Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эстетической культуры младшего школьника на уроках художественного труда Ильинская Ирина Петровна

Формирование эстетической культуры младшего школьника на уроках художественного труда
<
Формирование эстетической культуры младшего школьника на уроках художественного труда Формирование эстетической культуры младшего школьника на уроках художественного труда Формирование эстетической культуры младшего школьника на уроках художественного труда Формирование эстетической культуры младшего школьника на уроках художественного труда Формирование эстетической культуры младшего школьника на уроках художественного труда Формирование эстетической культуры младшего школьника на уроках художественного труда Формирование эстетической культуры младшего школьника на уроках художественного труда Формирование эстетической культуры младшего школьника на уроках художественного труда Формирование эстетической культуры младшего школьника на уроках художественного труда
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ильинская Ирина Петровна. Формирование эстетической культуры младшего школьника на уроках художественного труда : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Белгород, 2002 237 c. РГБ ОД, 61:02-13/1959-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования эстетической культуры младшего школьника 14

1.1. Эстетическая культура личности в контексте общей культуры 14

1.2. Содержание и структура эстетической культуры младшего школьника 38

1.3. Декоративно-прикладное искусство как основа для формирования эстетической культуры младшего школьника на уроках художественного труда 64

1.4. Современные подходы к обучению художественному труду на начальной ступени общеобразовательной школы 90

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ эстетической культуры младшего школьника на уроках художественного труда 105

2.1 Основные показатели оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника в процессе занятий художественным трудом 105

2.2 Программа и технология формирования эстетической культуры младшего школьника на уроках художественного труда 120

2.3 Динамика формирования эстетической культуры младшего школьника в процессе уроков художественного труда 153

Заключение 178

Список литературы 182

Приложения 200

Введение к работе

Социальный кризис, который переживает страна, инициирует процесс совершенствования системы образования, поиска новых идеалов, ценностных систем и нравственно-мировоззренческих ориентиров. Ценностей не классовых, но общечеловеческих.

Важную роль в процессе общественного развития играет духовная культура. Каждая из ее сторон: общекультурная, нравственная, политическая, эстетическая, этическая - находится в диалектической взаимосвязи и взаимодействии с повседневной практикой. Развитие духовной культуры и образования представляет собой единый неразрывный процесс.

Эстетическая культура — одна из подсистем духовной культуры. Она охватывает эстетическое освоение и преобразование мира, то есть ценности и отношения, связанные с эстетической деятельностью.

Понятие эстетической культуры включает в себя эстетическое чувство, потребность, сознание, идеал, художественно-эстетический вкус и эстетическое суждение. Оно немыслимо без художественного образа, художественного воспитания, художественного образования, художественно-творческого развития [Лихачев 1985: 4-71], цель которого — обогащение личности ребенка навыками и способами творческой деятельности, умением видеть прекрасное вокруг себя и использовать эту красоту в творческом труде.

Новая социально-экономическая и идеологическая ситуация в России выдвигает новые требования к решению проблемы эстетического просвещения и воспитания молодого поколения, подготовки его к восприятию прекрасного в окружающем мире, формированию эстетической культуры.

Воспитание личности как целостный педагогический процесс немыслимо без эстетического аспекта, и прежде всего - эстетической культуры личности. Большинство ученых, занимающихся проблемами формирования личности школьника, в том числе его эстетической культуры (Г.В. Арзямова, Л.В. Бого 4

молова, М.А. Верб, Т.П. Голубева, Н.В. Ефремичева, Б.И. Ивасив, И.Ф. Исаев, Н.В. Киреева, B.C. Кузин, Н.А. Лепская, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, З.П. Морозова, Б.М. Неменский, З.Н. Новлянская, А.Ж. Овчинникова, Л.П. Печко, А.В. Репринцев, В.А. Сластенин, Н.М. Сокольникова, У.Ф. Суна Ю.Н.

Усов, и др.), решают эти проблемы применительно к детям подросткового и старшего школьного возраста. Большинство перечисленных авторов связывают воспитание эстетической культуры школьника с предметами эстетического цикла, главным образом - с уроками музыки и изобразительного искусства. При этом не учитываются возможности других предметов, в частности предмета, который дает возможность формировать эстетическую культуру школьника в процессе трудовой деятельности, в процессе создания практически полезных предметов домашнего обихода, - то есть художественного труда. К тому же, учитывая сензитивность младшего школьного возраста, начинать формирование эстетического сознания, воспитание эстетической культуры необходимо уже в младшем школьном возрасте, в начальных классах, и не только на уроках изобразительного искусства, но и, прежде всего, на уроках художественного труда, представляющих благодатную почву для формирования эстетического отношения к действительности. Именно в этом возрасте целесообразно начинать приобщение ребенка к достижениям общечеловеческой и национальной культуры, к пониманию того, как жить по законам красоты.

В своем исследовании мы опирались на труды ученых, работающих в области педагогики художественно-эстетического воспитания (А.С. Арсеньев, Н.А. Ветлугина, А.П. Ершова, Т.С. Комарова, Е.И. Коротеева, Б М. Неменский, Ю.Н. Протопопов, А.В. Толстых, Е.М. Торшилова, Н.Н. Фомина, М.С. Чернявская, Л.В. Школяр, Ю.Н. Усов, Б.П. Юсов и др.).

В последние годы педагогическая наука уделяет большое внимание духовному развитию личности, что влечёт за собой увеличение значимости в школьном преподавании предметов художественно-эстетического цикла, закладывающих фундамент в формирование духовно богатой, творчески актив 5

ной саморазвивающейся личности. Деятельность современной школы должна быть направлена на формирование основных, ведущих компонентов эстетической культуры личности школьника, и эстетическое воспитание должно предполагать включение школьника в процесс эстетической деятельности, что, естественно, приведет (и уже приводит) к существенному изменению структуры и обогащению содержания художественно-эстетического образования, форм и методов его осуществления,

Эстетика как наука, вместе с нею и эстетическое воспитание, сегодня перешагнула границы искусства. Эстетическое воспитание всё более опирается на эстетическое развитие детской личности в процессе преподавания всех предметов школьного обучения и организации всех видов детской деятельности [Лихачев 1985:4].

Особую роль играет в этом процессе художественный труд, который формирует способность глубже чувствовать и понимать прекрасное в природе, в жизни общества, в искусстве, воспитывает художественный вкус, проявляющийся в умении отличать подлинно прекрасное, ценить его, наслаждаться им, пробуждает желание к творчеству, постепенно перерастающее в потребность создавать прекрасное. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью школьника.

Выявление значения и места народного творчества, народной художественной культуры, декоративно-прикладного искусства и ремёсел в процессе формирования и развития эстетически культурной личности нашло отражение в трудах З.А. Богатеевой, СИ. Ботовой, В.В. Корешковой, И.Ю. Костиковой, Ю.В. Максимова, М.А. Некрасовой, З.Н. Новлянской, Г.Н. Пантелеева, Л.В. Пантелеевой, М.М. Соколова, М.В. Соколовской, А.В. Хворостова, Т.Я. Шпи-каловой и др.

Значительный вклад в теорию и практику трудового воспитания, в раскрытие проблем взаимосвязи труда и художественной деятельности внесли классики отечественной педагогики П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луна 6

чарский, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др. Они рассматривают человека как творца прекрасного, который в процессе труда совершенствует свое мастерство, и не только воспринимает прекрасное, но и создает высокохудожественные вещи. Труды классиков отечественной педагогики не потеряли своей актуальности и в современном образовательно-воспитательном процессе. В настоящее время проблемы трудового воспитания являются предметом исследования многих известных педагогов и методистов: И.П. Волкова, Т.М. Геронимус, A.M. Гукасовой, Н.М. Конышевой, Л.Ю. Огерчук, А.Г. Пашкова, В.И. Романиной, В.Д. Симоненко, Ю.П. Сокольникова и др.

Анализ психолого-педагогической литературы, практика современной школы позволили выявить противоречие между необходимостью формирования эстетической культуры личности младшего школьника на уроках художественного труда и отсутствием научно-методического обеспечения художественно-творческой деятельности учащихся, разрешение которого позволит повысить эффективность формирования эстетической культуры младших школьников средствами художественного труда.

Выявленное противоречие позволило нам сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования эстетической культуры младших школьников на уроках художественного труда?

Исходя из изложенного выше, мы сформулировали основные положения аппарата исследования.

Цель нашего исследования состоит в разработке и научном обосновании педагогических условий, влияющих на эффективность формирования эстетической культуры младших школьников на уроках художественного труда.

Объект исследования - трудовое обучение учащихся начальных классов.

Предмет исследования - процесс формирования эстетической культуры учащихся начальных классов на уроках художественного труда.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования нами были выдвинуты следующие задачи: 1. Изучить состояние и основные подходы к исследованию проблемы эстетической культуры личности и ее формирования.

2. Определить содержание и структуру эстетической культуры младшего школьника.

3. Разработать основные показатели оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника в процессе занятий художественно-трудовой деятельностью.

4. Выявить совокупность педагогических условий, способствующих эффективному формированию эстетической культуры младших школьников на уроках художественного труда.

5. Опираясь на результаты исследования, разработать научно-методические рекомендации, раскрывающие технологию формирования эстетической культуры младшего школьника на уроках художественного труда.

Гипотеза исследования - формирование и развитие эстетической культуры младшего школьника на уроках художественного ручного труда будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

• формирование у учащихся начальных классов положительной мотивации и создание ситуации успеха в процессе изготовления изделий на уроках художественного труда;

• творческая направленность художественной деятельности младших школьников на уроках труда;

• эстетизация среды обучения младших школьников;

• стимулирование учеников к осуществлению индивидуальных и групповых видов эстетической деятельности;

• использование эстетических сигналов в качестве приоритетного способа деятельности учителя на уроке.

Методологическую основу исследования составляют положения философии, культурологии, социологии, педагогики и психологии о человеке как социокультурном существе, познающем и преобразующем мир и самого себя по законам красоты; положения педагогики о художественном воспитании, о сущности и специфике эстетической деятельности школьника, о творчестве как сущностной характеристике человеческой деятельности; концептуальные положения об определяющей роли трудовой деятельности во всестороннем развитии личности.

Методы исследования. Осуществление исследования, реализация поставленных задач потребовали применения следующих методов педагогического исследования:

- анализ научной литературы по педагогике, искусствоведению, по вопросам преподавания декоративно-прикладного искусства, художественных ремёсел, их роли в трудовом обучении и эстетическом воспитании;

- изучение и анализ учебно-методической документации по образовательным областям «Технология» и «Искусство»; анализ и обобщение педагогического опыта по использованию различных видов декоративно-прикладного искусства на уроках художественного труда с целью формирования эстетической культуры младших школьников;

- ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности в качестве воспитателя дошкольного образовательного учреждения, учителя начальных классов гимназии, преподавателя высшей школы;

- разработка и проведение педагогического эксперимента по проблеме;

- беседы, анкетирование и интервьюирование учащихся и учителей, педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности учащихся, методы экспертной оценки, самооценки, статистической обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования служили средняя школа № 29, № 7, гимназия № 9 г. Белгорода, Тавровская средняя школа Белгородского района.

В частичном и полном обследовании были задействованы 620 учащихся разных типов школ, из них 48 человек составляли экспериментальные группы. К участию в опытно-экспериментальной части исследования привлекались учи 9

теля начальных классов экспериментальных и контрольных групп, слушатели системы повышения квалификации и студенты факультета педагогики начального и дошкольного образования.

Научная новизна исследования состоит в том, что

- определены структура и содержание эстетической культуры младшего школьника;

- разработаны основные показатели уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника;

- обоснована типология уроков художественного труда в начальных классах;

- разработана технология формирования эстетической культуры младших школьников на уроках художественного труда.

Теоретическая значимость работы состоит

- в обосновании педагогических условий формирования эстетической культуры младшего школьника на уроках художественного труда;

- в доказательстве значимости декоративно-прикладного искусства как содержательной основы развития эстетических знаний, потребностей, умений и чувств младшего школьника;

- в утверждении, что основные результаты, выполненной работы могут служить теоретической основой исследований по формированию эстетической культуры младших школьников в других предметных областях.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении

- авторской программы «Художественный труд в начальных классах»;

- динамичной системы уроков художественного труда с включением эстетических сигналов;

- диагностической методики изучения уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника. Результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки учителей начальных классов, а также в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций; применением комплекса методов, соответствующих цели, задачам и логике исследования; использованием методов исследования, обеспечивающих взаимную проверку и подтверждение выявленных результатов; достаточным количеством отобранных испытуемых, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.

Этапы исследования:

1. 1992-1995 гг. - изучалась и анализировалась философская, культурологическая, педагогическая литература по обозначенной проблеме; разрабатывались исходные позиции исследования; изучался и обобщался педагогический опыт. Была подготовлена экспериментальная база исследования.

2. 1995-2001 гг. - осуществлялись констатирующая и формирующая части педагогического эксперимента, шла обработка и осмысление полученных данных, их психолого-педагогический анализ, апробировалась разработанная технология проведения уроков художественного труда; обобщались, систематизировались результаты апробации; разрабатывались методические рекомендации для учителей по исследуемой проблеме, осуществлялось внедрение их в практику работы школы.

3. 2001-2002 гг. - были обобщены и систематизированы накопленные научно-теоретические сведения; получены результаты и подведены итоги эмпирического этапа исследования; данные оформлены в виде диссертационного исследования.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает введение, две главы, заключение, список литературы (241 наименований), приложения. Во введении обоснована актуальность темы исследования; определены проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы исследования; показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также указана опытно-экспериментальная база, этапы и система внедрения результатов исследования.

В первой главе «Теоретические основы формирования эстетической культуры личности младшего школьника» охарактеризовано понятие эстетической культуры личности в контексте общей культуры, содержание и структура эстетической культуры младшего школьника, определено место декоративно-прикладного искусства в системе общей культуры и в школьном курсе уроков художественного труда; проанализированы современные подходы к обучению художественному труду на начальной ступени общеобразовательной школы.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию основ эстетической культуры младшего школьника на уроках художественного труда» сформулированы основные показатели оценки уровня сформированно-сти эстетической культуры младшего школьника в процессе занятий художественным трудом; описаны программа и технология формирования эстетической культуры младшего школьника на уроках художественного труда; представлена динамика сформированности уровня эстетической культуры младшего школьника в процессе проведения системы экспериментальных уроков.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и выносимые на защиту положения.

В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы, не вошедшие в основной текст диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Эстетическая культура личности младшего школьника - это интегральная личностная характеристика, обусловленная особенностями эстетического сознания и эстетической деятельности в конкретный период его индивидуального развития на доступном уровне. Это эстетическая ценностная ориен І2

тация ребенка, его включенность в деятельность по освоению и преобразованию мира по законам красоты.

2. Технология формирования эстетической культуры младших школьников на уроках художественного труда представляет собой последовательность операционально-технологического, деятельностно-мотивационного, интеграционно-креативного этапов.

3. Показатели оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника в процессе художественно-трудовой деятельности представлены совокупностью чувственно-эмоциональной, операционально-деятельностной, интеллектуально-потребностной сфер, конкретизированных в эстетических знаниях, эстетических умениях, эстетических потребностях, эстетических чувствах.

4. Эффективность формирования эстетической культуры на уроках художественного труда обеспечивается комплексом эстетических сигналов (словесных: сигналы-сообщения, сигналы-напоминания, сигналы-стимулы; наглядных: схемы и шаблоны, образцы изделий, дополнительные материалы, выставки работ), специально вводимых в урок.

5. Совокупность педагогических условий:

• формирование у учащихся начальных классов положительной мотивации и создание ситуации успеха в процессе изготовления изделий на уроках художественного труда;

• творческая направленность художественной деятельности младших школьников на уроках труда;

• эстетизация среды обучения младших школьников;

• стимулирование учеников к осуществлению индивидуальных и групповых видов эстетической и трудовой деятельности;

• использование эстетических сигналов в качестве приоритетного способа деятельности учителя на уроках художественного труда. Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования прошли апробацию на Международных научно-практических конференциях «Совершенствование образовательного процесса как социально-педагогическая проблема» (Брянск, 19-20 апреля 2001 г.); «Народное образование в XXI веке» (Москва, 6-7 июня 2001 г.); на Всероссийских научно-практических конференциях «Проблемы преемственности в современном народном образовании: детский сад — школа — колледж -вуз» (Орел, 14-16 декабря, 1999 г.); «Учебно-воспитательные комплексы - новый тип школы XXI века» (Белгород, 24-25 января 2001 г.); «Творческая самореализация личности в контексте профессионально-педагогической культуры» (Белгород, 20-21 ноября 2001 г.); на региональных научно-практических конференциях «Преемственность в образовании: опыт, проблемы, перспективы» (Белгород, 18-20 октября 1999 г.), «Духовная жизнь и культура русской провинции» (Белгород, 15 ноября 2000 г.), «Проблемы преемственности в образовании» (Орел, 2001 г.).

Результаты диссертационного исследования использовались на лекцион-но-практических занятиях с учителями начальных классов и воспитателями групп продленного дня в Институте повышения квалификации и переподготовки специалистов БелГУ, на городских и внутришкольных семинарах; обсуждались на заседаниях кафедры педагогики БелГУ. По материалам исследования был разработан и прочитан студентам пятого курса факультета педагогики начального и дошкольного образования БелГУ спецкурс «Формирование эстетической культуры детей 6-7-летнего возраста на занятиях художественным трудом». Опубликованы и внедрены в практику методические рекомендации для учителей начальных классов «Художественный труд в начальных классах» (Белгород, 2000. — 114 с). По теме исследования опубликовано 12 научно-методических работ.

Эстетическая культура личности в контексте общей культуры

Прежде чем ставить вопрос о содержании понятий «культура личности» и «эстетическая культура личности», необходимо рассмотреть, на наш взгляд, сам феномен культуры, ее истоки и содержание.

Рассматривая сущность культуры как понятия, мы воспользовались трудами философов (Н.А. Бердяев, М.С. Каган, В.Ж. Келле, Г.Г. Кириленко, П.В. Копнин, Н.Н. Крюковский, А.Л. Лаанемяэ, А.А. Радугин, Е.В. Шевцов), социологов (Ю.Г. Волков, Л.Г. Ионин, Л.И. Михайлова, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов, К.А. Радугин, СИ. Самыгин), культурологов (П.А. Сапронов, В.В. Юрчук, К.М. Хоруженко), поскольку феномен культуры в современной науке рассматривается в трёх разных областях - философии, социологии и культурологии.

Укажем изначальное, этимологическое значение термина. Термин культура происходит от латинского cultura - 1) возделывание, обрабатывание, уход; разведение; 2) земледелие, сельское хозяйство; 3) воспитание, образование, развитие; 4) поклонение, почитание [Дворецкий 1976: 276].

В настоящее время в литературе насчитывается несколько сот определений понятия культура [Жаров 1998: 150]. Наиболее распространенное и всеобъемлющее определение предлагают авторы «Философского энциклопедического словаря» [1989: 293]. Культура - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Авторы словаря отмечают, что культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни - культура труда, культура быта, художественная культура, политическая культура, подчеркивая этим всеобщность и универсальность культуры как явления. «Современный словарь по культурологии» (автор В.В. Юр-чук) предлагает развернутое, занимающее почти 40 страниц, многостороннее определение феномена культуры, включающее производственные, социальные, духовные, исторические и другие факторы [1999: 363-403]. Культура, как мера социального бытия человека, всеобщее в человеке, как мера развития личности в обществе, представляет собой единство противоположностей: общего и единичного, социального и личностного, материального и духовного, объективного и субъективного.

С точки зрения философии, культура - это совокупность «внебиологиче-ских средств и механизмов человеческой деятельности, необходимых для адаптации к природной среде и регуляции общественной жизни» [Философия 1999: 576]. В самом широком смысле слова, культура - это то, что создано и создается человеком (материальное и духовное), в отличие от природных вещей и явлений, то есть культура - это природа, обработанная особым, человеческим образом в целях удовлетворения тех или иных потребностей.

Анализ литературы позволяет сделать вывод, что культура не сводима к вещам, произведенным человеком, а распространяется и на общественные отношения, и на продукты духовного производства. Культура характеризуется целым рядом качеств: а) системность, б) наличие общих «смыслообразующих» принципов, в) осознанность культурных образцов, г) знаково-символическая форма функционирования этих образцов; д) всеобщность; е) единичность; ж) целостность; з) рефлексивность.

Указанные особенности культуры, при всем различии подходов к ней, позволяют рассматривать культуру как универсальную форму человеческих коммуникаций: культура является механизмом преемственности различных этапов развития общества и индивида, формой взаимосвязи различных элементов социума. Вне культурной сферы невозможны межличностное общение, становление и развитие личности. Понятие культуры — важный инструмент исследования целостности общества, механизма функционирования социальных отношений, взаимоотношений общества и природы, оно является фундаментальным и для разработки философии человека, понимания его «смысложизненных» [Жаров 1998] ориентации, возможностей нравственного выбора, границ свободы. Вне культуры человек предстает либо как неясный хаос чувств, неоформленных «витальных» потребностей, либо как «пассивный отпечаток», сколок социальных отношений, лишенный индивидуальности, неспособный к самостоятельному поступку, к рефлексивной деятельности. Вне мира культуры, мира человеческих возможностей, представленных через систему артефактов, человек не может реализовать свое стремление.

Декоративно-прикладное искусство как основа для формирования эстетической культуры младшего школьника на уроках художественного труда

Формирование эстетической культуры личности осуществляется прежде всего на основе восприятия произведений искусства, которые являются прямым отражением эстетического освоения действительности творческой личностью и влияют на зрителя, читателя, слушателя непосредственно своим содержанием. Однако не менее эффективным средством формирования эстетической культуры личности представляется нам декоративно-прикладное искусство, которое ближе, доступнее, понятнее для любого члена общества, поскольку сопровождает его быт, его ежедневную деятельность, носит утилитарный характер.

ДЛИ - одно из достижений общечеловеческой культуры. Именно оно лежит в основе возникновения всех искусств и именно в нем нашли отражение древнейшие эстетические воззрения человечества, на его основе формировалось изначальное эстетическое отношение к действительности и ее преобразование по законам красоты. Как отмечает Л.Г. Савенкова, характерной особенностью ДЛИ является его тесная связь с окружающей действительностью, с жизнью, с трудом [Савенкова 1984: 7]. Если ДЛИ соотнести с общим понятием культуры как достижения человеческого гения, то этот вид искусства входит необходимым компонентом при любом подходе к феномену культуры:

Таким образом, при любом определении культуры как феномена, характерного для развитого человеческого общества, декоративно-прикладное искусство войдет заметной составной частью в общую культуру нации. С этой точки зрения ДЛИ - это достижение материальной культуры человечества на основе эстетического осмысления продуктов материальной деятельности, результат внесения в производство не только технического, но и человеческого начала, это наделение продуктов производственной деятельности образно-символическим значением. Как отмечают З.А. Богатеева и Н.М. Сокольникова, исторически любой орнамент, нанесенный на материальный предмет, нес свой символический смысл. ДЛИ - это «мир особого отношения к своему труду, к своей деятельности вообще и жизни в целом» [Возвращение к истокам 2000:10]. Перефразируя К. Кантора, можно сказать, что это мир, в котором красота никогда не отделялась от пользы, всегда взаимодействовала с ней [Кантор 1967: 11]. «Образы-типы в народном искусстве концептуальны: в них как бы материализована народная память, которая проносит через века представления народа о красоте, добре, о торжестве гармонии над хаосом, которая противостоит разрушающей силе времени и забвению» [Программы 1997: 4].Таким образом, ДПИ - это искусство образно-символического украшения произведений материального производства, предназначенных для использования в быту.

Такой синтетический характер ДНИ позволяет формировать эстетические воззрения во всех областях человеческой деятельности, приобщать личность к культуре материальной, социальной и духовной.

ДПИ - один из древнейших видов творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения как практических, так и художественно-эстетических потребностей людей. В этом виде искусства используются самые разнообразные материалы: глина, дерево, камень, металл, стекло, ткани, натуральное и синтетическое волокно, бумага, фарфор, кожа и т.д.. Большим разнообразием отличаются технические и художественные приемы изготовления изделий: лепка, чеканка, литье, резьба, ткачество, вышивка, вырезывание, роспись и др. Произведения ДПИ широко тиражируются, однако художники-профессионалы создают уникальные и малосерийные изделия. Изделие, сделанное человеком по его плану и замыслу, в сущности всегда уникально, даже если не очень совершенно. ДПИ охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных, главным образом, для быта, как отмечает в своем словаре К.М. Хоруженко [1997: 121]. Произведениями ДПИ могут быть различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, а также другие изделия, приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника; одежда, всякого рода украшения.

ДЛИ возникло на ранних этапах развития человечества. Люди всегда стремились к тому, чтобы вещи, которыми они пользуются в быту, были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду. Строя жилище, изготовляя орудия труда, предметы обихода, человек украшал их орнаментом, раскрашивал, совершенствовал форму. A.M. Горький писал: «Основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще - ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи» [1953: 444].

Основные показатели оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника в процессе занятий художественным трудом

Динамика формирования эстетической культуры младшего школьника в процессе уроков художественного труда

При составлении и реализации программы по формированию эстетической культуры младшего школьника (проведении констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента) нами учитывались психолого-педагогические требования, предъявляемые к организации научно-педагогического исследования.

1. Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях образовательно-воспитательного процесса начальной школы. Контрольные и экспериментальные классы учеников имели относительно одинаковые возможности. Для большей достоверности результатов исследовательская работа была организована на нескольких экспериментальных площадках: а) на базе средней городской общеобразовательной школы, где контрольный и экспериментальный классы имелись и с полным курсом обучения (3 года), и с курсом обучения по экспериментальной программе сроком в 1 или 2 года; б) на базе городской общеобразовательной школы с эстетическим уклоном; в) в городской гимназии; г) сельской средней общеобразовательной школе.

2. Организация исследовательской работы осуществлялась в начальной школе на уроках трудового обучения, которые носили характер уроков художественного труда. Организованный педагогический процесс не противоречил требованиям стандарта образования.

3. Уроки художественного труда проводились по специально разработанной методике, включающей в себя как традиционные элементы, так и приемы и задания, непосредственно направленные на достижение поставленной исследовательской цели: уроки носили традиционный характер, в занятия включались эстетические сигналы; учащимся предлагались творческие дифференцированные задания; на уроках осуществлялась рефлексия в виде развернутого анализа детьми продуктов собственной деятельности или изделий, выполненных народными мастерами и педагогом класса.

4. Мероприятия, направленные на получение срезовой информации, проводились с учащимися в наиболее оптимальное время: в начале экспериментального курса обучения, в конце первого года обучения, в конце второго года обучения, в конце экспериментального курса обучения (в конце третьего года обучения), в различной форме (игровой, бесед-интервью, заполнения анкетных листов), с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

5. Метод экспертной оценки. Для того чтобы убедиться в объективности оценок, выставляемых учителем за изготовленное школьником изделие, нами был использован метод экспертной оценки. В роли экспертов выступали завуч по начальным классам, педагог класса и учитель, ведущий уроки художественного труда в данном классе. Акт выставления экспертной оценки, по нашему мнению, целесообразнее было проводить в конце изучения курса «Художественный труд в начальных классах», поэтому эксперты приглашались на уроки труда в третьи классы. Каждым экспертом выставлялась оценка ученику по нескольким параметрам: практические умения и навыки, которыми овладел учащийся а также степень их применения в изготовлении изделия; общее впечатление о выполненной учащимся работе: насколько аккуратно выполнена поделка, соблюдены ли правила изготовления (петли вывязаны ровно, аккуратно, одинаковой величины; сгибы проглажены точно, ровно, основательно); художественная ценность изделия - насколько правильно подобраны цвета, сочетаются ли они между собой и подходят ли для данного изделия, чувствование ребенком формы, пропорции, симметрии, ритма, чувствование пластичности обрабатываемого материала, знание его свойств; состояние рабочего места в процессе деятельности - содержалось ли в порядке рабочее место во время изготовления изделия (материалы и инструменты были в порядке, на своих местах, брались ребенком не спеша, использовались точно по назначению, правильно), соблюдал ли ученик правильность и точность движений при работе (осанка, постановка рук и т. д.) (см. приложение 8). По данным, полученным в ходе экспериментальной работы, мы сделали вывод, что оценка учителя труда была объективной, так как результаты общей итоговой оценки экспертов и оценка учителя труда в большинстве случаев почти одинаковы.

Контроль уровня сформированности у школьников эстетической культуры на уроках художественного труда осуществлялся нами в трех видах: текущий (на каждом занятии), тематический (по разделам экспериментальной программы), итоговый (за учебную четверть, за учебный год, за курс обучения в целом).

Текущий контроль за процессом приобретения учащимися знаний, умений и навыков, за испытываемыми детьми эстетическими чувствами (эмоциями, переживаниями, впечатлениями), за эстетикой организации рабочего места и др. осуществлялся ежеурочно. С этой целью мы использовали короткие контрольные письменные и устные опросы (экспресс-контроль). Все выполненные детьми класса поделки выставлялись на классную выставку, с которой знакомились одноклассники и родители детей. Работы оставались на выставке в течение нескольких дней, поэтому все имели возможность посмотреть и проанализировать работы товарищей, сравнить свою работу с другими детскими поделками.

Похожие диссертации на Формирование эстетической культуры младшего школьника на уроках художественного труда