Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческих способностей младших школьников Прокопенко Галина Ивановна

Развитие творческих способностей младших школьников
<
Развитие творческих способностей младших школьников Развитие творческих способностей младших школьников Развитие творческих способностей младших школьников Развитие творческих способностей младших школьников Развитие творческих способностей младших школьников Развитие творческих способностей младших школьников Развитие творческих способностей младших школьников Развитие творческих способностей младших школьников Развитие творческих способностей младших школьников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Прокопенко Галина Ивановна. Развитие творческих способностей младших школьников : 13.00.01 Прокопенко, Галина Ивановна Развитие творческих способностей младших школьников (На материале оригами) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Пятигорск, 2005 193 с. РГБ ОД, 61:05-13/2564

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования творческих способностей у младших школьников (на материале оригами)

1.1. Концептуальные подходы к формированию творческих способностей в современной дидактике

1.2. Оригами как искусство и дидактическое средство 40

1.3. Психологические аспекты формирования и развития творческих способностей средствами оригами в младшем школьном возрасте

Выводы по первой главе 68

Глава 2. Организация учебного процесса с использованием оригами

2.1. Педагогические возможности использования оригами в учебно-воспитательном процессе

2.2. Дидактические основы использования оригами в учебно-воспитательном процессе

2.3. Формирование готовности учителей использовать оригами в учебно-воспитательном процессе Выводы по второй главе 127

Глава 3. Экспериментальная проверка эффективности использования оригами в учебно-воспитательном процессе

3.1. Организация и проведение опытно-экспериментального исследования целесообразности использования оригами в учебном процессе в начальной школе

Выводы по третьей главе 157

Заключение 161

Библиографический список 167

Использованной литературы

Приложение

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие современного российского общества, интеграция в мировое образовательное пространство ставят перед школой одну из приоритетных задач - формирование личности, способной преодолевать возникающие трудности, делать осознанный нравственный выбор, строить свою деятельность творчески.

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к деятельностному постижению окружающей действительности.

В работах многих педагогов и психологов (См.: Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб.: OMS, 1994; Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981; Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989. - №6. - С.29-33; Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. - М.: Л инка-Пресс, 1997) отмечается, что в существующей сегодня системе образования недостаточно уделяется внимание целому пласту человеческого опыта - творческой деятельности. Особенно негативно такая тенденция в образовании отражается на учащихся начальной школы.

Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и

образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности.

Решение проблемы развития творческих способностей младших школьников в учебном процессе как ведущего фактора гуманизации образования требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) с целью их индивидуализации. Стратегическим направлением активизации обучения должно стать не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, поиск педагогических средств, направленных на включение учащихся в процесс обучения на уровне творческой активности.

Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе является оригами - японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.

Искусство бумажного моделирования возникло в глубокой древности в Японии и служило средством развлечения и умственного воспитания детей в народной педагогике. С середины восемнадцатого века оригами стали использовать в детских воспитательных учреждениях Германии, Италии, Японии, России в качестве игровой методики, способствующей активизации мыслительных процессов, становлению коммуникативных навыков, выработке логического и пространственного мышления. В школах Японии оригамные фигурки геометрических тел использовались в качестве наглядного пособия на уроках геометрии. В России оригами как дидактическое средство нашло применение в дошкольной педагогике,

дополнительном образовании.

Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат.

Использование оригами способствует оптимизации воспитательного и образовательного процесса младших школьников. Гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению.

В ходе работы в технике оригами ребенок учится внимательно слушать устные инструкции учителя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Оригами улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объёмными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку.

Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания младших школьников. Занятия оригами в начальной школе формируют такие нравственные качества учащихся как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь одноклассникам, желание радовать окружающих результатами своего труда.

Работа в технике оригами социально ориентирована. Ведущими мотивами этого вида деятельности для младшего школьника является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки оригами имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким, бытовые

принадлежности, макеты геометрических фигур, которые создаются детьми для того, чтобы использоваться на уроках математики, природоведения, чтения, иностранного языка. Таким образом, работа в технике бумажного моделирования целенаправленна: мальчики и девочки видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу.

Оригами благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности младших школьников - формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности. Общность творческих и образовательных интересов учащихся, их родителей, учителей способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований.

Оригами как вид деятельности занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и отвечает условиями, обеспечивающим эффективность развития творческой активности младших школьников:

делает возможным овладение школьниками опытом самостоятельной, новой для них деятельности;

создает информационно обогащенную досугово-развивающую среду;

обеспечивает совместную деятельность педагога и учащегося, детского воспитательного коллектива, родителей и детей;

способствует активизации мыслительной и творческой учебной деятельности;

оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности младшего школьника.

Таким образом, работа в технике оригами является эффективным средством развития творческих способностей младших школьников, а оригами, как средство обучения и воспитания может использоваться в процессе обучения в начальной школе как на правах игровой методики, наглядного пособия, так и в качестве отдельного предмета, интегрирующего

в своем содержании культуроведение, технологию, геометрию и формирующего устойчивый интерес младших школьников к учебной деятельности.

Природу творческой деятельности рассматривали М.М.Бахтин,
В.С.Библер, И.А.Герасимова, Э.В.Ильенков, Б.М.Кедров, А.М.Коршунов,
Д.С.Лихачёв, М.К.Мамардашвили, Ф.Т.Михайлов, В.С.Швырёв,
А.Т.Шумилин. Психолого-педагогические особенности творческой
деятельности рассматривались в работах В.И.Андреева, А.Г.Асмолова,
О.Ю.Богданова, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Н.Лука, А.Маслоу,
Р.С.Немова, Н.Д.Никандрова, С.Л.Рубинштейна, А.К.Сухотина,

Д.И.Фельдштейна. Проблемы оптимизации образовательных процессов и
систем рассматривались Ю.К.Бабанским, А.М.Моисеевым,

М.М.Поташником. Проблематика формирования познавательной, творческой и других видов активности младших школьников в последние годы раскрыта в диссертационных исследованиях М.В.Гринёва, Т.П.Зайченко, Г.Н.Котельниковой, Т.Н.Лукьянченко, Т.А.Старовойтовой. Оригами как средство обучения и воспитания школьников рассматривается в исследованиях С.Ю.Афонькина, Е.Л.Кабачинской, М.М.Литвинова, С.В.Опаричевой, Г.А.Соколовой.

Несмотря на разработку отдельных сторон проблемы, педагогический аспект формирования творческих способностей у учащихся начальной школы, связанный с подбором средств и методов оптимизации учебно-воспитательного процесса, еще недостаточно изучен.

Теоретическая и практическая значимость проблемы развития творческой активности младших школьников, а также отсутствие научных публикаций, дающих целостное представление об оригами как дидактическом средстве, способствующем развитию творческих способностей младших школьников, определили тему настоящего исследования: «Развитие творческих способностей младших школьников (на материале оригами)».

Объект исследования - оригами как средство развития творческих способностей у младших школьников.

Предмет исследования - процесс развития творческих способностей учащихся младших классов средствами оригами в условиях средней общеобразовательной школы.

Цель исследования - рассмотреть теоретико-методологические основы формирования творческих способностей младших школьников путем использования в учебном процессе начальной школы искусства оригами в качестве дидактического средства; обосновать концептуальные подходы к формированию и развитию творческой активности младших школьников в современной дидактике; на основе сделанных в ходе исследования выводов разработать модель организации учебного процесса с использованием оригами и проверить ее эффективность опытно-экспериментальным путем. Рассмотреть перспективы развития учебного процесса в российской начальной школе с использованием нетрадиционных видов народного творчества.

В ходе работы над диссертацией была выдвинута рабочая гипотеза, основанная на том, что эффективность развития творческих способностей младших школьников средствами оригами в условиях средней общеобразовательной школы обеспечивается:

опорой на концептуальные подходы к формированию творческих способностей, разработанные отечественной дидактикой;

признанием искусства оригами в качестве дидактического средства;

учетом возрастных психологических аспектов формирования и развития творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста;

организацией учебного процесса с использованием оригами в учебном процессе и внеклассной работе начальной школы в качестве интегрирующего компонента, объединяющего учебную и внеклассную

деятельность и оказывающего влияние на оптимизацию образовательного процесса младших школьников;

выявлением дидактических основ использования оригами в учебном процессе и внеклассной работе;

формированием готовности учителей к преподаванию оригами и использованию этого дидактического средства в учебном процессе начальной школы и внеклассной работе;

подтверждением предполагаемых результатов научной и практической работы исследователя путем проведения эксперимента с целью выявления эффективности использования оригами в качестве средства формирования и развития творческих способностей младших школьников и корректировкой предложенной модели организации учебного процесса с учетом полученных результатов;

разработкой методических рекомендаций учителям начальных классов и родителям учащихся.

Для реализации поставленной цели и проверки рабочей гипотезы необходимо решить следующие задачи:

обосновать психолого-педагогические возможности использования искусства бумажного моделирования в практике начальной школы;

выявить концептуальные подходы современной дидактики к формированию и развитию творческих способностей у учащихся младших классов;

определить психологические аспекты развития творческих способностей с учетом возрастных особенностей учащихся;

показать психолого-педагогические возможности использования оригами в учебно-воспитательном процессе начальной общеобразовательной школы;

выявить дидактические основы использования оригами в учебном процессе и разработать с учетом выявленных закономерностей

программу «Бумажное моделирование», предназначенную для обучения навыкам работы в технике оригами учащихся младших классов общеобразовательной российской школы;

предложить методику формирования профессиональной готовности учителей к преподаванию оригами и использованию в учебно-воспитательном процессе;

проверить эффективность использования оригами в учебном процессе начальной школы в ходе экспериментальной работы;

выявить дальнейшие перспективы развития учебно-воспитательного процесса российской начальной школе с использованием нетрадиционных видов народного творчества.

Методологическую основу исследования составили философские положения о путях познания в онтогенезе и филогенезе; учения, раскрывающие сущность творческой деятельности личности; идеи гуманизации образования; теории личностно-ориентированного подхода в воспитании. Использованы идеи системного и целостного подхода к педагогическому процессу. Педагогические факты, явления изучались в их диалектическом единстве.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ состояния исследуемой проблемы; изучение передового педагогического опыта; беседы с учащимися, учителями; наблюдение; анкетирование, тестирование учащихся, учителей и родителей; обобщение личного педагогического опыта; анализ продуктов детского творчества; опытно-экспериментальная работа; сравнительно-сопоставительный анализ результатов учебно-воспитательной работы, проводимой в контрольных и экспериментальных классах.

Исследование проводилось в 2000-2005 гг. на базе МОУ СОШ №7, МОУ СОШ №16, МОУ СОШ №28 г.Пятигорска Ставропольского края, Педагогического колледжа г.Железноводска Ставропольского края.

Основные этапы исследования. На первом этапе (2000-2002 гг.) осуществлялось изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, опыта работы передовых учителей по проблеме исследования, уточнялись исходные положения методологического плана, разрабатывалась методика исследования. На втором этапе (2002-2003 гг.) проводился констатирующий эксперимент по выявлению уровня влияния оригами на формирование и развитие творческих способностей у младших школьников в контрольных и экспериментальных классах, изучалось отношение учителей и родителей к проблеме формирования творческой активности младших школьников. На третьем этапе (2003-2005 гг.) подводились итоги опытно-экспериментальной работы, осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, формулировались и проверялись выводы и результаты исследования, уточнялись отдельные теоретические положения, внедрялись в практику основные итоги исследования, завершалось оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены педагогические условия использование оригами как средства формирования и развития творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе; показаны направления использования оригами в практике начальной российской школы; на основе многолетнего педагогического опыта разработана программа «Бумажное моделирование. Оригами» программа дополнительного профессионального образования «Учитель оригами», направленная на формирование готовности учителей начальных классов использовать оригами в процессе обучения, разработаны рекомендации для преподавателей, родителей по использованию нетрадиционных видов народного творчества в учебно-воспитательном процессе начальной школы; экспериментально доказана эффективность применения оригами как средства развития творческих способностей

ІПКПІТкНИКПН

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем

проанализированы и обоснованы общепринятые теоретические подходы и педагогическая практика развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами оригами. Выявлен воспитательный и образовательный потенциал оригами как средства формирования и развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения и во внеклассной деятельности; разработаны методические психолого-педагогические приемы включения оригами в учебно-воспитательный процесс.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что в нем разработана программа обучения учащихся начальных классов технике бумажного моделирования, предложены пути формирования профессиональной готовности учителей к применению оригами на уроках в начальной школе; использование положений и выводов, полученных в процессе исследования, может найти применение в школьной практике для повышения качества обучения и воспитания младших школьников, в разработке спецкурсов для студентов - будущих учителей начальных классов. Научное обоснование процесса развития творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности, комплекс разработанных автором педагогических условий и система учебно-познавательных творческих заданий позволяют совершенствовать процесс обучения в начальных классах общеобразовательной школы, и способствуют развитию творческого отношения к овладению знаниями у младших школьников.

Достоверность и обоснованность полученных в процессе исследования результатов обеспечены опорой на современные теоретико-методологические принципы, широкой источниковедческой базой, реализацией теоретических и эмпирических методов, соответствующих задачам диссертационной работы, апробацией и внедрением полученных результатов в практику.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Следующие положения составляют сущность концептуальных

подходов к формированию творческих способностей в современной дидактике:

- творческие способности — важнейшие специфические качества
личности, высший уровень учебно-воспитательного процесса и необходимое
условие всестороннего развития личности;

- первоначальное развитие творческих способностей ребенка возможно
только в жизненном общении с родителями, а затем с учителями;

- сензитивным периодом для развития творческих способностей
является младший школьный возраст;

- уровень развития творческих способностей зависит:

а) от качества наличных знаний и умений, от степени их объединения
в единое целое;

б) от природных задатков человека;

в) от большей или меньшей «тренированности» самих мозговых
структур, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных
процессов (См.: Додонов Б.И. О системе «личности» // Вопросы психологии.
-1985.-№5,с.42).

Наиболее приемлемой для современной начальной

общеобразовательной школы является технология развивающего обучения, разработанная И.П.Волковым.

2. Дидактическими принципами использования искусства оригами как средства развития творческих способностей учащихся начальных классов являются:

«знания - фундамент творчества». Творческая деятельность не может выходить за пределы имеющихся у ученика знаний;

целенаправленность обучения. Формирование новых знаний, умений и навыков должно проходить постепенно и целенаправленно;

тщательный отбор учебного, материала для развития творчества;

принцип многократности;

фронтальное приобщение школьников к многообразной творческой

деятельности с выходом на конкретный продукт;

- постоянный контроль учителя за работой ученика.

3. Результаты опытно-экспериментальной проверки педагогической целесообразности использования искусства оригами в учебно-воспитательном процессе показали:

- занятия оригами углубляют знания учащихся младших классов об
окружающем мире;

- стимулирует поисковую деятельность;

оказывает положительное влияние на развитие кратковременной и оперативной памяти, развивает речь;

оригами способствует формированию пространственного мышления, развивает фантазию и воображение;

- способствует становлению коммуникативных навыков учащихся.

Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику осуществлены в ходе учебного процесса, а также на внеклассных занятиях с детьми младшего школьного возраста Результаты экспериментального исследования получили признание в выступлениях на конференциях в г.Карачаевске (2001, 2003), г.Владикавказе (2003), в 5 публикациях автора диссертационного исследования. Основные положения и результаты диссертации обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета.

Концептуальные подходы к формированию творческих способностей в современной дидактике

Изучением проблемы творческих способностей и творческой активности занимались и занимаются многие педагоги, психологи: Л.С.Выготский, А.М.Матюшкин, Г.И.Щукина, Ф.Я.Байков, М.И.Бойцов, А.И.Денисов, Н.А.Ковина, Л.С.Беляева, Х.Х.Габраль, Л.Л.Литвиненко, В.В.Мерцалова, А.Н.Леонтьев, М.Н.Скаткин, Я.И.Пономарев, Т.И.Шамова и другие.

Ученые выделяют три уровня активности:

репродуктивно-подражательная активность, при которой опыт деятельности обучаемого накапливается через опыт учителя;

поисково-исполнительская активность, при которой ребенок самостоятельно занимается поиском средств решения предложенной ему задачи;

творческая активность как высший уровень активности, при которой задача ставится учащимся, а для ее решения учеником самостоятельно избираются новые, оригинальные пути.

На всех уровнях происходит формирование и поступательное развитие творческих способностей младших школьников.

Исходя из того, что творческие способности являются важнейшими специфическими качествами личности, характеризующими ее стремление изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями, исследователи определяют творческие способности ребенка как проявление потребности его жизненных сил, высший уровень учебно-воспитательного процесса и необходимое условие всестороннего развития личности.

В, исследованиях ряда ученых (М.Н.Скаткин, Я.И.Пономарев, Т.И.Шамова) понятие творческих способностей синонимично понятию «творчество».

В научной литературе (См.: Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. / Гл. ред. В.В.Давыдов. Т.2. - М., 1999. - С.420) творчество определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, и выступающая в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической - там, где что-то создаётся, открывается, изобретается. Проблема творчества рассматривается в двух аспектах: психологическом и философском. Психология творчества исследует процесс, психологический «механизм» протекания акта творчества как субъективного акта индивида; в то время как философия рассматривает вопрос о сущности творчества. И психологический, и философский аспекты понимания творчества, безусловно, важны для современной дидактики.

Известный русский философ Николай Бердяев, указывая на основополагающее место творчества в человеческой жизнедеятельности, писал: «Под творчеством я понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной высшей жизни, к новому бытию» (Бердяев Н.А. Самопознание. - М., 1989. -С. 197). Раскрывая воспитательную сущность творчества в антропологическом плане, исследователь Н.Кузанскии отмечал, что у творческой деятельности человека нет другой конечной цели, кроме самог человека, поскольку он не выходит за свои пределы, когда творит, но «развертывает свою силу и постигает самого себя» (Кузанский Н. Соч. в 2-х т.ТЛ.-М., 1979.-С.258).

Исследуя механизм творчества как психологического процесса, С.Л.Рубинштейн называл его одним из видов деятельности, в ходе которого создается что-то новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1999. - С.476).. Исследователь К.К.Платонов называет творчеством «мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами» (Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М., 1984. - С. 147). В рассмотренных дефинициях творчество выступает как внеисторическая и внеобщественная категория, обозначающая всеобщую форму развития материального мира через создание, возникновение нового. Более полное определение творчества дается исследователем Я.А.Пономаревым. По его мнению, творчество «есть необходимое условие для развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека — лишь одна из.таких форм» (Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. -М., 1976.-С.43).

Данная точка зрения восходит к гегелевской философии, где понятие творческой самодеятельности обладает универсальными характеристиками. Сторонники такого подхода считают, что элемент творчества присутствует в любом трудовом процессе, совершаемом человеком, а исторические формы творчества зависят, прежде всего, от форм труда. Большинство исследователей, придерживающихся соответствующего определения, склоняются к более или менее категоричному отождествлению творчества и труда, к «растворению» творчества в труде. Подобная позиция, несмотря на всю уязвимость, является на сегодняшний день наиболее распространенной среди отечественных исследователей педагогики.

Интересной, на наш взгляд, является точка зрения ряда ученых, педагогов, рассматривающих творчество как процесс, в котором получает реализацию внутренний побудительный мотив деятельности. Данная точка зрения предполагает, что главным его моментом является не столько вещный результат, сколько совершенствование человеческих способностей (См.: Межуев В.М. Культура как объект познания / В кн.: Философские проблемы культуры. - М, 1984. - С. 63), а основные отличия творчества от труда наблюдаются во внутренних мотивах и структуре деятельности, но не в ее результатах (См.: Bailin Sh. Achieving Extraordinary Ends. An Essay on Creativity. - Dordrecht, 1987. - P.85). Такое понимание творческого процесса предполагает, что для его анализа могут применяться лишь субъективные оценки,- в то время как труд и его результаты в большинстве случаев оцениваются объективным образом. Сторонники подобной позиции считают, что субъективный характер самореализации человека является основным моментом определения творческого характера деятельности (См.: Argyle М. The Social Psychology of Work. - N.Y., 1972. - P.259; Jaques E. Work, Creativity and Social Justice. - N.Y., 1970. - P.64). Такой подход кажется нам менее противоречивым и более конкретизированным, нежели предшествующие.

Педагогические возможности использования оригами в учебно-воспитательном процессе

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что одной из основных задач современной дидактики является развитие личности на основе ее внутреннего потенциала, который выступает в качестве предпосылки для самовыражения, самореализации, интеграции растущего человека в социум. . Отечественные педагоги доказывают значимость развития творческих способностей учащихся для всестороннего гармоничного развития личности. Вместе с тем, в научно-исследовательской литературе неоднократно поднимался вопрос о недостаточном использовании креативного компонента в содержании образования, об игнорировании в практике массовой школы средств и методов обучения, способствующих творческому развитию личности.

Таким образом, необходимость разработки новых теоретических подходов к проектированию нового содержания образования очевидна.

Ведущим из этих направлений направлением является школа В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина. Ученые считают, что постижение школьниками системы научных знаний должно происходить в процессе творческой деятельности.

Второй научной линией является разработка системно-мыследеятельностного подхода, базирующегося на введении в дидактическую практику метапредметов, объединяющих в своем содержании научные знания и практические умения и навыки.

Третьим научным направлением является личностно-ориентированный подход, нашедший свое воплощение в педагогической деятельности таких ученых как Ш.А.Амонашвили, Е.И.Ильин, Е.В.Бондаревская, в системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Опираясь на гипотезу, выдвинутую Л.С. Выготским, они считают, что учебная деятельность школьников должна проходить в тесном взаимодействии с творческим постижением действительности.

Многочисленные исследования современных ученых-педагогов показывают, что изучение психологических особенностей творчества в детском возрасте имеет особое значение, поскольку оно дает возможность обоснования путей и способов развития творческого потенциала ребенка с целью их закрепления как устойчивых характеристик деятельности и поведения.

Нами установлено, что сензитивным для формирования творческой личности является младший школьный возраст, так как начало систематического обучения может стать началом целенаправленного развития творческого потенциала учащихся. У детей идет наиболее активное усвоение способов деятельности, в том числе и творческих, требующих собственной активности, предполагающих нахождение не только проверенных чужим опытом, но и нестандартных собственных решений предложенных задач. Активное и успешное осуществление учебной деятельности приводит к перестройке психических процессов, развитию познавательных интересов, раскрытию интеллектуального и физического потенциалов школьников, к позитивным изменениям в личности ребенка.

Наряду с этим необходимо отметить, что существует противоречие между резервом имеющихся теоретических и методических возможностей и недостаточностью использования этих возможностей как средств активизации и эффективности развития творческого потенциала младших школьников.

Разрешение проблемы активности личности в обучении как ведущего фактора достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов). Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне творческой активности.

Одним из способов активизации творческого потенциала младших школьников является оригами - искусство складывания фигурок из бумаги. Возникнув в глубокой древности, оригами широко используется во всем мире как средство обучения и воспитания. Доступность, демократичность, эстетичность, наглядность оригами позволяет широко использовать этот вид искусства в практике общеобразовательной школы.

Раскрывая значимую роль искусства в воспитании подрастающего поколения, известный отечественный ученый Б.Т.Лихачев отмечает, что педагогическая деятельность и отношения не могут выявиться в эстетически ощутимых формах там, где, отсутствует гармония содержания педагогического процесса, форм и методов организации детской жизни. Эстетическое общественное осознание, выражающееся в форме искусства, оказывает огромное воздействие на субъективный мир личности, расширяет ее кругозор, порождает многообразные и сложные переживания, стимулируют общественно полезную деятельность, укрепляют веру в убеждения (См.: Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 1999. - С. 122).

Организация системы воспитательного воздействия должна основываться на принципе комплексного подхода, при котором различные виды учебной деятельности взаимодействуют между собой, комплексно оказывают влияние на ребенка. Это взаимодействие осуществляется в результате тесных межпредметных связей в преподавании математики и моделирования, труда, развития речи и чтения, изобразительного искусства и музыки. Средством взаимопроникновения таких разных по своей направленности учебных дисциплин может служить использование в учебно воспитательном процессе оригами.

Формирование готовности учителей использовать оригами в учебно-воспитательном

В условиях динамизма современной общественной жизни, быстро меняющейся ситуации в Российском образовании, востребована готовность учителя к использованию в профессиональной деятельности инновационных технологий обучения, направленных на активизацию процесса обучения, развитие творческих способностей школьников. Эти специальные методы базируются на глубоком овладении учителем теоретическими знаниями, психолбго-педагогических особенностей детей для осуществления личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении. Сам по себе этот подход требует существенного расширения профессиональной подготовки учителя не только по отдельным предметам, но и по психологии, методике преподавания.

В процессуальном плане реализация целей профессиональной подготовки учителей должна обеспечивать обогащение их профессионального и личностного опыта, что в свою очередь как раз и является важнейшим фактором развития сущностных профессионально-личностных характеристик. В связи с этим содержание профессиональной подготовки учителя должно . моделироваться как личностно-профессиональный опыт перехода к новому качеству образования, причем в состав опыта необходимо включать такие компоненты, как:

а) ценностно-смысловой (включающий субъектно-авторскую систему смыслов и отношений к личностно ориентированному образованию, к себе как носителю личностно-профессиональных ценностей и к деятельности по поддержке личностно ориентированных педагогических систем); б) коммуникативно-деятельностный (раскрывающий активное стремление и способность учителя взаимодействовать с педагогами и учащимися как с уникальными личностями и субъектами совместной деятельности по конструированию личностно-развивающего образовательного пространства); в) познавательно-инструментальный (содержащий когнитивные составляющие подготовки и способы обеспечения личностно ориентированного типа образования).

Эти компоненты содержания подготовки, будучи спроектированными в педагогических программах профессионально-ролевого и поведенческого типов (Н.М.Борытко, Е.С.Заир-Бек), реализуются на учебных занятиях, дидактической единицей которых, являются специально конструируемые ситуации, актуализирующие личностный и профессиональный опыт, системные характеристики личности. К таким, на наш взгляд, относится оригами.

Проблема включения оригами в образовательный процесс пока не разрешена в полной мере. Анализ опыта использования оригами в практике учителей начальных классов показывает, что сдерживающим фактором в распространении этого средства обучения и воспитания является отсутствие знаний учителей по методике и практике преподавания, недостаточная осведомленность об эффективности оригами, и как следствие этого недостаточно сформированная мотивация использования его в учебном процессе.

Не являясь обязательным предметом, оригами преподаётся учителями неспециалистами, увлекающимися им и осознающими значимость и полезность древнего японского искусства для всего педагогического процесса в целом и своего предмета в частности. Реже оригами преподаётся как отдельный предмет педагогами, занимающимися оригами профессионально.

В ходе исследования мы убедились в том, что в учебный процесс оригами включается как направление кружковой работы дополнительного образования, элементы оригами изучаются на уроках начального трудового моделирования.

Недопонимание эффективности оригами как дидактического средства, по мнению американского исследователя Г.М.Гросс, происходит по двум причинам. Во-первых, большинство учителей сами ещё недостаточно освоили оригами, чтобы с лёгкостью и успехом преподавать его своим ученикам; во-вторых, с внешней точки зрения, оригами больше похоже на забавную игру, чем на серьёзный предмет, достойный изучения (См.: Гросс Гай Мерилл. Об использовании оригами в американских школах // Оригами. Искусство складывания бумаги. — 1999. - №3. - С. 18-19).

Таким образом, важность формирования готовности педагогов включать оригами в образовательный процесс в качестве самостоятельного предмета, или использовать его отдельные элементы на уроках математики, дизайна, изучения родного и иностранного языка, технологии, очевидна.

Обучение и воспитание учащихся с использованием оригами как средствд, активизирующего творческую деятельность школьников, устойчивый интерес к учебе, формирующего общую культуру личности, требует от учителя готовности к освоению профессиональных программ, направленных на изучение методики включения разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения работе в технике оригами в рамках государственных стандартов, проведение научно-исследовательской работы.

Глубоко прав исследователь В.Я.Синенко, утверждающий, что

«профессионализм учителя представляет собой систему высокого уровня его психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем, обеспечивающих на практике социально востребованную подготовку к жизни подрастающего поколения» (Синенко В.Я. Профессиональная подготовка учителя начальной школы. - М., 2003. - С. 16-18). В этой связи, формирование готовности учителей использовать в педагогической практике оригами как дидактическое средство должно вестись в трех основных направлениях: пропагандистская работа, направленная на ознакомление с новой педагогической технологией; формирование надпредметной и предметной компетентности. Кратко раскроем их содержание.

Знакомству с новой педагогической технологией, повышению квалификации, возможности профессионального общения и обсуждения проблемы включения творчества в педагогическую деятельность в большей степени способствует проведение тематических семинаров, конференций, выставок, а также систематические публикации, обмен педагогическим опытом на страницах психолого-педагогических и специализированных журналов, книг содержащих подборки тематического учебно-методического материала (например, учебное пособие СЮ.Афонькина «Уроки оригами в школе и дома» (М, Аким, 1996); журнал «Оригами. Искусство складывания из бумаги»; материалы Первой Всероссийской конференции преподавателей оригами «Оригами и педагогика» (СПб., 1996); тезисы докладов Первой Сибирской конференции «Оригами в учебном процессе» (Омск, 1998); тезисы Пятой Сибирской конференции «Оригами в учебном процессе» (Омск, 2002); тезисы Шестой Сибирской конференции «Оригами в учебном процессе» (Омск, 2003); статьи С.В.Опаричевой «Оригами как образовательный процесс», «Система образовательных программ в области оригами»; В.Гончар «Оригами: игра, головоломка ... или нечто большее?»).

Надпредметная подготовка учителя направлена на формирование психолого-педагогической компетентности и включает в себя:

- психолого-педагогическую культуру учителя;

- знание и учет возрастных особенностей;

- владение педагогическими технологиями;

- знание нормативно-правовой базы. Психолого-педагогические исследования говорят, что максимальный

Организация и проведение опытно-экспериментального исследования целесообразности использования оригами в учебном процессе в начальной школе

Сущность экспериментальной работы, проведенной в процессе исследования рассматриваемой проблемы, заключается в моделировании педагогического процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся младших классов общеобразовательной средней школы средствами оригами.

Экспериментальной базой для исследования явились 1-4 классы общеобразовательных средних школ №28, №7 г.Пятигорска Ставропольского края. Количество учащихся, охваченных опытно-экспериментальной работой: в контрольных классах — 120; в экспериментальных классах - 120. Эксперимент проводился с 2000-2004 гг. Собранный материал был получен в ходе прямого и косвенного наблюдения, бесед, анкетирования, тестирования, сравнительного анализа результатов исследования, их систематизации и обобщения. В ходе проведения опытно-экспериментальной работы, нами была поставлена задача, выявить, как влияет систематическое использование оригами в учебно-воспитательном процессе на формирование творческих способностей учащихся младших классов.

4 В ходе проводимого эксперимента была организована деятельность

младших школьников по развитию творческих способностей. Главным показателем развития творческой активности младших школьников является устойчивой интерес к учебной деятельности, готовность к действию, нестандартное выполнение заданий. Взаимопроникающими структурными уровнями развития творческой личности младшего школьника являются: общие присущие всем свойства; эмоциональная экспрессивность; творческая активность; независимость суждении и поведения. Данная характеристика помогает всесторонне рассмотреть свойства творческой личности, глубже вникнуть в сущность рассматриваемой проблемы и перейти от общего к частному.

В ходе проводимого нами исследования была выдвинута гипотеза о том, что использование оригами как средства обучения и воспитания младших школьников способствует гармоничному развитию личности и направлена на: - формирование готовности к творчеству, поиску новых, нестандартных путей решения проблем; - . формирование умения общаться в классе; - появление мотивации учения, обосновываемой желанием и интересом к получению новых знаний; - улучшение образного восприятия; - концентрацию и устойчивость внимания; - улучшение зрительной и кинестетической памяти; - более интенсивное развитие пространственного и креативного мышления. На начальном этапе при проведении констатирующего эксперимента (2000-2001) мы провели анкетирование учащихся первых классов МОУ СОШ № 7, № 28 г.Пятигорска с целью выявления степени готовности дошкольников к обучению в школе. Была поставлена задача - определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, выяснить степень готовности к обучению, основные мотивы учения. Общее количество » первоклассников, участвовавших в тестировании, — 200 человек. Проводя анкетирование, мы исходили из того, что отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками составляет основу для определения готовности ребенка к обучению в школе, уровень развития познавательных способностей, умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности. Учащимся 131 ответить на следующую серию вопросов: 1. Хочешь ли ты пойти в школу? 2. Зачем нужно ходить в школу? 3: Чем ты будешь заниматься в школе? (Вариант: чем обычно занимаются в школе?). 4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу? 5. Что такое уроки? 6. Чем занимаются на уроках? 7. Как нужно вести себя на уроках в школе? 8. Что такое домашние задания? 9. Зачем нужно выполнять домашние задания? 10. Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы? 11. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе? 12. Как ты думаешь, можно ли рисовать на уроках математики? Что ты будешь рисовать? 13. Чем тебе интересно заниматься? t 14. Что ты хочешь делать в школе? 15. Чем ты с удовольствием будешь заниматься в школе? Нами оценивалась полнота и точность ответа, соответствие смыслу вопроса. Если полученный ответ был недостаточно полным или не совсем точным, то ребенку задавались дополнительные, наводящие вопросы, и только в том случае, когда ребенок не мог ответить на них, делался окончательный вывод об уровне готовности к обучению. Качественный анализ анкеты дал нам возможность выявить три уровня формирования мотивации школьников.

Низкий. Первоклассники ответили менее чем на 7 вопросов (50%). Давались неполные, однозначные, ответы на вопросы 1 — хочешь ли ты пойти в школу; 7 - как нужно себя вести в школе; 10 - чем ты будешь заниматься, когда придешь из школы; 13 - что ты хочешь делать в школе. Часто ребенок не мог пояснить свою мысль, подобрать слова. Как правило, большинство детей этого уровня не имеют представление об учебе как виде деятельности, и на вопрос 4 - что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу - отвечают портфель. Этот уровень показывает недостаточность общей осведомленности ребенка.

Средний. Присутствуют., правильные и ошибочные ответы. Первоклассник дает ответ более чем на 50% вопросов. Ответы полные и неполные, но ребенок сам может исправить ошибки или дополнить свой ответ с помощью или без помощи взрослого. Так, на вопрос «Что нового появится в твоей жизни, когда ты пойдешь школу?» большинство детей отвечает буквально: портфель, ручки, тетрадки, пенал, новый костюм, после наводящих вопросов взрослого начинают размышлять о своей школьной жизни. Этот уровень выявляет то, что проблемы ребенка не носят устойчивого характера, и, скорее всего, определяются какими-либо иными факторами (неустойчивое внимание, волнение, новая обстановка, общение с незнакомыми людьми).

Похожие диссертации на Развитие творческих способностей младших школьников