Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия формирования актерских способностей младших школьников в образовательном пространстве школьного театра кукол Шумило, Наталья Викторовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шумило, Наталья Викторовна. Педагогические условия формирования актерских способностей младших школьников в образовательном пространстве школьного театра кукол : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Шумило Наталья Викторовна; [Место защиты: Забайк. гос. гуманитар.-пед. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Чита, 2012.- 219 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1551

Введение к работе

Актуальность.

Социально-экономические преобразования России в последние десятилетия привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и, в первую очередь, системы образования. Согласно основным положениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 года N 1662-р, необходимо создание национальной системы, которая будет призвана находить и развивать таланты среди детей и молодежи России. В последние годы реформаторский процесс имеет два основных направления: во-первых, непосредственный поиск и поддержка талантливых детей, во-вторых, создание условий, содействующих личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, развитию творческих способностей, приобщению к культуре. Создаются новые возможности для развития личности в системе дополнительного и внеклассного образования, позволяющего включать ребенка в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей, предлагаются инновационные модели образовательного пространства, осуществляется разработка и апробация новых механизмов психолого-педагогического воздействия на учащихся.

Как эффективное средство для достижения этих целей в системе начального образования традиционно используется искусство, в частности – драматическое. В данном случае имеется в виду специально организованная детская театрально-драматическая деятельность. Элементы театральной педагогики включаются непосредственно в учебный процесс в целях его оптимизации, используются во внеклассной работе для эстетического развития ребенка, присутствуют в качестве дополнительных образовательных услуг. В последнем случае создается отдельное образовательное пространство, способствующее вхождению школьника в творческое состояние – театральная студия, в которой основным видом деятельности младшего школьника является деятельность театрально-драматическая.

Согласно положениям деятельностного подхода формирования и развития личности (Л. И. Божович, В. К. Вилюнас, А. Н. Леонтьев,
Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон и др.), в специализированной деятельности формируются и проявляются специальные способности, разновидностью которых являются актерские способности, т.е. при наличии театрально-драматической деятельности в специально организованном образовательном пространстве школьного театра возможно рассматривать такие их как новообразование в структуре способностей младшего школьника.

Следует отметить: несмотря на то, что педагогические подходы к пониманию личностно развивающей сущности образовательного пространства обозначены в работах А. А. Веряева, О. С. Газмана,
В. И. Гинецинского, О. В. Гукаленко, Е. С. Заир-Бек, Т. П. Ильевич,
Ю. С. Песоцкого, В. Е. Радионова, В. Д. Семенова, И. Д. Фрумина, И. К. Шалаева, Б. Д. Эльконина, В. А. Левина, М. Н. Ахметовой и др., феномен школьного театра как образовательного пространства и его роль в формировании актерских способностей младших школьников изучены в недостаточной степени.

Таким образом, можно выделить ряд противоречий:

– между необходимостью разработки, апробации и внедрения эффективных методик (диагностических и развивающих), технологий и форм работы с одаренными детьми (в том числе, раннего возраста) и традиционными методами обучения младшего школьника во внеклассном и дополнительном образовании;

– между потребностью модернизации внеклассного и дополнительного образования, организации занятий с учётом психолого-возрастных особенностей ребёнка в условиях театрально-драматической деятельности и недостаточно разработанной и освещённой в науке и апробированной на практике технологией обучения и диагностики, позволяющей отслеживать формирование актерских способностей в младшем школьном возрасте;

– между потребностью практики начальной школы в применении средств театрального и драматического искусства и отсутствием соответствующих методик моделирования образовательного пространства внеклассного театра для младших школьников.

Эти положения являются отправными в определении проблемы и темы исследования.

Выявленные противоречия позволили сформулировать тему исследования, которая состоит в выявлении педагогических условий формирования актерских способностей младших школьников в образовательном пространстве школьного театра кукол.

Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность совокупности педагогических условий, обеспечивающих формирование актерских способностей младших школьников в образовательном пространстве школьного театра кукол.

Объект – процесс формирования актерских способностей младших школьников.

Предмет – педагогические условия, реализация которых будет способствовать формированию актерских способностей младших школьников в образовательном пространстве школьного театра кукол.

Гипотеза: актерские способности детей младшего школьного возраста представляют собой совокупность компонентов специальных актерских способностей, формирующихся и проявляющихся в детской игровой и театрально-драматической деятельности. Театрально-драматическая деятельность, которая является одной из ведущих в формировании способностей детей дошкольного возраста в ДОУ, в общеобразовательной школе, как правило, осуществляется в пространстве дополнительного и внеклассного образования. Мы считаем, что процесс формирования актерских способностей в младшем школьном возрасте будет эффективным, если обеспечивается следующими педагогическими условиями:

- реализован личностно-ориентированный подход к формированию актерских способностей младших школьников;

- выделены компоненты актерских способностей, для формирования которых сензитивным является младший школьный возраст, определены критерии и выявлены их диагностические показатели;

- образовательным пространством формирования актерских способностей младших школьников будет школьный театр кукол;

- создана и апробирована научно обоснованная педагогическая модель формирования актерских способностей младших школьников в образовательном пространстве театра кукол;

- процессуально-содержательным условием выступит поэтапное формирование актерских способностей младших школьников, соответствующее годичным циклам обучения;

- методико-инструментальные условия будут включать комплекс средств театрального и изобразительного искусства.

Задачи исследования:

1. Определить совокупность теоретико-методологических положений, лежащих в основе формирования актерских способностей младших школьников.

2. Выделить компоненты актерских способностей, формирование которых соответствует возрастным особенностям младших школьников.

3. Выявить развивающий потенциал школьного театра кукол как образовательного пространства формирования актерских способностей младших школьников.

4. Разработать и апробировать опытным путем структурно-функциональную модель формирования актерских способностей младших школьников, на основе взаимодействия ведущих компонентов театра кукол – театрального и изобразительного искусства.

5. Определить эффективность процессуально-содержательных и методико-инструментальных педагогических условий для формирования компонентов актерских способностей младших школьников.

Методологическую основу исследования составили принципиальные положения системного подхода к анализу педагогических явлений; философские концепции диалогизма, коммуникации; системно-структурный подход к изучению образовательного процесса; философские идеи о становлении и развитии человека, о его целостности, о социальной, творческо-деятельностной сущности личности, (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Н. А. Бердяев, B. C. Библер, М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман, В. И. Иванов, В. Ф. Овчинников, и др.).

Теоретической основой исследования послужили системный, субъектный, деятельностный подходы, принципы детерминизма, развития, социальной обусловленности личности, единства сознания и деятельности (Л. И. Божович, В. К. Вилюнас, А. Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов,
А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон и др.);

представления о творческом характере деятельности, об активности субъекта познания, о преобразующей роли самого субъекта деятельности, о регуляции и саморегуляции творческой деятельности (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев,
О. К.Тихомиров и др.);

научные исследования, раскрывающие положения деятельностного подхода к формированию способностей (С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов,
К. К. Платонов, Н. Л. Лейтес, Д.Н. Узнадзе,
Т. И. Артемьева, В. Д. Шадриков, Э. А. Голубева,
Д. Б. Богоявленская и др.);

личностно-ориентированного подход к процессу образования и воспитания (В. Е. Зинченко, В. В.Давыдов, Д. Б. Эльконин,
Е. В.Бондаревская, М. А. Викулина, Н. Д. Никандров, C. B. Кульневич, A. A. Плигин, В. П. Сергеева, В. В. Сериков, Т. Н. Шалавина, И. С. Якиманская,
М. Н. Ахметова);

представления о структуре специальных актерских способностей
(Л. С. Выготский, В. Л. Дранков, Р. Г. Натадзе, Н. В. Рождественская,

В. И. Кочнев, Л. В. Грачева и др.);

идеи классической и современной Русской театральной педагогики
(К. С. Станиславский, Б. В. Зон, С. В. Гиппиус, В. В. Петров, В. А. Петров,
З. Я. Когородский и др.);

принцип диалектики основных компонентов театра кукол – изобразительного и театрального искусства (С. В. Образцов, Е. С. Деммени, А. Я. Федотов и др.);

тенденции развития начального образования (Ш. А. Амонашвили,
В. А. Сластенин, Н. Б. Крылова, Е. С. Ермакова, В. Н. Могилева,
Л. И. Петрова, Н. М. Шибанова, М. Д. Кузнецова, Н. А. Зиновьева,
Н. М. Шибанова и др.);

теоретические положения и практический опыт использования театрального искусства в современном педагогическом процессе
(И. JI. Люблинский, В. П. Шильгави, А. П. Ершова, Н. С. Карпинская, А. Я. Михайлова, М. П. Стуль, Н. Ш. Чинкина, М. Р. Багманов, Е. К. Чухман, М. А. Харлашко и др.).

Методы исследования:

теоретические: изучение и анализ философской, психологической, педагогической, методической литературы, педагогическое моделирование;

эмпирические: педагогическое наблюдение, педагогический формирующий эксперимент, анализ деятельности младших школьников, тестирование (опросник Кеттелла, опросник И. М. Юсупова, «Тест школьной тревожности Филипса», методика Е. М. Филиной «Диагностика зрительного восприятия», «Корректурная проба», модификация В. Н. Аматуни, творческого мышления Гилфорда).

Опытно-экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования послужила созданная в 2004 году, на базе МОУ СОШ № 16 г. Читы, экспериментальная театрально-кукольная студия. Исследование за 6 лет работы охватило 68 учащихся младшего школьного возраста, 34 из которых с 1 по 4 класс посещали студию.

Организация и основные этапы исследования

Исследование проводилось в период с 2004 по 2011 г.г. и включало три основных этапа.

Первый этап (2004 – 2005 г.г.) был посвящен изучению степени разработанности проблемы на основе анализа научных источников; осуществлялось обобщение и определение методологических и научно-педагогических оснований исследования; определялись методы исследования; были выполнены констатирующие срезы по выявлению уровня сформированности отдельных компонентов актерских способностей учащихся 7 – 8 летнего возраста (первого набора театрально-кукольной студии при МОУ СОШ).

Второй этап (2006 – 2008 г.г.) включал уточнение концептуальных основ формирования актерских способностей младших школьников; разработку, опытно-экспериментальную проверку и внедрение в практику внеклассного образования педагогической модели формирования актерских способностей; апробацию материалов исследования.

На третьем этапе (2009 – 2011 г.г.) осуществлялись обработка полученных данных, формулирование окончательных выводов по результатам исследования, оформление рукописи диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

– выявлен комплекс педагогических условий, способствующих эффективному формированию актерских способностей детей младшего школьного возраста в образовательном пространстве школьного театра кукол;

– выделены компоненты актерских способностей, для формирования которых сензитивным является младший школьный возраст;

– дано научное определение понятия «образовательное пространство школьного театра кукол»;

– разработана структурно-функциональная модель формирования актерских способностей детей младшего школьного возраста в образовательном пространстве школьного театра кукол;

определены критерии и выявлены диагностические показатели формирования актерских способностей детей младшего школьного возраста;

– выявлены процессуально-содержательные и методико-инструментальные условия формирования актерских способностей младших школьников в образовательном пространстве школьного театра кукол.

Теоретическая значимость исследования заключается: а) в определении совокупности общепедагогических положений, составляющих концептуальные основы формирования актерских способностей детей младшего школьного возраста; б) в формулировании базовых принципов педагогического руководства процессом формирования актерских способностей детей младшего школьного возраста в образовательном пространстве школьного театра кукол; в) в развитии научных представлений о структуре специальных актерских способностей младших школьников, выделении ее компонентов в составе эмоционально-оценочного, когнитивно-рефлексивного и регулятивно-поведенческого; г) в научном определении категории «образовательное пространство школьного театра кукол»; д) в обосновании структурно-функциональной модели формирования актерских способностей детей младшего школьного возраста.; е) в доказательстве совокупности необходимых процессуально-содержательных и методико-инструментальных педагогических условий формирования актерских способностей младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: описана и внедрена в образовательную практику внеурочной деятельности начальной школы структурно-функциональная модель формирования актерских способностей детей младшего школьного возраста; опытно-экспериментальным путем доказана ее эффективность; предложено содержание образовательной работы, способствующей успешному формированию актерских способностей детей младшего школьного возраста в образовательном пространстве школьного театра кукол. Положения и выводы диссертации дают основание для разработки вариативных моделей формирования актерских способностей детей младшего школьного возраста, могут служить основой для методических рекомендаций, пособий, программ, определяющих развивающие аспекты внеурочной деятельности в начальной школе. Театрально-кукольная студия стала победителем форума социально значимых проектов и услуг «Забайкальцы – Забайкалью – 2007», лауреатом конкурсов детских театральных коллективов г. Читы в 2005 – 2009 гг.

Достоверность и обоснованность результатов исследования достигается опорой на фундаментальные научные подходы и концепции в образовании; сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования; количественной и качественной обработкой полученных фактических материалов.

Положения, выносимые на защиту:

1. В основе формирования актерских способностей младших школьников лежит концепция личностно развивающего обучения, так как организация театрально-драматической деятельности с детьми этого возраста предполагает разноуровневый, дифференцированный, индивидуальный и субъектно-личностный подход к каждому ребёнку.

2. Наиболее значимыми структурными компонентами актерских способностей младших школьников являются: 1) эмоционально-оценочный компонент – творческое переживание роли, эмпатия, сценический темперамент и творческое самочувствие; 2) когнитивно-рефлексивный компонент – вера в предлагаемые обстоятельства, творческое воображение, наблюдательность, умение анализировать сценическое действие; 3) регулятивно-поведенческий компонент – импровизация, способность к сотрудничеству, артистичность, навык действия в условиях авторского вымысла.

3. Образовательное пространство школьного театра – это поле активного взаимодействия школьника, педагога и образовательной среды между ними, в котором акцент делается на собственную активность каждого ребенка, на его самоценность и субъективный опыт.

4. Специфика педагогической модели формирования актерских способностей младших школьников состоит в том, что при выделении качественных характеристик промежуточных состояний можно проследить динамику сформированности отдельных значимых компонентов вышеназванных способностей в соответствии с годичными циклами образования. Характер развития эмоционально-оценочного, когнитивно-рефлексивного и регулятивно-поведенческого компонентов актерских способностей вскрывается при анализе их соотношения между собой и в динамике развития по этапам, которые соответствуют годам обучения ребенка в начальной школе.

5.Эффективность формирования актерских способностей младших школьников в образовательном пространстве школьного театра кукол определяется следующими педагогическими условиями:

– процессуально-содержательными: организация театрально-драматической работы с младшими школьниками представляет собой поэтапный процесс, в котором отдельные этапы соответствуют годичным циклам обучения. Первый этап «Погружение в творчество» – предполагает формирование таких компонентов актерских способностей младших школьников, как творческое переживание роли, вера в предлагаемые обстоятельства, импровизация. На второй этапе «Познание себя». («Я в предлагаемых обстоятельствах») значимыми компонентами актерских способностей младших школьников являются творческое самочувствие, творческое воображение, способность к сотрудничеству. Третий этап ««Я» в условиях авторского замысла» эмпатия, наблюдательность, навык действия в условиях авторского вымысла. Четвертый этап, ««Я» творец», является заключительным для формирования способностей младших школьников сценический темперамент, умение анализировать сценическое действие, действия, направленные на самовыражение и творчество.

методико-инструментальными: комплекс средств театрального и изобразительного искусства, обеспечивающий эффективное формирование актерских способностей младших школьников включает в себя актерский тренинг с использованием театральной куклы, совместное литературное творчество, воплощение в эскизе и готовой театральной кукле характерных особенностей персонажа в соответствии с литературным произведением, бутафорскую работу, репетиции и создание оригинального спектакля.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы театрально-кукольной студии на базе МОУ СОШ № 16 г. Читы; посредством выступлений на заседаниях кафедры психологии образования Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского; участием в научных конференциях разного уровня: Межрегиональной научно-практической конференции «Проблема человека в современной науке и гуманистические парадигмы в образовании» (Чита, 2006 г.); Международной научно-практической конференции «Художественное образование, эстетическое воспитание и культура в XXI веке» (Чита, 2006 г.); Международной научно-практической конференции «Человек и его ценности в современном мире» (Чита, 2008 г.); Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2008 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Феноменология детства в контексте междисциплинарных исследований» (Чита, 2008 г.); Региональной научно-практической конференции «Психология школьного образования» (Чита, 2008 г.).

Материалы диссертационного исследования были опубликованы в научных журналах, в том числе международных и рецензируемых ВАК: «Гуманитарный вектор ЗабГГПУ» (Чита, 2009 г.); журнал Академии образования Монголии «Боловсрол судлал» (Чита, 2009 г.); «Известия Волгоградского государственного педагогического университета», серия «Педагогические науки» (Волгоград, 2010 г.); «Вестник ЧитГУ» (Чита, 2010 г.); журнал Академии образования Монголии «Боловсрол судлал» (Чита, 2010 г.); «Гуманитарный вектор ЗабГГПУ» (Чита, 2010 г.).

Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, положены в основу образовательной программы для СОШ «Школьный театр кукол: программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению (начальное образования)» (Чита, 2011 г.); внедрены в учебный процесс профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлению «Педагогика», Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им.
Н. Г. Чернышевского в составе учебных программ элективных курсов «Психология драматического искусства», «Психология и педагогика художественного творчества».

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 264 наименований и приложений. Текст проиллюстрирован таблицами, схемами, рисунками.

Похожие диссертации на Педагогические условия формирования актерских способностей младших школьников в образовательном пространстве школьного театра кукол