Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическое содействие становлению у школьников народностей Севера этнических ценностей Лисютина Ирина Борисовна

Педагогическое содействие становлению у школьников народностей Севера этнических ценностей
<
Педагогическое содействие становлению у школьников народностей Севера этнических ценностей Педагогическое содействие становлению у школьников народностей Севера этнических ценностей Педагогическое содействие становлению у школьников народностей Севера этнических ценностей Педагогическое содействие становлению у школьников народностей Севера этнических ценностей Педагогическое содействие становлению у школьников народностей Севера этнических ценностей Педагогическое содействие становлению у школьников народностей Севера этнических ценностей Педагогическое содействие становлению у школьников народностей Севера этнических ценностей Педагогическое содействие становлению у школьников народностей Севера этнических ценностей Педагогическое содействие становлению у школьников народностей Севера этнических ценностей
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лисютина Ирина Борисовна. Педагогическое содействие становлению у школьников народностей Севера этнических ценностей : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Москва, 2005 204 с. РГБ ОД, 61:06-13/680

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I: Теоретические предпосылки становления у школьников этнических ценностей 13

1.1. Содержание этнических ценностей народностей Севера 13

1.2. Состояние воспитания этнических ценностей в общеобразовательных учреждениях 42

1.3. Педагогические условия воспитания у школьников этнических ценностей 61

ГЛАВА II: Реализация педагогического содействия школьникам в становлении их личных этнических ценностей 86

2.1. Цель, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы 86

2.2. Реализация модели педагогического содействия становлению у школьников этнических ценностей 97

2.3. Результаты экспериментальной работы 137

Заключение 152

Литература 157

Приложения 180

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

В начале XXI века современная мировая цивилизация испытывает кризис. Расслоение цивилизации по экономическим, социальным, морально-этическим, другим признакам привели к локальным войнам, стремлениям к сепаратизму, росту национального экстремизма, смене моральных парадигм. С одной стороны, осуществляющееся новое обустройство мира выдвигает на международную арену в качестве субъектов новые народы и этносы, имеющие потребность и законные претензии на активное участие в решении глобально значимых проблем наравне с другими, вместе с другими. С другой, достижения человечества распространяются на новые пространства и народы, втягивая их в единый процесс (48,49).

Не выдержали испытания временем и постулаты техногенного общества - преобразующее влияние на природу и общество, утратились многие нравственные ценности. Нарастают негативные явления -бездуховность, снижение общей культуры молодёжи, усиление националистических влияний на детей и молодёжь.

Происходящие в настоящее время события и изменения в мире захватывают этническую сферу регионов Севера и территорий, приравненных к ним в такой степени, в какой она не обнажалась на протяжении всего предшествующего периода: под угрозой уничтожения находятся национальные культуры коренных малочисленных народностей Крайнего Севера, усиливаются процессы их ассимиляции и дезадаптации.

Вопросы сосуществования этносов в поликультурном обществе требуют нового осмысления. Возрастающую актуальность приобретают ценности традиционной культуры, позволяющие сохранить духовные богатства, накопленные человечеством. Для направленности подрастающего поколения на сохранение и преумножение культуры значимую роль играет принятие им соответствующих этнических ценностей, которые входят в состав национальной культуры и способствуют её сохранению. Посредством формирования этнических ценностей происходит становление общечеловеческих ценностей. Этнические ценности — это их конкретизация. В связи с этим необходимы новые подходы в образовании и воспитании, переоценка ценностных оснований и педагогическое содействие становлению их у школьников.

Изменения, происходящие в жизни народов России, рост национального самосознания, поиск своих «корней», реальностей исторического происхождения выдвигают специфические задачи перед российской многонациональной школой: формирование нового поколения социально активных граждан, достойных преемников традиций и духовной культуры народа. Важно, чтобы каждый ребёнок был причастен к общественной работе, испытывал чувство ответственности за то место, где он живёт, за каждый уголок малой родины, Отечества.

Закон РФ «Об образовании» и инструктивные материалы Министерства образования и науки РФ, обеспечение единства образовательного пространства России неразрывно связывают с защитой и развитием национальных культур и культурных региональных традиций и особенностей.

В основополагающих государственных документах (Национальная Доктрина образования в Российской Федерации, Концепция модернизации Российского образования, Государственная программа патриотического воспитания граждан России) сформулирован социальный заказ государства на воспитание человека современного общества. Одной из первых выдвинута задача сохранения исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России (132).

Целенаправленно решая проблемы воспитания, существующие в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра на современном этапе его развития, Департаментом науки и образования ХМАО разработана «Программа развития воспитания в системе образования ХМАО». В ней обозначен приоритет воспитания, определяющий особенности социального заказа в системе образования, - сохранение и развитие культуры коренного населения, внедрение национально-регионального компонента в образовательно-воспитательный процесс (211).

В педагогической литературе изучение вопросов формирования национального самосознания, воспитания уважения к этническим ценностям находит отражение в ряде работ ученых, которые решают задачи как педагогической теории, так и практики образования, в том числе коренных малочисленных народов Севера:

- выбор содержания, методов и форм этнокультурного образования (К.В.Афанасьева, К.Ш.Ахияров, Н.П.Белинская, А.Л.Бугаева, Т.В.Волдина, Г.Н.Волков, С.Е.Десятов, С.М.Малиновская, С.А.Попова, А.И.Сайнахова, В.Н.Соловар);

- формирование культуры школьников в учебно-воспитательной деятельности с использованием материалов этнической культуры (А.Б.Григорян, Е.А.Гутовская, А.В.Ефремов, С.П.Кононова, Т.А.Молданова, Е.А.Немысова, Л.Н.Паращий, Т.А.Полунина, А.Д.Попов, Н.П.Степаненко, Л.А.Ядрошникова);

- воспитание на основе нравственных ценностей народностей Крайнего Севера (А.Б.Григорян, Ю.А.Дворяшин);

- формирование здорового образа жизни, развитие этнической системы физического воспитания (В.А.Васильков, В.В.Власов, З.Н.Казакова, А.Н.Кривуля, Н.И.Синявский, И.В.Серебрякова, О.А.Фынтынэ);

- народные традиции экологического и трудового воспитания (Ю.Ф.Виноградов, М.Г.Тайчинов, З.Н.Тюменцева);

- методики преподавания различных предметов этнокультурного цикла (А.Ф.Борискин, А.П.Валей, Т.В.Волдина, Е.А.Ерныхова, В.В.Лебедев, В.И.Сподина, М.В.Фризоргер, В.В.Хозяинова, А.Е.Хозяинов и др.).

Особое внимание уделяется теоретическим основам и методике преподавания родного языка хантов и манси (Д.В.Герасимова, Н.А.Лыскова, С.В.Онина, Е.И.Ромбандеева, З.С.Рябчикова, А.М.Сенгепов, Р.Р.Скамейко, В.Н.Чернецов и др.). Ряд работ посвящен обоснованию и разработке модели культурно-антропологической школы (КАШ) как формы этнического образования (Л.Н.Алексеева, Ю.В.Громыко, О.А.Кравченко, М.В.Максимовская, Е.А.Немысова, Р.Ф.Ракитина-Вольтер, И.И.Семина).

Всё вышеперечисленное свидетельствует о том, что ученые и практики уделяют значительное вниманием вопросам, связанным с сохранением культурных традиций коренных малочисленных народов Севера. В то же время проблемы становления этнических ценностей у школьников в этих работах раскрываются не в полной мере.

Актуальность проблемы состоит в том, что, несмотря на государственную политику сохранения и преумножения национальной культуры, самобытности этносов, населяющих Россию, и на интеграцию их в единую российскую культуру, в жизни малочисленных народностей Севера, практике их взаимоотношений и образования подрастающего поколения продолжается процесс обострения противоречий между:

а) потребностями сохранить национальную культуру во взаимосвязи с русской культурой и ассимиляцией народностей Крайнего Севера;

б) направленностью на сохранение и преумножение национальной культуры и недостаточным участием образовательных учреждений в исполнении задачи становления общекультурных и национальных ценностей.

Названные противоречия в теории и практике образования, а также необходимость их разрешения, определили тему исследования: «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ СТАНОВЛЕНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ НАРОДНОСТЕЙ СЕВЕРА ЭТНИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ».

Объект исследования - учебно-воспитательная деятельность в национальной школе.

Предмет исследования - процесс педагогического содействия становлению у школьников народов Севера этнических ценностей.

Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка модели педагогического содействия становлению у школьников этнических ценностей и условий её реализации.

Предмет и цель обусловили формулировку гипотезы исследования. Формирование этнических ценностей у подростков коренных народностей Севера становится возможным, если:

- определено их содержание, согласующееся с общечеловеческими ценностями;

- измерен уровень их сформированности у школьников;

- спроектирована модель педагогического содействия их становлению у подростков, которая учитывает этнокультурные особенности этих народов, в содержание образования и в ожидаемый результат введены элементы «этнические ценности», обеспечивается целостность процесса их становления;

- выявлены условия педагогического содействия становлению у школьников этнических ценностей.

Для реализации цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. Определить уровень сформированности у школьников этнических ценностей.

2. Выявить сущность и содержание педагогического содействия становлению у школьников этнических ценностей.

3. Разработать и апробировать модель педагогического содействия становлению у школьников этнических ценностей.

4. Обосновать условия реализации педагогического содействия и апробировать их в учебно-воспитательном процессе.

Методологической основой исследования являются фундаментальные работы, раскрывающие: личностно и гуманно ориентированные подходы к воспитанию (Н.А.Алексееев, Ш.А.Амонашвили, В.А.Беликов, Е.В.Бондаревская, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, И.О.Котлярова, Г.Н.Сериков, О.А.Сиротин, И.С.Якиманская и др.); системный подход (А.Н.Аверьянов, В.П.Беспалько, И.В.Блауберг, В.С.Ильин, С.И.Никулин, Г.Н.Сериков, Н.М.Таланчук, В.Т.Шадровская, Э.Г.Юдин и др.); идеи ценностей и ценностных ориентации в педагогике, социологии и психологии (А.Г.Асмолов, В.А.Блюмкин, А.Г.Здравомыслов, В.А.Караковский, А.Г.Ковалёв, О.В. Лешер, Н.Д.Никандров, Р.М.Рогова, В.П. Тугаринов, Н.В.Чавчавадзе, В.Я.Ядов и др.); возрастные, индивидуальные и этнические различия (Л.С.Выготский, А.С.Белкин, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн, И.СЯкиманская и др.); теории о роли национальных ценностей в формировании личности (П.Р.Атутов, М.М.Будаева, А.П.Беликова, Г.Н.Волков, Т.С.Буторина, Д.С.Лихачев): повышение профессиональной педагогической квалификации кадров (М.А.Ариарский, И.О.Котлярова, Л.П.Малаховская, П.С.Хейфец, П.В.Худоминский, В.Э.Штейнберг и др.); основы осуществления педагогического содействия учащимся (Г.Н.Сериков и др.); теории образования в сельском социуме (В.Г.Бочарова, А.Е.Коробкова, Б.А.Куган, В.Т.Лисовский и др.).

Выбранные методологические основания и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в три этапа в течение 2000-2005 гг.

Первый этап (2000 - 2002 гг.) - теоретико-подготовительный. Осуществлялось изучение философской, психологической, педагогической литературы по теме исследования. Определялись основные теоретические положения исследования (его предмет, цель, задачи), разрабатывалась гипотеза; велась работа по совершенствованию научно-методической подготовки учителей в аспекте их готовности к формированию у школьников этнических ценностей, анализировался и обобщался педагогический опыт.

Второй этап (2002 - 2004 гг.) - опытно-экспериментальный. Обосновывались условия, способствующие становлению у школьников этнических ценностей, разрабатывалась модель педагогического содействия этому процессу. Проводился эксперимент по проверке созданной модели.

Третий этап (2004-2005 гг.) - обобщающий. Анализировались и структурировались эмпирические данные, проводилась систематизация, обработка и оформление результатов, полученных в ходе исследования. Формулировались выводы и рекомендации.

Поставленные задачи решались с использованием следующих методов исследования:

- теоретических - анализ и синтез (сравнительно-сопоставительный, логический, ретроспективный);

- эмпирических - наблюдение (прямое, косвенное включённое), анализ продуктов деятельности обучающихся, самооценка, моделирование, констатирующий и формирующий эксперимент, опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседа), статистические методы обработки результатов исследования.

Экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось на базе национальных средних общеобразовательных школ и школ-интернатов с. Лемпино, с. Чеускино Нефтеюганского района, с. Русскинские Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области. В исследовании приняли участие 214 учащихся 5-7 классов.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Определены содержание и виды этнических ценностей народностей Севера, согласующиеся с общечеловеческими ценностями.

2. Разработана и теоретически обоснована модель педагогического содействия становлению у школьников этнических ценностей в общей системе общечеловеческих ценностей, которая основана на гуманистической идее ценности национальной культуры и обеспечивает в образовательном процессе основной школы, во внеклассной работе, в семье и в общественной жизни целостность становления этнических ценностей.

3. Определены условия осуществления педагогического содействия становлению у школьников этнических ценностей, адекватные особенностям модели.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования обогатят научные представления о формировании этнических ценностей у школьников коренных народностей Севера. Конкретизация идей, ценностей национальной культуры, обоснование условий реализации педагогического содействия составят основу для широких теоретических представлений и обобщений по данной проблеме.

Практическая значимость заключается:

в разработке образовательной программы формирования этнических ценностей коренных малочисленных народов Севера у учащихся 5-7 классов;

- во внедрении методических рекомендаций в практику школ, педагогических училищ, ВУЗов округа.

Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены выполнением исследования на единой методологической основе, согласованностью с положениями общей педагогики и этнопедагогики; репрезентативностью и полнотой выборки респондентов; повторяемостью элементов эксперимента и использованием методов, адекватных задачам исследования.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Воспитание этнических ценностей выступает средством сохранения и преумножения национальной культуры народностей Крайнего Севера. Оно обусловлено особенностями становления личных ценностей школьников-северян на основе социально-культурных, при этом этнические ценности выступают конкретизацией общечеловеческих.

2. Концептуальными основами модели педагогического содействия формированию у школьников этнических ценностей выступают:

- направленность на воспитание у школьников общечеловеческих ценностей;

- гуманистическая идея ценности национальной культуры;

- связь между воспитанием этнических ценностей на учебных занятиях и во внеклассной работе в образовательном учреждении; в семье и в общественной жизнедеятельности.

3. При проектировании педагогической модели необходимо определить

конкретные цели и содержание формирования этнических ценностей у школьников в учебно-воспитательном процессе с учетом их возрастных особенностей, интеграции усилий всех социальных институтов.

4. Результативность функционирования педагогической модели обеспечивается структурированностью по степени взаимной обусловленности педагогических условий, средств становления у школьников этнических ценностей народностей Севера.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

- на научных семинарах лаборатории «Теории и методики профессионального образования» на кафедре педагогики профессионального образования Южно-Уральского государственного университета; на научно-практических конференциях федерального, зонального, регионального и местного уровней в городах Нефтеюганск, Ханты-Мансийск, Тюмень, Челябинск в течение 2001-2005 гг.;

- в экспериментальной работе в качестве заместителя директора по воспитательной работе и учителя истории и обществознания в Нефтеюганском районном муниципальном общеобразовательном учреждении «Лемпинская национальная средняя общеобразовательная школа» Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области.

- в девяти публикациях автора.

Содержание этнических ценностей народностей Севера

Народность — исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей. Ее возникновение относят к историческому периоду развития человеческого общества, когда оно переходило от первобытно-общинного к рабовладельческому строю.

Более высокая общность людей - нация - возникла в период зарождения капитализма. Признаками нации являются общий язык, общая территория, общность экономической жизни; общность психологии; отличия в культуре. К.Маркс и Ф.Энгельс в своем «Манифесте...» поясняют, что специфическими особенностями наций, зарожденных при капитализме, стали: одно правительство; одно законодательство; один национальный классовый интерес; одна таможенная граница (167). Таким образом, уже при переходе от феодального общества к капиталистическому стали говорить не о народностях, а о нациях, более высоких общностях, соответствующих укрупнению всех форм экономической и общественной жизни людей.

При характеристике народностей и наций, их особенностей, ценностей и других атрибутов, для того, чтобы не заострять внимания на специфических особенностях той или иной общности, мы будем использовать термин «этнический». «Этнический» происходит от греческого слова ethnos — народ. Под этническими общностями понимаются «большие группы людей, связанные между собой культурными нормами, языком, моделями поведения, которые чаще всего оказывают принудительное воздействие на человека, заставляют его жить по заданным нормам, исповедовать наличные ценности» (88, с.51).

Многие явления (космополитизм, ассимиляция, национализм, патриотизм и другие), относятся и к нациям, и к народностям. То, что имеет значимость для нации, может оказаться важным и для народности. Важно осознавать тот вред, который может нанести сохранению культуры каждая из них.

В Ханты-Мансийском автономном округе проживает 1 431 400 человек. Это представители 120 национальностей. Коренное население округа составляют манси, или вогулы, и ханты, или остяки (в переводе -«человек»). В настоящее время доля коренных народов составляет 2% (29 000 человек) (191). Их демографическое положение в справочнике для госслужащих небезосновательно названо отчаянным. Коренные народности Севера не могут быть отнесены к категории разрушающихся, но находятся на этой грани. Тому имеются исторические предпосылки.

В течение тысячелетий малые народности Крайнего Севера вытеснялись из зон благоприятного в зоны неблагоприятного существования. Отсутствие вековых мест оседлости, гонения на эти народности привели и к другим плачевным последствиям их теперешнего состояния. Языки ханты и манси принадлежат к исчезнувшим группам. Коренные малочисленные народы Севера не обладают сплоченностью; для них характерна слабая внутриэтническая коммуникация; их этническое самосознание явно не выражено (291). Исследования этнокультурной ситуации в местах проживания коренных народов Севера показали, что наиболее пагубной для населения этих регионов стала их ассимиляция -слияние одного народа с другим, в результате чего один из них утрачивает свой язык, культуру. Несмотря на рост национального самосознания коренных народов и попытки оптимизации национальной политики в округе, ассимилятивные процессы продолжают нарастать. Об этом пишут многие исследователи развития народностей Крайнего Севера (В.М.Куриков, Т.Г.Харамзин, Н.Г.Хайрулина, В.В.Мархинин и др.) (149, 169, 278). В.Куриков считает, что главные причины постепенного исчезновения малых народностей Крайнего Севера и их национальных культур - не малочисленность и не разобщенность. «Проблема в том, что комплекс этих характеристик не позволяет культуре коренных северян адекватно приспособиться к непростым и противоречивым реалиям современного постиндустриального мира. Сегодня достигнута некая критическая черта, за которой процесс распада самобытных северных культур угрожает принять необратимый характер» (151, с.46). Главным условием выживания народностей Севера является сохранение их национальной культуры.

Этническое состояние малых народностей Крайнего Севера поставило перед обществом дилемму: сохранить национальную культуру, но замедлить адаптацию этих народов, столь необходимую для их этнического выживания («нативистская концепция») или способствовать выживанию ценой включения их в систему ближайшей доминирующей культуры («интеграционная концепция»). Есть и другие, но схожие с этим, подходы в моделировании отношений государства к малым народностям (150): явная или скрытая политика ассимиляции аборигенных народов; политика патерналистской опеки коренного населения; практическое невмешательство в образ жизни малочисленных народов, минимизация контактов с ними. Все эти подходы и модели являются попыткой общества сохранить культуру малой народности или использовать ее ресурсы без учета интересов самой народности. Даже в первом из этих случаев любой вариант выбора модели поведения общества по отношению к малой народности и ее культуре содержит потенциальные опасности их разрушения. В этом состоянии — на грани этнического выживания - каждая из концепций имеет свои положительные и отрицательные стороны, и трудно предугадать, какая из них окажет решающее влияние при ее реализации.

Лучший путь, по-видимому, состоит в том, чтобы найти равновесие между сохранением национальной культуры малых народностей в максимально возможно первозданном виде и развитием национальной культуры по направлению интеграции с другими, интегрирующими культурами.

Состояние воспитания этнических ценностей в общеобразовательных учреждениях

В научной литературе утверждается актуальность воспитания национального самосознания малых народностей, сохранения их национальной культуры. Для того чтобы сделать людей носителями своей национальной культуры, необходимо заложить фундамент, которым и являются этнические ценности представителей определённой народности. Эту воспитательную задачу целесообразно решать, не ограничиваясь рамками школы, а сочетая воспитание со всеми аспектами жизнедеятельности детей. Ведь ценности проявляются во всей жизни человека, а сохранение национальной культуры - общая задача всех государственных и общественных органов и организаций. В то же время, образовательные учреждения - это тот центр и координатор воспитания этнических ценностей, который мог бы объединить действия всех заинтересованных в сохранении национальной культуры и этноса, как такового, лиц и организаций.

По мнению Т.Г.Харамзина и Н.Г.Хайруллиной национальное образование - значимый фактор сохранения этноса. Они предлагают формировать у аборигенов такое мировоззрение, «в котором ядро будут составлять следующие элементы:

1) система знаний о различных сторонах жизни этноса: его истории, культуры, современном политико-правовом и социально-экономическом пространстве, возможных перспективах развития; 2) сложившаяся на этой основе потребность участия в жизни своего народа; 3) баланс потребностей, интересов и ценностей личных, национальных, общечеловеческих» (278, с. 36).

Состояние воспитания этнических ценностей в национальных школах народностей Крайнего Севера мы оценивали на основании документов, литературы по этому вопросу, передового педагогического опыта и собственного опыта педагогической и исследовательской работы.

В Ханты-Мансийском автономном округе в настоящее время работают 42 общеобразовательные национальные школы, 2 начальные школы на стойбищах с числом учащихся более 4545 (191). Современное развитие национальных школ не в полной мере отвечает жизненным интересам народов ханты, манси, ненцев и других народов, проживающих в ХМАО. Национальная школа отрывочно обеспечивает передачу из поколения в поколение многовекового опыта народа, его нравственных устоев и традиций, нуждается в обновлении.

Законодательство округа в сфере образования представлено Законом ХМАО «Об основах системы образования в Ханты-Мансийском автономном округе». Поскольку один принятый закон не может решить все проблемы образования округа, в 2001 году был принят ряд новых законов и постановлений, учитывающих национальные и региональные особенности: «О программе Ханты-Мансийского автономного округа «Дети Югры», «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории ХМАО», «Положение о статусе национального образовательного учреждения коренных малочисленных народов Севера в ХМАО», «Положение о внеконкурсном приёме в государственные вузы и вузы округа лиц из числа малочисленных народов Севера» и др.

На сегодняшний день в регионе ведётся исследовательская работа по пополнению научно-методической базы, особенно национальной составляющей регионального компонента. Так, с 1999 по 2002 год ИПК и РРО г.Ханты-Мансийска совместно с Департаментом образования и науки было издано 85 наименований учебной продукции по национально-региональному компоненту. В помощь преподавателям и учащимся по проблемам национально-регионального компонента напечатано в 2002 году учреждениями культуры и науки 30 книг (монографии, учебно-методические пособия, рабочие тетради и альбомы) (199). Созданы комплекты учебников и словарей для 1—7 классов на мансийском и хантыйском языках, для 5—7 и 8 классов— на казымском, ваховском, сургутском диалектах.

В Ханты-Мансийском автономном округе в направлении этнического образования происходят: создание центров этнопедагогики; содействие работе массовой национальной школы; создание инновационных школ и экспериментальных учебных заведений: этнокультурной академии образования «Каращ Нумас» и культур-антропологической школы (КАШ).

В национально-региональный компонент базисного учебного плана многих школ округа включены предметы, предполагающие изучение истории родного края, национальной культуры, богатых традиций народов, населяющих автономный округ. В 8 школах ведётся экспериментальная работа по дифференцированному обучению традиционным промыслам народов Севера— охоте и рыболовству. Развивается сеть национальных дошкольных образовательных учреждений коренных народов Севера, учреждений дополнительного образования, работают музеи или уголки национальной культуры.

Совершенствование системы воспитания детей в общеобразовательных учреждениях осуществляется за счёт повышения воспитательного потенциала урочной и внеурочной деятельности. При этом учитываются национальные традиции и региональные особенности.

Интересный опыт формирования этнического самосознания накоплен в национальных школах пос. Саранпауль Березовского района, пос. Шеркалы Октябрьского района, пос. Шугур Кондинского района.

Построение системы работы в национальных школах невозможно без опоры на народную педагогику и этнопедагогику. Во введении мы отметили авторов исследований в этом направлении.

Этнопедагогика основывается на традициях национального воспитания, на теориях общей и народной педагогики и на национальной культуре соответствующего этноса. Общая и народная педагогика находится с этнопедагогикой в тех же отношениях, что и общее и особенное. Общность выражается в подходах к образованию, в единстве принципов, инвариантности требований к содержанию образования, относительной стабильности форм и методов образования.

Особенное имеется и в народной педагогике. Это такие признаки, как опора на традиции народа в области воспитания, направленность на сохранение духовной культуры, гуманизм в образовании.

Этнопедагогика имеет особенности и по отношению к общей педагогике, и по отношению к народной педагогике. Они состоят в конкретизации, уточнении и обогащении общих признаков, присущих общей и народной педагогике.

До конца 70-х годов предыдущего столетия этнопедагогическое наследие народов Севера было представлено отрывочно. Первое научное воспроизведение целостного процесса функционирования традиционной культуры воспитания у северных народов принадлежит Бугаевой А.Л.. В своей книге «Традиционная педагогическая культура ханты и манси» выделены цели, средства и особенности традиционного воспитания через раскрытие секретов народного воспитания и духовных ценностей хантов и манси. Впервые описан этнический «образ» мира этих народов. Существенное значение имело внимание автора к концепции этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в условиях Севера.

Педагогические условия воспитания у школьников этнических ценностей

Усвоение этнических ценностей осуществляется не автоматически. Для того чтобы оно проходило успешно, необходима организация стройной и согласованной системы воспитания.

В условиях гуманно ориентированного образования каждый человек имеет возможности получать ненавязчивую поддержку (содействие) в намерениях к самореализации своих сущностных свойств.

В своём исследовании мы будем использовать термин «педагогическое содействие», который используют В.А.Козаков, ВЛ.Ляудис, Г-Н.Сериков и др. (33, 209, 232).

В толковом словаре русского языка (258) термин «содействие» означает помощь, поддержку, а содействовать - значит помочь достижению, развитию чего-либо. В педагогической науке термин «содействие» означает «создание условий для проявления заложенных в личности задатков» (232).

Говоря о педагогическом содействии, мы понимаем, что эта помощь должна исходить от педагогов (учителей, воспитателей, администрации и т.д.). Педагогическое содействие не означает одностороннего воздействия на школьников со стороны педагогов. С точки зрения Г.Н.Серикова, «педагогическое содействие — особый вид взаимодействия обучающего с обучаемым, в котором реализуются субъект-субъектные отношения». Поскольку педагогическое содействие неотделимо от управления, оно реализуется и в управленческом взаимодействии. Применительно к теме нашего исследования термин «педагогическое содействие» понимается, как деятельность педагогов, направленная на создание в образовательном процессе, во внеклассной работе и в социальной жизни села педагогических условий, способствующих становлению личных этнических ценностей у школьников.

Предлагаемые нами условия воспитания этнических ценностей ориентированы на следующее. Сохранение национальной культуры можно осуществлять, если молодое поколение усвоит и преумножит культурное достояние своего народа. Для того чтобы человек мог стать носителем и преобразователем своей культуры, в направленности его личности этнические ценности должны стать существенным элементом. В связи с этим воспитание личных этнических ценностей осуществляется в ключе следующих социальных культурных этнических ценностей. Предметные ценности: живая природа, родной язык, быт и предметы быта, архитектура, жилища, народные промыслы. Ценности - нормы: человек, здоровье, история народностей Крайнего Севера, искусство и религия, фольклор, нравы, обычаи, традиции, ментальные особенности народностей Крайнего Севера.

При воспитании этнических ценностей мы исходили из того, что сформированность соответствующих ценностных ориентации предполагает наличие у младших школьников и подростков: первоначальных основ мировоззрения, базирующихся на совокупности ценностей, аксиологического отношения к усваиваемому социальному опыту, проявления этого отношения в деятельности и при общении с другими людьми. Следовательно, говоря о воспитании этнических ценностей, имеем в виду ознакомление с социальными ценностями, соотнесение социальных и имеющихся личных ценностей, побуждение к действиям и самостоятельную деятельность в соответствии с этническими ценностями.

Воспитание этих ценностей у детей среднего школьного возраста — цель, стоящая во главе разработки соответствующих условий. Для их выявления мы опирались на сложившиеся традиции национального образования детей народностей Крайнего Севера, на передовой педагогический опыт, на особенности условий в социальной сфере жизнедеятельности этих народностей и на неизрасходованные потенциалы образования и других социальных институтов.

Воспитывая этнические ценности, мы решаем общую задачу воспитания общечеловеческих ценностей. Этнические ценности понимаются и как средство воспитания общечеловеческих ценностей, и как результат, который помогает сохранить национальную культуру народностей Крайнего Севера.

К изучению условий воспитания применялся выбранный нами в качестве методологического основания системный подход. Условия обосновываются и исследуются по отдельности, структурируются. Проводится системный анализ каждого условия, затем они связываются. Показано, что все условия должны осуществляться в образовании учащихся взаимосвязано для усиления их целостного воздействия. Определяется ведущая функция использования условий в системе -позволить наиболее эффективно осуществлять педагогическое содействие воспитанию у детей этнических ценностей.

Если руководствоваться этими соображениями, то можно сформулировать следующие условия, которые, с одной стороны, соответствуют этому замыслу, а с другой стороны, органично включаются в условия социальной жизни Крайнего Севера. 1. Реализация гуманно ориентированного воспитания у школьников этнических ценностей. 2. Введение в содержание образования и в ожидаемый результат (образованность школьников) элемента «этнические ценности». 3. Продолжение воспитания этнических ценностей у школьников во внеклассной работе. 4. Интеграция усилий всех социальных институтов в воспитании этнических ценностей. 5. Проектирование и осуществление воспитания этнических ценностей с учетом возрастной категории «средний школьный возраст». 6. Повышение квалификации педагогов в аспекте их готовности к воспитанию этнических ценностей у школьников.

Сформулировав эти шесть условий, мы стремились всесторонне и полно предусмотреть все возможности воспитания этнических ценностей у школьников. Все эти условия находятся в русле социального заказа, направлений модернизации образования и отвечают местным социальным условиям. Раскроем содержание каждого из них относительно воспитания этнических ценностей у детей народностей Крайнего Севера.

Реализация модели педагогического содействия становлению у школьников этнических ценностей

Покажем, каким образом реализовывались условия, способствующие формированию у школьников этнических ценностей. Для этого мы охарактеризуем мероприятия, обеспечивающие возникновение в образовании (воспитании) детей соответствующих условий. Согласно нашему замыслу (в формулировке условий это нашло отражение) в воспитательных мероприятиях принимали участие все социальные учреждения и организации. В то же время, используя термин «педагогическое содействие» мы подчеркиваем, что инициатива исходила от школы, от учителей, которые были вдохновителями замысла и способствовали систематизации всех проводимых мероприятий.

Первое условие - это реализация гуманно ориентированного воспитания у школьников этнических ценностей. Его реализация складывается из осуществления на практике следующих требований к воспитанию учащихся 5-7 классов: уважение к этническим особенностям народностей Крайнего Севера; учет индивидуальных особенностей и образовательных потребностей учащегося; направленность на самореализацию; опора на сложившиеся личные (этнические) ценности; паритетность взаимоотношений учащихся, учащихся и педагогов, учащихся и работников социальных сфер; системность в становлении этнических ценностей.

Для его практической реализации были осуществлены мероприятия, которые в целом охватывают все названные выше требования, только некоторые из них в отдельности, причем в разной степени.

Прежде всего, гуманизм воспитания связан с учетом этнических и личных особенностей психики ребенка. Педагог, работающий в полиэтническом коллективе, должен быть знаком со спецификой различных этнических общностей, их нравами, обычаями, традициями; должен уметь спрогнозировать формы поведения своих воспитанников, их вероятные реакции на педагогические воздействия. Для осуществления этого условия в HP МОУ «Лемпинская НСОШ» была создана психологическая служба, в состав которой входят педагог-психолог, логопед, социальный педагог. Она оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, их индивидуальности на всех этапах образования, развитию у них творческих способностей, созданию мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений. Психологическая служба охватывает вниманием и педагогов, администрацию, родителей.

Психологическое просвещение учащихся способствует приобретению воспитанниками психологических знаний, умений, навыков в соответствии с национальным менталитетом, оказывает помощь в определении своих возможностей, исходя из склонностей, способностей, интересов, национально-региональных потребностей. Вот примерный перечень тем тренингов и занятий с младшими подростками: 5 класс - социально-педагогические тренинги «Я не такой как ты», «Я и мы», «Мы и наши недостатки», «Мы и наши привычки», «Мы и наше настроение», с содержательным наполнением национальными особенностями (менталитета, привычек, обычаев, специфики поведения в разных ситуациях и проч.). 6 класс - тренинг «Что такое толерантность?», уроки общения «Путь к себе», «Я - ханты (манси)», «Общение в жизни человека», «Зачем нужно знать себя?», «Я глазами других», «Самооценка». 7 класс - уроки общения «Я и мы», социально-педагогические тренинги «Я глазами других», «Мои внутренние друзья и враги», «Ярмарка достоинств», «Ищу друга», «Почему люди ссорятся?» (с упором на этнические ценности народностей Крайнего Севера).

Психологическая диагностика, в том числе диагностика личных этнических ценностей и измерение уровня сформированности этнического самосознания детей 5-7 классов, психологическая коррекция и профилактика направляют педагогических работников, родителей в воспитании и обучении, а также способствуют формированию у подростков принципов взаимопомощи, национальной гордости, милосердия, ответственности, уверенности в себе. Любой ребёнок может обратиться к педагогу-психологу по проблемам самопознания, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и найти поддержку и понимание.

Работа с педагогами строилась по нескольким направлениям. 1. Психологическое просвещение учителей по темам: гуманно ориентированное образование; диагностика познавательного развития учащихся; этнические ценности и их воспитание у детей и подростков; диагностика воспитанности этнических ценностей; «Самый трудный класс»; «Личность и коллектив. Ролевая структура коллектива»; «Личность и малая Родина»; «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции».

2. Психологическое консультирование учителей о необходимости осуществления этнического воспитания детей и подростков по проблемам личного характера, взаимоотношений между учащимися и учителями.

3. Психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания к личностным возможностям учащихся, к задачам воспитания этнических ценностей народностей Крайнего Севера.

Разработку и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребёнка в процессе его обучения, а также определённых ученических групп осуществлял псшолого-педагогический консилиум (ППК). В его состав входят — педагог-психолог, заместитель директора по учебной работе, классные руководители, по мере необходимости приглашаются школьный медработник, социальный педагог, логопед, учителя-предметники. Педагог-психолог предоставляет консилиуму результаты психологического обследования, описания психологических особенностей обследуемых, называет сферы психической жизни учеников, в которых обнаружены определенные нарушения или отклонения. По возможности указывает причины нарушений и определяет

Похожие диссертации на Педагогическое содействие становлению у школьников народностей Севера этнических ценностей