Содержание к диссертации
ВВДДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧШКИЕ ПРЖПССЫЛКИ ЭСТЕТИ-
f ЧЮКСГО ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТРУДА
И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЯЬНОС ТИ С РЇДСТВАМЙ ДИЗАЙНА.
Сущность дизайна и структурные уровни эстетической деятельности: школьников 13
Системный подход в дизайне и единство трудового обучения и художественно-технического творчества 32
1.3. Художественно-ценностный уровень дизайна и его
Hl влияние на процесс эстетического воспитания
школьников 51
1.4. Методологическое значение ценностной проблемати
ки в дизайне и проблема эстетической оценки изде
лий школьниками 67
ШВСДЬі по первой главе 82
ГЛАВА 2. ПРОЦЕС ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНЖОВ НА
А УРОКАХ ТРУДА И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ /на мате-
риале работы кружков технической эстетики/.
'2.1. Изучение и диагностика креативности как основа
систематизации знаний о себе 86
2.2. Экспериментальное исследование психологической
установки учащихся на овладение системой понятий
v технической эстетики и использование этих знаний
в художественном конструировании на уроках тру
да 99
2.3. Динамика формирования эстетической воспитанности
учащихся во внеурочной деятельности средствами
дизайна 114
ШВОіфі по второй главе 130
^ ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132
^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПЖОК 136
ВВЩЕНИЕ .
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Демократические преобразования в обществе закономерно активизировали социальную потребность в новой, гуманизированной системе общественного воспитания и образования, способной реализовать принципиально новый подход к человеку как цели, центру воспитательных усилий. Исследования изменений ценностей и их содеркания сходятся в подчеркивании степени гаршнизации между индивидуальным.: осуществлением личности и значимой для человека работой.
Становление основных качеств человека, в том числе трудолюбия, ответственного отношения к делу, заинтересованности в лучшем выполнении порученного дела, начинается в школе. Многие годы мы не говорили о формировании конкретных навыков учебного труда, считалось, что учеба - это подготовка к трудовой деятельности, а не сам труд. Задача школы сегодня - включать в содержание трудового обучения школьников прикладные художественные работы, например, изделия художественного конструирования /дизайна/, что дает возможность решать не только образовательные задачи,но и подготовить учащихся к конкуренции на |Ннке труда и профессий, так> как одним из результатов изучения прикладных художественных работ является способность поставлять на рінок товаров и услуг уникальный продукт.
Следует сказать, что уникальный продукт получается лишь тогда, когда труд носит творческий характер, т.е. способствует при-обратению и активному использованию знаний, формированию культурі как отдельного человека, так и общества в целом. Однако на протяжении последних десятилетий система и методы обучения труду учащихся 5-7 классов удеркивались в "политехническом" русле.
Наибольшим спросом у потребителя сегодня пользуются изделия, имеющие, при сопоставимом качестве, технических возможностях и цене, большую эс тетическую /художественную/ ценность.
В педагогике сложилось противоречие: с одной стороны, ручной творческий труд /в том числе и в области прикладных художественных работ/ является эффективным средством воспитания трудолюбия и художественного вкуса, нравственных и социальных качеств личности, а с другой - изучению и решению проблемы единства трудового, нравственного и эстетического воспитания уделяется мало внимания. Следовательно, эстетическое воспитание школьников на уроках труда и во внеурочной деятельности средствами дизайна является злободневным и актуальным.
Вопросы обучения и эстетического воспитания школьников на основе традиций народного декоративно-прикладного искусства,которое широко используют в своей практике дизайнері, получили достаточно широкое освещение в педагогических исследованиях двух последних десятилетий и отражены в работах М.Абдирасимова , С.Ф.Абдуллаева, А.А. Данилова, Г.В.Похолкина, Л.Г.Савенковой, К.А.Скворцова, Д.К.Скильского, А.С.Хвороетова, Т.Я.Шпикаловой. Они раскіяли воспитательные возможности декоративно-приклад ног о искусства на развитие личности школьников в процессе трудового обучения и изобразительному искусству. Структуру учебной трудовой деятельности учащихся в художественно-прикладных видах труда углубленно исследовал А.В.Бычков, воспитательные возможности трудового обучения исследовали А.К.Башенков и Д.Г.Тхоркев-ский.
В последние годы ученые философы, психологи и педагоги не-
т- однократно обращались к затронутым проблемам. Это работы Д.Азри-
кана /черты системного объекта дизайна/, В.Быкова /дизайн и ар-
Ш хитектура/, А.Ердолаева /место социально-культурных представле-
ний в методике художественного конструирования/, з. Ильенкова /об эстетической природе фантазии/, М.Кагана /человеческая деятельность/, Л.Переверзева /к вопросу об эстетической оценке качества/, Е.Розенблюма /художник в дизайне/, В.Сидоренка /проблема форш в художественном конструировании/ и др.
В решении проблемы мы основывались на труды и учебные посо-
,ч бия ведущих современных ученых в области теории и методики ху-
дожественной педагогики, эстетического воспитания и художественного образования школьной молодежи - Н.Н.Ростовцева, Г.В.Беды, B.C.Кузина,Г .Б.Смирнова, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой, Л.К.Шия-на, А.С.Хворостова, Т.С.Комаровой, э.И.Кубышкиной, А.А.Унковско-го, С.Е.Игнатьева, А.Е.Терентьева, А.П.Яшухина и др. Вместе с
0} тем, мы не встретили специальных исследований, посвященных про-
блеме эстетического;воспитания.школьников на уроках труда и внеурочной деятельности средствами дизайна.
различные проблемы теории и практики эстетического воспитания школьной молодежи и взрослых средствами дизайна нашли-отра-
*' жение в диссертационных исследованиях: Б.И.Киубникова /1978/,
П.А.Кудина /1969/, МитяшиноГ /1970/, Е.Р. Пятрулиса /1988/, Л.К.Шияна /1995/ , А.Л.Эбрамидзе /1987/ и др.
Научно доказана важность профессиональной направленности эстетического воспитания личности человека, обусловленной тем, что такое воспитание есть процесс активный, действенный и что его
шк эффективность может быть оценена конкретностью получения матери-
альных результатов. В свою очередь, очевидно,что общественная
ценность человека заключается в эффективности профессиональной, основной деятельности, т.е. тогда и там, когда и где полнее всего проявляются его интересы, уменья, навыки, все личностные качества. Таков подход и при подготовке человека к его будущей производственной деятельности. Подлинный ожидаемый результат эстетического воспитания может быть достигнут только лишь на основе высокого профессионализма, поистине мастерского владения секретами своего профессионального труда.
Однако, как показал анализ литературы, наметилось противоречие между необходимостью эстетического воспитания личности школьника и возможностями педагогической практики в направлении восприятия прекрасного учащимися на уроках труда при техническом и. технологическом несовершенстве их обеспечения.
Таким образом, необходимость использовать средства дизайна в процессе подготовки будущих выпускников школы к производительному труду, а также недостаточная изученность процесса формирования умений и навыков технического и технологического порядка учащихся при изготовлении изделия определили выбор темы нашего исследования - " Эстетическое воспитание школьников на уроках труда и внеурочной деятельности средствами дизайна".
С учетом выявленного противоречия проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические и организационно-технические условия, обеспечивающие динамику эстетического воспитания школьников на уроках труда и внеурочной деятельности средствами дизайна? Развитие этой проблемы составит цель исследования.
Об ь е к т исследования предполагал систему профессиональной направленности эстетического воспитания школьников на твор-
7'
ческий труд, а предмет- процесс подготовки школьников
к эстетическому воспитанию на уроках труда и во внеурочное вре-
Щ мя средствами дизайна.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
I. Разработать структурные уровни эстетической деятельное-
ти учащихся и определить системный подход в дизайне как един
ство трудового обучения и художественно-технического творчес
тва.
*) 2. Дать теоретический анализ художественно-ценностного уров-
ня дизайна и определить значение ценностной проблематики в дизайне /проблема эстетической оценки изделий школьниками/.
3. Разработать диагностику креативности как основу система
тизации знаний учащихся о себе.
4. Экспериментально исследовать психологические установки
Щ) учащихся на овладение системой понятий технической эстетики и
использование этих знаний в художественном конструировании на уроках труда.
5. Выявить динамику, тенденции формирования эстетической
воспитанности учащихся во внеурочной деятельности средствами
дизайна и разработать практические рекомендации.
Цель и задачи исследования обусловили выбор следующих мето
дов: анализ научной и учебно-методической литературы, опрос
/индивидуальные и групповые беседы, анкетирование/, тестирование,
педагогическое моделирование, эксперимент, статистические мето
ды обработки информации и проверки гипотезы.
Щ В ходе исследования была выдвинута гипотез а, сог-
ласно которой основным условием формирования эстетической вое-
питанное ти учащихся средствами дизайна, является высокий уровень эстетической и творческой культуры учителя трудового обучения, поэтому процесс эстетической подготовки учащихся к творческому труду будет проходить успешно, если:
будут разработаны структурные уровни эстетической деятельности как учителя, так и учащихся; определен системный подход в дизайне как единство трудового и художественно-технического творчества;
дан теоретический анализ художественно-ценностного уровня дизайна и определены значение ценностной проблематики в дизайне;
обеспечено многообразие форл и методов эстетического воспитания учащихся средствами дизайна; экспериментально исследованы психологические установки учащихся на овладение системой понятий технической эстетики и использование этих знаний на уроках трудового обучения;
разработана комплексная методика, позволяющая изучить динамику формирования эстетической воспитанности учащихся средствами дизайна.
Методологической основой исследования являются философские положения об определяющей роли трудовой деятельности во всестороннем развитии личности, теория деятельности, теория политехнизма и соединения обучения с производительным трудом, концепция о влиянии социокультурной среды на психическое развитие и становление личности; концепция профессионального самоопределения; научные основы политехнического образования молод еаи; '. формирование человека как активного деятеля.
Теоретическими источниками исследования являются теория
педагогической деятельности и формирования личности учителя /О.А.Абдуллина, Н.М.Таланчук, Н.В.Кузьмина, О.М.Шиян, Р.Х.Шакуров и др./, теория и методика политехнического образования/Й.Р. Атутов, Ю.К.Васильев, П.Й.Ставский/, методика трудового обучения /С.Я.Батышев, И.П.Волков, А.С.Лында, В.А.Поляков, Д.А.Тхор-жевский и др./.
Диссертационное исследование проводилось комплексом педагогических методов: наблвдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент, содеркательный анализ научной, учебной и методической литератур*, обобщение передового педагогического опыта. Количественные показатели, полученные в результате педагогического эксперимента, обрабатывались методами математической статистики.
Исследование проводилось с сентября 1995 по ноябрь 1998 года в группах учащихся 5-7 классов СШ #22 и СШ-гимназии #44 рода Рязани, а также в кружках технической эстетики этих школ /учащиеся 5 - II классов/,и осуществлялось в три этапа.
Первый этап /1995-1996: гг./ включал сбор, изучение, сравнительный анализ и систематизацию литературных источников по различным аспектам трудового и эстетического воспитания школьников средствами дизайна. Определялась цель и задачи исследования, формулировалась гипотеза, разрабатывалась методика эксперимента, проводился констатирующий эксперимент;
Второй этап /І996-І997 гг./ диссертационного исследования включал определение критериев оценки уровней эстетической воспитанности школьников средствами дизайна. На этом этапе была разработана концепция педагогической системы процесса формирования эстетической воспитанности учащихся.
Главное содержание второго этапа диссертационного исследова-
- ю -
ния составила опытно-экспериментальная работа /формирующий эксперимент/. G целью проверки гипотезы исследования и апробации педагогической системы эстетического воспитания школьников средствами дизайна, были использованы опрос, наблюдение, методы математической статистики.
На третьем этапе /1997-1998 гг./ осуществлялась аналитическая обработка полученных результатов, оформлялись текстуально и графически данные опытно-экспериментальной работы, форлулирова-лись теоретические выводы и практические рекомендации по повышению статуса трудового обучения и эстетического воспитания учащихся средствами дизайна.
На данном этапе исследования использовались такие методы, как систематизация результатов педагогического эксперимента,делались научные сообщения на заседаниях предметно-методических комиссий и секций кафедры педагогики Рязанского государственного педагогического университета имени С.А.Есенина, межвузовских научно-практических конференциях.
Материалы диссертационного исследования создают основу для совершенствования эстетической деятельности школьников на уроках труда и кружках технической эстетики, формированию и совершенствованию эстетической воспитанности учащихся и общее твенно--государственной подготовки будущих специалистов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
исследована и проанализирована сущностная система эстетического воспитания школьников на уроках труда и во внеурочное время средствами дизайна;
проанализированы во всей совокупности субьектно-обьектных отношений следующие деятельноетные ситуации:
- II -
преобразовательная деятельность учащегося /может развертываться на двух уровнях: реальном и идеальном, лишь в сознании субъекта;
познание или гносеологическая деятельность, целью которой является постижение человеком предмета таким, каков он есть,вне зависимости от его значимости для субъекта;
ценноетно-ориенташонная деятельность, что предполагает постижение предмета через практику;
деятельность, в которой личности обмениваются информацией и выступают как партнера в едином процессе,именуемом общением или социальной коммуникацией;
разработаны компоненты и уровни эстетической воспитанности учащихся средствами дизайна;
определена готовность учащихся, их психологической установки на овладение системой понятий и знаний в области технической эстетики с использованием этих знаний в художественном конструировании /дизайне/ на уроках трудового обучения;
- доказана возможность эффективности воздействия на эмоцио
нальную сферу и поведение учащихся за счет комплексной методики,
позволяющей изучить динамику изменения эстетической воспитаннос
ти школьников на уроках трудового обучения и во внеурочной дея
тельности средствами дизайна.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содеркания педагогической программы эстетического воспитания учащихся средствами дизайна, направленной на повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов, разработке критериев и методики оценки уровней эстетической воспитанности учащихся и повышения их статуса в учебно-воспитательном процессе.
Достоверность и объективность результатов диссертационного
исследования обеспечены обоснованностью исходных методологических позиций,принципами исторического, системного и междисциплинарного подхода; реализацией современных методов исследования и обработки информации; опорой на опыт и результаты психолого-педагогических исследований по проблеме эстетического воспитания учащихся средствами искусства; репрезентативностью выборочных совокупностей, а также статистической значимостью экспериментальных данных.
Положения, выносимые на защиту:
готовность учащихся, их психологической установки на овладение системой понятий и знаний в области технической эстетики с использованием этих знаний в художественном конструировании /дизайне/ на уроках труда и во внеурочной деятельности;
характеристика результатов, раскрывающих динамику процесса эстетического воспитания учащихся средствами дизайна;
основные положения специальной педагогической системы,эффективность комплексной методики,позволяющей изучить изменения эстетической воспитанности школьников на уроках труда и во внеурочной деятельности средствами дизайна.
Апробация и внедрение результатов исследования: материалы исследования обсуждались на аспирантских семинарах Рязанского государственного педагогического университета им. С.А.Есенина, межвузовских конференциях "Теории и технологии формирования позитивной "Я-концепшш"/г. Рязань, 1998 г./, "Преемственность содержания образовательных программ средней и высшей школы - основа фундаментальной подготовки специалиста"/г.Рязань, 1999г./, в массовом педагогическом журнале "Учитель" ЛІ за 1999 г. "Как помочь школьнику выбрать правильный путь в творчество?V на ученых советах, при экспертизе открытых уроков учителей трудового обучения в СШ J* 22 и школе-гимназии J* 44 города Рязани.
- ІЗ -