Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретическое обоснование и практическая направленность курса истории музыкального воспитания детей дошкольного возраста в средних педагогических учебных заведениях Морева, Наталья Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Морева, Наталья Александровна. Теоретическое обоснование и практическая направленность курса истории музыкального воспитания детей дошкольного возраста в средних педагогических учебных заведениях : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ин-т повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Моск. области.- Москва, 1995.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-1/4104-4

Введение к работе

В процессе обновления нашего общества в области образования культуры, значительно возрастает роль дошкольного воспитания как начальной ступени духовного раззития ребенка. Именно а допкольном детстве закладываются осноеы нравственно-эстетических представлений при знакомстве детей с искусством (К.А.Ветлугина,В.Н.Шацкая, Е.А.Флерина). Как средство воспитания неоспоримым достоинством обладает музыка. Она "вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни з рамках, доступных его возрасту" (Н.А.Зетлугина).

Существенную роль в определении значения музыкального искусства в становлении личности сыграли труды Б.В/Асафьева,Л.С.Выготского, Д. Д.'КаСалевского, В. А. Разумного,В. А. Сухомлинского. 3 филогенезе музыкальной культуры выделяются пути и средства ее формирования посредством искусства (Ю.Б.Алиев, Л.З.Горюнова,В.Н.Шацкая). 3 Концепции художественного образования, разработанной в 1990 году, приоритетная роль отводится воспитанию у детей эстетического отношения к действительности разными видами искусства и музыки в том числе. Успешное решение этой задачи во многом определяется подготовкой кадров. Музыкально-эстетическое образование будущего педагога - необходимое условие успешного воспитания детей (Л.Г.Арчаж-никова, Н.А.Ветлугина, П.Ф.Каптерев, Н.А.Метлав.С.Т.Шацкий). Этот вывод подтверждают исследования Е. А. Дубровской, О. П. Радыно-вой.А.И.Самусенко и др. Подготовка музыкально-педагогических кадров последовательно осуществляется в средних педагогических учебных заведениях. Именно здесь закладываются основы педагогического мастерства, музыкальной культуры педагога-музыканта, творческого в педагогических исканиях, владеющего искусством и любящего своих воспитанников. Вопросы подготовки специалистов дошкольного профиля к эстетическому воспитанию раскрывают диссертации А.В.Антоновой, О.В.Драгуновой, В.А.Егоровой, Т.Н.Тарановой. Однако проблема профессиональной подготовки студентов средних педагогических учебных заведений остается недостаточно разработанной. Особенно это касается историко-музыкальных аспектов, хотя проведенный диссертантом анализ научно-методической литературы позволил сделать заключение

о том. что на всем протяжении раззития отечественной педагогической теории был довольно стойкий интерес к вопросам истории музыкально-эстетического воспитания детей ( О.А.Апраксина.Е.А.Бсди-на, С.В.Мезенцева.М.Г.Плохова.П.В.Халабузарь)

Вопросы музыкального воспитания дошкольников освещены в работах Н.А.Ветлугиной. Л.М.Жербиной, А.Н.Зиминой. Замысел исследования состоит в том, чтобы раскрыть теоретические основы курса истории музыкального воспитания дошкольников в России, показать его позитивный аспект в музыкальной работе с детьми и большое значение в практической деятельности педагогов-музыкантов. В соответствии с этим была определена тема исследования.

Объект исследования - музыкальное воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс освоения курса истории музыкального воспитания дошкольников в условиях среднего педагогичен кого учебного заведения.

Ми исходим из следующей рабочей гипотезы:

изучение исторического опыта, определенных методов музыкального воспитания детей дошкольного возраста приведет к существенному повышению уровня профессионализма молодых специалистов;

внедрение в учебно - воспитательных процесс педагогических училищ и колледжей актуальных идей и вопросов по музыкальному воспитанию дошкольников с учетом конкретных региональных условий, повысит эффективность процесса обучения будущих педагогов.

В соответствии с гипотезой'исследования были определены его задачи:

проанализировать становление и развитие теоретических основ музыкального воспитания дошкольников;

рассмотреть возникновение предпосылок теории и практики музыкального воспитания дошкольников в педагогической науке;

- интегрировать оптимальные методы организации курса истории музыкального воспитания детей дошкольного возраста;

- разработать и апробировать программу специального семинара
"История музыкального воспитания детей дошкольного возраста" для
студентов педагогического колледжа.

Методологической основой исследования выступают труды русских философов, эстетиков, современные концепции эстетического воспитания, в том числе музыкального, педагогическое наследие отечествен-

ных педагогов и психологов. 3? систему методологического обоснования- зклсчены диалектические принципы единства исторического и логического, общего, особенного и единичного. Рассмотрение исторических фактов и "явлений происходит в их аийамике и взаимосвязи.

Лргумёиафоваиноеть м достоверность научных результатов исследования обеспечивалось исходными методологическими позициями автора, количеством и разнообразием привлеченных фактов и источников, проверкой и взаимопроверкой знаний об объекте изучения, полученных в ходе исследования.

- Общий характер исследования определил выбор различных методов исследования: метод анализа состояния исследуемого вопроса;

педагогическое наблюдение; историко-педагогическое обобщение опыта музыкального воспитания детей дошкольного возраста по теме исследования; анаяитико-синтетический метод обработки выводов на основе принципа историзма; отдельные методы социологического характера ( анкетирование, экспресс-опрос, интервьюирование );

личный педагогический опыт; моделирование педагогических ситуаций; метод внедрения в практику результатов педагогического исследования,

В исследовании выделяются следующие этапи:

I этап связан с осмыслением теоретических основ курса истории
музыкального воспитания и разработкой его содержания. На этом эта
пе присходил анализ состояния исследуемого вопроса;. обработка и
интерпретация научных фактов; выработка критериев оценки музыкаль
ной теории и практики.

II этап - теоретико-практический, заключается в целенаправ
ленном овладении студентами педколледжа знаний по истории музы
кального воспитания музыкального воспитания дошкольников и овладе
ние ими практическими навыками в музыкальной работе с детьми.

Диссертация представляет собой завершенное самостоятельное исследование, оно проводилось автором в течение 16 лет как в детских дошкольных учреждениях ( NN 23. 27. 34. 42, 50, дошкольной прогимназии N4 г.Серпухова, я/с N5, комплексе детский сад-школа г.Чехов Московской области), так и в педагогическом училище г.Серпухова, затем колледже.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основании изучения и анализа исторического опыта музыкального воспитания детей дошкольного возраста в России, работы со студентами достигнута практическая направленность систе-

мы теоретических занятий и музыкальной работы будущих педагогов в детском саду, определены возможные пути формирования профессионализма молодых специалистов; достигается углубленное знакомство с целостным процессом развития и становления отечественного музыкального воспитания, осуществлен сравнительно- сопоставительный анализ концепций музыкального воспитания дошкольников, слсхивиихся в педагогической теории, установлена их эффективность и влияние на массовый опыт в дошкольных учреждениях, созданы теоретические предпосылки для успешной опытно-экспериментальной работы в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Практическая значимость работы состоит в том, что выводы, обобщения и фактический материал могут составить основу занятий сответствующих специализированных семинаров, спецкурсов в педагогических училищах, колледжах и в ВУЗах. Они содействуют совершенствованию профессиональной подготовки и 'повышению квалификации музыкально-педагогических кадров. Результаты исследования оказывают помесь практическим работникам в совершенствовании процесса музыкального воспитания и дают возможность использовать традиции, позитивный опыт музыкальной работы с дошкольниками. На основе проведенного исследования разработаны методические рекомендации, преобразующие учебно-воспитательный процесс дифференцированной подготовки музыкальных руководителей детских садов. НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ:

  1. История музыкального воспитания дошкольников занимает важное место в профессиональной подготовке студентов средних педагогических учебных заведений.В процессе ее изучения расширяется кругозор будущих педагогов-музыкантов, знания приобретают системность и целенаправленность, формируются общие педагогические и эстетические представления о воспитании в детском саду. Курс истории музыкального воспитания способствует выработке у студентов умения вести педагогический поиск, осуществлять педагогическое прогнозирование, обеспечивает готовность молодого специалиста результативно использовать в своей деятельности передовой опыт музыкально-педагогической работы. '

  2. Изучение истории музыкального воспитания детей дошкольного возраста в педагогическом училище и колледже выполняет свою воспитывающую, обучающую и развивающую функции в тесной связи с практической деятельностью будущих педагогов. Единство теоретической, исторической и преподавательской подготовки обеспечивает становле-

ниє творческого потенциала музыкального руководителя, способного вести многогранную работу с детьми.

3. Эффективность занятий спецсеминара определяется разнообразием видов деятельности студентов( лабораторный практикум, разработка серий развлечений для детей "Как к нам музыка пришла", цикл музыкально-познавательных занятий). Важную роль в преподавании играют уроки-зачеты: конкурс.беседа за круглым столом, творческая лаборатория, дидактические тесты, работа по зачетным карточкам и другие.

Апробация н внедрение. Полученные в ходе исследования результаты и выводы обсуждались на заседаниях кафедры культуры и гуманизации образования ИПК и ПРНО МО. кафедры психолого-педагогических дисциплин Московского областного педагогического колледжа, на методических объединениях заведующих дошкольными учреждениями и музыкальных руководителей г.Серпухова и г.Чехова Московской области. Результаты работы были доложены на совещании преподавателей методики музыкального воспитания педагогических училищ Московской области, а также прочитаны лекции слушателям курсов повышения квалификации ИПК и.ПРНО МО. Автор принял участие в Межрегиональном научно-практическом семинаре "Гуманизация образования и эстетическое развитие личности" (февраль 1994г.. г.Москва. ИПК и ПРНО МО); Всероссийской научно-практической конференции _"Дифферениация непрерывного образования: проблемы, поиски, решения"(март 1994г.,г.Шуя Ивановской области, ГПИ им.Фурманова); Научно-практической конференции "Вопросы гуманизации и гуманитаризации непрерывного образо-вания"(апрель 1994г..г.Мурманск,МГПИ); Республиканской научно-практической конференции "Педагогический процесс в учебных заведениях нового типа: содержание и технологии" (май 1994г., Республика Беларусь, г.Минск, ИПК и ПРР СО); Международной научно-практической конференции "Инновационные подходы з системе качества подготовки учителей начальных классов"(май 1994г.,г.Самара, СГПИ); Межрегиональном научно-практическом семинаре "Культура в системе образования (исторический анализ эстетического воспитания, культурологии XX века") (январь-февраль 1995г.,г.Москва, ИПК и ПРНО МО).

Похожие диссертации на Теоретическое обоснование и практическая направленность курса истории музыкального воспитания детей дошкольного возраста в средних педагогических учебных заведениях