Введение к работе
Актуальность проблемы исследования определяется изменениями, происходящими во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и духовной. Большое научно-теоретическое и практическое значение приобретает изучение закономерностей и особенностей формирования культуры определенного народа в социокультурном пространстве конкретного региона. В одном из государств Латинской Америки - Республике Никарагуа, в разные исторические периоды складывались традиции, социальные институты, которые придавали культуре как специфические черты, так и те, что делали ее частью латиноамериканской, общечеловеческой истории и культуры.
Необходимость осмысления общего и особенного в культуре индейских народов Никарагуа актуализируется, во-первых, процессом выявления этнических групп населения этой страны в доколониальный период и их культурных особенностей; во-вторых, необходимостью их изучения с целью определения истоков и свойственных именно никарагуанскому народу общих черт культуры, присущих в целом всем народам Латинской Америки; в-третьих, самобытностью выбранного для исследования региона, где произошел уникальный сплав культур Старого и Нового Света, индейской и европейской культурных традиций; в-четвертых, недостаточностью исследования культурологических особенностей развития культуры этого региона в российской науке и индейской культуры Никарагуа, в частности.
Исследование культуры Латинской Америки актуально не только с научной точки зрения, но и играет важную роль в установлении контактов различного характера со странами этого региона.
Степень научной разработанности выбранной проблемы в настоящее время не может быть признана исчерпывающей. Несмотря на то, что исследование культуры народов Мексики нашло отражение в философских, историко-этнографических, литературоведческих, искусствоведческих и других работах зарубежных и отечественных ученых, можно говорить о недостаточной полноте культурологического анализа культуры Нижней Центральной Америки. Теоретическая платформа диссертации формировалась на основе осмысления результатов исследований в области философии, теории культуры, культурологии, новых подходов в изучении генезиса культуры конкретного народа, живущего и формирующего определенное социокультурное пространство.
З j РОС НАЦИОНАЛЬНАЯ''{
I «НБЛМОТЕКА I
Теоретической основой нашего исследования стали работы российских лингвокультурологов В.И.Абаева, Р.И.Аванесо-ва, С.Н.Азбелева, А.Д.Арутюновой, С.Б.Бернштейна, Е.М.Верещагина, В.В.Воробьева, В.А.Масловой, В.Н.Телия, Ю.С.Степанова, В.Шаклеина и других. В работе использованы методы, с помощью которых язык воплощает в своих единицах, хранит и транслирует культуру, тесно взаимосвязанную с географией языков и народами мира. Для определения особенностей развития индейских народов Никарагуа накануне испанского завоевания в формировании их культурных традиций использовались труды Э.Бенвениста, Ф.Боаса, Э.Сепира, Б.Уорфа и других.
Исследование генезиса материальной культуры индейских народов Никарагуа и обоснование закономерностей его развития формировались на положениях, разработанных российскими культурологами С.Н.Артановским, С.Н.Иконниковой, М.С.Каганом, В.И.Лях, В.М.Межуевым, М.Б.Туровским, А.Я.Флиером, зарубежными учеными К. Леви-Строссом, АТой-нби, М.Херсковицем, Дж.Фрезером, К.Юнгом и другими.
Культурологическому осмыслению духовной культуры и определения ее значения в формировании обычаев и традиций народов Никарагуа доевропейского и раннеколониального периода, помогли труды Э.Биокка, Л.Н.Воеводиной, В.Б.Земско-ва, Б.Малиновского, О.М.Фрейденберг, Я.Г.Шемякина, А.Ф.-Шульговского и других.
Изучение процессов социокультурной динамики и преемственности осуществлялось под влиянием работ американских археологов Г.Уилли и П. Филипса, российского ученого Э.Г.А-лександренкова, философских сочинений Р. Декарта, Г.Гегеля, социологов Э.Дюркгейма, П.А.Сорокина и других.
Преемственность и новации в диалоге культур исследуемого региона мы проанализировали при помощи трудов В.С.Библера, В.Б.Земскова, О.Паса, Л.Сеа, А.Услара Пьетри и других.
Отдельного внимания заслуживают работы российской школы американистики - В.Е.Баглай, B.C. Гайдука, Ю.Н. Гири-на, В.И. Гуляева, А.Д.Дридзо, Г.Г.Ершовой, Р.В.Кинжалова, Ю.В.Кнорозова, Н.С.Константинова, В.М.Мирошевского, П.А.Пичугина, В.Л.Хаита и других.
Практический материал исследования был собран и проанализирован благодаря работам испанских хронистов П. де Анда-гойя, Т. Бенавента (Мотолиния), X. Гонсалес Давила, Б. де Лас
Касаса, Ф. Лопеса де Гомара, П. Мартиро де Англериа, Ф. де Овьедо, А. Понсе, X. Санчес Портеро, X. Торкемада, А. де Эрреры и других. В осмыслении процессов, происходящих в культуре Никарагуа, были использованы собственные наблюдения автора и книги исследователей Латинской Америки -X. Э. Арельяно, X. Инсеро Баркеро, В.Леманна, С. К. Лотро-па, К. Мантики, Л. Портилья, X. Ромеро Варгаса, Л. Порти-лья, Д. Содди, А.Б.Томаса и других.
Хотя в настоящее время в научный оборот введен большой пласт источников, отражающих состояние культуры Никарагуа, сформулированы положения, объясняющие ее особенности в целом, выбранный ракурс исследования, а именно культура индейских народов этой страны, в контексте культурологического знания пока исследована недостаточно.
Объект исследования - культура индейских народов Республики Никарагуа.
Предмет исследования - специфика и особенности культуры индейских народов Никарагуа в контексте диалога их культур и культурогенеза региона в целом.
Цель исследования - осуществить культурологический анализ общего и особенного в культуре индейских народов Никарагуа.
Задачи исследования:
Выделить специфику и особенности культуры индейских народов Никарагуа в доколониальный период в контексте особенностей формирования и взаимовлияния языкового и культурного в среде их проживания накануне испанского завоевания и становления культурных сообществ региона.
Исследовать тенденции культурогенеза региона Центральной Америки в целом и определить роль и место традиционной индейской культуры Никарагуа в общей культуре и принадлежность ее к культуре Месоамерики.
Выявить сущность религиозных представлений коренных народов и определить их значение в формировании ритуалов, обычаев, традиций современной Никарагуа.
Изучить преемственность и новации в диалоге культур индейских народов Никарагуа, выделив принципы их идентификации.
Определить общие черты культуры, присущие всем латиноамериканским народам и особенные, характерные только для индейского народа Никарагуа.
Методологическая и теоретическая основа исследования
опирается на деятельностый подход в понимании сущности куль-турогенеза данного народа, учитывает семиотические и гуманистические взгляды, играющие важную роль в формировании социокультурного пространства изучаемого региона.
Исследование сопровождается последовательным переходом от культурно-исторического и системно-исторического анализа к культурологическому подходу, требующему использования принципов и закономерностей социокультурной динамики. Методика исследования включает сравнительно-аналитический и генетический методы, а также методы классификации и диалога культур.
Культурологический анализ проблемы общего и особенного в исследуемой культуре опирается на структурно-функциональный метод, который позволил взглянуть на нее как на систему ценностей и изучить как явление, развивающееся на разных этапах формирования социокультурного пространства региона.
Научная новизна диссертационного исследования состоит как в постановке проблемы, так и в достигнутых результатах:
поставлена и решена задача выделения общего и особенного в культуре индейских народов Никарагуа в контексте культурологического знания;
выявлены преемственность и новации в диалоге культур региона, исследован культурогенез Центральной Америки в целом и определены место и роль традиционной индейской культуры Никарагуа в общей культуре, а также и принадлежность ее к культуре Месоамерики.
доказано, что культура индейских народов Никарагуа является неотъемлемой частью материальной и духовной культуры Центральной и Южной Америки, имеющей как мексиканские, так и южноамериканские черты, т.е присущие всем латиноамериканским народам и особенные, характерные только для народа Никарагуа.
- определена сущность религиозных представлений коренных народов Никарагуа и определено их значение в формировании ритуалов, обычаев, традиций этой страны.
Научно-практическая значимость исследования определяется возможностью его дальнейшей разработки; внедрением в практику учебных заведений различных уровней как компонента дисциплин культурологического цикла, а также как спецкур-
са по страноведению на факультетах регионоведения, международных отношений и романо-германской филологии, а также в качестве дисциплины кафедры этнографии Краснодарского государственного университета культуры и искусств.
Апробащя работы осуществлялась в публикациях результатов исследования и выступлениях на научно-практических конференциях различного уровня.
Положения, выносимые на защиту:
Выделение специфики и особенностей культуры индейских народов Никарагуа в доколониальный период, ее языковой панорамы накануне испанского завоевания определили ареал их проживания на территории современной Республики Никарагуа, становление культурных сообществ региона. Изучение закономерностей, с помощью которых язык хранит и транслирует культуру, соотнесение элементов лексической системы языков с определенными материальными или культурно-историческими комплексами определили пути миграции индейских народов Никарагуа и происхождение их традиций.
Культурогенез - один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также формирование новых культурных систем и конфигураций. Особенность культурогенеза индейских народов Никарагуа заключается в процессе постоянного самообновления их культуры не только методом трансформационной изменчивости уже бытующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. Это обуславливает национальную самобытность изучаемой культуры, т.к. данный процесс не завершен до настоящего времени.
Культура и традиции никарагуанского народа, его язык, мышление окрашены религиозными верованиями предков. Первоисточники его этнического самосознания - кровное родство, совместный труд, общие ритуалы на святилищах. Духовная культура индейских народов доколониальной Никарагуа имела много общих черт, связывающих ее с цивилизациями Центральной и Южной Америки. Такая общность формирует единое социокультурное пространство на основе диалектического сочетания общего и особенного в каждом из этих районов.
4. Социокультурная среда организует поведение человека, побуждает к созданию материальной и духовной культуры.
При этом духовное пространство мыслится в контексте социокультурного существования человека, учитывающего его саморегуляцию и преобразование окружающего мира. Учет и анализ процесса пространственного перемещения, распространения какой-либо культуры или ее отдельных форм, то есть диффузии культуры, стали основой в исследовании влияния испанской колонизации на формирование социокультурного пространства Никарагуа. Становление республики Никарагуа как качественно новой, сложной исторической общности на карте мира -результат синтеза различных культурно-этнических элементов. Исходный пункт - столкновение двух миров (автохтонных этносов и иберийских колонизаторов) и начавшееся в связи с этим их взаимодействие.
5. Культурологический и сравнительно-исторический методы исследования позволили проследить динамику культуро-генеза, т.е. самообновления культуры, выявили особенности и трансформацию уже существующих форм и систем и доказали правомерность появления ее новых аспектов, не существовавших ранее. Это, по нашему мнению, не является причиной отказа от сложившейся традиции употребления словосочетания «латиноамериканская культура» и доказывает правомерность рассмотрения Никарагуа как культурного ареала, зоны распространения определенных общих и локальных культурных типов, выявляет преемственность и новации в диалоге культур индейских народов Никарагуа, идентифицировав их общее и особенное.
Структура диссертации: введение, два раздела, заключение, список источников и литературы на русском, испанском, английском и немецком языках (162 названия).