Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века Белых Наталья Михайловна

Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века
<
Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Белых Наталья Михайловна. Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1998 157 c. РГБ ОД, 61:98-13/1076-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ШКОЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА И ОТРАЖЕНИЕ В НИХ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 12

1. Становление и развитие отечественной начальной школы пореформенной России. 12

2. Место церковноприходской школы в развитии начального образования 39

Выводы 53

ГЛАВА II. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЦЕРКОВНОПРИ ХОДСКОЙ ШКОЛЕ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА 54

1. Содержание обучения и воспитания детей в церковноприходской школе 54

2. Методы и формы учебно-воспитательной работы в церковноприходской школе 75

3. Опыт работы авторской школы С.А.Рачинского 97

Выводы 121

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123

БИБЛИОГРАФИЯ 129

ПРИЛОЖЕНИЕ 142

Введение к работе

Закон об образовании, принятый в нашей стране в 90-е годы, предусматривает многообразное развитие народного образования: школы государственные, школы, открываемые общественными организациями и частными лицами.

В своем развитии оно должно опираться на живую историю, культуру, духовные традиции, исторический опыт взаимодействия и взаимопонимания российских народов.

В задачи русского образования входит укрепление в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации: родина, семья, родной язык, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом.

Изучение народных традиций воспитания сказывается не только наиболее интересным, но и наиболее плодотворным в истории педагогики (11, 24).

Такой подход к демократическому решению школьного обучения и воспитания диктует потребность выработки стандартов содержания образования, умелого регулирования со стороны государства учебно-воспитательным процессом разных типов школ. Об этом высказывают и пишут в педагогической печати видные ученые - педагоги и психологи -Г.Н. Волков, В.П. Зинченко, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, Ю.А. Рудь, В.Д. Шадриков, теоретики в области начального образования СП. Баранов, Н.В. Виноградова, В.Г. Горецкий, А.Н. Джуринский, А.Е. Дмитриев, М.Р. Львов, Н.Н. Светловская, Ю.П. Сокольников.

Остро обсуждается и вопрос о роли церкви в нравственном воспитании детей. Сегодня, когда Русская Православная Церковь вновь получила возможность заняться религиозным воспитанием детей, перед ней

вновь получила возможность заняться религиозным воспитанием детей, перед ней встала огромная задача: раскрыть богатейшую сокровищницу церковной жизни во всей полноте и красоте. В общеобразовательных школах возникают кружки по изучению Священного Писания, открываются частные, воскресные и православные религиозные школы, где дети, особенно младшего школьного возраста, приобщаются к христианской морали, развивают духовные и общечеловеческие нормы поведения.

В деятельности церковных школ имеются немалые трудности. Отсутствует необходимая учебная литература, нет подготовленных педагогических кадров для работы созданных воскресных школ. Эти трудности усугубляются еще и тем, что накопленный значительный опыт работы церковноприходских школ России до революции 1917 года, в советский период и в настоящее время мало изучен, хотя в нем, было много интересного, полезного. Сейчас нам необходимо осмыслить и обобщить духовный опыт русского народа, опирающийся на традиции русской школы. Именно с этих позиций нужно шире взглянуть на педагогическое наследие дореволюционной России, подвижников-просветителей, исследовать их роль в создании народной сельской школы, основанной на семейных и национальных традициях русского народа.

В дореволюционной России церковных школ, особенно начальных, насчитывалось до 46% общего количества всех начальных школ в стране. В.Ф. Давыденко, Н.И. Ильминский, К.П. Победоносцев, СИ. Миропольский, С.А. Рачинский - далеко неполный перечень педагогических и общественных деятелей, внесших большой вклад в развитие церковных школ. А авторская школа в селе Татево Смоленской губернии профессора С.А. Рачинского была одной из лучших

сельских начальных школ России второй половины XIX века.

Поэтому, назрела острая необходимость и потребность в исто-рико-педагогическом анализе и целостном научном освещении процесса обучения и воспитания детей младшего школьного возраста в церковноприходской школе России, с тем, чтобы этот опыт использовать в современных церковных воскресных школах.

Таким образом, образовались противоречия между потребностью изучения деятельности церковных школ дореволюционной России, их использованием воскресными школами, создаваемыми в настоящее время при церквях. Важно, чтобы юному россиянину были доступны православные традиции в постижении гуманитарных дисциплин, в том числе латыни, греческого и церковнославянского языков, давно забытых школой, традиции изучения естественных наук в тесной связи с проблемами экологии и краеведения. Православной педагогике есть чем дополнить и обогатить эстетическое воспитание, трудовое и физическое развитие школьников. А главное - помочь нашей системе образования отыскать пути к духовному, нравственному возрождению молодого поколения.

Особенно это касается изучения и оценки церковноприходских школ второй половины XIX века. Именно в этот период появилась в своем самобытном виде русская народная школа, а также целая плеяда выдающихся педагогов-теоретиков, общественных деятелей школы, учителей-практиков, которые своим самоотверженным трудом прославили нашу отечественную педагогику. Вторая половина XIX века характеризуется усиленным развитием и ростом церковных школ. В это время началась разработка и обоснование теоретических основ обучения и воспитания в церковноприходской школе.

Первой наиболее крупной и обобщающей работой в этой об-

ласти стало пособие В.Ф.Давыденко, "Церковноприходская школа", изданное в г.Харькове в 1903 году.

В нем изложены все вопросы работы в церковноприходской школе, следовательно, она представляет интерес для нашего исследования. Важное значение для анализа данного типа начальной школы, а именно, церковных школ имеют работы обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, священников И. Корсунского, М.Макаревского, В.Невского, К.А. Рождествен: ского, П. Смирнова, П.Н. Спасского.1

Данная тема в современной историко-педагогической наука.
мало исследована. А в советское время считалось нецелесообразным
ее изучать, так как существовали идеологические запреты, требо
вавшие критического рассмотрения этого опыта. Этим отличаются
работы П.А. Лебедева, А.В. Ососкова, В.З. Смирнова. И только в
монографии И.А. Соловкова дается наиболее объективная оценка
церковным школам. ,

Проведенный анализ литературы позволил нам сделать вывод о том, что специальных исследований по проблеме не проводилось.

Этим и объясняется выбор темы исследования: "Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века".

Проблема исследования: каковы основные особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России в свете школьных реформ второй половины XIX века, место церковноприходской школы в России второй половины XIX века.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Отчества названных священников в источниках не обнаружены.

Объектом исследования является церковноприходская школа России второй половины XIX века, ее место в развитии начального образования указанного периода.

Предметом исследования является процесс обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века, основанный на православной педагогике.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования выдвигаются следующие задачи.

1. Охарактеризовать школьную реформу в области начального
образования в России второй половины XIX в. и показать место
церковноприходской школы в этой реформе.

  1. Раскрыть особенности организации церковноприходской школы в России второй половины XIX века и на основе анализа показать их влияние на специфику обучения и воспитания детей.

  2. Проанализировать опыт авторской школы профессора С.А.Рачинского по обучению и воспитанию сельских школьников -прообраза церковной школы России второй половины XIX в.

4. Дать рекомендации работникам современных воскресных
школ при церквях по обучению и воспитанию детей.

Методологической основой исследования являются теоретические положения о человеке как высшей ценности общества, о религии как форме общественного сознания, о развитии всеобщей связи явлений, предметов действительности. Исследование опиралось на принципы единства логического и исторического, системности, последовательности, научности, объективности в изучении исторического прошлого.

Для исследования указанной темы использовались следующие методы: сравнительно-исторический, историко-ретроспективный,

методы изучения документов, критическое осмысление и обобщение литературных и публицистических источников, анализ и систематизация выявленных исторических фактов. В ходе исследования проанализировано около 30 источников (архивы г.Москвы, г.Загорска, г.Липецка, г.Тамбова).

В качестве источников исследования использованы опубликованные и неопубликованные документальные материалы по вопросам образования, истории педагогики, правительственной политики, не введенные в научный оборот документы из архивов Синода; фундаментальные издания обер-прокурора, отчеты и малоизвестные мемуары духовенства, неопубликованные доверительные письма к друзьям (С.А.Рачинский). Важной базой исследования стали архивные материалы Центральных и областных архивов страны: Центрального государственного исторического архива г.Москвы, Государственного архива Липецкой области и Государственного архива Тамбовской области, архив духовной академии и семинарии г.Загорска, а также документы Рукописного отдела Российской Национальной библиотеки. Всего автором были изучены материалы 33 фондов в 3-х архивах. Особую группу составили статистические источники, учебные пособия для церковных школ. Интересный фактический материал взят из периодической печати, издававшейся во второй половине XIX века: "Народное образование", "Орловские Епархиальные ведомости", "Тамбовские Епархиальные ведомости", "Церковноприходская школа" и другие.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в обеспечении историко-педагогическими знаниями процесса становления и развития теории церковной школы в России второй половины XIX века, в раскрытии возможностей изучения

теоретических подходов к особенностям организации церковноприходской школы и их влияния на специфику обучения и воспитания детей; в том, что переосмыслены и впервые введены в научный оборот печатные источники и архивные материалы, содержащие информацию о положительном опыте развития церковноприходской школы России второй половины XIX века; на их основе выявлены знания о содержании предметов обучения и воспитания в ней, внедрении форм и методов учебно-воспитательной работы в данной школе с учетом названного, воссоздано в целостном виде место церковноприходской школы в развитии начального образования.

Практическая значимость исследования обусловлена получением ценных данных и представлений для историко-педагогической науки о развитии церковноприходской школы России второй половины XIX века, а также особенностей обучения и воспитания детей в церковной школе разных губерний России второй половины XIX века.

Проведенное исследование раскрыло возможность использования содержащихся в диссертации теоретических положений, выводов и обобщений при чтении курса истории педагогики, спецкурсов на факультете начальных классов в Елецком педагогическом институте, а также при подготовке учителей начальных классов в педагогических училищах, педколледжах, на курсах усовершенствования учителей в Липецкой области. Анализ содержания учебно-воспитательной работы на примере церковноприходской школы России второй половины XIX века, позволяет расширить общеобразовательную программу и творчески использовать данный опыт при подготовке учителей для воскресных, церковных школ и православных гимназий.

Использование материалов данного исследования расширяет представление студентов о становлении и развитии церковной школы в центральных губерниях России второй половины XIX века.

Диссертационная работа состояла из следующих этапов:

  1. (1994-1995 г.) - изучение литературы по теме исследования, выявление основной проблемы, разработка теоретических основ исследования.

  2. (1996-1997 г.) - выявление архивных материалов, их анализ, систематизация и обобщение, определение структуры и логики изложения диссертации.

  3. (1997-1998 г.) - уточнение отдельных положений исследования, определение основного содержания и оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Церковноприходская школа России второй половины XIX в. создавалась на принципах добровольности народа (школы грамоты), школьной реформы второй половины XIX в. Ее становление и развитие поддерживалось и царским правительством и Св. Синодом. Вот почему к концу XIX в. церковных школ, особенно в сельской местности России, насчитывалось около 46% от всех начальных школ.

  2. Обучение и воспитание детей в церковноприходской школе России второй половины XIX в. осуществлялось на основе православной педагогики. Этим и объясняется их отличие от других типов начальных школ (земской, "образцовых" народных училищ МНП); по содержанию методов, принципов обучения. Имелись свои учебные книги и руководства. В исследовании показаны положительные и теневые стороны этого обучения и воспитания. Даны рекомендации учителям современных церковных воскресных школ с учетом положительного опыта, накопленного церковноприходскими школами

России второй половины XIX в.

3. Изучение опыта обучения и воспитания детей младшего школьного возраста в церковноприходской сельской школе показывает, что в них удачно сочеталось обучение с нравственным, эстетическим воспитанием, с привитием учащимся общечеловеческих христианских заповедей: "не убий" другого, помоги бедному, уважай родителей, помогай им, когда они будут старыми, неси людям христианскую мораль. Это особенно видно при описании и анализе в отдельном параграфе опыта обучения и воспитания детей в авторской школе С.А.Рачинского.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологическим подходом, опирающимся на положения о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности; совокупностью методов исследования, адекватных поставленным задачам; разноообразием использованных историко-педагогических и архивных источников.

Внедрение и апробация результатов исследования осуществлялись при чтении лекций по истории педагогики, проведении спецкурса на факультете начальных классов МПГУ и ЕГПИ. Итоги исследования сообщались в докладах на научных конференциях в г. Липецке и г. Ельце в 1994, 1995, 1996 гг.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Список литературы включает 214 источников.

Становление и развитие отечественной начальной школы пореформенной России.

История новой русской школы берет свое начало с конца 50-х годов XIX столетия. Эта эпоха явилась началом важного перелома в русской общественной жизни, отразившейся во всех ее сферах. В области начального народного образования перелом этот выразился главным образом в том, что инициатива и руководство этим делом стали переходить из рук государства и правительства в руки самого общества. Именно в эти годы общественно-педагогическое движение выработало идеал русской народной школы (121, 5). К середине 50-х годов, в России было:

уездных училищ МНП - 450

приходских училищ МНП - 600

школ удельного ведомства - 210

приходских школ государственных имуществ -3000

церковноприходских школ - 10000 (45, 198). По данным Центрального статистического комитета в 1856 г. в России насчитывалось 8227 начальных училищ с 450 тыс. учащихся. На каждую губернию приходилось в среднем по 126-127 училищ и по 6923 учащихся; на каждое училище - по 55 учащихся, а один ученик -на 143 жителя (106, 35). Итак, начальные народные школы ведомства МНП составляли 1070 училищ с 54333 учащихся. Значит, остальное количество училищ представляли школы Палаты Государственных Имуществ, крестьянские и помещичьи школы. Из всех этих категорий более прочными оказались школы МНП, число их затем неизменно повышается. Эти временные и ничтожные по числу учеников, обстановке и средствам школы сыграли большую роль, подготовив почву для земских школ. Они развили в населении потребность в начальном образовании, приучили его к школе, к расходам на нее, показали ему разные типы школ, чем дали возможность остановиться на том из них, который оно признало для себя наиболее подходящим (125,30).

По архивным документам (127, 67) сельские училища Министерства государственных имуществ начали учреждаться с 1832 г., а в 1842 г. они стали называться приходскими училищами. Их цель -подготовка сельских писарей, землемеров, фельдшеров. Учителями в них были сельские священники, дьяконы, причетники и окончившие курс семинаристы, училища давали также общее образование. Не следует забывать, что более половины их содержало при церквях православное духовенство. Они не были обеспечены в материальном положении, не имели ни собственных помещений, ни учебных пособий. Все школы содержали один недостаток: обращалось больше внимания на их внешнее развитие, чем на внутреннее усовершенствование.

Анализ центральных архивов г. Москвы и г. Липецка показывает состояние приходских училищ (125, с.46-51). Так, в Московском уезде Осташевское приходское училище содержалось до 1859 г. обществом, которое отпускало на него ежегодно по 260 р. Советник Н.Воронин жертвовал с 1859 г. по 1400 руб. ежегодно, учащиеся были разделены на несколько отделений, работали в нем законоучитель и один учитель.

Сельское училище в Весховятской волости Московского уезда, открытое князем А.Оболенским в 1859 г., находилось на попечении местного священника и дьякона, учащихся - 15 мальчиков. Училище находилось в волостном правлении. В Московском уезде Озерецкое и Белоростовское сельские приходские училища открыты Палатой Государственных Имуществ в 1853 г., в первом - 27 учащихся, во втором - 44, они расположены в доме священника, содержались за казенный счет 175 руб. в год, наставник - местный священник, он же -учитель, изучали закон Божий, священную историю, арифметику, чтение, чистописание, пение, считали на счетах.

В Московском уезде в с. Рогачево в 1843 г. открыто училище Палатой Государственных имуществ (126, 27, 34). Наставник - священник В.Смирнов; учащихся 24 человека; изучали Закон Божий, овладевали чтением Христианского учения, чистописанием, молитвами господними, церковным пением и счислением на счетах.

В Дмитровском уезде Московской губернии в с.Ильинское при Христо-Рождественской церкви с 1843 г. существовало училище с 38 учащимися и 2 наставниками; в с.Игнатово при Тихвинской церкви с 26 учащимися и 1 учителем и в с.Круглино при Богородской церкви с 32 учащимися и 1 учителем существовали училища, при испытании они находились в удовлетворительном состоянии (176, 33-35).

Место церковноприходской школы в развитии начального образования

Церковная школа, возникшая с введением христианской веры при светлом равноапостольном князе Владимире, была единственной школой на Руси до Петра Великого. Она получила официальное признание только в царствование Николая I. Затем в 1836 г. Св. Синод издал указ, в котором преподал духовенству правила о "первоначальном обучении поселянских детей". Уже в отчете 1837 г. мы находим, что "вследствие предписаний об открытии школ при церквях и монастырях были получены из разных мест первые удовлетворительные сведения о наличии 100 церковных школ. Эти слова первого официального отчета о церковных школах служат эпиграфом для всей их истории (34, 27; 23).

В документах архива есть материал об открытии училищ при церквях в Коломенском уезде Московской губернии (126, 7).

В 1866 г. в с.Парфеньеве, при Николаевской церкви было училище; занятия вел один учитель, учеников всего 81 человек. При Троицкой церкви, в с.Протопове - училище с 1863 г., учащихся - 85 человек; в с.Чанках при Введенской церкви с 1865 г. работало училище с 40 учащимися. Все они находились в удовлетворительном состоянии (125, 112). В Воскресенской церковноприходской школе за 1862/63 учебный год обучалось 60 человек. Директор школы Малиновский М., считал, что школа достигла цели поставленной правительством. Она помещалась в собственном доме и существовала за счет купца И.Зыкина. При школе была библиотека, состоящая из следующих книг: духовного содержания - 35; математики - 10; разные - 140. Учитель - В.Матюшкин. По окончании школы ученикам выданы свидетельства.

Аналогичный пример об открытии училищ в Липецком уезде Тамбовской губернии (201, 83). В 1865 г. в с.Рябинки в церковной школе обучалось 34 мальчика: все православного исповедания; священник - заведующий школой А.Виноградов; учитель - дьякон И.Мешков; приобретено книг - 186 экз.; и учебных пособий 25 штук. В Елецком уезде Орловской губернии в 1863 г. (188, 33) открыто Ка-менское училище. Оно помещалось в отдельном доме, классной мебели и учебных пособий достаточно. Учитель А.Покровский окончил курс в духовной семинарии. Помещение училища и квартира учителя весьма удобны. Следует отметить, анализируя архивные данные, что в Московской, Орловской, Тамбовской губерниях почти во всех селах существовали церковноприходские школы. Все сельские школы открыты при церквах православным духовенством, где они заведывали и обучали крестьянских детей.

В каждом приходе учреждалась должность дьякона, который был занят в церкви только по воскресеньям, а в остальное время преподавал в школе.

Надо отметить, что в 1839 г. число школ достигло 2000 с 19000 учащихся, в 1841 г. их было уже 2700 с 25000 учащихся, в 1851 г. -4713 школ с 93350 учащимися, в 1860 г. - 7907 с 133660 учащимися (106, 30).

После "освободительной" реформы вопрос о народном образовании получил особое значение. Православное духовенство, признавая необходимость образования, полагало, что грамотность - великая сила, "которой суждено иметь на народное благочестие и нравственность решительное влияние, спасительное или гибельное смотря по тому, какое направление будет ей сообщено" (34, 25).

Таким образом, заботясь о сохранении и укреплении в народе православно-церковных основ народной жизни, духовенство вслед за освобождением крестьян, приняло все меры к повсеместному распространению грамотности.

Следует отметить, что "большинство земских и правительственных школ возникло первоначально по инициативе местного духовенства в виде простых школ грамоты, которые превратились затем в правильно организованные школы" (81, 29; 113, 9).

Наиболее простым типом школ была школа грамоты, задача которой - научить детей читать, писать и правильно молиться Богу -как нельзя более проста, понятна народу и доступна даже при малой затрате культурных сил и материальных средств. Они доступны благодаря своей дешевизне и простоте устройства всем, даже самым бедным в малолюдных селениях. Эти школы призваны нести христианское просвещение в самые отдаленные и глухие уголки нашего отечества и таким образом, представляют собой единственно доступную школу для сельских жителей (44, 20-22; 115; 118).

В качестве примера могут служить школы грамоты Московской епархии (168, 51).

Так, в с.Хотяново, при Хитророждественской церкви, в доме священника П.Вознесенского была открыта в 1860 г. церковная школа, учеников в ней было 8 человек.

В с. Большой Колодец при Успенской церкви в 1859 г. открыта церковная школа. Учительствовал в ней священник А.Морозов, учеников было 18 человек.

Содержание обучения и воспитания детей в церковноприходской школе

Начало религиозно-нравственной жизни начинается с детства путем не рассудочных наставлений, но посредством живых впечатлений, путем примера, воспитательных действий и влияний, пробуждающих в душе ребенка религиозность. В детстве полагается основание для всей последующей жизни (9,6).

Первое научение детей должно быть просвещением веры, поэтому и первый путь ребенка - направлен в церковь. Православная церковь принимает детей в общение, воцерковляет их, делает участниками таинств и благодатных средств. Дети должны познать, что есть воля Божия, благая угодная и совершенная (9, 2) и научиться исполнять эту волю.

Христианское воспитание ведет к доброй жизни, без которой всякое знание ничтожно. Доброе воспитание - это успех учения.

Святой Киприан говорил, что "не имеющий матерью Церкви Божьей на земле, не может иметь отцом своим Бога на небе". Вне Церкви не может быть истинного христианского воспитания и учения.

Задача церковноприходской школы облегчается тем, что она имеет прямое, ясное и твердое руководство в Церкви. Послушание матери Церкви - искреннее, в простоте сердца, как это свойственно детям - вот ее незыблемая опора и отличительный от всех иных подобных школ характер (99, 95; 19, 21).

Поэтому "... церковноприходская школа принимает детей в самое благоприятное время их духовного развития, сердце их сохраняет еще всю впечатлительность детского возраста и начинают пробуждаться умственные способности" (82, 53).

Обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев так видел задачу церковной школы: воспитать "нравственных и религиозных людей по законам православной церкви и русской народности". Воспитание в церковной школе должно возбуждать, поддерживать и питать в детях душевную жизнь, способствовать их внутреннему развитию и росту душевных сил и способностей в нравственно-религиозном направлении. Только при таком единстве внутреннего строя и деятельности школа может достигнуть своей высокой цели (59, 444).

В Высочайше утвержденных Правилах 1884 года цель церковноприходской школы состояла в том, чтобы:

а) внушить детям страх Божий и развить в них чувство глубочайшей любви и благоговения к Богу, вселить послушание к Св.

Церкви, ее уставам;

б) воспитать чувство верноподданнической преданности и любви к Государю и Отечеству;

в) утверждать в детях склонность к надлежащему исполнению христианских обязанностей, довести до такого нравственного состояния выражением которого было бы деятельное стремление к добру и правде;

г) пробудить христианскую любовь к ближнему, почтение и по слушание родителям и всем старшим, а особенно к пастырям церкви;

д) искоренить в детях дурные наклонности и привычки, привить им правила благоповедения, скромность, приучить к самостоятельности, труду, исполнительности, внимательности, бережливости, аккуратности;

Похожие диссертации на Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века