Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Историко-теоретические основы нравственно-эстетического воспитания детей средствами национального музыкального искусства 17
1.1. Мировое музыкально-педагогическое наследие о роли национальной музыки в воспитании детей 17
1.2. Место башкирской музыки в мировой музыкальной культуре 52
1.3. Традиции и преемственность в нравственно-эстетическом воспитании детей средствами национальной музыки (на материале башкирской музыки) 63
1.4. Нравственно-эстетический потенциал детской национальной музыки в системе наук 76
Выводы по первой главе 91
Глава II. Психолого-педагогические основы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами детской национальной музыки 94
2.1. Анализ уровня нравственно-эстетической воспитанности младших школьников средствами детской башкирской музыки 94
2.2. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по использованию детской башкирской музыки в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников 109
2.3. Методические рекомендации по совершенствованию непрерывной системы нравственно-эстетического воспитания средствами детского национального музыкального искусства 131
Выводы по второй главе 148
Заключение 151
- Мировое музыкально-педагогическое наследие о роли национальной музыки в воспитании детей
- Место башкирской музыки в мировой музыкальной культуре
- Анализ уровня нравственно-эстетической воспитанности младших школьников средствами детской башкирской музыки
- Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по использованию детской башкирской музыки в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников
Введение к работе
Актуальность исследования. На фоне социально-экономических преобразований, переживаемых нашим обществом в настоящее время, особенно актуальной становится проблема нравственности. Для социума далеко не безразлично, что представляют из себя его граждане, каковы их ценностные ориентации, ибо от этого во многом зависит судьба страны. В истории можно найти примеры того, как исчезали государства, чей народ забывал свой язык и культуру, но если сохранялась культура, то, несмотря на все трудности, иногда многовековую неволю, народ обретал себя в новом качестве и занимал достойное место.
Не вызывает сомнения тот факт, что высшие ценности отражаются в сознании людей в виде субъективных оценочных суждений и несут на себе отпечаток потребностей индивида. Однако проблемы, связанные с человеком, его духовностью, являются наиболее сложными для познания, поэтому современная наука далеко не на все вопросы дает достаточное объяснение. Более того, можно по существу согласиться с мнением Л.П.Буевой о том, что духовная культура личности остается "белым пятном" в теории и практике образования и воспитания. В интерпретации ее содержания имеется много разночтений (48, 61).
Общепризнанно, что одним из эффективных средств воздействия на формирование внутреннего мира личности, ее культуры и нравственного самосознания является искусство. Оно представляет собой способ сохранения, развития и передачи из поколения в поколение духовного мира, материализованного в том или ином произведении. И потому приобщение к культурным традициям, изучение культурных традиций - важнейшего компонента духовной жизни общества - является необходимым условием развития личности, ее нравственного становления, формирования мировоззренческой позиции, иначе говоря - необходимым условием социализации личности. Путь в мир культурных традиций - это путь к внутреннему раскрепощению, открытию и воспитанию в человеке творческого начала, и потому так важно поставить на этот путь возможно большее число людей и в первую очередь детей - учащихся школ.
Вместе с тем нередко человек воспринимает искусство лишь функционально, как зрелище или удовольствие, наглядную иллюстрацию или образно представленное знание, как психологическую компенсацию. В этой связи особенно необходимо учитывать особенности детского восприятия искусства. В силу возрастных психологических особенностей дети недостаточно осознают как собственную, так и чужую субъективность вообще. В результате ребенок на определенной возрастной ступеньке личностного становления воспринимает искусство еще нехудожественно. Его привлекает в нем эстетическая форма, зрелищность и информативность, но увидеть за произведением мироотношение автора он пока не может. Помочь ему в этом обязан учитель, который должен стимулировать художественный характер восприятия детей. Педагогу самому необходимо в достаточной мере обладать способностью целостно смотреть на мир, чтобы он мог помочь ребенку увидеть такой же целостный взгляд, выраженный художником в его творении. Эта же способность в сочетании с профессиональной компетентностью может подсказать учителю выбор как изучаемых художественных видов и жанров, так и авторов произведений. Однако до сих пор остается актуальной проблема формирования подобного профессионала, методическое и теоретическое обоснование его деятельности.
Следует отметить также, что сегодня с особой остротой встает вопрос человеческого общения, взаимодействия языков и культур, межкультурной коммуникации. Эта проблема, особенно в условиях возрождающегося национального самосознания, настоятельно требует своего разрешения.
Заметная роль во взаимопонимании различных народов принадлежит музыкальному искусству, которое как часть национальной культуры неразрывно связано с процессами, происходящими в обществе, и служит одним из проявлений этнического сознания. Музыкальное произведение, созданное композитором, продолжает жить во времени. Автор, используя возможности музыкального языка, создает свой собственный музыкальный язык, который рождается, формируется и развивается в процессе музыкально-исторической практики. Музыка открывает человеку возможность творческой реализации и самоопределения в мире, постижение гармонического единства с миром.
Музыкальное искусство содержит ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль. Изучение этого опыта и использование достижений современного музыкознания помогут обогатить теоретические основы и практику воспитания.
Особая роль в работе с учащимися принадлежит детской музыке, которая на практике всегда рассматривалась как ядро духовного воспитания. Тем более это относится к детской национальной музыке, в том числе и башкирской, имеющей давние традиции. Из всех ценностей духовной и материальной культуры в Башкортостане в прошлом более всего было развито музыкальное искусство, что объясняется укладом жизни народа - вначале кочевого, впоследствии полукочевого. В то же время исследование детской башкирской музыки, особенностей ее музыкального языка, истоков, истории, общественно-эстетического функционирования и места в духовном мире подрастающего поколения изучены недостаточно полно. Эти вопросы требуют своего решения, поскольку гуманизация педагогического процесса основывается на идее ценности саморазвития ребенка как творческой личности. А детская музыка является одним из важных средств развития творческих способностей ребенка.
Детская музыка как феномен культуры является предметом изучения различных наук: философии, психологии, педагогики, медицины, этики, эстетики, музыковедения.
Нравственно-эстетические проблемы рассматривались в трудах классиков философии: Сократа, Платона, Аристотеля, Пифагора, Гегеля, а также в трудах отечественных философов: В.Ф.Асмуса, А.Ф.Лосева, В.О.Соловьева и др.
Большой вклад в решение вопроса нравственно-эстетического воспитания внесли крупные ученые-энциклопедисты Востока: Аль-Кинди, Фараби, Ибн-Сина, Газали, Джами, Хазрат Инайят Хан. Они занимались проблемами воздействия музыки на душевное состояние человека, писали о значении ее для формирования психологического склада ребенка, нравственных качеств личности.
Чешский мыслитель-гуманист, педагог и общественный деятель Я.А.Коменский первым предложил систему массового музыкального образования и воспитания на всех уровнях обучения. Его идеи в дальнейшем получили развитие в трудах Л.В.Виноградова, М.Монтессори, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и др.
До сих пор не потеряли своей актуальности идеи выдающихся педагогов-просветителей прошлого: М.Акмуллы, М.Бикчурина, К.Насыри, В.Ф.Одоевского, И.Н.Ульянова, М.Уметбаева, И.Я.Яковлева. Они считали, что пробуждение национального самосознания народа возможно путем просветительской деятельности через освоение народного искусства.
Русские революционные демократы - В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский выдвинули свою теорию воспитания, основной идеей которой является воспитание в ребенке Человека через познание прекрасного в жизни и искусстве на основе фольклора. Наиболее перспективные идеи революционных демократов получили дальнейшее развитие в трудах Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого, В.Н.Шацкой.
Исследованиями психологов - Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.А.Мелика-Пашаева, А.З.Рахимова, С.Л.Рубинштейна, Н.С.Лейтес, Б.М.Теплова - установлено, что самым благоприятным периодом для нравственно-эстетического воспитания является младший школьный возраст. Исходя их этого положения, мы в своей работе анализировали формирование духовного мира средствами детского национального музыкального искусства именно в данной возрастной группе (начальные классы общеобразовательной школы).
Важное значение в исследовании указанного аспекта имеют: теория эстетического образования (Б.Т.Лихачев), теоретические положения о духовно- эстетическом потенциале искусства (Э.Т.Ардаширова, Т.В.Есикова), теория этического просвещения (А.И.Шемшурина и др.), концепции гуманизации среднего образования (Л.А.Волович), эстетического отношения к человеку (Л.П.Печко), эстетики литературы (М.А.Верба, И.Д.Гончарова, Е.В.Квятковский), культурологии (В.Л.Бенин). В определении перспектив нравственно-эстетического воспитания мы опирались на труды по музыкальной педагогике О.А.Апраксиной, Н.А.Ветлугиной, Н.Л.Гродзенской, Д.Б.Кабалевского, Н.И.Сац, С.Т.Шацкого и В.Н.Шацкой. Представляют глубокий интерес исследования роли национальной музыкальной культуры в духовном формировании личности человека Л.П.Атановой, Н.В.Ахметжановой, Л.М.Кашаповой и др.
Базовыми для разработки проблемы формирования личности учителя музыки стали идеи развития личности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.И.Фельдштейн), личности учителя в процессе профессионально-педагогической подготовки (В.А.Сластенин), философские аспекты проблемы гуманитаризации профессионального образования (Р.М.Асадуллин, Б.М.Бин-Бад, И.Ф.Исаев, В.С.Хазиев, Э.Ш.Хамитов).
Проблема традиций народной педагогики затронута в научных трудах исследователей-этнопедагогов современного этапа - Б.Ф.Афанасьева, К.Ш.Ахиярова, Г.Н.Волкова, В.И.Баймурзиной, Т.К.Исхакова, З.Д.Киекбаевой, Ю.З.Кутлугильдиной, З.Г.Нигматова, С.И.Раимовой, А.МСафина, Н.Х.Халитовой, Я.И.Ханбикова, А.Ф.Хинтибидзе и др.
Формирование нравственно-эстетических качеств личности ребенка средствами детской национальной музыки невозможно осуществить без учета национально-психологических особенностей младших школьников. В решении этого вопроса мы опирались на исследования ученых-этнопсихологов -В.Г.Крысько, В.С.Кукушина, Э.А.Саракуева, Т.Г.Стефаненко, Л.Д.Столяренко и др.
Содержание, формы и методы нравственного воспитания младших школьников с учётом возраста и психологических особенностей учащихся исследованы в трудах таких учёных, как О.С.Богданова, Т.Е.Конникова, В.И.Петрова.
Особую значимость в педагогическом аспекте имеют исследования современных педагогов-музыкантов, посвященные влиянию музыки на нравственный облик младших школьников (Ю.Б.Алиев, Э.Б.Абдуллин, В.К.Белобородое, С.М.Каргапольцев, Л.В.Школяр, В.А.Школяр, Е.Д.Критская, Н.А.Терентьева, Е.И.Юдина и др.).
Значительный вклад по вопросам воспитания детей средствами детской национальной музыки накоплен за рубежом (Б.Барток, З.Кодаи, К.Орф, Э.Сайклер, Ш.Сузуки). Существуют различные национальные (в Венгрии, Германии, США, Японии и других странах) и международные (INSEA при ЮНЕСКО, Орф-Шульверк) общества и ассоциации, пропагандирующие воспитание детей через музыкальное искусство.
Анализируя достижения теории и практики, мы пришли к выводу, что, несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных вопросам нравственно-эстетического воспитания, далеко еще не все в этой области выяснено до конца. Так, в частности, требуют своего решения проблемы использования детской национальной музыки, в том числе башкирской, в формировании личности ребенка, теоретические и методические обоснования этого процесса. До сих пор нет чёткой классификации жанров башкирской музыки для детей, не раскрыты её нравственно-эстетические аспекты и воспитательные функции. Не в достаточной степени разработаны формы и методы использования детской национальной музыки в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников.
Имеющаяся литература по исследуемой проблеме свидетельствует, что до сих пор вопросы нравственно-эстетического воспитания средствами детской национальной музыки рассматривались в том возрастном периоде, когда у учащихся уже имеется достаточный запас знаний и представлений нравственно-эстетического содержания, то есть когда возможен лишь процесс регулирования их поведения и актуализации имеющихся знаний. В то же время проблема воздействия детской национальной музыки на формирование нравственных качеств ребенка, начиная с младшего школьного возраста, не получила в научных трудах адекватного отражения.
Обзор философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, а также собственный педагогический опыт позволили выявить противоречия между значительным духовным потенциалом детской национальной музыки и недостаточным его осмыслением в современной музыкально-педагогической практике; объективной необходимостью нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами национальной музыки для детей и неразработанностью содержания, форм и методов ее использования в системе современной общеобразовательной школы; актуальностью проблемы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами детской национальной музыки и недостаточным уровнем подготовки будущих учителей музыки и учителей-практиков к ее реализации в музыкально-педагогической практике.
Названные противоречия обусловили выбор проблемы исследования: определение ведущих тенденций, философско-культурологических и психолого-педагогических условий формирования духовного мира младших школьников средствами детского национального музыкального искусства.
Актуальность проблемы, её практическая значимость, недостаточная теоретическая и методическая разработанность определили тему нашего исследования: "Нравственно-эстетический потенциал детской национальной музыки в воспитании младших школьников (на материале башкирского музыкального искусства)".
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально определить содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами детской национальной музыки.
Объект исследования - система нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами национального музыкального искусства.
Предмет исследования - процесс нравственно-эстетического воспитания учащихся младших классов на основе детской национальной музыки в практике современной общеобразовательной школы.
В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой детская башкирская музыка может стать эффективным средством нравственно-эстетического воспитания, если:
осуществить интегративный подход к исследованию детской национальной музыки в системе философско-культурологических и психолого-педагогических наук;
раскрыть этико-эстетическое содержание детской национальной музыки и ее функциональные особенности, составляющие ядро нравственно-эстетического воспитания детей;
определить психолого-педагогические основы использования детской национальной музыки в области нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования решались следующие задачи:
1. На основе изучение философской, психологической, педагогической, культурологической, социологической, искусствоведческой литературы исследовать феномен детской национальной музыки (ее генезис и современное состояние).
2. Выявить духовный потенциал детской национальной музыки как средства нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
3. Теоретически обосновать и апробировать на практике содержательные и методические основы использования детской башкирской музыки в процессе воспитательной работы современной общеобразовательной школы.
4. Разработать методические рекомендации по организации и осуществлению процесса нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами башкирского музыкального искусства для студентов педагогических учебных заведений и учителей-практиков в системе повышения квалификации.
Методологическую основу исследования составляют: философское учение о роли музыкального искусства в нравственно-эстетическом воспитании (Сократ, Платон, Пифагор, Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, В.И.Соловьев); принципы природосообразности, культуросообразности и народности воспитания (Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский), идеи о воспитании духовных ценностей в гуманитаризации педагогического образования (Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин); концепции интеграции и гуманизации образования (И.Т.Фролов, Н.К.Чапаев, И.М.Орешников), теории развития личности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.И.Фельдштейн и др.); учение о музыкальном восприятии (Б.М.Теплов, Е.В.Назайкинский); музыкально-педагогическое учение о развитии творческих и музыкальных способностей (Б.В.Асафьев, О.А.Апраксина, Э.Б.Абдуллин, Н.А.Терентьева и др.); этико-психологические аспекты влияния музыки на человека (В.И.Петрушин, С.М.Каргапольцев); учение о роли искусства в духовном развитии личности (Э.Т.Ардаширова, Ю.В.Борев, М.С.Каган,); теория целостности познания музыкального искусства (Д.Б.Кабалевский, Л.В.Школяр, В.А.Школяр, Е.Д.Критская); идеи ученых-этнопедагогов и этнопсихологов по использованию народного опыта в воспитании детей (Б.Ф.Афанасьев, К.Ш.Ахияров, Г.Н.Волков, Э.А.Саракуев, В.Г.Крысько, В.С.Кукушин, Л.Д.Столяренко, Т.Г.Стефаненко и др.); концепции отечественных и зарубежных исследователей о роли национальной музыки в воспитании детей (Ю.Б.Алиев, Л.П.Атанова, Л.М.Кашапова, Г.М.Науменко, Б.Барток, З.Кодаи, К.Орф, Э.Сайклер, Ш.Сузуки); положения отечественной психологии о восприимчивости детей младшего возраста к социально-педагогическим воздействиям посредством музыки; концепция о социальных функциях музыкального искусства (А.Н.Сохор).
Данная работа обобщает теоретические разработки в области этико-эстетической проблематики, с целью решения педагогических задач в контексте нравственно-эстетического воспитания посредством функций детской национальной музыки.
Для достижения поставленной цели, решения сформулированных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимосвязанных методов исследования:
изучение и теоретический анализ философской, музыковедческой, психологической, научно-педагогической литературы и трудов в области этнонаук; документации органов управления народным образованием, учебных планов и программ образовательных учреждений;
изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников средствами детской национальной музыки;
целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование младших школьников, интервьюирование;
метод творческих заданий, создание педагогических ситуаций; констатирующий и формирующий эксперименты, анализ результатов творческой деятельности детей;
статистическая обработка полученных результатов.
Исследование проводилось в три этапа (с 1990 по 2002 гг.):
Первый этап (1987-1991гг.) Определение области исследования, изучение научной и специальной литературы, разработка понятийного аппарата, изучение функций детской национальной музыки, обобщение передового педагогического опыта по проблеме использования детской национальной музыки в учебно-воспитательном процессе, проведение поискового и констатирующего экспериментов.
Второй этап (1991-1997гг.) Разработка серии методических материалов для учителей музыки по нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников средствами национальной музыки; сочинение собственной музыки для детей, разработка школьно-песенного репертуара для учащихся начальных классов, их экспериментальная апробация в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, системе подготовки и повышения квалификации учителей музыки.
Третий этап (1998-2001гг.) Систематизация, анализ, статистическая обработка и обобщение материалов, полученных в результате исследования; литературное оформление диссертации.
Экспериментальной базой явились школы г. Сибая (№№ 2, 4, 9, 10, 13), районы Зауралья - Абзелиловский (Аскаровская средняя школа №2), Хайбуллинский (Акъяровская средняя школа №1), Баймакский (средняя школа №3), Зилаирский (Юлдыбаевская средняя школа), Сибайский педагогический колледж и Сибайский институт Башкирского государственного университета, Сибайский филиал Башкирского института развития образования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: - 1. На основе интегративного подхода обобщен и систематизирован педагогический опыт использования детского национального музыкального искусства в системе отечественного и зарубежного образования.
2. Определены содержание, формы и методы использования детской национальной музыки в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников.
3. Теория и методика нравственно-эстетического воспитания обогащены приемами и средствами музыкального искусства.
4. Выявлены и раскрыты этико-эстетическое содержание и функциональные особенности детской башкирской музыки в воспитании младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны методические рекомендации для студентов вузов и учителей-практиков по совершенствованию нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами детской национальной музыки.
На примере изучения детской башкирской музыки определены содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания детей путем использования детской национальной музыки в практике современной общеобразовательной школы; выпущены учебно-методические пособия для учителей музыки, разработаны программы по внедрению детской национальной музыки в систему нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Основные положения диссертации могут быть применены для сравнительного изучения башкирской музыки с национальной музыкой других народов, проживающих в Республике Башкортостан. Работа может быть использована в качестве пособия по музыкальной литературе для музыкальных школ, студий, общеобразовательных школ, методике музыкального воспитания для преподавателей педагогических колледжей и педагогических институтов.
Основные положения диссертации рекомендованы Министерством образования Республики Башкортостан для практической реализации на уроках музыки в общеобразовательных школах.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечиваются опорой на теоретические положения философских, искусствоведческих и психолого-педагогических наук; применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам диссертации; обобщением передового педагогического опыта и данных экспериментальной деятельности, прошедших апробацию; анализом опыта работы автора в образовательных учреждениях различного уровня.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Теоретико-методическое обоснование использования детской национальной музыки в системе нравственно-эстетического воспитания с учетом психолого-возрастных и регионально-этнических особенностей младших школьников.
2. Интегративный подход к исследованию детской национальной музыки в системе философско-культурологических и психолого-педагогических наук, позволяющий выявить теоретическую основу и функции детского национального музыкального искусства в области нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
3. Этико-эстетическое содержание и функциональные особенности детской национальной музыки, оказывающие воспитательное воздействие на учащихся начальных классов.
4. Содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания учащихся младших классов средствами детской национальной музыки.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступлений автора, на международных и всероссийских научно-практических конференциях в городах Уфе (1994, 1996, 1998, 1999), Сибае (1993 - 1999), Санкт-Петербурге (1997), Москве (1998), Варне (1994, 1996, 1998), Магнитогорске (1998), Казани (2001), на заседаниях кафедры эстетического образования и научных основ управления школой Башкирского государственного педагогического университета, кафедры музыкального образования Сибайского института Башкирского государственного университета, через публикации в печати, сочинение музыки для детей и издание учебно-методических пособий для учителей музыки. Основные результаты исследования отражены в учебно-методических рекомендациях по музыкально-эстетическому воспитанию, в сборниках песен для детей.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Мировое музыкально-педагогическое наследие о роли национальной музыки в воспитании детей
Детская национальная музыка - это оригинальный и разнообразный пласт музыкального народного и композиторского творчества, богатейшей песенной и инструментальной культуры. Выразительные средства национальной музыки способствуют развитию моральных чувств, глубокому осмыслению нравственно-эстетических представлений детей, таких, как дружба, сотрудничество, взаимоуважение, взаимообогащение. Поэтому обращение к традициям детской национальной музыки способствует осуществлению плодотворного нравственно-эстетического воспитания младших школьников, и музыкальная педагогика массового воспитания может и должна умело ее использовать в современных социоусловиях.
Формирование духовной культуры личности с помощью искусства имеет классические традиции. Основы нравственно-эстетического воспитания средствами музыкального искусства зародились ещё в IV-V вв. до н.э., начиная с памятников древнеиндийской культуры "Махабхарата", с изречений Конфуция, с древнеиудейских, древнегреческих религиозных источников -Библии, Корана и других письменных памятников. В колыбелях человеческой цивилизации - Китае и Индии, Египте и Древней Греции - врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для врачевания души и тела человеческого. В трудах древнегреческих мудрецов четко прослеживаются основные положения философии, которые явились отправной точкой нашего исследования, её теоретическим обоснованием: Искусство влияет на совершенствование внутреннего мира человека (Сократ); Искусство оказывает катарсическое воздействие на человека (Аристотель); Этическое и эстетическое взаимосвязано в сознании человека (Аристоксен); Воспитание должно покоиться на мусическом искусстве (Платон).
Этимологическое содержание термина "мусическое искусство", "искусство музыки" определялось греческим словом "musike", которое не совпадает с современным толкованием этого слова. Мусическое искусство заключало в себе триединую связь: искусство звука, слова и жеста. Необходимо заметить, что "образованный" человек по-гречески значит "мусический", т.е. тот, кто получил мусическое воспитание. Иначе говоря, мусическое воспитание - это целая система интеллектуального, эстетического, нравственного воспитания в Древней Греции, включавшая музыкальное и литературное образование, знакомство с основами наук, овладение ораторским искусством, политикой, этикой, философией.
Идеи античных мыслителей получили глубокое теоретико-практическое развитие в трудах ученых-педагогов прошлых столетий и современности, начиная с эпохи античности и кончая серединой XX века. В исследованиях Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, И.И.Гердера, Э.Жак-Далькроза, З.Кодаи, К.Орфа, К.Д.Ушинского, А.Ф.Лосева, В.И.Соловьева, Л.Н.Толстого и ряда других исследователей и педагогов идея использования музыкального искусства как средства нравственно-эстетического воспитания получила своё отражение: - в создании целостной теории массового музыкального образования и воспитания; - в определении содержания нравственно-эстетического воспитания; - в разработке принципов построения систем всеобщей детской музыкальной практики; - в определении цели, задач, приёмов и средств музыкально-эстетического воспитания и образования.
Наиболее полно роль национального искусства в воспитании детей раскрыта в педагогических трудах конца XVI - середины XX веков. Особое внимание нами уделяется педагогической концепции Я.А.Коменского, который создал целостную теорию воспитания и обучения, отводя в ней важную роль вопросу музыкально-эстетического воспитания как средству формирования нравственных качеств детей. Его идеи позднее получили развитие в трудах и деятельности Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, М.Монтессори, С.Судзуки и др. выдающихся педагогов прошлого и настоящего.
В мировой педагогической практике имеется опыт создания систем всеобщего практического музыкально-эстетического воспитания детей и юношества (Венгрия, Австрия, Германия и др.). Здесь нельзя не упомянуть о Пьере ван Хуаве (Голландия), Р.Вернере (США), Р.Слеке (Англия), М.Шафере (Канада), С.Судзуки (Япония), также внесших определенный вклад в нравственно-эстетическое воспитание детей. Основой разработанных им систем служат традиции национального музыкального фольклора.
Так, выдающийся композитор и общественный деятель Венгрии Золтан Кодаи (1882-1967) справедливо считал, что через понимание национального искусства детям откроется красота мировой художественной культуры. Он построил свою систему на хоровом пении без сопровождения - это было характерно для древнейшей фольклорной культурной традиции венгерского народа. Главный принцип его системы - соблюдение триединства: фольклор -классика - современная музыка - и лег в основу нашего исследования.
Место башкирской музыки в мировой музыкальной культуре
Мировая музыкальная культура своими истоками уходит в далекое прошлое. Ее этико-воспитательные возможности привлекли к себе внимание общества много веков назад. Еще в Древнем Китае музыка называлась "благоуханным цветком добродетели" и считалась важнейшим средством воспитания граждан государства.
С древних времен люди стремились постичь воздействие музыки на общественную мораль и нравственность (этическая сторона), понять законы соразмерности и красоты (эстетическая сторона) и выявить закономерности сочетания различных элементов музыки: высоты тонов, их длительности, ритма, метра и т.д. (теоретическая сторона). На рубеже нашей эры появляются трактаты "Бхаратиянатьяшастра" (Индия), "Юэцзи" (Китай). В них отразились представления о музыке того времени, когда она рассматривалась как некая космическая сила: отдельные тоны отождествлялись с первоэлементами древней натурфилософии (вода, земля, огонь, воздух), с цветами, голосами животных и птиц.
Стройная и развитая теория воспитания граждан посредством музыки была разработана в Древней Греции (речь шла только о привилегированных классах - о "свободнорожденных", а не рабах). По воззрениям древних греков, музыка, воздействуя на нравственный мир человека, воспитывает и исправляет его характер, формирует его психологическую настроенность - "этос".
С этого времени основным предназначением музыки являлось воспитание нравственно-этических качеств личности. "Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучше" (222, 38). Так говорил великий композитор XVIII века Гендель. И эти слова могли бы принадлежать многим великим композиторам.
Имя Моцарта стало символом высшей красоты и гармонии. Для его произведений характерна классическая стройность, завершенность и пластичность, наличие тонкого юмора и самобытность. Полны творческой фантазии, изящны некоторые сонаты для фортепиано, рондо, вариации, написанные В.А.Моцартом для своих учениц.
В высшей степени характерно понимание музыки как средства этического воспитания и для Бетховена. "Музыка должна высекать огонь из мужественной души" - вот его девиз. Все его творчество - воплощение прекраснейших нравственных идеалов.
В музыке Бетховена предстают замечательные образы героев действия и "рыцарей духа" - людей необычайного мужества и кристальной чистоты. Свои высшие нравственные доблести они проявляют в борьбе. Они упорно преодолевают внешние и внутренние препятствия, бесстрашно сражаются с полчищами врагов, с самой судьбой.
Нередко борьба в музыке Бетховена заканчивается победой героя, пробивающегося "через страдания к радости". Но так бывает не всегда. Увертюра "Кориолан", фортепианные сонаты "Патетическая", "Лунная", "Аппассионата" завершаются драматическим или даже трагическим финалом. Но и здесь нас ни на миг не покидает ощущение неукротимого мужества и нравственного величия героя: он скорее погибнет, чем покорится!..
Не только героикой определяется нравственно-воспитательное значение музыки Бетховена. В ней звучат и раздумье (медленные части Пятой и Девятой симфоний), и скорбь (похоронные марши в Третьей симфонии и в Двенадцатой сонате для фортепиано), и светлые восторженные чувства, связанные с погружением в природу (сонаты "Пасторальная" и "Аврора", Шестая симфония). Здесь музыка столь же возвышенна, как и в героических страницах, она облагораживает слушателя чистотой и добротой выражаемых чувств.
Творчество Бетховена для каждого слушателя - источник стремления к моральному совершенству и величайшей нравственной поддержки. И хотя композитор специально для детей не писал, многие его произведения включены в программы для общеобразовательных школ в раздел "Слушание музыки". Любимую песню детей "Сурок" (из музыки к пьесе И.В.Гете "Ярмарочный праздник") Бетховен не предназначал специально для юных исполнителей. Но ее трогательная мелодия, согретая теплом и сочувствием к маленькому верному и доброму другу мальчика-шарманщика - сурку, полюбилась детям разных стран.
Так воспитывает нравственные идеалы Бетховен. Музыка П.И.Чайковского неотразимо привлекает нас иными качествами — задушевностью, теплотой, доверчивой лаской. И она тоже делает человека лучше, мягче, сердечнее, отзывчивее к чужим радостям и горестям. А вдохновенно-лучезарные страницы творчества Чайковского - такие, как балеты "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Щелкунчик", Первый концерт для фортепиано, романсы - очищают и просветляют душу своим жизнелюбием.
"Детский альбом" композитора вошел в золотой фонд мировой фортепианной музыки. Этот цикл, составленный из 24-х программных миниатюр, послужил замечательным образцом творческого воплощения детской тематики для многих композиторов последующих поколений. В нем нашли отражение жизненные картины и впечатления, связанные с миром детских игр, сказочных приключений, широко представлены танцевальные формы ("Вальс", "Полька", "Мазурка"), а также дана тонкая стилизация европейской народной музыки (французская, итальянская, немецкая песенки).
Настоящая большая музыка всегда стремилась воплотить нравственный идеал эпохи, нации, класса, художника. Сколько композиторов — столько индивидуальностей. Но все они показывают лучшее, благородное, возвышенное в человеке.
Анализ уровня нравственно-эстетической воспитанности младших школьников средствами детской башкирской музыки
В настоящей главе сделана попытка экспериментально проверить эффективность разработанной нами структурной модели нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами детского национального музыкального искусства.
Одним из основных показателей сформированности нравственно-эстетического отношения к произведениям искусства является нравственно-эстетическая оценка.
Известно, что основой эстетического суждения (эстетической оценки) о произведениях искусства являются эстетический идеал и художественный вкус. Однако наше исследование связано с детьми младшего школьного возраста, где эстетический идеал и художественный вкус находятся на начальной стадии развития. Вместе с тем именно на данной возрастной ступени одной из главных задач в воспитательном процессе является формирование эстетических суждений (оценок), так как на их основе у детей происходит накопление опыта нравственно-эстетического отношения человека к действительности, отображенного в произведениях искусства, в том числе башкирских народных песнях. В своем исследовании мы исходили из теоретической концепции эстетического отношения, разработанной А.И.Буровым. В работе "Эстетика: проблемы и споры" А.И.Буров рассматривает структуру эстетического отношения. Им выделены следующие компоненты этой структуры: эстетическое восприятие, эстетическая эмоция, эстетическая оценка и эстетическая деятельность. В исследованиях А.И.Бурова, М.П.Гальперина и др. подчеркивается, что особое значение в структуре эстетического отношения придается эстетической оценке, которая пронизывает все структурные элементы и одновременно является самостоятельным структурным компонентом.
Оценка эстетических явлений, в том числе произведений искусства, по мнению А.И.Бурова, является проявлением единства эмоционального и рационального, а также выступает в качестве завершающего акта эстетического восприятия. Отсюда следует, что формирование у школьников способности эстетически оценивать произведения искусства предполагает также воспитание у них умений эстетически и эмоционально переживать содержание этих произведений.
Исследователи отмечают, что эстетическая оценка всегда выступает в единстве с нравственной оценкой. "Человек ... может эстетически судить о предмете только с человеческой точки зрения, поэтому моральная оценка неизбежно входит в содержательную эстетическую оценку. И это касается не только эстетической оценки человека как эстетического предмета, это касается и эстетической оценки всех вообще эстетических предметов в большей или меньшей степени" (50, 112-113). Эта точка зрения кажется нам убедительной, и в своем исследовании мы исходили из того, что в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников эстетическая оценка музыкальных произведений, в частности, произведений башкирского народного музыкально-поэтического творчества, включает в себя оценку нравственную.
Б.Т.Лихачев совершенно справедливо отмечал, что дети младшего школьного возраста отличаются высокой восприимчивостью, обучаемостью, подражаемостью, способностью активно реагировать на воздействия, поступающие из окружающей среды. При определенных условиях воспринимаемая информация становится предметом их чувств, пристального внимания и подражания, осмысления. Мы полагаем, что предложенные в нашем исследовании методы нравственно-эстетического воспитания будут способствовать активному развитию этих качеств.
Исходя из значимости эстетической оценки в нравственно-эстетическом воспитании учащихся, рассмотрим те характерные особенности эстетического отношения, без которых невозможно сформировать эстетическую оценку.
По мнению А.И.Бурова, эстетическое отношение возникает не до эстетического восприятия, а вместе с ним, то есть на базе первичного эстетического восприятия. Отсюда делается вывод, что первичное эстетическое восприятие можно назвать первым этапом эстетического отношения.
Важно отметить, что на этапе первичного эстетического восприятия существенное значение придается эстетической оценке, которая возникает на его основе (А.И.Буров, М.П.Гальперин, Е.М.Торшилова и др.).
Первичное эстетическое восприятие тесно взаимосвязано с эмоциональными переживаниями человека. Эмоциональные переживания характерны для любого возраста, меняется лишь их качественный уровень А.И.Буров относит этот процесс ко второй ступени эстетического отношения. Эта ступень характеризуется им как "абстрактная" ступень эстетического освоения действительности (50, 57).
Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по использованию детской башкирской музыки в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников
Тема "Шутка и сказка в башкирских народных песнях" направлена на раскрытие шуточных и сказочных особенностей песен. Звуковысотный диапазон некоторых музыкальных произведений превышает октаву. В репертуар включены также "музыкальные" сказки.
Тема "Песни моего народа" - обобщающая. В нее вошли песни различных жанров, отображающие нравственно-эстетическое отношение человека к действительности.
Рассмотренные темы получают дальнейшее развитие во 2-м классе и могут быть сформулированы следующим образом: Башкирская народная музыка для детей. Образы природы в башкирской народной музыке. Шуточные и сказочные образы в башкирской народной музыке. Народная музыка.
Каждая из восьми перечисленных тем раскрывается в течение учебной четверти. Отсюда первая группа из четырех тем соответствует 1-4 четвертям первого класса, вторая группа - 1-4 четвертям второго класса.
Предложенные в первом и втором классах темы имеют динамику развития, поскольку в первом классе учащиеся знакомятся преимущественно с башкирской народной песней, а во втором классе с башкирской народной вокальной и инструментальной музыкой.
Процесс формирования национальной музыкальной культуры школьников, освоение ими основ музыкального наследия своего народа, по нашему мнению, можно осуществить комплексно - через семью, школу, внешкольные учреждения, средства массовой информации.
Влияние семьи на нравственно-эстетическую воспитанность ребенка посредством изучения национального музыкального искусства определяется ее традициями, отношением членов семьи к национальной музыке своего и других народов, общей культурой.
Роль школы проявляется через профессиональные и личностные качества учителя музыки, его талант и мастерство, подготовленность в области национальной музыкальной культуры, общекультурный уровень национального музыкально-эстетического сознания школьников.
Такие нетрадиционные уроки по изучению башкирской музыкальной культуры, как урок-путешествие по страницам музыкального фольклора, урок-концерт по творчеству Ю.Муратова, урок-монография Ю.Узянбаевым с композитором нашего поколения Х.А.Ахметовым, интегрированный урок музыки и изобразительного искусства по теме "Образы природы в башкирской музыке", проведенные в экспериментальных классах средних школ №№ 2, 9 г. Сибая, показали, что уровень сформированности нравственно-эстетической оценки национальной музыки учащимися растет пропорционально развитию их знаний о башкирской музыке, изучению истории, традиций, обычаев народов Башкортостана.
Исследования позволили сделать вывод о том, что нетрадиционные типы уроков музыки дают ученикам осознание сотворчества с композитором формируют чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено композитором или народом в музыкальное произведение. Однако это им доступно лишь при условии сформированности нравственно-эстетического отношения к музыке. О развитости нравственно-эстетического отношения к музыке говорит то, какую музыку и как глубоко воспринимает человек. Учитывая тот фактор, что нравственно-эстетическое отношение к музыке формируется в практической деятельности при восприятии, исполнении, оценке музыки и т.п., мы целенаправленно проводили работу с учащимися экспериментальных классов по расширению их музыкальных предпочтений в области детской национальной музыки. Эта работа проявлялась в проведении нестандартных уроков, внеклассных форм занятий по музыке с учащимися младшего школьного возраста. Особый интерес у школьников вызвали уроки-путешествия, уроки-спектакли, уроки-экскурсии, проводимые в Сибайской государственной филармонии, детском театре "Сулпан", на кафедре музыки Сибайского института Башгосуниверситета, посещение драматических спектаклей по произведениям башкирских композиторов, авторские вечера композиторов и музыкантов-исполнителей, певцов и танцоров и т.д.