Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы эстетического воспитания средствами художественного конструирования 12
I. Понятие о технической эстетике и художественном конструировании 12
2. Особенности художественно-конструкторских знаний и умений детей младшего школьного возраста 27
3* Анализ опытной работы да обучению детей элементам художественного конструирования 46
Глава II. Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами художественного конструирования 55
1. выявление художественно-конструкторских знании и умений детей.младшего школьного возраста 55
2. Формирование у детей младшего школьного возраста элементарных художественно-конструкторских знаний и умений 75
3. Рекомендации по эстетическому воспитанию детей средствами художественного конструирования 93
Заключение 102
Литература 107
Приложение 126
- Понятие о технической эстетике и художественном конструировании
- Особенности художественно-конструкторских знаний и умений детей младшего школьного возраста
- выявление художественно-конструкторских знании и умений детей.младшего школьного возраста
Введение к работе
Общество развитого социализма и советский образ жизни создают необходимые объективные условия для формирования человека-творца, способного открывать, осваивать и создавать эстетические ценности. Воплощение в жизнь ленинского тезиса о том, что построение коммунизма требует творчества миллионов, с особой остротой и серьезностью ставит перед современной школой задачу научить воспитанников к любой области деятельности относиться в соответствии с законами красоты. В связи с этим в процессе трудовой деятельности учащихся важным является осуществление эстетического воспитания на уроках трудового обучения. Особенно актуальна эта задача стала в свете решений Июньского (1983 г.) и Апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, а также Постановлений ЦК КПСС "Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" (апрель, 1984 г.) и *Юб улучшении трудового воспи-тания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда" (май,-1984 г.), в которых планируется совершенствование трудового и эстетического воспитания учащихся на всех этапах обучения.
Социальный смысл эстетического воспитания заключаетсяв формировании у каждого члена нашего общества способности руководствоваться "законами красоты" (К.Маркс) во всех областях жизненной практики - в трудовой и общественной деятельности, в отношении к другим людям, к самому себе. Трудовые занятия в школе являются-одним из основных средств эстетического воспитания и формирования творческих умений учащихся.' Надо пробудить у детей внутренний интерес к труду, вкус к красоте предметного мира, вооружить высокими эстетическими идеалами.1
Советская школа стремится к связи обучения с жизнью, с прак-
тикой коммунистического строительства, решает задачи те, которыми живет наше общество. Нельзя обучать трудовым умениям в отрыве от важнейших вопросов воспитания.' Трудовые занятия в школе должны быть подчинены идее всестороннего развития личности и являться одним из основных средств эстетического воспитания и формирования творческой деятельности. Недостаточно вооружить детей конкретными умениями и навыками по обработке материалов, нужно пробудить у них внутренний интерес к труду, вкус к красоте предметного мира, вооружить четкими эстетическими идеалами, вызвать стремление к активному участию в творчестве по законам красоты, В Постановлении ЦК КПСС и СМ СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их. к труду" (декабрь, 1977 г.) трудовое обучение в начальных классах рассматривается как органическая часть общетрудовой подготовки.
Младшие классы представляют важное звено в системе обучения и воспитания, где закладываются основы формирования личности. Учебный процесс в 1-3 классах должен быть организован так, чтобы те знания и умения, тот нравственный заряд, который дети, получают сегодня в школе, позволил бы им через несколько лет стать настоящими гражданами, людьми с активной жизненной позицией. Учителя начальных классов направляют свои практические усилия на создание условий, при которых уроки трудового обучения обеспечивали бы в значительной степени и эстетическое воспитание детей.
Содержание ныне действующей программы по трудовому.обучению обеспечивает успешное решение вопросов умственного развития детей. В нее введены элементы технического черчения, знакомство со свойствами различных материалов, способами их обработки и т.д. Но задачи уроков труда состоят не только в вооружении детей знаниями о производственной деятельности людей, о технике. Они заключаются также в развитии эстетического восприятия действительности,
5-.
творческого воображения, художественного мышления. Только в процессе трудовой деятельности, в процессе создания вещей, ценных с эстетической точки зрения, ребенок может в элементарной, возмож-ной*для него степени постичь законы красоты, усвоить смысл этого сложного, изменяющегося с течением времени понятия, у него будет формироваться творческое воображение и способности к творчеству.
Вопросам эстетического воспитания посвящено много работ, в том числе работы Н.Н.Киященко (94, 95), Б.Т.Лихачева (12), В.А. Разумного (173., 174), В.К.Скатерщикова (186) и многих, других.
Проблема же эстетического воспитания на уроках трудового обучения в начальных классах освещена в основном в работах В.И.Башты. (17),' Г.С.Коротаевой (101), М.С.Печерского (І5б), І.Хайдаровой (213), Н.Ф.Яковлева (233).
В.И.Башта, рассматривая взаимосвязь художественного и технического обучения детей среднего школьного возраста, пришел к выводу, что она способствует не только трудовому и умственному развитию детей, но также и формированию у них творчества и мировоззрения. Кроме того, он пришел к выводу, что такую взаимосвязь надо реализовать и в работе с детьми более младшего возраста. Г.С. Коротаева показала в своем исследовании, что младшие школьники обладают способностью понимать элементы гармонии и это повышает уровень их творческой активности. М.СПечерский осветил практические вопросы эстетического воспитания на уроках трудового обучения в 3-4 классах, на конкретном материале показал необходимость этой работы с детьми такого возраста. Ж.Хайдарова исполь-зовала в качестве средства эстетического, воспитания на уроках трудового обучения декоративно-прикладное искусство..Н.Ф.Яковлев рассмотрел общие вопросы эстетического воспитания детей в труде.
Но ни один из указанных исследователей не рассматривает вопросы эстетического воспитания младших школьников на материале
'6
художественного конструирования, что, на наш взгляд, является большим упущением в педагогической теории в связи с тем, что все предметное окружение человека создается с учетом законов художественного конструирования.
Ребенок естественным путем объективно знакомится с этими законами через игрушки, интерьер квартиры, оборудование двора, оформление улицы, города и другие объекты, но чтобы он правильно воспринимал все окружающие его предметы, необходимо соответствующее обучение и воспитание.
Практическое осознание эстетического воспитания через предметную среду важно не только для понимания сущности художественного конструирования, но и для решения более общих проблем воспитания. Недооценка эстетического значения предметной среды приводит к неправильному представлению о том, что эстетическое воспитание есть воспитание лишь средствами искусства. В действительности, саму проблему эстетического воспитания человека, развитие в нем всех творческих способностей следует понимать как воспитание гармонической личности. Только такое широкое понимание позволяет понять, какое большое значение с точки зрения эстетического воспитания имеет окружающая среда. В то же время анализ программы по трудовому обучению для начальных и средних классов показывает, что этому специальному вопросу не уделяется внимания, кроме программы по обслуживающему труду, которому обучаются только девочки.
Все сказанное позволяет считать, что тема "Эстетическое воспитание младших школьников на уроках трудового обучения средствами художественного конструирования" является актуальной, а ее исследование в связи с перспективами школьного образования - необходимым.
Объектом,исследования служит процесс эстетического воспитания на уроках трудового обучения в начальных классах.
7 Предметом исследования является формирование элементарных художественно-конструкторских знаний и творческих умений младших школьников в процессе трудового обучения.
Цель исследования состояла в том, чтобы выявить наиболее эффективные условия эстетического воспитания и развития творческих умений детей младшего школьного возраста при ознакомлении их с элементами художественного конструирования. Конкретно это было выражено в следующих задачах:
Обосновать роль первоначальных знаний у детей об элементах художественного конструирования и определить систему знаний и умений, усвоение которых доступно для учащихся 1-3'классов. Обосно -вать педагогически целесообразную последовательность их включения в процесс эстетического воспитания на уроках трудового обучения.
Изучить своеобразие художественно-конструкторских знаний
и творческих умений младших школьников, выявив уровни их развития.
3. Выявить и обосновать педагогические условия для эстетиче
ского воспитания и формирования творческих умений младших школьни
ков в процессе трудового обучения при ознакомлении их с первона -
Чальными художественно-конструкторскими знаниями.
Опираясь на работы Б.г.Ананьева, Л.С.Выготского и других о . роли знаний в обучении, мы предположили, что эффективность эстетического воспитания и формирования творческих умений возрастет, если художественно-конструкторские знания будут вводиться на уроках трудового обучения систематически, при обязательном условии закрепления знаний и умений в самостоятельной творческой деятельности детей.
Методологической основой исследования явились основные положения марксистско-ленинской философии по вопросам формирования человека; принципиальные положения марксистско-ленинской эстетики о единстве сознания и деятельности; материалы ХХУ и ХХУІ съездов
КПСС о необходимости улучшения трудового и эстетического воспитания подрастающего' поколения^ Постановления ЦК КПСС о возрастающей роли школы в формировании всесторонне развитой личности, о совершенствовании трудового обучения и эстетического- воспитания школьников.
Нами были использованы следующие методы исследования:
Изучение и анализ публикаций по вопросам эстетического воспитания, творчеству и художественному конструированию, которые позволили раскрыть теорию вопроса исследования,
Педагогическое наблюдение деятельности учителя и учащихся, направленнное на выявление особенностей эстетического восприятия
и оценки детьми предметов быта, особенности их творчества, а также выявление особенностей педагогической деятельности учителя начальных классов в процессе ознакомления детей с элементами художественного конструирования»
Беседы с учащимися и их родителями, изучение практических работ детей.
Педагогический эксперимент.
Кроме того, нами были применены методы статистической обра -ботки полученных результатов.
Исследование проводилось в школах № 120 и № 130 г.Свердловска. В качестве опытной базы послужил опыт передовых учителей, а. также личный практический опыт автора в качестве учителя математики и черчения в средних классах школы и на педагогическом факультете Свердловского пединститута.
Научная новизна заключается в том, что выделены компоненты художественного конструирования, доступные детям младшего школьного возраста и способствующие эстетическому воспитанию и формированию творческих умений учащихся; определена система художественно-конструкторских знаний и умений для учащихся 1-3 классов и
последовательность их включения в процесс трудового обучения; вы-явлены Дровни художественно-конструкторских знаний и творческих умений младших школьников; выделены и обоснованы педагогические условия развития творческих умений учащихся на уроках трудового обучения в процессе усвоения элементарных художественно-конструкторских знаний; составлена педагогическая модель влияния художественно-конструкторских знаний на формирование творческих умений учащихся начальных классов.
Практическая значимость заключается в том, что основные выводы и рекомендации могут быть использованы учителями начальных классов в процессе учебно-воспитательной работы и на курсах повышения квалификации учителей.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (1978-1979 гг.) изучалась литература по избранной теме и обобщался опыт. По определенной программе велись наблюдения за проявлением художественно-конструкторских знаний и умений учащихся на уроках трудового обучения и изобразительного искусства. В ходе исследования были установлены возможные первоначальные художественно-конструкторские знания детей и элементы проявления творчества в детских работах. Кроме того, были организованы наблюдения за деятельностью учителя и учащихся, направленные на выявление того, какие художественно-конструкторские знания дает учитель и как они проявляются в работах детей.
На втором этапе (1979-1980 гг.) осуществлялся констатирующий эксперимент. Для этого были разработаны специальные задания, с помощью которых мы выявили уровни художественно-конструкторских знаний и уровни проявления творчества у первоклассников. Была начата первичная проверка гипотезы исследования, ее уточнение и детализация. Данные эксперимента были обработаны с помощью методов математической статистики. Вычисление средней статистической ( Х- ),
#
основного отклонения ( О ). и меры изменчивости ( >) ) дало объективную количественную и качественную характеристику художественно-конструкторских знаний и творческих умений первоклассников.
Данные, полученные на этом этапе, позволили проверить и уточнить гипотезу исследования. Получили дальнейшее развитие наши предположения об условиях эстетического воспитания и развития творчества у младших школьников средствами художественного конст*-руирования. Опытная работа позволила выделить среди этих условий как общие,, необходимые для развития всех сторон личности младшего школьника, так и частные, которые непосредственно обеспечивают процесс эстетического воспитания и формирования творчества»
На третьем этапе (1980-198? гг.) был организован формирующий эксперимент. В опытных классах была организована систематическая реализация рекомендация, вытекающих из общей гипотезы исследования, и одновременно снимались срезы уровня знаний и развития творчества. Такое сопоставление позволило нам судить о том, насколько подтвердилась гипотеза.
Достоверность научных результатов, полученных соискателем, обеспечена опорой на основные марксистско-ленинские позиции; длительным характером исследования, проведенного в строго контролируемых условиях, адекватностью его методов поставленным задачам; сочетанием количественного и качественного анализа педагогических явлений.
Апробация работы. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики начального обучения Свердловского пединститута; на научно-практической конференции, организованной Научным Советом АПН СССР по проблемам эстетического воспитания в г.Свердловске (март 1980 г.); на научно-практической конференции по проблемам профессиональной подготовки студентов, г.Свердловск (февраль 1980 г.); на областной конференции по эстетическому вое-
питанию в г.Первоуральске Свердловской области (январь 1981 г*); на совместном заседании кафедр педагогики, педагогики и методики начального обучения и психологии Свердловского пединститута (март 1981 г.); на заседании лабораторий теоретических основ эстетичен ского воспитания НИИ ХВ АПН СССР, г.Москва (апрель 1982 г,, февраль 1983 г.); на УГ Всероссийском симпозиуме "Теория и практика эстетического воспитания в свете решений ХХУІ съезда КПСС", г«Москва (январь 1983 г.); на научно-практической конференции по внедрению педагогических исследований, г.Свердловск (февраль 198і! г.). Внедрение результатов исследования осуществлено путем опубликования статей, а также включения в содержание учебного процесса трудового обучения.эле ментов художественного конструирования.
Понятие о технической эстетике и художественном конструировании
Эстетическое воспитание играет важную роль в формировании человека. Воспринимая красоту окружающего предметного мира, чело-век облагораживает себя, свои взаимоотношения с людьми. С раннего детства ему свойственно стремление к красоте. Поэтому необходимо научить понимать красоту труда и его результатов.
В школе может быть создана система эстетического воспитания, одним из элементов которой должны стать уроки трудового обучения. Только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное . воздействие, вовлечение в художественную деятельность способны обеспечить усвоение эстетических понятий, поднять ребенка до уровня понимания искусства, красоты и эстетического творчества, "Всеобщность и обязательность эстетического воспитания являются важнейшим принципом формирования личности в детском возрасте" (185, с.12).
Одним из факторов, способствующих эстетическому воспитанию, является предметная среда, с эстетическими свойствами которой можно знакомить детей на уроках трудового обучения.
Предметная среда обладает одной важной особенностью: в отличие от произведений искусства она действует на человека непрерывно. Комплексное гармоничное решение интерьеров и оборудования детских садов,, школ, спортивных площадок, дворов, различных учреждений и предприятий помогает эстетически воспитывать человека и позволяет сделать существенный шаг в эстетическом воспитании широких масс трудящихся. Эстетика костюма, комнаты, лестницы, станка, как отмечал А.С.Макаренко, имеет нисколько не меньшее значение, чем эстетика поведения.
Гармонизация предметной среды, окружающей человека, - задача грандиозная и сложная. Современная техника все ускоряет изменение окружающего предметного мира, возрастает социальная роль этих изменений. В связи с тем, что функциональное и конструктивное совершенство, техники требует композиционного, пластического, ритми-ческого, звукового ее совершенства, человек должен обладать высокими эстетическими чувствами, вкусом, у него должна возникнуть потребность творчества, способствующая эффективному созданию и использованию техники. При этом он должен обладать определенным запасом элементарных знаний о законах гармонизации предметной среды.
Проектируя комплексы предметов для удовлетворения жизненных потребностей человека, художник-конструктор в определенной степени проектирует его потребности и тем самым включается в процесс воспитания. Эстетическое достоинство того или иного предмета можно оценить правильно только в каждом конкретном случае, их нельзя свести к каким-то раз и навсегда данным цветам, формам, материалам и т.п. В окружении предметов мы испытываем особое чувство радости и восхищения тогда, когда они явились синтезом творчества конструктора и художника. Таким образом, воспитательное значение эстетизации среды состоит в том, что ее- организация по законам красоты объективно приводит, к возникновению чувства в сознании человека.
Особенности художественно-конструкторских знаний и умений детей младшего школьного возраста
Исследования советских психологов и педагогов позволяют определить характер факторов, влияющих на подготовку учащихся; общие свойства личности детей, которые необходимо развить в процессе обучения; оптимальные принципы построения содержания обучения и наиболее эффективные приемы развития творчееких способностей учащихся.
Психическая деятельность рассматривается советскими учеными как продукт внешней материальной деятельности, которая преобразуется в ходе общественно-исторического развития во внутреннюю деятельность сознания. Научная концепция развития психики ребенка, осно -ванная на историческом подходе, была предложена Л.С.Выготским, разрабатывалась затем А.Н.Леонтьевым, Б.Г.Ананьевым, Л.И.Божович, Д,Б, Элькониным, В.П.Зинченко и другими. .
В процессе развития ребенка психологами выделяется три стороны: развитие знаний и способов деятельности в процессе обучения, развитие психических механизмов применения усвоенных способов, раз » витие общих свойств личности.
Определяющую сто.рону в развитии детей в процессе обучения, как установлено психологическими исследованиями, составляет усложнение знаний и способов деятельности. При изменении содержания обучения существенно меняется и развитие ребенка. В исследованиях В.В.Давыдова (бб), Д.Б.Эльконина (223) получены данные, которые показывают, что включение в содержание обучения специальных средств приводит к принципиальному изменению стадий интеллектуального развития ребен-ка. Например, логическими операциями могут овладеть не только дети 11-12 лет, но и более младшего возраста. Это говорит о том, что уже дети младшего школьного возраста способны усваивать научное содержание учебных предметов, причем содержание обучения определяет общий тип и структуру развития мышления ребенка»
Кроме того, исследования Г.Н.Кабановой-Меллер (88), А.А.Люблинской (120 и других показали, что обучение в этот период не сводится к усвоению операций и отношений, а имеет обобщенный характер, что способствует формированию самостоятельного творческого мышления.
В.процессе формирования- ребенка происходит не только изменение, усложнение знаний и умении, но и развитие общих свойств личности. В ходе обучения и воспитания изменяются разные стороны психической деятельности учащихся, происходит накопление и изменение способов, умений выполнять все более разнообразные действия, изменяются знания и представления, формируются новые мотивы и интересы. Среди всего разнообразия этих изменений психологи выделяют наиболее общие и определяющие свойства: личностная направленность, психологическая структура деятельности, уровень развития механизмов мышления.
Направленность личности детей различна. У одних это "учебная направленность", желание хорошо учиться, у других - "познавательная направленность". Дети любят получать новые знания, н не все их интересует одинаково, им важна не столько оценка учителя, сколько познавательная ценность и интересность для них данных занятий» для многих детей наиболее важным являются взаимоотношения с окружающими, поведение их определяется достижением определенной позиции в коллективе.
class2 Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами художественного конструирования class2 55
выявление художественно-конструкторских знании и умений детей.младшего школьного возраста
После того, как мы определили круг художественно-конструкторских знаний и умений, которыми должен обладать каждый человек, нам необходимо -было выявить объем этих знаний и умений у детей младшего школьного возраста, С этой целью был проведен констатирующий эксперимент, решавший следующие задачи:
Т. Выявить элементы художественного конструирования, на которые обращает внимание ребенок в предметах.
2. Выявить умение детей передать свои впечатления от воспринимаемых предметов: в виде рисунков; в устной форме; в виде сочинений. "
3. Выявить элементы творчества в работах детей на уроках трудового обучения и изобразительного искусства с учетом требований художественного конструирования.
Для этого необходимо было: а) разработать структуру и содержание диагностических заданий на выявление знаний учащихся об элементах художественного конструирования и их умений, проявляющихся в творчестве; б) определить показатели художественно-конструкторских знаний и творческих умений учащихся данного возраста; в) изучить и отобрать методы количественной обработки полученных результатов.
В ходе работы мы применяли такие методы исследования:
1. Педагогическое наблюдение за деятельностью учителя, уровнем его эстетических знаний, формами и путями стимулирования творческой деятельности учащихся, приемами обучения учащихся видеть красоту в окружающем предметном мире и уметь оценить ее.
2. Изучение деятельности учащихся на уроках трудового обучег ния с целью изучения общей активности класса, желания и умения дать эстетическую оценку образца, предложенного учителем, и изделий, выполненных товарищами.
3. Анализ специальных практических заданий, выполненных детьми с целью определения уровня знаний учащихся об элементах худо-жественного конструирования.
4. Беседы с родителями.
.В результате бесед с детьми выяснилось, что ребенок семилетнего возраста тоже обладает некоторым запасом художественно-конструкторских знаний и умений. За эталон мы приняли проявление знаний и умений в такой конкретизации: умение учащегося определить общую цветовую гамму и ее соответствие данной форме изделия; представление детей о разновидностях геометрических фигур,тел, их пространственное положение, соответствие формы изделия его назначению; знания ребенка о различных материалах и использовании их при изготовлении различных предметов;.умение устанавливать соответствие формы, цвета и материала в композиции, умение обосновать это единство.