Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Подготовка студентов к использованию комплекса искусств в художественном воспитании детей дошкольного возраста Громакова, Светлана Викторовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Громакова, Светлана Викторовна. Подготовка студентов к использованию комплекса искусств в художественном воспитании детей дошкольного возраста : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Москва, 1994.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных концепциях образования, в педагогических поисках педагогов-новаторов отмечается, что в процессе эстетического развития личности особая роль принадлежит искусству. Оно занимает ведущее положение в процессе формирования эстетической культуры общества, так как по своей природе аккумулирует эмоциональное отношение человека к миру, выраженное в художественных образах. В общении о искусством формируются такие особенности человеческой личности, которые не могут быть воспитаны с помощью других-форм человеческой деятельности. ,

Положительное воздействие различных видов искусства наличность л их взаимосвязи способствует целостности и гармоничности ее развития. М.В.Алпатов, О.В.Ванслов, М.А.Дмитриева, А.С.Канарский, Т.Н.Лихачев аргументируют это тем, что в силу художественно-образной природы и полифункциональности, взаимосвязь искусств обеспечивает "комплексность" духовного формирования личности, развивает эстетическую культуру, творческую активность. Использование педагогикой комплексного воздействия искусства основано на психофизиологической особенности ассоциации разноименных ощущений, которая проявляется в их взаимодействии.

Как а .всякая целостная система, комплекс искусств преобразует каждый, вступающий во взаимосвязь о другим, вид искусства и образует качественно новый синтетический художественный образ, оказывающий на личность такое педагогическое воздействие, которое неподвластно отдельному виду. Индивидуальное своеобразие и уникальная художественная специфичность каждого вида искусства, культурно-эстетическая выраженность одного через другое является основанием для их взаимосвязи. Имея общее' происхождение, виды искусства выотупают во взаимодействии,.так как в самой их природе заложены основы художественного синтеза.

В философской, искусствоведческой и психолого-педагогической литературе проблема комплексности искусств нашла достаточное отра-яенае а работах Ю.Б.Борева, В.В.Ванслова,- А.Я.Зися, М.С.Когана, В.С.Кузина, Б.Т.Лихачева, В.А.Разумного и др. Искусство во всем многообразии видов представляет собой своеобразную модель комплексного подхода к воспитанию личности, способствует художественному мировосприятию.

Поиск уоловий организации процесса художественного воспитания подрастающего поколения идет как в общей, так и в дошкольной педагогике. Как показали исследования Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского,'

А.В.Запорожца и др., взаимодействие искусств способствует развитию, познавательной и эмоциональной сферы дошкольников, его творческих способностей.. В целом ряде исследований,посвященных эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста (В.В.Бабаева, Н.А.Ветлуги-на, И.Л.Дзержинская и др.) также подчеркивается мысль о том, что в системе искусств важное место занимают литература, музыка и изобразительное искусство. Этот комплекс искусств используется . как наиболее доступный детям дошкольного возраста.

Группой-ученых под руководством Н.А.Ветлугиной разработана идея комплексности, помогающая установить взаимосвязь изобразительного искусства, музыки, художественного слова с целью нахождения разнообразных выразительных средств для отображения.жизненных яв-' „ лений. Однако,, несмотря на имеющиеся теоретические разработки, сложившаяся система подготовки специалистов в педагогических вузах, не получила надлежащего освещения.

Анализ практики по исследуемому вопросу свидетельствует О: груд- . ностях в работе дошкольных учреждений. Основная причина, Порождающая эту ситуацию, - недостаточный уровень профессиональной готовности педагогов к этой работе, в том числе .эотетико-искусствЬвед-ческой и общей художественно-эстетической; информированности. Воспитатели затрудняются выделять и обобщать эстетические особенности произведений искусства, испытывают затруднения в организации . комплексных занятий, в методике использования выразительных средств . комплексируемыи видов искусств, в то время как недостаточно эффективное в стихийное использование в практике комплекса искусств . приводит к деформациям духовного потенциала дошкольника. Это положение подчеркивает практическую значимость рассматриваемой нами проблемы. В связи с этим предстояло определить, как строить про- цесс формирования готовности студентов к использованию комплекса искусств в целостном педагогическом процессе. Встает необходимость вычленения условий формирования этсЗ готовности. На основе вышеизложенного актуальность темы обусловливается необходимостью теоретической и практической разработки названной проблемы. Ее решение составляет цель исследования.

Объектом исследования является профессиональная подготовка-. студентов к художественному воспитанию детей дошкольного возраста.

- З - '

Предметом исследования является процесе формирования готовности к художественному воспитанию дошкольников через комплекс искусств.

Гипотеза исследования. Готовность студентов к использованию комплекса искусств в художественном воспитании дошкольников может быть более эффективна, если будут созданы и реализованы следующие условия:

актуализация междисциплинарных связей предметов эстетического цикла;* ,

понимание студентами эстетико-педагогических принципов подбора и.объединения различных видов искусств в комплекс и на этой основе выработка у них умений и первоначального опыта научно-методического использования комплекса искусств в художественном воспитании детей.

Задачи исследования:

  1. выявить наличие и определить значение взаимосвязи искусств в профессиональной подготовке студентов;

  2. равработать критерии и определить педагогические условия Готовности студентов к использованию комплекса искусств в "художественном воспитании детей;

  3. разработать научно-практические рекомендации при подготовке студентов к использованию комплекса искусств.

Методологической основой диссертации являются философские положения о взаимосвязи общего, особенного и единичного, о всестороннем развитии личности, о ведущей роли деятельности и общения в формировании личности, современные концепции развития высшей школы и дошкольного воспитания, об искусстве.как специфической форме общественного.и индивидуального сознания, о.гуманизации учебного процесса.

При разработке методологии исследования мы опирались на фундаментальные труды по общей теории деятельности и общения; про-фесоиографическому подходу к изучению педагогической деятельности; теории эстетического развития личности учителя, формированию его астетико-педагогической подготовленности; теории воздействия различных видов искусств на личность.

В работе.использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литерату-

ры, изучение и обобщение педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа, наблюдение, беседа, анкетирование, метод экспертных оценок, изучение продуктов деятельности дошкольников.

Организация'исследования. Исследование проходило на базе Бэлцкого и Кишиневского государственных педагогических универси- * тетов, в процессе которого было охвачено 228 студентов, 150 воспитателей дошкольных учреждений города Бэлць. В качестве компетентных лиц выступали методисты, работники дошкольных отделов управлений по народному образованию (84 чел.). Исследование выполнялось с І990по'І993 гг.

На первом этапе (I990-I99I гг.) изучено состояние названной проблемы в теории и практике педагогического образования. Осу- . ществлен теоретический анализ литературы, объединен опыт подготовки специалистов дошкольного воспитания в направлении использования комплекса искусств в дошкольных, учравдекиях. Разработан научный аппарат исследования и методика опытно-экспериментальной работы, начато проведение констатирующего эксперимента.

На втором этапе (I99I-I992 щ,) продолжены проведение и обработка констатирующего эксперимента. Осуществлена опытно-экспериментальная работа. Это позволило уточнить и обогатить гипс-: тезу исследования и приступить к ее более широкой экспериментальной проверке.

На третьем этапе (1992-1993 гг.) продолжено проведение опытно-экспериментальной программы,, направленной на выявление педагогических условий эффективности подготовки студентов к использова-ішю комплекса искусств. Осуществлено систематизирование и обобщение результатов исследования, оформление диссертационной работы в целом.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в постановке и разработке малоизученной проблемы в тео- , рии и практике подготовки специалистов дошкольного воспитания; -в выявлении и проверке следующих педагогических условий: формирование у студентов общей эстетической культуры; углубление . взаимосвязей предметов общеобразовательного и эстетического циклов; осознание студентами комплексности искусств и его использо- вания в художественном воспитании детей, в определении критериев уровней подготовки специалистов дошкольного профиля к использованию комплекса искусств;.в разработке методики использования ком-

плекса искусств в художественном воспитании дошкольников, суть которой в определении принципа доминанты, типов, иерархии объединения произведений исходя из специфики создания синтетического художественного образа.

Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-методических рекомендаций, повышающих качество подготовки студентов к осуществлению художественного воспитания детей через комплекс искусств. Материалы исследования легли в основу спецсеминара "по проблеме исследования, могут х5ыть использованы при подготовке спецкурсов и спецсеминаров в высших и среднеспе-циадьных заведениях, а также научно-методических пособий для детоких садов; при совершенствовании учебных пособий эстетического цикла дисциплин на факультетах дошкольного воспитаешь

Достоверность полученных результатов обеспечена опорой на научную методологию, анализом и использованием достижений современной психолого-педагогиче'ской науки, применением комплекса взаимодополняющих методов, адекватных поставленным исследовательским задачам, личным участием исследователя в самостоятельном изучении проблемы, анализе и обобщении своего опыта работы в качестве куратора по эстетическому воспитанию студентов факультетов дошкольного воспитания БГПУ им. А.Руссо.

Апробация и внедрение результатов работы были обсуждены-и-получили одобрение на ежегодных научно-практических конференциях БГШ им. А.Руссо (1989-1993 гг.), сообщались на Ленинских чтениях в МШУ им. В.И.Ленина (1990, 1992 гг.), научных'конференциях в Ровно (1992 г.), Тирасполе {1990 г.), Кишиневе (1990 г.), обсуж-далиоь и были одобрены на заседаниях кафедры дошкольной педагогики МПГУ им. В.И.Ленина в 1992, 1994 гг.

Похожие диссертации на Подготовка студентов к использованию комплекса искусств в художественном воспитании детей дошкольного возраста