Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия формирования культуры полоролевых отношений у подростков Мелехова, Виктория Юрьевна

Педагогические условия формирования культуры полоролевых отношений у подростков
<
Педагогические условия формирования культуры полоролевых отношений у подростков Педагогические условия формирования культуры полоролевых отношений у подростков Педагогические условия формирования культуры полоролевых отношений у подростков Педагогические условия формирования культуры полоролевых отношений у подростков Педагогические условия формирования культуры полоролевых отношений у подростков Педагогические условия формирования культуры полоролевых отношений у подростков Педагогические условия формирования культуры полоролевых отношений у подростков Педагогические условия формирования культуры полоролевых отношений у подростков Педагогические условия формирования культуры полоролевых отношений у подростков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мелехова, Виктория Юрьевна. Педагогические условия формирования культуры полоролевых отношений у подростков : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01.- Москва : ПроСофт-М, 2007

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Культура полоролевых отношений как предмет психолого-педагогических исследований .

1.1. Теоретическое основание анализа проблемы формирования полоролевых отношений подростков в образовательном процессе школы 14

1.2. Факторы и механизмы формирования культуры полоролевых отношений 29

1.3. Особенности полоролевых отношений подростков 42

1.4. Ценностно-смысловой подход в педагогике как предпосылка формирования культуры полоролевых отношений в подростковом возрасте 64

ГЛАВА 2. Опыт формирования культуры полоролевых отношений подростков

2.1. Задачи, методы и методики исследования 90

2.2. Психолого-педагогические условия и средства формирования культуры полоролевых отношений подростков в образовательном пространстве школы 116

2.3. Оценка результатов эффективности реализации программы формирования культуры полоролевых отношений подростков 148

Заключение 167

Литература 172

Приложения 193

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема формирования опыта полоролевых отношений в подростковом возрасте приобретает актуальность в силу следующих обстоятельств. Во-первых, в условиях усиления духовного кризиса, утраты нравственных ориентиров становится очевидной тенденция разрушения культурных традиций, переориентации ценностей молодежи с духовных на материальные, прагматические. Многие традиционные ценности, включая ценности семьи, детско-родительские, полоролевые отношения, отношения супружества, претерпевают значительные изменения, подменяются образцами массовой западной субкультуры. Существенным является и тот факт, что на процессы социализации серьезное влияние оказывает информационная среда. Значительное число экспериментальных исследований свидетельствует о непосредственном влиянии средств массовой информации на социальное поведение и личность. Насаждается индивидуализм и насилие, что часто не совпадает с исконными национальными ценностями.

Современная массовая культура, средства массовой информации навязывают общественному сознанию искаженные стереотипы мужского и женского поведения: «моделей», «секссимволов», «крутых парней», «светских львиц», «звезд» и т.п. Информирующая среда ориентирует сознание развивающегося человека на освоение данных стереотипов поведения. Полоролевая идеология в нашем обществе с ее размытостью ценностных качеств осложняет выбор жизненных стратегий подростками. Все это порождает негативизм, примитивизм, аморализм поведения как явлений разрушения личности.

Во-вторых, именно в подростковом возрасте происходит становление половой идентичности, освоение половых ролей, освоение образцов поведения определенного пола. Однако идеальные представления о мужчинах и женщинах и реальное поведение подростков, как мальчиков, так и девочек, находятся в разных

планах и практически не пересекаются. Регулирующая функция этих образов весьма незначительна.

Для современных подростков проблема выбора различных моделей поведения, в том числе и полоролевых, формирования внутренней системы установок, ценностей приобретает особую значимость. Это обусловлено многими факторами. Прежде всего, подростковый возраст - это этап чрезвычайно важного и своеобразного психического развития, когда в сознании откладываются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования. Развитие взрослости в подростковом возрасте связано и с активной ориентацией на определенное содержание мужского или женского идеала - тех качеств, какими нужно овладеть, чтобы чувствовать себя «настоящим мужчиной» или «настоящей женщиной».

В современных условиях процесса формирования тендерных образцов и моделей поведения развивающегося человека сопряжен с конфликтами, трудностями и противоречиями.

XX век существенно изменил многие стереотипы полоролевой идентификации общества. Важнейшими феноменами этих изменений стали переосмысление места и роли женщин и мужчин в различных сферах общественной деятельности, новый подход к оценке гармонии во взаимодействии полов.

Безусловно, важная роль в формировании полоролевого поведения принадлежит семье. Но все явления социума проецируются в школе и на ребенке, осваиваются им. Именно в школе должны быть созданы условия, которые способствовали бы формированию не только адекватных представлений, но и культуры полоролевых отношений. Вступая в брак, молодые люди слабо представляют, какими должны быть взаимоотношения между ними, какие должны быть модели поведения, поступки, роли, позиции.

Сейчас наблюдается тенденция разрушения главной функции женщины - это образ матери. Подрастающее поколение все меньше задумывается о продолжении

своего рода. И это относится не только к девочкам. Молодые люди в своем большинстве мечтают видеть около себя своеобразного рода «модель» - привлекательные внешние данные, фигура, внешняя «нахватанность». Но тогда женщина становится аксессуаром, предметом, средством утверждения, достижений в карьере у мужчин. Такая тенденция получает свое воплощение в средствах массовой информации: газетах, всевозможных телепередачах.

Представления о назначении своей миссии у юношей и девушек нарушены. Поэтому и разрушается исконные миссии женщин и мужчин - быть матерью, защитником. Такое понимание не дается на генетическом, биологическом уровне, а формируется в процессе воспитания. Нашей задачей является создание таких психолого-педагогических условий, при которых возможно формирование образа женщины и мужчины в соответствии их назначению средствами человековедче-ской дисциплины.

Подростковый возраст - «второе рождение человека», ответственная ступень личностного становления и рождения конкретного человека - мужчины или женщины [201]. «Рождение в подростке мужчины или женщины», - подчеркивал В.А. Сухомлинский, - есть «великое» событие в личной жизни подростка, такое «откровение», что, пораженный и удивленный, он совсем другими глазами начинает видеть мир, людей и себя самого. Абстрактного подростка нет, есть конкретная человеческая личность - мужчина или женщина, которые «рождаются на наших глазах» [201].

В основе «рождения» мужчины и женщины лежат сложные анатомо-физиологические процессы, половое созревание, психосексуальные изменения. Для педагогики остается актуальным вопрос о том, как обеспечить благотворное влияние полового развития на духовно-психологические отношения.

Представители гуманистической педагогики [Ш.А. Амоношвили, В.А. Сухомлинский, А. Маслоу, О.С. Газман, Е.В. Бондаревская], а также современные специалисты по детской и подростковой психиатрии подчеркивают важ-

ность и необходимость облагораживания пробуждающегося полового инстинкта тонкими нравственно-психологическими отношениями. Чем больше тонкости, чуткости, благородства в отношениях между мальчиками и девочками в детские годы, считает В.А. Сухомлинский, тем глубже облагораживается половой инстинкт. «Хорошее, правильное воспитание, правильная подготовка к рождению мужчины и женщины - именно в создании сердечных, чутких отношений, при которых один человек вкладывает свои духовные силы в другого» [201, 75].

Проблема полоролевых отношений активно исследуется в отечественной науке с начала 90-х годов XX столетия [И.С. Клецина]. В психолого-педагогических исследованиях эта проблема рассматривается в аспекте формирования полоролевых образов, становления полоролевой идентичности [Е.А Иванова, И.Ю. Шилов, Т. Юферева, В.Е. Каган, И.С. Кон].

В педагогике до настоящего времени полоролевая культура рассматривалась в рамках проблемы полового воспитания [В.Е. Каган, И.С. Кон, К. Миллетт, М.Л. Сабунаева и др.]. В последние годы в рамках валеологического подхода предлагаются программы психосексуального развития школьников, центральным моментом которых является сексуальное просвещение последних. При всей значимости результатов психолого-педагогических исследований проблема формирования культуры полоролевых отношений в подростковом возрасте до сих пор является не достаточно изученной. Современная педагогика остается вполне «бесполой», так как:

идеальные представыления о мужчинах и женщинах и реальное поведение подрстков, как мальчиков, так и девочек, находятся в разных планах и практически не пересекаются; регулирующая функция этих образов весьма незначительна;

выработанное в педагогической науке знание не получает необходимой реализации в образовательной практике;

потребность восптательной практики в научно обоснованных рекомендациях остается нереализованной в силу недостаточной научно-методической прора-

батанности подходв и технологий формриования кульутры полоролевых отношений подростков.

С учетом изложенного был сделан выбор темы «Педагогические условия формирования культуры полоролевых отношений у подростков», проблема которого состоит в выявлении педагогических условий и средств формирования культуры полоролевых отношений в подростковом возрасте.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования являются полоролевые отношения в подростковом возрасте.

Предмет исследования - педагогические условия и средства формирования культуры полоролевых отношений учащихся.

Достижение цели исследования предполагало постановку и решение следующих задач:

  1. На основе анализа научно-педагогической и психологической литературы установить особенности полоролевых отношений современных подростков.

  2. Определить содержание и критерии сформированности культуры полоролевых отношений в подростковом возрасте.

  3. Выявить и дать обоснование педагогических условий и средств формирования культуры полоролевых отношений в подростковом возрасте.

  4. Разработать и апробировать программу формирования культуры полоролевых отношений у подростков.

Постановка целей и задач обусловили выбор методов исследования: теоретический анализ и изучение психологической, педагогической и философской, литературоведческой, методической литературы с целью выявления состояния проблемы в науке; обобщение опыта работы в школе по данной проблеме, в том числе педагогической деятельности автора диссертации в качестве учителя литературы в школе; в опытно-экспериментальной работе осуществлены конста-

тирующий этап на начальной стадии эксперимента (письменный и устный опросы, анкетирование, интервьюирование, статистическая обработка данных, корреляционный анализ данных) с целью выявления реальных представлений, взглядов учащихся.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что культура полоролевых отношений выступает как особое ценностно-смысловое пространство человека, а ее формирование в подростковом возрасте будет эффективным, если:

- предлагаются средства и способы культурной и полоролевой идентифика
ции, построения образа «Я», образа мужского и (или) женского начала;

процесс формирования культуры полоролевых отношений предполагает нравственное наполнение сведений о взаимоотношениях людей разного пола, а образовательный процесс ориентирован на расширение нравственного сознания подростков, их представлений о специфических критериях человека как представителя определенного пола (ролевой репертуар, особенности отношения к людям другого пола, супружеские, детско-родительские отношения);

в качестве средства формирования полоролевых отношений используются общечеловеческие нравственные идеалы и архетипические и типические народные образы мужчин и женщин, модели мужского и женского поведения, представленные в фольклорной и русской классической литературе;

в процессе общения мальчиков и девочек обогащается их речевая деятельность и речевой этикет, наполняются нравственным содержанием коммуникативные установки;

будут созданы возможности для принятия модели ролевого поведения и готовности к такому поведению в реальных отношениях мальчиков и девочек, которые реализуются в совместной коллективной творческой деятельности и общении;

- педагог осваивает и реализует функцию посредника в культуре, исполь
зуя в качестве ведущей формы посредничества диалог.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации:

конкретизировано содержание понятия культуры полоролевых отношений, определены особенности и критерии сформированности применительно к подростковому возрасту;

дано научное обоснование факторов формирования культуры полоролевых отношений у подростков;

- выявлены особенности полоролевых отношений подростков 5-7 классов;

теоретически обоснован и эмпирически проверен комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование опыта полоролевых отношений подростков;

научно обоснована программа формирования культуры полоролевых отношений подростков средствами русской художественной литературы.

Теоретическое значение исследования определяется тем, что выявленные психолого-педагогические условия, механизмы и средства формирования полоролевых отношений в подростковом возрасте расширяют и углубляют научно-теоретические представления о специфике воспитательного процесса в условиях современной социокультурной ситуации, вносят вклад в развитие возрастной педагогики, теорию и методику воспитательной работы с учащимися подросткового возраста.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная на основе теоретического и эмпирического исследования эмпирическая модель формирования культуры полоролевых отношений подростков позволяет оптимизировать воспитательный процесс в школе. Разработанная и апробированная в МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32» г. Курска формирующая программа, включающая спецкурс «Мужчина и женщина в русской литературе» и методические рекомендации, ис-

пользуются учителями и классными руководителями школ для решения воспитательных задач, формирования межличностных отношений мальчиков и девочек подросткового возраста.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Культура полоролевых отношений есть способ и форма реализации общечеловеческих, духовно-нравственных ценностей в процессе взаимодействия с противоположным полом, проявляющаяся в характере представлений, мыслей, чувств, оценок, суждений, установок и поведенческих паттернов. Содержательную основу культуры полоролевых отношений составляют ценностные отношения, характеристиками которых выступают: потребность в совместной деятельности и общении; интерес к личности другого; положительное эмоциональное отношение к другому; уважение и принятие личности другого как равной себе (отличной от меня, но имеющей со мною «равное право на жизнь»); отсутствие предубежденности, стереотипов в отношении женских и мужских ролей и личностных качеств, преодоление консервативности в оценках и установках относительно противоположного пола; отсутствие интеллектуального и морального превосходства во взаимоотношениях полов; поддержание и провоцирование в другом лучших его качеств и форм поведения.

  2. Формирование культуры полоролевых отношений предполагает организацию воспитательной среды, создание образовательных ситуаций, где предлагаются средства и способы, помогающие подростку идентифицировать себя, «построить» свое духовное «Я», интегрироваться в культуру, реализовать свое женское или мужское начало. Таким средством выступает классическая литература.

  3. Процесс формирования культуры полоролевых отношений в подростковом возрасте будет эффективным при реализации совокупности условий:

- нравственное наполнение сведений о тендере и отношениях людей разного пола, ориентации образовательного процесса на расширение нравственного сознания подростков, их представлений о специфических критериях человека как

представителя определенного пола (ролевой репертуар, особенности отношения к людям другого пола, супружеские, детско-родительские отношения);

- обращение к общечеловеческим нравственным идеалам, архетипическим и
типическим народным образам мужчин и женщин, моделям мужского и женского
поведения, представленным в фольклорной и русской классической литературе;

- обогащение речевой деятельности и речевого этикета в процессе общения
мальчиков и девочек, наполнение нравственным содержанием коммуникативных
установок;

- создание возможностей для принятия модели ролевого поведения и готов
ности к такому поведению в реальных отношениях мальчиков и девочек.

  1. Механизм формирования культуры полоролевых отношений подростков включает следующие операции: 1) расширение полоролевых (тендерных) представлений; 2) сопоставление полученных знаний с собственными представлениями об идеальных образцах мужчин и женщин и отношениях между ними, актуализация противоречий между идеальным и реальным у подростка; 3) усиление интереса и положительной мотивации к самовоспитанию полоролевых качеств; 4) апробирование своих возможностей и форм поведения в отношениях мальчиков и девочек в ситуациях реализации различных тендерных ролей. Реализовать данный механизм позволяет система воспитательной деятельности классного руководителя, предполагающая специальную организацию соместных коллективных творческих дел.

  2. Педагог инициирует поиск способов видения проблемы подростками, реализуя позицию посредника, функциями которого являются: 1) представление и удержание идеи (идеала) как реальности (создание и удержание основы культуры - культа); 2) передача школьнику средств для воссоздания нового способа видения реальности, его закрепление и персонификация. В качестве такого средства может выступать древнерусская, фольклорная и русская классическая литература.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2000 г. по 2006 г.

На первом этапе (2000—2002) изучалось состояние рассматриваемой проблемы в научной литературе и педагогической практике, разрабатывались исходные позиции исследования; проводилась диагностика уровня сформированности представлений о полоролевых отношениях, анализировалось состояние образовательного процесса в школах, проводились серии естественных экспериментов. Итогом этой работы стала разработка эмпирического подхода и технологий формирования представлений и опыта полоролевых отношений.

На втором этапе (2002—2003) на основе теоретического осмысления проблемы осуществлялись: отработка понятийного аппарата, методологии и методики организации исследования, целенаправленной поэтапной его реализации; создание условий, способствующих развитию психологической культуры подростков, прогнозирование стратегии апробации в практике разработанной модели.

На третьем этапе (2003—2006) основное внимание уделялось формирующему эксперименту, разработке и проведению развивающей программы, апробации основных положений исследования в ходе опытно-экспериментальной работы в МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32» г. Курска; анализировались и обобщались полученные результаты, определялись направления дальнейшего исследования проблемы, оформлялась диссертационная работа.

База исследования. Эмпирическое исследование осуществлялось на базе Муниципального образовательного учреждения «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32» г. Курска. В опытно-экспериментальной работе участвовали учащиеся 5-9 классов, всего - 190 человек.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на методологические и теоретические основы, отражающие фундаментальные положения современных философских, педагогических, психологических идей развития личности; практи-

кой педагогической деятельности автора в школе; проведением теоретического и опытно-экспериментального исследования в условиях реального педагогического процесса; совокупностью исследовательских методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования.

Апробация исследования и практическое внедрение осуществлялось в процессе опытно-экспериментальной работы, проводимой в средних классах МОУ «Средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов № 32» г. Курска. Автор работал и продолжает работать учителем литературы и русского языка. Все материалы, которые были получены, непосредственно внедрялись в практику. Результаты исследования ежегодно докладывались и обсуждались на педагогических и методических советах школы, а также на Всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях, на заседаниях кафедры педагогики и психологии развития КГУ. Результаты исследовавния нашли отражение в учебно-воспитательном процессе средней школы № 32 г. Курска, в ходе индивидуальной работы с родителями и учащимися.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Основной текст изложен на 192 страницах.

Теоретическое основание анализа проблемы формирования полоролевых отношений подростков в образовательном процессе школы

Полоролевой подход не получил до настоящего времени необходимого и достаточного разрешения в современной научной педагогике и образовательной практике. Между тем интерес к данной проблематике обнаруживается в различных областях современной науки. В контексте социологического знания полоролевой подход предполагает осознание того, что явления, происходящие в обществе, по-разному влияют на мужское и женское население, вызывая неодинаковые их реакции. Введено понятие «интеграция тендерного измерения», за которым стоит утверждение тендерного равенства [222].

Современная эпоха - это эпоха больших изменений, катаклизмов, множества проблем, требующих поисков их решений. На этом фоне во всех сферах человеческого бытия очевидно наличие полоролевой проблемы, которая представляет собой ассиметричные, разбалансированные отношения в поведениях и статусно-ролевых функциях женщины и мужчины. Кризисные полоролевые отношения (наличие множества конфликтов между полами) свидетельствуют о значимости социально-половых проблем. Понятие «тендер» и связанные с ним исследования являются одним из показательных явлений культуры конца XX - начала XXI веков. Тендерные исследования определяют многие теоретические разработки в области философии, социологии, психологии, лингвистики, они также влияют и на политическое, экономико-социальное управление, образование, социальные институты, сферу межличностных отношений и художественное творчество, то есть тендерная проблематика пронизывает почти все социальные сферы, оказывает действие не только на отдельных индивидов, но и на целые группы людей. Результаты внедрения тендерных исследований, по мнению ученых, призваны кардинальным образом изменить ценностные ориентации мужчин и женщин в рам ках их гармоничного социального взаимодействия, реализуя на практике принцип эгалитаризма [12, 9 - 25].

В современных тендерных исследованиях выделены три основных направления: а) тендер как инструмент социально-экономического анализа; б) тендер в исследовании «женских» проблем; в) тендер как культурологическая интерпретация общественного развития. Во многих странах мира активно осуществляется процесс институализации полоролевых исследований: возникли и плодотворно работают научно-исследовательские группы, лаборатории и институты, провозгласившие своей главной целью «изучение взаимоотношений мужчин и женщин как комплексной, междисциплинарной научной проблемы» [17, 19]. В 1977 г. в США учреждена Национальная ассоциация по изучению женской проблематики (NWSA). Она назвала своей целью «дальнейшее развитие исследований и изучение женской проблематики в социальном, политическом и профессиональном планах». Центральное место в области полоролевых исследований занимает изучение различий и сходств в социальном поведении полов. Предметом полоролевого анализа являются оба пола, их отношения между собой, их взаимосвязи и взаимодетерминации с социальными системами разных уровней. Исходя из этого, полоро-левой подход используется при изучении как женских, так и мужских моделей половой идентификации и самореализации.

Как было замечено выше, полоролевой подход ориентирован на анализ систем доминирования и провозглашает идею равенства независимо от половой принадлежности. В рамках данного подхода межполовые отношения анализируются с позиций власти и доминирования не только на уровне общественных отношений (политических, экономических и др.), но и на уровне психологических отношений (в сфере межличностного и группового взаимодействия). Именно последний уровень выступает объектом нашего исследования в педагогическом аспекте. Полоролевой подход как научная теория при анализе психологических аспектов полоролевых отношений предлагает новый способ познания действительности. Исходным положением его выступает утверждение, что биологический пол не является первопричиной психологических характеристик поведения и социальных ролей. Противопоставление же и «очевидная» неравноценность мужских и женских черт личности, образа мыслей, особенностей поведения закрепляют связь между биологическим полом и достижениями в социальной жизни. Индикаторами полоролевых характеристик поведения являются социальные ожидания, роли и конвенциальные требования половой адекватности поведения. «Гендерный подход, - пишет И.С. Клецина, - позволяет по-новому реконструировать Я-образ и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений, дает возможность мужчинам и женщинам по-новому оценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и потимизации межличностных отношений» [113,186].

«Гендер» (от англ-gender - род, пол) - научная категория, отражающая особенности взаимодействия мужчин и женщин как социально организованных групп в отличие от биологической детерминанты их социализации. Этот термин был впервые введен в научную литературу американской исследовательницей-педагогом Дж. В. Скотт с целью разграничения биологического и социального толкования ролевых отношений мужчин и женщин в социуме.

Смысл понятия «гендер» заключается прежде всего в идее социального моделирования и репрезентации пола в различных ситуациях взаимодействия.

Современная наука разграничивает понятия «пол» и «гендер». Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими различиями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Гендер указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми в культуре. Тендер есть возложение, принятие на себя мужской или женской роли. Биологически обусловленная активность психических и реактивных процессов выступает исходным материалом для последующего становления, реализации, развития и изменения различных форм самовыражения личности в определенном социальном контексте. Человеческое поведение, подчеркивают исследователи [Ш.Берн, И.С.Клецина], включают в себя не только базовую активность, но прежде всего то, на что направлена эта активность, в каких формах она реализуется и что подразумевает. В психологическом смысле поведение включает в себя мотивы, цели, ценностные установки и средства, которые детерминируются социумом и культурой и которые преобразуют данные природой возможности в те или иные поступки. Следовательно, тендер есть социокультурный конструкт. Культура является организующим началом и системообразующим признаком поведения, которое обозначается как мужское или женское. Полоролевые особенности и различия в поведении людей связаны с социально-психологическими различиями. Тендер есть система условных обозначений, которые формируют порядок отношений между людьми, формы представления себя другим людям в различных практиках социального взаимодействия [62].

Ценностно-смысловой подход в педагогике как предпосылка формирования культуры полоролевых отношений в подростковом возрасте

В настоящее время в отечественной педагогике начинает оформляться полоролевой подход как следствие развития полоролевой тематики в зарубежной и отечественной науке. Некоторые современные авторы считают, что такой подход воспринимается пока как экзотика по меньшей мере по двум причинам. Во-первых, по причине консервативности системы образования, которая с большим трудом принимает многие «новшества», а во-вторых, - неоднозначное понимание самих терминов и их содержания, что приводит к разногласиям во взглядах на один и тот же предмет [223].

Полоролевой подход предполагает, что различия в поведении и воспитании мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими, анатомо-биологическими особенностями, сколько социально-культурными факторами. Это означает необходимость изживания негативных полоролевых стереотипов, поскольку, если они не врожденны, а сконструированы обществом, их можно изменить, меняя сознание общества. Основная идея полоролевого подхода в образовании - учет специфики воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов учебно-воспитательного процесса (содержание, методы обучения, организация школьной жизни, педагогическое общение, набор предметов и др.) [155].

Введено понятие «полоролевое измерение в образовании», которое подразумевает «оценку последствий и результатов воздействия воспитательных усилий педагогов на положение и развитие мальчиков и девочек, осознание ими своей идентичности, выбор идеалов и жизненных целей, статус детей в школьном коллективе, в группе сверстников в зависимости от биологического пола». Появление этого понятия, по мнению исследователей, обусловлено рядом факторов, основные из которых сформулированы Л.В. Штылевой [222]. Во-первых, по ее мнению, в последнее десятилетие полоролевое измерение становится все более важным в оценке основных детерминант процессов общественного и личностного развития. Во-вторых, в педагогической теории до сих пор отсутствует направление, изучающее становление полоролевой идентичности, несмотря на его безусловное значение для полноценного развития личности и общества. В-третьих, появление новых педагогических терминов вызвано тем, что уже сложившиеся понятия не отражают суть предмета, а то и затрудняют их понимание. Это относится к терминам «половое воспитание», «полоролевое воспитание» и др.

Полоролевая педагогика рассматривается как совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно и справиться с проблемами социализации, составной частью которых является полоролевая самоидентификация ребенка. Основной целью полоролевой педагогики авторы называют «коррекцию воздействия тендерных стереотипов в пользу проявления и развития личных склонностей индивида» [69, 77 - 87].

В отечественной педагогике половое воспитание находилось на «периферии» воспитательного процесса, хотя на организационном уровне проблема полоролевой социализации была предметом особого внимания. Имеется в виду организация такой практики обучения, при которой мальчики и девочки обучаются раздельно. В истории отечественного общего среднего образования были периоды, когда раздельное по признаку пола обучение было всеобщим, поскольку закреплено законодательно. Так, до революции 1917 года в России девочки и мальчики не обучались вместе. Однако в начале XX столетия в России стали создаваться образовательные учреждения с совместным по полу обучением и воспитанием. Педагоги и психологи начала XX века [Л.Е. Раскин, Буткевич и др.] подчеркивали важность и ценность совместного обучения, при котором у детей и подро стков формируется опыт товарищества, утверждается равноправие полов, складываются межличностные отношения.

Советская Россия провозгласила юридическое равноправие мужчин и женщин во всех сферах социальной жизни. Было заявлено об окончательном решении «женского вопроса». Предполагалось, что полоролевые отношения будут характеризоваться следующими особенностями: мужчины и женщины должны иметь равные социальные и политические права; женщина будет активно трудиться в общественном производстве наравне с мужчинами; место буржуазной семьи займет свободный и равноправный союз мужчин и женщин, основанный на революционно-пролетарской целесообразности; отомрут основные функции семьи - бытовая и воспитательная, они будут переданы государству; двойная мораль, характеризовавшая отношения мужчин и женщин, уступит место новым отношениям солидарности трудящихся индивидов разных полов [56].

Политика правящей партии и государства была направлена на то, чтобы «культурно и социально раскрепощать» женщину, что означало приближение ее до мужского «эталонного» уровня, признававшегося идеальным.

Однако в 1943 году постановлением СНК практика раздельного по полу обучения была восстановлена. Образ матери как господствующей фигуры в семье был основой в женском образовании. В мужском доминировал образ мужчины как защитника Родины. Девочки воспитывались как будущие матери, а мальчики - как воины, но в то же время предполагалось, что те и другие будут одинаково добросовестно трудиться на производстве, на благо Родины.

Половая дифференциация в образовании весьма неблагоприятно сказалась на психологическом самочувствии и развитии детей. Исследователи подчеркивают, что это привело к резкому изменению морального климата школы, отношения мальчиков и девочек, которые теперь могли встречаться только на совместных вечерах под надзором учителей, утратили товарищеский характер, эротизировались и сексуализировались [108].

По многочисленным просьбам учителей и родителей раздельное обучение было отменено в 1954 году, и советская школа опять стала совместной.

В советской педагогике половое воспитание рассматривалось как составная часть нравственного воспитания. По сути, педагогика оставалась вполне «бесполой», поскольку одной из основных целей воспитания было воспитание «общественных инстинктов» [125]. Вместе с тем, многие специалисты занимались именно проблемами полового воспитания [Э.Г. Костяшкин, А.Г. Хрипкова, Д.В. Коле-сов, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган и др.]. Однако большая часть исследований была посвящена медицинским или санитарно-гигиеническим проблемам.

Психолого-педагогические условия и средства формирования культуры полоролевых отношений подростков в образовательном пространстве школы

Полученные в ходе эмпирического исследования результаты показали необходимость и возможность формирования у подростков культуры полоролевых отношений. Анализ результатов диагностического исследования, личный опыт взаимодействия с учащимися, а также теоретические выводы позволили перейти к решению основной задачи исследования - разработке технологической модели формирования культуры полоролевых отношений у подростков. Нами были определены условия формирования культуры полоролевых отношений подростков, которые представлениы в 2.1. стр. 90.

Известно, что, способ, которым личность строит себя, остается единым во все времена. Человек использует «подручный» материал, тот, что дается ему близким и дальним окружением, окружающими людьми, «потоком» образов, которая исходит из средств массовой информации. Организация воспитательной среды включает создание образовательных ситуаций, где предлагаются средства и способы, помогающие подростку идентифицировать себя, «построить» свое духовное «Я», интегрироваться в культуру, реализовать свое женское или мужское начало. Таким средством, на наш взгляд, выступает классическая литература, ее составляющие.

Программа формирующей работы была интегрирована в систему воспитательной работы классного руководителя с учащимися в рамках образовательно-воспитательного процесса в школе. Основу плана воспитательной работы составили исходные идеи и положения, сформулированные выше.

При организации воспитательного процесса мы основывались на следующих положениях. В современной науке введено понятие «смысловая размерность», истоки которого содержатся в трудах А.Н. Леонтьева, отмечающего, что в сознании представлены, помимо четырехмерного пространственно-временного континуума, еще одно квазиизмерение, смысловое поле, в котором репрезентированы объективный и субъективный миры [130].

Системы смыслов человека пронизаны системами ценностей и потребностей. Высшие потребности, ценности и смыслы имеют идеально-духовную природу и восходят к идеалам добра, истины и красоты, превращаясь в этические, эстетические и познавательные смыслы.

Смысловые пространства современного человека изучаются в контексте различных научных областей, включая и педагогику [Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова и др.]. Русский философ И.А. Ильин в середине XX столетия писал: «...Образование, само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный - и начинает злоупотреблять» [102,113].

На протяжении мировой истории смыслы-ценности воспитания менялись. Так, античность проповедовала мудрость, мужество, справедливость, умеренность. Христианство - веру, надежду и любовь. Капитализм - трудолюбие, бережливость, предприимчивость. Социализм - самоотверженность, солидарность, бескорыстие. Коммунистическое воспитание - авторитетность и преклонение перед силой авторитета, приоритет общего успеха над успехом отдельной личности; готовность принимать знания и перенимать опыт поведения вне критических суждений и личного осмысления и др.

Смысл воспитания русскими философами связывался с народными идеалами и особенностями национальной культуры [К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Хомяков]. В характере народного воспитания А.С. Хомяков видел открытую, душевную устремленность к идеальным целям, ориентацию в воспитании на одухотворенное знание, дух православия, что и отличает его от архетипа западно-европейского воспитания, основу которого составляют прагматические цели, достижение пользы. Такое воспитание предполагает, что человек самостоятельно должен продвигаться по пути «Веры к Вере», инициировать и развивать в самом себе «Веру и Духовность». Такой взгляд на воспитание совпадает с первоначальным толкованием слова «воспитание», которое в древнерусском языке означает -возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное [168].

Смысл воспитания в рассматриваемом контексте не может сводиться только к обучению готовым ценностям, воспитание означает их извлечение познание, понимание и самостоятельный перевод в личные смыслы жизнедея тельности. В рамках педагогической психологии подобная позиция была высказа на Л.С. Выготским, который писал: «Воспитание должно быть организовано так, чтобы не ученика воспитывали, а он сам себя воспитывал В основу воспита тельного процесса должна была положена личная деятельность ученика, и все ис кусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регу лировать эту деятельность. В процессе воспитания учитель должен быть рельса ми, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения» [64]. С психологической точки зре ния учитель является организатором воспитывающей среды, регулятором и кон тролером ее взаимодействия с воспитанниками. Педагог, изменяя среду, воспиты вает ребенка. «Формула воспитания», по Л.С. Выготскому, звучит так: «воспита ние осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определя ется средой и роль учителя сводится к организации и регуляции среды». Социаль ная среда как совокупность человеческих отношений является едва ли не самым гибким средством воспитания. При этом воспитательный процесс активен «трех сторонне»: «активен учитель, активен ученик, активна заключенная между ними среда». Воспитательная среда, по мысли Выготского Л.С., должна быть организована. Это связано с тем, что, во-первых, взрослая среда не соответствует ребенку; во-вторых, сложность и пестрота влияний среды осложняет процесс воспитания. Управление этим процессом может быть достигнуто через рациональную организацию среды [64, 55].

Оценка результатов эффективности реализации программы формирования культуры полоролевых отношений подростков

В былинах возникают образы независимой и вольнолюбивой эпической личности, для которой служба князю не становится вассальной обязанностью, но является героическим волеизъявлением. Былинный герой рисуется самоотверженным служителем общенародным интересам. У него нет личной жизни, не совпадающей с его богатырскими подвигами, с его героической борьбой. Он вольнолюбивый и самоотверженный, безудержность его стремлений, склонность к насмешке и доброта составляют комплекс его личностных черт.

Доминирующая тема былин - борьба с иноземными врагами, иноверцами. На их основе и должны воспитываться мальчики - будущие воины. Наивно полагать, что все же наступят времена, когда люди перестанут воевать. Поэтому воинское воспитание мальчика, формирующее мужество, прежде всего, - фундамент характера мальчика, а также дисциплинированность, собранность, умение терпеть и преодолевать трудности (холод, усталость, неудобства).

Характерным свойством русского воинства всегда был его оборонительный, неагрессивный характер и жертвенность, послушание, забвение себя. Лучшие черты нации, коренные силы, определяющие ее жизнеспособность, перспективы ее дальнейшего роста и становления, показывает Тургенев в своем произведении «Записки охотника», создавая крестьянские характеры. Хорь и Ка-линыч, Яков Турок, Ермолай, Лукерья - крепостные, зависимые люди, но их внутренний мир богат и свободен. Доброта, смирение, долготерпение, тяга к красоте, одаренность художественными талантами, сила, разумная практичность, правдолюбие, чувство собственного достоинства - все эти качества сочетаются в русском крестьянине и воплощаются в тургеневских типах.

Изучая «Детство», «Отрочество» Л.Н.Толстого, мы анализируем поведение современных подростков, вспоминаем мотивы собственных поступков и убеждаемся, какое большое место занимают в определенном возрасте желание во всем походить на взрослого человека. А если в жизни ребенка нет достойного примера? Что делать тогда?

Человеческое общество - коллектив, оно имеет свою внутреннюю организацию. И каждый из нас выполняет ту или иную социальную роль, которая соответствует его положению в коллективе. В обществе всегда существовало и будет существовать представление о том, каким должно быть поведение человека в той или иной роли: взрослого и ребенка, юноши и девушки, отца и сына, друга, приятеля...

Одним из самых ярких признаков принадлежности к любой социальной группе являются особенности речи. Измеряя отношений людей, мы, по сути дела, сравниваем их социальные роли - их роли по отношению друг к другу и роли в обществе. Поэтому в своем спецкурсе большое внимание мы уделяем речевому этикету, формированию культуры речи в соответствии с тендерной ролью, т.к. речевая практика - есть одна из форм проявления культуры речи. Этикет подчинен сложившейся системе ценностей, отражает, закрепляет ее. Принимать этикет, выполнять его предписания означает принимать существующую систему ценностей и тем самым признавать себя членом данного общества.

Наша речь хорошо передает отношения близости и отчужденности. В повести А. Алексина «А тем временем где-то...» Шуру во время войны потеряли родители. Двухгодовалым малышом взяла его Нина Георгиевна из детского дома, воспитала, стала ему настоящей матерью. Когда мальчику шел уже шестнадцатый год, нашлись, наконец, его родители. К несчастью, они оказались жестокими, эгоистичными людьми. Родители убедили Шуру, что с Ниной Георгиевной теперь нужно порвать и чем раньше, тем лучше. Выбрав момент, когда Нины Георгиевны не было дома, Шура явился забрать свои вещи. Тут и познакомился с ним герой повести Сергей. Слушая рассуждения Шуры, Сережа ясно увидел, что тот уже отказался от Нины Георгиевны, предал ее и поэтому говорит о ней, как о чужом человеке: «Нину Георгиевну он четко называл Ниной Георгиевной, хотя раньше, -мне это неожиданно пришло в голову, - конечно, называл ее мамой. Он ни разу не сбился, не назвал ее так, как раньше». А. Алексин показывает, как с помощью слов люди меняют дистанцию общения. Писатель помогает нам заметить важнейшее свойство речи.

Приветствие - один из самых важных знаков речевого этикета. С его помощью устанавливается контакт общающихся, определяются отношения между людьми. Со временем, конечно, приветствия меняются. Читая в былинах такие выражения, как «Ай ты гой еси, Илья Муромец!» или «Испослать тебе, добрый молодец!», мы понимаем, что «гой», «испослать», - это старинные приветствия, но сами давно их не употребляем.

С подростками определяем, какие формулы обращения сохранились до наших дней? Какие формулы не употребляем никогда? Чем это можно объяснить? Предлагаем составить таблицу обращений к девочкам и мальчикам.

Важнейший компонент, который составляет основу специфических методов воспитания, является убеждение и само влияние личности учителя. Не только содержательность, ясность, четкость речи учителя, но и отношение его к предмету, его искренность, заинтересованность предметом речи, умение увлечь своих воспитанников могут войти в сознание учащихся, их духовную жизнь, влиять на поступки.

Формирование опыта и представлений о культуре полоролевых отношений должно осуществляться через предоставление подростку возможностей открывать в себе лучшие человеческие свойства и качества, пробовать себя в лучшем, собственно человеческом. Содержание и методика проведения спецкурса призваны создать условия для особой деятельности личности подростка, которая переживается ею самой. Мы руководствовались мыслью о том, что в этом возрасте происходит определение своих собственных жизненных ценностей, осмысление норм и имеющихся оценок, а это и есть условие пробуждения и развития половозрастных отношений.

Взаимоотношение людей противоположного пола возможны, если ты стремишься интересоваться, вникать, наблюдать людей, а не нравиться и привлекать к себе; уметь быть благодарным, сочувствовать, понимать причины человеческих слабостей и несовершенств, отказаться от стремления получать благодарности и сочувствие; развивать свои достоинства, не стремиться скрывать свои недостатки; уметь принимать чужие успехи и достоинства как свои собственные, уметь помогать другим, приносить пользу, а не стараться быть предметом любви.

В нашей практике формирования культуры полоролевых отношений средствами художественной литературы важное место занимает поисковая творческая деятельность. Это составление сценариев («Царевна-лягушка», «Тарас Бульба», «Дубровский»), «вхождение» в образ героя, беседы от имени понравившегося литературного героя. Такая работа позволяет не только выразить свое собственное мнение, но и способствует формированию культуры полролевых отношений на подсознательном уровне.

Похожие диссертации на Педагогические условия формирования культуры полоролевых отношений у подростков