Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственное воспитание младших школьников средствами театрального искусства Ронами, Татьяна Юрьевна

Нравственное воспитание младших школьников средствами театрального искусства
<
Нравственное воспитание младших школьников средствами театрального искусства Нравственное воспитание младших школьников средствами театрального искусства Нравственное воспитание младших школьников средствами театрального искусства Нравственное воспитание младших школьников средствами театрального искусства Нравственное воспитание младших школьников средствами театрального искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ронами, Татьяна Юрьевна. Нравственное воспитание младших школьников средствами театрального искусства : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ронами Татьяна Юрьевна; [Место защиты: Моск. гос. пед. ун-т].- Москва, 2011.- 222 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1537

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников средствами театрального искусства 14

1.1. Генезис идей нравственного воспитания 14

1.2. Современные идеи и концепции нравственного воспитания 31

1.3. Обоснование нравственного воспитания учащихся в ходе театральной деятельности 43

Глава 2. Педагогическая деятельность по нравственному воспитанию младших школьников средствами театрального искусства 68

2.1. Становление детского театра в России 68

2.2. Современные тенденции педагогической деятельности по нравственному воспитанию учащихся средствами театрального искусства 85

2.3. Экспериментальная работа по нравственному воспитанию младших школьников средствами театрального искусства 114

Заключение 154 А

Библиография 161

Приложение №1 Образовательная программа «Развитие и формирование нравственных качеств ребенка средствами театрального искусства» 179

Приложение № 2 Репертуар для школьного театра 216

Приложение №3 Азбука нравственного воспитания

Введение к работе

Актуальность исследования. Существующий социальный заказ государства на воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межнациональному общению, обладающего чувством ответственности за страну, требует пристального внимания педагогов к решению проблем нравственного воспитания подрастающего поколения.

В условиях кризиса современного российского общества, затронувшего существенные сферы жизнедеятельности - семьи и семейного воспитания, системы образования, институтов труда важно оказывать эффективное нравственное воздействие на молодое поколение уже в период их начальной активной социализации, который приходится на младший школьный возраст. Между тем образовательные учреждения не справляются в полной мере с подобной воспитательной функцией. Современную школу отличает ло многом формальный характер нравственного воспитания. В стенах учебных заведений недостаточно решаются задачи нравственного воспитания, не учитывается важность сспзитивности младшего школьного возраста для нравственного воспитания личности в целом.

Тезис о неразрывном единстве обучения и нравственного воспитания получает в рамках образовательной системы особое значение. Являясь частью образования в сфере свободного времени ребенка, дополнителыюе образование детей (далее — ДОД) не навязывает некий обязательный к освоению образовательный блок, а предлагает определенный набор разных видов деятельности, включая театральную, что должно способствовать мотивации развития интересов ребенка. В процессе дополнительного образования, участвуя в разнообразных досуговых программах, социально-значимых проектах, ребенок осваивает нравственные ценности и нормы, разделяемые обществом. Возникают микромодели социальных коллективов соответствующей деятельности, которые существуют во «взрослом социуме» в рамках взаимодействия «взрослою» и «детского» миров. Процесс освоения нравственных ценностных ориентации и установок «взрослого мира» оказывается наиболее эффективным в диалоговом режиме, благодаря которому педагогический процесс происходит не через навязывание установок, а путем органичного формирования нравственных качеств в ходе личностно-мотивированного нравственного сотворчества педагога с детьми.

Одним из наиболее эффективных видов такого нравственного сотворчества является театральное искусство. Театральная постановка, основанная на действии, которое совершается самим ребенком, наиболее естественно, органично связывает художественное творчество с его личными переживаниями. Театр ближе, чем какой-либо другой вид творчества, связан с игрой - этим «корнем всякого детского творчества» (Л.С. Выготский). Воспитание методами театральной педагогики способствует формированию нравственных мировоззренческих ценностей ребенка и ориентирует его в социально-культурном пространстве.

Театр - это реальная практика эффективного нравственного воспитания, которая становится для ребенка первым опытом рефлексии (рассмотрение себя через другого, опыта сопереживания и творческой свободы).

Театр позволяет формировать умения ребенка осуществлять творческую деятельность в опоре на собственный внутренний мир, нравственные переживания и размышления.

Таким образом, актуальность избранной темы обусловлена высоким воспитательным потенциалом театрального искусства и необходимостью решения проблем, связанных с нравственным воспитанием подрастающего поколения. Ребенок в процессе театральной деятельности имеет возможность отрабатывать жизненные, этические навыки в конкретных социальных ситуациях, расширяя свой нравственный опыт щ естественно^ усваивая позитивные формы нравственного поведения. Театральное искусство, средства сценического общения несут значительный педагогический; потенциал, при формировании нравственных.сторон'личности ребенка.-

Заявленная тема издавна, привлекала внимание ученых. Вопросы места театрального искусства в нравствшномвоспитании личности были поставлены в трудах российских ученых начала прошлого века (Н. Бахтин,- В;.Боцяновскнй, A. Буткевич, В. Всеволжекий, Н. Дризин, А'. Звягинцеву П- Казанцев, М; Коиорская; и. др;); В- этих .трудах рассмотрены существенные ' аспекты нравственного воспитательного значения театрального искусства в контексте методики, организации школьного театра, роли; театра во внешкольном образовании детей и;др;

Заметный вклад в разработку теории и практики: воспитания и обучения учащихся .в детском- театре,, включая-.их нравственную составляющую, внесли современные отечественные исследователи (В.М. Букатов, ИГ. Вёчканова, А-Ю; Гончарук, В.Д. Завадская, А.П. Ершова,.О.А. Лапина, И.Л: Любинский; А.Б. Никитина, Т.Н. Полякова, Ю:Р. Рубина; Г.Г. Скурат, Л.А. Тарасова и др;). B. работах этих авторов: изучены педагогические условия: театрализованной деятельности как пути социализации^ общекультурного и эстетического развития учащихся; предложены методики воспитания посредством детского театра (занятия в театральных студиях и классах,, «психологический- театр», «метод театральных проектов», театральные обучающие игры и Др.)*

Вместе с тем, как показал анализ имеющейся научно - педагогической литературы^ исследовательская нища по избранной теме остается во многом ис заполненной. Фактически, слабо и недостаточно представлены . научные разработки, специально посвященные нравственному воспитанию учащихся (особенно младшего школьного возраста) средствами театра. Отсутствуют системные современные театрально-педагогические методики, нравственного воспитания. /

5 ..."'

Цель исследования - определить педагогические условия формирования нравственных качеств детей младшего школьного возраста средствами театрального искусства.

Проблема исследования состоит в теоретическом и практическом обосновании потенциальных возможностей театрального искусства как эффективного средства нравственного воспитания младших школьников.

Объект исследования — нравственное воспитание младших школьников.

Предмет исследования - процесс формирования нравственных качеств младших школьников в условиях театральной деятельности в системе дополнительного образования.

Гипотеза исследования: театральное искусство оказывается эффективным в нравственном воспитании младших школьников, если:

1) возникающие в процессе театральной деятельности эмоциональные, поведенческие, мотивационные проявления личности используются при формировании у младших школьников таких нравственных качеств, как стремление к добру, коллективизм, терпение, эстетическая эмпатия, толерантность, трудолюбие;

2) приоритетом оказывается не формирование профессиональных актерских навыков, а пути широкого использования специфических театральных средств педагогического воздействия (театральная игра, рефлексия, участие в воспитательном процессе психолога и т.д.); формирование нравственных качеств ребенка происходит при создании творческой атмосферы в условиях театральной деятельности; учета синкретичности театрального искусства; опоре на содружество педагога и ребенка; налажено целенаправленное сотрудничество театральных педагогов с родителями воспитанников

Задачи исследования:

1) охарактеризовать основные идеи и концепции нравственного воспитания младших школьников средствами театрального искусства; обобщить отечественный опыт и выявить современные тенденции педагогической деятельности по нравственному воспитанию младших школьников средствами театрального искусства; разработать и апробировать авторскую программу нравственного воспитания младших школьников в условиях театральной деятельности.

В соответствии с целью и задачами диссертационной работы были определены и использованы следующие методы исследования: теоретический (анализ и обобщение педагогической, психологической, методической литературы); социолого-педагогический (опросные методы: беседа, анкетирование: открытые анкеты, закрытые анкеты); экспериментальный (проведение констатирующего и формирующего экспериментов); интерпретационный (качественный и количественный анализ экспериментальных данных, с применением статистической обработки). Источники исследования: федеральные и региональные документы: Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.», Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 гг., План действий по модернизации общего образования на 2011 —2015 гг. и др. труды современных отечественных исследователей (В.М. Букатов, И.Г. Вечканова, АЛО. Гончарук, В.Д. Завадская, О.А. Лапина, А.Б. Никитина, Т.Н. Полякова, Ю.Р. Рубина, Г.Г. Скурат, Л.А. Тарасова и др.), посвященные вопросам педагогических условий театрализованной деятельности как пути социализации, общекультурного и эстетического развития учащихся; методикам воспитания посредством детского театра (занятия в театральных студиях и классах, «психологический театр», «метод театральных проектов», театральные обучающие игры и др.). Теоретико-методологической основой исследования послужили; идеи и концепции нравственного воспитания (В.Г. Белинский, И.И.

Бецкой, ШХ Блонский, Н.К. Крупская, Л.В. Луначарский, А.С. Макаренко, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий и др.); современные гуманистические идеи феноменологической педагогики (Ш.А. Амонапгвили, Ю.К. Бабанский, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, М.И. Скаткин, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий и др.); идеи религиозной педагогики о ведущей роли нравственного воспитания в развитии личности (Иоанн Златоуст, Игнатий Брянчанинов, Авва Дорофей, Зеньковский В., П. Флоренский и др.); психолого-педагогические положения о влиянии искусства на воспитание (ЕЛ. Басин, Л.С Выготский, А.В. Запорожец, Т.С Комарова, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, А.А. Мслик-Пашаев, М.Г. Плохова, Р.С Немов и др.); идеи нравственного воспитания в контексте концепций социального образования (B.C. Ильин. В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин и др.); идеи и концепции воздействия театрального искусства на нравственное воспитание личности (Е.Б. Вахтангов, А .Г. Волопшна, Е.А. Леванова, П.М. Ершов, Б.Е. Захава, М.О. Кнебель, В.А. Плешакова. И. Раппопорт, А.Н. Соболева, Е.С. Станиславский, И.О. Телегина, ТА. Товстоногов, М.А. Чехов и идеи и концепции, раскрывающие потенциал нравственного воспитания детей средствами театрального искусства (А.А. Брянцев, А.П. Ершова, 3-Я.

Корогодский, ЮЛ. Мочалов, СВ. Образцов, Т.Н. Полякова, А.Д. Попов, Н.И. Сац, Б.В. Щукин и др.); идеи соотнесения му.чьтикультурного и нравственного воспитания (Ю.С. Давыдов, А.Н. Джуринский, М-И. Кузьмин, Л.Л. Супрунов, и др.). Опытно-экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе учебных групп «Театра юных москвичей» и учебных групп школы «Пингвин» Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, начальных классов ГОУ СОШ №22 Юго-Западного округа г. Москвы. Всего за 18 лет реализации программы «Развитие и формирование нравственных качеств ребенка средствами театрального искусства» подготовлено 247 младших школьников: 6 выпусков театральных групп «Театра юных москвичей», 2 выпуска начальных классов ҐОУ СОШ №22? ежегодно по 3 группы школы «Пингвин».

Этапы исследования: Исследование состояло из четырех основных этапов.

На__1-ом этапе (1992-1997 гг.) осуществлялся поиск и теоретическое осмысление научных и литературных источников; разрабатывался проект эксперимента по нравственному воспитанию младших школьников средствами театра.

На 2-ом этапе (1998-2000 ггЛ проводился констатирующий эксперимент; анализировался уровень развития нравственных качеств младших школьников; разрабатывались критерии оценки личностных качеств учащихся; создавалась методика обучения театральной деятельности для школьников младших классов.

На _3-ем этапе (2QQ1-2U0S гг.) проводился формирующий эксперимент, обрабатывались его результаты, осуществлялась качественная и количественная оценка нравственного развития детей с использованием статистических методов; создан вариант авторской программы нравственного воспитания младших школьников средствами театра.

На 4-ом этапе (2008-2010 ггЛ осуществлялись апробация и внедрение в педагогическую практику авторской программы, систематизировались и обобщались результаты исследования, формулировались выводы, разрабатывались практические рекомендации, оформлялось диссертационное исследование,

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что: расширены научные представления о нравственном воспитании младших школьников средствами театрального искусства; обогащены содержание и формы театральной деятельности по нравственному воспитанию младших школьников (урок театра в школе, театрализованный школьный праздник, театральные школы искусств, театр -студии и т.д.); определены педагогические условия эффективного нравственного воспитания младших школьников при погружении в театральную деятельность (учет сишеретичности театрального искусства, создание творческой атмосферы на занятиях; опора на содружество, связь с родителями, вариативность воспитательной среды, эмоциональная стабильность, успешность в театральной деятельности и т.д.); разработана авторская программа «Развитие и формирование нравственных качеств ребенка средствами театрального искусства», целенаправленная на нравственное воспитание младших школьников; сформулированы научно-практические рекомендации по реализации нравственного воспитания младших школьников в системе дополнительного образования.

Теоретическая значимость исследования.

1. Обогащены теоретические основы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования в рамках театральной педагогики.

Уточнены теоретические представления о принципах, содержании, формах и методах нравственного воспитания младших школьников в процессе приобщения к театральному искусству.

Разработаны критерии и методика диагностики нравственных качеств младших школьников средствами театрального искусства.

Практическая значимость исследования.

Разработанная автором программа «Развитие и формирование нравственных качеств ребенка средствами театрального искусства» .может использоваться учителями начальных клаксон общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, учреждений дополнительного образования детей.

Выводы и рекомендации исследования могут быть использованы руководителями детских театральных коллективов в системе дополнительного; образования.

Результаты исследования могут использоваться при проектировании аналогичных программ; разработке лекций для студентов вузов.

Материалы диссертационного исследования применимы при разработке курсов повышения квалификации педагогических работников.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментальной работы на базе «Театра юных москвичей» (ТЮМ) Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества (МГДД(Ю)Т), ГОУ СОШ № 22. Ход, основные положения и результаты исследования обсуждались на педагогических советах центра художественного образования МГДД(Ю)Т. Авторская программа внедрена в практику театральных коллективов Центра художественного образования МГДД(Ю)Т г. Москвы, рекомендована ддїя использования педагогами дополнительного образования, учителям школ, лицеев и гимназий. Результаты исследования отражены в 11 авторских публикациях, в числе которых - 6 статей по списку ВАК РФ.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены: исходной методологической базой исследования и ее соответствием поставленной проблеме; осуществлением исследования на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью экспериментальных данных, полученных в ходе апробации разработанной автором программы «Развитие и формирование нравственных качеств ребенка средствами театрального искусства».

На защиту выносятся следующие положения:

Развитие и формирование нравственных качеств ребенка средствами театрального искусства позволяет сконструировать базисные компоненты нравственности младших школьников (альтруизм, коллективизм, сопереживание, толерантность, трудолюбие и др.).

Нравственное воспитание младших школьников средствами театра должно предусматривать, в первую очередь, не привитие профессиональных навыков, а формирование нравственности учащихся путем широкого использования специфических театральных средств воздействия: театральная игра, тренировочный этюд, рефлексия, и т.д.

Процесс нравственного воспитания младших школьников средствами театра предполагает соблюдение определенных педагогических условий: учет синкретичности театрального искусства, создание творческой атмосферы на занятиях; опора на содружество, связь с родителями учащихся, вариативность воспитательной среды, эмоциональная стабильность, успешность в театральной деятельности.

4. Нравственное воспитание младших школьников средствами театра обеспечивается комплексным сочетанием с общеобразовательной деятельностью, приобщением к литературе и другим видам искусства.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Диссертационное исследование содержит 160 страниц основного текста, 3 таблицы, 5 диаграмм. Библиографический список включает 225 источников. Общий объем диссертации 222 страницы машинописного текста.

Генезис идей нравственного воспитания

Вопросы нравственного воспитания решались на протяжении всей истории развития человечества. Система нравственных долженствований, правил закладывалась в основу педагогики. Педагогика отражала не только нравы конкретного общества, но и то, как общество хотело жить, как оно мыслило себя в будущем. Этим и было обусловлено содержание воспитания и обучения в каждую конкретно-историческую эпоху.

Начало формирования идеи нравственного воспитания уходит в глубокую древность. Во времена Античности вопросы воспитания детей рассматривались в трудах Платона. «Обучение надо давать двоякое: тело следует обучать гимнастическому искусству, а душу — для развития ее добродетели - мусическому». И далее: «пи в одном государстве никто не знает, что характер игр очень сильно влияет на установление законов и определяет, будут ля они прочными или нет. Если дело будет поставлено так, что одни и те же лица ігоинимают участие в одних и тех же играх, соблюдая при этом одни и те же правила и радуясь одним и тем же забавам, то все это служит незыблемости также серьезных узаконений. Если молодые колеблют это единообразие игр, вводят новшества, ищут постоянно перем єн..„то мы полностью вправе сказать, что для государства нет ничего более гибельного, чем все это. В самом деле, все это незаметно изменяет нравы молодых людей и заставляет их бесчестить старое и почитать только новое» [161,274-275].

Одной из вершин развития педагогики в античном мире явились педагогические взгляды Аристотеля. В трактате «Политика» Аристотель дал анализ, разработал воспитательную систему для «свободорождениых» граждан. Аристотель был одним из первых мыслителей, кто выдвинул идею нравственного развития с малых лет. Он сделал попытку периодизации детства, отведя определенное место младшему возрасту. «Нужно занимать ребенка.как другими, подходящими его возрасту занятиями, так и играми; однако игрьтэти должны соответствовать достоинству свободорожденнот человека, не должны слишком утомлять ребенка и быть разнузданными». «Само собой, разумеется, следует отстранять от ушей и глаз детей, когда они находятся в малолетнем возрасте, все то, что не соответствует достоинству свободнорожденного человека» [4,349]. Аристотель считал общественный театр заметным неформальным средством нравственного воспитания граждан. Обращая внимание на это обстоятельство, он писал, что театральная трагедия способна расположить к правильным, действиям, или, по крайне мере, предотвратить неправильные.

В эпоху Средневековья вектор нравственного воспитания направлялся на самосовершенствование, познание собственной души. Плутарх Афинский, Прокл, Порфирий, Ямвлих, Эдессей Каппадокийский, Аммоний и другие мыслители считали, что воспитание должно быть ориентировано на непреходящие истины. Это осуществляется через «божественное озарение» и усердные молитвы. Усиливалась христианская традиция педагогической мысли. Византийские богословы предложили ряд идей, которые и составили основу религиозного воспитания. Эти идеи оказали сильное влияние на весь христианский средневековый мир. Так, произведения христианского мистика конца VI века Аввы Дорофея, которые посвящены практике нравственного совершенствования с XIV века становятся излюбленным чтением русских читателей. «Воздать же за зло можно не только делом, но и словом, и видом»; « Есть три различных вида лжи: иной лжет мыслью, другой лжет словом, а иной лжет самой жизнью своей» [2,110]. Гуманисты: Томазо Кампанелла, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский, Томас Мор, X. Л. Вивес свои идеи черпали не только в классическом наследии, но и в рыцарском воспитании. Они стремились к воспитанию общественно полезной личности. Обогатив программу воспитания классическим образованием, стремились извлекать из античной литературы воспитательно-дидактическое содержание. Так, Ф. Рабле едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого - духовное и телесное развитие личности. X. Вивес — в своем главном педагогическом труде «О порче нравов» рассматривая проблемы нравственного воспитания. В отношении ребенка предлагалось сочетать «кротость» и «строгость» с преобладанием гуманного подхода. Эразм Роттердамский в своем сатирическом сочинении «Похвала глупости» высмеивал нравы и пороки современного ему общества. Он писал, что начинать воспитание надо с первых лет жизни ребенка.

Философско-педагогические учения XVIZ-XVIII вв. особо выделяли роль нравственного воспитания в становлении личности и провозгласили нравственно-гуманистическое воспитание в контексте права на свободу совести, активное, индивидуализированное образование. Педагогическая мысль начала Нового времени {Р. Декарт, Я.А. Коменский) призывали к нравственному воспитанию в соответствии с идеалами добра и общественной пользы. Декарт, различавший в человеческой душе две составляющие: высшую и низшую, полагал, если низшая осваивает материальный мир, то высшая - обогащается духовно, нравственно путем, прежде всего умственных усилий. Я.А. Коменский был уверен, что основательное «панеофическое» обучение делает личность не только носителем знаний и умений, но и способной к нравственному совершенствованию. В его «Великой дидактике» рассмотрены вопросы воспитания, школоведения, педагогической психологии, семейного воспитания. «Великая дидактика» — своеобразный сплав передовых педагогических идей того времени. В работе - «Материнская школа» Коменский дает тщательно разработанную программу и методику по нравственному воспитанию детей младшего возраста, коменский советует матерям, «каким образом нужно упражнять детей в нравственности и добродетелях», гораздо легче направлять « ко всему доброму юношество в первые годы его жизни, чем впоследствии, используя при этом только научные средства. Они следующие: постоянный образец добродетелей; своевременное и разумное наставление и упражнение; умеренная дисциплина» [100,24].

В своеобразном завещании потомкам «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» Коменскии призывает человечество к миру и сотрудничеству. «Всеобщий совет» - итог размышлений Коменского о целях и сущности воспитания. Он пишет, что мудрым и полезным человек становится лишь тогда, когда основную цель жизни видит в «благополучии человеческого рода». «Всеобщий совет» пронизан идеей универсального воспитания, которое приведет человечество к миру, социальной справедливости и процветанию. Ученый мечтал изменить жизненный уклад современников в духе общественного блага. Считая, что детям присуща склонность к деятельности, Коменскии усматривал цель воспитания в поощрении этого влечения. Призывая к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы, Я.А. Коменскии особое внимание уделял вопросам нравственного воспитания. Его труды проникнуты глубокой верой в человеческую личность. «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение, - пишет он в «Великой дидактике» [100,27].

Педагогика Просвещения (Д. Локк, И. Базедов, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель и др.) провозгласила идеи нравственного воспитания на началах трудолюбия, гуманистической образованности, уважения семейных добродетелей. Локк ставил нравственность человека в зависимость от воли и умения сдерживать свои желания, считая, что рождение воли происходит, если поощряют свободное и естественное развитие ребенка.

Современные идеи и концепции нравственного воспитания

Важным вкладом в развитие идей нравственного воспитания оказались отечественные философы и педагоги начала XX -XXI вв. (ЇЇ.Ф. Каптерев, Н.А. Бердяев, IT.B. Вахтеров, В.В. Зеньковский, В.В. Розанов, К.Н. Вентцель и др.). П.Ф. Каптерев понимал нравственное воспитание в «одном потоке личности», состоящем из саморазвития и самоусовершенствования- Он отводил главенствующую роль в нравственном воспитании учителю, настаивая на том, чтобы между учеником и учителем возникала «невидимая духовная связь». В Л. Вахтеров, кантиански трактуя нравственное воспитание, исходил из категорического императива немецкого философа, будучи убежден, что подчинение чувству долга наиболее важно с точки зрения нравственного воспитания.

Н.А. Бердяев источник нравственного развития («перерастания») человека видел в присущих ему особых «дарах свободы», особенно даре выбора между добром и злом. К.Н. Вентцель мечтал о выработке в детях «свободной. творческой нравственности, а не стадной и массовой». В.В. Розанов капитальной целью нравственного воспитания считал приобщение к религиозным ценностям, осознание человеком своего Я и места в жизни.

Важную роль играют взгляды па нравственное воспитание ведущих советских педагогов 1920-1930-х гг. (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий), а также педагогов — представителей русского Зарубежья (СИ. Гессен, В.В. Зеньковский). Так, С.Т. Шацкий считал безумием «ломать» детскую природу и одновременно полагал, что главное влияние на развитие ребенка, нравственное в том числе, оказывает социально-экономическое окружение.

А.С. Макаренко увязывал все вопросы воспитания, включая нравственное, с идеен воспитательного коллектива как питательной среды для развития личности и индивидуальности. СИ. Гессен полагал, что нравственное становление личности достигается не наставлениями, а прежде всего педагогическими действиями — « правильной организацией работы и жизни учащихся».

В.В. Зенысовский отмечал, что проблема воспитания добра и направления ребенка к добру - главная и основная проблема. Он писал: «...в этой-то задаче мы становимся лицом к лицу с загадкой свободы, с невозможностью принудительно привести дитя к добру, с мучительным сознанием того, что вся работа воспитания может быть сведена к иулю»[86,47]. В.В. Зеньковский делает вывод, что не приспособление ребенка к жизни, а развитие в нем сил добра, единство добра и свободы должно составлять дсль воспитания, «Добро в душе, — пишет Зеньковский, — не рождается ни от физического здоровья, ни от хороших социальных навыков, ни даже от развития творческих сил. Мы не должны забывать, что вместе с ростом добра и света в ребенке растет само собой и злое, темное в душе — как одновременно с пшеницей растут в поле и плевелы» [86,47].

Так, И.С. Марьенко отмечает, что нравственные качества, образуя взаимосвязанную систему в структуре личности, определяют направленность се поведения и деятельности. «При этом,- подчеркивает он,- в одних условиях могут больше проявляться одни качества, в других - другие, но функционирование этих качеств подчиняется характеру как фундаменту личности» [128,13].

Рубинштейн, указывая на необходимость изучения проблемы формирования свойств (качеств) личности, определяющих характер человека, отмечал их психологическую природу и подчеркивал, что устойчиво сформированные качества личности, определяющие характер человека, обуславливают направленность его деятельности и поведения. «К характеру относятся лишь те проявления направленности, — писал он,- которые выражают устойчивые свойства личности и вытекающие из них устойчивые личностные, а не только случайные ситуационные установки. Относительно устойчивые свойства личности, которые определяют ее качественное своеобразие и выражают ее направленность, составляют ее характер» [186,222].

Точку зрения С.Л. Рубинштейна на сущность направленности личности как совокупности ее нравственных качеств в педагогике разделяют А.В. Зосимовский, А.И. Кочетов и др.

Основой для формирования свойств (качеств) характера личности CJI. Рубинштейн считал мотивы ее поведения и деятельности. «В мотивах, — отмечал он,- черты характера выступают впервые еще в виде тенденций; действие переводит их затем в устойчивые свойства. Пугь к формированию характера лежит, поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков»[186,224].

Внутренний механизм формирования нравственных качеств личности он раскрывал следующим образом: «каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость,- это в потенции будущая черта характера в ее генезисе, и черта характер - это сгусток мотивов, который раз, за разом реализуясь в поступках человека, оседая в нем, переходит в личностное свойство» [186,224].

Л.И. Божович, разрабатывая концепцию нравственных качеств как психологических образований личности школьника, также отмечала, что « по своей психологической природе они являются как бы синтезом, сплавом специфического для данного качества мотива и специфических для него форм и методов поведения» [29,271]. При этом Л.И. Божович подчеркивала, что «костяком» нравственных качеств личности выступают прочно сформировавшиеся у нее привычки. «Качество личности,- утверждала она,- по существу и является результатом устойчиво закрепившейся привычки»[31 J 83].

Таким образом, в отличие от С.Л. Рубинштейна, который рассматривай мотивы как основу формирования качеств личности, Л.И. Божовнч, не отрицая значения мотивов в этом процессе, выделяла их, наряду с привычками, существенными психологическими компонентами нравственных качеств личности школьника. «В структуру устойчивых форм поведения ребенка,-указывала она,- входит не только упрочившиеся и ставшее привычным поведение, но и закрепившаяся система его отношений к действительности, то есть определенная система его побуждений» [29,204].

И.Ф. Харламов также отстаивает точку зрения, согласно которой нравственные качества личности школьника рассматриваются как психологические образования ее моральной сферы. Поэтому, по его мнению, они представляют собой « единство устойчиво проявляющихся потребностей и привычных способов их реализации, которые формируются у учащихся в процессе индивидуальной и коллективной деятельности»[216.146].

Следует отметить, что В.Н. Мясищев относил нравственные качества к психическим свойствам личности и признавал, что они отражают процессуальные особенности отношений. Когда мы говорим о свойственных человеку доброжелательности, преданности, дружелюбии или о противоположных качествах, то речь идет об особенных отношениях.

Становление детского театра в России

Традиции детской театральной педагогики закладывались в школьном геатре, возникшем в России в конце XVlI-начале XVIII веков. Первый упоминавшийся в литературных источниках спектакль состоялся в Киево-Могилянской академии. В 1672 году была поставлена мистерия «Об Алексее — человеке Божием», прославлявшая царя Алексея Михайловича.

В 1679 году Симеон Полоцкий, разрабатывая проект создания в Москве духовной академии, писал о необходимости организации при ней ІІІкольного театра. Им для Школьного театра были созданы две пьесы: «Комедия — притча о блудном сыне» и « о Новуходоносоре - царе».

Дальнейшее развитие Школьного театра связано со Славяно-греко-латинской академией в Москве, организованной в 1687 году. Здесь давались представления: «Ужасная измена сластолюбивого жития с прискорбным и нищим» (1701 г.), мистерия «Страшное изображение второго пришествия Господня на землю», «Торжество мира православного» (о взятии русскими войсками шведской крепости Нотебурга-Орешка); «Божие уничижителен гордых уничижение» (1710 г.), (о разгроме шведской армии под Полтавой).

В спектакли ІІІкольного театра входили интермедии (бытовые сатирические сценки), иногда косвенно связанные с основным действием, в них использовались сюжеты и приемы скоморошьих представлений и народных игр. Часто в интермедиях, в комическом виде, изображались представители привилегированных классов. Самое значительное произведение, написанное для Школьного театра Феофаном Прокоповичем «трагикомедия» «Владимир» было обращено к историческому сюжету (крещение Руси). Вместо аллегорических масок в пьесе действовали бытовые персонажи. Школьные театры существовали также в семинарии Ростова Великого. Святителем Дмитрием Ростовским написан ряд пьес, среди которых «Комедия на Рождество Христово» и др.

В 1720-40 гг. существовал Школьный театр в хирургической школе при госпитале, руководимом доктором Бидлоо. Здесь были поставлены «История Александра Македонского и Дария», «Слава Российская» Журавского. Оформление и костюмы в представлениях носили символический характер. Добродетельные персонажи появлялись в белых одеждах, а злодеи - в черных, «Мир» выходил с оливковой ветвью.

Любительский театр существовал и в военных средних учебных заведениях. В середине XVIII столетия в Петербургском сухопутном корпусе, например, отводились специалыгые часы для «обучения трагедиями». Воспитанники корпуса - будущие офицеры русской армии - разыгрывали пьесы отечественных и зарубежных авторов. Надо отметить, что в шляхетском корпусе учились такие выдающиеся актеры, и театральные педагоги своего времени, как Иван Дмитриевский, Алексей Попов, братья Григорий и Федор Волковы.

В 1860-е годы создавались драматические кружки и в военных гимназиях; 1-й Петербургской, Полтавской и Нижегородской. Воспитатели последней писали; « С необыкновенной легкостью, а местами с толком разучен был по частям «Борис Годунов», «Скупой рыцарь» Пушкина и при плясках товарищей (имеется в виду ежегодный бал) разыгран любителями на домашней сцене». Видеть театральный быт военных учебных заведений глазами воспитанников позволяют воспоминания А.А. Стаховича. Он учился в столичной юнкерской школе, где с 1847года устраивались спектакли.

Репертуар был пестрым; комедии, одноактные пьесы, водевили с пением, концертные дивертисменты с живыми картинками, чтением «народных сцен», разыгрывались сцены из «Горе от ума», «Скупой рыцарь», «Свои люди -сочтемся» и др. Театральные постановки являлись важной составной частью академической жизни Смольного института благородных девиц, Московского университета. Благородного университетского пансиона, Царскосельского лицея и других элитарных учебных заведений России.

В первой половине XIX века театральные ученические коллективы получают широкое распространение в гимназиях, причем, не только в столичных, но и в провинциальных. Из биографии Н.В. Гоголя, например, хорошо известно, что, учась в Нежинской гимназии, будущий писатель не только успешно выступал на любительской сцене, но и руководил постановками.

В конце XIX — начале XX веков в отечественной педагогике определяется отношение к театру как важнейшему элементу нравственного воспитания. В эти годы (В.М. Соловьев, Н.И. Бердяев и др.) утверждается мысль о том, что творчество в различных его выражениях составляет нравственный долг, назначение человека на земле, является его задачей и миссией.

В своих работах американский психолог Г. Стенли Холл «Социальные инстинкты у детей и учреждения их развития» (1913г.), «Эволюция в воспитании чувств природы у детей» (1914г.) отмечал, что «драматический инстинкт, который обнаруживается, судя по многочисленным статистическим исследованиям, в необыкновенной любви детей к театру и кинематографу, и их страсти к самостоятельному разыгрыванию всевозможных ролей являются для нас педагогов прямо открытием новой силы в человеческой природе; та польза, которую можно ожидать от этой силы в педагогическом деле, если мы научимся пользоваться ею, как следует, может быть сравнима разве только с теми благами, какими сопровождается в жизни людей вновь открытая сила природы» [44,185].

Начало XX века было отмечено особым интересом к детскому искусству (крестьянскому искусству, лубку, фольклорному театру, произведениям детей-самоучек и т.п.). В 1908 году Б. Ростиславов с восторгом рассказывал на страницах журнала «Театр и искусство» о детских работах. Этот журнал внимательно следил за развитием народного театра, опытами воссоздания театрального примитива и старинного театра.

Воспитательное значение театра было понимаемо преподавателями гимназий и кадетских корпусов. Так, в московской гимназии им. И. и А. Медведниковых, открытой в 1902 году, спектакли стали регулярными с 1907 года. Первыми были сыграны несколько сцен из «Бориса Годунова», чеховская «Свадьба», и первое действие «Ревизора». В начале века этим никого нельзя уже было удивить. Молодая гимназия проявляла интерес к новым веяниям в театральном искусстве. Здесь увлеклись сценическими реконструкциями, заинтересовались постановками В. Мейерхольда в «Доме Интермедий», 1-І. Дризена и Н. Евреииова в «Старинном театре».

Изучение публикаций педагогической мысли этого периода, высказывания педагогов и деятелей свидетельствуют о том, что значение театрального искусства как средства воспитания детей высоко оценивалось педагогической общественностью того времени.

На проходившем в 1913-1914гг. в Петербурге Первом всероссийском съезда по вопросам народного образования было отмечено, что «...воспитательное влияние детского театра складывается во всей силе лишь при обдуманной целесообразной его постановке, приспособленной к детскому развитию, миропониманию и к национальным особенностям данного края». И далее, « ...в связи с воспитательным воздействием детского театра, -отмечалось в резолюции, — находится и чисто учебное его значение; драматизация учебного материала является одним из самых действенных способов применения принципа наглядности» [170,12].

Современные тенденции педагогической деятельности по нравственному воспитанию учащихся средствами театрального искусства

В настоящее время в вопросах нравственного воспитания средствами театрального искусства сложилась определенная система взаимодействия

Министерства образования и науки РФ с учреждениями культуры. Взаимодействие это осуществляется через проведение научно-практических конференций, семинаров, ежегодных детских театральных фестивалей и позволяет получить довольно полное представление о состоянии развития детской театральной деятельности и театральной педагогики.

Заметно активизировалось детское театральное движение в России. Появились детские театральные коллективы самых разных видов и направлений, подчиняющиеся разным ведомствам: управлениям образования, культуры, здравоохранения, муниципалитетам. Это и традиционные театральные кружки, и детские клубы при профессиональных театрах, и театральные формы проведения общеобразовательных уроков, и специальные детские театральные классы и школы, и летние театральные лагеря, и коррекционные театры для детей, страдающих различными заболеваниями.

Учитывая, что театральное искусство, средства сценического общения несут значительный педагогический потенциал в нравственном воспитании, детскими театральными коллективами стали заниматься, кроме кабинета любительских театров Союза театральных деятелей СТД и специалистов Российского Дома народного творчества, организации, основной своей задачей, которых стало объединение различных театральных коллективов. Министерство науки и образования РФ курирует школьные театры и театральные студии системы дополнительного образования. «Театр, где играют дети» - название, объединяющее все многообразие движения. Это и театр урока, и детская любительская студия, и школьный праздник, и театральная школа искусств, и муниципальный детский театр. В 1992 году при Министерстве образования РФ был организован Всероссийский экспериментальный центр (ЁЭЦ) "Школьный театр", в задачу которого входит организация фестивалей, конкурсов драматургии для театров, где играют дети, а так же программ детского театрального образования, проведение конференций и семинаров, сбор информации о детской театральной деятельности.

В том же году была создана "Ассоциация театров, где играют дети", способствовавшая, прежде всего, развитию независимых фестивалей. В 1996 году был зарегистрирован Фонд "Детская театральная инициатива" под руководством С. И. Гришина. Фонд работает на общественных началах и занимается развитием издательских проектов.

В 2000 - 2001 годах родилась Автономная некоммерческая организация "Пролог" (руководители потоков СВ. Клубков и А.Ф. Федоров). В ее задачи входит создание единой информационной базы детских театральных коллективов России. Организация единого информационного пространства. Организация профессионального (в рамках программы второго высшего образования) обучения для детских театральных коллективов театральных режиссеров и педагогов, а также сотрудничество с организациями по всем другим видам деятельности: организации фестивалей, изданию репертуара и методической литературы и т. п.

Ассоциацией театров, где играют дети, был организован в 1992 году специальный курс для режиссеров, работающих с детьми при ВТУ им. !Цукина (руководитель курса В.А. Эуфер), в программе которого преподавались специальные дополнительные дисциплины, необходимые детским театральным режиссерам и педагогам.

В Самарском педагогическом университете, где в 1994 году был создан курс для преподавателей предметов "Театр" и "Мировая художественная культура" в школе, в 1999 и 2000 годах состоялись два выпуска. Педагогами -выпускниками были обеспечены школы, детские сады и центры детского творчества Самары и Самарской области.

В 1994 году был начат уникальный эксперимент в г. Екатеринбурге. Здесь был создан Центр-Театр, объединивший в своей структуре детский сад и школу, где весь учебно-воспитательный процесс опирается на игровые и театральные методики. За истекшие годы Екатеринбургский Центр-Театр выпустил несколько учебно-методических пособий.

В 1995 году на базе Екатеринбургского Центра-Театра была организована первая научно-практическая конференция "Дети - Театр — Образование" в рамках одноименной программы Министерства образования РФ. С тех пор конференции проходят в различных городах РОССИИ ежегодно.

Всероссийский экспериментальный центр "Школьный театр" два раза в год проводит недельные курсы повышения квалификации для детских театральных педагогов и режиссеров России.

В 1997 году были открыты курсы повышения квалификации при Московском институте открытого образования (МИОО). Сюда входят следующие дисциплины: театр для самых маленьких; уроки театра на уроках в школе; режиссура в театре, где играют дети; литературно-драматическая основа спектакля, где играют дети; пластика, сценическая речь, игровые и театральные методики в изучении предметов гуманитарного цикла, основы зрительской культуры. На курсах преиодают педагоги Московского государственного университета культуры, сотрудники ШТЙХВ (Научно-исследовательского института художественного воспитания) и московских театров.

В 1998 году в Российской Академии повышения квалификации работников культуры был открыт факультет получения второго высшего образования для режиссеров, работающих с детьми. В 1990 году известные деятели науки, искусства, среди которых были О. Басилашвили, Д. Гранин, А. Петров, М. Каган, Ю. Андреев, выступили с обращением в газете «Ленинградская Правда»: «...сегодня, когда мы озабочены духовным возрождением Ленинграда, надо думать о создании особого центра художественной и духовной заботы о детстве, отрочестве, юности и о семье. Центр, который сможет стать эстетической и нравственной школой для разных возрастов. Дугаой этого центра должен стать созданный при нем Театр Поколений, который будет с репертуаром от великой классики до лучших современных произведений о вечных проблемах отцов и детей» [111].

Так началась история нового уникального театрального проекта — Санкт — Петербургского творческого центра «Семья» и Театра поколений, председателем и художественным руководителем, которого стал народный артист России, лауреат премии К.С. Станиславского в области театральной педагогики, профессор кафедры режиссуры и актерского мастерства С.-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов З.Я. Корогодский.

Идея, лежащая в основе деятельности эстетического центра «Семья» и Театра Поколений, - объединение под крышей театрального дома вместе детей и взрослых. Центр «Семья» - это школа нравственного воспитания и творческого развития детей и родителей. Через художественное просвещение, сотрудничество с театром в этой школе обогащаются отношения в семье, укрепляется духовно-нравственное единение поколений.

Центр «Семья» (в настоящее время Школа искусств) - это комплекс театральных классов, курсов, студий - творческих мастерских, преподаватели которых - специалисты с высшим образованием. Обучение в Школе искусств строится по двум уровням. На первый уровень зачисляются все желающие, на второй уровень переходят учащиеся, прошедшие успешно курс по первому уровню обучения или на основании творческого конкурса.

Цель первого уровня — формирование нравственных сторон личности ребенка, развитие его творческих способностей в области театра и смежных с ним видах искусств (танец, вокал), работа по устранению психофизических недостатков, элементарные знания в сфере театральной деятельности.

Похожие диссертации на Нравственное воспитание младших школьников средствами театрального искусства