Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народное прикладное искусство в трудовом воспитании младших школьников Кондратьева Елена Порфирьевна

Народное прикладное искусство в трудовом воспитании младших школьников
<
Народное прикладное искусство в трудовом воспитании младших школьников Народное прикладное искусство в трудовом воспитании младших школьников Народное прикладное искусство в трудовом воспитании младших школьников Народное прикладное искусство в трудовом воспитании младших школьников Народное прикладное искусство в трудовом воспитании младших школьников Народное прикладное искусство в трудовом воспитании младших школьников Народное прикладное искусство в трудовом воспитании младших школьников Народное прикладное искусство в трудовом воспитании младших школьников Народное прикладное искусство в трудовом воспитании младших школьников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кондратьева Елена Порфирьевна. Народное прикладное искусство в трудовом воспитании младших школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Чебоксары, 1998 156 с. РГБ ОД, 61:98-13/1074-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 12

1.1. Научно-педагогические основы использования народного прикладного искусства в трудовом воспитании учащихся начальных классов 12

1.2. Чувашское народное декоративно-прикладное искусство и трудовое воспитание детей младшего школьного возраста 32

1.3. Идеи трудового воспитания в устном народном творчестве и их реализация в начальной школе 61

ГЛАВА 2. ПУТИ И МЕТОДЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 77

2.1. Содержательно-прикладные и организационно-педагогические условия повышения результативности трудового воспитания учащихся начальных классов 77

2.2. Опытно-экспериментальная работа по проверке научно-педагогических рекомендаций исследования 88

2.3. Подготовка учителей начальных классов к трудовому воспитанию младших школьников через приобщение к народному прикладному искусству 103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121

БИБЛИОГРАФИЯ 126

ПРИЛОЖЕНИЯ 144

Введение к работе

Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире, привела к необходимости гуманизации образования и возрастанию ценности обучения и воспитания школьников на положительном этнопедагогическом опыте, историческом и национально-культурном наследии. В данных условиях возникает проблема введения народного искусства в образовательную сферу, в частности, использования народного прикладного искусства в трудовом воспитании младших школьников. Главной внутренней предпосылкой формирования нравственного сознания и творческого отношения к труду у детей младшего школьного возраста является их эстетическое развитие, важную роль в котором играет народное прикладное искусство, способствуя развитию восприимчивости к деятельности и эстетике труда, радости творчества и эмоциональной насыщенности процесса труда. Чтобы не упустить возможности данного периода, в трудовое воспитание младших школьников необходимо широко вовлекать элементы народного декоративно-прикладного искусства.

Анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой и этнографической литературы свидетельствует о проведении ряда исследований по данной проблеме. Так, психолого-педагогические основы трудового воспитания школьников раскрыты в научных трудах П.Р.Атутова, С.Я.Батышева, А.И.Кочетова, О.Г.Максимовой, В.Н.Николаева, М.Н.Скаткина, Э.А.Фарапоновой, А.Ф.Хинтибидзе и др. Вопросы воспитания на народных традициях и средствами народного искусства рассмотрены в исследованиях В.И.Баймурзиной, Г.Н.Волкова, Н.М.Конышевой, Б.М.Неменского, МЛ.Некрасовой, Т.Я.Шпикаловой и др. Определенный вклад в изучение народного творчества, путей включения его в воспитательно-образовательный процесс внесли современные чувашские ученые Е.В.Васильев, А.Г.Григорьев, Н.И.Егоров, А.Е.Земляков, Н.Г.Краснов, П.П.Матвеев, Т.Н.Петрова, М.И.Скворцов и

Ряд исследователей (А.Г.Караханова, ГА.Никитин, Г.В.Похолкин, А.С.Хворостов, М.Х.Шомирзаев) исследовали проблемы воспитания детей средствами народных промыслов и народного декоративно-прикладного искусства. Заслуживает особого внимания работа Э.Г.Скворцова, где традиции чувашского народного искусства рассматриваются в роли средств художественного образования учащихся через приобщение к культурным и духовным ценностям народа и способа социальной адаптации детей разных национальностей в условиях конкретного историко-культурного пространства. Однако вопросы привлечения средств народного прикладного искусства к трудовому воспитанию младших школьников в данном исследовании не раскрываются.

Анализ научных трудов и исследований по проблемам использования народного прикладного искусства в трудовом воспитании школьников показывает, что они больше и подробнее разработаны в отношении к детям среднего и старшего школьного возраста 19, 110, 201/, в то же время проблема использования его в трудовом воспитании учащихся начальных классов разработана недостаточно. В течение нескольких десятилетий для начальной школы страны действовали единые программы трудового обучения; национальная школа не учитывала педагогические закономерности обучения и воспитания учащихся на традициях культуры и искусства своего народа, а трудовому обучению отводилась роль второстепенного учебного курса, в связи с чем снижалась ответственность учителя начальных классов за их качество и принижалось значение трудового обучения и воспитания в развитии и становлении личности. Учителя не были обеспечены учебно-методическими рекомендациями по введению средств народного прикладного искусства в процесс трудового обучения и воспитания младших школьников.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью обновления содержания трудового обучения и воспитания младших школьников путем включения в него материалов народного прикладного искусства и отсутствием научно-педагогических разработок, способствующих рациональному отбору и внедрению их в учебно-воспитательный процесс; между потребностью совершенствования курсовой подготовки учителей начальных классов к использованию этих материалов и отсутствием соответствующей базы для ее организации. Вышеизложенное определило выбор темы исследования: «Народное прикладное искусство в трудовом воспитании младших школьников».

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной общеобразовательной школе.

Предмет исследования: трудовое воспитание младших школьников средствами чувашского народного прикладного искусства.

Цель исследования: - выявить возможности и педагогические условия использования чувашского народного прикладного искусства в трудовом воспитании младших школьников.

Задачи исследования: определить средства чувашского народного прикладного искусства и методы использования их в трудовом воспитании младших школьников; сконструировать содержание национально-регионального компонента учебной программы трудового обучения на основе введения материалов народного прикладного искусства; разработать и опытно-экспериментальным путем проверить научно-методические рекомендации по совершенствованию трудового воспитания младших школьников средствами чувашского народного искусства.

На основе изучения и анализа научных публикаций, школьной практики была выдвинута следующая гипотеза;

Трудовое воспитание учащихся начальных классов с использованием средств чувашского народного искусства может быть эффективным, если: - его содержание выступает в качестве национально-регионального компонента, создавая условия для овладения общетрудовыми умениями и навыками и развития общего творческого потенциала учащихся; обеспечить специальную подготовку и переподготовку учителей начальных классов по освоению содержания и методики реализации нового содержания в учебно-воспитательном процессе; вооружить учителей начальных классов научно обоснованными методическими рекомендациями по использованию народного прикладного искусства, так как лишь при наличии комплекса педагогических условий возможно целостное приобщение ребенка к духовным ценностям народного искусства и на этой основе -совершенствование процесса трудового становления младших школьников.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в ходе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы в области философии, педагогики, психологии, истории, краеведения, этнографии и прикладного искусства чувашского народа, архивных материалов, связанных со становлением чувашской национальной школы и изучением народного искусства в ней, программ и учебников для начальной школы Чувашской Республики с целью выявления возможностей включения материалов народного прикладного искусства; педагогический эксперимент и массовая опытная работа; целенаправленное педагогическое наблюдение учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса; анкетирование и интервьюирование; тестирование; беседа с учащимися, учителями, родителями; анализ учебной документации и продуктов практической деятельности учащихся; изучение работы начальной школы по трудовому воспитанию учащихся; моделирование процесса трудового воспитания младших школьников с опорой на средства народного прикладного искусства; качественный и количественный анализ опытно-экспериментальных материалов; обобщение личного и передового педагогического опыта учителей начальных классов.

Методологической основой исследования являются идеи об активной сущности человеческой деятельности, видах деятельности человека, принципы единства теории и практики, обучения и воспитания, основополагающие идеи общей теории трудового воспитания (П.Р.Атутов, С.Я.Батышев, А.И.Кочетов), концепции воспитания подрастающего поколения на традициях народного искусства и традиционной культуры (Е.В.Васильев, А.Г.Григорьев, М.И.Скворцов, В.А.Сухомлинский, Я.И.Ханбиков , Т.Я.Шпикалова и др.).

Исследование осуществлялось в три этапа:

Первый этап (1990-1992 гг.) был поисковый; проводилось изучение современного состояния проблемы в теории и практике работы учителей начальных классов республики с целью накопления материалов первичных наблюдений и определения возможных путей решения исследовательских задач. В 1990 году по инициативе автора исследования была организована творческая группа учителей республики, целью которой стала разработка путей приобщения учащихся начальных классов к прикладному искусству и трудовым традициям чувашского народа. Ведущими на данном этапе методами являлись: теоретический - изучение психолого-педагогической литературы; эмпирические - наблюдение, поисковый эксперимент.

Основное содержание и результаты деятельности на первом этапе: определение особенностей отбора содержания и методов трудового воспитания и обучения с привлечением материала этнокультурного содержания; создание первых экспериментальных авторских программ трудового обучения и воспитания с учетом национальных особенностей трудового воспитания и традиционных видов чувашского народного искусства, использование их на уроках и во внеклассной работе.

Второй этап (1992 - 1996 гг.) уделен проведению формирующего эксперимента и массовой опытной работы, основанных на теоретических положениях, выведенных в ходе предварительной работы по привлечению средств народного прикладного искусства в трудовое воспитание младших школьников. На данном этапе экспериментально проверялись педагогические условия, содержание, формы и методы, способствующие эффективности данного процесса; совершенствовалось содержание программы трудового обучения; были разработаны научно-методические рекомендации по использованию средств чувашского народного прикладного искусства в трудовом обучении и воспитании учащихся начальных классов.

Третий этап (1996-1998) направлен на теоретическое ообщение полученных результатов, обработку экспериментальных данных, формулировку выводов и оформление диссертации.

В процессе работы над исследованием были изучены следующие источники: устное народное творчество чувашского народа; чувашское народное декоративно-прикладное искусство; история народного образования Чувашской Республики; монографии ведущих отечественных ученых педагогов, психологов и искусствоведов; государственные документы по образованию; архивные материалы.

Научная новизна исследования: теоретически обоснована педагогическая технология использования средств народного прикладного искусства в трудовом воспитании младших школьников; сконструировано содержание национально-регионального компонента программы трудового обучения в начальных классах; выявлены значимые изменения в психологическом облике современного младшего школьника по отношению к труду: прагматизм, рост индивидуализма, повышение требования к прикладному назначению изделий, их применяемости и творческого отношения к деятельности.

Практическая значимость исследования: - результаты исследования могут быть использованы в повышении эффективности процесса трудового воспитания младших школьников на уроках трудового обучения за счет включения материалов чувашского народного прикладного искусства, т.е. разработки содержания национально-регионального компонента программы трудового обучения в начальных классах; подготовлены научно-методические рекомендации по использованию средств народного прикладного искусства в трудовом обучении и воспитании учащихся начальных классов, которые призваны облегчить труд учителя в названном направлении; полученные данные могут быть применены в педвузах при подготовке учителей начальной школы, а также на курсах повышения их квалификации в институтах образования.

На защиту выносятся: содержание национально-регионального компонента программы трудового обучения в начальных классах; педагогические условия, обеспечивающие эффективность трудового воспитания учащихся начальных классов средствами народного прикладного искусства; научно-методические рекомендации по использованию народного прикладного искусства в трудовом воспитании младших школьников.

Надежность и достоверность исследования обеспечены применением методического инструментария, адекватного цели, объекту и предмету исследования, достаточно большим объемом выборок, апробацией методов на этапе пилотажного эксперимента, количественным анализом материала по трудовому воспитанию младших школьников средствами народного прикладного искусства/использован аппарат описательной статистики и дана качественная интерпретация данных, соотнесенных с результатами других авторов/.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Ход исследования, его результаты докладывались на республиканских научно-практических конференциях по проблемам обучения и воспитания (1992-1997). Они также получили отражение в 11 научно-методических публикациях автора, использовались при чтении лекций на курсах повышения квалификации учителей начальных классов, на выездных семинарах по проблемам трудового обучения и воспитания. Разработанная методика трудового воспитания младших школьников средствами народного прикладного искусства и обновленная программа трудового обучения экспериментально проверены в школах городов Чебоксары (№№ 55, 29), Новочебоксарска (№№ 6,19), Москакасинской средней школе Моргаушского района, Чурачикской основной школе Чебоксарского, Таушкасинской и Игорварской средних школах Цивильского района; в настоящее время материалы исследования в качестве национально-регионального компонента программы трудового обучения внедряются в практике работы начальных школ республики, они также используются для организации проблемных курсов в системе повышения квалификации учителей начальных классов в Чувашском республиканском институте образования. Учебно-методическое пособие по трудовому обучению и воспитанию младших школьников средствами чувашского народного искусства, составленное на основе результатов и выводов исследования, одобрено научно-методическим советом Министерства образования Чувашской Республики и издано в 1998 г.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Библиография включает 215 наименований, в том числе 16 на чувашском и 199 на русском языках. Текст диссертации включает 7 таблиц и 3 схемы.

В первой главе «Теоретические и методологические предпосылки трудового воспитания младших школьников средствами народного прикладного искусства» приводится: обзор и анализ философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы, анализ архивных материалов по теме диссертации; раскрываются основные закономерности процесса трудового воспитания младших школьников средствами народного прикладного искусства; рассматривается совокупность методов и средств народной системы воспитания; описываются традиционные виды труда чувашского народа в качестве истоков развития его декоративно-прикладного искусства; излагается научная гипотеза о повышении эффективности трудового воспитания в начальных классах средствами народного прикладного искусства.

Во второй главе «Пути и методы трудового воспитания младших школьников средствами народного прикладного искусства» на основе опытно-экспериментальной работы определены пути и педагогические условия использования средств чувашского народного искусства в трудовом воспитании младших школьников, включая содержание, формы, методы организации занятий, совершенствование соответствующей курсовой подготовки и переподготовки учителей начальных классов.

В заключении обобщены результаты теоретического и экспериментального исследования, сделаны выводы о достоверности положений гипотезы, обобщены пути совершенствования процесса трудового воспитания младших школьников с привлечением средств чувашского народного прикладного искусства.

Научно-педагогические основы использования народного прикладного искусства в трудовом воспитании учащихся начальных классов

В соответствии с задачами исследования в качестве предмета ретроспективного рассмотрения избраны теоретические представления о функциях народного искусства в воспитании учащихся, а также знания о том, какова должна быть структурная организация учебно-воспитательного процесса (его состав, содержание, формы и методы, взаимосвязь обучения и воспитания и т.д.). чтобы он мог выполнять эти функции. Разумеется, генезис теоретических представлений нельзя рассматривать без анализа их реализации в практике, поскольку в этом случае нельзя будет судить об их практической ценности, и делать заключения о тенденциях развития педагогического опыта.

Исследуя вопрос об использовании народного прикладного искусства в воспитании школьников, мы не ставим своей задачей проследить развитие всех аспектов проблемы, поскольку они достаточно подробно изучены в историко-педагогических исследованиях. Однако непосредственно воспользоваться выводами их для освещения функции народного прикладного искусства как средства трудового воспитания школьников, в том числе младших, не можем, так как проведенные ранее исследования не ставили такой задачи. «Когда меняется цель, изучаться должно не то же самое, а нечто иное и в иных категориях» /84, с. 11 /.

В девятнадцатом веке в дидактике существовали две теории о наиболее целесообразном характере образования: «формальное образование», направленное главным образом на развитие памяти, внимания, мышления и речи; «материальное образование», где важнейшее место отводилось материалу обучения, который должен был быть жизненным, иметь практическое значение.

К.Д.Ушинский, признавая обе теории односторонними и считая одинаково важными как развитие умственных сил и способностей учащихся, так и овладение ими необходимыми в жизни знаниями, в одной из последних статей «Что нам делать с нашими детьми» (1868 г.) защищал реальное направление общего образования. В обширной статье « Труд в его психическом и воспитательном значении (1860 г.) он отмечал, что «воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни» /178, с.295/. Воспитание должно развивать в человеке любовь и привычку к труду; придавая большое значение труду физическому, в то же время он считал полезным сочетание труда физического и умственного.

Продолжение идей К.Д.Ушинского нашло отражение в деятельности чувашского просветителя-педагога И.Я.Яковлева. Он считал, что всякое воспитательное учреждение должно учитывать принцип соединения обучения с трудом и учитывать национальные особенности народа, прежде всего его язык, традиции, религию, социальную и географическую среду: «При единстве цели и различии средств, - подчеркивал он, - должны быть различны и системы обучения в народных училищах» /85, с.34/.Организованная им в 1868 году Симбирская чувашская учительская школа стала центром подготовки национальных педагогических кадров. Доктор педагогических наук, профессор Н.Г.Краснов подчеркивает: «Дидактика начального обучения, разработанная И.Я.Яковлевым для чувашской школы на основе Правил 26 марта 1870 года, значительно усилила национальный элемент в учебно-воспитательном процессе...Благодаря первоначальному обучению на родном языке создавались благоприятные условия для своевременного развития умственных способностей детей, шире и глубже распространялись среди населения необходимые в жизни знания, пробуждалось национальное самосознание народа»/86, с. 17-18/. Воспитание, обучение и в целом образование в системе И.Я.Яковлева было связано с трудом физическим. Принцип соединения обучения с трудом составлял основу жизнедеятельности яковлевской школы, призванной готовить подрастающее поколение к производительному труду, к жизни: « В основу всей жизнедеятельности задуманной мной школы я убежденно решил заложить труд, физический и умственный, обратив это заведение, главным образом, в демократически-трудовое» /214/. Еще в первое время существования Симбирской чувашской школы мальчики обучались ремеслам: столярно-токарному, кузнечно-слесарному, сапожному и переплетному. За свои изделия учебная мастерская школы не раз удостаивалась почетных наград/213/. В открывшемся при учительской школе женском училище девушкам преподавалось, кроме общеобразовательных предметов, и рукоделие: вязание, кройка и шитье, вышивание. Поощрялось активное собирание старинной вышивки, национальных костюмов, деталей женской одежды. Воспитанники могли носить привычную национальную одежду, в ней же они выступали на школьных концертах и спектаклях; в учительской школе был организован первый историко-графический музей чувашей, среди экспонатов которого находился альбом Д.И.Архангельского, отражавший орнаментальные мотивы чувашской женской одежды /6/.

Чувашское народное декоративно-прикладное искусство и трудовое воспитание детей младшего школьного возраста

Изучение чувашей, как и других малых народов России, специалистами начинается с конца первой половины 18 века, печатные труды появляются во второй половине века (И.Г.Гмелин, Г.Ф.Миллер, П.С.Паллас, П.И.Рычков и др.). Данные их, часто краткие и основанные на мимолетном знакомстве с народом, имеют известную ценность как первые сведения о быте чувашей. Открытие Казанского университета и формирование в первые десятилетия 19 века местной научной мысли не могли не отразиться на изучении чувашей. Наиболее ценными из них по наличию фактического материала являются работы А.А.Фукс, В.А.Сбоева, С.М.Михайлова. Чуваш по национальности, С.М.Михайлов первым привлек внимание научной общественности к тому, что чуваши - трудолюбивый и способный народ, и он может быстро развивать свою культуру при определенных благоприятных условиях /102/.

Во второй половине 19 и начале 20 века учеными различных специальностей и направлений, Обществом археологии, истории и этнографии при Казанском университете, Чувашской учительской семинарией в Симбирске продолжается дальнейшее накопление фактического материала (Н.И.Золотницкий, Н.И.Ашмарин, А.И.Артемьев, В.К.Магницкий, А.В.Рекеев, И.Д.Никитин, Н.В.Никольский и др.).

После октябрьских событий 1917 года центр изучения чувашского народа переносится в столицу Чувашии г. Чебоксары. Изучение культуры и быта чувашей в 1933 году было вверено Институту социалистической культуры (ныне Институт гуманитарных наук). Кроме организованных им этнографических экспедиций, проводили исследования и собирали материал отдельные ученые и работники искусств - Н.Р.Романов, Г.А.Никитин, М.С.Спиридонов и др. Но до последних десятилетий уходящего века внимание исследователей мало привлекала материальная культура - организация и техника занятий и промыслов, поселения и жилище, одеяние и питание. Из всех элементов материальной культуры чувашей лучше была описана одежда, оригинальность и красочность которой часто привлекала внимание ученых. Самое подробное описание женской одежды сделано Г.И.Комиссаровым и Н.В.Никольским; весьма тщательное описание орнаментированной одежды дано в многокрасочном рукописном альбоме М.С.Спиридонова.

Значительный вклад в изучение материальной культуры чувашского народа, в частности, декоративно-прикладного искусства, вносит в настоящее время доктор искусствоведения А.А.Трофимов. Его многочисленный публикации об орнаментации одежды, о происхождении и символике чувашской вышивки, проблемах современного народного искусства, красочный альбом «Чувашское народное искусство» (в соавторстве с Э.Д.Меджитовой), монография «Культовая скульптура чувашского народа» представляют всеобщий интерес не только у искусствоведов, но и у всех ценителей народной культуры, раскрывают неисследованные пласты истории чувашского народа.

Однако в данных работах не ставилось целью описание педагогической направленности хозяйственной деятельности и прикладного творчества чувашей, их значение в нравственном становлении подрастающего поколения, что способствовало бы раскрытию основной проблемы нашего исследования. Педагогический потенциал трудовой деятельности и народного искусства занимает важное место в научной деятельности основоположника этнопедагогики, доктора педагогических наук, профессора Г.Н.Волкова. Еще в 1954 году в Ученых записках Чувашского НИИ была опубликована его статья «Педагогические воззрения чувашского народа в поговорках и пословицах» /27/, обратившая внимание педагогов к возможности воспитания детей на народных традициях.

Воспитание в труде - одна из основных проблем педагогики, трудолюбие - главная забота воспитания. Никакое воспитание - ни эстетическое, ни физическое, ни нравственное, ни умственное тем более -невозможно без трудового воспитания. «Труд - начало воспитания в подлинном смысле этого слова, трудолюбие - окончательный результат воспитания и итог формирования подрастающего поколения» /30, с.86/. Формировать потребность в труде - вот главная задача воспитания, так как труд - один из главных факторов, способствующих становлению человека человеком.

Содержательно-прикладные и организационно-педагогические условия повышения результативности трудового воспитания учащихся начальных классов

Изучение исторического опыта системы народного воспитания показывает, что успешность его в значительной степени зависела от комплексного применения методов и средств воспитания, тогда как изучение аспектов трудового воспитания в современном обществе выявляет факт их утерянности в силу организации учебно-воспитательного процесса в школе по единым учебным программам, нацеленным прежде всего на вооружение учащихся специальными предметными знаниями в разных отраслях науки. Это приводит к естественному угасанию у школьников интереса к культуре и искусству родного народа и развитию национального нигилизма и пренебрежения к своему этносу.

Как и во всей системе образования, сложилось явное противоречие между существующей системой трудового обучения и воспитания и потребностью общества в подготовке подрастающего поколения к участию в духовном возрождении народов России и сохранении видов труда, способных развивать общие творческие возможности детей.

В системе учебных предметов единственной дисциплиной, содержание которой составляет «производство предметов материального мира», является трудовое обучение. На протяжении многих десятилетий в связи с социально-бытовой необеспеченностью на этих уроках изготавливались простейшие предметы для использования в школе и семье. Но недостаточно окружить труд ореолом экономической, утилитарной целесообразности. Труд необходим и для того, чтобы человек жил, осознавая красоту, «Пусть человек трудится не только для того, чтобы добыть хлеб и одежду, но и для того, чтобы ... уже в годы детства человек трудился для радости» /166, с. 214/.

В последние годы наблюдается тенденция к внедрению развивающего потенциала трудового обучения в предметы традиционного теоретического цикла, и ручной труд постепенно вытесняется как самостоятельный учебный предмет, тогда как «разностороннее развитие школьников обеспечивается в процессе многообразных видов деятельности, в которых им приходится участвовать: в учебной работе, производительном труде, занятиях искусствами...»/152, с. 151.

Н.М.Конышева подчеркивает, что «...ближайшие годы будут отмечены постепенным смещением приоритетов с так называемых «точных» наук в сторону широких, многоаспектных, преимущественно гуманитарных курсов в образовании человека» /179, с. 58/. Причисляя к этим широкоаспектным курсам трудовое обучение, она выделяет его роль в создании новой, гуманитарно-естественнонаучной культуры»,ибо это «уникальный курс: интеграция различных областей знания в нем естественна, поскольку их объдиняет труд, такой же разносторонний, как сама человеческая жизнь» (там же). С данных точек зрения, уроки трудового обучения незаменимы и необходимы, и они требуют пересмотра существующего содержания и методики его реализации.

Естественно, освоение содержания и методов трудового обучения и воспитания произойдет лишь путем внедрения новых, научно обоснованных и продуктивных в интеллектуальном и духовно-нравственном плане компонентов. Поставив перед собой задачу решения данной проблемы в условиях Чувашской Республики, мы пришли к выводу: процесс трудового становления младших школьников будет наиболее эффективным, если с первого класса в разных видах деятельности знакомить детей с трудовыми традициями и прикладным искусством чувашского народа, так как лишь при опоре на трудовой опыт народа, его достижения в области художественно-прикладного творчества возможно воспитание нового поколения, осознающего необходимость сохранять и развивать «национальную культуру как выработанного веками, устойчивого и развивающегося во времени способа миропонимания, важного глубокой жизнеутверждающей сутью, которая формирует внутренний мир личности, крепко стоящей на земле и ощущающей свою ответственность перед жизнью на ней» /113, с. 337/.

Изучение теоретических вопросов трудового воспитания, тщательный анализ проблемы использования в учебно-воспитательном процессе материалов народного творчества позволили определить возможное содержание трудового воспитания младших школьников средствами чувашского народного прикладного искусства на уроках трудового обучения. Выбор уроков трудового обучения в качестве основного звена трудового воспитания школьников средствами народного прикладного искусства объясняется следующей психолого-педагогической закономерностью: «Трудовое воспитание осуществляется в процессе приобщения воспитанника к жизни общества и усвоения им культуры, трудовых традиций, опыта трудовой деятельности предшествующих поколений» /91, с. 221/. «Чем шире и устойчивее его связи с учением, спортом, игрой, общением, эстетической деятельностью, тем богаче труд воспитывающими отношениями» /82, с. 65/. Мы поддерживаем и следующую мысль о том, что «...как средство формирования системы отношений личности и ее нравственно-волевых качеств трудовое воспитание не может быть осуществлено вербальными методами или комплексом массовых мероприятий» /70, с. 122/. Исходя из общепринятых критериев отбора и построения содержания образования, мы прежде всего учитывали особенности этого содержания, имеющего свою специфику. Для обеспечения комплексного подхода к изучению явлений народной культуры в рассматриваемое содержание трудового обучения был включен материал из области чувашского народного декоративно-прикладного искусства, фольклора, частично краеведения и энографии.

Похожие диссертации на Народное прикладное искусство в трудовом воспитании младших школьников