Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственное воспитание старших дошкольников средствами артпедагогики Таранова Евгения Владимировна

Нравственное воспитание старших дошкольников средствами артпедагогики
<
Нравственное воспитание старших дошкольников средствами артпедагогики Нравственное воспитание старших дошкольников средствами артпедагогики Нравственное воспитание старших дошкольников средствами артпедагогики Нравственное воспитание старших дошкольников средствами артпедагогики Нравственное воспитание старших дошкольников средствами артпедагогики Нравственное воспитание старших дошкольников средствами артпедагогики Нравственное воспитание старших дошкольников средствами артпедагогики Нравственное воспитание старших дошкольников средствами артпедагогики Нравственное воспитание старших дошкольников средствами артпедагогики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Таранова Евгения Владимировна. Нравственное воспитание старших дошкольников средствами артпедагогики : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ставрополь, 2003 200 c. РГБ ОД, 61:03-13/1797-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы включения артпедагогики в процесс нравственного воспитания старших дошкольников 14

1.1. Психолого-педагогическая характеристика нравственного воспитания и развития старшего дошкольника 14

1.2. Искусство как фактор нравственного развития и воспитания личности 32

1.3. Теоретическая модель (обоснование) включения артпедагогики в структуру и содержание процесса нравственного воспитания старшего дошкольника 55

Выводы по главе 1 85

Глава II. Педагогические условия реализации потенциала артпедагогики в нравственном воспитании старших дошкольников 88

2.1. Исследование уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами артпедагогической диагностики (на этапе констатирующего эксперимента) 88

2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по внедрению артпедагогики в процесс нравственного воспитания детей 5-7 лет 111

2.3.Создание артпедагогической среды, стимулирующей нравственные проявления старшего дошкольника 131

2.4. Результаты контрольного этапа эксперимента 148

Выводы по главе II 156

Заключение 159

Литература 163

Приложение

Введение к работе

Современное личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры ребенка, формированию гуманистически направленной личности.

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.

Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания. Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами вежливости, этикета), а методы нравственного воспитания основывались на внешнем воздействии на ребенка (метод убеждения, внушения, этические беседы), то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм (B.C. Библер, В.А. Блюмкин, Е.В. Бондаревская, P.P. Калинина, A.M. Счастная, Н.И. Цуканова и другие). Следовательно, требуются другие методы, позволяющие принять нравственные нормы эмоцио-нально-личностно, внутренне-осознано. Меняются и критерии нравственности детей. В советской педагогике таковыми являлись идеологические и моральные знания и привычки культурного поведения. Сегодня мы понимаем, что наличие знаний не обеспечивает реального соблюдения ребенком нравственных норм.

Актуальность приобретают исследования, направленные на изучение специфики диалога «ребенок - искусство» (Б.А. Бегак, Г.Г. Григорьева, Е.С. Казакова, Т.С. Комарова, И.Д. Мельникова, Т.И. Сафронова, Н.Э. Фаас, P.M. Чумичева и другие), поскольку в условиях идеологического вакуума именно через него происходит перевод концентрированного духовно-нравственного опыта поколений в эмоционально-поведенческий опыт каждого ребенка. Следует отметить, что сегодня в большинстве детских садов существует формальный подход к введению ребенка в мир искусства: используются занятия, где происходит усвоение основ художественной грамоты. Воспитательные возможности и нравственно-эстетические ценности искусства в практике дошкольных учреждений не принимаются во внимание в полной мере.

Необходимость научного рассмотрения проблемы нравственного воспитания старшего дошкольника определяется и рядом противоречий:

- между потребностью общества в гуманистически направленной личности, ориентированной на соблюдение нравственных норм, и безнравственными проявлениями в поведении части современных дошкольников;

- между пониманием важности старшего дошкольного возраста как сензи-тивного периода нравственного становления детей и отсутствием психолого-педагогических исследований, в достаточной степени раскрывающих специфику нравственного развития современного старшего дошкольника;

- между требованием Государственного стандарта дошкольного образования к обновлению содержания воспитания (в том числе и нравственного) и отсутствием научно-обоснованных, с учетом возрастных возможностей детей, содержательных основ нравственного воспитания;

- между доминирующим значением нравственного воспитания для становления личности ребенка и преобладанием в дошкольном образовании интеллектуально-информационных программ и технологий;

- между потребностью в разработке системы нравственного воспитания и отсутствием педагогических технологий для осуществления данной цели;

- между интуитивным стремлением педагогов к интеграции видов искусства в своей каждодневной практике и неспособностью осуществлять это с максимальным воспитательным эффектом;

- между потребностью в переосмыслении форм приобщения детей к искусству и традиционной практикой организации данной работы в дошкольных учреждениях.

Вышеназванные противоречия можно интегрировать в основное противоречие: между требованиями к нравственной воспитанности старшего дошкольника и недостаточным уровнем теоретического осмысления и практической реализацией реального процесса нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.

Проблема нашего исследования формулируется следующим образом: каковы теоретические основы и условия включения средств артпедагогики в процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Решение данной проблемы стало целью исследования.

Объектом исследования является процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является воспитывающее воздействие артпедагогики на нравственное развитие старшего дошкольника.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что успешность процесса нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами артпедагогики зависит от:

- степени гуманистически-эстетической ориентации задач этого процесса;

- включения содержания артпедагогики в процесс нравственного воспитания;

- расширения арсенала методов и приемов нравственного воспитания технологическими элементами артпедагогики;

- создания и организации артпедагогической среды дошкольного образовательного учреждения, наполненной нравственными ценностями, стимули рующей формирование у ребенка гуманных способов и форм поведения в социуме.

• Задачи исследования:

1) разработать теоретические основы реализации возможностей артпедаго- гики в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;

2) обосновать и отобрать содержание программы артпедагогического воздействия на ребенка старшего дошкольного возраста в процессе его нравственного воспитания;

• 3) охарактеризовать педагогические условия эффективного использования артпедагогики в процессе нравственного воспитания детей 5-7 лет;

4) экспериментально апробировать артпедагогическую технологию и программу, способствующую нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Методологическую основу исследования составили следующие подходы:

- аксиологический, в рамках которого человек рассматривается в совокупности ценностей общества и самоцелей общественного развития;

- личностно-деятельностный, требующий перевода ребенка в позицию субъекта познания, деятельности и общения;

- культурологический, рассматривающий традиционную культуру народа как неотъемлемую часть общечеловеческой культуры, что дает возможность творчески овладеть духовно-ценностным опытом предшествующих поколений;

- системный подход, ориентированный на целостное изучение и формирование личности;

- сферный подход, предлагающий рассматривать педагогический процесс

• (образование) в определенной социокультурной среде (пространстве) образовательного учреждения и социума в целом.

Теоретической основой исследования стали: теоретические положения о личности как высшей ценности развития общества; идея уникальности и самоценности дошкольного возраста; положение о потенциальных возможностях ребенка - дошкольника; принцип детерминизма, единства человеческого сознания и деятельности в понимании общей педагогики, развиваемый в трудах А.В. Запорожца, С.Н. Подласного, В.А. Сухомлинского и др.; идеи и концепции, раскрывающие сущность нравственного развития старшего дошкольника (Л.И. Божович, Р.С. Буре, A.M. Виноградова, Т.П. Гаврилова, Г.Н. Година, В.А. Горбачева, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, Т.А. Куликова, А.И. Липкина, B.C. Мухина, В.Г. Нечаева, СВ. Петерина, Е.В. Субботский, Е.О. Счастная, Т.Н. Титаренко, В.Г Цуканова, О.А. Шаграева, Е.К. Ягловская, С.Г. Якобсон и др.); научные взгляды, отражающие специфику искусства как нравственной ценности и его гуманистическую направленность (Ю.Б. Борев, Г.А. Брандт, В.Р. Букин, А. Буров, Д.И. Говорун, А. Гулыга, И.А. Джидарьян, Л.Д. Завьялов, Э. Ильенков, М.С. Каган, А.Л. Казин, А.А. Карягин, Г.М. Кондакова, Т.М. Кононенко, Л.И. Кунчева, А. Лилов, А.Ф. Лосев, С.Х. Рапоппорт, В.Ф. Рябов, Т.Б. Сид-нева, Л.Н. Столович, B.C. Федорук, А.И. Фортова, Ю.У. Фохт-Бабушкин и др.); взаимосвязь и взаимовлияние искусства и нравственного воспитания личности (B.C. Библер, В.В. Ванслов, Н.А. Ветлугина, A.M. Виноградова, К.В. Гавриловен, В.Н. Давидович, Е.С. Евдокимова, Н.М. Зубарева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, М.М. Конина, Л.В. Крайнева, И.Д. Мельникова, B.C. Мухина, Б.М. Неменский, В.Н. Полунина, Т.И. Софронова, Н.Э. Фаас, P.M. Чумичева и другие).

Научная новизна исследования состоит в том, что раскрыта сущность артпедагогики как одной из педагогических технологий, разработанной на стыке педагогики, искусства, арт-терапии и оказывающей комплексное воспитательное воздействие на формирование когнитивно-познавательного, эмоционального и практически-деятельностного компонентов нравственного развития дошкольника посредством интегрированного влияния последова тельно организованных видов и форм художественной деятельности детей (художественное восприятие, индивидуальное и совместное художественное творчество, коллективная работа с созданными художественными образами, артпедагогические игры). Научно обоснован механизм и методы воздействия на личность дошкольника средствами артпедагогики. Среди них основными являются методы первичного формирования нравственного сознания реципиентов (метод художественного объяснения и анализа произведения, метод сопоставительного анализа, метод тематического отбора художественных произведений реципиентами; метод контрадикторных убеждений; метод решения нравственных задач на основе анализа проблемных художественных ситуаций, метод художественного воплощения нравственной идеи); методы и приемы формирования нравственных чувств и отношений (метод создания ситуаций эмоциональной децентрации, метод развития эмоционально-чувственного сопереживания художественным образам; метод создания ситуаций совместных переживаний; метод взаимообогащения нравственными чувствами окружающих); методы и приемы формирования опыта нравственного поведения детей в области художественно-практической деятельности (метод педагогического моделирования игр - драматизации с наглядным показом дошкольниками альтернативных форм поведения, метод проблемно-нравственных ситуаций, побуждающий детей к реальной нравственной активности, метод стимулирования гуманистически-ориентированных моделей поведения детей).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработана модель включения артпедагогики в процесс нравственного воспитания детей в дошкольном учреждении, в которой отражены каждый из пяти этапов этого процесса (художественное восприятие, индивидуальное и совместное художественное творчество, коллективная работа с созданными художественными образами, артпедагогические игры) и пробуждаемые ими формы нравственной активности старших дошкольников (нравственно-познавательная, эмоционально-оценочная, художественно-коммуникативная, по веденческая, преобразующе-созидательная). Определена специфика влияния артпедагогики на формирование нравственности старшего дошкольника, состоящая в разработке специальных художественно-нравственных ситуаций, способствующих последовательному развертыванию и функционированию гуманных проявлений у детей - от осмысления нравственной ценности художественного материала через конструирование нравственной сущности художественных образов и обмен нравственными ценностями к их реализации в собственном поведении и упражнении в творческом применении правил. Охарактеризованы особенности нравственного развития старшего дошкольника под влиянием средств артпедагогики, заключающиеся в увеличении плавности, планомерности и интенсивности становления всех сфер нравственности личности дошкольника; в изменении направления векторов данного процесса, когда сначала формируется потребность в нравственном познании, отзывчивость, после чего высокие темпы развития набирают взаимопомощь, реальные формы автономного гуманного поведения.

Практическая значимость исследования заключается в определении и экспериментальном обосновании трех групп показателей нравственного развития детей 5-7 лет (развитие познавательно-когнитивного, эмоционального и практически-деятельностного компонентов нравственности ребенка); в разработке и апробации программы нравственного воспитания детей, включающей в себя систему артпедагогической диагностики, экспериментальную артпедагогическую технологию и ее поэтапное методическое обеспечение. Определены и экспериментально обоснованы условия реализации средств артпедагогики в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, центральным из которых является создание артпедагогической среды нравственного содержания в дошкольном образовательном учреждении, проект которой разработан и апробирован в ходе экспериментального исследования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций автора; использованием комплекса научных методов исследования, адекватных задачам и сущности изучаемого явления, репрезентативностью объема и характера выборок, сочетанием качественного и количественного анализа, позитивными и воспроизводимыми результатами экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через опубликованные автором работы; в ходе выступлений с докладами, лекциями, сообщениями на заседаниях кафедр педагогики, изобразительного искусства Ставропольского государственного педагогического института, на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы Северо-Кавказского государственного технического университета, на ежегодных научно-практических конференциях, на педагогических советах дошкольных образовательных учреждений, которые являлись экспериментальными площадками исследования; нашли отражение в выпускных квалификационных и дипломных работах студентов факультета искусств Ставропольского государственного педагогического института, а также использовались в содержании учебных дисциплин курсов «Анализ и интерпретация художественных произведений», «Теория и методика обучения изобразительному искусству/ Методика преподавания изобразительного искусства» по специальностям 0311 «Изобразительное искусство и черчение»/ 030800 «Изобразительное искусство»; «Основы арт-терапии», «Психокор-рекционная работа с детьми» по специальностям 0318 "Специальное дошкольное образование"/ 032000 "Специальная дошкольная педагогика и психология".

На защиту выносятся следующие положения.

1. Сущность артпедагогики как одной из педагогических технологий, разработанной на стыке педагогики, искусства, арт-терапии и оказывающей комплексное воспитательное воздействие на формирование когнитивно-познавательного, эмоционального и практически-деятельностного компонентов нравственного развития дошкольника посредством интегрированного влияния последовательно организованных видов и форм художественной деятельности детей (художественное восприятие, индивидуальное и совместное художественное творчество, коллективная работа с созданными художественными образами, артпедагогические игры), проявляющихся в многообразных формах их нравственной активности (нравственно-познавательной, эмоционально-оценочной, художественно-коммуникативной, поведенческой, преобразующе-созидательной). Механизмом осуществляющегося в результате данного воздействия нравственного развития старшего дошкольника является визуально-образная реконструкция (осмысление, поиск новых форм, обогащение) опосредованного нравственного опыта, сконцентрированного в искусстве, в содержание индивидуально-личностного опыта чувств, поведения ребенка.

2. Условия осуществления артпедагогического воздействия на личность старшего дошкольника в процессе нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении представляют собой направленную совокупность всех и каждого структурного компонента основных видов художественной деятельности дошкольника на нравственный результат: обогащение содержания видов художественной деятельности ситуациями нравственного выбора; моделирование различных вариантов форм творческих объединений дошкольников, направленных на установление гуманных отношений детей друг с другом; организация процесса работы с художественными образами интерпретационно-художественного коммуникативного характера, рассчитанного на взаимообмен нравственными ценностями; придание результатам (продуктам) творчества дошкольника социальной значимости, общественной полезности; организация позитивного полисубъектного художественного взаимодействия в системе «педагог - ребенок».

3. Артпедагогическая среда, стимулирующая проявление разных видов нравственной активности старшего дошкольника, включает в себя художественно-познавательные источники нравственной информации, дидактические материалы для проведения совместных артпедагогических игр по нравственной тематике; оборудование, стимулирующее детей к коллективной творче ской деятельности; наглядные стимулы - знаки, выступающие в качестве визуальных способов регуляции их поведения.

В процессе решения задач и проверки достоверности гипотезы был использован комплекс методов: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования; рисуночное тестирование, метод анализа продуктов детской деятельности, беседы, наблюдение, формирующий эксперимент, проектирование образовательного пространства дошкольного учреждения; количественный и качественный анализ полученных данных.

Этапы исследования:

1 этап - констатирующе-поисковый (1998 - 2000): включал изучение философской, психолого-педагогической, научно-методической, искусствоведческой литературы по теме исследования. Разрабатывались рабочая гипотеза, цель, задачи, методика исследования, осваивались экспериментальные методы исследования. Проводилась оценка и анализ современного состояния проблемы, степени ее разработанности.

2 этап - диагностический (2000): заключался в осуществлении экспериментальной работы по выявлению особенностей нравственного развития дошкольников средствами артпедагогики (констатирующий эксперимент).

3 этап - опытно-экспериментальный (2000 - 2002): проведение опытно-экспериментальной работы, направленной на проверку гипотезы исследования.

4 этап - обобщающий (2003): анализ и уточнение данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, обобщение результатов исследования, формулирование заключительных выводов и рекомендаций; оформление диссертационной работы в целом.

Базой опытно-экспериментальной работы явились дошкольные образовательные учреждения № 43, 47, 58 г. Ставрополя. В общем эксперименте было охвачено 120 детей старшего дошкольного возраста.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 214 наименований, и приложения. Объем диссертации 200 страниц.

Психолого-педагогическая характеристика нравственного воспитания и развития старшего дошкольника

Объектом нашего исследования обозначен процесс нравственного воспитания старшего дошкольника. В связи с этим возникла необходимость определить сущность данного явления, рассмотреть различные подходы к трактовке его структуры и содержания, выявить особенности нравственных проявлений детей старшего дошкольного возраста.

Для теории нравственного воспитания фундаментальное значение имеет раскрытие содержания понятий «нравственность» и «мораль». Этимологически эти слова совпадают с греческим термином «этика», впервые употреблённым Аристотелем для обозначения совокупности добродетелей, относящихся к характеру человека.

В современной философии преобладает отождествление данных понятий (А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, И.С. Кон, А.И. Титаренко и др.). Однако существует другая точка зрения (А.С. Арсеньев, B.C. Библер, Ж. Пиаже), сторонниками которой являемся мы. Согласно ей, мораль представляет собой регуляцию поведения посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического принуждения и контроля. Она приспособлена к данной исторической эпохе, предписывается индивиду в готовом виде и требует подчинения своим нормам, даже если он не понимает их смысла и целесообразности. Нравственность же формируется вместе с личностью. Она неотделима от содержания «я» индивида и рассматривается как степень ин-териоризации им нравственных ценностей. Это сфера нравственной свободы человека, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с его мотивацией. С учетом вышесказанного мы попытались сформулировать следующие определения интересующих нас понятий, имеющих первостепенное значение для дальнейшего исследования: мораль - способ внешней регуляции поведения человека с помощью установленных в обществе норм; нравственность - такой уровень развития личности, при котором усвоенные нравственные ценности общества становятся императивом ее жизнедеятельности.

Сущность данных терминов дает основание для дифференцирования понятий «нравственное воспитание» и «моральное воспитание». На наш взгляд, моральное воспитание представляет собой процесс односторонней регуляции поведения ребенка взрослыми на основе норм и правил того общества, к которому они принадлежат. Содержание понятия «нравственное воспитание» несколько шире. Оно включает в себя не только знание индивидом определенного набора норм, но и превращение их в личностные ценности, позволяющие осуществлять саморегуляцию поведения, результатом которой становится общественно значимый моральный выбор, основанный на единстве внешнего поступка и внутренней рефлексии.

Поскольку термин «нравственное воспитание» полнее и многограннее отражает суть рассматриваемых в данной работе проблем, то именно он будет использован нами далее. Следует отметить, что в отечественной педагогике существует несколько подходов к его пониманию. Из них нам хотелось бы выделить те, в которых нравственное воспитание рассматривается как: 1) целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества (СП. Баранов, Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова); 2) процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения (Д.И. Водзинский, А.В. Запорожец, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева); 3) развитие и формирование нравственных качеств личности (MB. Вениаминов, Е.В. Бондаревская, С.А. Козлова, Т.А. Куликова). На основе представленных интерпретаций термина «нравственное воспитание» мы определили свой подход к данному понятию, интегрирующий все вышеозначенные определения. Так, под термином «нравственное воспитание» нами подразумевается целенаправленно организованный процесс интериоризации личностью общечеловеческих ценностей общества, результатом чего является формирование ее положительной нравственной активности. Вышеозна 16 ченной интерпретации понятия «нравственное воспитание» мы и будем придерживаться в дальнейшем нашем исследовании.

Результатом и показателем успешности процесса нравственного воспитания личности является ее нравственное развитие. В нашем понимании оно представляет собой процесс качественных интеграционных изменений познавательно-когнитивной, эмоциональной и практически-деятельностной сфер личности ребенка.

Необходимо отметить, что важнейшим первоначальным этапом становления нравственности как характеристики личности человека учёные считают дошкольный возраст. Доказательством этому является достаточно большое количество работ, посвященных нравственному развитию детей (Р.С. Буре, A.M. Виноградова, Г.Н. Година, В.А. Горбачева, Т.С. Комарова, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, А.И. Липкина, СВ. Петерина, Т.О. Понома-ренко, СЕ. Рыжикова, Г.Г. Сергеичева, Е.В. Субботский, Е.О. Счастная, Т.Н. Титаренко, Т.М. Утробина, В.Г Цуканова, О.А. Шаграева, Э.В. Штим-мер, Е.К. Ягловская и др. ), которые мы попытались классифицировать в зависимости от объекта их изучения. Нами обозначены следующие группы исследований, направленных на изучение: 1) специфики овладения детьми разными сторонами общественного морального сознания; 2) особенностей проявления нравственно ценного и морально одобряемого отношения к другим людям; 3) нравственного поведения дошкольников. Обозначение данных направлений позволило нам выработать определённую последовательность, логику изложения тех качественных изменений, которые происходят в нравственной сфере старшего дошкольника.

Одним из основных направлений исследования нравственного развития детей 5-7 лет является изучение специфики формирования их индивидуального нравственного сознания (познавательно-когнитивная сфера), представляющего собой совокупность: 1) представлений и понятий о нормах и правилах поведения, нравственных качествах, принципах; 2) системы оценочных суждений ребёнка. В дошкольном возрасте развитие нравственного сознания выражается, прежде всего, в осознании детьми моральных норм и правил, изучением специфики усвоения которых в старшем дошкольном возрасте занимались такие ученые, как Л.М. Виноградова, В.А. Горбачева, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, B.C. Мухина, Е.В. Субботский и другие. Все они пришли практически к одному выводу: детям 5-7 лет становится доступным усвоение нравственных норм вследствие перехода «к обобщённому восприятию конкретных правил» [18, 42]. Старшие дошкольники начинают понимать нравственную ценность норм и правил поведения для них самих и окружающих, у детей формируются чёткие представления о содержании каждой этической категории, эмоционально-положительное отношение к общечеловеческим нормам, желание действовать согласно им, происходит осознание общеобязательности нравственных норм, выполнение которых теряет ситуативный характер. Кроме того, по мнению Ж. Пиаже, к старшему дошкольному возрасту отношение к правилам становится более гибким, они выступают в сознании ребёнка как относительные и изменяемые в зависимости от обстоятельств. Вследствие этого дошкольники становятся способными к правилотворчеству, то есть самостоятельной выработке правил на основе взаимного согласия.

Имеются также попытки обозначить объём и содержание норм и правил нравственности, доступных пониманию старшего дошкольника (Р.С. Буре, Л.М. Виноградова, Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, СВ. Пете-рина и др.). Анализ данных работ показал, что дети в возрасте 5-7 лет усваивают правила, условно объединённые в несколько групп: культурно-гигиенические правила, правила поведения на занятиях, правила, связанные с отношением к своим обязанностям, вещам, правила взаимоотношений с взрослыми и детьми, правила поведения в общественных местах. При этом B.C. Мухина, Г.М. Лямина отмечают определённую последовательность их усвоения: от осознания бытовых правил в младшем дошкольном возрасте к правилам взаимоотношений, которые усваиваются в 5-7 лет, поскольку требуют значительных волевых усилий и гибкости применения в постоянно меняющихся ситуациях.

Таким образом, старший дошкольный возраст является сензитивным для осознания правил и норм взаимоотношений с окружающими. Именно поэтому в нашем исследовании и содержании разрабатываемой артпедагогической программы основной акцент будет сделан на обогащении, систематизации представлений старших дошкольников о нормах взаимоотношений со сверстниками.

Однако развитие нравственного сознания в старшем дошкольном возрасте не ограничивается только усвоением норм и правил поведения. В данный возрастной период происходит обогащение нравственных представлений детей. Так, согласно исследованиям Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.В. Булатовой, Р.И. Жуковской, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой и других, дети 5-7 лет понимают сущность следующих нравственных качеств: доброта, честность, смелость, дружба, трудолюбие, справедливость, вежливость. Однако имеются определённые трудности в дифференцировании ими таких нравственных понятий, как отзывчивость, честь, скромность, чуткость [134, 49]. Учёные объясняют это низким уровнем обобщения у дошкольников, конкретно-ситуативным характером суждений, неспособностью переноса существенных признаков конкретных понятий в любую жизненную ситуацию.

Искусство как фактор нравственного развития и воспитания личности

Современная парадигма образования, предполагающая культурологическое воспитание ребенка, актуализирует проблему средств нравственного развития. В качестве универсального и эффективного способа решения данной проблемы все чаще рассматривается искусство, которое благодаря наличию значительного этического потенциала способно влиять на систему ценностей личности, формируя ее гуманистические идеалы.

Однако вопрос о нравственных возможностях искусства требует рассмотрения, в первую очередь, сущности данного явления. В имеющемся многообразии эстетических концепций выделяется, в основном, предметно-функциональный подход к пониманию искусства, где оно рассматривается как: форма общественного сознания, представляющая часть духовной культуры общества (Ю.Б. Борев, М.С. Каган, К.Маркс и др.); способ художественно-эстетического познания, осмысления и оценки объективной действительности (А.Л. Андреев, Аристотель, Баумгартен, Гегель и др.); форма духовной активности человека, его самореализации, самосовершенствования и развития (В.Р. Букин, А.Л. Казин, А.Ф. Лосев, Б.М. Неменский, В.Ф. Рябов, B.C. Федорук, Ю.У. Фохт-Бабушкин и др.).

На наш взгляд, данные определения недостаточно раскрывают нравственную ценность искусства, поэтому мы предлагаем свою интерпретацию его сущности: искусство - художественно-образная модель жизненных явлений, имеющая определенный нравственный смысл и стимулирующая осмысление и принятие реципиентом заключенных в ней нравственных ценностей общества с целью дальнейшей их реализации в процессе собственной жизнедеятельности.

Следует отметить, что проблема нравственного воздействия искусства на личность волновала человечество всегда. Однако, находясь на стыке таких наук, как философия, педагогика, психология, искусствознание, социология, она представляется весьма диффузной, а потому достаточно спорной и сложной для изучения.

Впервые доктрина этической направленности искусства находит свое отражение еще в философии античности, когда Аристотель попытался в теории катарсиса раскрыть психологический механизм осуществления искусством своей нравственной функции - очищение души человека путем потрясения, переживания красоты театрального действия. Он же для обозначения сложности воздействия искусства на нравственность предложил принцип «калокагатии». Данный принцип объединил в одно целое нравственную ценность «кагатос» и эстетическую ценность «калос», тем самым породив антологизм в трактовке соотношения добра и красоты.

В дальнейшем единство этического и эстетического (а если рассматривать несколько уже - морали и искусства) скорее декларировалось, нежели философски обосновывалось: «красота - сестра нравственности» (В.Г. Белинский); «искусство выпрямляет душу» (В.А. Сухомлинский); «искусство -учебник жизни» (Н.Г. Чернышевский), «эстетическая школа нравственности» (А.И. Герцен) и т.д.

Современные отечественные философы в своих исследованиях пошли несколько дальше, они попытались раскрыть сложность воздействия искусства на нравственность как проблему специфического соотношения (объединения) добра и красоты. Мы преднамеренно останавливаемся на рассмотрении данного вопроса столь подробно, поскольку он позволяет наметить основные подходы к включению искусства в процесс нравственного воспитания детей и тем самым дает возможность выработать философско-теоретические основы разрабатываемой нами артпедагогичес-кой программы.

Так, анализ работ Г.А. Брандта, А.Бурова, А. Гулыги, И.А. Джидарьяна, Э. Ильенкова, М.С. Кагана, Л.И. Кунчевой, Т.Б. Сидневой, А.И. Фортовой и других способствовал выявлению следующих оснований для объединения искусства и нравственности:

1). Содержательный аспект. Основным объектом как искусства, так и нравственности является, прежде всего, человек («исходя от человека они никуда и не уходят от него») [55; 64]. Если говорить точнее, то преимущественным содержательным определителем эстетического и нравственного является моральная проблема, присутствующая в любой сфере человеческой активности. Данный компонент раскрывает прямую видимую связь между этическим и эстетическим. Однако можно выделить еще несколько оснований для объединения искусства и нравственности.

2). Целевой аспект. Сферы этического и эстетического имеют общее происхождение и назначение - развитие чувств, деятельности разума или, по меткому выражению Д. Дидро, «сделать добродетель приятной, порок ненавистным, такова цель как искусства, так и нравственности»[ 143,26].

3). Ценностно-функциональный аспект. Нравственное и эстетическое представляют собой различные проявления мира ценностей. Близость этих сфер обусловлена тем, что они выражают отношение индивидуального субъекта, т.е. выносятся личностью от своего имени на основании, во-первых, сопоставления качеств оцениваемых объектов; а во-вторых, испытанного человеком чувства (эстетического наслаждения или отвращения; чувства долга или мучений совести). Таким образом, эстетическое и этическое принадлежат к ценностно-ориентационной сфере и носят нормативный характер. Качественными критериями функционирования этического и эстетического сознания являются, соответственно, усвоенные нравственные нормы и развитый эстетический вкус; выступающие одновременно и регулятором, и критерием, и оценкой, и ценностью.

4). Оценочный аспект. В своем внутреннем содержании искусство имеет интегративный характер, поскольку включает как художественно-эстетические, так и нравственные ценности, поэтому любая оценка действий человека, выраженная в нравственных категориях, может быть определена и в эстетических категориях «возвышенного», «прекрасного» или «безобразного» и «низменного». И, наоборот, в произведениях искусства нравственная оценка всегда интегрируется в эстетической, раскрывая художественными средствами нравственное поведение человека. При этом оптимальным выражением неразрывности этического и эстетического являются наличие единого объективного критерия оценки (положительное - отрицательное), высшим уровнем которого выступают идеалы, имеющие характер образца или эталона.

5). Эмоциональный аспект. В художественной ткани внутреннее содержание порождает особые нравственные переживания и эстетические чувства, изучению внутреннего единства которых посвящены работы следующих ученых: Д.И. Говорун, И.Д. Джидарьян, Л.Д. Завьялов, Г.М. Кондакова, Т.М. Кононенко А.И. Фортова и других. Они считают, что единство нравственных и эстетических чувств обусловлено сходством их функций (регулятивной, аксиологической, воспитательной); однородным составом переживаний (радость - печаль). Переплетение данных чувств между собой образует такие эмоционально-чувственные состояния, которые нельзя отнести ни к чисто нравственным, ни к чисто эстетическим.

Таким образом, сохраняя свою специфику, нравственное и эстетическое взаимопроникают друг в друга, их взаимосвязь прослеживается, прежде всего, на уровне сознания и чувств. Интенсивность взаимодействия нравственного и эстетического определяется единством нравственных проявлений и эстетических критериев. Кроме того, обозначенная взаимосвязь выражается в следующем: чем выше уровень развития эстетического сознания, тем более для личности выступает эстетическая ценность нравственного и, наоборот, чем выше уровень усвоения регулятивных норм и принципов поведения, тем в большей мере в нравственном сознании присутствует эстетический компонент. Следовательно, между этическим и эстетическим возможна не только взаимосвязь, но и взаимопереход. Отсюда можно сделать вывод: глубокая взаимозависимость этического и эстетического обуславливает большие потенциальные возможности искусства не только в эстетическом, но и нравственном воспитании.

Исследование уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами артпедагогической диагностики (на этапе констатирующего эксперимента)

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование, включающее констатирующий, формирующий и контрольный этапы. На первом из обозначенных этапов (констатирующем) были поставлены следующие задачи:

1. Определить основные критерии и на их основе уровни нравственного развития старших дошкольников.

2. Разработать комплексную артпедагогическую диагностику, позволяющую определить фактический уровень нравственного развития детей.

3. Выявить посредством артпедагогической диагностики особенности и уровни нравственного развития детей старшего дошкольного возраста (в экспериментальной и контрольной группах).

Как было обозначено в предыдущих параграфах, важнейшей целью и результатом нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста является формирование гуманистической направленности личности. Однако для разработки комплексной системы диагностики и ее адекватного функционирования в воспитательной системе дошкольного учреждения необходимо выделить обобщенный конкретный критерий гуманизма, с наибольшей полнотой отражающий сущность нравственной воспитанности детей.

Так, по нашему мнению, смыслообразующей характеристикой гуманности является способ отношения к другому как высшей ценности, структура которого синтезирует когнитивный, эмоциональный, практически-деятель-ностный компоненты нравственного развития. С учетом данного интегрированного критерия, опираясь на выводы ученых и разработанную нами карту нравственного развития ребенка 5-7 лет, в нашем диссертационном исследовании в качестве частных критериев проявления гуманности старших дошкольников выделены следующие параметры:

Когнитивный компонент нравственного развития: - степень и характер усвоения ребенком системы нравственных знаний о нормах и правилах, регулирующих способы межличностных отношений (оцениваются их широта, точность, объективность, степень осознания и принятия самим ребенком); - способность высказывать на основе имеющейся системы нравственных знаний дефинитивные и оценочные суждения о способах взаимоотношений окружающих людей;

- готовность к организации и установлению позитивных способов отношений с окружающими (оценивается вербальное поведение ребенка как теоретическое умение находить социально приемлемые способы поведения в ситуациях нравственного выбора);

Эмоциональный компонент нравственного развития: - способность к эмоциональной децентрации как необходимое условие понимания и принятия ребенком своеобразия личности другого человека;

- проявление гуманных чувств, эмоционального отклика в форме сопереживания, сочувствия, сорадости при взаимодействии с окружающими (оценивается характер выражения нравственных чувств, их интенсивность, адекватность и направленность);

Практически-деятельностный компонент нравственности:

- наличие альтруистических форм реального поведения ребенка: проявление заботы об окружающих людях, организация реального содействия, взаимопомощи по собственной инициативе (оценивается устойчивость, произвольность);

- способность к принятию нравственных решений в ситуации свободного выбора поведения, не предусмотренного опытом ребенка;

- способность к продуктивному сотрудничеству (оцениваются внешние проявления свойственных ребенку особенностей поведения и способы взаимоотношений в совместной с другими деятельности).

Рассмотренные критерии и показатели проявления гуманности у детей старшего дошкольного возраста нуждались в адекватной системе комплексной диагностики, которая позволит с достаточной степенью надежности и валидности выявить своеобразие нравственного развития современных дошкольников. Однако анализ имеющихся методик диагностирования нравственных проявлений дошкольников показал их исключительное единообразие. Так, в основном, используются методики, построенные на активизации вербальных суждений ребенка и выявлении лишь внешних проявлений его поведения. В результате многие аспекты нравственности современных дошкольников (например мотивы поведения детей, эмоциональные особенности восприятия ими нравственных норм) ускользают из поля внимания исследователей.

Восполняя существующий пробел, мы модифицировали комплекс арт-педагогических методик диагностики индивидуальных проявлений нравственности детей. Своеобразие его обусловлено тем, что взрослый организует художественно-диагностические ситуации нравственного выбора и исследует особенности реагирования на них детей (анализ нравственного содержания продуктов творческой деятельности детей, особенностей восприятия ими тематического «среза» произведения; содержания и способов художественного общения по поводу создаваемой или созданной художественной продукции и т.д.).

При этом нравственно-диагностические возможности восприятия художественных работ других людей (литературных произведений, рисунков) основаны на исследованиях ученых о том, что характер отношения человека к искусству, активность и направленность восприятия прекрасного отражают приобретенные (культурные, средовые; параметры развития личности в определенный момент жизни и дают интегральное представление о ней в целом. Другими словами, человек извлекает из художественного произведения и реагирует, прежде всего, на то, что его интересует и ему соответствует, а следовательно, что характеризует его как личность. Поэтому основными показателями нравственного развития детей в процессе художественного восприятия являются оценка, выбор, ранжирование, интерес, характер эмоциональных переживаний, домысливание, интерпретация, предпочтение или отрицание художественного произведения.

Нравственно-диагностические возможности творчества (в основном изобразительного) базируются на утверждении ученых о том, что созданные художественные произведения выступают в качестве внешних моделей состояния сознания личности; воспринимаемой части внутреннего мира. Однако нравственно-диагностический потенциал творчества детей изучен недостаточно. Исключение здесь составляют исследования А.А. Люблинской, B.C. Мухиной, Г.В. Полуянова. По их мнению, изодеятельность, формируясь по мере становления психики ребенка, служит показателем его нравственного развития. Результат творчества ребенка - рисунок, рассматриваемый как «графический язык», неповторимая личностная экспрессия внутреннего опыта» - отражает степень восприятия ребенком и степень аккумуляции в его сознании и поведении закономерностей нравственной культуры общества.

Содержание опытно-экспериментальной работы по внедрению артпедагогики в процесс нравственного воспитания детей 5-7 лет

Рассмотренные в первой главе теоретические положения о своеобразии нравственного развития детей старшего дошкольного возраста и потенциальных возможностях артпедагогики в формировании их нравственности, а также анализ полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов диагностики позволили на формирующем этапе исследования выдвинуть следующую цель: разработать на основе структурно-технологической модели нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами артпедагогики педагогические условия, способствующие нравственному воспитанию детей 5-7 лет.

Реализация этой цели осуществляется на основе решения следующих задач:

1. Создать и апробировать содержание атрпедагогической программы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить наиболее эффективные артпедагогические условия, позволяющие сформировать опыт гуманного поведения детей 5-7 лет.

3. Смоделировать артпедагогическую среду этического содержания, обеспечивающую стимулирование нравственных проявлений детей.

Формирующий эксперимент строился из трех этапов: теоретико-прогностического, практико-ориентированного и рефлексивно-творческого.

На теоретико-прогностическом этапе разрабатывалось содержание арт-педагогической программы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста «Творцы доброго».

Целью ее явилось формирование познавательно-когнитивного, эмоционального и практически-деятельностного компонентов нравственности.

Программа направлена на решение следующих задач:

1. Раскрыть детям содержание и значение основных нравственных понятий, связанных с отношением к окружающим людям на примерах из художественных произведений.

2. Расширить и обогатить систему знаний дошкольников о существующих способах гуманного взаимодействия со сверстниками.

3. Способствовать становлению субъективного отношения к другим детям, формированию взаимопонимания.

4. Обучить этически ценным формам и моделям поведения в отношениях с другими людьми.

5. Обогатить и закрепить опыт реального нравственного поведения среди сверстников.

Теоретическая модель артпедагогической программы выстраивалась с точки зрения синергетики, семиотики и акмеологии. Понятие «синергетика» близко понятию «воспитание», в переводе с греческого оно означает «совместное действие», «сотрудничество». Синергетика обеспечивает восстановление утраченных в процессе развития науки связей между наукой и искусством, наукой и педагогической деятельностью. Синергетическое понимание мира важно для воспитания, поскольку синергетическому способу мышления свойственны диалогичность и коммуникативность. Такой подход подводит теорию воспитания к идеям семиотики. Когда взаимодействие педагога и ребенка можно рассматривать как взаимодействие знаковых систем, которое возможно лишь в случае нахождения общего языка, доступного обеим сторонам, и достижения высокого уровня понимания между ними. Поэтому в общении педагога и ребенка, дошкольников между собой, на наш взгляд, целесообразно употреблять различные художественные знаки, сконцентрированные в искусстве. Построению деятельности педагога на основе представленной артпедагогической программы способствовал также акмеологический подход, ориентированный на использование в воспитании детей выдающихся достижений человеческого духа, нашедших свое отражение в художественных произведениях.

Новизна содержания артпедагогической программы состояла в том, что в отличие от большинства современных программ, построенных на поэлементной структуре, она была смоделирована на основе целостного блоково-тематического построения единых кругов познания при разнообразии видов художественной деятельности дошкольников (появление ступенек познания и системы усложняющихся доминант нравственной активности на каждом этапе программы). Отсюда связь занятий логически-целесообразная, а вся программа - единая система последовательно развивающихся тем, которые раскрывают основы взаимосвязи видов художественно-нравственной деятельности детей с их реальной жизнедеятельностью.

Особенностью экспериментальной программы являлась так же ее насыщенность художественно-нравственными предметными основаниями (артефактами), которые дидактическими средствами реализовали процесс нравственного воспитания детей. Артпедагогическая программа включала в себя пять этапов (содержание программы см. в приложении), выстраивающихся на основе описанной авторами в предыдущих параграфах иерархической структурно-технологической модели нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами артпедагогики. Логика их следования, а также методы и особенности организации дошкольников основывались на общедидактических принципах и выявленных особенностях нравственного развития дошкольников. Указанные этапы охватывали все элементы представленной нами модели нравственного развития старшего дошкольника (познавательно-когнитивную, эмоциональную и практически-деятельностную сферы).

Похожие диссертации на Нравственное воспитание старших дошкольников средствами артпедагогики