Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гражданско-правовое воспитание народов Юга России в XIX - начале XX веков Перова Елена Михайловна

Гражданско-правовое воспитание народов Юга России в XIX - начале XX веков
<
Гражданско-правовое воспитание народов Юга России в XIX - начале XX веков Гражданско-правовое воспитание народов Юга России в XIX - начале XX веков Гражданско-правовое воспитание народов Юга России в XIX - начале XX веков Гражданско-правовое воспитание народов Юга России в XIX - начале XX веков Гражданско-правовое воспитание народов Юга России в XIX - начале XX веков Гражданско-правовое воспитание народов Юга России в XIX - начале XX веков Гражданско-правовое воспитание народов Юга России в XIX - начале XX веков Гражданско-правовое воспитание народов Юга России в XIX - начале XX веков Гражданско-правовое воспитание народов Юга России в XIX - начале XX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Перова Елена Михайловна. Гражданско-правовое воспитание народов Юга России в XIX - начале XX веков : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Владикавказ, 2004 134 c. РГБ ОД, 61:04-13/2168

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Терская область: истоки гражданско-правового воспитания .

1.1. Административно-правовое и хозяйственное положение терских казаков . 13

1.2. Народная педагогика казачьих обществ о гражданском воспитании. 23

1.3. Государственно-правовое воспитание казаков 33

1.4. Гражданское воспитание в творчестве видных представителей интеллигенции горских народов Северного Кавказа.

Выводы по I главе 68

ГЛАВА II. Вопросы правового воспитания и пропаганды законопослушного поведения .

2.1. Просвещение народа и пропаганда законопослушного поведения . 70

2.2. Интеллигенция Северного Кавказа о просвещении и гражданском воспитании 83

2.3. Роль общественно-просветительских организаций в формировании гражданско-правового воспитания

Выводы по II главе f 115

Заключение

Библиография

Введение к работе

Актуальность исследования. История педагогики и образования Российской Федерации многовековое явление, в котором переплелись самобытные педагогические системы более ста наций и народностей, образующих наше государство. На современном этапе развития российского общества важнейшей.является проблема воспитания у подрастающего поколения высокой культуры гражданственности, что предполагает наличие гражданско-правового сознания.

Долгие годы сам термин «гражданско-правовое воспитание» находился в тени исследований по теории педагогики. Он нивелировался среди таких общеупотребимых терминов, как коммунистическое и идейно-нравственное воспитание (работы советских авторов). Что же касается работ по истории педагогики, то гражданско-правовое воспитание в них практически не исследовалось в силу малоактуальности в общем спектре вопросов, и основное внимание уделялось борьбе КПСС против «проклятого царского прошлого» революционными методами, а верное служение дореволюционному государству воспринималось чуть ли не преступлением.

Сегодня мы стоим на пороге качественно нового состояния общества, ведущую роль в котором призвано играть политическое общегражданское сознание россиян, что предполагает целенаправленное гражданско-правовое воспитание. Педагогика как наука, одним из разделов которой является сущность, функции и система гражданского воспитания (Б.Т. Лихачев), должна сказать свое веское слово: выявление и использование в современном педагогическом процессе форм и методов гражданского воспитания в историческом аспекте требует творческого исследования и активизации богатого потенциала, имеющегося по данной тематике в дореволюционном наследии народов нашей страны.

Однако до сего времени нет монографических исследований, специально посвященных теории гражданско-правового воспитания до Октябрьской революции как в целом в России, так и в ее отдельных регионах, в том числе национальных. Не исключение многонациональный и многоконфессиональный Северо-Кавказский регион — большая составляющая Южного Федерального округа.

НОС НАЦИОНАЛЬНАЯ| ВМБЛИОТЕКА I

Cnertrtr» .О» Ю0//««ті

Социально-экономические и политико-правовые процессы на Юге России в связи с распадом СССР и возрождением российской государственности привлекают внимание как российского государства, так и российской, и мировой общественности. Происходящие события в этом регионе как нельзя лучше характеризуют справедливость утверждения выдающегося русского историка В.О. Ключевского о том, что в будущем «присоединение Северного Кавказа к России отзовется на общем положении дел немаловажными последствиями».

На наш взгляд, одной из реальных возможностей выявления исторической сути происходивших процессов - колонизации или добровольного вхождения Северного Кавказа в состав России -является анализ этнопедагогических проблем народов Юга России до Октябрьской революции, в том числе проблемы гражданско-правового воспитания. Необходимо определиться: существовало ли оно у народов Северного Кавказа? Если существовало, то выделить его основные формы и раскрыть содержание; проследить тенденции единичного, общего и особенного в формировании представлений северокавказских народов о государстве, праве (законе), морально-психологическихустановок, определяющих отношение народов друг к другу и российскому государство-образующему центру; определить цели и задачи воспитания народов по отношению к российскому государству и праву, к собственному общественно-правовому устройству и своих соседей по региону.

Решение этих вопросов требует тщательного исследования народной педагогики северокавказских народов, в том числе, и такого этнического образования, как терские казаки, история и быт которых долгие годы находились вне поля зрения исследователей; анализа памятников устного народного творчества, фольклористики; исследования произведений видных представителей интеллигенции Северного Кавказа, причем не .только научно-публицистических, но и художественных, эпистолярного наследия.

С одной стороны, в поисках ответа на выше поставленные вопросы требуется непредвзятый, деполитизированный подход, предусматривающий плюрализм мнений и оценок в отношении

явлений не только прошлого и настоящего, но и прогнозов на будущее. Следует учитывать, что опыт гражданско-правового воспитания практически не исследуется в контексте этнопедагогики народов Юга России, и, в частности, Северного Кавказа; вместе с тем выявление, анализ и обобщение этнопедагогических основ гражданско-правового воспитания народов Юга России необходимы в целях гармонизации межнациональных отношений в этом регионе Российской Федерации с достаточно сложной этнополи-тической обстановкой.

С другой стороны, исследование историко-ретроспективных и современных процессов гражданско-правового воспитания на северокавказском материале приобретает особую актуальность еще и потому, что сегодня в условиях все той же свободы высказываются суждения с претензией на академичную беспристрастность и научную новизну, по сути дела, искажающую социальную историю ряда российских народов; эти суждения используются исламскими сепаратистами, призывающими к распаду национально-федеративных отношений. Необходима историческая объективность. Нельзя не согласиться с мнением, что появление работ, где политика Российской империи рассматривается с односторонних и тенденциозных позиций, имеет под собой больше политическую, чем научную основу.

К изучению традиционной культуры северокавказских народов, различных аспектов организации воспитательного процесса обращались как иностранные ученые и путешественники (Д. Белл, Ж. Де Бесс, Ж. Де Люк, Г. Кох, Д. Лангверт и др.), так и русские ученые-кавказоведы (П.Бутков, Н. Данилевский, Н.Дубровин, М.Ковалевский, Ф.Леонтович, В.Миллер, В.Пфаф и др.).

Значительный вклад в понимание сущности и целей народного воспитания внесли дореволюционные северокавказские авторы (ЧАхриев, И.Кануков, А-Г. Кешев, Ш.Ногмов, С.Хан-Гирей, К.Хетагуровидр.).

Ценные сведения об организации воспитания у северокавказских народов имеются в работах, изданных после 1917 года (Е.Марков, Е.Пчелина), в послевоенное время (В.П. Кобычев, М.О. Косвен, Л.И. Лавров, Я.С. Смирнова, Е.П.Студенецкая и др.), а также в историко-педагогических и этнографических

исследованиях В.К.Гарданова, К.И.Гостиева, Х.В. Дзуцева, В.М.Каирова, Б.А.Калоева, А.Х.Магометова, Г.Х.Мамбетова, Р.М.Мамхеговой, А.И.Мусукаева, В.С.Уарзиати, Х.И.Цаллае-ва, Л.А.Чибирова и др.

Многие проблемы этнопедагогики, теории и практики национального воспитания были освещены в трудах ТАБекоевой, АЮ.Белогурова, Б.Х. Бгажнокова, АТ.Битаровой, Н.О.Блейх, Г.Н. Волкова, М.Г. Загазежева, Ф.АКокаевой, В.К. Кочисова, Г.М. Мамбетова, Р.А Мамхеговой, Л.Д. Столяренко, Т.Г. Стефаненко, Г.У.Солдатовой, Е.Е.Хатаева, Х.Х. Хадикова, З.Б.Цаллаговой, С.Р.Чеджемова, И.А Шорова.

В определении концепции исследования мы разделяем теоретическое положение Б.Т. Лихачева, о том, что правовое воспитание является основной педагогической категорией, одним из ключевых терминов педагогики. На современном этапе развития российского общества и государственности необходимо признание приоритетного значения гражданско-правового или точнее гражданственно-правового воспитания: одним из приоритетов воспитания должна стать гражданственность. Это актуально не только для воспитания подрастающего поколения; речь идет о формировании и развитии гражданственности каждого россиянина.

Целью гражданственно-правового воспитания является «формирование гражданина правового государства», более того - формирование личности, осознающей себя неотъемлемой частью «зрелого гражданского общества».

Такое понимание проблемы не присутствует в ранее изданных учебниках и пособиях по педагогике.

Актуальность обозначенной проблемы, необходимость теоретического осмысления историко-ретроспективных и современных тенденций развития российского общества и определили выбор научной темы. Цель настоящей работы — раскрыть сущность гражданско-правового воспитания народов Юга России в его генезисе, развитии и связи с современным образовательно-воспитательным процессом.

Объект исследования - воспитательный опыт народов Юга России в XIX - начале XX веков.

Предмет исследования - гражданско-правовое воспитание народов Юга России в XIX - начале XX веков, его закономерности и национально-региональные особенности.

Задачи исследования:

  1. Изучить современное состояние проблемы и сформулировать некоторые основные теоретические аспекты, которые могли бы стать концептуальными.

  2. Определить цели и задачи гражданско-правового воспитания народов Юга России в обозначенный период, раскрыть его содержание.

  3. Изучить административно-правовое и хозяйственное положение терских казаков, основные черты их народной педагогики (гражданское воспитание, военно-физическая подготовка) и государственно-правового воспитания.

  4. Показать гуманистическую направленность северокавказской педагогики и роль видных представителей национальной интеллигенции в гражданско-правовом воспитании народов Юга России.

  5. Раскрыть взаимосвязь просвещения народов Северного Кавказа и пропаганды законопослушного поведения, роль общественно-просветительских организаций в вопросах улучшения гражданско-правового воспитания.

Методологической базой исследования являются основные положения философии, психологии, педагогики о социально-исторической обусловленности образования и воспитания, педагогической, просветительской и политико-правовой мысли, о диалектическом единстве общего и особенного, общечеловеческого и национального, атакже современные философско-педагогичес-кие концепции образования и воспитания, в том числе идеи гуманизации, гуманитаризации, демократизации, поликультурного образования и воспитания.

Источниковую базу исследования составляют традиции и обычаи народов Северного Кавказа в области гражданско-правового воспитания; историко-архивные документы и материалы, этнографические, педагогические, философские и литературные труды дореволюционных и современных авторов.

Для решения поставленных задач использовались следующие основные методы: изучение и анализ «Государственной концеп-

ции модернизации образования (2002-2005гг.)»; концепции правовой реформы; архивных материалов, традиций и обычаев терских казаков и горских народов Северного Кавказа; творческого наследия видных представителей интеллигенции Юга России; философской, историко-педагогической, историко-этнографической, социологической, юридической литературы; сравнительно-сопоставительный анализ; обобщение и систематизация полученных результатов.

Организация и этапы исследования: Исследование проводилось в три этапа:

  1. Этап 1998 - 2000 гг. - предварительное ознакомление с проблемой гражданско-правового воспитания; изучение и сравнительный анализ литературных источников по теме, историко-архивных документов и материалов; определение цели исследования, его основных направлений и методологии.

  2. Этап 2001 - 2002 гг. - обобщение и осмысление материала, определение объекта и предмета, задач исследования, понятийного аппарата; уточнение структурных разделов.

  3. Этап 2003 - 2004 гг. - уточнение некоторых концептуальных аспектов проблемы, формулирование основных теоретических положений и выводов, их апробирование, научное и литературное оформление диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена его концептуальностью, теоретической и практической значимостью:

впервые предпринята попытка монографического исследования системы гражданско-правового воспитания народов Юга России в XIX - начале XX веков;

предложен ряд теоретических аспектов обновления современной теории гражданско-правового воспитания;

рассмотрена возможность использования форм и методов ис-торико-ретроспективного процесса гражданско-правового воспитания в современном педагогическом процессе;

выявлена преемственность целей и задач процессов гражданско-правового воспитания в дореволюционном и современном российском обществе.

Теоретическая значимость исследования:

дан историко-ретроспективный анализ проблемы гражданско-правового воспитания;

определена актуальность проблемы в современном образовательном процессе, в процессе гражданственно-правового воспитания в целях укрепления основ гражданского мира и общенационального согласия в Российской Федерации;

систематизированы общие и особенные черты гражданского воспитания терского казачества и горских народов Северного Кавказа;

показана роль видных представителей национальной интеллигенции в формировании в общественном сознании правильного понимания государственно-правовых реалий, в формировании государственно-правовых аспектов самосознания своих народов, в гражданско-правовом воспитании в целом;

- охарактеризована сложившаяся в XIX - начале XX вв. у
северокавказских народов система представлений о задачах граж
данско-правового воспитания.

Практическая значимость работы состоит в значительном расширении и систематизации наших знаний о сущности гражданско-правового воспитания на Юге России, на Северном Кавказе. Работа призвана дополнить данные по истории педагогики России сведениями национально-регионального свойства; она содержит практические рекомендации по творческому использованию исторического опыта гражданско-правового воспитания в современном образовательном процессе и в вопросах социализации подрастающего поколения.

Достоверность результатов исследования обеспечена из -бранным методологическим подходом к решению исследуемой проблемы, применением комплекса исследовательских методик, адекватных его задачам; количественным и качественным анализом статистических сведений, характеризующих развитие народного образования и гражданско-правовое воспитание народов Юга России, в том числе терского казачества в XIX- начале XX веков.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Решение важнейшей задачи, стоящей перед нашим государством, - задачи формирования «зрелого гражданского обще-

ства» - требует обновления некоторых концептуальных положений теории гражданско-правового воспитания. В ее основу может быть положена идея развития гражданственности каждого россиянина, воспитания личности, осознающей себя неотъемлемой частью «зрелого гражданского общества»; гражданственность должна стать приоритетной составляющей формирования у подрастающего поколения высокой культуры и правового сознания.

  1. Процесс формирования системы гражданско-правового воспитания выступает органической частью истории педагогики и образования.

  2. Выявление, анализ и синтез педагогических основ гражданско-правового воспитания народов Юга России в историческом аспекте необходим в целях укрепления гражданского мира, гармонизации межнациональных отношений в Северо-Кавказском регионе.

  3. Исследование историко-ретроспективных процессов гражданско-правового воспитания сегодня актуально для сохранения научной объективности и разоблачения исламских сепаратистов, призывающих к распаду национально-федеративных отношений.

5. Целью государственно-правового воспитания народов
России в обозначенный период было формирование верноподдан
нических, гражданских чувств и стремлений: любви к своему го
сударству, уважения к его законам и осознания необходимости их
соблюдения.

  1. В дореволюционный период религиозно-нравственное воспитание составляло неотъемлемую часть государственного. Для многонационального и многоконфессионального современного российского общества актуально формирование грамотной (взвешенной и гибкой) религиозной политики, прежде всего на Северном Кавказе.

  2. Просвещение народа и пропаганда законопослушного поведения преследовали цель гражданского приобщения северокавказских народов к основам российского государства. Гражданское приобщение означало включение народов региона, как субъектов царской России, в общегосударственную административную и правовую систему и приобретение народами всех прав и обязанностей российских подданных.

Апробация и внедрение результатов исследования осу-

ществлялись по мере завершения его структурных разделов. Основные положения научной работы обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории государства и права, педагогики высшей школы Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова; докладывались на X Годичном собрании Южного Отделения РАО и XXII психолого-педагогических чтениях Юга России (Ростов-на-Дону, 2003), на научно-практических конференциях Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова (Владикавказ, 2002-2004), международной конференции «Актуальные проблемы современной науки» (Самара, 2003); использовались при чтении курса лекций по истории политических и правовых учений в Северо-Осетинском государственном университете имени К.Л. Хетагурова и Владикавказском институте экономики, управления и права.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Административно-правовое и хозяйственное положение терских казаков

Впервые научные исследования в отношении истории. и социально-экономического развития народов Кавказа стали: появляться в результате деятельности членов научных сообществ, созданных в России в первой половине XIX века. В 1804 г. в Москве, при МГУ было создано Общество истории и российских древностей, в 1837 году от него фактически отпочковалась Археологическая комиссия и в 1846 году - Археологическое общество. Эти общества конкретизировали изучение жизни народов Кавказа, что имело особое значение для. написания их истории, так как практически не было письменных исторических источников. Однако, выявлением педагогических аспектов жизнедеятельности народов Кавказа почти на протяжении всего XIX века никто не занимался. Это объясняется сформированностью педагогики, как науки, только к середине XIX века, региональный же аспект стал выделяться лишь к. концу XIX - началу XX веков.

Вышедшее в свет в 1836 году капитальное исследование в 4-х томах «Обозрение Российских владений за Кавказом в статистическом, этнографическом, топографическом и финансовом отношениях» явилось первой печатной энциклопедией жизни и быта кавказских народов. Однако в нем вопросы педагогики не рассматривались. В середине XIX - начале XX веков были опубликованы работы A. Берже, П. Буткова, С. Броневского, И. Гюльденштедта, А.Зисермана, М. Ковалевского, Д. Лаврова, Ф. Леонтовича, В. Миллера, П. Палласа, B. Пфафа, Р. Фадеева, А. Яновского и других, в которых лишь косвенно затрагивались педагогические аспекты жизнедеятельности кавказских народов. Для их выявления в имеющемся материале необходимо применить инструментарий педагогической науки, что позволит по крупицам воссоздать существовавшие у кавказских народов институты семейного, общественно-национального и государственно-правового воспитания. При этом следует иметь в виду ту особенность, что если институты семейного и общественного воспитания представлены, в основном, в этнографических материалах, то вопросы государственно-правового воспитания — в политико-правовых, появившихся в хронологическом плане значительно раньше.

Один из авторов «Обозрения Российских владений за Кавказом...» А. Яновский всесторонне изучил государственно-правовые основы жизни горских народов Кавказа: их адаты, судопроизводство, вопросы гражданских отношений - семьи, брака, наследства и т.д. Его исследования свидетельствуют: в начале XIX века гражданско-правовое воспитание находилось у кавказцев в зачаточном состоянии; народы Юга России еще не осознали в полной мере свое место и роль в государственно-правовой системе Российской империи.

Отношение народа к центральной власти было весьма неоднозначным; нельзя говорить о .том, что это отношение было присуще в целом общественному сознанию того или иного народа, будь то горцы или терские: казаки. Подавляющая часть простых кавказцев не имела четкого представления о своих правах и обязанностях по отношению к российскому государству. Вопросы внутриродовых отношений были в значительной мере детализированы нормами обычного права. Эти нормы и являлись основой воспитания, нравственными ориентирами, на которые равнялись все члены общества.

Та же участь постигла и педагогические исследования истории и быта терского казачества Северного Кавказа. Как отмечал профессор А.И. Козлов «долгие годы сама история казачества по сути находилась под запретом. Много лет по этой проблеме не публиковались ни диссертации, ни книги. На пути первых вставала стеной не пробиваемая ВАК, вторых — бдительные цензоры. Историки и литераторы тоже ходили вокруг да около, но внутрь не заглядывали». Но, если по истории терского казачества за последние десятилетия XX века были опубликованы серьезные монографические: исследования Л.Б. Заседателевой, И.Л. Омельченко и Н.Н. Великой, то в историко-педагогическом плане ему не уделяется внимание и поныне.

Между тем исследуя историю педагогической мысли народов России нельзя обойти вниманием богатую традиционную педагогическую мысль российского казачества, в том числе терского. Это особо актуально сегодня, в условиях, когда Северный Кавказ - стал одной из самых горячих точек постперестроечной России, очагом противостояния Российской государственности и сепаратистских настроений некоторой части кавказских народов, исповедующих идеи радикальных псевдоисламских идеологий и международного терроризма.

Терская область - территория Северного Кавказа по обоим берегам реки Терек была главным местом обитания Терского казачьего войска. С 1863 года она становится административно-территориальной единицей Российской империи. Ее центром: провозглашается крепость Владикавказ, основанная в 1784 году и получившая; статус города в 1860 году. При Советской власти область в 1921 году была разделена на Горскую АССР и Терскую губернию. Одной из составляющих частей:, Терской области являлась территория Северной Осетии, столицей которой был город Владикавказ. На ее территории также находились части современных субъектов России — Кабардино-Балкарской, Чеченской, Ингушской, Дагестанской республик и часть Ставропольского края.

Государственно-правовое воспитание казаков

Школьный период гражданско-правового воспитания казаков Юга России фактически в целом завершал общее ознакомление учащихся с основными устоями государственной жизни, правами и обязанностями жителей Российской империи. Краеугольным камнем школьной политики являлись все те же принципы официальной народности. Этим же целям служило не только содержание учебных предметов, но И; оборудование классов портретами государя-императора, членов правящей фамилии, российскими знаменами и иной государственной атрибутикой.

Большое значение в формировании казачества имело государственно-правовое воспитание. Хотя внутренняя жизнь казачьих обществ была четко регламентирована; вольными принципами народовластия, в - общественном сознании казаков доминирующее положение занимали монархические принципы. Можно предположить, они стали предтечей теории «официальной народности» С.С. Уварова. Не случайно эта теория имела наиболее рьяных своих почитателей в казачьих гражданских общинах, а призыв «За Веру, Царя и Отечество» регламентировал не только поведение казака на войне, но и всю его жизнь.

Школьная, институтская и университетская программа, уставы, правила поведения воспитанников и т. п. организационно-методическая документация были призваны содействовать правильному государственно-правовому воспитанию, т. е. воспитывать подрастающее поколение в духе преданности престолу, почитания церкви и уважения к законам империи.

К концу XIX века народное образование получило широкое распространение на всем Северном Кавказе. Самый высокий- уровень образованности был у русского народа; эти данные в основном характеризуют казачье население. Что касается конкретного, цифрового выражения грамотности, то оно во многих источниках и; исследованиях рознится, но в целом отражает реальное положение дел. Так, по данным Н.А. Кадыгреба, уровень грамотности казачьего населения Кубани значительно опережал уровень среди русского населения центральных губерний России [43, 154]. По данным адыгских исследователей, ссылающихся на итоги Всероссийской переписи, населения 1897 года, грамотность среди черкесов Кубани составляла 7%, а среди казачьего населения - 15% [85,39]. По данным дагестанских ученых «дореволюционный Дагестан относился к числу наиболее отсталых национальных окраин России», грамотных, владевших русским языком, было менее 2,5% населения. По данным ученых Кабардино-Балкарии грамотных накануне Октябрьской революции было 3% среди кабардинцев и менее 2% среди балкарцев [85, 64, 84],

Естественно, что царское правительство, и администрация на Кавказе хорошо осознавали, что правильное государственно-правовое воспитание невозможно без поднятия общекультурного уровня населения и распространения грамотности.

Большое значение в пропаганде основ государственно-правовой жизни среди казаков Терской области имела система домашнего и школьного образования как процесса обучения и воспитания подрастающего поколения. Примечательно, что терцы активно способствовали распространению образования не только среди казаков, но и в целом на Северном Кавказе.

Центрами распространения образования среди терских казаков были церкви, где обучение проводили священники. В начале XIX века появляются специальные школы как церковного ведомства, так и не церковного, созданного в 1801 году Министерства народного просвещения. К середине XIX века за счет казачьих обществ во всех крупных станицах (свыше 200 дворов) действовали школы. Согласно архивным данным, одним из самых высокооплачиваемых должностных лиц после атамана был учитель. Так, например, в станице Терской, в 1903 году жалование атамана составляло 400 рублей, а жалование учителя станичной школы - 300 рублей в год. Более того, в станице Фельдмаршалской в том же 1903 году жалованье одному из станичных атаманов было определено в 150 рублей серебром в год, а учителю станичной школы —330 рублей [112]. Данный количественный показатель как нельзя лучше характеризует престиж учительской профессии, внимание и почет, которым пользовался материально защищенный педагог; для сравнения - оклад станичного фельдшера составлял 120 рублей в год.

Следует также сказать, что станичники денежно поощряли не только педагогов, но и успевающих учащихся, которым полагалась специальная стипендия. В разных станицах ее размер несколько варьировался, но в целом равнялся 8 рублям в год; для сравнения - помощнику атамана полагалось жалование в размере 12 рублей в год [111].

Просвещение народа и пропаганда законопослушного поведения

Гражданско-правовое воспитание народов Северного Кавказа это обоюдный процесс воздействия внешних, факторов -- органов власти и управления Российской империи- на коренные народы и внутренних -деятельность не в полной мере развитых государственно-правовых элементов по упорядочению общественной жизни своих народов. Для историографии середины XX века было характерне признание зачаточных форм государственности у народов Северного Кавказа, однако в обстановке деидеологизации и гласности стали появляться работы, подчеркивающие не столько архаичность общественных отношений, базирующихся на принципах военной демократии, сколько наличие государственных начал в организации жизнедеятельности кавказских народов. Так, например, ММ. Блиев; и Р.С. Бзаров утверждают, что в Осетии до присоединения к России существовали гражданские общины. Их детальное рассмотрение наводит на мысль об их аналогии с: греческими полисами — государствами, Псковской, Новгородской республиками и т.д. если и не в общих, то, во всяком случае, специфических чертах своего развития.

Данные историко-правовые характеристики не являются целью нашего изучения: они являются историческим фоном, на котором происходят историко-педагогические явления, в частности, формируется и развивается гражданско-правовое воспитание. Его цель состояла в том, чтобы приобщить народы Северного Кавказа к основам российской государственности. Однако это стремление не всегда и не всеми представителями северокавказских этносов поддерживалось. Определенная часть представителей горских народов относилась к российской государственности враждебно, что приводило либо к тихому неприятию обычаев и законов «неверных», либо к вооруженным выступлениям, венцом которых стала Кавказская война, а по ее окончании - абречество. В середине XIX века на Северном Кавказе имели место даже организованные и; многочисленные переезды представителей кавказских народов в «единоверную» Турцию.

Справедливости ради следует сказать, что уже в середине XIX века видные представители национальной интеллигенции края видели будущее своих народов лишь в составе России. Выдающийся представитель осетинской интеллигенции К.Л. Хетагуров отмечал в 1897 году на страницах общекавказской газеты Северный Кавказ, что «громадное большинство населения Кабарды, Осетии, Чечни и: Кумыкской плоскости настроено на совершенно тихий и мирный лад гражданской жизни» [104, 156]..Причина и залог этого, по мнению представителей интеллигенции Северного Кавказа, была в развитии просвещения и образования.

Отдельной проблемой гражданского воспитания или, точнее -гражданственно-правового воспитания народов Северного Кавказа никто из исследователей не занимался. В условиях императорской России имелись работы (в том числе и видных представителей российской науки), в которых в целом рассматривалось развитие просвещения и образования в обозначенном регионе.

В условиях Советской власти считалось не перспективным и даже опасным анализировать просвещение в «проклятом прошлом», а русская гражданственность, о которой с восторгом говорили видные представители интеллигенции края как о лучшей школе жизни [105, 114], зачастую трактовалась односторонне и приравнивалась к колониальной. К сожалению, это имело место не только в 40 - 50-х годах XX века, но и — в современных условиях, когда так называемый «парад суверенитетов» сопровождался утверждениями националистического и сепаратистского толка. Так, например, докторант Ростовского государственного университета В.И. Уланов отмечает, что, по мнению кабардинского ученого К.Х. Унежева и осетинского историка В.Д. Дзидзоева, до окончания Кавказской войны многие горцы жили не по законам конституций, а по нормам традиционного права -адата. Правила его были священны, для: их исполнения не требовался; государственный аппарат принуждения — его функции с успехом выполнял род (фамилия). До середины XIX века народы Северного Кавказа не знали тюрем, полиции, смертной казни (в европейском их понимании), постоянно действующей бюрократии и т.д. [99, 52-53]

Как видно из вышепроцитированного, и сегодня критикуется европейская государственная традиция; и высоко оценивается догосударственный «политический» опыт кавказских народов.

Однако говорить об этом опыте можно лишь тщательно проанализировав систему государственно-правового воспитания народов Северного Кавказа. Проблема воспитания законопослушного поведения во все времена являлась неотъемлемой составной частью просвещения. Уже в XIX веке на Юге России эта тема занимала ведущее место в произведениях видных представителей интеллигенции.

Интеллигенция Северного Кавказа о просвещении и гражданском воспитании

Задачу просветительской- деятельности передовая интеллигенция горского населения Кавказа видела, прежде всего, в гражданском воспитании. Приобщая народы Кавказа к богатой русской и мировой культуре, знакомя их с прогрессивными достижениями общественной мысли, она, тем самым, способствовала созданию основ для их прочной дружбы, воспитывала у них чувства гражданской ответственности.

Еще до присоединения Кавказа к России российские ученые изучали его природные ресурсы, составляли планы и перспективы их использования. Их исследования послужили ценной основой для развертывания промышленного освоения природных богатств края, налаживания экономических связей. Серьезные исследования были проведены в научном описании флоры и фауны горных областей Кавказа. Наиболее значительные исследования учеными были осуществлены в области этнографии, археологии и истории народов Северного Кавказа. Без капитальных трудов выдающихся русских ученых Д.Н.Анучина, А.П.Берже, Н.Ф.Дубровина, А.Н.Дьячкова-Тарасова, М.М.Ковалевского, Л.Лаврова, В.Ф.Миллера, В.Б.Пфафа, П.С.Уваровой, П.К.Услара, Н.Н.Харузина и других современная наука не могла бы успешно вести исследования в различных, областях, справедливо отмечает В.Д. Магометова [63, 57-75].

Только благодаря усилиям передовых русских педагогов, работавших в учебных заведениях городов Владикавказа;; Нальчика, Грозного, Дербента, Темирхан-Шуры и других городах края многие представители горцев сумели; получить среднее и высшее образование. Вернувшись на родину,, они не только сами становились на путь учительской деятельности среди своих народов, но и поддерживали научные связи с вузами страны, с большой благодарностью отзываясь о своих русских учителях; и наставниках. Общеизвестно, что А.Хетагуров, двоюродный брат К.Хетагурова, учившийся в начале 70-х годов вместе с ним во Владикавказской прогимназии, писал. впоследствии о своих учителях: «С чувством глубокой благодарности вспоминаю учителя приготовительного класса, учителя математики в первом классе, учителя географии Пфафа, писавшего об Осетии и осетинах» [52, 98].

Просветительская деятельность передового учительства естественно не ограничивалась лишь учебной работой. Эта была просветительская деятельность по всем проблемам науки и культуры. Важнейшим условием развития народов являлось наличие у них письменности, что делало образование доступным. Наряду с учеными - А.М.Дирром, В.Ф.Миллером, П.К.Усларом, А.М.Шегреном многие из местных учителей (Н.И.Кириченко, Л.Г.ЛопатинскиЙ и др.) совместно с представителями самих горских народов упорно работали; над созданием алфавитов, азбук, грамматик, учебников, словарей, организовывали выпуск газет и домашних театров, проводили научно-краеведческую работу, изучали географию края, историю, этнографию, устное народное: творчество горских народов. Материалы, собранные ими, не потеряли своего значения и в настоящее время, более того, они являлись ценной основой для дальнейших исследований. В те годы они часто выступали в печати, пробуждая, широкие круги читателей и, прежде всего, самих горцев, вызывая у них живой интерес к изучению своего края. Вовлекая в эту работу все новые и новые силы, они сделали просветительство важнейшей стороной деятельности местной интеллигенции, подталкивали государственные органы к активной деятельности.

Важной стороной просветительской деятельности российского учительства было его ведущее участие, совместно с представителями горской: интеллигенции, в организации и работе различных культурно-просветительных, благотворительных и научных обществ. Наиболее крупными из этих обществ были: «Общество по распространению образования и технических знаний среди горцев Терской области», «Общество просвещения: туземцев-мусульман Дагестанской области»,. «Общество распространения образования среди кабардинцев И: горцев Нальчинского округа» и некоторые другие, которые помогали горцам Кавказа осознать себя неразрывной частью российского социума.

Но не только распространение научных знаний среди горского населения, но и само развитие науки здесь также было связано с активной деятельностью представителей передовой русской науки и культуры. Приобщение к русской культуре и через нее к мировой послужило могучим толчком для духовного развития горских народов Кавказа, для развития в их" среде культуры и просвещения, приобщения их к основам гражданственности.

Если до присоединения к России, абхазцы, аварцы, адыги, балкарцы, даргинцы, ингуши, кабардинцы, осетины и другие горские народы Северного Кавказа не имели своей письменности и книгопечатания, то после присоединения началось развитие этих важнейших, элементов культурной жизни. Была ликвидирована патриархальная замкнутость и на смену родовому обособлению пришли элементы гражданской организации общества.

Похожие диссертации на Гражданско-правовое воспитание народов Юга России в XIX - начале XX веков