Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теория и практика формирования творческих способностей младших школьников в сфере обучения технологии
1.1. Формирование творческих способностей в процессе обучения технологии: исторический анализ и современные особенности 14
1.2. Психолого-педагогические предпосылки формирования творческих способностей младших школьников в сфере обучения технологии 45
Выводы по первой главе 76
Глава 2. Педагогические условия формирования творческих способностей младших школьников в процессе учебной и внеклассной работы
2.1. Содержательно-технологическое обеспечение формирования творческих способностей младших школьников 79
2.2. Опытно-экспериментальная работа по формированию творческих способностей младших школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности 99
23. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 120
Выводы по второй главе 130
Заключение 133
Библиография 138
Приложения 157
- Формирование творческих способностей в процессе обучения технологии: исторический анализ и современные особенности
- Психолого-педагогические предпосылки формирования творческих способностей младших школьников в сфере обучения технологии
- Содержательно-технологическое обеспечение формирования творческих способностей младших школьников
- Опытно-экспериментальная работа по формированию творческих способностей младших школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности
Введение к работе
Традиционная система обучения, в основе которой лежит репродуктивный характер передачи знаний, умений и навыков, не обладает достаточным потенциалом, для того чтобы в полной мере развивать творческие способности учащихся. В связи с этим назрела острая необходимость в разработке и создании нового содержания, форм и методов, позволяющих решить эту задачу.
Среди учебных предметов средней общеобразовательной начальной школы, способных в определенной степени влиять на процесс формирования творческих качеств личности, особое значение имеет трудовое обучение, реализуемое на уроках "Технологии" и во внеурочной, деятельности. Это связано с тем, что учебно-познавательная деятельность, организуемая в рамках вышеназванного образовательного пространства, влияет на младших школьников в интеллектуальном, психологическом, эмоциональном и физиологическом аспектах, так как освоение изучаемого требует единства мыслей, действий и чувств. Формирование интеллектуальных способностей ребенка является основой его творческих способностей.
Вместе с тем анализ технологий современной практики трудового обучения показывает, что на занятиях по этой дисциплине все действия каждого обучаемого, в том числе младшего возраста, составляют основу усвоения изложенного учителем материала. Это требует от каждого ученика мыслительной активности и выполнения учебного задания эстетически привлекательным. Такой феномен положительно влияет на разностороннее развитие учащихся. Практическое выполнение усваиваемого на занятии постоянно носит обязательный и нефрагментарный характер, что приводит к эффективному формированию и развитию творческих способностей личности.
Изучение современной педагогической теории и практики средних
общеобразовательных школ показывает, что эффективность процесса
формирования творческих способностей зависит не только от
образовательно-содержательных и организационно-методических
условий и факторов, но и от использования историко-педагогичесхого
опыта, позволяющего определить новую систему формирования
творческих способностей учащихся начальных классов и включение ее в
учебный процесс и внеклассную работу. ^
Современное представление о данном процессе скла|(ывается на основе результатов теоретических и экспериментальных исследований проблем творчества и практического формирования ^творческих способностей и творческого мышления.
Сущность современной творческой деятельности и Психолого-педагогические особенности творческой деятельности анализировались в работах В.И. Андреева, Э.Т. Ардашировой, А.Г. Ас-молова, Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.И. Заг-вязинского, Л.В. Занкова, А.Н. Лука, А.Н. Леонтьева, Н.Д. Никандрова, Я.А. Пономарева, Н.Ю. Посталгок, С.Л. Рубинштейна, А.К. Сухотина, Д.В. Эльконина, Н.М. Яковлевой и др. В них отражены вопросы психолого-педагогической теории творчества, художественного воспитания, развития мышления и способностей младших школьников. Проблеме влияния различных видов трудовой деятельности на формирование творческих способностей учащихся были посвящены работы Л.С. Айзермана, В.Ф. Асмуса, А.Ф. Амирова, Е.Н. Ильина, Е.А. Климова и др. Особенности формирования творческой личности в учебно- воспитательной работе в различных системах образования были проанализированы в исследованиях P.M. Асадуллина, A.M. Архангельского, А.С. Гаязова, О.Г. Дробницкого, В.А. Караковского, Ґ.И. Круг-ликова, В.А. Моляко, А.З. Рахимова, В.Г. Рындак, Ф.Ш. Терегулова, Э.Ш. Хамитова, М.Д. Цыркина и др. Проблеме формирования творческой личности в учебно-воспитательной работе в начальных классах средней общеобразовательной школы и в системе дополнительного образования посвящены работы Е.М. Бабосова, Т.М. Геронимус, О.А. Деноткиной, В.Д. Иванова, Н.М. Конышевой, СП. Русскова, Е.В. Титовой, А.Г. Щербаковой и др. Вопросы определения способов формирования творческих черт школьников в системе оптимизации образовательных процессов рассматривались Ю.К. Бабанским, A.M. Моисеевым, М. М. Поташником и др. В трудах П.Р. Атутова, К.Ш. Ахиярова, Ю.П. Ветрова, В.Д.Си-моненко, A.M. Сафина, Р.З. Тагариева, Н.Ф. Хорошко, СЮ. Широковой освещаются вопросы творческого отношения к труду и формирования творческой личности посредством связи трудового обучения с основами наук. Изучение и анализ научных публикаций по проблемам развития у обеспечивающих реальность и эффективность формирования творческих способностей учащихся младшего возраста. Теоретический анализ состояния проблемы и опыт практической педагогической работы позволили выявить несоответствие между образовательными возможностями трудового обучения, трудовой деятельности учащихся в этой системе и процессом формирования творческих черт личности младших школьников. Такое состояние показало актуальность рассматриваемой проблемы, и ее недостаточную разработанность, что позволило определить тему нашего исследования: "Педагогические условия формирования творческих способностей младших школьников (на примере дисциплины "Технология") ". Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения технологии в сфере учебной деятельности средней общеобразовательной школы. Объект исследования — творческое становление личности школьников в образовательном процессе в начальных классах общеобразовательной средней школы. Предмет исследования — педагогические условия формирования творческих способностей младших школьников на уроках и во внеклассной работе по дисциплине "Технология". Гипотеза исследования состоит в том, что формирование объективными условиями и будет более успешным, если: 1) соблюдено единство психолого-педагогических, регионально- обеспечено осознание учащимися важности творческого выполнения задания для усвоения программного материала и приобретения умений и навыков по обработке материалов; выявлены методы стимулирования способов выполнения учащимися трудовых действий (моральная поддержка, поощрение их самостоятельности, догадливости, разумного отношения к делу, созидательности, обязательности и ответственности, жизненной привлекательности результата труда). Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы определены следующие задачи: изучить степень разработанности исследуемой проблемы в истории и современное состояние ее в психолого-педагогической теории и практике школьного образования; выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие осознание учащимися важности творческого выполнения задания для усвоения программного материала и приобретение умений и навыков по обработке материалов; опираясь на результаты исследования; разработать научно-методические рекомендации для студентов педагогических учебных заведений и учителей общеобразовательных школ по формированию творческих способностей младших школьников на уроках "Технологии", с учетом регионально-этнических особенностей", определить критерии и показатели различных уровней сформированности творческих способностей младших школьников на примере дисциплины "Технология". Методологической основой исследования являются философские и психолого-педагогические положения о развитии личности, о роли деятельности в воспитании и развитии активной личности, концепции личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к формированию творческой личности в процессе ее развития. Основополагающими идеями послужили научные концепции, раскрывающие общенаучную категорию "творческий потенциал" (работы A.M. Матюшкина, В.И. Слободчикова, Н.И. Шевандрина). В аспекте теории деятельности мы учитывали положения, выдвинутые в работах М.С. Кагана, СВ. Швырева. При исследовании проблемы творчества в целеполагании исходили из идей, рекомендованных Е.П. Никитиным, Д.И. Дубровским и др. В процессе разработки проблемы в психологическом аспекте нами были учтены концепции деятельности, развития, мышления, изложенные в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Дж. Гилфорда, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, А.З. Рахимова. В дидактических изысканиях в вопросах формирования творческих способностей младших школьников мы опирались на фундаментальные труды М.А.Данилова, Ю.К.Бабанского, М.Н.Скаткина. Методы исследования: В ходе исследования использовался комплекс методов, необходимых для решения поставленных задач. К ним относятся: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; наблюдение, беседы, анкетирование, изучение документации и продукции учебной творческой деятельности; - метод моделирования; - педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, - методы математической статистики. Различными видами экспериментальной работы были охвачены студенты Стерлитамакского государственного педагогического института, Стерлитамакского педагогического колледжа, учащиеся младших классов общеобразовательных школ №№ 3, 5, 11, 24 г. Стерлитамака, Макарской средней школы Ишимбайского района. Исследование осуществлялось поэтапно в течение одиннадцати лет. На каждом этапе, в зависимости от его задач, применялись соответствующие методы исследования: теоретический анализ состояния исследуемой нами проблемы; изучение, анализ и обобщение опыта основного и дополнительного начального образования в аспекте формирования творческой личности в условиях трудовой подготовки; педагогический эксперимент с последующей статистической обработкой его результатов. На первом, поисково-теоретическом этапе (1990-1992) проводился анализ современного состояния исследуемой проблемы в теории и практике воспитания творческого отношения младших школьников к усвоению трудовых знаний и умений; изучалась философская, психолого-педагогическая, методическая литература. На этой основе была сформулирована рабочая гипотеза; конкретизировались задачи исследования; были намечены пути их решения; обосновывались средства и условия эффективного формирования у младших школьников творческих способностей в сфере основного и дополнительного начального трудового обучения. На втором, поисково-эмпирическом . этапе (1992-1997) разрабатывлось содержательно-технологическое обеспечение процесса, проводилась опытно-экспериментальная работа на основе теоретически подкрепленного и разработанного содержания и методики воспитания творческого отношения к усвоению знаний, умений и навыков младшими школьниками массовых школ. На этом этапе анализировались полученные результаты, уточнялись критерии сформированности творческих способностей младших школьников. На третьем, заключительном этапе (1998-2001) продолжался формирующий эксперимент. В то же время была осуществлена систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, что становилось условием осмысления, обобщения содержания исследования. При этом данные . подвергались количественному и качественному анализу с привлечением математической статистики. Осуществлялось литературное оформление работы. Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования творческих способностей учащихся начальных классов в процессе обучения технологии и во внеурочной трудовой деятельности; выявлены особенности процесса формирования творческих способностей младших школьников в сфере обучения "Технологии"; уточнены содержание, формы и методы формирования творческих способностей младших школьников на уроках "Технологии" и во внеурочной трудовой деятельности с учетом регионального компонента; определены пути стимулирования младших школьников в различных видах деятельности на уроках "Технологии" и во внеурочной трудовой деятельности; определены критерии и показатели различных уровней сформированное творческих способностей младших школьников. Практическая значимость работы определяется содержащимися в конструирования на уроках труда в начальных классах" для студентов и учителей, методические указания по спецкурсу "Детское творчество в народном орнаменте", а также предложена программа проектов по "Технологии", которые учителя начальных классов могут использовать в своей работе. Обобщение данных исследования позволило создать комплекс методического обеспечения процесса формирования творческих способностей младших школьников. Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных параметров концептуальной модели исследования; использованием совокупности соответствием полученных данных положениям психологической и педагогической теории творческой деятельности в сфере начального обучения технологии. На защиту выносятся следующие положения: особенность влияния трудовых занятий на ход формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста заключается в одновременном воздействии трудовой деятельности на интеллектуальную и эмоционально-чувственную сферу личности. Эта многоаспектность воздействия становится условием формирования у учащихся творческих способностей; повышение уровня сформированное творческих способностей зависит от реальных социально-педагогических условий, создаваемых педагогом и образовательным учреждением; от обеспечения учащихся средствами, необходимыми для этого процесса; от реализации принципов непрерывности, разноуровневое трудовой деятельности; - эффективность влияния обновленного содержания, форм и методов способствует формированию творческих способностей младших школьников на уроках технологии и во внеклассной работе с учетом регионального компонента. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на семинарах и научно-практических конференциях преподавателей факультетов педагогики и методики начального образования педагогических вузов Республики Башкортостан. Организационно-методическая работа по внедрению результатов исследования в практику осуществлялась через систему подготовки учителей начальных классов в Стерлитамакском государственном педагогическом институте; путем организации методического семинара учителей начальных классов на базе Макарской общеобразовательной средней школы Ишимбайского района Р. Башкортостан (1995-1998). Основные положения и результаты исследования освещались в статьях, опубликованных в сборниках докладов на VI Международной научно-практической конференции (Казань, 1999 г.), на региональной научно-практической конференции (Уфа, 1999 г.), на межвузовской научно-методической конференции (Салават, 1999 г.), Международной научно-практической конференции (Стерлитамак, 2000 г.), на Всероссийской научной заочной конференции (Тверь, 2001 г.). Последние десять лет автор выступал на ежегодных институтских научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава СГПИ. Организовал практическую работу учителей начальных классов по изучению проблем формирования творческих способностей младших школьников. Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цель, задачи, методы и гипотеза исследования, указываются теоретическая база, научная новизна и практическая значимость работы. В первой главе представлен теоретико-методологический анализ состояния проблемы, отражены результаты изучения исторических аспектов развития творческих способностей младших школьников, роли наставника в развитии творческих способностей, изложена сущность понятия творческие способности детей младшего школьного возраста, показана сущность гипотезы к проявлению творческих способностей в условиях учебно-познавательной и трудовой деятельности. Во второй главе представлена система формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста в условиях обучения технологии в средней общеобразовательной школе; обоснованы цель, задачи опытно-экспериментальной работы, изложен анализ процесса формирования творческих способностей младших школьников. В ней характеризуются принципы и содержание экспериментальной системы, рассматриваются способы и условия обеспечения единства начального образования в аспекте проблемы. В заключении даются основные выводы по результатам исследования. В приложении приведены учебно-методические документы, необходимые для реализации проблемы формирования творческих способностей младших школьников в условиях общеобразовательной школы. При рассмотрении проблемы формирования творческих способностей в процессе обучения технологии в историческом контексте мы опирались на принципы культуросообразности осуществления учебно-познавательной деятельности. Культура понимается как специфический способ человеческой деятельности. Являясь универсальной характеристикой деятельности, она в свою очередь как бы задает социально-гуманистическую программу и представляет направленность того или иного вида деятельности, освоение личностью культуры предполагает также освоение ею способов творческой деятельности. Иначе, процесс образования воспринимается как проявление культуры, системы ее взаимосвязи с принципом природосообразности, являющимся сущностью развития личности младшего школьника. При таком подходе важным становится рассмотрение личности учителя начальных классов как субъекта культуры, который обеспечивает ее трансляцию и воспроизводство. Данный подход был обусловлен стремлением получить ответ на вопрос: "Как и почему индивид не только развивается на основе субъективной сущности человека (культуры), но и вносит в нее принципиально новое, то есть становится субъектом исторического творчества" [1,с.124]. Таким образом, исследуя данную проблему, мы обращаемся к анализу педагогических исследований и суждений по таким вопросам, как определение культуросообразной детерминации обучения; подготовка учащихся младших классов как объектов и субъектов развития на основе принципа культуросообразности. Положения, связанные с обоснованием культуросообразной детерминации обучения, прослеживаются в трудах древнегреческого ученого Аристотеля (384-322 до н.э.), который рассматривал обучение как форму общественной жизни, связанную с подготовкой полезного человека для общества, "принадлежащего не себе самому, а отечеству" [20, с. 16]. Ученый отстаивал идею о том, что каждый наставник направляет свою деятельность на социализацию — воспитание полезного для общества человека Отправной, исходной точкой творчества Аристотель считал активность и самостоятельность, гибкость способностей человека. Уже в первой половине первого тысячелетия до н.э. в процессе обучения важной формой обеспечения прочности объясняемых наставником понятий было упражнение. В работе "Государство" Платон (427-347 до н.э.) писал следующее: "Несообразительные, будучи воспитаны на математике, упражняясь в ней, даже если они не получат от этого никакой другой пользы, во всяком случае приобретают большую восприимчивость, чем имели раньше"[152, с. 14]. Платон отмечает, что ученику должно было характерно усердие — большая старательность в усвоении знаний, умений, в развитии учебных навыков. Он должен был быть настойчивым, т.е. упорным и твердым в достижении успехов в учебе, настойчиво упражняться, постоянно работать, упражняя не только восприимчивость, но и навыки учебной деятельности, следовательно, ребенок должен был усердно заниматься своим умственным развитием. В то же время в процессе обучения ребенок должен был показывать глубокий интерес к учебе, проявлять способности в приобретении знаний, умений и навыков. Кроме всего сказанного, ученик должен был выделяться в среде учащихся своей решительностью, проявлением собственной инициативы; без посторонних влияний, без чужой помощи заниматься закреплением объясненного наставником. Такая оценка обучаемого наставником была обязательной. Именно такой подход к ребенку способствовал обеспечению его условиями умственного развития. Умственное развитие определялось основным направлением обучения подрастающего человека, и в процессе обучения решающим был труд, связанный с развитием мыслительных способностей, определяющих деятельность человека в будущем. Как показывают результаты изучения, человек этой эпохи (в самом начале 1-го тысячелетия н.э.) отличался проявлением разносторонних способностей в овладении жизненно важными знаниями и понятиями. Так, в своей статье "Сравнительные жизнеописания" греческий философ Плутарх писал следующее: "Считая себя принадлежащим не себе самому, а отечеству, например, спартанцы, если у них не было других поручений, либо наблюдали за детьми и учили их чему-нибудь полезному, либо сами учились у стариков" Г153, с.11]. Таким образом, древнему периоду развития общественного обучения детей была характерна направленность на воспитание "хорошего человека" [153, с. 15]. При этом основным считалось вооружение подрастающего человека в условиях элементарного обучения определенным объемом знаний, умений и навыков, необходимых в условиях жизнедеятельности не только отдельного индивидуума, но и общества, и способствующих совершенствованию и развитию государства. Занимаясь исследованием выдвинутой проблемы, мы исходили из определений понятия "творчество", данных в педагогической и психологической литературе. Так, в энциклопедическом словаре творчество определяется как "деятельность, порождающая нечто новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью" [182, с. 1306]. В "Атласе по психологии" творчество выделяют как "деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей1 [23, с. 176]. Аналогичное определение можно найти и в "философском словаре" [195, с. 477]. Л.С. Выготский в своем определении творчества подчеркивает его внутреннюю и внешнюю сторону. "Творческой деятельностью мы называем всякую такую деятельность человека, который создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке" [54, с. 64]. На наш взгляд, наиболее полное и четкое определение дано в кратком психологическом словаре. "Творчество - деятельность людей, направленная на создание нового, никогда ранее не бывшего; способность человека из известного, имеющегося в действительности материала создавать в процессе труда новую реальность отвечающую многообразным общественным потребностям" [108, с. 398]. Б.Г. Ананьев также определял творчество как принципиально новую, преобразующую действительность в человеческой деятельности. В этих понятиях творчество определяется как деятельность по созданию только чего-то нового [11, с. 171]. А.Г. Спиркин определяет творчество следующим образом: ".. .это мыслительная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, установление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования ... При этом следует подчеркнуть, что новизна объективна и социально значима, если результат действительно новый в контексте истории культуры, если же он нов для его автора, то новизна субъективна и не имеет общественного значения" [183, с. 34]. В этом определении автор выделяет объективность и субъективность процесса творчества. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью [108, с. 315]. Под способностями понимают свойства или качества человека, делающим его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Способности несут в себе природные предпосылки развития в виде задатков- Люди от рождения бывают наделены различными задатками. Задатки - лишь предпосылки развития способностей. "Все специальные способности человека, - писал С.Л. Рубинштейн, - это в конце концов различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению. Способности человека - это проявления стороны его способности к обучению и к труду". [170, с.126]. В педагогической науке указывается, что творческие способности характеризуются богатством воображения, нешаблонностью мышления, критичностью взгляда на вещи, возможностью выдвигать новые решения и идеи, проявлять активность жизненной позиции в процессе реализации своих знаний, умений и навыков [107, с. 271], Как писал выдающийся отечественный педагог В.А. Сухомлинский: "Творчество - это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности. Я бы назвал творчество самой сутью жизни в мире знания и красоты. Творчество — это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности" [185, с. 15]. Исходя из этого, мы обратили внимание на существующее данное время в социально-культури ой сфере положение, согласно которому творческие способности являются чем-то исключительным. Однако, задатки творческих способностей присущи практически любому человеку, любому ребенку. Нужно лишь раскрыть их и развить. Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда сам характер деятельности специалистов повышает требования к способностям человека, к умению находить оптимальные варианты и пути решения стоящих перед ним жизненных задач, зачастую в нетипичных, нестандартных ситуациях. Одним из направлений нашего исследования было использование особенностей целостного педагогического процесса в формировании творческих способностей учащихся начальных классов массовой общеобразовательной школы. Понятие "целостный педагогический процесс" в современных учебниках педагогики, написанных в аспекте обеспечения стандарта высшего педагогического образования, обобщенно определяется как тотальность, завершенность, целостность и собственная закономерность процесса. Отмечается, что в конце XIX века это понятие употреблялось в сфере педагогики для выражения связей компонентов педагогического процесса. Данный подход был обусловлен тем, что ссылка на отдельные части обстоятельства, процесса, вещи никогда не сможет способствовать объяснению общего состояния или общего воздействия процесса, общего действия вещи, ибо целое может быть определено только как сумма своих частей [107, с.506], а часть, отделение -только как компонент целого. Такое положение позволяет предположить, что целостный подход выступает в качестве важнейшего условия обеспечения личностного и интеллектуального роста младшего школьника. Он предполагает целостное педагогическое воздействие на его творческое становление. Сущность этого понимается нами как взаимосвязь и взаимообусловленность целей, принципов, содержания, форм и методов формирования творческих способностей младшего школьника в учебно-познавательной деятельности в сфере начального обучения, Соответственно, это явление будет отражаться и на качественном изменении уровня творческого подхода к учению. Используя целостный подход к педагогическому процессу в сфере начального обучения, мы определили три направления реализации творческих способностей младших школьников: организационное, содержательное и личностное. Первое направление предполагает организационную целостность процесса формирования творческих способностей младшего школьника с его разнообразными подсистемами и компонентами на всех уровнях иерархии. Творческие качества ученика могут сформироваться только в педагогическом процессе, эффективно организованном на всех уровнях общеобразовательной подготовки. Этому способствует использование широкого спектра организационных форм обучения, средств, эффективных методов педагогического процесса. Второе направление отражает содержательную целостность учебно-воспитательного процесса в условиях начального обучения. При этом обучение технологии (труду), как и обучение всем учебным предметам, должно представлять целостную в научном, методическом, практическом отношениях систему. Третье направление предполагает целостное восприятие субъекта образования (обучения творчеству) и рассмотрение его как части, компонента окружающей социальной среды, в которой он одновременно выступает в качестве обучаемого творчеству, труду, а также объекта и субъекта многослойной образовательной среды. Таким образом, мы выявили направления функционирования системы целостного процесса обучения творчеству на организационном, содержательном и личностном уровнях, которые способствуют более объективному видению причинно-следственных отношений между теоретической, методической и практической подготовкой младших школьников в ходе обучения творчеству. Это, в свою очередь, предоставляет возможность осуществлять педагогическую корректировку на протяжении всего процесса формирования творческих способностей у младшего школьника как субъекта творческой деятельности. Как мы уже отмечали выше, в ходе изучения вопросов использования целостного педагогического процесса в формировании творческих способностей у младших школьников мы обратили внимание на выяснение сути категории "деятельность". Как говорится в педагогическом словаре, изданном под редакцией И.А. Каирова, "деятельность... это важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности" [107, с. 15]. В философском словаре также указывается, что деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение и преобразование [195]. По нашему мнению, в данных определениях присутствуют основные моменты, которые точно и правильно выражают суть понятия "деятельность". Деятельность раскрывается, во-первых, как форма проявления творческих способностей и, во-вторых, как результат предметно-практической активности человека. Учитывая мнение Е.Н. Шиянова [204], мы полагаем, что каждый период формирования творческих способностей у младших школьников характеризуется тем или иным определяющим видом предметно-практической деятельности, а именно: познавательной, ценностно-ориентационной и преобразовательной. Формирование творческих способностей младших школьников неотделимо от их сознательных активных действий и проявления ими самостоятельности. Поэтому процесс обучения предусматривает максимально-эффективное использование учителем всех форм, средств и способов активизации личности каждого ученика, способных формировать у него самостоятельность в действиях учебно-познавательного характера. В то же время должно быть предусмотрено проявление учениками творческих качеств созидательного отношения к выполнению трудовых заданий. Исследуя проблему, мы ориентировались на психолого-педагогические аспекты трудового воспитания и обучения младших школьников. Результаты нашего исследования показали следующее. Трудовое воспитание, в том числе и обучение, может осуществляться в условиях реального труда. В связи с этим важно обеспечить процесс труда социально полезным и производительным характером. В условиях начального общего обучения этому способствует организация трудового занятия с учетом требований социализации подрастающего поколения и социальных нужд в жизни людей региона. В этом контексте важно принятие во внимание потребностей, повседневных нужд учащихся класса, их семей. Конечно, ограничение трудового воспитания, обучения лишь уроками труда выступает крайне упрощенным представлением значения трудовой подготовки. В сфере школьного трудового воспитания и обучения главным трудом учащихся являются усвоение знаний, развитие различных видов мышления. В этом аспекте обучение на уроках технологии принимает разносторонний характер. Нужно научить трудиться учащихся на уроках по всем учебным предметам, во всем, в любом деле, и в учении. Кроме всего сказанного, когда речь ведется об обучении учащихся младших классов творчеству, не следует забывать о том, что трудовая адаптация является важнейшим условием формирования качеств созидателя (конструктора). Этот процесс является важным потому, что способствует детям различных возрастов "вживаться" в трудовую деятельность, вырабатывать у подрастающего человека чувство терпимости в условиях конкретного труда, трудового коллектива, умение соблюдать эмоционально-волевое равновесие со средой, применять определенный набор правил действий и приемов, позволяющих находить решения новых проблем, возникающих в трудовой деятельности, умение проявлять индивидуальные особенности. При наличии таких качеств учащийся постепенно проявляет склонность к творчеству [134, с. 10]. Когда речь ведется о формировании у младших школьников склонности к творческой деятельности, не следует упускать из виду то, что творческие качества не возникают спонтанно, а формируются в процессе включения творческой деятельности в трудовую. Важность этой проблемы подчеркивалась в научно-педагогической литературе. Ряд ученых зарубежных стран обращали внимание на необходимость включения творческой деятельности в трудовой процесс учащихся, воспитание у них умений, готовности проявлять творчество в труде. Такой процесс становится фактором воспитания активности и инициативы в планировании, управлении, организации, контроле в процессе труда, условием воспитания у учащихся творческого отношения к труду, обучения их самостоятельному приобретению и применению знаний. Конечно, в формировании качеств творческих способностей важное значение имеет практическая подготовка младших школьников к решению задач творческого характера. Каковы особенности этого процесса в условиях современного начального общего обучения? Эти черты зависят от уровня готовности учащихся к учебно-познавательной деятельности и их способностей. Наше исследование показывает, что уровень творческих качеств младших школьников обусловлен осуществлением обучения творчеству. Творческие способности учащихся младших классов общеобразовательных школ определяются по уровням. Это положение подтвердилось также в результате нашего исследования названной проблемы в общеобразовательных школах №№ 3, 5, 11 г. Стерлитамака и ряда сельских районов в 1995 - 2000 годах. Это отражено в таблице № 1.
учащихся творческих способностей, а также опыт практической работы
учителей начальных классов средних общеобразовательных школ
убедили нас в том, что до настоящего времени не конкретизировано
единство оптимальных психолого-педагогических условий,
творческих способностей учеников начальных классов средней
общеобразовательной школы обуславливается следующими
этнических, методических, организационно-управленческих условий в
педагогическом руководстве учебно-познавательной деятельностью
учащихся;
контрольный);
ней выводами, которые способствуют совершенствованию учебно-
познавательной деятельности младших школьников, предполагают
формирование их творческих качеств, разработанной системой
формирования основ созидательного подхода к изучению "Технологии" в
сфере начального обучения. В связи с этим были разработаны
методические рекомендации "Элементы художественного
методов теоретического и экспериментального исследования,
соответствующих характеру изучаемой системы, цели и задачам
изыскания; воспроизводимостью результатов исследования;Формирование творческих способностей в процессе обучения технологии: исторический анализ и современные особенности
Психолого-педагогические предпосылки формирования творческих способностей младших школьников в сфере обучения технологии
Содержательно-технологическое обеспечение формирования творческих способностей младших школьников
Опытно-экспериментальная работа по формированию творческих способностей младших школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности
Похожие диссертации на Педагогические условия формирования творческих способностей младших школьников (На примере дисциплины "Технология")