Содержание к диссертации
Введение
1 Теоретические основы использования художественного конструирования в контексте продуктивного обучения как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках труда и во внеурочной деятельности
1.1 Продуктивное обучение как контекст использования художественного конструирования в качестве средства развития творческих способностей младших школьников
1.2 Педагогический потенциал художественного конструирования в образовательном процессе
1.3 Психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников в процессе художественного конструирования- в контексте продуктивного обучения
1.4 Возможности использования художественного конструированиия как средства развития творческих способностей младших школьников на уроках- «Трудовое обучение» и во внеурочной деятельности
Выводы
2 Реализация творческого потенциала художественного конструирования младших школьников в процессе уроков трудового обучения и во внеурочной деятельности (опытно-экспериментальная-работа)
2.1 Содержание авторской программы «Художественное конструирование в контексте продуктивного обучения»
2.2 Общая характеристика экспериментальной работы
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работыи их интерпретация
Выводы
Заключение
Библиографический список
Приложения
- Продуктивное обучение как контекст использования художественного конструирования в качестве средства развития творческих способностей младших школьников
- Педагогический потенциал художественного конструирования в образовательном процессе
- Содержание авторской программы «Художественное конструирование в контексте продуктивного обучения»
- Общая характеристика экспериментальной работы
Введение к работе
Актуальность исследования. Смена пррюритетов в системе образования, ориентация на формирование творческой личности приводит к интенсивному поиску нового содержания и наиболее эффективных средств образовательной деятельности, способствующих раскрытию возможностей личности. Ключевыми проблемами современного образования (в новых контекстах) являются приведение содержания образования в соответствие с требованиями современных цивилизаци-онных изменений и создание условий для развития ребёнка как подлинного субъекта образовательной деятельности (Н.Б. Крылова;.
В условиях формирования нового образовательного пространства появляется необходимость в образовательном результате, который определяется не только суммой усвоенных знаний и умений, но и готовностью ученика начальной школы к успешному решению как учебных задач, так и творческих, что порождает необходимость раннего развития творческого (креативного) потенциала у младших школьников. В этих целях рассматривалась предметно-пространственная среда как педагогическое условие развития творческих способностей у старших дошкольников (М.А. Замураева); развитие творческого воображения учащихся на основе межпредметных связей (О.В. Давыдова); развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников (А.Г. Симановский) и др.
Проблема создания условий для развития и проявления* творческих способностей личности исследуется на стыке педагогики, педагогической психологии и психологии творчества. Анализируются механизмы творческой деятельности (Т.В. Андреева, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарёв, A.M. Матюшкин, А.В. Петровский, Б.М. Теплов, Е.А. Яковлева и др.). Вопросы развития творческих способностей детей, их творческой активности, креативности личности рассматриваются в отечественных исследованиях П.Р. Атутова, В.И. Андреевой, Г.С. Альтшулера, В.Н.Дружинина,
4 И.В. Дубровиной, М.В. Колосовой, А.В. Леонтовича, А.А. Мелик-Пашаева, В.Д. Шадрикова, А.В. Хуторского и др.; в зарубежных исследованиях Ф. Баррона, Дж. Гилфорда, П. Торренса, Дж. Рензулли и др. Изучаются и анализируются особенности проявления творческих способностей, условия их творческой реализации, методы и способы развития (С.Г. Абрамова, Ю.П. Азаров, ЕА. Бабошина, И.П. Волков, А.П. Ершов, Е.А. Климов, А.Ю. Козырева, В.А. Левин, СВ. Максимова, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и др.).
Решение задачи развития творческих способностей требует, чтобы каждый учебный предмет реализовывал свой потенциал в этом направлении, в том числе и урок «Трудовое обучение» в начальной школе. Учёные и"практики отмечают, что процесс обучения труду часто реализуется как малопродуктивная деятельность и фактически создаёт негативный фон для развития творческих способностей ребёнка. В трудовой подготовке учащихся прева-' лируют формы исполнительской деятельности, в результате чего у младших школьников недостаточно формируются навыки креативности.
Наблюдается тенденция поиска путей преодоления этой проблемы. Изучалось формирование творческих способностей учащихся в процессе трудового обучения в общеобразовательной школе средствами традиционной русской культуры (Т.С. Томина); педагогические условия развития творческой деятельности учащихся на примере изучения предмета «Технология» (СИ. Валькевич); развитие гуманитарных способностей младших школьников в процессе изучения предметов художественно-эстетического цикла-(Е.И. Фуртаева); формирование ценностных ориентации у младших школьников в процессе дизайн-деятельности (Е.С Асланова).
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают необходимость включения в систему образовательных задач методов продуктивного обучения, благодаря которым интеграция различных знаний будет способствовать формированию особого типа мышления и развитию творческих способностей (Е.А. Александрова, М.А. Балабан, И. Беем, Е.В. Губанова, Л.А. Дмитриева,
{
5 С.С. Зенгин, Н.Б. Крылова, Л.И. Лебедева, О.М. Леонтьева, Т.А. Ротанова, Л.А. Попова, А Н. Тубельский, A.M. Хуторской, С.Н. Чистякова, И. Шней-дер и др.).
В последнее время особенно вырос интерес к продуктивному обучению: изучались педагогические условия организации продуктивной коллективно-творческой деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования (Г.Н. Мирошникова); психолого-педагогические условия формирования интеллектуальной продуктивности младших школьников (Г.В. Бугова); организация проектного обучения как фактор продуктивности освоения учебного материала школьниками на материале курса математики (Е.А. Чопчиян); формирование ценностных ориентации у младших школьников в процессе дизайн-деятельности (Е.С. Асланова); продуктивное обучение как средство профессионального самоопределения школьников на примере предметной области «Технология» (А.Ю. Тужилкин) и др. Предметом исследования были интегрированные творческие проекты как средство формирования учебной активности старших подростков (Н.А. Малышева); изучалась проектная деятельность социально-экологической направленности в качестве средства обеспечения условий для самореализации старшеклассников (С.А. Ермолаев); коллективная творческая деятельность как средство воспитания коммуникативной культуры подростков (М.С. Дядищева).
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных подробной разработке вопросов психолого-педагогической составляющей обучения младших школьников, теоретические и практические вопросы реализации продуктивного подхода в условиях начального образования решены недостаточно. Наиболее полно эта проблема представлена в диссертационном исследовании А.А. Вострикова «Теория и технология продуктивного обучения в начальной школе». Автор приходит к выводу, что большинство модификаций репродуктивного обучения, а также технологии развивающего обучения во многом связаны с попытками расширить ориентацию учебных предметов на формирование личностных свойств и социального опыта уча-
щихся. Он отмечает, что на стадии начального образования продуктивное обучение мало используется как в рамках общеобразовательных, так и прикладных дисциплин.
Художественное конструирование, построенное на основании принципов развивающего, продуктивного обучения, предполагает применение приемов, принципов и операций творческого процесса, направленных на активизацию эмоционального отношения учащихся к средствам художественно-конструктивного выражения, позволяющих реализовать развитие творческих способностей младших школьников в, такой образовательной области, как трудовое обучение. Развивающее значение художественно-конструктивной деятельности отмечено в работах в области психологии искусства, трудового обучения и художественного воспитания (А.В. Бакушин-ский, B.C. Кузин, Б.М. Неменский, Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова, В.В. Юсова и др.). Изучались педагогически целесообразные условияеэстетиче-ского воспитания школьников-подростков средствами дизайна (Н.В. Неду-мова); представлены научно-методическое обоснование системы ^обучения школьников дизайну на базе черчения (Г.М. Салтыкова); система' формирования профессионально-конструктивных умений у будущих специалистов (Н.Д. Калинина). Изучалась полифункциональная характеристика-декоративно-прикладного искусства как средства пролонгации готовности первоклассника к учебной деятельности (Е.В. Чеджемова).
Вместе с. тем недостаточно исследована в педагогическом контексте специфика художественного конструирования и основные методы проектно-художественной деятельности. Исследования последних лет касаются отдельных аспектов данного вида деятельности и не всегда могут быть использованы в учебных целях, особенно в сфере начального образования.
Анализ состояния проблемы позволяет говорить о недостаточной разработанности содержания, методов, форм и средств, а также педагогических условий развития творческого потенциала учащихся средствами художественного конструирования в контексте продуктивного обучения. Вместе с тем,
7 в педагогической теории и практике накоплены значительные знания и созданы методологические предпосылки, образующие базу для такого исследования.
Так как художественно-конструктивная деятельность по способу образования и своему типу помогает осваивать духовный и материальный мир одновременно и создавать новый продукт, то можно предположить, что она может повысить креативное мышление учащихся и развить их творчество, если её организовать на основаниях продуктивного обучения. В этой связи формирование творческих способностей на основе художественно-конструктивной деятельности выступает как объективная потребность системы начального образования младших школьников.
Актуальность нашего исследования определяется:
современными тенденциями образования, ориентирующими на создание условий для раннего развития творческих способностей младшего школьника и объективно существующей ограниченностью использования педагогического потенциала художественного конструирования в-контексте продуктивного обучения в начальной школе для его реализации;
педагогическим потенциалом художественного конструирования в контексте продуктивного обучения младших школьников как средства развития их творческих способностей и недостаточной разработанностью педагогических условий его реализации;
повышением требований к качеству преподавания учебной дисциплины «Трудовое обучение», необходимостью совершенствования- содержа-, ния и технологий педагогической деятельности, ориентированной на развитие творческих способностей младших школьников, формирование специальной развивающей среды средствами художественного конструирования и невозможностью решения этих задач в рамках сложившегося содержания этого предмета.
Анализ психолого-педагогической, методической литературы и педагогического опыта позволил сформулировать проблему исследования. Ее суть
8 заключается в необходимости выявления педагогических условий использования художественного конструирования в контексте продуктивного обучения как средства развития творческих способностей у младших школьников в процессе изучения учебной дисциплины «Трудовое обучение» и во внеурочной деятельности, что и явилось целью исследования.
Объект исследования - художественное конструирование в контексте продуктивного обучения как средство развития творческих способностей у младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия использования художественного конструирования в контексте продуктивного обучения как средства развития творческих способностей у младших школьников1 в процессе изучения дисциплины «Трудовое обучение» и во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: обеспечение роста творческих способностей-младшего школьника будет возможным, если на стадии развития-ребенка в период от 7 до 10 лет включить его в процесс художественного конструирования при соблюдении совокупности педагогических условий:
художественное конструирование организуется на основных положениях продуктивного обучения (единый процесс обучения, учения и практической деятельности учащихся; практическая деятельность непосредственно включена в содержание образования; развитие совмещённого практического и образовательного опыта ребёнка, реализованного в конкретном продукте, психологическом и деятельностном);
содержание и технология художественного конструирования разрабатывается в контексте продуктивного обучения с учётом возрастных особенностей и возможностей младших школьников, при котором художественно-конструктивная деятельность учащихся базируется на проектных и композиционно-образных принципах, методах и средствах творческого процесса;
организация процесса художественного конструирования строится на принципах вариативности и многообразии форм деятельности (индивиду-
9 альной и групповой), направлена на развитие мотивационно-потребностной сферы младших школьников (формирование эстетического отношения к миру, реализацию творческой активности, удовлетворённости эстетических и познавательных потребностей) через становление их субъектной позиции (поиск личных смыслов, принятие решений, рефлексивную и оценочную деятельность).
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и выдвинутыми гипотезами были определены задачи исследования:
Представить анализ основных подходов в теории и практики образования к использованию художественного конструирования в контексте продуктивного обучения как средства развития творческих способностей у младших школьников; уточнить содержание основных понятий: «продуктивное обучение», «художественное конструирование».
Теоретически обосновать возможности художественного конструирования в качестве средства развития творческих способностей младших школьников в контексте продуктивной деятельности в процессе уроков трудового обучения и во внеурочной деятельности.
Разработать педагогические условия использования художественного конструирования в контексте продуктивного обучения для развития творческих способностей у младших школьников на уроках труда и во внеурочной деятельности.
Создать и экспериментально проверить авторскую программу «Художественное конструирование в контексте продуктивного обучения» для начальных классов, разработать её методическое обеспечение.
Методологическую основу исследования составили филосов-ское учение о человеке как носителе творческого начала, свободном в познании и деятельности (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, М. Бубер, Г.В. Гегель, И. Кант, Ж-Ж. Руссо); о сущности и роли эстетического отношения личности к миру, к различным аспектам своей жизнедеятельности (М.М. Бахтин, А.А. Мелик-Пашаев и др.); личностно-деятельностный подход в обучении (Л.И.
10 Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы системности и научности (B.C. Ильин, Н.В Кузьмина).
Теоретической основой исследования явились работы о развитии способностей к творческому мышлению (Г.В. Бурменская, Л.С. Выготский, М.Д Гелб, В.Н. Дружинин, В.Н. Колюцкий, Ю.А. Кулагина, А.А. Мелик-Пашаев, Г. Майкл, М.И. Меерович, Г.В. Олпорт, Я.А. Панамарева, В.Д. Шад-риков, Л.И. Шрагина, Б.Эдварде и др.); о развивающем значении художественно-конструктивной деятельности (И.Ф. Волков, Е.В. Володина, И.П., Волков, И.Т. Волкотруб Н.Д. Калина, СМ. Михайлов, Л.С. Савенков, Н.Н. Ярцев, и др.); исследования в области психологии искусства, трудового обучения и воспитания (А.В. Бакушинский, Ю.К. Беджанов, Н.А. Ветлугина, П.Я. Гальперин, Ц.П. Глинская, B.C. Кузин, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, М.И. Меерович, Б.М. Неменский, Д.И. Ниренберг, Л.А. Парамонова, Е.Ю Протасова, Г.Н. Сидорук , Е.А. Старовит, Т.Я. Шпикалова, Л.И. Шрагина и s др.); психологии труда (П.П. Блонский, В.В. Волков, Н.Д. Левитов, М.В. Хохлова); теория и методика продуктивного образования (И. Беем, Г.В. Бу- з гова, Е.В. Губанова, А.Я. Журкина, Т.Н. Ивочкина, Н.Б. Крылова, Г.Н. Мирошникова, СБ. Попцов, А.Ю. Тужилкин, А. А.Урусов, Е.А. Чопчиян, _,, СВ. Фатеев, Якса Н. В.); теоретико-методические положения о роли проект-но-игровой деятельности как средства активизации познавательной деятельности детей (М.Ю. Бухаркина, Р.Б. Вендровская., Л.С Выготский, В.П. Давыдов, И.А. Домашенко Б.М. Моисеева, А.Е. Петров, Т.А. Ротанова); развития личности в коллективе (И.П. Иванов, М.С Дядищева, М.П. Малиновская.
и др.);
На первом этапе (2000-2001) - на основе теоретического анализа рассматриваемой проблемы и в соответствии с поставленными задачами разрабатывалась программа исследования: изучение теоретических и практических работ по педагогике, психологии, технологиям продуктивного обучения школьников младшего возраста; изучение уровня творческих способностей
учеников младшего школьного возраста, осмысливалась опытная работа во внеурочной деятельности начальной школы.
На втором этапе (2001-2004 гг.) проводился формирующий эксперимент, направленный на апробацию, корректировку и внедрение программы «Художественное конструирование в контексте продуктивного обучения» в процесс уроков «Трудовое обучение» в начальной школе.
На третьем этапе (2004-2007 гг.) осуществлялась систематизация, обработка и обобщение результатов диссертационного исследования, формулировка общих выводов и написание текста, разрабатывалось методическое обеспечение курса и его внедрение в практику.
База исследования: начальные классы гимназии «Аврора» г. Анапы и начальной школы-детского сада № 35 с. Юровка Анапского района Краснодарского края.
Диссертационное исследование проводилось на базе кафедры* социальной работы, психологии и педагогики ГОУ ВПО КубГУ в содружестве с кафедрой гуманитарного образования и эстетического воспитания Кубанского,) краевого института переподготовки педагогического образования: За этот период автором была разработана и издана программа «Художественное конструирование в контексте продуктивного обучения » как дополнение к образовательному стандарту для начальных классов по трудовому обучению, а также учебное пособие по этой программе для учителей начальных классов.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом научных работ, соответствующим содержанию проблемы, методологией и методикой исследования, целесообразным сочетанием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, доказательностью основных положений диссертации посредством долговременного эксперимента и комплексностью методик изучения эффективности применения авторской программы в течение 7 лет, широкой базой исследования и научно обоснованными критериями оценки результатов эксперимента и статистической обра-
12 боткой полученных данных, практической эффективностью полученных результатов.
Научная новизна исследования заключается в том, что
впервые художественное конструирование на уроках «Трудовое обучение» в начальной школе используется в качестве средства развития творческих способностей младших школьников в контексте продуктивного обучения, что расширяет рамку элементов применения продуктивного образования в отечественной школьной практике;
экспериментально доказана возможность положительно воздействовать на развитие творческих способностей школьников (оригинальность, гибкость, беглость мышления) младшего возраста (прежде всего для учащихся с низким исходным уровнем развития креативных способностей) в процессе их художественно-конструктивной деятельности на основе принципов продуктивного обучения;
выявлены педагогические условия использования художественного конструирования в развитии творческих способностей младших школьников в контексте продуктивного обучения на уроках труда и во внеурочной деятельности (опора на основные положения продуктивного обучения; отбор содержания и построение технологии художественного конструирования на проектных и композиционно-образных принципах, методах, средствах творческого процесса; организация процесса на принципах вариативности и многообразия форм деятельности при направленности на развитие мотивацион-но-потребностной сферы младших школьников через их субъектную* позицию);
теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена авторская программа «Художественное конструирование в контексте продуктивного обучения» для уроков «Трудовое обучение» в начальной школе, обладающая возможностью тиражирования и массового внедрения в практику общеобразовательной школы;
- исследованы особенности и разработана технология и методика трудового обучения, построенная на художественно-конструктивной деятельности в начальной школе для уроков трудового обучения и внеурочной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем осуществлены систематизация и расширение исследовательских подходов к развитию творческих способностей младших школьников в процессе художественного конструирования за счет определения педагогических условий, системы методов, приемов и подходов к преподаванию авторского курса, которые могут быть использованы современной дидактикой с целью совершенствования учебного процесса в начальной школе, учреждениях дополнительного образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разрабо-тайный подход к использованию художественного конструирования^ в контексте продуктивного обучения может быть одним из оснований для совершенствования программы трудового обучения в начальной школег Разработанная программа «Художественное конструирование в контексте продуктивного обучения», направленная на совершенствование процесса» обучения труду в начальной школе, методические рекомендации и конспекты уроков могут найти применение и уже используются в процессе профессиональной подготовки специалистов начального образования, переподготовки и курсах повышения квалификации.
Материалы диссертации могут использоваться в деятельности учителей' начальных классов, методистов, в системе повышения квалификации, для обучения студентов педагогических специальностей. Разработанная программа по трудовому обучению «Художественное конструирование в контексте продуктивного образования» включает специальные педагогические ситуации, которые можно использовать при проектировании условий обучения творческому решению задач в других дисциплинах.
Специально включенная в учебный процесс система игровых заданий обеспечивает деятельность, в которой поисковые ситуации ставятся перед учащимися младшего возраста для создания нового продукта. Данный опыт можно отнести к процессу обучения творчеству, который можно использовать в дополнительном образовании.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается анализом научных работ по проблемной области (отечественных и зарубежных); методиками, адекватными поставленным задачам, лонгитюдным формирующим экспериментом, участием экспериментатора в учебном и экспериментальном процессе, сопоставимостью основных данных лонги-тюдного исследования с результатами других авторов.
Надежность результатов обеспечивается применением принятых в науке методик ряда исследований объекта, предмета, целей и задач, получения" общепризнанных методов статистической и математической обработки результатов.
Апробация результатов исследования. Теоретические положения и результаты исследования внедрены в практику трудового обучения в начальных школах города Анапа в виде авторской программы «Художественное конструирование в контексте продуктивного обучения».
Результаты исследования получили положительные отзывы на научно-практических конференциях; в выступлениях на теоретических семинарах учителей изобразительного искусства и трудового обучения «Преподавание предметов искусства и трудового обучения-в начальной школе» в г. Анапа, заседаниях кафедр социальной работы, психологии и педагогики высшего образования ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет», психологии и педагогики АФ МГГУ им. М.А. Шолохова; методических объединений органов управления образования и ЦДППО г. Анапы, на краевом семинаре «Искусство в школе» для учителей изобразительного искусства и трудового обучения, мастер-классе по обучению развивающих методик и технологий; на краевой конференции «Инновационный поиск» (Краснодар, 2001 г.), се-
15 минаре для учителей изобразительного искусства и черчения (Краснодар, 2002 г.), краевой конференции по развивающим технологиям для начальных классов в мастерской «мастер-класс» (Краснодар, 2002 г.), презентации программы (Краснодар, 2003 г.).
По теме исследования соискателем издано пособие «Методические разработки уроков художественного конструирования на уроках трудового обучения 1 класс» (М.: Владос, 2006).
Основное содержание работы отражено в 12 публикациях. Результаты исследования используются при проведении лекционных и практических занятий в рамках учебных курсов для повышения квалификации учителей начальных классов в АФ МГГУ им. Шолохова г. Анапа. Разработанная на основе исследования программа используется в практике школ г. Анапы (гимназии «Эврика», «Аврора»; начальная школа-детский сад № 35 с. Юровка).
На защиту выносятся следующие положения:
Реализация потенциала роста творческих способностей младшего школьника (беглость, оригинальность, гибкость) будет возможной, если на стадии развития ребенка в период от 7 до 10 лет включить его в процесс художественного конструирования в контексте продуктивного обучения при соблюдении совокупности перечисленных ниже педагогических условий.
Основными педагогическими условиями реализации творческого потенциала художественного конструирования младших школьников в процессе уроков трудового обучения являются следующие:
художественное конструирование организуется на основных положениях продуктивного обучения (единый процесс обучения, учения и практической деятельности учащихся; практическая деятельность непосредственно включена в процесс содержания образования; развитие совмещённого практического и образовательного опыта ребёнка, реализуемого в конкретном продукте - выполненном проекте и творческом отчёте).
содержание и технология художественного конструирования разра-батваются в контексте продуктивного обучения с учётом возрастных особен-
ностей и возможностей младших школьников, при котором художественное конструирование учащихся базируется на проектных и композиционно-образных принципах, методах и средствах творческого процесса;
3) организация процесса художественного конструирования учащихся строится на принципах вариативности и многообразии форм деятельности (индивидуальной и групповой), направлена на развитие мотивационно-потребностной сферы младших школьников (формирование эстетического отношения к миру, реализацию творческой активности, удовлетворённости эстетических и познавательных потребностей) через их субъектную позицию (поиск личных смыслов, принятие решений, рефлексивную и оценочную деятельность).
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 304 наименований, 12 таблиц, 10 рисунков, 7 приложений.
Продуктивное обучение как контекст использования художественного конструирования в качестве средства развития творческих способностей младших школьников
Если система плохо работает, то необходимо выйти за её пределы, осмыслить в новом контексте, чтобы улучшить её деятельность. В качестве общего рабочего определения контекста понимается широкий (условно широкий в данной ситуации) уровень объяснения-и осмысления происходящего. Он - то, что- лежит за пределами структуры /структур или системы и обеспечивает их изменчивость; то, что помогает интерпретировать новые связи: с одной стороны, - идей, значений, смыслов, символов и других мыслительных конструкций (Н.Б. Крылова).
В качестве контекста использования конструктивной деятельности как средства развития творческих способностей младших школьников висследо-вании было задано продуктивное обучение «productive learning», которое рассматривается чаще всего как альтернативная организация образовательного процесса прежде всего на старших ступенях обучения и организованная как «учение в деятельности и через деятельность». Активно развивается в мировом сообществе образования движение за продуктивное обучение, в котором принимают участие семнадцать стран Европы, Америки, а также России (Москва, Санкт-Петербург, Кемерово, Сочи, Саратов). Использование контекста «продуктивность» призвано определить новую особенность образовательной позиции ученика младших классов. В ней содержание школьного образования и способы его реализации изменяются не только в соответствии с традиционным пониманием образовательной деятельности, но и продуктивной, относящейся к сфере реализации творческой активности человека. Термин «продуктивное обучение» (учение) отражает принципиальную идею активной и самостоятельной учебной (проектной) деятельности ученика, соединённой с его реальной трудовой деятельностью [118,с. 139].
Продуктивная педагогика - это способ оптимального педагогического реагирования современного образования на формирующиеся в России рыночные условия. Она проявляется в строгом органическом соединении форм развития у личности свойств и качеств, необходимых и оптимально адекватных требованиям рыночной экономики страны [43]. Термин «продуктивность» в словосочетании «продуктивное обучение», по мнению Г.К. Селевко, отражает три важнейших стороны и имеет три значения: - некоторое качество созидательной, производительной, хозяйственной или общественной деятельности человека, результатом которой является продукт - материальный, интеллектуальный, духовный; - используется психологией в сочетаниях «продуктивность мышления», «продуктивный интеллект» и отражает качество эффективности интеллектуальной деятельности личности; - результат деятельности образовательной системы, выдающей социальный продукт в виде судеб людей и сообществ[211].
И.И. Подласый в книге для учителя «Продуктивная педагогика» дает ей следующее определение: «Продуктивным назовем знания, умения, обладая
будущей которыми выпускник школы обретает прочную опору для своей жизни. Продуктивные - значит необходимые, действенные, прочные, постоянно актуальные, сформированные на должном уровне знания и умения» [118,с.З].
Понятие «продуктивное» трактуют как процесс, направленный на создание продукта, который можно продемонстрировать (Н.Б. Крылова;.. О.М. Леонтьева) [118,с.4]. Н.Б. Крылова идею продуктивности видит в том, чтобы «дать учащимся возможность учиться в процессе реального дела у мастеров (профессионалов), совместно с ними выполнять реальную работу, возвращаясь в здание школы («учебную мастерскую») для группового обсуждения проблем обучения и практики, консультацией с педагогами и оформления образовательных отчетов по проектам» [118, с. 123].
Немецкие ученые из берлинского Института продуктивного обучения в Европе (IPEE) отмечают, что в основе методологии и методики продуктивного обучения лежит принцип, впервые сформулированный Дж. Дьюи «learning Ьу doing» - «обучение через деятельность (делание)» [118,с.4] .
Ингрид Беем, Иене Шнейдер определяют продуктивное обучение как «образовательный процесс, приводящий к повышению роли личности в сообществе и к изменению самого сообщества. Он реализуется в гибкой деятельности, ориентированной на продукт и осуществляемый в реальной жизненной ситуации на основе образовательного опыта и в рамках групповой работы, вдохновляемой педагогами [118, с. 10].
Л.ИіКосикова, Л:Пі Кузнецова сформулировали определение: так: «Продуктивное обучение - это процесс образования, целью которого являетсяфазви-тие личности в сообществе,- а также совершенствование самого сообщества. Этот процесс нацелен на успешность в деятельности;, ориентированной на продукт, осмысление этой деятельности в группе учащихся при поддержке педагогов» [118, с. 91]. Г.Г. Коннычева, Е.Е. Симдянкина, рассматривая коренные изменения в системе образования, предполагают, что «продуктивность — это совершенно иные, альтернативные традиционным параметры учебы, делающие свободными индивидуальный интерес каждого ученика и выбор им собственного образовательного пространства, что открывает путь к самостоятельности и автономности его учебной деятельности» [118, с. 121].
Изучая организацию продуктивной педагогической практики студентов, М.Н. Бурмистрова определяет продуктивное образование как «опыт практической деятельности, формирующий основу для расширения образо-вательных горизонтов студента, его личностного обращения к теоретическому знанию, необходимому для решения сложных вопросов на практике» [118, с. 131]. Н.Б.Дворцова, Н.Г.Чарнилова определяют продуктивность в качестве «обеспечения четкой нацеленности образования на реальный, конкретный, конечный продукт (самостоятельный проект и образовательный отчет в итоге) создаваемый учащимся в рамках его соединенной учебной и трудовой деятельности» [118, с. 139].
Падение качества традиционного образования заставляет педагогов и ученых всего мира искать альтернативные пути подлинных показателей продуктивности и организовывать центры-и школы продуктивного обучения. Учебные и социально-педагогические проекты «Продуктивное обучение в берлинских школах» решали проблему новых возможностей трудоустройства. Основной принцип данного проекта - выбор молодыми людьми продуктивной деятельности на рабочих местах в реальных жизненных ситуациях — обусловил их заинтересованность (мотивацию) в самостоятельном образовательном процессе, в котором продуктивная деятельность на рабочем месте становилась стартовой точкой в образовании [118, с. 15]. Важной-предпосылкой и мотивацией в этом случае становиться связь учебы и деятельности, благодаря которым учащиеся приобретают умения компетенции: использовать разные формы информации и коммуникативные методы; самостоятельно формулировать темы и делать теоретические выводы; принимать решения.
Педагогический потенциал художественного конструирования в образовательном процессе
В Сочинских проектах продуктивного обучения, реализуемых на базе учреждений дополнительного образования, идея «Проектный замысел» осуществляется в студии продуктивного обучения художника-оформителя. Она ориентирована на старшеклассников, владеющих основами изобразительного искусства и избравшими для себя этот профиль. Основная цель — организация реальной практической деятельности обучающихся, которая мотивирует получение знаний и опыта. Оформление афиш, рекламных щитов, участие в разработке эскизов праздников и спектаклей, оформление выставок в библиотеке - это реальные продукты деятельности, создавая которые учащиеся получают навыки работы и новый социальный опыт [118, с.95].
Методы продуктивного обучения обеспечивают творческую самореализацию ученика, дают возможность раскрыть свой творческий потенциал и задатки, которые оказались невостребованными в традиционной школе. Это только подтверждает расширение индивидуальной практики учащихся- средней школы. Но важно решить еще ряд продуктивных задач, направленных на интенсивное развитие креативных способностей ученика начального звена: - формирование позитивной «Я — концепции» и навыков продуктивных отношений, развитие творческих способностей, эмоциональное развитие учащихся; - восприятие окружающей действительности через собственное отношение и её понимание; - самопознание и самореализация, потребность к созиданию; - взаимодействие со средой, позволяющей сделать внешнюю оценку. Для этого был проанализирован опыт продуктивного обучения Саратовского Дворца творчества детей и молодежи. Это обучение выстраивалось на основе принципа образования ребенка через производство им личностно вые, каких в начале действия не было. Сам процесс сочинительства - это процесс раскрепощенного сознания - сложный, не ограничивающийся никакими рамками и канонами. Основан он на системе конкретных преобразований исходных форм: — комбинация — составление простых форм в более сложную структуру, — членение формы — деление целого на составляющие, — деформация или трансформация формы в новое качество по внешним или функциональным признакам.
Таким образом, принципиально важным является процесс продуктивного моделирования, в котором система целевых установок позволяет выстроить практическое педагогическое действие, ориентированное в своей подсистеме на воображение и на техническое воплощение целей и средств их достижения и наличия в учебном процессе квалификации конкретного педагога и продуктивности в виде «ноу-хау». Речь идет о специфическом смысле самостоятельных действий, формирующих навык сочинительства как самой формы, так и организации пространства для шее. Исследуя канал педагогического воздействия, мы остановились на технологической стороне выполнения заданий, в которых сформированные на предыдущих этапах обучения1 стереотипные мышление и действия на данном этапе становятся невозможными, так как на завершающей стадии процесса выходят на новый творческий уровень, связанный с подсознанием ученика. Навязанный предыдущим «внешним» потенциалом в виде операциональных действий, связанных с аппаратом рационального мышления, он переходит во «внутренний» — творческий потенциал ученика [23, с.90].
Результат действий в процессе художественного конструирования - это процесс познания мира. Он создает условия для применения предметных знаний в новых, нестандартных ситуациях, выводит на межпредметную интеграцию знаний, содействует мыслительной практике школьников, создает эмоционально-положительные установки. Этот процесс через художественно-конструктивную деятельность обеспечивает организацию диалога ребенка с предметным миром, в котором учащиеся не просто подражают тому, что видят и воспринимают, но и комбинируют свои представления, творчески их воспроизводят.
Результат действий в процессе художественного конструирования - это процесс познания мира и познания определенной деятельности. Он создает условия для применения предметных знаний в новых, нестандартных ситуациях, выводит на межпредметную интеграцию знаний, содействуют мыслительной практике школьников, создает эмоционально-положительные установки. Этот процесс через художественно-конструктивную деятельность обеспечивает организацию диалога ребенка с предметным миром, в котором учащиеся не просто подражают тому, что видят и воспринимают, но и комбинируют свои представления, творчески их воспроизводят в определенном продукте.
Изучение проблемы показало, что обучение в практической; художественно-конструктивной деятельности оказалось такой формой, благодаря которой школьники в активном и творческом процессе в реальной-художественной среде могут развивать свою индивидуальность и формироваться как творческие личности. Сущность творческого процесса одинакова для всех, но разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Различные виды художественно-конструкторской деятельности, которые позволяют проектировать творческие задания с включением учащихся в определенное действие и творческую педагогическую ситуацию, могут быть основным инструментальным- средством реализации творческого потенциала личности ученика в процессе обучения.
Любую проблему можно решить, исходя из прямых значений, определяющих ее условия. При осуществлении предметной деятельности, в процессе решения художественно-конструкторских задач получается продукт, созданный в одном случае характерной особенностью мышления ученика с помощью анализа значений вещей и явлений, во втором случае - путем по 46 искаответа на вопрос «что это значит?»; в третьем - в процессе выявления-природных связей и закономерностей.
Изучение проблемы показало, что обучение в практической, художественно-конструктивной деятельности оказалось такой формой, благодаря которой школьники в активном и творческом процессе в реальной художественной среде могут развивать свою индивидуальность и формироваться как творческие личности.
В результате теоретического анализа была обоснована идея использования художественно-конструктивной деятельности как формы обучения с преобладанием продуктивного характера для реализации творческого потенциала ученика младшего школьного возраста.
Содержание авторской программы «Художественное конструирование в контексте продуктивного обучения»
Анализ основных направлений реализации продуктивного обучения и творческого потенциала художественного конструирования позволил найти подходы к конструированию содержания и разработке педагогической технологии, при которой процесс формирования творческих способностей на основе художественного конструирования выполняет функцию продуктивного обучения младших школьников за счёт переосмысления и превращения урока труда начальной школы в интеллектуальный, творческий процесс.
Сущность и особенности организации продуктивного обучения младших школьников в условиях художественно-конструктивной деятельности могут максимально обеспечивать обогащение творческого практического опыта личности, многовариантность и практическую ориентированность деятельности, результативность и саморазвитие личности. Продуктивный подход рассматривался как педагогический процесс, нацеленный на получение школьниками социально-значимого продукта через организацию творческого (креативного) процесса, а методы художественного проектирования как компонент продуктивного обучения. В результате была обоснована идея использования художественно-конструктивной деятельности как формы обучения с преобладанием продуктивного, творческого характера для реализации творческого потенциала ученика младшего школьного возраста, для чего была специально разработана авторская программа «Художественное конструирование в контексте продуктивного образования».
Авторская программа построена как курс, предназначенный для учащихся начальных классов всех типов учреждений среднего образования, содержание которого соответствует базовому уровню подготовки младших школьников и представляет собой интеграцию основ проектирования, графического языка, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и трудового обучения. Развитие ученика обеспечивается за счёт включение учащихся в разнообразную деятельность, при которой вырабатываются умения, позволяющие осваивать новые виды труда, таким образом, практическая деятельность непосредственно включена в содержание образования.
При разработке методической системы обучения художественному конструированию школьников на базе уроков труда (технологии) следовало учитывать множество-факторов. На первом этапе были определены: цель, задачи, элементы содержания, условия проектирования и развития авторского учебного курса, разработана концепция и авторская программа «Художественного конструирования», формы и методы обучения и воспитания, направленные на развитие творческих способностей учащихся.
Педагогическая концепция учебного курса «Художественное конструирование в контексте продуктивного обучения» строилась на общих дидактических принципах обучения и характеризовалась следующими признаками: - взаимосвязь этапов конструирования и учет целей обучения и1 возрастных особенностей учащихся; - интеграция с другими дисциплинами курса. Кроме этого, необходимо было установить взаимосвязь «(художественного конструирования» с рядом основополагающих понятий, таких как деятельность, управление, мотив, цель, взаимоотношения, развитие, творчество и другие. Поэтому конструирование содержания курса начиналась с постановки цели: дать учащимся основные понятия о художественно-конструктивной деятельности как о способе индивидуально-личностного и коллективного преобразования; сориентировать художественно-конструктивную деятельность на результативно-продуктивную составляющую, обеспечивающую включенность младшего школьника в продуктивно —творческую деятельность и получение для него реально- ценностного продукта, формировать основы проектного мышления, овладение основными приемами выражения образа способами формообразования. Изучение теоретического материала привело нас к выводу о необходимости разработать строение содержания обучения, на основе спирально-концентрического принципа, что позволяет ученикам, на разных возрастных этапах обучения, в разных областях деятельности, постоянно использовать ранее сформированные навыки и приемы умственной и практической деятельности, при этом постепенно расширять и углублять в данной сфере свои возможности. Учащиеся начальной школы знакомятся с основами художественно-конструкторского проектирования: формируют зачатки пространственных представлений, способы действий в процессе сочинительства, предпосылки умения видеть сочиняемую форму как объемно-пространственную реальность.
Нами было выделено четыре основных этапа трехгодичного курса, связанных с целями и образовательными задачами каждого класса в начальной школе, представленными различными видами деятельности: проектной, чертежно-графической, бытовой художественно-прикладной, основы художественной обработки материалов. Все блоки взаимосвязаны, что и составляют целостную картину исследуемого объекта.
Теория создания продуктов художественно-конструктивной деятельности - основы проектной и графической грамотности; основные принци 81 пы организации композиции; отображение формы при помощи объемов, пропорций, перспективы, деформации, трансформации, стилизации изображения и др.
Средства отображения — модели, макеты зарисовки, эскиз, чертежи аппликации, коллажи, проекты и др. При этом на каждом этапе содержание последовательно усложняется, сохраняя принцип научности и доступности Таким образом, в течение обучения, периодически происходит возврат к ранее изученному, но каждый раз это делается на более высоком уровне и младший школьник неоднократно повторяя важные понятия, последовательно расширяет рамки изученного. Такое последовательное осваивание новых приемов практической деятельности происходит -" от простых до сложных, дает возможность проработать каждое действие, закрепить-усвоенные ранее навыки и обогатить и усложнить новыми элементами создаваемый объект (Приложение А).
В целом, в программе изложены основные понятия, теоретические и практические основы проектной деятельности художественного конструирования. Весь курс разделен на разные уровни познания, построенные4 на основе принципов освоения способов данной деятельности, каждый из которых соответствует этапам обучения, что позволяет осуществить разные требования к знаниям младших школьников в зависимости от степени их обученности и усвоении основного материала.
В основу структуры программы было положено блоковое строение содержания. Учащиеся знакомятся со способами построения наглядных изображений на чертежах; с элементами макетирования в бумагопластике и других материалах. Для выполнения заданий учащимся также необходимо освоить различные виды двух и трехмерных изображений, познакомится со способом модульного построения и т.д.
Общая характеристика экспериментальной работы
Учебная творческая задача может строиться на-принципах анализа предмета деятельности, преобразования предмета деятельности, управления предметом деятельности. В предметной художественно-конструктивной деятельности любой задачи-или компонентов может быть представлен во множественном числе. Сразу, одновременно, могут выполняться, несколько целей;1 могут производиться один, или,несколько продуктов деятельности; при выполнении: деятельности может использоваться1 несколько? инструментов,, операций. Например, деятельность группы по подготовке к коллективному празднику — многоцелевая, многопредметная, многосодержательная, содержащая, много разных операций в итоге создающая продукты социальной значимости. Лепка игрушек, оформление музеев;, сбор материала по оформлению, подготовка экскурсоводов, сбор исследовательского материала. Таким образом, в деятельности подготовке к празднику все компоненты представлены во множественном числе.
Здесь мы имеем возможность осуществлять взаимосвязи основных компонентов деятельности. Первое это ученик, как субъект деятельности воздействует на предмет и используя собственные усилия преобразует его в продукт. Второе - вид взаимосвязи — это отношение между такими компонентами деятельности как цель и мотив. Например, в деятельности оформления праздника связанной с созданием посуды, цель и мотив отражали желание сделать и представить свой продукт в виде проделок на ярмарке.
Целостность- установка деятельности, дающая обобщенные понятия, которые представляют ингредиенты — части рассматриваемого объекта составные или сложные (составленные из простых). Здесь содержание деятельности отвечает на вопрос, какими являются эти части по: материалу (предметному или физическому); происхождению — как получен объект; составу: простыми, сложными, составными и сложно- со ставными; Художественное конструирование организуется через связи управления, регулирования и корректировку средств деятельности ученика. Обучение конструированию в общем виде содержит восприятие, наблюдение и опыт. Восприятие осуществляется через процесс приема сообщения, осмысление, отбор информации, ассоциирование, накопление информации, вое- произведение и творческой переработки ее в продукте. Наблюдая, ученик осуществляет познавательный, разведывательный процесс. Происходит внутренний поиск, в котором он мысленно анализирует предполагаемое решение и переходит в процесс конструирования, с характерным приобретением навыков и умений, называемым опыт. Специфика такой деятельности учащегося состоит в осуществлении самостоятельной по Ill исковой деятельности, что и обеспечивает овладение методом конструкторского моделирования и развитие творческих способностей. Здесь осуществляется преобразовательная и познавательная активность ученика, что определяет данную деятельность как продуктивный опыт.
Это заставило рассмотреть методику художественного конструирования как преобразующую учебную деятельность в целенаправленном и программируемом процессе со своими целями и результатами. Она соответствует специфике художественно- конструкторской деятельности, сущность которого заключается в моделировании - создании модели объекта, в соответствии с практической и эстетической функциями и закономерностями формообразования. В программе используются разные виды моделирования, предметное — занимает ведущую позицию. Оно выражается в объемно-пространственном представлении об оригинале и исполняется в различных материалах. Охватывает этапы работы от первичного наброска-представления в уме, последующих эскизных предложений до окончательного- проекта. В процессе работы, ученики осуществляют параллельно графическое моделирование, в котором создаются рисунки, схемы, наброски отражающие состояние объекта на различных стадиях проектирования. В этом1 процессе происходит постепенное усовершенствование геометрических, плоскостных и объемных форм. Учениками рассматриваются взаимосвязи его составных частей, конструкция и внешний вид создаваемого продукта, когда процесс моделирования приобретает характеристику динамики, а продукт -проект выступает пространственной стороной.
Для- построения обучающей модели, на наш взгляд, необходимо- было проследить структуру и содержание проектно-люделирующей деятельности и определить схему взаимоотношений «учитель-ученик», «практическая-психическая деятельность», законы конструктивного формообразования и т.д. Структура имеет сложный (двойственный) характер: — первый определяет внутреннее логическое построение материала курса в соответствии с научным знанием в данной области художественного 112 конструирования — второй — зависит от взаимосвязи и взаимозависимости материала программы. Приоритетное влияние на структуру программы оказывает видение внутренней организации материала как проектно-моделирующей деятельности, которую можно рассматривать через три этапа создания проекта: — начало творческого процесса, — процесс творческой деятельности, — результаты творчества.
Здесь предметом исследования является педагогическая деятельность и деятельность обучающихся. Целью данной деятельности является овладение практическими знаниями и приемами по конструированию и приобретение в ходе обучения творческих умений, методов и операционной техники конструирования-.
Процесс деятельности совершенствуется под влиянием собственного продукта - проекта. Его методика вскрывает сложную- динамику познавательной и-творческой деятельности: учитывает специфику учебной дисциплины, взаимоотношения учителя и ученика, особенности психической деятельности учащегося.
Таким образом, при разработке теории и технологии художественного конструирования в контексте продуктивного обучения было уделено внимание особенностям обучения творчеству, основанном на концепции развития креативных способностей, в процессе художественной деятельности. В качестве конечного продукта учебной- деятельности младших школьников использовалась модель творческих действий и ролевое поведение, характерное для данного вида творчества. Реализации продуктивного обучения и- творческого потенциала художественного конструирования позволил найти подходы к конструированию содержания и разработке педагогической технологии, при которой процесс формирования творческих способностей на основе художественно-конструкторской деятельности выполняет функцию продук 113 тивности обучения младших школьников за счёт переосмысления и превращения урока труда начальной школы в интеллектуальный, творческий процесс.