Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические проблемы музыкально-эстетического воспитания младших школьников Таджикистана 18
1.1. Значение хорового пения в эстетическом воспитании и роль мотивации в повышении эффективности процесса обучения хоровому пению младших школьников 18
1.2. Анализ факторов, влияющих на эффективность музыкально-эстетического воспитания младших школьников 29
1.3. Педагогическое обоснование отбора песенного репертуара для начальных классов и его роль в активизации музыкально-эстетического воспитания младших школьников 35
Выводы 40
Глава II Состояние преподавания музыки в общеобразовательных школах Таджикистана 42
II.1. Состояние преподавания музыки в городских и сельских школах 42
II.2. Анализ программ и методических пособий по музыке для начальных классов общеобразовательных школ с таджикским языком обучения 54
II.З. Подготовка учительских кадров, обеспечивающая эффективность эстетического воспитания в процессе преподавания музыки в начальных классах І 65
II.4. Анализ причин, влияющих на процесс обучения хоровому пению 73
Выводы 82
Глава III. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в процессе экспериментального обучения хоровому пению 83
III.І. Задачи, организация и структура экспериментального исследования 83
III.2. Основные положешю экспериментальноц методики обучения хоровому пению (поэтапное формирование навыков уни-
сонного пения),
III.З. Поэтапное формирование навыков двух голосного пения и его значение в эстетическом воспитании младших школьников Таджикистана. 105
В ы в о д ы 123
Заключение и рекомендации 126
Список литературы 132
Приложение 151
- Значение хорового пения в эстетическом воспитании и роль мотивации в повышении эффективности процесса обучения хоровому пению младших школьников
- Состояние преподавания музыки в городских и сельских школах
- Задачи, организация и структура экспериментального исследования
Введение к работе
В условиях развитого социалистического общества задача формирования нового человека коммунистического общества, комплексный подход к коммунистическому воспитанию, .диалектическое единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания выдвигаются как одна из главных задач коммунистического строительства в нашей стране. Неотъемлемым элементом системы коммунистического воспитания является процесс духовного обогащения личности, ее эстетическое воспитание.
В советской педагогике эстетическое воспитание трактуется как систематический и целенаправленный процесс формирования у советских людей потребности жить и творить по "законам красоты" (136, с. 20).
Марксистско-ленинская эстетика всегда рассматривала эстетическое воспитание как одну из форм общественного сознания в полнейшей связи с идейным и нравственным воспитанием. Оно приобщает человека к миру прекрасного, помогает полнее чувствовать, понимать прекрасное в окружающей жизни, ценить произведения подлинного искусства, формирует отрицательное отношение к безобразному.
Опираясь на ленинскую теорию отражения, на марксистско-ленинскую теорию сущности прекрасного, Коммунистическая партия в рдде партийных документов разработала основополагающие принципы эстетического воспитания широких трудящихся масс, и отметила,что в воспитании и формировании личности огромное и незаменимое место принадлежит такой специфической области эстетического воздействия, как музыка, искусство. Искусство в системе эстетического воспитания : в школе . с каждым годом играет все большую роль. Оно обостряет у школьников эстетическое восприятие жизни, помогает более глубокому эстетическому освоению окружающих явлений,
5 пробуждает творческие силы, делает доступным процесс художественного творчества.
Литература, музыка, рисование - учебные предметы эстетического цикла - содействуют развитию культуры чувств, художественного вкуса; Они дают учащимся необходимые исполнительские умения и навыки, развивают творческие способности в различных видах искусства.
В Конституции СССР законодательно закреплены права трудящихся на повышение культурного уровня, развитие народного художественного творчества: "Государство заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей (12, СТ.27).
Комплексный подход к содержанию и организации всей воспитательной работы, в тесном единстве идейно-политического, трудового, нравственного и эстетического аспекта, предполагает использование всех средств, факторов и форм воздействия на формирование гармонически развитой личности. В решении этих задач искусству принадлежит весьма значительная роль: "..; по мере роста культурного уровня народа усиливается воздействие искусства на умы людей. Тем самым растут и возможности его активного вмешательства в общественную жизнь" (18, с. 20).
В.И.Ленин указывал, что предназначение школы - быть орудием воспитания человеческой -личности. Коммунизм невозможен без овладения всех духовных богатств, накопленных человечеством. Поэтому уделяется особое внимание вопросам духовного развития учащихся.
Потребность значительного совершенствования эстетического воспитания в целом и эстетического воспитания школьников в част-ности выступает(в наше время) как объективная потребность нашего времени.'
На июньском (1983), Пленуме ЦК КПСС было обращено особое внимание на проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения и значение общеобразовательной школы в решении этих вопросов. На нем отмечалось: "а где, как не в школе, может человек получить начала эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщиться к художественному творчеству?" (19, с. 18).
Апрельский (1984) Пленум ЦК КПСС, выдвигая требование об улучшении общеобразовательной подготовки учащихся, подчеркивал, что неуклонное "повышение образованности и культуры народа является важнейшей предпосылкой всемерного укрепления идейно-политического, экономического и оборонного потенциала страны, развития социалистической демократии, успешного продвижения советского общества по пути к коммунизму" (II).
Музыкально-эстетическое воспитания подрастающего поколения всегда было и остается предметом постоянной заботы нашего общества, требует от советских педагогов-ученых и практиков активизировать поиски решения проблемы формирования у подрастающего поколения здоровых интересов и потребностей, включая и музыкальные.
В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" выдвигается задача значительного улучшения художественного образования и эстетического воспитания учащихся. В целях развития в них чувства прекрасного, формирования художественного вкуса необходимо лучше использовать возможности музыки, пения, изобразительного искусства (18).
В процессе занятий музыкой, пением учащиеся приобретают исполнительские навыки, некоторые знания из области музыкального искусства, знакомятся с творчеством композиторов, у них
7 развиваются музыкальный слух,' музыкальная память, обогащается эмоциональный опыт.
Научить ребенка любить и понимать музыку можно только при помощи самой музыки и долг школы - создавать условия для повышения музыкальной культуры ребенка, расширения его музыкально-певческого кругозора, развития обших музыкальных способностей, а в отношении некоторых детей - развития музыкальной одаренности;
Решению задач повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения, интенсивному поиску новых форм и методов учебно-воспитательной работы уделяется большое внимание в советской педагогической и музыкальной литературе. За последние годы опубликован целый ряд исследований, монографий, очерков и статей, рассматривающих проблемные вопросы музыкального просвещения, образования и воспитания (БіАсафьев, ОіА.Апраксина, Б.Т.Лихачев, Д. Б і Кабалевский, Л.А.Барен-бойм, ВЖШацкая, Е.Я.Тембицкая и др.). Многие аспекты повышения эффективности музыкального воспитания получили отражение в исследованиях Э.Б.Абдулина, Ю.Б.Алиева, Э.Бальчитиса, В.Д. Остроменского, М.А;Румер, Г.Н.Цыпина и др-.:
Изучение работ названных авторов позволило определить уровень исследованности вопросов музыкального воспитания и явилось теоретической основой для настоящего исследования.
Для научного обоснования путей повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания большое значение имеет изучение музыкальных вкусов, эстетических потребностей, ценностных ориентации и мотиваций учебно-познавательной деятельности, являющейся важнейшим определяющим моментом в учебном процессе (С;Л.Рубинштейн, АЖЛеонтьев, А.Н.Асеев, Л.И.Божович, П;М.Якоб-сон, ЛІБ.Ительсон, АЖМаркова и др.).
С этой точки зрения для нас несомненный интерес представили специальные исследования, имеющие целью изучение формирования музыкальных интересов и вкусов советских школьников. Это диссертационные исследования В.К.Бусуращвили,' П~.'И~;Бурханова, Л.В.Торюновой, Ф.Д.Жураева, Л.М.Кузнецовой, С.Д.Кулиева, Г. С. Ригиной, Н.М.Черноиваненко.
В поисках путей повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников республики мы исходили из того, что хоровое печение как наиболее активная и доступная форма детского музыкального творчества, позволяет всесторонне развивать музыкальные способности детей, формировать их общую и музыкальную культуру.
Считая, что повышение уровня хорового пения оказывает существенное влияние на эффективность музыкально-эстетического воспитания в целом, мы обратились к интенсификации процесса обучения хоровому пению как наиболее оптимальному варианту решения проблем музыкально-эстетического воспитания в общеобразовательных школах республики.
Поэтому для нас в плане избранной темы большой интерес представляли работы В. К. Белобородо вой, Н.Д.Добровольской, А.И. Евсеева, Т.Н.Овчинниковой, О.П.Соколовой, В.К.Тевлиной, Г.С!. Федорова, А.И.Ходьковой и др., в которых раскрываются частные вопросы обучения хоровому пению в общеобразовательной школе, пути и методы его активизации.
Определенный интерес представляли исследования ученых национальных республик Средней Азии, Казахстана, Азербайджана и др., отражающие постановку проблемы музыкального, вокального воспитания детей с учетом специфических национальных особенностей (Л.А.Мастрянская, А.П.Нугманова, В.Д.Халилов, А.Ш.Хасанов).
В таджикской музыковедческой науке вопросам изучения песенного наследия уделяется внимание в трудах проф; ПЖНурджа-нова, ЭЖТадшювой, Ш.Сахибова^ Указанные авторы, исследуя особенности развития профессионального и самодеятельного песенного творчества, большоевнимание уделяли изучению национального певческого наследия-шашмакомам;' Изучение работ названных авторов позволило диссертанту глубоко проникнуть в национальные особенности песенного творчества^ проанализировать его влияние на музыкальные вкусы и интересы школьников.
Анализируя состояние музыкально-эстетического воспитания в общеобразовательных школах республики, следует отметить, что в этом направлении проводится большая работа, которая в последние годы значительно активизировалась, чему способствовало создание в 1980 году республиканского научного совета по проблемам эстетического воспитания, возглавляемого Министром просвещения Таджикской ССР т.Дадабаевым Р.Д.' Главная задача совета - координировать, обобщать, пропагандировать передовой опыт эстетического воспитания школьников республики. По инициативе Совета в течение ряда лет проведены городские, районные, зональные, областные и республиканские конференции в гг. Душанбе, Ленинабаде, Нуреке^ Кулябе, Канибадаме, Исфаре, показавшие, что в республике накоплен определенный положительный опыт в преподавании предметов эстетического цикла учителями СЇСатторовьім, КЛІодшоевшл, КФайзуллоевым, АІ'Юлдашевьш, НШиёзовым, МТКахаровым, ЗіАхмедо-вым, ОІОтаевнмТ ШТаучеловым, С^Бахридщшовым,' МГКурбановой и многими другими; Практика работы школ № 2,3,20,21,31,49,56,65 г.Душанбе, В 2 Гиссарского и В 35,63 Орджоникидзеабадского районов, № 26 гЛСурган-ТюбеТ Л 3,7,12721 гШнинабада, $ 3,7 г7Канибадама7 В 2 г.Ура-Тюбе и других подтверждает, что каче-
10 ство преподавания дисциплин художественного цикла находится на должном уровне там, где создали соответствующие условия;' Однако, приходится констатировать тот факт, что уровень и качество преподавания музыки в общеобразовательных школах республики в целом еще невысоки, что обусловлено отсутствием или недостаточной музыкальной квалифицированностью педагогических кадрове
Эти вопросы явились предметом особого обсуждения в ЦК Компартии Таджикистана, в результате которых в июле 1981 года было принято постановление "0 состоянии и мерах дальнейшего улучшения качества обучения в музыкальных учебных заведениях Таджикской ССР в свете решений ХХУІ съезда КПСС" (Г7), В нем отмечено," что имеющиеся серьезные недостатки в постановке музыкального образования и воспитания в республике требуют комплексных мер, актуальнейшей из которых названа подготовка преподавателей музыки для общеобразовательных школ; поиск путей повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания школьников; активная пропаганда и развитие хорового искусства и особенно детского, обладающего большими потенциальными возможностями совершенствования эстетической культуры, позволяющего добиться значительных результатов в решении задач целостного музыкально-эстетического воспитания школьников^
Актуальность экспериментальной разработки эффективных путей и методов обучения хоровому пению как наиболее доступной формы музыкального творчества, развивающей музыкальные способности учащихся? определяется тем, что в музыкальной методической литературе нет специального исследования, посвященного разработке проблемы обучения хоровому пению в таджикской школе, хотя давно назрела необходимость оказания учителям республики научно-теоретической и практической помощи в вопросах обучения хоровому пению, имещего особенности, связанные со спецификой национальной музыкальной культурні
Целью исследования явилось научно-педагогическое обоснование и поиск путей повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников посредством интенсификации процесса обучения хоровому пению;
В ходе исследования была выдвинута рабочая гипотеза состоящая в том, что музыкально-эстетическое воспитание будет осуществляться эффективнее, если: I) учитель будет четко представлять цель, процесс и этапы развития музыкально-эстетического воспитания с учетом специфики национальной республики; 2) будет использоваться воспитательный потенциал содержания обучения (песенного репертуара); 3) методы обучения, основанные на мотивационных факторах, будут побуждать учащихся успешнее овладевать навыками хорового пения; 4) в процессе формирования и развития интереса к музыке и хоровому пению будут учитываться специфические особенности национальной музыкальной культуры.
Цель и гипотеза позволили определить конкретные зада-ч и исследования:
Iv Ощеделить пути повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников Таджикистана на основе обобщения опытно-экспериментальной работы и сложившейся практики.
2. Про.анализироватъ процесс обучения хоровому пению как составной части целостного музыкально-эстетического воспитания школьников.
3.; азаботать_ методику обучения хоровому пению в начальных классах таджикских школ с учетом мотивационных компонентов и специфики национальной музыкальной культуры,'
4v ос,тавить методические рекомендации для учителей республики.
Объектом исследования явилось содержание музыкально-эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста таджикских общеобразовательных школ.;
Предметом - процесс формирования интереса к хоровому пению и развитие вокально-хоровых навыков у младших школьников^
Методологической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма о коммунистическом воспитании, программные документы и постановления ЦК КПСС, ШІ Таджикистана о совершенствовании системы образования, комплексном подходе к воспитанию учащихся, повышении эффективности и качества подготовки спе-циалистові' В ходе исследования мы опирались на труды советских педагогов,психологов, передовой опыт учителей республики^
В процессе решения поставленных задач были использованы следующие методы научно-педагогического исследования: анализ психолого-педагогической, музыковедческой, методической литературы, имеющей отношение к изучаемой проблеме; выборочное анкетирование; интервьюирование учащихся, учителей, родителей; педагогические наблюдения за деятельностью учителя и учащихся на уроке музыки'; опытно-педагогическая работа в школе, включавшая анализ и дополнительную подготовку учителей начальных классов к работе; статистический анализ педагогических воздействий и их результатов,
Исследование проходило в три э т а п а. В задачу первого этапа (1972-1978 гг;) входило теоретическое обоснование избранной проблемы: содержание его составило определение методологических и теоретических основ исследова- /ІЗ ния, разработка плана и программы исследования, определение цели, гипотезы, задач и методики исследования^ Второй этап (1978-1979 гг.-) был посвящен изучению содержания и характера музыкально-эстетического воспитания в начальных классах общеобразовательных школ; выявлению факторов, влияющих на уровень музыкальной подготовки младших школьников; определению мотивационных сфер детей данного возраста1; Третий этап (1979-1982 nv) составила опытно-педагогическая работа, заключавшаяся в экспериментальной проверке гипотезы исследования, обработке полученного материала", анализе и обобщении выявленных результатов, оформлении выводов и педагогических рекомендаций, проверке их достоверности путем внедрения полученных результатов в практику рабо,ты учителей начальных классов общеобразовательных школ.
Опытно-педагогическая работа на первом этапе состояла в проверке эффективности подготовительного периода накопления слуховых впечатлений; на втором - в углублении содержания музыкальных знаний и приобретения вокально-хоровых навыков в процессе освоения специально подобранного песенного репертуара для начальных классов; поиск эффективных форм и методов работы на уроке, обеспечивающих формирование и развитие интереса к хоровому пению; на третьем этапе были осуществлены - практическая проверка разработанных методов обучения пению, количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных.
Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы проводился в течение 1978-1979 гг. в І-Ш классах школ В 15,23,48, 36 г.Душанбе и № 63 Орджоникидзеабадского района Таджикской ССР.
Формирующий этап начался в 1979 году и продолжался в течение трех лет. Экспериментальная работа проводилась в 1,2,3
14 классах школы В 15 г"«Душанбе^
Организации непосредственного эксперимента исследования предшествовала многолетняя работа автора в качестве руководителя школьной педагогической практикой учащихся музыкального отделения Душанбинского педагогического училища ти НЖКрупской;
Научная новизна работы определяются тем, что впервые объектом исследования избрано обоснование путей повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания посредством интенсификации процесса обучения хоровому пению, формирования интереса к музыкальной деятельности и разработка методики развития вокально-хоровых навыков у младших школьников в таджикской школе.
Исходным в теоретическом анализе, опирающемся на экспериментально полученный исследовательский материал* является роль и значение мотивации в музыкальном воспитании? С этой позиции было проанализировано состояние преподавания музыки в общеобразовательных школах и связанное с ним положение с учительскими кадрагли в республике, разработан репертуар для начальных классов, теоретически обоснованный и экспериментально проверенный в ходе исследования," включающий дидактический и методический материал," способствующий музыкально-эстетическому воспитанию учащихся;
В диссертации предпринята попытка проанализировать процесс обучения хоровому пению как составной части целостного музыкально-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста на уроках музыки и осуществлен поиск эффективных путей развития этого воспитания?
Практический материал, разработанный и экспериментально проверенный в условиях общеобразовательной школы с
15 таджикским языком обучения и в Детской хоровой студии гіДушан- бе при общеобразовательной unci" & 21, был одобрен кафедрами музыкального воспитания 1ТИИ им; М.Турсун-заде и методики начального обучения ДГПИ им. Т.Т; Шевченко и подготовлен к печати отдельным методическим пособием;" Материалы исследования служат основой для создания учебно-методических пособий по музыкальному воспитанию в начальной школе, для составления учебников по музыке для общеобразовательных школ республики.'
Достоверность полученных результатов исследования обеспечена общим методическим подходом к проблеме музыкально-эстетического воспитания в начальных классах общеобразовательной школы и использованием системы методов', их соотношения с предметом исследования, целью и задачами работы, с количественными и качественными данными, полученными в ходе исследо-ваншь Этот подход основан на учении марксизма-ленинизма о воспитании и роли музыкального искусства в формировании и развитии личности.^
На защиту выносятся следующие положения: її' Одним из путей повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в условиях общеобразовательных школ Таджикистана может служить совершенствование содержания обучения хоровому пению на уроках музыки, основанное на изучении специфических особенностей таджикской музыкальной культуры.
2; Положительная мотивация учащихся в процессе обучения хоровому пению оказывает существенное влияние на эффективность музыкально-эстетического воспитания младших школьников'.
ЗЇ Поэтапное формирование вокально-хоровых навыков и угле- ний способствует повышению исполнительской культуры.^
4. Систематизированный педагогический репертуар хоровых произведений позволяет целенаправленно осуществлять музыкально-эстетическое и нравственное воспитание учащихся.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы, опубликования статей, чтении лекций по музыке и методике её преподавания для студентов педагогического факультета ДТПИ и учащихся Душанбинского педучилища; выступлений автора на двух республиканских конференциях по вопросам эстетического воспитания, проводимых ТаджНШШН в 1980 и 1983 гг.! в г".Душанбе} на научной конференции профессорско-преподавательского состава Душанбинского ордена Дружбы Народов госпединститута им. Т.ГіШевченко (1983), в процессе обсуждения на кафедрах педагогики, психологии, методики начального обучения ДТПИ, на совещаниях учителей начальных классов в школе $ 15 г.Душанбе. Материалы исследования использовались в курсе лекций по методике музыкального воспитания в школе, читаемых для слушателей ЦИУУ.
В апробации специального несенного материала, предложенного автором для І-Ш классов общеобразовательных школ с таджикским языком обучения принимали участие учителя школ г.Душанбе: Саидо-ва IV, Рахматуллоева С.', Давыдова М., Завлунова Аі, Рахимова VI, Курбонбекова Р. (средняя школа № 15 г.Душанбе); Курбанова М. (средняя школа № 63 Орджоникидзеабадского р-на Таджикской ССР) І=
Экспериментальный песенный репертуар для І-Ш классов общеобразовательных школ Таджикистана, оформленный автором в виде отдельного учебно-методического пособия, используется на занятиях по музыке и методике ее преподавания со студентами таджикских групп педагогического факультета Душанбинского госпединсти- тута, в практической работе учителями начальных классов ряда общеобразовательных школ г.Душанбе и Орджоникидзеабадского района!'
Структура, Диссертация состоит из введения, трех глав," заключения, списка литературы и приложения; содержит 19 таблиц;
Первая глава посвящена анализу психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и рассматривает вопросы взаимосвязи и влияния мотивации на эффективность музыкально-эстетического воспитания младших школьников общеобразовательных школ Таджикистана.
Вторая глава посвящена анализу состояния преподавания музыки в начальных классах таджикских общеобразовательных школ и связанных с ним вопросов подготовки учительских кадров, обеспеченности учебно-методической литературой, а также анализу отношения школьников к урокам музыки.
Значение хорового пения в эстетическом воспитании и роль мотивации в повышении эффективности процесса обучения хоровому пению младших школьников
Эстетическое воспитание, являясь составной частью коммунистического воспитания, направлено на всестороннее развитие личности и ставит своей целью утверждение эстетического идеала, пошшание прекрасного, развивает эстетический вкус, творческую способность вносить прекрасное в жизнь, строить ее по законам красоты.
Вопросы эстетического воспитания В.И.Ленин связывал с массовостью и доступностью искусства широчайшим массам трудящихся. По этому поводу он говорил: "Искусство принадлежит народу. Оно ДОЛЕНО уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу трудящихся їла ее. Оно должно быть понято этими массами и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно долино пробуждать в них художников и развивать их"С 5, с. 663).
С развитием общества по пути к коммунизму возрастает роль эстетического воспитания. В сложном процессе формирования всесторонне и гармонически развитой личности советского человека, его мировоззрения, нравственных убеждений, духовной культуры значительная роль принадлежит искусству, которое стимулирует творческие начала в человеке, формирует его способности и духовные потребности.
С.Раппопорт очень точно выразил значение искусства для человека: "Главное общественное предназначение искусства состоит в том, чтобы служить общественным орудием формирования человека в качестве личности, сгущая, конденсируя жизненный опыт множества людей и поколений и отвечая новым потребностям общественной жизни; Вот почему существует теснейшая взаимосвязь между искусством и человеческой личностью, и все в искусстве нацелено на человека" (42, с. 220). Эта роль искусства определяется его сущностью и общественными функциями, тем решающим обстоятельством, что оно, отражая жизнь в художественных образах, давая ей оценку, является могучим инструментом познания, осмысления и освоения прекрасного в самой действительности, приобщения к красоте человеческих чувств, отношений.
Именно в детском возрасте начинает формироваться культура чувств. "То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности" (115, с. 163-164) - писал В.А.Сухомлинский.
Состояние преподавания музыки в городских и сельских школах
Возможности для эстетического воспитания младших школьников наиболее велики на уроках художественно-эстетического цикла, показывающих красоту окружающего мира средствами искусства, в том числе и музыкального. Приступая к анализу состояния преподавания музыки в начальных классах, мы ставили перед собой задачу проследить взаимосвязь музыкально-эстетического воспитания в процессе обучения хоровому пению с уровнем развития вокально-хоровых навыков, так как "приобретение и свободное владение шли создает самые благоприятные условия для свободного творчества и самовыражения" (50, с. 103).
Свобода владения навыками, обеспечивающая свободу творчества и самовыражения, позволяет достичь в эстетическом воспитании значительных успехов. Поэтому в первую очередь было обращено внимание на уровень развития вокально-хоровых навыков и качество музыкальных знаний учащихся младших классов. В целях всестороннего и объективного изучения фактического состояния преподавания музыки в общеобразовательных школах городской и сельской местности республики нами были проведены контрольные уроки в ряде школ. Это позволило выявить уровень преподавания музыки, качество знаний учащихся и их практические умения. (Контрольные уроки были проведены в 1979/1980 учебном году в І-Ш классах общеобразовательных школ № 15, 23, 48, 36 г.Душанбе, J6 150 Ленинского района, В 63 Орджоникидзеабадского района Таджикской ССР).
В констатирующих срезах мы основывалиь на требованиях, предъявляемых к учащимся программой восьмилетней школы начальные классы (І-Ш) (97). Согласно программе по музыке (вариант второй) для первого класса , учащиеся должны уметь; петь легким звуком, чисто интонировать заданный звук, ясно произносить слова при пении, выразительно исполнять разнохарактерные произведения, петь без сопрововдения попевки и песни. Знать:звучание различных голосов; различие сольного и хорового пения; некоторые средства музыкальной выразительности произведений, разнообразных по содержанию и характеру; куплетное строение музыкального произведения; направление .движения мелодии, метроритм, теш,динамику.
Задачи, организация и структура экспериментального исследования
Приступая к проведению эксперимента, мы исходили из того, что одним из эффективных путей повышения качества музыкально-эстетического воспитания школьников Таджикистана является совершенствование содержания и методов обучения с учетом особенностей и возможностей нашей республики.
Организация экспериментального исследования, предполагала проведение обучающего эксперимента, в ходе которого предстояло определить эффективность использования опытного музыкального материала и его влияния на уровень развития музыкально-эстетического воспитания младших школьников, а также эффективность экспериментальной методики обучения хоровому пению.
Эксперимент осуществлялся в условиях естественного учебного процесса в І-Ш классах общеобразовательной школы № 15 г. Душанбе. Его организация предусматривала следующие задачи:
1) разработку дидактических и методических материалов, активизирующих процесс хорового обучения и повышающих эффективность эстетического воспитания, младших школьников;
2) целенаправленное использование воспитательного потенциала содержания обучения, с последующим усложнением его глубины и объема;
3) формирование у учащихся вокально-хоровых навыков, необходимых для художественного исполнения музыкальных произведений.
Структура и содержание эксперимента были логически обуслов лены вышеизложенными задачами.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа - констатирующий, обучающий, контрольный. В ходе констатирующего эксперимента определялось содержание и последовательность методики обучения, обучающего - проверялась эффективность опытного музыкально-педагогического материала и предложенной методики; контрольный эксперимент позволил определить степень эффективности опытного содержания и методов обучения и воспитания младших школьников таджиков на уроках музыки.