теоретическую подготовку осуществлять на дисциплинах федерального, национально-регионального и вузовского компонентов учебного плана, что позволит овладеть будущим учителям необходимыми знаниями по использованию средств декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании сельских школьников.
В содержании теоретической подготовки студентов факультета начального образования необходимо определить состав и номенклатуру знаний, которыми они должны овладеть за время обучения в педвузе. Поскольку дальнейшая профессиональная деятельность студентов будет связана с художественно-эстетическим воспитанием сельских школьников средствами декоративно-прикладного искусства, целесообразно выделять следующие блоки знаний: а) о художественно-эстетическом воспитании; б) о художественно-эстетическом воспитании школьников средствами декоративно-прикладного искусства; в) о декоративно-прикладном искусстве (рис. 6).
Организация овладения будущими учителями начальных классов практическими умениями декоративно-прикладного творчества
На данном этапе студенты овладевали умениями, необходимыми для обучения школьников поэтапному выполнению произведений декоративно-прикладного искусства, придумывали творческие задания, которые способствовали формированию у детей умений самостоятельно выбирать наиболее подходящий художественный материал или технику для воплощения своего замысла. Например, составление декоративных тематических композиций: «Сказочные птицы», «Весенние цветы на лугу» др.
Поскольку обучение детей младшего школьного возраста декоративно-прикладному творчеству начинается с копирования образцов народных умельцев, то необходимо формировать у будущих учителей умение организовывать обучение школьников выполнению декоративных работ на основе принципов народного искусства повтора и вариации. В основе первого принципа лежит повторение учеником изображения, выполняемого учителем. Второй принцип заключается в том, что учитель предлагает различные элементы декоративного творчества, а ученик из них выполняет различные композиционные вариации. Например, составление вариантов узоров в полосе из геометрических элементов (круг, квадрат, треугольник).
После выполнения нескольких однотипных действий необходимость обращения к ориентировочной основе действия у студентов отпадала, ее функцию замещала внешняя речь. Будущие учителя проговаривали вслух то действие, ту операцию, которую в данный момент осваивали. В их сознании происходило обобщение, сокращение учебной информации, а выполняемое действие начинало автоматизироваться.
Далее будущие учителя проговаривали выполняемое действие, операцию про себя, при этом проговариваемый текст состоял только из наиболее сложных, значимых элементов действия, что способствовало его дальнейшему мысленному обобщению.
В течение заключительного этапа студенты совершенствовали умения по обучению школьников народному творчеству и умения использования средства декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании младших школьников. Основываясь на принципы повтора и вариации при обучении школьников декоративно-прикладному творчеству, будущие учителя автоматически выполняли отрабатываемые действия, даже мысленно не контролируя себя, правильно ли оно выполняется. Это свидетельствовало о том, что действие интериоризировалось, перешло во внутренний план, и необходимость во внешней опоре отпала. Применение принципа импровизации, способствовало дальнейшему совершенствованию методических умений студентов, необходимых для обучения и воспитания школьников.
Мы обнаружили, что действующая программа вуза в недостаточной мере учитывает состояние и уровень профессиональной грамотности будущих учителей начальных классов на основе использования особенностей декоративно-прикладного искусства в младших классах. Ей предусмотрено только овладение общей методической подготовкой студентов факультета начального образования к воспитанию школьников, где декоративно-прикладное искусство изучалось в русле общих представлений, а изучению конкретно-национального искусства времени не уделялось вовсе.
Охарактеризованные методические умения целесообразно формировать у студентов факультета начального образования на дисциплинах предметной подготовки: «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом»; «Методика преподавания трудового обучения с практикумом» на дисциплинах и курсах по выбору: «Организация изобразительной деятельности детей в условиях досуга»; «Особенности художественно-эстетического воспитания сельских школьников»; «Художественно-эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства»; «Декоративно-прикладное искусство Арзамасского края в художественно-эстетическом воспитании сельских школьников» и др.
Отдельные дисциплины предметной подготовки учебного плана позволяют формировать у студентов многие методические умения из представленных выше. Так, «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» включает в себя целый курс занятий по овладению студентами методикой обучения младших школьников декоративно-прикладному творчеству и их художественно-эстетического воспитания. Студенты на лабораторных занятиях по теме «Основы обучения народному декоративно-прикладному искусству» овладевают специальными умениями, необходимыми для организации обучения школьников декоративно-прикладному творчеству. Предусмотрен целый раздел занятий по формированию методических умений у будущих учителей, включающий «Роспись по дереву и методика ее овладения», «Керамика и ее роспись», «Русская глиняная игрушка», «Русская деревянная игрушка», «Русский народный костюм» и др. В течение изучения данной дисциплины у студентов формируются следующие умения: - умение организовывать учебно-воспитательный процесс с младшими школьниками; - умение применять разнообразные формы, методы, приёмы и средства в обучении учеников декоративно-прикладному творчеству; - умение выбирать наиболее доступные для школьников виды традиционного и регионального народного искусства, включать их в процесс обучения;