Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ориентация школьников на развитие творческих способностей в театральном коллективе Сысоева Галина Николаевна

Ориентация школьников на развитие творческих способностей в театральном коллективе
<
Ориентация школьников на развитие творческих способностей в театральном коллективе Ориентация школьников на развитие творческих способностей в театральном коллективе Ориентация школьников на развитие творческих способностей в театральном коллективе Ориентация школьников на развитие творческих способностей в театральном коллективе Ориентация школьников на развитие творческих способностей в театральном коллективе Ориентация школьников на развитие творческих способностей в театральном коллективе Ориентация школьников на развитие творческих способностей в театральном коллективе Ориентация школьников на развитие творческих способностей в театральном коллективе Ориентация школьников на развитие творческих способностей в театральном коллективе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сысоева Галина Николаевна. Ориентация школьников на развитие творческих способностей в театральном коллективе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 2007 205 с., Библиогр.: с. 174-192 РГБ ОД, 61:07-13/2740

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретическое обоснование ориентации школьников на развитие творческих способностей в театральном коллективе 18

1.1. Понятие «творческие способности школьников». 19

1.2. Специфика процесса развития творческих способностей школьников в театральном коллективе. 42

1.3. Педагогическое регулирование процесса ориентации школьников на развитие творческих способностей. 68

Глава II. Технология развития творческих способностей школьников в условиях театрального коллектива . 92

2.1. Взаимодействие школьного театра и окружающей среды в ориентации школьников на развитие творческих способностей в театральном коллективе . 92

2.2. Внутреннее содержание личности школьника как важнейший фактор развития творческих способностей . 114

2.3. Педагогическая программа ориентации школьников на развитие творческих способностей в театральном коллективе. 138

Заключение 166

Список литературы 174

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблема ориентации школьников на развитие творческих способностей имеет первостепенное значение. Эта проблема требует скорейшего разрешения.

Ориентация на развитие творческих способностей в школьном театральном коллективе позволяет раскрыть состояние общества, его стремление к свободе, а личности - к самоопределению, к творческому саморазвитию.

Анализ социокультурной ситуации в обществе показывает динамичное расслоение общества, что сказывается на доступности широких народных масс к культуре. Отсутствие четких нравственных ориентиров, изменение роли государства воспринимается школьниками с трудом. Под влиянием множества исторических, экологических и культурных факторов школьники достаточно четко улавливают все общественные" изменения и незамедлительно на них реагируют, сами видоизменяясь внутренне и порождая к жизни все новые самостоятельности, инициативы, самодеятельности. Поэтому стремление школьников к творчеству, умение решать нестандартные задачи превращается в важнейший фактор прогресса общества.

Результаты многих исследований социологов, психологов и педагогов свидетельствуют о том, что общеобразовательная школа в значительной степени утрачивает свое влияние на интеллектуальное, творческое развитие школьников. В свободное от учебы время большинство школьников предоставлены сами себе.

4 Поскольку в обществе сформировалась определенная

негативная тенденция потребительского отношения к

театральному искусству как к бездумному развлечению, не

несущему практической пользы, то и отношение школьников к

театральному творчеству напрямую зависит от отношения

взрослых к этому процессу.

Одной из предпосылок и оснований, характерных для проявления творческих способностей школьников, является их ориентация на систематическое творческое общение и поиск художественных знаний, умений и навыков в коллективном творческом процессе.

Занятия различными видами искусства в школе по своей специфике являются сугубо творческими, а знания, умения и навыки творческого подхода к познанию действительности, к конкретному виду творчества, сформированные на занятиях, могут быть перенесены на любой другой вид деятельности, становятся характерными особенностями личности, во многом определяя дальнейший жизненный успех.

Следовательно, назрела необходимость исследования ориентации школьников на развитие творческих способностей в процессе занятий в школьном театре. Отсюда необходимо выявить сущность и тенденции развития творческих способностей школьников в театральном коллективе в современный период.

Анализ проблемы показывает, что школьный театр - это педагогическая система, которая имеет широкие возможности для раскрытия творческого потенциала участников посредством игры, игровой импровизации, создания оптимальных условий для занятий творчеством.

5 В связи с этим представляется целесообразным обратиться к

малоизученным аспектам ориентации школьников на развитие

творческих способностей в театральном коллективе как

важному средству влияния на жизнедеятельность школьного

коллектива, имеющего собственные механизмы воздействия на

интеллект, чувства, ценностные ориентации участников.

Степень научной разработанности проблемы

Проблема развития творческих способностей школьников средствами школьного театра периодически рассматривалась в литературе педагогами и деятелями театрального искусства, однако данные публикации не выходят за рамки постановки и обсуждения проблемы. Кроме того, существующие издания в большинстве своем имеют большой срок давности и не могут быть востребованы и использованы в полной мере в современной социально-культурной ситуации.

В психологических и педагогических исследованиях раскрыты сущность и содержание опыта творческой деятельности как одного из необходимых условий готовности личности к творчеству (И.Я. Лернер, М.П. Пальянов, М.Н. Скаткин и др.); выявлены активность и взаимодействие осознаваемой и неосознаваемой сфер психики в проявлении творчества личности (К.К. Платонов, П.В. Симонов, И,Е. Шварц).

Различные аспекты исследования сущности и структуры творческого потенциала личности осуществили Т.Г. Браже, А.Л. Гайжутис, В.И. Гинецинский, СР. Евиинзов, М.С. Каган, Е.В. Колесникова, М.В. Колосова, П.Ф. Кравчук, Ю.Н, Кулготкин, А.В. Мартынюк, М.Г. Мерзлякова, В.А. Моляко, Л.Н. Москвичева, В.Ф.Овчинников, Г.Л. Пихтовников, В.П. Ушачев, А.И.Щетинская, Е.Л. Яковлева и др.; отдельные

аспекты развития творческого потенциала школьников встречаем как в отечественных исследованиях (Г.С. Альтшуллер, И.П. Волков, С.Г. Глухова, Е.А. Глуховская, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, А.Ю. Козырева, B.C. Кузин, Н.С.Лейтес, В.Э.Чудновский, В.С.Шубинский и др.)» так и в зарубежных (Дж. Гилфорд, П.Торренс и др.).

Сформулированы теоретические положения о сущности и структуре готовности личности к различным видам деятельности (И.Г. Буслаева, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, К.М. Дурай-Новакова, Л.А. Кандыбович, Н.Д. Левитов, Л.С. Нерсесян, П.И.Пидкасистый, В.Н. Пушкина, Б.Ф. Райский, Р.Д. Санжеева, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и др.), в том числе к творческой деятельности (В. А. Моляко, М.Л. Смульсон).

В педагогике значительное внимание уделено проблеме развития творчества школьников, обучаемых с позиций целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, Л.Ю. Гордин, В.С.Ильин, В.В. Сериков, В.В. Краевский и др.), исследованию принципов и способов актуализации творческих потенций личности средствами образования (СИ. Архангельский, Р.Берне, В.П. Беспалько, СИ. Гессен, В.И. Загвязинский, И.С. Кон, Ю.А.Миславский, Я.А. Пономарев, Э. Эриксон и др.), развитию творческого потенциала школьников путем организации учебно-познавательной деятельности (В.А. Беликов, В.В. Давыдов, Б.П.Есипов, Л.В. Занков, Г. Д. Кириллова, Б.И. Коротаев, Н.А.Паловникова, Г.И. Щукина, И.С Якиманская и др.), выявлению творческих начал в учебно-познавательной деятельности (В.Б. Бондаревский, П.И. Пидкасистый, Ю.П.Сокольников, А.П. Тряпицына, А.В, Усова, Н.Д. Хмель и др.).

В процессе исследования значительную роль сыграли

труды, связанные с творческой деятельностью, среди которых
работы известных ученых Т.И. Баклановой, Л.С. Зориловой,
А.Д.Жаркова, Л.С. Жарковой, А.А. Коновича, В.И.
Козловского, А.С. Каргина, B.C. Садовской, Т.К.
Солодухиной, Ю.А.Стрельцова, В.М.Чижикова, Н.Н.
Ярошенко, которые рассматривали деятельность школьных
творческих коллективов как важнейшее средство
формирования и развития креативных способностей

школьников.

Все перечисленные авторы придают больше значения репетиционному процессу и самому факту внеурочного общения, чем развитию творческих способностей школьников. Однако до сих пор не изучена специфика воспитательных возможностей школьного театра, не выявлены условия и способы активизации его влияния на развитие творческих способностей школьников.

Все сказанное выше определило актуальность и обусловило целесообразность проведения исследования на тему: «Ориентация школьников на развитие творческих способностей в театральном коллективе».

Объект исследования - развитие творческих способностей школьников.

Предмет исследования - процесс ориентации школьников на развитие творческих способностей в театральном коллективе.

Цель исследования: теоретически обосновать и внедрить педагогическую программу ориентации школьников на развитие творческих способностей школьников в театральном коллективе.

8 Задачи исследования:

- уточнить понятия: «ориентация школьников», «творческие
способности», «творчество» в контексте исследования;

- выявить возрастные особенности динамики развития
творческих способностей школьников до участия в
театральном коллективе;

обосновать специфику использования театрального искусства в сфере развития творческих способностей школьников;

- определить педагогические условия, обеспечивающие
эффективность ориентации школьников на развитие
творческих способностей в театральном коллективе;

разработать педагогическую программу ориентации школьников на развитие творческих способностей в театральном коллективе, включающую систему заданий и упражнений;

- экспериментальным путем проверить эффективность
педагогической программы ориентации школьников на
развитие творческих способностей в театральном коллективе и
внедрить её в практику.

Гипотезой исследования является предположение о том, что процесс ориентации школьников на развитие творческих способностей будет эффективным, если:

- в педагогическом процессе, протекающем на занятиях
школьного театра, используется не только метод обучения
актерскому мастерству по «системе» К.С. Станиславского, но
и деятельность педагога, направленная, ориентированная на
личность каждого участника, развитие дарований
исполнителей;'формирование ценностного сознания личности;

разработана авторская технология формирования

творческих способностей школьников в театральном коллективе;

- процесс развития творческих способностей участников средствами школьного театра протекает с учетом интересов и индивидуальных возможностей школьников.

Методологический основой исследования являются философские, психологические, педагогические теории об особенностях формирования личности школьника, о роли театрального искусства в развитии его творческих способностей. В качестве методологии исследования выступают: аксиологический, системно-синергетический и деятельностныи подходы к творческому развитию личности, а также достижения в области театральной педагогики и труды выдающегося театрального деятеля, педагога и режиссера К.С. Станиславского. Такой подход позволяет рассматривать учебно-воспитательный процесс в школьном театральном коллективе с учетом личностных позиций участников всего коллектива, где конечный результат напрямую зависит от содержания и формы деятельности (Б.Г. Ананьев, А.II. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский).

Методы исследования

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих друг друга методов исследования. Теоретический анализ трудов ученых - философов, социологов, культурологов, педагогов, психологов, анализ литературы по искусству театра, по методике преподавания основ актерского мастерства. Изучение нормативных документов, программ и учебных пособий; диагностические методы (опрос, наблюдение, анкетирование, метод экспертных

10 оценок). Педагогический эксперимент, направленный на

изучение ориентации школьников на развитие творческих способностей в театральном коллективе. Контрольный и формирующий этапы эксперимента позволили выявить эффективность процесса ориентации школьников на развитие творческих способностей в театральном коллективе. База исследования

Исследование осуществлялось на базе Рязанского лицея искусств № 1 и средних школ № 7, 40 г. Рязани, и Рязанского заочного института (филиала) Московского государственного университета культуры и искусств. Этапы исследования

Исследование проводилось с 1991 по 2007 годы в три этапа. На первом этапе (1991 - 1998 гг.) изучалась литература по проблеме исследования (философская, психологическая, педагогическая, специальная - по педагогике театрального искусства). Анализировались современные психолого-педагогические теории формирования личности школы.иков, развития их творческих способностей средствами театрального искусства.

На втором этапе (1999 - 2005 гг.) в Рязанском лицее искусств №1 и средних школах №7 и 40 проводилась работа по исследованию творческих интересов школьников различных возрастов, с 1 по 5 классы и с 6 по 10 классы, их ориентации на выявление их отношения к театральной деятельности, социальному окружению (родителей, учителей, воспитателей, сверстников), на развитие творческих способностей в театральном коллективе. На этом этапе началась работа в школьном творческом объединении (занятия

по истории театра, сценической пластике, осуществление театральных постановок и театрализованных представлений).

На третьем этапе (2006 - 2007 гг.) уточнялись методы и приемы творческой деятельности по ориентации школьников на развитие творческих способностей в театральном коллективе. Осуществлялось наблюдение за характером и особенностями развития творческих способностей участников школьного театра, становлением их как личностей, анализ и оформление результатов исследования. На этом этапе был проведен формирующий эксперимент.

Методика эксперимента заключалась в проведении и сравнительном анализе результатов ориентации школьников 1-11 классов в учебном процессе традиционного обучения и воспитания; в сравнительном анализе эффективности разработанных диссертанткой содержания предметов искусств, педагогических методов, путей и средств развития и формирования творческих качеств личности школьников и традиционного содержания предметов искусств и методики их обучения в школьном театре.

В каждой школе в эксперименте участвовали параллельные классы (экспериментальные и контрольные группы). В экспериментальных классах на занятиях применялась предложенная диссертанткой авторская технология с использованием специально разработанных рекомендаций, проблемных и игровых ситуаций и заданий, максимально ориентированных на развитие творческих способностей школьников в "театральном коллективе.

Авторская концепция исследования ориентации школьников на развитие творческих способностей в театральном коллективе основывается на диалектической интеграции

12 научной концепции А.Н. Леонтьева о деятельностном подходе

с научной -концепцией доктора педагогических наук,

профессора А.Д. Жаркова о ценностно-ориентированном,

активно-деятельном подходе к целостному технологическому

процессу в школьном театре.

Достоверность проведенной работы определялась
методологическим подходом и научной концепцией проблемы,
целостным изучением процесса ориентации школьников на
развитие творческих способностей в театральном коллективе,
использованием соответствующих цели и задачам
исследования- методов, организацией опытно-

экспериментальной работы на репрезентативном уровне, актами о внедрении результатов диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

обобщены и систематизированы различные

методологические подходы, разработанные в философии,
психологии, педагогике относительно природы и сущности
ориентации школьников на развитие творческих способностей
в театральном-коллективе (деятельностный, организационный,
развивающий, аксиологический, интегративный,

синергетическии);

рассмотрены особенности деятельности школьного театрального коллектива, заключающиеся в определении их характерных признаков (коллективный и целенаправленный характер действий или инициатив; единство ценностных ориентации участников; групповая идентичность как осознанное самоопределение участников коллектива, их классификации (в зависимости от путей включения

13 участников коллектива в социальные отношения и

удовлетворения их интересов);

определены психолого-педагогические особенности

формирования^ творческой направленности личности,

выражающиеся в ее положительном ценностном отношении,

потребностях, мотивах, установках на творческие виды

деятельности, способствующих развитию творческих

способностей участников театрального коллектива;

конкретизирована структура и разработаны критерии оценки развития творческих способностей участников театрального коллектива, а также определены педагогические условия, способствующие этому: наличие образца креативного поведения, сотворчество участников и руководителя коллектива, субъектная позиция в творческой деятельности, создание творческой атмосферы;

научно обоснована и экспериментально апробирована педагогическая программа развития творческих способностей участников театрального коллектива, включающая принципы, цели, задачи, структурные компоненты, педагогические факторы и условия, критерии, параметры и уровни развития.

Теоретическая значимость исследования заключается:

в расширении теоретических основ ориентации
школьников на развитие творческих способностей в
театральном коллективе посредством обоснования

особенностей процесса формировании творческих

способностей, базирующихся на выявлении приоритетных научных подходов к данному феномену, определении наиболее общих структурных компонентов и уровней его развития;

- в уточнении понятия «ориентация школьников на развитие
творческих способностей», сплоченных общими интересами и

14 увлечениями, потребностями, едиными целями и задачами

своей деятельности, общим типом поведения;

в определении комплекса педагогических условий,

способствующих разработке и реализации программы

ориентации школьников на развитие творческих способностей

участников театрального коллектива, ориентированных на

самоактуализацию и саморазвитие личности;

- в разработке педагогической ориентации школьников на
развитие творческих способностей в театральном коллективе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложена программа ориентации школьников на развитие творческих способностей участников театрального коллектива, Материалы исследования могут быть использованы:

в учебно-воспитательном процессе среднего общего и дополнительного, среднего и высшего профессионального образования по специальностям 071301 - Народное художественное творчество, 0506601 - Музыкальное образование, 070108 - Музыкальное искусство эстрады, 071401 - Социально-культурная деятельность;

при разработке молодежных программ регионального и локального уровней для общеобразовательных и культурно-досуговых учреждений;

в деятельности вузов культуры и искусств: учебные пособия.

Полученные в исследовании результаты могут быть использованы в подготовке специалистов - театральных педагогов на кафедре режиссуры и мастерства актера.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в выступлениях перед педагогической

15 общественностью общеобразовательных школ и учреждений

культуры, на кафедре режиссуры, в процессе социально-культурной деятельности Рязанского заочного института (филиала) Московского государственного университета культуры и искусств, на заседаниях Ученого совета РЗИ (ф) МГУКИ, научно-практических конференциях молодых ученых и педагогов. Результаты исследования нашли отражение в разработанных автором практических рекомендациях для руководителей' детских и юношеских театральных объединений, а также в выступлениях на конференциях:

Развитие языковой культуры как социальная проблема // Культура и традиции Рязанского края: истоки нравственности, духовности, патриотизма: рекомендации научно-практической конференции. - Рязань, 2000.

Проблемы качества подготовки специалистов в области режиссуры // Подготовка специалистов в вузах культуры и искусства: качество, опыт, проблемы, пути совершенствования: материалы научно-практической конференции «Проблемы качества подготовки специалистов в вузах культуры и искусства». - Рязань, 2003.

Научно-методические проблемы использования

информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе // Материалы межвузовской научно-методической конференции. - Рязань, 2004.

К вопросу о проблеме использования информационных и коммуникативных технологий в преподавании специальных дисциплин на" кафедре режиссуры РЗИ (ф) МГУКИ // XI Рязанские педагогические чтения. - Рязань, 2004,

Совершенствование подготовки кадров сферы культуры: традиции и инновации // Подготовка режиссеров

театрализованных представлений и праздников и режиссеров любительского, театра на кафедре режиссуры в РЗИ (ф) МГУКИ: Материалы научно-методической конференции к 10-летию УМО. -М., 2004.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Ориентация школьников на развитие творческих способностей в театральном коллективе является мотивационно-деятельностной установкой на собственное профессионально-личностное становление. Творческие способности являются ведущим компонентом профессиональной направленности школьника.

  2. Становление и развитие школьного театра - это сложный и многогранный процесс, обусловленный социокультурной ситуацией в стране и влиянием объективных и субъективных факторов.

Эффективное воздействие школьного театра на ориентацию школьников, на развитие творческих способностей в театральном коллективе возможно при целостном подходе, который стимулирует интеллектуальное, эстетическое, нравственное-развитие школьников, формирует и развивает их творческие способности.

Специфика школьного театра состоит в том, что в учебно-творческом процессе учитываются возрастные и личностные особенности участников, компенсаторная природа творческих способностей, которая гармонизирует интересы, увлечения, межличностные отношения в среде сверстников.

3. Творческие способности - сложное и многогранное
сочетание личных качеств, специальных знаний и умений,
позволяющих-исполнять, создавать образы современников в
предлагаемых обстоятельствах, или обращаться к более

17 сложному классическому репертуару. Творческие способности

поддаются эффективному развитию при условии внедрения в

учебный процесс новых авторских технологий, среди которых

проблемные, проектные, игровые.

  1. Театрально-педагогическая технология включает в себя, с одной стороны, диагностическое изучение творческих способностей школьников, а с другой - совокупность таких дидактических приемов театральной подготовки, как внимание, фантазия, воображение, память, импровизация, эмпатия, что значительно активирует сам процесс художественно-творческого и духовного развития школьников.

  2. Ориентация школьников на развитие творческих способностей в театральном коллективе - управляемый процесс с точки зрения практической целесообразности и необходимости вычленения главных, стержневых и второстепенных. Результатом коллективного творчества является анализ готовой продукции, который позволяет раскрыть потенциальные интегративные возможности взаимосвязи с другими общеобразовательными школами, что способствует формированию духовно-нравственной, гармонически развитой личности, демократического гражданского общества.

Понятие «творческие способности школьников».

В Философском энциклопедическом словаре понятие "творчество" определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее [212].

В Педагогической энциклопедии понятие "творчество" - это высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека [148].

Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество оценивается по его социальной значимости. Известно, что всякий изобретатель, даже гений, является продуктом своего времени и своей среды. Его творчество исходит из тех потребностей, которые созданы до него, и опирается на те возможности, которые, опять-таки, существуют вн"е его. Вот почему существует строгая последовательность в историческом развитии техники и науки. Никакое изобретение и научное открытие не появится раньше, чем создаются материальные, психологические условия, необходимые для его возникновения. Отсюда: творчество представляет собой исторически преемственный процесс, где всякая последовательная форма определена предшествующими.

Различают объективную и субъективную стороны творчества. С объективной точки зрения, творчество определяется его конечным продуктом - научным открытием или произведением искусства. При этом масштаб творчества может быть весьма .различным, но социальная ценность и новизна решения в нем обязательны.

Как указывается в Педагогической энциклопедии, с субъективной точки зрения, творчество определяется самим процессом творчества, даже если конечный его продукт не обладает необходимой социальной ценностью и новизной. Например, субъект творчества не создал ничего социально ценного, кто-то раньше него сделал открытие, задача была новой лишь для данного субъекта и заинтересованных окружающих его лиц [148].

В отечественной психологии в трактовке проблемы способностей можно выделить два направления (работы Э.А. Голубевой, В.М... Русалова). Первое - психофизиологическое, которое исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека [47].

Другое направление - исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности (от деятельного подхода А.Н. Леонтьева) [112]. Это направление в большей степени рассматривает деятельные дегерминалтные развития способностей, при этом роль задатков либо не рассматривается, либо просто подразумевается. Затем в рамках школы С.Л. Рубинштейна сложилась компромиссная точка зрения на исследование проблемы способностей. Ученые, разделяющие эту точку зрения, рассматривали способности, возникшие у человека на основе задатков, как развитие способов деятельности. Так, В.М. Николаенко, Г\М. Залесов и другие в книге "Психология и педагогика" [166] четко разделяют понятия "задатки", "способности": - задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей. Неразвитые вовремя задатки исчезают. Известны случаи, когда дети, попав в логово зверей н не получив, таким образом, возможности развивать свои задатки, теряли их навсегда; - способности - это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности [1 66] Рассмотрим эти понятия. Согласно определению В.М. Николаенко и Г.М.Залесова, задатки есть у всех. Но необходимо иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, задатки различаются. Статистически, у девочек часто обнаруживаются задатки к усвоению языков, а у мальчиков к математике и технике. Во-вторых, задатки необходимо вовремя заметить и развивать. Возникает вопрос: каким же образом? Психологи отвечают на этот вопрос так: для развития нужна соответствующая деятельность (деятельный подход А.Н. Леонтьева, школа С.Л. Рубинштейна и др.). Теории деятельного подхода к развитию способностей сформировались еще в 1920-1930-х годах [174]. Способности, по мнению В.М. Николаенко и Г.М.Залесова индивидуальная особенность. Однако нами установлено, что другие исследователи, вполне соглашаясь с определением понятия «задатки» в книге «Психология и педагогика», предлагают иные, более развернутые, трактовки понятия «способности».

Специфика процесса развития творческих способностей школьников в театральном коллективе.

Раскрытие специфики процесса развития творческих способностей школьника в театральном коллективе требует решения следующих задач: раскрытия возможностей самодеятельного школьного театра как социально-педагогического явления, влияющего на творческое развитие учащихся; определения художественно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность творческого развития школьников; обоснования критериев развития творческих способностей школьников в театральном коллективе. Формирование творческой личности школьника рассматривается в психолого-педагогической литературе с позиций педагогики творчества. Содержанием этого процесса является направление и активизация творческих способностей личности школьника в ходе взаимодействия с различными факторами окружения. В рассмотренной выше специальной литературе получили научное обоснование такие показатели творческого развития личности школьника в условиях самодеятельного коллектива, как наличие самостоятельности, инициативы в решении творческих задач, творческое новаторство, оригинальность, формирование системы культурных ценностей и другие. Однако некоторые специалисты не проводят строгую дифференциацию понятий активности и деятельности как таковых и творческой активности и творческой деятельности. Более того, зачастую отождествляют творческую активность с потребностями и способностями личности школьника.

В результате анализа практического опыта работы школьных театральных коллективов, изучения их программ и планов, творческого продукта и самооценки их участников было установлено, что содержание учебно-творческой деятельности в школьных театральных студиях, приобщение занятых в них детей к духовно-нравственным ценностям театра зачастую не отвечает современным требованиям творческого развития личности школьника. Неисследованными остаются многие аспекты творческого развития школьников, реализации их творческих способностей в коллективе школьного театра. Процесс работы театра как составной части школьного социума необходимо рассматривать как целостный. Прежде всего, рассмотрим социально-педагогическое значение театрального искусства. Театр выполняет одновременно ряд функций: нравственную, социализирующую, познавательную;1 " воспитательную, коммуникативную (связывающую общением), художественно-эстетическую, компенсаторную, гедонистическую (развлекательную), религиозную.

Театру отводится значительная роль в развитии духовной культуры человека. Под художественным воспитанием подразумевается развитие навыков, способностей воспринимать искусство и создавать его. В условиях школьного театра закладывается основа художественного воспитания. Функция художественно-эстетического воспитания среди прочих функций приобретает в театре первоочередное значение, как наиболее тесно связанная с природой театра.

Художественное воспитание - это процесс комплексного, целенаправленного социально-педагогического руководства развитием личности, которое включает развитие эмоциональной среды, помогающей воспринимать и понимать произведения искусства, развитие художественных способностей, через приобретение навыков, умений и мастерства в художественной деятельности, воспитание определенного способа видения и "метафорического переосмысления" окружающего мира.

Искусство театра является весьма влиятельным фактором художественного воспитания. Художественная самодеятельность в силу своей массовости, доступности привлекает школьника, представляет широкие возможности для художественного самовыражения, самореализации и самоутверждения личности тпкольника в сфере свободного времени.

Самодеятельность в школьном театре - это добровольная деятельность участников, инициатива и активность которых определяется потребностью в развитии и максимально полной реализации их творческих способностей. Деятельность школьного театрального коллектива проходит: 1) в сфере свободного времени; 2) на добровольной основе; 3) под руководством режиссера - организатора, воспитателя, художника; 4) в работе над созданием спектакля с целью развития творческих способностей участников коллектива и с целью эстетического и художественного воспитания зрителей.

Необходимо отметить, что взаимоотношения театра и детской аудитории в наши дни являются сложными и неоднозначными, процесс общения со зрителем-ребенком протекает зачастую односторонне. Проблемы этих взаимоотношений не заключены в сугубо театральных, эстетических процессах. Они гораздо шире, поскольку связаны в целом с ролью театрального искусства в структуре интересов подрастающего "поколения. Научный анализ показывает, что театральное искусство органично вписывается в социальный контекст существования школьников, в их окружение, в систему их профессионально-познавательных интересов и предпочтений, форм досуга.

Взаимодействие школьного театра и окружающей среды в ориентации школьников на развитие творческих способностей в театральном коллективе

Исследование взаимодействия театрального коллектива и окружающей среды в ориентации школьников на развитие творческих способностей осуществлялось на основе опытно экспериментальной работы по развитию творческих способностей школьников. Педагогический эксперимент проводился в реальных условиях учебно-воспитательного процесса на базе школы с эстетическим уклоном №40 города Рязани на театральном отделении с 2000 по 2006 год. При постановке эксперимента учитывался многолетний педагогический опыт работы автора по развитию творческих способностей школьников средствами театрального коллектива.

Интерес для нашего исследования представляет опыт работы автора диссертации в Рязанском филиале Московского государственного университета культуры и искусств, на кафедре режиссуры. Осуществляя подготовку кадров для работы с любительскими, в том числе и школьными театральными коллективами, автор учитывала собственный опыт работы со школьниками, а также постоянно повышала собственный уровень квалификации. В условиях взаимовыгодного сотрудничества со студентами, многие из которых являются руководителями театральных коллективов в школе, происходил непрерывный обмен опытом и творческими исканиями- Не менее важно то, что подготовка специалистов на кафедре режиссуры осуществляется по программе Московского государственного университета культуры и искусств, адекватной программе Российской академии театрального искусства (ГИТИС). Это является незаменимым опытом в разработке опытно-экспериментальных программ автора, обеспечивающим высокое качество рабочего материала и позволяющим добиться высоких результатов.

В процессе работы по подготовке специалистов на кафедре режиссуры автором были определены необходимые общие первоначальные условия для эффективного развития творческих способностей участников школьного театра. Так, нами установлено, что в технологической цепочке ориентации школьников на развитие творческих способностей важнейшим звеном является конкурсный отбор. Цель отборочного конкурса заключается в выявлении у претендентов творческих способностей и уровеня возможности их участия в культурно-досуговой деятельности школы. Соответственно, нами был сделан вывод, что отборочные испытания необходимы и среди претендентов неучастие во вспомогательных цехах школьного театра.

Нами выделена определенная разница между отбором актеров-исполнителей для профессиональной подготовки и отбором школьников в школьный театр для творческой деятельности во вспомогательных цехах. Мы считаем, что жесткий характер критериев оценки при приеме в школьный театр может быть смягчен по отношению к школьникам исходя из возрастного ценза, их способностей и разности их задач в коллективе и конечных целей в том и другом случаях.

Наш опыт позволяет с уверенностью утверждать, что целенаправленная ориентация школьников на выявление творческого потенциала поможет им проявить свои творческие задатки и способности, снизить вероятность ошибки при отборе и сделать в ..дальнейшем процесс развития творческих способностей более эффективным. Полученные во время набора данные являются основой программы работы с каждым школьником. Педагогический эксперимент по развитию творческих способностей школьников средствами школьного театра начался в 1990 году на базе средней школы №7 совместно с художественной школой №1 г- Рязани (позднее - Лицей искусств г. Рязани). При участии автора была создана школа искусств, где автор впервые приступила к работе со школьниками в сфере развития творческих способностей средствами школьного театра. Данная - первая - программа являла собой теоретическую и практическую базу для решения ключевых проблем развития творческих способностей посредством специальных профессиональных дисциплин (сценическая речь, основы сценического движения, пластика, актерское мастерство),

В эксперименте участвовало 2 специализированных класса (1 А, 1 Б), в каждом из которых было по 20 школьников. На первом этапе реализации данной программы предполагалось за три года выбрать из 40 школьников наиболее творчески развитых в сфере театрального искусства и на их основе создать театральный коллектив.

Ориентация школьников на участие в театральном коллективе позволила создать программу по предмету "Искусство театра 1, в которую входили 3 основополагающих и 3 профилирующих (смежных) предмета по подготовке школьников, а именно: актерское мастерство, сценическая речь, пластика, история театра, музыкальное воспитание, хореография. Все предметы входили в учебный процесс и были внесены в школьное расписание. С этого момента (1990/1991 учебный год) начался эксперимент по выявлению влияния занятий театральным искусством на развитие творческих способностей школьников.

На протяжении первого года обучения школьникам преподавались следующие дисциплины: «Основы актерского мастерства», «Основы сценической речи», «Устройство и функционирование театра». Прививалась культура посещения театра. Организовывались семейные просмотры спектаклей в театрах города. Активно практиковалось последующее коллективное обсуждение спектакля в классе по следующим параметрам: работа артистов, художественное оформление спектакля, музыкальное оформление спектакля. Пример домашнего задания на первом году обучения: «Как бы вы оформили данный спектакль?».

В течение первого года обучения школьники были ознакомлены с понятием «театр», его устройством и организацией, общими понятиями культуры посещения театра и навыками разбора и обсуждения произведения театрального искусства. В результате специальных упражнений и занятий по спецдисциплинам нами было констатировано развитие ассоциативного и творческого мышления, ассоциативной памяти, творческой фантазии, воображения, речи и словесно-логического мышления учащихся. Постепенно повысилась активность школьников в учебном процессе школы, участники театра стали более раскрепощенными, круг интересов и кругозор значительно расширился.

Внутреннее содержание личности школьника как важнейший фактор развития творческих способностей

Первым звеном в технологической цепочке развития творческих способностей учащихся средствами школьного театра, как нами было установлено, является набор в школьный театр. Автором исследования была разработана и апробирована система отбора желающих в коллектив школьного театра. Целью конкурсного отбора была проверка теоретической возможности участия претендента в составе театрального коллектива, чтобы не допустить присутствия участников, не соответствующих данному виду деятельности.

В процессе отборочной процедуры конкурса нами соблюдались некоторые обязательные организационно педагогические условия. К ним относятся: предварительные консультации; терпение и тактичность; создание непринужденного психологического климата; отведение необходимого времени на подготовку; сочетание индивидуальных и групповых форм набора; корректные, точные формулировки заданий. Опыт работы по проведению конкурсного отбора позволил выделить определенные критерии оценки качеств претендента, необходимых для участия в театральном коллективе. Это: импровизационная готовность, творческий (активно-креативный) подход, индивидуальность, самобытность, внешние данные, способность к переключению от одного задания к другому, реакция на успех или неудачу товарищей, умение слушать, активное участие в чужих этюдах.

Необходимо отметить, что экспертная оценка режиссера-педагога в некотором смысле интуитивна и зависит от собственного культурного, профессионального уровня, его художественной ориентации и опыта. Опираясь на результаты отбора, можно утверждать, что вероятность ошибки при проведении конкурса невысока и составляет примерно 5%,

В задачу эксперимента входило выяснение внутреннего содержания личности школьника в ориентации школьников на развитие творческих способностей. С этой целью проводились беседы с родителями и школьниками о значимости занятий театром, состоялось знакомство с экспериментальной программой, в которой школьники и родители выступали объектами деятельности, а педагог-режиссер - субъектом.

По окончании бесед родителям был предложен опросный лист, а школьникам - письменная самостоятельная работа, предполагающая развернутые ответы на поставленные вопросы.

Родители школьников были опрошены с целью определить один из важных факторов, влияющих на творческое развитие личности в семье. Проведенный анализ опросных листов выявил недостаточный „..уровень заинтересованности родителей в театральном образовании и воспитании школьника.

Анализ ответов родителей на предложенные вопросы позволяет сделать вывод, что задача компенсировать недостачу эстетических знаний и осуществлять ориентацию школьников на развитие творческих способностей показала следующую картину: 60% опрошенных имеют среднее (среднее специальное) образование, 30% - высшее, 10% - неполное высшее образование.

Интересным для исследования является факт, который был установлен при выявлении взаимосвязи признаков: от уровня образования родителей напрямую зависит; а) их заинтересованность в развитии творческих способностей школьников; б) осознание ими значения творческого развития ребенка для ныбора характера дальнейшей деятельности, для развития обучаемости и повышения успеваемости; в) соответственно, именно их дети имеют успеваемость по общеобразовательным предметам ниже средней.

Например, 40% респондентов не занимаются развитием тяорческих способностей своего ребенка самостоятельно и не видят в этом никакой необходимости; в театр, на концерты и выставки 67% ходят с детьми редко, 10% - никогда. 77% родителей не считают, что занятия театром могут способствовать выбору школьника будущей профессии; на вопрос: "Как Вы считаете, развитие творческих способностей средствами школьного театра влияет на успеваемость и обучаемость учащихся?" 43% ответили "в зависимости от предметов", 17% - "нет, вряд ли".

Отдельно необходимо отметить, что при выявлении взаимосвязи признаков также установлено, что именно у этих родителей, индифферентно относящихся к развитию творческих способностей школьника, уделяюших время на самостоятельные занятия по остаточному принципу, школьники имеют низкую успеваемость в школе и нарушения речи.

Учитывая "результаты беседы с родителями, в которой большинство выразили недоверие в отношении "излишне сложной", как они выразились, новой программы, содержащей много лишней нагрузки (предпочтения родителей склоняются к описанной нами ранее общепринятой репетиционно-постановочной деятельности школьного театра), мы делаем вывод о том, что в отношении развития творческих способностей и эстетического воспитания детей у родителей сохраняются негативные установки.

Как часть диагностики» был применен метод опроса школьников. Разработаны вопросы, направленные на выявление творческой ориентированности, мотивации к творческой деятельности, осознанности таковой деятельности, творческой, гуманитарной направленности личности, а также общего культурного развития.

Цель опроса - выяснить, как понимает школьник искусство, осознает ли пользу и смысл занятий театром, осознан ли выбор этого занятия и какова его мотивация; выяснить, как понимает, как видит школьник театр как явление; выявить также, каков опыт школьника в общении с театром, имеет ли он представление о произведении театрального искусства и способен ли он разбирать, анализировать спектакли, есть ли у него театральные предпочтения.

Отдельный.вопрос, па котором мы настаивали - «Любите ли Вы читать?». Это связано с особенностями творческой личности, ибо человеку театра необходимо уметь и любить читать, свободно ориентироваться в литературе, так как литература является частью синтетического искусства театра. Слово, предложение, стихотворение, текст, пьеса, драматургия -неотъемлемая часть искусства театра. Поэтому важным элементом нашей технологии является развитие читательских навыков у школьников, прививание им литературного вкуса, любви и потребности к чтению.

Похожие диссертации на Ориентация школьников на развитие творческих способностей в театральном коллективе