Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические предпосылки конструирования среды воспитания культуры межнационального общения школьников- подростков 14
1.1. Сущность культуры межнационального общения школьников-подростков 14
1.2. Проблема конструирования среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков в социологических и психолого-педагогических исследованиях 30
1.3. Диагностика среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков 47
Глава 2. Педагогические условия и средства конструирования среды воспитания культуры межнационального общения школьников- подростков 76
2.1. Организация взаимосвязанной культуро-ориентированной научно-педагогической деятельности педагогов и деятельности родителей по конструированию среды воспитания культуры межнационального общения 76
2.2. Соорганизация деятельности субъектов воспитания культуры межнационального общения 98
2.3. Реализация проблемного подхода к организации жизнедеятельности школьников-подростков в условиях межнационального общения .120
Заключение 150
Библиографический список 158
Приложения 178
- Сущность культуры межнационального общения школьников-подростков
- Проблема конструирования среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков в социологических и психолого-педагогических исследованиях
- Организация взаимосвязанной культуро-ориентированной научно-педагогической деятельности педагогов и деятельности родителей по конструированию среды воспитания культуры межнационального общения
- Соорганизация деятельности субъектов воспитания культуры межнационального общения
Введение к работе
Актуальность исследования. Важнейшая закономерность развития современного сообщества - сближение стран и народов, усиление их взаимодействия. Современный этап общественного развития характеризуется, с одной стороны, объединением народов в разных областях деятельности, что разрушает исторические барьеры между ними, с другой, - существует угроза стирания этнического и культурного своеобразия народов, вынужденной жизни по чужим стандартам, что вызывает сопротивление, стремление защищать и сохранять уникальность собственной культуры. Для нашей страны эти проблемы усугубляются тем, что рушатся социальные стереотипы и по-новому ставится вопрос о приоритетах и ценностях воспитания. В связи с этим наблюдается повышение интереса современных ученых и практиков к проблемам межнациональных отношений и межнационального общения подрастающего поколения.
При этом Сибирь — не исключение. Сибирский регион является многонациональным пространством, в нем живут представители различных национальностей. С 90-х годов XX столетия волна межнациональных конфликтов, периодически вспыхивающих в России, коснулась и Сибири. Особенно это отразилось на населении, мигрировавшем в Красноярский край из южных регионов бывшего СССР. Часть этого населения, состоявшая из представителей разных национальностей и конфессий, слабо представляла себе специфику Сибири, сложившиеся в ней политические, экономические, экологические, культурные и межнациональные связи, и с трудом уживалась на новом месте. Особенно в этих условиях страдали дети. В воспитательной политике на всероссийском и региональном уровнях долгое время отсутствовали нормативные документы и практические рекомендации по решению назревших проблем межнациональных отношений. В последнее время в ряде государственных документов расставлены акценты на решении этих проблем. В основополагающих документах в области образования («Национальной доктрине образования в Российской Федерации», «Концепции модерниза ции российского образования на период до 2010 года», «Программе модернизации педагогического образования» и др.) определены приоритеты отечественного образования и воспитания. Одним из таких приоритетов, нуждающихся в научной разработке и обосновании, выступает проблема формирования культуры межнационального общения, толерантности, успешного взаимодействия представителей разных национальностей. Так, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» акцентируется внимание на том, что современному обществу нужны высоконравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, делать выбор, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности [120].
Целенаправленное воспитание, организуемое обществом, протекает тем успешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на личность объективные условия её жизни, социальная среда.
В последние годы в воспитании, наряду с другими проблемами, уделялось внимание и конструированию школьной среды воспитания. Как показывают многочисленные исследования, уровень развития личности школьника-подростка не отвечает современным требованиям нашего многонационалыюго общества. Среди многих причин отсутствия должного внимания к организуемой воспитательной среде в обществе называют сталинскую национальную политику, кризис социальной и экономической сфер, миграцию населения в связи с индустриальным строительством. При этом наблюдается явный дефицит культуры межнационального общения. Больше всего эта проблема касается самого молодого поколения страны. Поэтому проблема конструирования среды общения детей различных национальностей и воспитания культуры межнационального общения приобретает особое значение.
Достичь взаимопонимания всех субъектов процесса воспитания в оценках деятельности и поведения школьников становится всё сложнее, что можно объяснить условиями интернационального, национально-лингвистического и на ционально-религиозного характера. Интернациональность обусловлена современными социальными и социально-психологическими факторами, к числу которых можно отнести усиление урбанизации, неограниченный доступ к средствам массовой информации, изменения в образе жизни. Национально-лингвистическое - порождает трудности в общении из-за незнания русского языка как средства межнационального общения. Национально-религиозное -представлено различиями в обычаях, в представлениях об удобствах быта и домашнем уюте, в отношениях к людям, в восприятии своей и иной веры. Задача общества состоит в том, чтобы у представителей разных народов с малых лет формировать нравственно-эстетические, национальные черты, преодолевать возникающее у них взаимное отчуждение. Повсеместное стремление к национальному возрождению раскрывает пути для диалога культур, для воспитания молодежи в духе культуры межнационального общения.
В связи с этим одним из эффективных путей воспитания культуры межнационального общения может выступать конструирование специальной воспитательной среды, в которой школьники будут усваивать культуру межнационального общения.
Сущность культуры рассматривается в трудах отечественных и зарубежных исследователей (Н.А.Бердяев, А.М.Гендин, Л.Н.Гумилёв, К.Г.Доусоп, Н.К.Рерих, Ф.Тепбрук и др.). Культуре общения посвящены труды В.С.Библера, Г.Д.Дмитриева, Я.П.Коломинского, А.В.Мудрика и др.
Проблемы межнационального общения рассматриваются в работах Ю.В.Арутюняна, З.Т.Гасанова, М.С.Джунусова, Л.М.Дробижевой и др.
Особую значимость для данного исследования имеют труды, рассматривающие вопросы воспитания толерантности и коммуникативности (И.И. Барахович, В.Ф. Габдулхаков, Д.В. Зиновьев, В.А. Лекторский, Б.Э. Ри-эрдон, Л.И. Семина и др.).
Методология воспитания и развития личности представлена в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, А. В. Брушлин-ского, Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Чижаковой и др.
Проблемы развития личности в подростковом возрасте освещаются в трудах психологов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, Д.И. Фельдштейн, Л.М. Фридман и др.).
Основополагающими для нашего исследования выступили труды педагогов, как классические (П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухо-млинский, СТ. Шацкий и др.), так и современные (Е.В. Бондаревская, Д.В. Григорьев, Г.В. Дмитриев, Г.М. Коджаспирова, Л.И. Новикова, А.И. Рябинин, Г.С. Саволайнен, Н.Л. Селиванова, А.А. Шибаева, М.И. Шилова, В.А. Левин и др.), раскрывающие проблемы, связанные с конструированием педагогического процесса и среды воспитания.
Отдельные аспекты конструирования среды культуры межнационального общения рассматриваются в исследованиях В.И. Буренко, B.C. Комарова, В.В. Меркулова и др., частные вопросы конструирования - в исследованиях В.Ы. Абросимова, В.И. Боголюбова, Н.О. Гафуровой и др.
Ряд авторов акцентируют внимание на проблемах подросткового возраста. Психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, Д.И. Фельдштейн, Л.М. Фридман) в своих исследованиях показывают, что решающая роль в развитии школьника в данном возрасте принадлежит, прежде всего, устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с объективным миром, что биологический фактор свое влияние оказывает на подростка не прямо, а через систему его социальных взаимодействий с окружающими. Подростковый возраст важен в отношении психического развития, формирования личности, и в то же время этот период считается самым трудным с точки зрения организации с учащимися этого возраста учебно-воспитательной работы. Школьники в этом возрасте готовы к усиленному усвоению национальных ценностей, развитию активной жизненной позиции и на базе развития рефлексии - формированию стремления осознать собственное «Л», сделать выбор вида учебной деятельности, профиля обучения, специализации, не позволяя сделать его за себя другим, опреде лить границы собственной культуры общения, что, несомненно, должно стимулировать и проявление культуры межнационального общения.
Таким образом, в науке существуют определённые предпосылки для решения проблемы конструирования среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков.
Вместе с тем анализ социологической, психолого-педагогической литературы, практики воспитания в целом и воспитания, направленного на формирование культуры межнационального общения, позволил выделить противоречие между социальным заказом школе по воспитанию толерантной личности, готовой жить и эффективно взаимодействовать в многонациональном и поликультурном обществе, и недостаточной разработанностью подходов к конструированию среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков.
Один из путей разрешения данного противоречия мы связываем с определением, научным обоснованием и апробацией педагогических условий и средств конструирования среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков.
Всё вышеизложенное послужило основанием для выбора темы исследования «Конструирование среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков .
Объект исследовании: учебно-воспитательный процесс в современной основной общеобразовательной школе.
Предмет исследования: педагогические условия и средства конструирования среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков.
Цель исследования: разработать, обосновать и реализовать в опытно-экспериментальной работе педагогические условия и средства конструирования среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков.
Гипотеза исследования. Конструирование среды воспитания культуры межнационального общения будет эффективным и обеспечит готовность школьников-подростков к толерантному культуросообразному общению в поликультурном социуме, если в его процессе будут созданы и реализованы следующие педагогические условия и средства:
- осуществлена взаимосвязанная культуро-ориентированная научно- педагогическая деятельность педагогов и родителей, сочетающая элементы научного просвещения и практической деятельности по конструированию среды воспитания культуры межнационального общения школьников- подростков;
- обеспечена соорганизация деятельности субъектов воспитания культуры межнационального общения;
- разработан и внедрен проблемный подход к организации куль-туро-ориентированной жизнедеятельности школьников в условиях межнационального общения.
В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:
1. Определить степень разработанности исследуемой проблемы в педагогической теории и практике; раскрыть сущность понятий «культура межнационального общения школьников-подростков» и «конструирование среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков».
2. Теоретически обосновать условия и средства эффективности конструирования среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков.
3. Разработать содержание и обеспечить взаимосвязанную культуро-ориентированную научно-педагогическую деятельность педагогов и родителей, сочетающую элементы научного просвещения и практической деятельности по конструированию среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков.
4.0беспечить соорганизацию деятельности субъектов воспитания культуры межнационального общения.
5. Разработать и внедрить проблемный подход к организации куль-туро-ориентированной жизнедеятельности школьников в условиях межнационального общения.
Методологической основой исследования являются положения о социальной обусловленности развития личности; взаимодействии личности и общества; детерминированности содержания воспитания социально-экономическими, общественно-политическими, национальными факторами.
В качестве методологических ориентиров исследования служили лич-ностно ориентированный и культурологический подходы к воспитанию.
В исследовании использовались следующие методы: теоретические -анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта, изучение нормативно-программной документации; эмпирические - организация опытно-экспериментальной работы, включенное наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, опрос, анализ продуктов деятельности школьников-подростков; методы математической обработки.
Исследование осуществлялось поэтапно с 1999 по 2004 гг.
На первом этапе (1999 - 2001 гг.) анализировались социологические, психологические и педагогические источники с целью определения общей концепции исследования. Было изучено современное состояние проблемы, сделан анализ ведущих тенденций в образовании. В результате были определены основные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методология и методы. На этом же этапе проводились разработка и апробация отдельных компонентов, направленных на конструирование среды воспитания культуры межнационального общения.
Второй этап исследования (2001 - 2003 гг.) был посвящен реализации программы опытно-экспериментальной работы, в ходе которой проверялись условия конструирования среды, благоприятной для воспитания культуры межнационального общения. Осуществлен констатирующий и фор м ирую щи й э кс пер и ме нты.
На третьем этапе ( 2003 - 2004гг.) анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, проводилась обработка, систематизация и обобщение результатов исследования; уточнялись теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работы; завершено оформление диссертации. Осуществлялось внедрение практических методических рекомендаций по конструированию среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков.
Источниковая и опытно-экспериментальная база. Информационное обеспечение исследования осуществлялось путём обработки значительного круга научных источников (монографии, диссертации, учебные пособия, статьи).
Эмпирическая часть исследования проводилась на базе школ №№ 15, 16 г. Красноярска, средней школы №1 п. Балахта Красноярского края и средних школ с. Еловки, с. Марьясово, п. Угольного, п. Кожаны Балахтин-ского района Красноярского края. В исследовании было задействовано 343 учащихся, 32 учителя и 42 родителя.
Личное участие соискателя состояло в разработке экспериментальных программ и курсов воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков и их реализации; в руководстве деятельностью субъектов процесса конструирования среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков; в осуществлении содержательного анализа и обобщении основных теоретических положений и практики их реализации.
Объективность и достоверность полученных научных выводов обеспечены методологической обоснованностью исследования, связанного с социологическими, этнокультурными, психологическими и педагогическими подходами к проблеме конструирования среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков, системой методов исследования, адекватных его предмету, цели и задачам, позво лившим получить достоверную информацию как в теоретической, так и в практической частях исследования, обсуждением главных положений исследования и его результатов в широкой педагогической среде. Научная новизна исследования:
1. Выделены базовые компоненты феномена культуры межнационального общения: национальное самосознание, культура общения, толерантность, дана их характеристика. Уточнены понятия «культура межнационального общения школьников-подростков» и «конструирование среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков».
2. Научно обоснован алгоритм конструирования среды воспитания культуры межнационального общения.
3. Теоретически обоснованы и в опытно-экспериментальной работе апробированы условия и средства, обеспечивающие эффективность процесса конструирования среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков:
- осуществление научно-педагогической деятельности педагогов и деятельности родителей учащихся по конструированию среды воспитания культуры межнационального общения;
- обеспечение соорганизации субъектов воспитания межнационального общения;
( - разработка и внедрение проблемного подхода к организации жиз недеятельности школьников в условиях межнационального общения.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что сформулированы педагогические предпосылки организационного обеспечения процесса конструирования среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков, изложены основные идеи, раскрыты условия, средства и этапы реализации процесса конструирования среды воспитания культуры межнационального общения школь-ников-подростков, что обогащает педагогическую теорию и практику школьного воспитания.
Практическая значимость исследования заключается в реализации научно обоснованных условий и средств, обеспечивающих эффективность процесса конструирования среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков, что подтверждается положительной динамикой уровней сформированности культуры межнационального общения учащихся экспериментальных групп. Результаты исследования могут быть использованы практическими работниками школ для конструирования среды воспитания культуры межнационального общения, а также в процессе подготовки и переподготовки педагогических кадров.
Положення, выносимые па защиту:
1. Культура межнационального общения как важная составляющая общей культуры в условиях современного школьного образования выдвигается в разряд особо значимых и проявляется как умение взаимодействовать и вести диалог с представителями других национальностей, соблюдая при этом деликатность, такт, проявляя толерантность как уважительное отношение к языку, быту, истории, традициям, нравам, обычаям и другим национальным ценностям партнёров по общению, не навязывая при этом стиль семейного быта, правы, обычаи своей нации как стандарт, образец для представителей других наций.
2. Педагогические условия и средства конструирования среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков:
- взаимосвязанная культуро-ориентированная деятельность педагогов и деятельность родителей, сочетающая элементы научного просвещения и практической деятельности по конструированию среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков;
- соорганизация деятельности субъектов воспитания культуры межнационального общения;
- проблемный подход к организации кулътуро-ориентирован-ной жизнедеятельности школьников в условиях межнационального общения обеспечивает культуру межнационального общения.
3. Алгоритм конструирования среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков представлен следующими этапами: диагностическим, прогностическим, проектно-нормативным, организационно-координационным, аналитико-информационным, коррекци-онным.
Апробация результатов исследонапня
Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы в средних школах №№ 15, 16 г. Красноярска, Балахтинской средней школы № 1 и сельских средних школах с. Еловки, с. Марьясово, п. Угольный, п. Кожаны Балахтинского района Красноярского края.
Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, на семинарских занятиях с классными руководителями в школах, на курсах повышения квалификации руководителей школ.
Основные идеи и результаты исследования отражены в публикациях и выступлениях на III и IV Республиканских научно-практических конференциях «Образование и социализация личности в современном обществе» (2001, 2004 гг.), на III Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Образование XXI века: инновационные технологии, диагностика и управление в условиях информатизации и гуманизации» (2001г.), на межвузовской конференции «Социализация личности в образовательном процессе» (2002 г.) и на V Всероссийской научно-практической конференции «Молодёжь и наука XXI века» (2004 г.).
Результаты опытно-экспериментальной работы внедрены в учебно-воспитательный процесс Балахтинской средней школы №1, школ №№ 15, 16 г. Красноярска и распространены в научно-методических рекомендациях.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Сущность культуры межнационального общения школьников-подростков
В педагогической науке принято понимать культуру в её многозначности, многообразии, объясняя это тем, что само явление «культура» богато конкретным содержанием, имеет за собой сложную и противоречивую историю, придающую ему разнообразные оттенки. Укажем на то, что к 1964 году американские учёные Л. Кробер и К. Клаксон собрали 257 определений понятия культуры, сформулированных в различных областях научной деятельности со времён английского этнографа Э.Тейлора (1871г.) [211, С. 15]. Считается, что к настоящему времени их число выросло не менее чем вдвое. Впервые слово «культура» в качестве метафоры встречается у Цицерона, который применяет его для обозначения воздействия философии на человеческий ум - «культура ума есть философия» [132, С. 137]. Сейчас слово «культура» есть почти во всех языках народов мира. В ходе частого употребления оно утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческой деятельности и поведения.
Так, впервые слово «культура» стали использовать эволюционисты (XVIII в.), понимая культуру как некую систему объектов и отношений, присущих тому или иному обществу, тому или иному народу [12, С. 138].
В 1865 году В. Даль характеризует культуру через умственное и нравственЕюе образование [252, С. 109].
Многие ученые выявили связи человеческого общества, отдельных людей с культурой и подчеркивают, с одной стороны, роль человека в становлении культуры, вклад человеческой энергии, его духа в сохранение культурного наследия человечества, включающего нормы, правила и способы поведения людей, традиции народов и др., а, с другой стороны, обращают внимание на возможности общества, отдельного человека изменить с помощью культуры свой внешний и внутренний мир, сделать его более богатым и совершенным.
Так, в одном из своих очерков Н.К. Рерих, описывая культуру, отмечает, что «Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. ... очаг просвещения и созидательной красоты» [180, С.4]. Кроме того, он подчеркивает, что культура есть любовь к человеку, сочетание в нем жизни и красоты.
Н.А. Бердяев говорил о культуре следующее: «Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. ... Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями» [180, С. 3].
«Культура существует, но не живёт, ибо без введения в неё творческой энергии людей она может либо сохраняться, либо разрушаться, - отмечал Л.Н. Гумилев, - ибо культура - это создание людей, будь то изделие техники, шедевр искусства, философская система, политическая доктрина, научная концепция или просто легенда о веках минувших» [74, С. 168].
Ю.В. Арутюнян и Л.М. Дробижева дают такое определение культуре: «Культура не только материальные и духовные продукты человеческой деятельности, но и ценности, нормы, признанные способы поведения» [20, С. 5]. Это определение расширяет наше представление о культуре, ибо она есть не только красота, сила духа, очаг просвещения, продукт деятельности человека, но и заключает в себе ценности, нормы, способы поведения, что помогает нам понять сущность культуры межнационального общения.
В философском понимании культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, развитие, почитание) - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии, используемом обществом, составляющем культурные традиции, служащие дальнейшему прогрессу человечества, своеобразие жизни наций, народов, уровень развития общества, это ещё и накопление информации, совокупность социальных норм, законов, обычаев и традиций [222]. К.Г. Доусон и Ф. Тенбрук делают акцент на национальном факторе культуры.
Так, К.Г. Доусон подчеркивает, что «культура является образом жизни, приспособленным к окружающей среде, культура - это организованный образ жизни, основанный на общей традиции и обусловленный общим окружением» [85,С88].
«Культура, - пишет современный немецкий философ Ф. Тенбрук, -является общим фактом постольку, поскольку она является репрезентативной культурой, то есть производит идеи, значения и ценности, которые действенны в силу их фактического признания. Она охватывает все верования, представления, мировоззрения, идеи и идеологии, которые воздействуют на социальное поведение, поскольку они либо активно разделяются людьми, либо пользуются пассивным признанием» [254,С29].
Эту же идею можно проследить в работах В.Г. Бабакова и В.М.Семёнова, которые рассматривают национальную культуру как «совокупность людей одной социокультурной принадлежности, независимо от их территориального размещения». Каждый человек, подчеркивают авторы, выступает как носитель национальности; где бы он не проживал, он непременно относится к какой-либо национальной культуре [25, С. 30].
Таким образом, если принять за основу мысль о том, что культура создает человека, то она может рассматриваться как сущностный компонент духовной культуры общества, идейное мировоззрение, как прогресс человеческого творчества и выражение отношения между конкретными людьми, как развивающаяся система духовных ценностей, регулятор идейного и нравственного климата всего общества, которая содержит в себе категории самосознания, морали, отношений, позволяющих человеку чувствовать себя нелишним в окружающем мире.
Опираясь на высказывания вышеназванных авторов, следует подчеркнуть, что культура пронизывает все сферы жизнедеятельности личности и общества - материальную, социальную, духовную, коммуникативную, все общности - классы, социальные группы. Слагаемыми понятия «культура» являются общая культура личности, политическая культура, культура художественная, культура быта, культура образования, культура поведения, культура общения, в том числе и культура межнационального общения.
Издавна считалось, что культуре общения, или «искусству жизни» в обществе, может научить лишь философия, в которой, как полагал Цицерон, теория и практика слиты воедино. Но философия формировала лишь общие принципы культуры общения, опосредованно отражая содержание и характер того или иного способа производства, интересы соответствующих ему классов.
Например, Демокрит считал, что «искусство жизни» состоит в умении хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать [132, С. 23]. В.Мандевиль на основании частных и доступных примеров, описывая своеобразные правила общения в молодом буржуазном обществе, впервые дал этико-психологическую картину межличностных отношений, определяемых обстоятельствами [12, С. 5 - 7].
Для Канта культура общения представляла собой прикладную этику, но он формулировал её как «чистую моральную философию», исходящую «из общей идеи дома if нравственных законов», в основе которых лежит диалектика общительности человеческого рода и необщительности индивида [12, С. 233].
Проблема конструирования среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков в социологических и психолого-педагогических исследованиях
Происходящие сегодня социальные, экономические, политические процессы, развитие этнокультурных традиций в современном мире требуют выявления новых приоритетов образования. Как отмечает A.M. Гендин, «сама жизнь вносит коррективы в общественно-психологическую атмосферу, заставляет людей осознавать тесную взаимосвязь между социально-экономическими, политическими, экологическими процессами, зависимость их личностного будущего, будущего близких от перспектив развития страны, судеб человеческой цивилизации» [64, С. 34]. Общество ставит, перед системой образования в целом и школой в частности задачу готовить интеллектуального, профессионально мобильного человека, обладающего высокой культурой. Развитие культурной толерантности между представителями различных социокультурных групп становится актуальным. Одним из основных факторов, влияющих на решение этой задачи, является окружающая социальная среда. Ещё в 1930-е гг. Л.С. Выготский сетовал на то, что «социальная среда организована самым дисгармоничным образом» [52, С. 116]. Эта мысль весьма актуальна и на сегодняшний день. Действительно, школьник должен быть помещён в такую среду, которая бы «привила ему новые формы общения» с людьми и приспособила к современным условиям существования. По мнению Л.С. Выготского, школа должна «пронизать и окутать жизнь ребёнка тысячами социальных связей».
Перемены в России вызвали изменения в воспитании, общество вынуждено расставить необходимые акценты. В педагогике, социологии произошли и происходят масштабные перемены, идёт активный поиск теорий, адекватных современным изменениям, их новой соотнесенности с национально-культурной, социально-территориальной проблематикой.
В отечественной научной литературе на эту тему в последние годы появились источники, акцентированные в нескольких направлениях. Обращают на себя внимание труды по философии образования и воспитания (Б.Т. Лихачев, В.И. Ковалев, Т.Н. Мальковская и др.). В них, с одной стороны, доминирует ориентация на индивидуально-личностное развитие («развивающее обучение»), а, с другой, - ведется поиск сопряжения, согласования, гармонизации индивидуально-личностных интересов и общественного, коллективного в жизни человека, поиск оптимальных форм и содержания взаимодействия человека, его жизненных сил со средой обитания, жизненным пространством (С.И.Григорьев, Л.Г.Гуслякова, Л.К. Синцова и др.).
К ним близко примыкает система источников, характеризующая новую социально-классовую и национально-этническую структуру общества в России, те реальности, что требуют нового социального воспитания (Г.В. Осипов, С.А. Татунц, В.В. Сикович и др.).
В последнее время появились работы, которые акцентированно направлены на рассмотрение социальной среды. Так, например, Л.И. Аксенова трактует социальную среду как особый вид педагогической среды по приобщению человека к социальному опыту во всех его формах: знания, эмоции, этические и эстетические нормы, развитие внутренних резервов индивида [7, С.48].
М.П. Гурьянова, пользуясь традиционным для педагогики подходом к выделению понятия в широком и узком смысле слова, соответственно предлагает подобным образом определять и социальную среду: «Социальная среда в широком смысле представляет собой педагогически регулируемую комплексную систему воздействия образовательных учреждений и других социальных служб в оптимальном обеспечении условий жизнедеятельности личности. В узком - социальная среда понимается как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства, волю, поведение человека в целях формирования жизнеспособной личности» [76, С. 52].
В рамках педагогической парадигмы социального воспитания представлена концепция социального воспитания ВНИК «Школа-микрорайон» (авторский коллектив возглавляли В.Г. Бочарова и Б.П. Битинас), в которой социальная среда трактуется как педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимой подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь. В этой концепции предусматривается полноценное использование в воспитательно-образовательном пространстве всего арсенала средств и возможностей, ко-торыми располагает общество в целях формирования личности, адекватной требованиям общества и, в определенной мере, опережающей его развитие. Проблемный подход к определению социальной среды отражал особенности переломного периода в развитии страны. [43]
Мы соглашаемся с данными определениями социальной среды и понимаем её в широком смысле как сложную и неоднозначную систему условий развития личности, а в узком - как среду воспитания.
В нашей стране долгое время воспитание основывалось на принципе воспитания личности в коллективе и через коллектив. Общеизвестно, что личность формируется в деятельности и общении, где именно общение обладает большей гибкостью, и, следовательно, позволяет более ярко и свободно раскрываться, самореализоваться и самоутвердиться индивиду.
Изменения в образовании обусловливаются поэтапной сменой методологических концепций среды, в том числе и школьной, которые рассматриваются отечественными и зарубежными учеными-исследователями: А.А. Бодалевым, В.Г. Бочаровой, Л.П. Буевой, В.Л. Глазычевым, Л.И. Новиковой, Т.В. Фуряевой, М. Хейметсом, А. Шеком и др.
Так, по М. Хейметсу и В.Л. Глазычеву, среда определяется как «место деятельности» и «сфера влияния», а «молекулой среды является ме-сто»[2, С. 15]. Л.П. Буева представляет среду как совокупность условий [47]. Ю.Г. Панюкова видит среду как компонент жизнедеятельности человека [169].
В исследовании Т.В. Фуряевой по проблемам дошкольного детства мы находим инновационный подход к понятию среды как метода «непрямого, косвенного воспитания, обеспечивающего ребенку возможность заниматься желаемой деятельностью в своем ритме, в любое время, со свободно выбранным сверстником» [227, С. 80].
Ю.С. Мануйлов, описывая среду, выделяет её следующие характеристики: «1. Среда воздействует на все чувства, и информацию о ней мы получаем из сочетания данных всех органов. 2. Среда содержит больше информации, чем мы способны сознательно зарегистрировать и понять. 3.
Среда дает не только главную, но и периферийную информацию» [137, С. 16- 17]. Г.М. Коджаспирова раскрывает педагогическую среду как специально создаваемую систему условий организации жизнедеятельности школьников, направленную на формирование их отношений к миру, людям и друг другу [108, С. 142].
Раскрывая теоретические основы воспитательного процесса, М.И. Рожков [181] обосновал в качестве одного из основополагающих принципов воспитательного процесса принцип среды воспитания, который предполагает создание в учебном заведении таких условий, которые бы формировали социальность ребенка. Прежде всего, он подчеркивает роль идей о единстве коллектива школы педагогов и учащихся, сплочении этого коллектива. В каждом классе, в каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Создание среды воспитания предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Принцип взаимной ответственности также означает, что в школе и социальном окружении доминируют проблемные и творческие начала при организации учебной и внеучебпой деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.
Организация взаимосвязанной культуро-ориентированной научно-педагогической деятельности педагогов и деятельности родителей по конструированию среды воспитания культуры межнационального общения
На первом этапе констатирующего эксперимента были выявлены существенные противоречия, решение которых позволило определить педагогические условия и средства конструирования такой среды воспитания, которая бы обеспечивала соответствующий уровень проявления культуры межнационального общения школьников-подростков.
Исходя из анализа теоретических источников и практики воспитания в школе, нами была спланирована опытно-экспериментальная деятельность по конструированию среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков и выделены необходимые педагогические условия и средства для обновления школьной среды воспитания.
Мы предположили и теоретически обосновали в качестве педагогических условий и средств конструирования среды воспитания культуры межнационального общения:
- организацию взаимосвязанной культуро-ориентирвоанной деятельности педагогов и деятельности родителей по конструированию среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков; соорганизацию деятельности субъектов воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков;
- реализацию проблемного подхода к организации жизнедеятельности школьников в условиях межнационального общения школьников-подростков.
В данном параграфе мы рассматриваем организацию взаимосвязанной культуро-ориентирвоанной деятельности педагогов и деятельности родителей по конструированию среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков.
Опираясь на течение немецкой классической философии (И. Кант [12]), где деятельность рассматривается как основание и принцип всей культуры, мы понимаем взаимосвязанную культуро-ориентированную деятельность педагогов и родителей как движущую силу, как условие существования и развития процесса конструирования среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков, как форму осознанного и активного отношения их к этой деятельности и выделяем в ней познавательный и нравственный аспекты: первый имеет отношение к формам деятельности, второй - задаёт деятельности смысл, ценность и оценку.
Взаимосвязанная деятельность педагогов и родителей включает в себя цель, содержание и результат. Цель такой деятельности в теоретической, методической и практической подготовке к конструированию среды воспитания по формированию культуры межнационального общения школьников-подростков. Её содержание означает изменение и преобразование школьной среды воспитания культуры межнационального общения в соответствии с намеченными целями. Результатом взаимодействия учителей и родителей, направленного на школьников-подростков (в определенным образом управляемой и направляемой среде воспитания), является новый уровень межнационального общения в школе и новый уровень культуры межнационального общения школьников-подростков, в частности.
Такая взаимосвязанная деятельность несет и нравственную ориентированность, и общеобразовательную ценность. В данном случае она является носителем нового, актуального смысла всей школьной жизни, а именно: координирует усилия педагогов и родителей на создание среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков, и проявляется на двух уровнях: репродуктивном, направленном на получение известного результата известными средствами, и творческом, связанном с выработкой новых целей и соответствующих им содержания, средств, методов и форм воспитательной работы. В нашем случае присутствуют, в разные моменты опытно-экспериментальной работы, оба уровня. В первую очередь, культуро-ориентированная деятельность учителей должна быть наполнена подлинным смыслом (им необходимо овладеть сущностью конструирования школьной среды воспитания и сущностью культуры межнационального общения школьников-подростков; новыми методами и формами воспитательной работы; способами взаимодействия с другими субъектами на новом уровне требований и т.п.).
Культуро-ориентированная деятельность учителей, в свою очередь, является источником опыта родителей по оказанию необходимой помощи школьникам-подросткам в межнациональном общении, что является одним из условий формирования культуры межнационального общения школьников-подростков, обеспечивающей им социализацию как ступень вступления в новые общественные отношения.
Рассматривая культуро-ориентированную деятельность учителей по решению поставленных задач, были выделены методологический, теоретический, методический и практический аспекты подготовки.
Под методологической подготовкой мы понимаем осознанное понимание процесса конструирования среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков как составляющей всей целостной системы воспитания в школе, призванной через усвоение культуры межнационального общения готовить школьников-подростков к социализации, к вхождению в современные общественные отношения.
Теоретическая подготовка предполагает усвоение учителем знаний о сущности, особенностях, структуре конструирования среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подрост ко в.
Методическая подготовка призвана обеспечить учителей умениями конструирования среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков, реализуемыми через методы, формы и средства воспитательной работы.
Практическую подготовку мы рассматриваем как профессиональный уровень подготовки учителей, включающий систему методологических, теоретических и методических знаний и умений, необходимых для решения конкретных задач конструирования среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков.
Качественную сторону подготовки учителя отражает понятие квалификации. В последнее время возрастает тенденция к закреплению обязательных «Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» (ГОСВПО) как необходимого условия повышения качества образования.
В основу ГОСВПО положены новая государственная образовательная политика, основные направления Федеральной программы развития образования, личностно ориентированная концепция развития педагогического образования.
ГОСВПО является базовым нормативным документов, определяющим структуру и содержание высшего педагогического образования и создающим основы для обеспечения необходимого качества обучения.
Соорганизация деятельности субъектов воспитания культуры межнационального общения
Конструирование среды воспитания в школе обеспечивает развитие культуры межнационального общения. Соорганизация субъектов среды воспитания является условием конструирования необходимой среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков. Данные констатирующей части опытно-экспериментальной работы позволили начать формирующую часть экспериментальной работы, целью которой на данном этапе явилось практическое обоснование эффективности «Школы культуры межнационального общения» как базы для развития культуры межнационального общения школьников-подростков. Учитывая тесную связь всех выделенных нами педагогических условий и средств конструирования среды воспитания, их реализация осуществлялась комплексно, и в ходе экспериментальной работы они вводились последовательно.
Соорганизация действий субъектов в среде воспитания придаёт стройность, упорядочивает воспитание культуры межнационального общения школьников, позволяет субъектам согласовать взаимодействия, дифференцировать их. Всё это обусловлено сущностью, структурой конструируемой среды воспитания. Соорганизация предполагает, что субъекты в ней будут иметь динамические, функционирующие, поведенческие и взаимодействующие характеристики. Совокупность действий таких субъектов ведет не только к образованию, но и совершенствованию взаимосвязей между ними.
Соорганизация субъектов объединяет людей (учителей, учеников и их родителей), совместно реализующих программу «Школа культуры межнационального общения» и проявляющих во взаимодействии эти характерные стороны.
Соорганизацию мы понимаем в двух аспектах - как упорядоченность (взаимосвязанная деятельность педагогов, деятельность родителей и деятельность учащихся) и как направленность (соответствие конструируемой воспитательной среды культуре межнационального общения).
Соорганизация субъектов и охват ими необходимого содержания деятельности отвечает нормальному функционированию конструируемой среды воспитания и состоянию культуры межнационального общения. Она характеризует способы упорядочения и регулирования действий отдельных субъектов конструируемой среды воспитания. Можно выделить механизмы соорганизации деятельности субъектов конструируемой среды воспитания. Если конструируемую среду воспитания считать менее упорядоченным явлением, а деятельность самих субъектов этой среды более упорядоченным явлением, то определяемые механизмы позволяют сохранять и совершенствовать соорганизацию субъектов деятельности по конструированию школьной среды воспитания культуры межнационального общения. Мы выделяем внешние и внутренние механизмы: внешние присущи субъектам соорганизации деятельности, а внутренние -конструируемой школьной среде воспитания, направленной на формирование культуры межнационального общения, и тогда механизмы соорганизации охватывают все взаимоотношения между субъектами деятельности и все уровни культуры межнационального общения.
Механизмы выполняют интегрированную функцию и обеспечивают управление действиями субъектов со стороны всей школьной системы воспитания. Эти механизмы действуют через: 1) социализацию школьников-подростков в условиях и средствами конструируемой школьной среды воспитания и усвоение ими норм и ценностей культуры межнационального общения, что создает предпосылки участия подростков, учителей и родителей в общественных отношениях внутреннего и внешнего социума; 2) через педагогический контроль, коррекцию и помощь, призванных влиять на поведение подростков таким образом, чтобы направленность и характер выбранных ими действий в межнациональном общении отвечали требованиям конструируемой школьной среды воспитания в плане проявления школьниками-подростками культуры межнационального общения.
Каждый субъект ориентирован на достижение определенной цели (конструирование среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков), которая требует совместных и координируемых действий от других субъектов.
Характерной особенностью соорганизации является, прежде всего, наличие в воспитании педагогов, которые прошли соответствующую подготовку к конструированию школьной среды воспитания культуры межнационального общения и готовы к управлению.
Основные действия субъектов соорганизации в решении поставленной проблемы (конструирование среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков) заключаются в:
1) изучении информации, используемой для выработки решений;
2) разработке механизма выдвижения, принятия и применения целей конструирования среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков;
3) разработке критериев эффективности конструирования среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков; 4) изучении мотивов деятельности субъектов (прежде всего учителей, призванных управлять средой воспитания культуры межнационального общения, и школьников-подростков, призванных усваивать культуру межнационального общения);
5) готовности субъектов решать внутриорганизационные конфликты;
6) разработке новых форм и методов конструирования среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков и их внедрении в воспитание культуры межнационального общения;
7) диагностике уровней культуры межнационального общения школьников-подростков.
Эксперимент по соорганизации деятельности субъектов воспитания культуры межнационального общения как средства конструирования среды воспитания в рамках «Школы культуры межнационального общения» осуществлялся на базе школ №№ 15,16 г. Красноярска и Балахтинской средней школы №1. Основанием для этого служили и творческая направленность деятельности педагогов, и готовность субъектов воспитания работать в новом режиме, и большой интерес к программе «Школа культуры межнационального общения» со стороны учителей, учащихся и их родителей.
Работа защищена диссертантом на районных совещаниях директоров школ (г. КрасЕюярск, Ленинский район; п. Балахта, Красноярский край).
Оптимальный состав группы определялся по результатам констатирующего эксперимента. Всего из 343 обследованных нами учащихся школьников было в экспериментальной группе и 173 школьника - в контрольной.
Основой формирующего эксперимента явилась программа курса «Школа культуры межнационального общения». Цель программы -конструирование среды воспитания культуры межнационального общения, где в процессе усложняющейся и качественно изменяющейся соорганизации субъектов среды воспитания культуры межнационального общения воспитывается личность школьника-подростка, развиваются её позитивные контакты, растёт самоотдача и осознание участия в общении с учетом традиций, обычаев, быта, национальных характеристик, идет реализация собственного творческого потенциала и активной жизненной позиции.
Задачи авторской программы: создание условий для эффективного воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков, необходимых для успешной социализации и развития личности каждого; - обеспечение подростков своевременной педагогической поддержкой; - формирование у школьников-подростков основ знаний культуры межнационального общения; - формирование у школьников-подростков личного опыта культуры межнационального общения.
Программа предполагает выявление и стимулирование, подготовку тех школьников-подростков, которые стремятся к овладению культурой межнационального общения. Принципы, на которые мы опирались при составлении программы принципы природосообразности, культуросообразности, креативности, межнационального равенства.
В структуру программы включены несколько компонентов: мотивационный, в котором содержится определение культуры межнационального общения, рассматриваются её культурные формы в иерархии личностных ценностей, определяются мотивы деятельности школьника-подростка как субъекта межнационального общения и даётся их характеристика; определяется степень осознанного участия школьников-подростков в общении с людьми разных Еіациональностей на основе знания некоторых традиций, обычаев своего и других народов; содерзісательньїй, включающий в себя степень усвоения знаний из области культуры межнационального общения и формирование опыта её проявления у школьников-подростков; операционный, предполагающий определение уровня культуры межнационального общения школьников-подростков.
Раскроем содержание соорганизации субъектов культуры межнационального общения в рамках данной «Школы культуры межнационального общения», где работа строилась по отдельным направлениям.
Первое направление — диагностическое. Оно включает в себя исследование и изучение начального состояния соорганизации субъектов в конструируемой среде воспитания культуры межнационального общения. Основой послужил девиз: «Не умеешь - научим».
Реализуя это направление в работе «Школы культуры межнационального общения», мы провели ряд занятий по следующим темам: человек и другие люди; мировые религии: христианство, ислам, буддизм.