Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Методологические подходы к организации эстетического воспитания школьников
1.1 Теоретические предпосылки эстетического воспитания школьников 15
1.2 Педагогический детерминизм эстетического воспитания школьников сельской гимназии 39
1.3 Эстетическое воспитание школьников в практике обучения технологии в современной сельской гимназии 67
Выводы по первой главе 81
Глава 2. Реализация модели эстетического воспитания школьников в современной сельской гимназии
2.1 Диагностика уровней развития эстетической воспитанности обучающихся в современной сельской гимназии 84
2.2 Условия реализации модели эстетического воспитания школьников в современной сельской гимназии 111
2.3 Анализ результатов опытной работы по реализации модели эстетического воспитания школьников в современной сельской гимназии 135
Выводы по второй главе 147
Заключение 150
Библиография 154
Приложение 172
- Теоретические предпосылки эстетического воспитания школьников
- Педагогический детерминизм эстетического воспитания школьников сельской гимназии
- Диагностика уровней развития эстетической воспитанности обучающихся в современной сельской гимназии
- Условия реализации модели эстетического воспитания школьников в современной сельской гимназии
Введение к работе
Настоящий момент в истории нашей страны являет собой этап инноваций в педагогике как ответ на потребность в изменениях, обостряются процессы поиска человеком смысла существования и своего места в нем, что приводит к необходимости гуманизации образования и возрастанию ценности эстетического воспитания.
В современных условиях эстетическое воспитание становится важным средством и фактором воспитания духовной культуры и научного мировоззрения, творческого отношения к труду, развития нравственных и физических качеств личности, ее творческой активности.
Будучи целенаправлеїшьім процессом формирования у учащихся развитого эстетического сознания и вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное в общественной жизни, природе, искусстве, потребности в нем и способности творить «по законам красоты», эстетическое воспитание является заключающим звеном формирования личности в целостном воспитательном процессе.
Среди принципов государственной политики в области образования, определенных Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) и изменениями и дополнениями к этому Закону (1996 г.) - гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, к окружающей природе, любви к Родине, семье; защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций в условиях многонационального государства (97).
Переориентация школы и её движение от односторонних представлений об образовании, которое подчинено задаче овладения знаниями, умениями и навыками, к пониманию необходимости решения центральной проблемы - развития личности - неминуемо изменяют роль и
место эстетического компонента в образоваїши в процессе воспитания человека.
Актуальность и необходимость совершенствования эстетического воспитания в современной школе обусловлена тем, что именно школа раскрывает человеческую культуру во всем многообразии, формирует свое особое мироощущение, закладывает основы нравственности и духовности, способствует формированию творческой личности, создает условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения. «Нигде, кроме школы мы не найдем столь длительного времени для того, чтобы передать каждому сегодняшнему ребенку наследство высокой духовной культуры родного народа и сделать его посредником культуры всего человечества» (87, с. 86).
Эстетическое воспитание делает человека способным не только чувствовать, понимать красоту, но и эстетически проявить свое духовное богатство свободно, активно, творчески. Именно творчески активная, всесторонне развитая личность и является целью гуманистического воспитания, важнейшей задачей всей системы образования и воспитания.
«Эстетическое воспитание, позволяющее человеку открыть многомерность собственного мира и многогранность мира внешнего, позволяющее ощутить себя в единстве с этим единым миром, необходимо человеку всегда, и особенно сейчас. Особенно сейчас важно и актуально научить человека эстетически воспринимать мир и свою связь с ним, воспитывать в нем потребность в красоте и способность видеть, узнавать, создавать ее» (148, с. 267).
С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности.
Проблема эстетического воспитания привлекала внимание ученых разных специальностей, которые внесли существенный вклад в ее разработку. В работах Ю.В. Борева, А.И. Бурова, А.Г. Егорова, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, Л.Н.Когана, Н.Л. Лейзерова, М.А. Лифшица, Л.П. Печко, В.В. Селиванова, В.П. Шестакова и других дается анализ основных принципов, форм и методов эстетического воспитания, выявляется качественная специфика и сущность эстетического воспитания.
Психологи и педагоги в разное время решали задачи эстетического воспитания:
- формирования и развития у школьников разного возраста эстетического
восприятия (Н.Г. Тагильцева, Д.Н. Узнадзе, В. Штерн и др.), эстетических
чувств (С.А. Аничкин, Е.В. Кузина, А.Н. Малюков и др.), эстетического
интереса и вкуса ( А.П. Велик, М.С. Каган, Н.А. Дмитриева,'А.С. Молчанова,
В.А. Разумный, Т.А. Суханова и др.), эстетических потребностей (Ф. К.
Габолаева, Н.З. Короткое, B.C. Кузин, А.С. Семашко и др.);
преемственности художественного и эстетического воспитания (Е.Л. Зеленина, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова и др.), творческого развития личности средствами музыки (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Г.С. Ригина и др.);
формирования творческой личности в образовательном процессе (А.В. Кирьякова, А.Н. Ксенофонтова, В.Г. Рындак, СВ. Сальцева и др.).
В Законе Российской Федерации «Об образовании», в Законе «Об образовании Московской области» четко прослеживается тенденция преодоления единообразия школы. Возникают новые виды образовательных учреждений (школы с углубленным изучением ряда учебных предметов, гимназии, лицеи, в том числе расположенные в сельской местности) и различных программ, что позволяет ориентировать образовательный процесс на удовлетворение разнообразных потребностей населения, на развитие личности каждого ученика.
На сегодняшний день проблема развития сельских гимназий и лицеев, превращение их в современные и конкурентно способные образовательные учреждения является актуальной.
М.П. Гурьянова, характеризуя сельские школы, подчеркивает, что «это прежде всего уникальное социокультурное явление, социокультурный институт, способный в силу исторических традиций, специфических условий функционирования помимо основной задачи воспитания и образования учащихся выполнять селообразующую, культурообразующую роль, социально-экономическую и социально-педагогическую функции, что само по себе предопределяет необходимость особого отношения государства к развитию сельской школы» (30, с. 50).
В психолого-педагогической науке проблема сельских школ представлена в трудах К.Д. Ушинского, Н.А. Корфа, Н.Ф. Бунакова, В.П. Вахтерова, Д.И. Тихомирова, С.А. Рачинского и других. Вопросам учебно-воспитательного процесса, особенностям трудового воспитания сельских школьников, специфике работы учителей сельских школ посвящены исследования В.М Величкиной, Т.В. Воронцовой, М.П. Гурьяновой, М.Н. Ермоленко, П.А. Жильцова, Е.В. Ильина, Р.Н. Князевой, А.Е. Кондратенкова, К.Л. Лисовой, А.В Ососкова, Е.Н. Степанова, Г.В. Суворовой, P.M. Шерайзиной, И.С. Якиманской и многих других.
С начала 90-х годов активизировались научные исследования по различным аспектам деятельности сельских школ:
изучение социально-педагогических проблем сельских школ (Д.М. Абдуразакова, Ц.Р. Базаров, В.А. Горбунов, О.Р. Голованов, Т.Г. Зеленова, Д.Е. Иванов, П.В. Макаров, В.П. Малыхина, Л.И. Омукова, Н.А. Петрушова, Н.В. Рябова и другие);
выявление специфических особенностей воспитания и обучения малочисленных сельских школ (Л.А. Белоус, Е.В. Ильин, П.П. Кондратьев, С.А. Рогачев, В.И. Семенов и другие);
- разработка инновационных моделей сельских школ, основанных на
взаимодействии с семьей, учреждениями дополнительного образования,
производственными структурами (Л.В. Агеева, Х.А. Асьянов, Т.В.
Воронцова, Д.С. Золотухин, В.Н. Иванов, Н.Г. Крылова, А.А. Михайлов, А.К.
Низамов, В.И. Петрухин, В.П. Сидоренко, В.Н. Селюкова, Э.И. Трофимова и
другие).
Однако следует подчеркнуть, что среди научных исследований редко встречаются работы, посвященные проблемам развития современных сельских гимназий, организации учебно-воспитательного процесса духовной жизни сельских школьников. Социально-педагогическая значимость современных сельских гимназий заключается в том, что они дают возможность детям, проживающим в сельской местности, получить образование более высокого уровня, способствуют более интенсивной социализации личности.
Таким образом, анализ философской и психолого-педагогической литературы, специальных исследований по проблеме, изучение социально-педагогических условий и резервов педагогической практики позволили констатировать, что в объективной действительности существуют противоречия между:
-потребностью общества в творчески мыслящих личностях, способных к духовному саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, и недостаточной разработанностью путей педагогического воздействия на процесс развития творческой активности детей, проживающих в сельской местности;
- потребностями в получении полноценного образования, в том числе
эстетического, в воспитании и развитии сельских школьников и
ограниченностью выбора занятий по интересам у детей, проживающих в
сельской местности.
Данные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия, способствующие формированию эстетической воспитанности школьников сельской гимназии. Изучение теоретических источников и практики работы образовательных учреждений позволяет сделать вывод о том, что эстетическое воспитание школьников в современной сельской гимназии не являлось предметом специального изучения.
В этой связи актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Особенности организации эстетического воспитания школьников в современной сельской гимназии».
Объект исследования: эстетическое воспитание школьников в условиях современной сельской гимназии.
Предмет исследования: особенности, содержание, формы, методы и средства эстетического воспитания школьников сельской гимназии.
Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментальным путем проверить педагогические условия эстетического воспитания школьников в современной сельской гимназии с учетом творческих способностей учащихся.
Анализ состояния проблемы в теории и практике, объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу исследования: процесс эстетического воспитания школьников в условиях современной сельской гимназии будет более эффективным, если:
- моделирование эстетического воспитания школьников представлено с
учетом особенностей современной сельской гимназии и раскрывает
взаимодействие всех субъектов учебно-воспитательного процесса в
преемственной связи;
- выявлены и созданы педагогические условия, способствующие
формированию эстетической воспитанности школьников;
учащиеся включены в многогранную творческую эстетическую деятельность с целью формирования эстетики поведения и общения;
процесс самовоспитания школьников организуется с учетом их эстетических потребностей, индивидуальных способностей.
Задачи исследования:
Изучить теоретические источники и опыт работы сельских школ по проблеме исследования с целью определения основных направлений экспериментальной деятельности по эстетическому воспитанию сельских школьников.
Разработать критерии и показатели для определения уровня эстетической воспитанности учащихся сельской гимназии.
Исследовать и выявить особенности, содержание, формы, методы и средства эстетического воспитания школьников сельской гимназии.
Разработать и экспериментально проверить модель эстетического воспитания школьников в современной сельской гимназии.
Выявить педагогические условия формирования эстетической воспитанности школьников в учебной и внеучебной деятельности.
Методологической основой исследования являются теоретические и практические положения философии, педагогики, психологии о системе эстетического воспитания школьников, системный подход Б.Т. Лихачева, В. П. Симонова; гуманистические и культурологические подходы к образованию (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский); концепции, созданные педагогической наукой и практикой в процессе совершенствования современной системы образования в России: «Концепция воспитания учащейся молодежи» Л.И. Новиковой, А.А. Бодалева (средовой подход в воспитании и эстетизация среды); «Программа воспитания школьников» Е.В. Щурковой (формирование отношения к природе как к общему миру, ценностных отношений к нормам культурной жизни, представлений о человеке как субъекте жизни и высшей ценности на
земле; формирование образа жизни, достойного человека, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути); «Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя)» О.С. Газмана (выработка у школьников позиции творца, преобразователя самого себя, формирование способности у ребенка к культурной самореализации, самоорганизации); системно- ролевая теория формирования личности Н.М. Таланчука (сотрудничество педагогов и учащихся; системность воспитательной деятельности педагога).
Для решения поставленных задач в диссертации использованы следующие методы исследования:
теоретические: анализ философской и психолого-педагогической литературы по теме исследования, нормативных документов; педагогическое моделирование.
эмпирические: обобщение и сравнительный анализ педагогического опыта учителей и классных руководителей, а также собственного педагогического опыта; констатирующий и формирующий этапы эксперимента; социологические методы (анкетирование, тестирование, интервьюирование, беседа); анализ продуктов художественно-творческой деятельности школьников; методы оценивания (самооценка, экспертная оценка); лонгитюдное наблюдение; методы статистической обработки данных.
Экспериментальная база исследования:
Проанализирован опыт работы сельских школ (Маловяземской и Захаровской среднеобразовательных школ) Одинцовского района Московской области. Изучены историко-педагогические материалы Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина, а также школьных музеев в Захарове и Больших Вяземах. Основной базой исследования и экспериментальной площадкой стала Болыневяземская сельская гимназия Одинцовского района Московской
области, где автор работает с 1990 года. В настоящее время гимназия участвует в широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (1998 - 2001 гг.) - поисково-аналитическом -осуществлялся выбор и теоретическое осмысление темы исследования, разрабатывался понятийный аппарат, были определены предмет, цель, основные задачи и рабочая гипотеза исследования, проведен констатирующий эксперимент.
На втором этапе (2001 - 2003 гг.) - экспериментальном - были продиагностированы уровни эстетической воспитанности школьников, уточнялась, корректировалась первоначально выдвинутая гипотеза, обосновывались положения, составившие теоретическую основу формирования эстетической воспитанности сельских школьников; проводился формирующий эксперимент по проверке разработанной модели организации эстетического воспитания школьников в современной сельской гимназии и уточнению педагогических условий формирования эстетической воспитанности обучающихся.
На третьем этапе (2003-2004 гг.) - заключительном - осуществлялись систематизация и оформление выводов и результатов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- определены положения, составляющие теоретическую основу
формирования эстетической воспитанности школьников;
- вскрыты и экспериментально обоснованы особенности, содержание,
формы, методы и средства эстетического воспитания школьников в условиях
современной сельской гимназии;
- разработана и описана модель эстетического воспитания школьников с учетом принципа преемственности;
- выявлены критерии (сформированность эстетических знаний, умений и навыков, эстетических интересов и потребностей; сформированность эстетических чувств и ценностно-художественные ориентации; эстетическая деятельность учащихся; эстетика внешнего вида, поведения и общения; способность к эстетическому самовоспитанию, саморазвитию), соответствующие показатели и уровни (низкий, средний, высокий), определяющие сформированность эстетической воспитанности сельских школьников;
- обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия,
направленные на организацию эстетического воспитания школьников с
учетом особенностей сельской гимназии (методологическое и методическое
обеспечение, традиции Большевяземской гимназии, дополнительное
образование, деятельность школьного музея, сотрудничество гимназии с
другими учреждениями, воспитательный потенциал школьного лесничества);
- выявлены особенности организации эстетического воспитания
школьников современной сельской гимназии (бережное отношение к
истории предшествующих поколений, самобытность и традиции гимназии;
тесная взаимосвязь развивающей деятельности с природой; специфическая
роль школы в культурном и социальном развитии села; эмоционально-
личностный контакт с родителями учащихся; совместная деятельность
педагогов, учащихся и родителей в преобразовании эстетической среды
гимназии; ограниченность выбора у детей, проживающих в сельской
местности, занятий по интересам; недостаточное количество или отсутствие
театров, музеев, выставочных залов, спортивных комплексов).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Теоретическая модель эстетического воспитания школьников в современной сельской гимназии, которая включает цель, задачи и принципы; формы, методы и средства эстетического воспитания; показатели и уровни сформированное эстетической воспитанности сельских школьников.
2. Педагогические условия эстетического воспитания школьников
сельской гимназии: методологическое и методическое обеспечение,
традиции Большевяземской гимназии, дополнительное образование,
деятельность школьного музея, сотрудничество гимназии с другими
учреждениями, воспитательный потенциал школьного лесничества.
3. Особенности, содержание, формы и методы эстетического
воспитания учащихся современной сельской гимназии.
4. Зависимость уровня эстетической воспитанности сельских
школьников от степени включенности их в различные виды развивающей
деятельности.
Теоретическая значимость исследования: определены теоретические аспекты организации эстетического воспитания сельских школьников. Результаты проведенного исследования расширяют и дополняют научно-педагогические представления о сущности организации эстетического воспитания школьников в условиях современной сельской гимназии и позволяют осуществить более широкий подход к решению проблемы всестороннего развития учащихся в плоскости формирования эстетического отношения к окружающей действительности. В совокупности эти результаты содержат решение актуальной научной задачи - разработки и обоснования модели эстетического воспитания школьников в современной сельской гимназии.
Практическая значимость исследования заключается в реализации педагогических условий эстетического воспитания школьников современной сельской гимназии и составлении образовательных программ (по предметам «Технология. Обслуживающий труд» для 5-9 классов, и «Технология» для учащихся 10-11 классов, кружков «Лоскутная мозаика» и «Вышитый гобелен»); разработке сценариев коллективных творческих дел, в том числе финального выступления на районном конкурсе «Самый классный классный - 2003 года», написании эссе на тему: «Мой взгляд на воспитание»;
финального выступления на районном конкурсе «Самый классный классный - 2003 года», написании эссе на тему: «Мой взгляд на воспитание»; методических рекомендаций для классных руководителей, диагностических материалов для практического обеспечения рассматриваемого процесса. Полученные практические результаты могут быть использованы при дальнейшей разработке проблемы организации эстетического воспитания школьников, проживающих в сельской местности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования были изложены автором на научно-практических вузовских конференциях; в Центре повышения квалификации «Развитие образования» г. Одинцово; на заседаниях педагогического совета, школьного методического объединения классных руководителей, научно-методического совета гимназии. По результатам исследования опубликовано 7 работ в научно-педагогической печати.
Достоверность результатов исследования подтверждается общим методологическим подходом к изучению процесса эстетического воспитания школьников; применением различных методов и методик, соответствующих предмету исследования; позитивными результатами экспериментальной работы, отразившимися в динамике показателей уровня сформированное эстетической воспитанности школьников.
Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Теоретические предпосылки эстетического воспитания школьников
Необходимым условием прогресса общества является познание мудрости прекрасного, развитие способности воспринимать мир красоты во всем многообразии и величии, выработка умения создавать прекрасное в повседневной жизнедеятельности. Ведь именно через прекрасное осуществляется формирование целостного научного взгляда на мир, передача духовного опыта человечества, связь поколений.
В наше сложное время экономических трудностей, стремительного разрушения ценностных ориентации, расплывчатых идеалов задача эстетического воспитания становится в центр внимания, ведь формирование эстетически воспитанного человека - это формирование нашего будущего.
Сегодня в педагогической науке существуют различные концепции воспитания, которые созданы группами ученых, творческими коллективами, отдельными авторами. Концепция - это система взглядов на явление, процесс, определенный способ трактовки; основная точка зрения, ведущая идея или замысел; конструктивный принцип развития какой-либо идеи. Концепция разрабатывается с учетом целого ряда условий: географических, национальных, социально-политических, экономических и других.
В основу нашего диссертационного исследования взяты следующие концепции: - «Концепция воспитания учащейся молодежи» Л.И. Новиковой, А.А. Бодалева (средовой подход в воспитании и эстетизация среды); - «Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя)» О.С. Газмана (выработка у школьников позиции творца, преобразователя самого себя, формирование способности у ребенка к культурной самореализации, самоорганизации);
- Системно- ролевая теория формирования личности Н.М. Таланчука (сотрудничество педагогов и учащихся; системность воспитательной деятельности педагога);
- «Программа воспитания школьников» Е.В. Щурковой (формирование отношения к природе как к общему миру, ценностных отношений нормам культурной жизни, представлений о человеке как субъекте жизни и высшей ценности на земле; формирование образа жизни, достойного человека, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути).
Анализ объекта нашего исследования возможен в процессе раскрытия сущности такого понятия, каким является воспитание. Это важно, так как, не определившись в общих вопросах методологического и теоретического характера, не выработав подходы к воспитанию, невозможно целенаправленно осуществлять воспитательную работу. О воспитании пишут и говорят уже десятки столетий. Встречаются несколько разновидностей определения понятия «воспитания» у различных авторов, как в современной педагогике, так и в педагогике прошлых столетий.
В Российской педагогической энциклопедии воспитание определяется как «социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организованных) для развития человека» (134, с. 165).
В словаре русского языка воспитание включает в себя «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни» (98, с. 88). В понятийно-терминологическом словаре под воспитанием понимается «приобщение к знаниям о жизни, помощь в приобретении собственного опыта деятельности, отношений и общения, соответствующих принятым в данном обществе нормам и ценностям. Воспитание предполагает передачу, трансляцию опыта предыдущих поколений как фундамента собственного опыта, создаваемого ребенком в данных условиях» (119, с.7-8).
К.Д. Ушинский рассматривал воспитание как широкое понятие, включающее собственно воспитание, образование и обучение.
Процесс воспитания предполагает как организацию и руководство, так и собственную активность личности, считал В.А. Сухомлинский. «Воспитание - это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает» (160, с. 14).
Воспитание в специальном педагогическом смысле Ю.К. Бабанский представляет как «процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе» (113, с. 10).
Х.И. Лийметс, Л.И. Новикова и А.В. Мудрик придерживались точки зрения, что «воспитание - есть целенаправленное управление процессом развития личности» (163, с. 25).
По мнению В.П. Сергеевой, «воспитание - процесс целенаправленного формирования личности, а в современном понимании - это именно процесс эффективного взаимодействия (сотрудничества) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели» (145, с.7).
Рассматривая воспитание «как организованное воспитателем целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение в индивидуально свободной форме культурных достижений человечества», Н.Е. Щуркова видит педагога соучастником такого восхождения, стратегом, инструктором, помощником «в этом нелегком движении вперед и выше» (188, с.5).
Развернутую трактовку данному понятшо дает В.И. Андреев, который представляет воспитание как «один из видов человеческой деятельности, которая преимущественно осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении игровой, трудовой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию» (3, с. 29).
Таким образом, большинство авторов в указанных определениях понятия «воспитание» выделяют следующие компоненты: целенаправленность в развитии личности школьников; создание условий для самореализации личности; управленческий аспект в формировании личности; целенаправленная деятельность по формированию ценностных ориентации; взаимодействие воспитателя и воспитанников и др. Безусловно, воспитание - процесс сложный и многогранный, имеющий свои особенности, и одним из важнейших аспектов целостного воспитательного процесса является эстетическое воспитание.
На каждом этапе общественного развития вырабатывались определенные представления об эстетическом отношении к миру. История постижения красоты, равно как и история эстетического воспитания, уходит своими корнями в глубокую древность.
Обратимся к философскому энциклопедическому словарю, где находим определение слова «эстетика». «Эстетика - (от греч.- чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей» (170, с.805). Как особая дисциплина эстетика вычленяется в 18 веке. Немецкий философ А. Баумгартен различал высшее (рассудочное) познание - предмет логики, и низшее (чувственное) познание, теоршо которого он впервые назвал «эстетикой». Последняя стала одновременно
Педагогический детерминизм эстетического воспитания школьников сельской гимназии
Педагогическая наука ставит перед собой ряд нерешенных проблем, выражая тем самым подлинный дух научного исследования: постоянную неудовлетворенность ученых достигнутым знанием, стремление к более глубокому познанию действительности.
«Детерминизм (от лат. determino - определяю), философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира» (170, с. 149). Педагогический детерминизм позволяет объективно оценить действенность эстетического воспитания обучающихся на современном этапе развития школы, обосновать необходимость преобразований в исследуемой области, в том числе с учетом достижений в прошлом.
Особый вклад в развитие эстетического воспитания внесли выдающиеся педагоги Я.А. Коменский (1592-1670) и И.Г. Песталоцци (1746-1827). По их мнению, процесс познания начинается с чувственных восприятий, наблюдений, наглядности, опыта, а ведущей педагогической установкой является принцип гармонического развития человека. Идеи эстетического воспитания органично входят в педагогическое учение и присутствуют во всех основных сочинениях Я.А. Коменского. В «Великой дидактике» представлен такой метод обучения, как метод искусств. Одна из задач образования - изучение природы, развитие органов чувств. Тем самым Коменский связывает чувственное познание с нравственным и интеллектуальным развитием. Гармония осознается в ее красоте, нравственности, разумности.
По мнению Я.А. Коменского, воспитание делает человека гармоничным и прекрасным, развивает дух и тело. Эстетическое воспитание является одной из сторон гуманистического воспитания, которое делает человека властелином всех вещей.
И.Г. Песталоцци выдвигает идею саморазвития потенциальных сил, заложенных в человеке. Это силы физические, умственные и нравственные; их развитие совершается от чувственного восприятия к логическому мышлению и ведет к гармонично развитой личности. Осуществляется это лишь в процессе труда. Из всех видов искусств он отдавал предпочтение рисованию и пению как наиболее развивающих. Как считал И.Г. Песталоцци, искусство выступает в качестве вспомогательного средства для освоения более серьезных задач, умений, навыков. «Подступы к искусству» он называл подступами к человечности. По мнению И.Г. Песталоцци, роль педагога в эстетическом воспитании важна на начальном этапе, а от саморазвития ребенка зависит воспитание высших эстетических способностей.
Последователем педагогических принципов И.Г. Песталоцци был замечательный швейцарский педагог Ф. Фребель (1782-1852), который считал, что процесс обучения и процесс воспитания должны составлять гармоническое целое. Он придавал большое значение игре, как развивающей воображение и содержащей эстетический стимул, а также художественному творчеству, как развивающему нравственность.
Ф. Фребель подчеркивал значимость всех видов искусства в эстетическом воспитании ребенка: «искусство, художественное чутье есть свойство, присущее всем людям, и поэтому-то оно должно быть заботливо культивировано в них с отроческого возраста... Пение, рисование, живопись и скульптура должны поэтому с ранних лет трактоваться как существенные предметы серьезной школы...» (171, с. 339).
Принцип природосообразного воспитания и положение о гармоническом развитии личности развивает немецкий философ, психолог и педагог И.Ф. Гербарт (1776-1841). Он определяет цель воспитания как развитие эстетического восприятия мира, эстетически воспитанный человек уже является, по его мнению, нравственно воспитанным. Таким образом, эстетическое воспитание - высший критерий воспитания вообще. В нравственном воспитании и воспитывающем обучении И.Ф. Гербарт руководствовался эстетически-ценностным подходом.
В педагогическом учении А. Дистервега (1790-1866) синтезируются три принципа: природосообразность, культурособразность и самодеятельность. При обучении и воспитании детей, считает педагог, необходимо опираться на всю культуру человечества в целом, в особенности на культуру родной страны, подчеркивает необходимость всестороннего и гармоничного воспитания ребенка. «И если каждый будет в своем роде совершенным человеком, то все человеческое общество образует гармоничное, совершенное единство - организм, в котором каждый исполняет какую-либо функцию» (34, с. 349).
Таким образом, великие педагоги прошлого (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег) считали, что эстетическое воспитание - это воспитание совершенного, всесторонне развитого человека. Они связывали эстетическое воспитание с нравственным, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений, и подчеркивали роль искусства в формировании эстетических чувств, эстетических переживаний человека. Кроме того, мы считаем, что идея опоры на развитие культуры своей страны значима в осуществлении процесса эстетического воспитания школьников.
Истоки русского эстетического воспитания имеют глубокие корни, которые уходят во времена древневосточных славян к началу нашей эры. Эстетические идеи Древней Руси развивались на стыке языческой и христианской культуры, восприняв античную традицию через Византию. Языческие обряды, подобные театрализованному действию включали разные виды искусства: пляски, сказания, заговоры, былины, резьбу, чеканку и другие. В образовавшихся раннефеодальных государствах Киевской, Новгородской Руси, Владимиро-Суздальском княжестве развивалась иконопись, письменность, музыка. Ведущая роль в эстетическом воспитании принадлежала семье и церкви.
Подъем Русского государства (Московская Русь) совпадает с Возрождением на Западе. В русском искусстве утверждается гуманизм, в воспитании большое внимание уделяется человеку, его внутреннему миру, физическому состоянию, духовности. Появляются кодексы церковных и светских правил («Стоглава», «Домострой»), а в живописных образах Андрея Рублева воплотился символ красоты 14 века - нравственная красота. Главным в воспитании того времени было формирование души, а не развитие разума. Укоренилось учение древних русских моралистов, что истинное состояние христианина - печаль, страдание, а не радость.
Век разума и просвещения открывает миру русские имена, среди них -И. Бецкой, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, В.Н. Татищев и др. В содержание эстетического воспитания они предлагали включать предметы эстетического цикла: танцы, музыку, рисование, пение, игру на музыкальных инструментах. При Московском университете появились классы художеств, устраивались театральные спектакли, концерты, публичные музыкальные экзамены.
Диагностика уровней развития эстетической воспитанности обучающихся в современной сельской гимназии
Воспитанность как педагогический термин обозначает интегративное свойство личности, представляющее собой совокупность достаточно сформированных личностных качеств, в обобщенной форме отражающих систему социальных отношений человека. Определяется воспитанность как «обобщенный результат социализации, воспитания и самовоспитания человека, выражающийся в степени соответствия слов и действий отдельного лица принятым в данном обществе нормам и правилам человеческого общежития» (119, с. 7).
По определению Н.Е. Щурковой, воспитанность - «это мера соответствия личности школьника запланированному воспитательному результату, мера соответствия цели. Цель выступает в качестве эталонной модели школьника и определяет наиболее существенные отношения к социальным ценностям общества» (188, с. 4).
Эстетическая воспитанность рассматривается как качественный показатель сформированное эстетической культуры личности. Понятие «эстетическая воспитанность» подразумевает единство эмоциональных, интеллектуальных и действенно-практических проявлений личности.
Особо сложным и противоречивым в педагогической литературе являются вопросы, касающиеся определения критериев эстетической воспитанности. В настоящее время они частично разработаны в отдельных областях школьной педагогики (музыка, изобразительное искусство). Данному аспекту посвящены исследования Д.Б. Кабалевского, М.С. Красильниковой, Б. М. Йеменского, Г.А. Петровой. Проблема выработки критериально-диагностического инструментария оценки эстетической воспитанности является актуальной в педагогической науке.
Большое внимание этому вопросу уделял Б.Т. Лихачев, который считал, что «измерение эстетической воспитанности осуществляется с помощью разных критериев: психических, педагогических, социальных» (71, с. 293). Психологическими критериями, по мнению Б.Т. Лихачева, измеряются способности воспитанника адекватно оригиналу воссоздавать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать свои суждения. Педагогические критерии «помогают выявить и оценить эстетический идеал,... степень развития художественного вкуса. Он проявляется в ...оценке явлений искусства и жизни; в результатах их разнообразной деятельности, особенно художественно-эстетического творчества» (71, с. 294). Социальные критерии требуют наличия у учащихся глубоких интересов к различным видам искусства, потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни «Эстетическая воспитанность в социальном смысле проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка» (71, с. 294).
С. В. Харитонов (172) подчеркивает, что эстетически воспитанный -это человек, чьи чувства, мысли и поступки соответствуют представлениям о совершенстве и красоте. Поэтому эстетическая воспитанность человека неразрывно связана с его мировоззрением, образом жизни, поведением. Подобно тому, как в труде мы ищем соединение пользы и красоты, так и в поступках человека мы стремимся к совпадению добра и красоты, этического и эстетического.
Эстетическая воспитанность является результатом эстетического воспитания, которое в той или иной степени осуществляется в школе, в учреждениях дополнительного образования, в семье и, следовательно, имеет определенные уровни. Как правило, большинство исследователей (Б.П. Битинас, О.В. Добронравова, Н.И. Голубев, А.Ж. Овчинникова, Г.А. Петрова, Т.В. Шуртакова и другие) выделяют три уровня сформированности эстетической воспитанности: высокий, средний и низкий. И.В. Арябкина (8) выделяет пять уровней эстетической воспитанности школьников: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.
По мнению И.Ф. Гончарова (28), уровень эстетической воспитанности измеряется способностью человека понимать эстетические явления, анализировать и оценивать их, делать соответствующие умозаключения. Но эстетическое переживание и эстетическое понимание еще не означают эстетическую воспитанность. Поэтому основными показателями эстетических качеств личности следует считать ее поведение в обществе, в сфере труда, познания и общения. Это и есть ядро эстетической воспитанности, ее ведущий критерий.
Условия реализации модели эстетического воспитания школьников в современной сельской гимназии
Анализ изученной нами научной литературы по проблеме исследования и результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о необходимости создания модели эстетического воспитания школьников в условиях современной сельской гимназии.
Под моделированием понимается «метод опосредованного практического или теоретического оперирования объектом, при котором исследуется не сам интересующий нас объект, а используется вспомогательная искусственная или естественная система, находящаяся в определенном объективном соответствии с познаваемым объектом, способная замещать его на определенных этапах познания и дающая при ее исследовании в конечном счете информацию о самом моделируемом объекте» (90, с. 42).
В качестве своеобразного инструмента познания выступает модель -«создаваемый с целью получения и (или) хранения информации специфический объект (в форме мыслительного образа, описания знаковыми средствами либо материальной системы), отражающий свойства, характеристики и связи объекта - оригинала произвольной природы, существенные для задачи, решаемой субъектом» (88, с. 44).
В Толковом словаре В. Даля «модель» характеризуется как «образец в малом виде, что-то в уменьшенном размере» (31, с. 337). В Словаре по управлению для руководителей системы образования понятие «модель» трактуется в нескольких вариантах: - как «программа, имитирующая структуру или функционирование исследуемого объекта»; - как «копия или аналог изучаемого процесса, предмета или явления, отображающая существенные свойства моделируемого объекта с точки зрения цели исследования»; - как «система объектов и знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы - оригинала» (147, с. 63-64). Е.Н Степанов (154) считает основной сущностной характеристикой моделирования и его главной отличительной чертой (по отношению к другим методам) опосредованность, так как исследователь, решая познавательную задачу с помощью метода моделирования, использует модель, исследование которой и позволяет получить новые знания об изучаемом объекте или явлении. Необходимость использования опосредованного способа познания диктуется следующими причинами: - во-первых, объект исследования труднодоступен для непосредственного познания; - во-вторых, интересующие исследователя стороны действительности не удается в исследуемом объекте изучать в более или менее чистом виде; - в-третьих, объект познавательной деятельности пока не существует в реальной действительности (154, с.48). Рассмотрению различных аспектов педагогического моделирования, проектирования и конструирования посвящены работы B.C. Безруковой, В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Л.Ф. Спирина, Е.Н. Степанова, Е.В. Титовой и других исследователей.
На первоначальном этапе исследования мы осуществили попытку создать модель эстетического воспитания школьников, которая в результате дальнейшей работы расширялась и дополнялась. Создание модели и ее использование являются основными аспектами содержания процесса моделирования и способствуют планомерному и последовательному воплощению на практике заранее спроектированной воспитательной деятельности. Педагогическая модель эстетического воспитания школьников в условиях современной сельской гимназии основывается на определении целей, задач, принципов, содержания, форм, методов, средств, критериально-оценочного аппарата. - создание условий для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка, для формирования эмоционально отзывчивой, творчески активной личности, для совершенствования эстетической воспитанности школьников в условиях современной сельской гимназии. - воспитание любви к истории Родины, к своей земле, своему народу через изучение народного творчества; - изучение эстетических интересов, потребностей сельских школьников; - формирование у воспитанников эстетических представлений, понятий, суждений, идеалов, вкусов и оценок, необходимых для этого знаний, а также умений выражать свои эстетические взгляды; - включение школьников в различные виды эстетической деятельности для удовлетворения их интересов в самоутверждении и самореализации; - формирование у учащихся внутренней потребности и уважительного отношения к процессу и результатам труда.