Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в области эстетического воспитания - как научная проблема 16-79
1.1 История становления и формирования системы повышения квалификации педагогических кадров в России в XX веке 17-47
1.2. Психолого-педагогические основы повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в области эстетического воспитания 47-64
1.3. Состояние повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в области эстетического воспитания в современной педагогической практике. 64-78
Выводы к 1 главе. 78-79
Глава 2. Содержание, формы и методы повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в области эстетического воспитания 80-143
2.1. Задачи эстетического воспитания дошкольников и содержание повышения квалификации педагогов, преподающих предметы эстетического цикла 82-110
2.2. Формы и методы повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в области эстетического воспитания 110-118
2.3. Уровни профессиональной деятельности, достигнутые в результате повышения квалификации педагогов ДОУ по эстетическому воспитанию 119-139
Выводы по 11 главе. 139-143
Заключение и выводы 142-143
Библиография 144-156
Приложения
- История становления и формирования системы повышения квалификации педагогических кадров в России в XX веке
- Психолого-педагогические основы повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в области эстетического воспитания
- Задачи эстетического воспитания дошкольников и содержание повышения квалификации педагогов, преподающих предметы эстетического цикла
- Формы и методы повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в области эстетического воспитания
Введение к работе
Современная система дошкольного образования характеризуется разнообразием видов образовательных учреждений, расширением спектра применяемых вариативных программ и педагогических технологий, широким развитием инновационных подходов к осуществлению педагогической деятельности и воспитательного процесса. Это требует внесения существенных корректив в систему подготовки и переподготовки педагогических кадров, особенно педагогов дошкольных образовательных учреждений, специализирующихся в конкретных областях воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Вопросы философии, психологии и педагогики образования, прогнозирования образовательных систем, содержания и организации непрерывного образования педагогических кадров были достаточно полно раскрыты в работах ВЛ.Борисенкова, Б.С.Гершунского, В.В.Давыдова, В.СЛазарева, В.СЛеднева, А.А.Орловой, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина, В.И.Слободчикова. Авторы рассматривают положения о роли образования в развитии человека, его личностных свойств и способностей, а также в преодолении стереотипов поведения и ложных представлений о способах коммуникации в процессе обучения, нередко складывающихся в профессиональной деятельности педагогов.
Идеи культурно-исторического развития человека, представленные в трудах отечественных ученых XX столетия: Л.С.Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина, их учеников и последователей, разрабатывающих эти идеи применительно к развитию детей дошкольного и школьного возраста (В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, В.А. Петровский, Н.Н. Поддьяков, В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков), легли в основу современных психолого-педагогических
концепций развивающего и личностно-ориентированного
образования. Оно рассматривается как условие «становления и развития базовых, родовых способностей человека, позволяющих ему быть и отстаивать собственную человечность, быть не только материалом и ресурсом социального производства, но подлинным субъектом культуры и исторического действия» (В.И. Слободчиков, 2005г.).
Такой подход принципиально меняет представление о содержании профессионального педагогического образования в системе повышения квалификации, о формах и технологиях его осуществления в этом процессе. На передний план выступают принципы обновления и системного построения образовательного материала, способы и средства его анализа и обобщения, возможности использования условий, способствующих проявлению свободной творческой деятельности обучающихся, построение личностно-ориентированного общения и взаимодействия в образовательной деятельности, анализ опыта применения педагогом освоенных педагогических знаний и технологий в воспитательной работе с детьми.
Проблема построения личностно-ориентированного педагогического процесса получила освещение в ряде психологических и педагогических исследований (А.В. Петровский, В.А. Петровский, И.С. Якиманская, Е.Н. Шиянов, Е.В. Бондаревская; А. В. Мудрик, Ш.А. Амонашвили). Основой реализации этого подхода служит создание условий для полноценного
проявления и развития личностных качеств обучаемых в процессе их субъект-субъектного взаимодействия с педагогом.
Важной стороной развивающего образования является эстетическое
воспитание в его соотношении с общим образованием, знакомством с
культурой, искусством и становлением личности ребенка. Это
подчеркивалось в работах многих отечественных и зарубежных авторов: философов (В.Ф. Асмус, Ю.Б. Борев, В.В. Волков, М.С. Каган А.Ф. Лосев); психологов (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, Е.И.
Игнатьев, А.А. Мелик-Пашаев, Н.Н. Поддьяков,); педагогов (Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, Б.Т. Лихачев, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Б.П. Юсов); искусствоведов (Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Б.М. Неменский).
По проблемам повышения квалификации педагогических кадров проведено немало исследований, но они, главным образом, касаются организации образовательной работы с учителями и руководителями общеобразовательных школ. Исследования по вопросам повышения квалификации дошкольных работников (воспитателей, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования) относятся, в основном, к узкопрофессиональной подготовке и методической работе в детском саду (например, обучению детей технике рисования, развитию интереса к литературе, физическому воспитанию). Имеются также работы, где вопросы повышения квалификации педагогов касаются отдельной узкой проблемы, например, особенностей формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности (исследование А.В. Размысловой).
Вместе с тем, в настоящее время у педагогов существуют проблемы, связанные как с общим воспитанием дошкольников, так и с эстетическим воспитанием, которое осуществляется, в основном, на специальных занятиях (по изобразительной, музыкальной, театрализованной и художественно-речевой деятельности). Многие педагоги уделяют недостаточно внимания развитию эстетических чувств, воображения и художественного творчества детей, слабо владеют не только практическими умениями, но и общими знаниями в области музыкального и изобразительного искусства, не умеют оценивать уровень эстетического развития и воспитания дошкольников, не учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста. В новых видах дошкольных учреждений (центр развития ребёнка, начальная школа -детский сад (УВК), прогимназия, дошкольные учреждения
6
комбинированного типа, ДОУ с приоритетными направлениями
художественно-эстетического развития), как правило, не
рассматриваются возможности и подходы к интеграции разных видов
искусства в организации воспитательно-образовательного процесса.
Анализ научной литературы и педагогической практики, изучение запросов образовательных учреждений к профессиональной подготовке педагогов ДОУ, осуществляющих эстетическое воспитание, позволили выявить существенные противоречия: между: постоянно возрастающими требованиями к качеству работы педагога и отсутствием обоснованной модели развития его профессиональной культуры; всевозрастающей необходимостью ориентации в процессе эстетического воспитания на индивидуальность ребенка и традиционным стремлением уравнять
ребенка с другими; между потребностью в гуманном, доброжелательном
отношении к ребенку, включением педагога в равноправное
взаимодействие с ним и авторитарными способами влияния на процесс его
обучения; между потребностью в интеграции разных видов искусства в
процессе эстетического воспитания и консервативностью
организационных форм и содержания последипломного образования, ограниченного рамками преподаваемого предмета; укоренившейся традиционно обязательной практикой курсового последипломного (через пять лет) образования педагогов при ИПК (ИУУ) и потребностью в организации непрерывного управляемого процесса пополнения их профессиональных знаний в межкурсовой период.
В совокупности эти противоречия и обусловили наше внимание к
анализу истории становления и содержанию теоретических основ
построения процесса повышения квалификации педагогических кадров
ДОУ на муниципальном и региональном уровне и определили выбор
темы нашего исследования: «Педагогические и организационные
условия повышения квалификации педагогов дошкольных
образовательных учреждений в области эстетического воспитания».
Решение общей задачи повышения квалификации педагогов
рассматривалось нами в двух направлениях: как акцентирование внимания на содержании и методах личностно-ориентированного и развивающего образования самих педагогов и как качественное использование этого развивающего и гуманистического подхода в процессе эстетического воспитания детей с применением адекватных дошкольному возрасту методик и технологий.
Цель исследования: изучить педагогические и организационные условия, обеспечивающие непрерывность процесса повышения квалификации педагогов ДОУ; на этой основе определить содержание, формы и методы совершенствования уровня их подготовки к осуществлению эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Объект исследования: особенности повышения квалификации педагогических кадров ДОУ; эстетическое воспитание дошкольников.
Предмет исследования: условия процесса непрерывного повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в области эстетического воспитания детей.
Гипотеза исследования. Успешное повышение квалификации педагогов ДОУ в области эстетического воспитания предполагает создание и использование в этом процессе ряда педагогических и организационных условий, позитивно влияющих на профессиональный рост педагогов, их творческую самореализацию, становление устойчивого интереса к педагогической работе с детьми и личностной направленности на ее совершенствование.
Педагогические условия предусматривают: а) отбор содержания образования, охватывающего новые современные представления в области общей и дошкольной педагогики, психологии развития, эстетического воспитания дошкольников; б)отбор эффективных форм, средств, методов и технологий анализа и освоения учебного материала; в) включение педагогов в разнообразные формы активной, самостоятельной работы с
учебным материалом и формы делового личностно-
ориентированного общения с другими педагогами, преподавателями курсов, а затем и детьми,
что в значительной степени способствует развитию у педагогов творческой активности и самореализации педагогической деятельности.
Организационные условия служат средством, обеспечивающим:
а) применение и реализацию в обучении вариативных форм и технологий
проведения практических занятий самих педагогов и практической
работы с детьми на занятиях разного типа, включая комплексные,
построенные на основе взаимосвязи разных видов эстетической
деятельности (изобразительной, музыкальной, театрализованной,
художественно-речевой); б) выполнение непосредственных
организационных и управленческих задач в разных звеньях системы повышения квалификации (региональных, муниципальных, на уровне конкретных дошкольных учреждений). Это связано с необходимостью реализации дифференцированного подхода к осуществлению процесса повышения квалификации педагогов, имеющих разный стаж и опыт работы в ДОУ, разное базовое образование, индивидуальные склонности и интересы, что требует особого построения их образовательной деятельности, перестановки акцентов при планировании содержания теоретических и практических занятий, разных временных затрат на реализацию программы непрерывного повышения их квалификации;
в) оснащение учебной работы необходимыми методическими и техническими средствами.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть исторический аспект становления системы повышения квалификации педагогических кадров.
Проанализировать современное состояние проблемы повышения квалификации педагогов ДОУ в области эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Определить новое содержание, формы и методы повышения квалификации педагогов ДОУ в области эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Разработать и апробировать программу повышения квалификации по предметам эстетического цикла, методические рекомендации к ней и внедрить их в практику учебной деятельности педагогов ДОУ на региональном и муниципальном уровне.
Методологическую основу исследования составили современные концепции развивающего и личностно-ориентированного образования, а также системный, психолого-педагогический, культурологический, и искусствоведческий подход к построению системы эстетического воспитания (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков; Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман; Б.П. Юсов, Т.И. Бакланова); концептуальные положения теории управления непрерывным последипломным образованием педагогических кадров (СТ. Вершловский, В.Г. Онушкин, Н.М. Чегодаев, Т.И. Шамова).
Теоретической основой исследования явились: разработанные в первой половине XX века идеи профессиональной готовности педагогов (П.П. Блонский, Н.К, Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий, В.Н. Шацкая ); представления о закономерностях развития системы последипломного образования педагогических кадров (П.В. Худоминский, Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Н.М. Чегодаев); концептуальные положения в области эстетического воспитания (Н.А. Ветлугина, А.В. Запорожец, Д.Б. Кабалевский, Т.С. Комарова, В.Т. Кудрявцев, B.C. Кузин, Б.Т. Лихачев, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина).
Методы исследования: теоретический анализ работ в области педагогики, психологии, эстетики, искусствоведения по проблеме
исследования; анализ традиционной методики преподавания
художественных дисциплин и разработка теоретической модели повышения квалификации педагогов ДОУ в области эстетического воспитания; поисковый и констатирующий эксперименты, эмпирическое изучение квалификации педагогов ДОУ: анкетирование, наблюдение, беседы, интервьюирование, экспертные оценки; формирующий эксперимент: разработка и апробация программы работы с педагогами на практических занятиях по повышению квалификации; контрольный эксперимент: выявление уровня эстетического развития детей; проведение педагогами, участвовавшими в экспериментальном обучении, интегрированных занятий на основе взаимосвязи разных видов искусств; сравнительный анализ результатов работы педагогов на занятиях с детьми (до и после формирующего эксперимента).
Экспериментальная база исследования.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в двух направлениях: 1)
работа с педагогами дошкольных образовательных учреждений разных типов
и видов в окружном и методическом центре Западного округа г. Москвы; 2)
проведение занятий эстетического цикла с дошкольниками ДОУ. Первое
направление включало: учебно-методическую работу с педагогами на
развивающих занятиях по овладению педагогическим мастерством;
изучение и обобщение опыта работы образовательных учреждений в
условиях учебного округа; организацию опытно-экспериментальной работы
и их непосредственного участия в работе научно-практических
конференций, семинаров, совещаний работников образования (на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях). Второе направление включало проведение экспериментов констатирующего и формирующего характера на базе детских садов Западного округа г. Москвы: №№,1515, 1844, 2093 (Центр развития), №1815 (УВК), №№1326, 1641 (ДОУ общеразвивающего вида с художественно-эстетическим приоритетом), №№2098, 1880 (ДОУ комбинированного вида) - всего 8
11
образовательных учреждений. Экспериментальной работой было
охвачено 72 педагога и 450 детей.
Основные этапы исследования:
Первый этап (1999-2001 гг.) - проблемно- поисковый. Его цель состояла: 1) в изучении и анализе философской, искусствоведческой и психолого-педагогической литературы с точки зрения состояния теории и практики по проблеме исследования; 2) в выявлении инновационного опыта работы педагогов по предметам эстетического цикла в дошкольных образовательных учреждениях разного типа и вида, проведении педагогического анализа программ по эстетическому воспитанию дошкольников.
Второй этап - (2001 - 2004гг.) - опытно-экспериментальный. На
основе теоретического анализа основных концепций развивающего
дошкольного образования и личностно - направленного эстетического воспитания детей дошкольного возраста была разработана программа повышения квалификации педагогических кадров и проведена ее опытно-экспериментальная апробация в ДОУ. Проводились констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты с детьми в дошкольных учреждениях Западного округа г. Москвы.
Третий этап - (2004-2005гг.) - контрольный (обобщающий) - был посвящен обобщению результатов опытно-экспериментальной работы, подведению итогов, анализу и обсуждению результатов исследования в педагогической, студенческой, научной среде и выработке конкретных рекомендаций, раскрывающих теоретические основания, педагогические и организационные условия развивающего обучения и эстетического воспитания педагогов и детей в едином образовательном пространстве, формулировались выводы исследования.
Научная новизна исследования. Впервые проанализированы историко-архивные материалы по повышению квалификации педагогических кадров в первой половине XX века и определены возможности обновления содержания повышения квалификации педагогов на основе материалов
психолого-педагогических исследований, посвященных
эстетическому развитию дошкольников. Исследованы на принципиально новой научной основе возможности и условия повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в области эстетического воспитания: создана модель непрерывного повышения квалификации (на муниципальном и региональном уровне), включающая педагогические и организационные условия развивающей образовательной среды, разработана и апробирована программа развивающего обучения педагогов на основе их дифференциации по базовому образованию, стажу работы, профессиональной компетентности. Разработаны критерии оценки творческой активности педагогов, определены уровни их подготовленности к личностно-ориентированной работе с детьми по эстетическому воспитанию в разных типах и видах дошкольных учреждений.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в развитие педагогической теории и практики, являя собой новый взгляд на проблему определения педагогических и организационных условий непрерывного повышения квалификации в русле развивающего образования. В теорию и организацию повышения квалификации педагогов дошкольного образования внесена (и теоретически обоснована) обновленная организационная структура повышения квалификации педагогов ДОУ, обеспечивающая непрерывность в области эстетического воспитания, которая рассматривается как единый процесс для всех ступеней последипломного образования (на муниципальном и региональном уровнях), направленная на формирование у педагогов способов самообразования и творческой организации профессиональной деятельности.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что: в результате работы по созданной программе повышения квалификации повысился уровень подготовки педагогов по эстетическому воспитанию детей, благодаря чему получены более высокие результаты в их обучении, воспитании и развитии личности ребенка. Содержание программы и методических рекомендаций к ней, а также анализ исторического и
современного состояния дел по данной проблеме используются при организации работы в разных видах дошкольных образовательных учреждений, на лекциях, практических занятиях со слушателями курсов повышения квалификации педагогических работников.
Разработанные автором рекомендации могут быть использованы при составлении программ повышения квалификации в методических центрах, при составлении учебных пособий для методистов, преподавателей вузов, педколледжей, в учебной работе по подготовке педагогов для дошкольных образовательных учреждений.
На защиту выносятся следующие положения: 1. Повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в области эстетического воспитания может осуществляться при дифференцированном учете исходного профессионального уровня деятельности педагога; профессиональный уровень характеризуют: знание теории развивающего образования и эстетического воспитания, знание психологии творческого развития личности, владение педагогическими технологиями, (т.е. совокупностью профессиональных умений, определяющих воспитательный успех педагогического общения и взаимодействия с ребенком); профессиональный уровень педагога совершенствуется в процессе повышения квалификации при создании следующих условий: непрерывности образования, самостоятельной работы со специальной литературой, умения осуществлять самоанализ всех видов в своей педагогической деятельности.
2. Совершенствованию повышения квалификации педагогов ДОУ в области эстетического воспитания может способствовать формирование у них теоретических представлений о психолого-педагогических основах развивающего образования, о месте в этом процессе предметов эстетического цикла, аналитическое рассмотрение содержания эстетического воспитания и способов его организации через активизацию
разнообразной творческой деятельности детей, их
познавательного интереса. Профессиональное применение педагогических технологий позволяет успешно осуществить процесс личностно-направленного взаимодействия с детьми.
Повышение квалификации является одним из этапов непрерывного образования (проблемные, модульные курсы и т.д. в разных вариантах) на региональном и муниципальном уровне.
3. Дифференцированный подход к обучению педагогов (в зависимости
от базового образования, интересов к разным видам художественной
деятельности и стажа работы), представляет собой открытую систему, успех
которой определяется и зависит полностью от принимаемых
образовательными учреждениями вариантов программ по эстетическому воспитанию, от содержания, форм и условий организации курсов повышения квалификации.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы диссертационной работы были представлены на Всероссийских (Москва- 2003-2005, Казань - 2005) и региональных научно-практических конференциях по проблемам обновления содержания дошкольного образования (Западное, Южное, Юго-Западное управление г. Москвы -2001-2005).
Основные положения и результаты исследования обсуждались в Московском институте открытого образования, Республиканском институте повышения квалификации работников образования, в учебно-методическом центре (для работников управления, руководителей ДОУ, Центров, УМЦ), на курсах повышения квалификации по проблематике дошкольного образования, на совещаниях руководителей, методистов и воспитателей детских дошкольных учреждений Западного округа г. Москвы. Практическая апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе эксперимента по обновлению содержания эстетического воспитания в инновационных дошкольных образовательных учреждениях Западного округа Москвы (Центр развития ребенка - детские сады №№1515, 2093, 1844,
«Начальная школа - детский сад № 1815, детские сады №№1641, 1880,1326, 2098, 2034). Рекомендации материалов исследования используются в опыте работы педагогического колледжа №6 г. Москвы. Разработанные в диссертации рекомендации по повышению квалификации педагогов ДОУ в области эстетического воспитания используются в учебно-методическом центре Западного округа г. Москвы, в Институте развития образования при проведении целевых и проблемных курсов повышения квалификации по эстетическому воспитанию. Содержание, формы и методы повышения квалификации педагогов ДОУ по эстетическому воспитанию были обсуждены и одобрены на расширенном заседании лаборатории развития речи и речевого общения Института развития дошкольного образования РАО и отражены в публикациях автора.
Достоверность полученных результатов обеспечена:
методологической обоснованностью концептуальных положений работы; использованием комплекса методов, соответствующих целям и задачам исследования; количественным и качественным анализом результатов исследования.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и 7 приложений, содержащих программу повышения квалификации, самостоятельные итоговые работы слушателей курсов, таблицы современных типов и видов ДОУ, схемы взаимосвязи всех видов художественной деятельности.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования; изложены методологические основы и теоретическая база исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в области эстетического воспитания - как научная проблема» рассматриваются исторические, психолого-
16 педагогические основы исследования, проводится анализ современной
педагогической практики, условий, способствующих и препятствующих
эффективному повышению квалификации педагогических кадров
образовательных учреждений в области эстетического воспитания. Кроме
того, по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста как
педагогической проблеме дается анализ литературы по двум направлениям:
рассматриваются психолого-педагогические основы эстетического воспитания
детей средствами искусства и раскрываются возможности музыкального и
изобразительного народного искусства в эстетическом воспитании
дошкольников, дается характеристика детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе «Содержание, формы и методы повышения
квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в
области эстетического воспитания» раскрываются условия, содержание,
формы и методы этой работы в соответствии с задачами эстетического
воспитания детей дошкольного возраста; описываются методы и результаты
оценки уровня профессиональной деятельности педагогов, осуществление
опытно-экспериментальной работы и ее результаты.
В заключении изложены результаты исследования, показаны научные и практические перспективы его развития в педагогике дошкольного образования и эстетического воспитания, даны обобщающие выводы по повышению квалификации педагогов в области эстетического воспитания в разных типах и видах образовательных учреждений.
Библиография содержит список из 185 названий научно-педагогической, методической и искусствоведческой литературы.
В приложениях представлены планы повышения квалификации педагогов образовательных учреждений в области эстетического воспитания, творческие работы слушателей курсов повышения квалификации, различные по содержанию сценарии интегрированных занятий, праздников на основе народного искусства.
История становления и формирования системы повышения квалификации педагогических кадров в России в XX веке
На всех исторических этапах радикального реформирования отечественных экономических, политических и социальных основ особое внимание государства было направлено на совершенствование процесса .образования.
Еще в XYIII веке считалось, что возрождение России зависит от количества образованных людей, а образование считалось фундаментом, на котором осуществлялось коренное преобразование устройства общественного бытия. Для проведения реформ в государстве были необходимы достаточно подготовленные исполнители, что и вызвало создание в России системы общеобразовательных и профессиональных школ, включая высшие учебные заведения. Значительный вклад в образование и воспитание подрастающих поколений в процессе исторического развития нашего общества вносили педагогические кадры.
Поступательное развитие образования зависит от профессионального мастерства учителя, поэтому подготовке учителей в XYIII веке уделялось большое внимание. Правительство считало, что подготовку учителей может осуществлять государство, в этот период были распространены епархиальные (архиерейские) школы, готовившие священников и учителей. Эти школы можно считать первыми учебными заведениями, которые готовили педагогические кадры, так как они не были чисто духовными, а давали общее образование, в том числе и педагогическое. В 20 гг. XY1II века их насчитывалось 46, и обучалось в них более 3000 человек. Особо выделялись Новгородская и Ростовская архиерейские школы. В них изучались греческий и латинский языки, большое внимание уделялось художественному и физическому воспитанию. С 1737 года архиерейские школы стали преобразовываться в духовные семинарии. В 40 годы XYIII века таких семинарий было 17 с 2589 учащимися.
Во второй четверти XYHI века своеобразным центром педагогического образования в России стала Санкт-Петербургская академия наук (1725 год), с подчиненными ей университетом и гимназией. Академическую гимназию можно считать первой в России государственной светской общеобразовательной школой, имеющей своей целью подготовку к поступлению в университет. Опыт деятельности Академии наук послужил основанием для создания через тридцать лет первого в России светского высшего учебного заведения Московского университета (1755 год). В 1779 году при Московском университете (идея М.В.Ломоносова) была создана учительская семинария с 3-х летним сроком обучения. По свидетельству историка Ключевского В.О., многое для ее открытия сделал профессор Московского университета И.Г. Шварц. Он собрал пожертвования, присоединил свои 5 тысяч рублей и открыл семинарию, он же стал ее инспектором и преподавателем педагогики (73).
Потребность в дальнейшем развитии образования в России привела к школьным реформам, для подготовки которых была создана Комиссия об учреждении училищ под руководством известного педагога Ф.И.Янкевича.
Эта комиссия опубликовала главный документ школьной реформы -«Устав народным училищам в Российской империи». По всей России, во всех городах и крупных селах, должны были создаваться народные училища двух типов: в губернских городах - главные народные училища со сроком обучения 5 лет, а в уездных - малые народные училища со сроком обучения 2 года. Увеличение числа школ обусловило необходимость специальной подготовки педагогов.
Народные училища явились новым типом учебных заведений, предназначенных для детей разночинного населения России. Новая система учебных заведений требовала новых учебников и подготовки новых учителей. В 1783 году было издано «Руководство учителям первого и второго класса» известного австрийского педагога И.И.
Фельбигера, которое разъясняло смысл и порядок классно-урочной системы, так как до этого времени российские учителя практиковали индивидуальную работу с учащимися. Это руководство по сути дела можно считать разработанной методикой преподавания предметов в народном училище, состоявшей из трех частей: - первая часть была посвящена формам и методам работы с классом;
- вторая часть содержала методики преподавания отдельных предметов; третья часть регламентировала всю профессиональную деятельность учителя.
В 1783 году в Петербурге в Главном народном училище началась подготовка учителей, способных профессионально работать в условиях классно-урочной системы преподавания. Для этой цели из Петербургской Александро-Невской духовной семинарии, где ранее осуществлялась подготовка учителей для народных училищ, лучшие студенты, склонные к учительской деятельности, были отобраны и направлены в Главное народное училище.
В 1786 году учительская семинария выделилась из состава Главного народного училища и стала первым в России высшим учебным педагогическим заведением, выпустившим к концу 18 века более четырехсот учителей.
Все реформы, проведенные в сфере образования и педагогической мысли в 18 веке, вывели Россию в 19 веке на качественно новый уровень: были созданы различные типы государственных светских школ - основа централизованной государственной системы образования XIX века; разработана система идей о воспитании и обучении человека -гражданина своего отечества.
Психолого-педагогические основы повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в области эстетического воспитания
Повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в области эстетического воспитания во многом определяется уровнем разработанности педагогической деятельности и организованности по ее осуществлению. «Квалификация, как подчеркивает В.И. Слободчиков, мера освоения профессии или специальности, характеризуемая по степени готовности ее носителя к выполнению задач определенного уровня сложности...» (147; 24-29).
Наряду с указанным, повышение квалификации рассматривается учеными, как совершенствование специалиста в конкретном направлении, профессиональный рост и углубление специализации (т.е. фактически -подготовка и переподготовка специалиста). Все вышеперечисленное является, по сути дела, закреплением квалификации. Если квалификацию рассматривать не как обновление и пополнение научно-педагогических и предметно-научных знаний, а как «развитие рефлексивной надстройки над практической деятельностью», то становится очевидным, что обучение в системе повышения квалификации должно иметь, с одной стороны, практико-ориентированный, с другой - личностно-ориентированный характер (169).
Мы согласны с широко известным утверждением, что педагог может учить лишь до тех пор, пока он учится сам.
Ученые, педагоги и психологи рассматривают формирование творческой личности как одну из важных задач педагогической науки и практики. Особое значение в ее решении имеет изучение предметов эстетического цикла.
Основоположник русской школы научной педагогики К.Д.Ушинский главную цель воспитания видел в духовном развитии человека.
Эстетическое воспитание - существенный элемент духовной культуры. Знакомство детей с красотой начинается с помощью игрушек и картинок, декламирования стихов, исполнения танцев и песен. Они дают ребенку самые начальные сведения об окружающих его предметах и постепенно - о мире -вообще. В познавательной способности искусства для детей заложены основы эстетического и художественного образования.
Эстетическое образование и воспитание - единый процесс, заключающийся в систематическом, продуманном и целенаправленном обращении к мысли, к сознанию людей, к их человеческим эмоциям, к исторически развивающимся чувствам красивого. Развитие способности восприятия всего истинно прекрасного, наслаждения художественным произведением, воспитание чувства и вкуса, оценка, формирование суждения, - прямое назначение эстетического образования.
К.Д.Ушинский справедливо отмечал, что воспитание нередко кажется делом обычным и понятным, а иногда даже легким - и это тем более чем менее человек с ним знаком в теории или па практике. Искусство воспитания, утверждал К.Д.Ушинский, опирается на данные антропологических наук, на комплексное знание о человеке. Все эти знания совершенно необходимы педагогу, воспитывающему молодое поколение. Они дают возможность правильно, с учетом особенностей формирования и развития психики и физиологических особенностей развития, определить содержание обучения и формы его организации.
Поэтому, К.Д.Ушинский считал необходимым строить обучение на основе учета возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей детей, специфики развития их психики.
Для преподавания предметов эстетического цикла очень важны знания педагогом психологических особенностей детей того возрастного периода, с которым он работает.
В дошкольном возрасте дети только начинают овладевать учением. По мнению В.В.Давыдова, в основе психического развития дошкольников и младших школьников лежит процесс формирования у них в ходе учебной деятельности всей познавательной и личностной сфер. «Мыслительные действия (рефлексия, анализ и планирование) имеют две основные формы -эмпирико-рассудочную и теоретико-содержательную. Эти формы мыслительных действий служат основой соответственно эмпирических и теоретических (содержательных) - абстрагирования и обобщения. Для теоретико-содержательной формы мыслительных действий характерно то, что она связана с отражением существенных отношений и связей объектов окружающего мира (50; 240).
Согласно теории развивающего обучения Д.Б .Эльконина В.В.Давыдова, «содержанием начального обучения являются теоретические знания (в современном философско-логическом их понимании), методом -организация совместной учебной деятельности дошкольников и младших школьников и, прежде всего организация решения ими учебных задач, продуктом развития - главные психологические новообразования, присущие дошкольному и младшему школьному возрасту» (50; 240).
Итак, по мнению ученых основные психологические; новообразования дошкольного и младшего школьного возраста составляют: -произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий; -осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.
Однако, если процесс развития учебной деятельности идет стихийно, он занимает длительное время. При продуктивном и разумном формировании учебной деятельности можно и нужно добиться того, что уже к старшим классам школы ребенок полностью овладевает психологическими основами учения. В дошкольном и младшем школьном возрасте образуются основные учебные действия, контроль и саморегуляция.
Повышение квалификации педагога дошкольных учреждений, преподающего предметы эстетического цикла, должно включать в себя знание психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, что является предпосылкой, своеобразным «продуктом», необходимым для формирования всесторонне развитого, духовно богатого человека.
Задачи эстетического воспитания дошкольников и содержание повышения квалификации педагогов, преподающих предметы эстетического цикла
Проблема повышения квалификации педагогов дошкольных учреждений по эстетическому воспитанию, как показало изучение литературы и состояние вопроса в практике, разработано недостаточно. Однако значение эстетического воспитания в формировании духовного облика ребенка-дошкольника огромно. Отмечая значимость данной проблемы, определим содержание, формы и методы. Нами была разработана модель повышения квалификации педагога дошкольного учреждения, которая проверена опытно-экспериментальным путем. Эксперимент проходил в рамках деятельности лаборатории дошкольного образования методического центра Западного округа. Данная программа повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в области эстетического воспитания апробировалась на группе, состоящей из 72 педагогов. Содержание, которое мы предусматривали заложить в повышение квалификации педагогов дошкольных учреждений, основывалось на тех задачах, которые они должны решать в работе с детьми-дошкольниками.
Эстетическое воспитание, как известно, изучает круг различных закономерностей взаимодействия человека с действительностью: во-первых, закономерности возникновения, существования и развития у человека и общества эстетического отношения к действительности, которые выявляются в особом чувственно-эмоциональном познании человеком мира; во-вторых, закономерности эстетической деятельности людей, преобразующих мир в соответствии со своими потребностями, стремлениями и желаниями; в-третьих, закономерности функционирования искусства и художественного творчества; в-четвертых, закономерности эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры.
Определяя содержание повышения квалификации педагогов дошкольных учреждений, мы исходили из того, как понимается эстетическое воспитание в отечественной педагогике.
Блонский П.П., придавая большое значение эстетическому воспитанию, писал: «Эстетическое воспитание есть прежде всего развитие эстетического творчества»....каждый ребенок в потенции творческих, в том числе, и эстетических ценностей: строя домики, он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя,- скульптор и живописец» (26;263).
А.В.Луначарский рассматривал эстетическое воспитание как составную часть всестороннего воспитания, отводя искусству видную роль в процессе культурного и художественного развития личности человека.
На развитие теории и практики эстетического воспитания дошкольников особое влияние оказали работы специалистов в области эстетического воспитания (Ю.Б.Алиевой, Л.Г.Арчажниковой, В.С.Кузина, Д.Б. Кабалевского, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Т.Я. Шпикаловой, Т.Г.Казаковой, Т.Н. Дороновой, Г.П. Новиковой и других). Все исследователи подчеркивали необходимость использования различных видов искусства и детской деятельности в работе с детьми во взаимосвязи.
Известные философы, искусствоведы (А.В. Бакушинский, Г.К. Вагнер, В.В. Ванслов, Н.А. Дмитриева, В.М. Василенко, B.C. Воронов и другие) указывают на то, что все виды искусства имеют тенденцию к объединению и слиянию, хотя каждое из них обладает своей спецификой, имеет свои выразительные средства. Известные ученые, педагоги и деятели искусства Т.И. Бакланова, В.С.Кузин, Т.Я. Шпикалова, Т.С.Комарова, Д.Б. Кабалевский, Т.Г. Казакова, Г.П. Новикова, Н.М. Сокольникова и другие рекомендуют использовать в работе по развитию детского творчества взаимосвязь (интеграцию) разных видов искусства. Н.К.Крупская отмечала, что искусство является могучим средством сближения людей, средством понять другого и себя: «Когда ребенок научается выражать свои мысли или чувства, он заинтересовывается выражением чужих мыслей и чувств» (83; 10-11).
«Достигается это различными путями, и один из главных -высокопрофессиональная деятельность педагога, обеспечивающая комфортное состояние каждому обучающемуся в детском коллективе, постоянное развитие всех его способностей, творческую самореализацию. Наиболее полно этому отвечает эстетическое воспитание» (78;21).
«Эстетическое образование начинает играть все большую роль в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития»(106;20).
Понимая актуальность проблемы повышения квалификации педагогов дошкольных учреждений и сложность задач эстетического воспитания дошкольников, особую роль мы уделяем педагогу, так как именно он оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка.
Художественно-эстетическому образованию, т.е. образованию средствами искусства, которое базируется на основе ряда концепций (Д.Б. Кабалевский, B.C. Кузин, Т.С. Комарова, Б.Д. Неменский, Т.Я .Шпикалова и другие), уделяется одно из важнейших мест. Эстетическое воспитание в детском саду не является изолированным от общего педагогического процесса. Пронизывая многие стороны жизни ребенка, оно тесно связано с нравственным, умственным и физическим развитием детей. Программа эстетического воспитания направлена на формирование восприятия, воображения, памяти и на развитие интересов, чувств, склонностей и способностей, которые содействуют возникновению активного отношения к жизни. Это целенаправленный, организованный процесс формирования у детей эстетического отношения к окружающей действительности, художественно-эстетического вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное, умение ребенка познавать радость творчества. Важная роль в решении задач эстетического воспитания средствами искусства отводится учеными как части всеобщей теории воспитания. Теория эстетического воспитания - это большой раздел педагогической науки о содержании, средствах, путях и методах формирования эстетического отношения к действительности — как у детей, так и у взрослых.
«Эстетическому развитию человека служат средства двух родов: созерцательные и деятельностные. Первые - заключаются в созерцании природы-неба, земли, моря, гор, степей, рек, лесов, восхода и заката солнца, красивых видов. За созерцанием красоты в природе следует созерцание красоты в искусстве - посещение картинных галерей и выставок, музеев, концертов, опер, театра драмы и комедии, обозрение памятников строительного искусства, чтение художественных словесных произведений. К деятельностным средствам эстетического развития относятся занятия рисованием, лепкой, музыкой, пением, ручным трудом. Деятельностные средства эстетического развития, нужно предпочесть созерцательным, потому что первые лучше вводят в область прекрасного, с помощью их сам воспитуемый становится творцом красоты. Созерцательные средства будут действовать сильнее, глубже после деятельностных, потому что они станут понятнее, ближе, наблюдение прекрасных предметов в природе и в искусстве сделается тоньше, отчетливее; человеку, самому сотворившему нечто прекрасное, красота всюду будет роднее, она глубже будет входить в его сердце, чем у того, кто никогда ничего не рисовал и не спел» (69; 600-601).
Формы и методы повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в области эстетического воспитания
Прежде чем рассматривать формы и методы повышения квалификации педагогов дошкольных учреждений в области эстетического воспитания, уточним, что представляют собой основные характеристики этого процесса. Опираясь на научные данные, мы с уверенностью можем сказать, что повышение квалификации обладает педагогическим потенциалом, который имеет несколько уровней: формальный (теоретически возможное воздействие процесса повышения квалификации на реформирование и развитие образовательной системы через изменение квалификации, профессионализма и продуктивности деятельности ее субъектов); абстрактный (реализация образовательных и культурных потребностей общества в решении определенных проблем через систему повышения квалификации работников образования); реальный (совокупность возможных результатов системы повышения квалификации работников образования, достигнутых ее пользователями в профессиональном саморазвитии, в воспитании и обучении конкретного контингента, обучающихся в данных социальных условиях и в данной образовательной системе).
Свою работу по повышению квалификации мы начали с обследования, цель которого определить состояние содержание, формы и методы повышения квалификации педагогов дошкольных учреждений. В основу исследования повышения квалификации педагогов дошкольных учреждений в области эстетического воспитания мы положили анализ педагогической деятельности.
В опытно-экспериментальной работе участвовало 72 педагога, преподающих предметы эстетического цикла в дошкольных учреждениях Западного округа с тем, чтобы уточнить, какие формы и методы повышения квалификации наиболее необходимы и эффективны.
Как известно, педагогическая диагностика способствует выявлению затруднений в работе, дает возможность педагогу проанализировать дальнейший ход своей деятельности, найти оптимальный путь решений той или иной проблемы. Следует также отметить, что она позволяет определить уровень компетентности педагога, наметить пути и способы дальнейшей работы по развитию и закреплению профессиональных, особо значимых, качеств его деятельности, а в целом выбрать формы и методы повышения квалификации.
Опираясь на педагогическую диагностику, мы обеспечиваем научный подход к организации работы с кадрами, их профессиональному росту и развитию. по Педагогическая диагностика помогает получить ответы на следующие вопросы: что и зачем изучать, по каким параметрам это делать; какими методами пользоваться; обучить педагогов производить самоконтроль, находить путь к самопознанию; грамотно пользоваться диагностическим материалом, включая его в целостный учебно-воспитательный процесс
Дошкольные образовательные учреждения вводят в практику работы обновление содержания образования, в решении этой важной задачи, не последнюю роль будет играть педагогическая диагностика, которая призвана вносить в деятельность курсов повышения квалификации конкретность, ориентир на оптимизацию воспитательно-образовательного процесса и на решение конкретных практических задач.
В процессе проведения педагогической диагностики, мы были твердо убеждены, что эта работа - не самоцель, а ее результаты и после тщательного анализа должны служить основой для выработки рекомендаций по коррекции процесса повышения квалификации педагогов дошкольных учреждений в области эстетического воспитания. Учитывая результаты диагностики, мы определили формы и методы повышения квалификации педагогов.
Деятельность педагога нельзя рассматривать в отрыве от коллектива, поэтому мы в своем исследовании учитывали и это обстоятельство.
Для того чтобы информация была надежной и достоверной, мы использовали ту научную основу, которая заложена в методах и средствах диагностики. Отбирая диагностику, мы остановились на той, которая позволяла бы рассматривать деятельность педагога со всех сторон, с тем, чтобы полнее изучить не только знания, умения и навыки, но и его социально значимые личностные качества. Получив более полный материал, мы использовали его для определения форм и методов повышения квалификации педагогов дошкольных учреждений по эстетическому воспитанию.
Проводя исследование мы использовали методику педагогической диагностики, которая отражает не только конечный результат, но и весь ход учебного процесса повышения квалификации педагогов дошкольных учреждений. Для того чтобы выявить индивидуальные особенности личности педагога, его типичные черты, учитывая при этом их возможности и способности, необходимо использовать различные формы работы (коллективные, групповые и индивидуальные). В своем выборе мы опирались на мнение педагогов Л.И. Кочетова, А.К. Марковой. Остановимся на наиболее часто встречающихся методах в работе с педагогическими кадрами по изучению личности педагога и коллектива. 1 .По характеру участия в проведении исследования: а) пассивные (наблюдение, качественный и количественный анализ деятельности и др.); б) активные (анкетирование, тестирование, социометрические методы, проективные, аппаратно-технические методы и др.). 2.По времени наблюдения: а) одномоментные (анкетирование, тестирование и др.); б) долговременные (целенаправленное наблюдение, биографический метод и т.д.). З.По месту проведения: а) в группе (на занятиях и вне); б) лабораторные. 4.По целям изучения личности: а) экспериментальные (беседа, наблюдение, анкетирование, анализ результатов деятельности) описывают особенности личности; б) диагностические (тестирование, консилиумы, шкалирование и т.д.) измеряющие конкретные качества и способности личности; в) объяснение явлений (естественный, моделирующий, лабораторный эксперимент); г) определение возможностей развития (формирующий эксперимент). Педагогическая диагностика проводилась специалистами центра, опытными педагогами-наставниками, которые хорошо ориентируются в ряде смежных областей искусства и прошли специальную подготовку для осуществления диагностики.