Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения
1.1. Сущность феномена "культура межнационального общения" в контексте национально-этнических проблем 13
1.2. Психологические аспекты воспитания эмоционально-положительного отношения детей дошкольного и младшего школьного возраста к сверстникам 26
1.3. Воспитание взаимоотношений детей в полиэтнической среде как педагогическая проблема 40
Глава 2. Педагогическое обеспечение воспитания культуры межнационального общения детей 5-8 лет в полиэтнической среде
2.1. Модель воспитания культуры межнационального общения детей в полиэтнической среде 54
2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по апробированию модели 63
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 107
Заключение 117
Библиография 124
Приложения 143
- Сущность феномена "культура межнационального общения" в контексте национально-этнических проблем
- Психологические аспекты воспитания эмоционально-положительного отношения детей дошкольного и младшего школьного возраста к сверстникам
- Модель воспитания культуры межнационального общения детей в полиэтнической среде
- Содержание опытно-экспериментальной работы по апробированию модели
Введение к работе
Актуальность. Проблема воспитания доброжелательных взаимоотношений представителей разных народов в полиэтнической среде не новая, но она не может потерять своей актуальности до тех пор, пока сосуществуют народы. Основным положением в решении данной проблемы является современная трактовка понятий "национальное" и "интернациональное" воспитание.
В настоящее время происходит теоретическое переосмысление сущности названных понятий в трудах известных философов, этнографов, социальных психологов и педагогов (Ю.ВАрутюнян, Ю.В.Бромлей, З.Т.Гасанов, М.С.Джунусов, Л.М.Дробижева, А.Г.Здравомыслов, И.С.Кон, М.В.Осорина и др.). Появился новый термин "национальное воспитание", который понимается как воспитание стремления личности к самовыражению, т.е. к свободе через проявление собственного "Я" в особенностях языка, мышления, культуры, традиций, норм поведения, образа жизни родного народа.
В прежнем, упрощенном понимании, "интернациональное воспитание" — это "формирование и развитие чувства дружбы между народами и уважения к трудящимся всех национальностей" (147, с.259). В данном определении отсутствует упоминание о своеобразии национального характера и его самовыражении. В сущности, это необходимость преодоления национального, подчинение его общечеловеческому идеологизированному компоненту. В новом понимании — это расширение национального до осознания своей общности с другими нациями. На данную трактовку термина "интернациональное" опирается "Закон Российской Федерации об образовании", согласно которому "содержание образования" должно со-
действовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, социальными группами". Принципиально важной методологической установкой новых концепций и программ обучения и воспитания детей выступает ориентация педагогов на то, чтобы национальные ценности гармонически сочетались с общечеловеческими, исключая национальную обособленность. Согласно данной установке, путь к достижениям мировой культуры лежит через закрепление и развитие национального самосознания этносов.
Основополагающими качествами личности в полиэтническом обществе, по мнению Р.Майерза, являются миролюбие, альтруизм, сотрудничество и солидарность, как главные человеческие ценности (119, с. 41). Вполне естественно, что любой человек, независимо от своей национальной принадлежности, хорошо развитый не только в физическом и умственном, но и в социальном, нравственном и эмоциональном плане, не изолированный от инонациональных культур, принесет большую пользу своей семье, обществу и стране, чем тот, кто этими качествами не обладает.
В масштабе каждого отдельного региона воспитательная работа должна опираться на знание культурных традиций проживающих здесь этносов. Социальная среда городских детей Республики Саха (Якутия) имеет свои региональные особенности. В городах республики, а также в промышленных поселках проживают люди многих национальностей. Среди них наиболее многочисленными по отношению к представителям других этносов являются якуты и русские. Культуры этих народов постоянно взаимообогащались в течение трех столетий и продолжают благотворно влиять друг на друга. Процесс взаимовлияния культур объективно имеет и положительные, и отрицательные стороны. Положительным явлением можно считать, что близкое общение людей разных национальностей духовно обогащает их, создает условия для уважения их этнических культур. В городах больше встречается интернациональных семей, благоприятно
воздействующих на взаимоотношения этих народов. В то же время здесь, в отличие от села, наблюдается психологическая индифферентность в отношениях людей. Равнодушие, безразличное отношение к человеку, оторванность от благотворного влияния природы родного края, резкое шумовое "безличное" общение через компьютерную, видео- и телепродукцию, рост авторитета денег для удовлетворения потребительских нужд вырабатывают в детях и молодежи акулыурные стремления. А в полиэтнической среде любое нарушение общественных правил и норм поведения невольно приобретает национальную интерпретацию, что может привести к негативным стереотипным представлениям об этносах.
Эти особенности определили необходимость поиска эффективного содержания, средств и методов воспитания гуманного, позитивного отношения к людям независимо от их национальной принадлежности, начиная с дошкольного возраста, когда дети наиболее восприимчивы не только к человеческим ценностям, но и к отрицательным проявлениям. Дело в том, что уникальные благоприятные условия, создаваемые спецификой данного возраста, больше не повторятся, и то, что будет "недобрано" здесь, наверстать в дальнейшем будет трудно.
В настоящее время все больше педагогов и психологов присоединяются к мысли о том, что родная национальная культура является тем средством, которое в состоянии воздействовать одновременно на сознание, чувства и поведение ребенка и положительно влиять на отношения между сверстниками разных национальностей (Д.Х.Азимова, В.Ф.Афанасьев, В.Д.Ботнарь, Г.Н.Волков, Л.С.Выготский, Т.И.Ерофеева, Р.И.Жуковская, Л.П.Ильченко, Л.АМамедова, Л.Е.Никонова, Л.Н.Павлова, Э.К.Суслова, Р.Ш.Халикова и др.). Первые крепкие ростки добра и миролюбия, несомненно, должны быть заложены на родной почве.
Огромен интернациональный заряд народной педагогики как неотъемлемой части родной культуры: "Народная педагогика, — пишет
Г.Н.Волков, — ценна общечеловеческими духовно-нравственными ценностями. Она последовательно интернациональна — без игнорирования прогрессивно самобытного: национальное включительно — интернационально, национальное исключительно — националистично" (40, с.28).
Вслед за В.Ф.Афанасьевым, с разных точек зрения начали изучать проблему национального воспитания в Республике Саха (Якутия) АЛ.Бугаева, Д.А.Данилов, Е.П.Жирков, А.П.Оконешникова, Б.Н.Попов, И.С.Портнягин, Л.И.Федорова, К.Д.Чиряев, А.А.Шадрина и др. С 1991 года действует Концепция обновления и развития национальных школ, в которой говорится, что подлинных граждан Якутии можно воспитать лишь на основе родной культуры, приобщая их постепенно к культуре народа совместного проживания. Работники дошкольных учреждений и учителя школ в последние годы активно ведут поиски содержания, форм и методов приобщения детей к культуре родного народа.
Однако практика показывает узкие места реального внедрения в жизнь данной государственной программы. Можно утверждать, что в нашей республике вплоть до настоящего времени встречаются случаи нарушения гармонии национального, интернационального и общечеловеческого компонентов содержания воспитательного процесса. Наблюдаются две полярные тенденции: с одной стороны, вынужденное игнорирование национального в силу обнаруженных пробелов в знаниях самих педагогов о культуре, обычаях и традициях родного народа и, с другой, — чрезмерное увлечение национальным компонентом в воспитании детей. Причиной второй тенденции, по нашему мнению, является односторонний подход педагогов к приобщению детей к национальной культуре, когда происходит простая передача продуктов, созданных предыдущими поколениями. Далеко не все работники народного образования в республике достаточно хорошо усвоили мысль о том, что в основе своей процесс приобщения детей к национальным культурам — это обучение человеческому поведению. Та-
ким образом, возникла потребность в теоретическом обосновании и методической разработке проблемы воспитания основ личностной культуры детей разных национальностей, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями.
Наши наблюдения за детьми дошкольного возраста в ряде детских садов республики показывают, что к 5 годам у детей обнаруживаются предпосылки формирования чувства национального самосознания. Вначале они на эмоциональном уровне замечают внешние расовые отличия людей, затем причисляют себя к тому или иному этносу, тем самым самоутверждаясь в полиэтнической среде. Изучение опыта привело нас к мысли о том, что в процессе коллективной деятельности и общения дети, прошедшие этап этнической самоидентификации, лучше усваивают определенные нормы взаимоотношений со сверстниками другой национальности. Впоследствии при правильной организации педагогических условий эти нормы закрепляются как устойчивые нравственные качества личности.
Не случайно на протяжении всей истории народов из поколения в поколение передавалось не только знание, но и воспитание основных нравственных ценностей. Эти ценности не должны быть основаны на идеологии, а должны вытекать из человеческой природы, т.е. в любом человеческом обществе они воплощены в культуре, обычаях и традициях народов и подкрепляются ими. Ребенок, живущий в условиях плюрализма культур, по мере своего роста учится уважать человеческую жизнь: не бить и не обижать других без причины, противостоять злу и делать добро.
С учетом названных обстоятельств, воспитание в национальных традициях представляется нам одной из самых сложных, но злободневных задач сегодняшнего дня.
Педагогика воспитания межличностных отношений детей 5-8 лет должна учитывать региональные особенности такой полиэтнической республики, как Якутия, которая является частью России. Необходимо всесто-
ронне изучить и использовать бесценный опыт человеческого общежития, накопленный народами нашей республики в результате векового совместного проживания в условиях сурового климата.
Интегрирующим началом, объединяющим народы данного региона, можно назвать взаимную симпатию, любовь к родной Якутии и подлинный интернационализм, понимаемый в парадигме мировоззрения. В то же время, представляется, что культура республикообразующего этноса недостаточно пропагандируется среди инокультурного населения. Все еще мало переводной художественной литературы, детских мультфильмов, телевизионных передач на русском языке об обычаях, традициях, играх якутского народа, спектаклей по адаптированным якутским сказкам. Для той части русскоязычного населения, которая не знает якутского языка, многое в культуре коренного народа чуждо, потому что непонятно.
Проблема состоит в том, что на самом ответственном — начальном этапе воспитания культуры межнационального общения детей (5-8 лет) в республике пока нет преемственности между русскоязычным дошкольным учреждением и начальной школой из-за отсутствия научно обоснованного дополнения к типовой программе по приобщению детей дошкольного возраста к русской национальной культуре, как к родной, и одновременно к культуре народа саха, как к культуре народа совместного проживания.
Необходимость восстановления недостающего звена воспитательной программы Концепции обновления и развития национальных школ Республики Саха ( Якутия ) на начальном этапе непрерывного образования, включая старший дошкольный возраст, несомненная актуальность и значимость ее для воспитания культуры межнационального общения детей послужили основанием выбора темы исследования "Воспитание культуры межнационального общения детей 5-8 лет в полиэтнической среде".
Сложившееся в городских условиях противоречие в процессе взаимовлияния культур, когда, с одной стороны, происходит интернационали-
зация, а с другой — денационализация детей, обезличивание их чувства национального самосознания, явилось проблемой нашего исследования.
Объект исследования: процесс воспитания культуры межнационального общения детей 5-8 лет в полиэтнической среде.
Предмет исследования: направления содержания, формы и способы воспитания культуры межнационального общения детей 5-8 лет в полиэтнической среде.
Гипотеза исследования: осуществление воспитания культуры межнационального общения на начальном этапе непрерывного образования в Республике Саха (Якутия) возможно, если, во-первых, вводится постепенное усложнение нравственного содержания элементов национальных культур, предлагаемых для усвоения детьми разных национальностей от 5 до 8 лет; во-вторых, используются методы приобщения к разным культурам, ставящие ребенка в позицию субъекта деятельности со своими интересами и правами; в-третьих, методика приобщения к культурным ценностям учитывает единство когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов личности ребенка.
Цель исследования — разработка педагогических основ и определение рациональных условий воспитания культуры межнационального общения детей 5-8 лет в полиэтнической среде.
Задачи исследования:
Разработать доступные освоению детьми 5-8 лет направления содержания национальной культуры русского и якутского народов.
Обосновать выбор оптимальных методов приобщения детей к разным культурам.
Выявить влияние эмоциональных представлений детей других национальностей о культуре народа саха и позитивного личностного опыта общения на реальное эмоционально-положительное отношение этих детей к детям саха.
Методологической основой исследования являются философская концепция о гармонии национального, интернационального и общечеловеческого, ведущие теоретические положения о роли эмоционального фактора в развитии личности ребенка дошкольного возраста, о единстве сознания и деятельности, положения гуманистической теории развития личности о потребности в самооценке и самореализации.
Методы исследования: а) наблюдение, б) изучение документации дошкольных образовательных учреждений, в) опрос, г) анкетирование педагогов и родителей, д) беседа, е) социометрический метод "Секрет" Т.А. Репиной, ж) педагогический эксперимент.
Исследование осуществлялось поэтапно с 1993 по 1998 год на базе я/с № 26, 89, школы № 33 г. Якутска, я/с "Золотая рыбка" п. Мохсоголлох, я/с № 13 г. Мирного.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:
выявлены особенности взаимоотношений детей разных национальностей в старших группах детского сада и в первых классах начальных школ на материале Республики Саха (Якутия);
разработаны доступные для русскоязычных детей разных национальностей 5-8 лет направления комплексного содержания русской национальной культуры во взаимосвязи с элементами культуры саха, помогающие детям познать особенности быта, природы, труда, традиций, характера народа саха;
обоснована необходимость соблюдения преемственности содержания и методов приобщения детей к национальной культуре на начальном этапе непрерывного образования.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования успешно внедрялись в практику детских садов г.г. Якутска и Мирного,
а также могут быть использованы для совершенствования национальной республиканской программы по приобщению детей к разным культурам.
Такая целенаправленная работа приведет к развитию коммуникативных умений, необходимых не только для успешной учебной деятельности детей, но и для приобретения ими таких общечеловеческих, нравственно-этических ценностей, как достоинство, уважение и гуманное отношение к людям разных национальностей. Формы и средства воспитания эмпатий-ных качеств личности детей на поликультурном материале рекомендованы родителям и педагогам для использования в общении с детьми. Концептуальные подходы к воспитанию, ориентированные на русскоязычные детские сады и школы, могут послужить основой для творческого использования педагогами в практической работе с детьми с целью приобщения к национальным культурам народов Якутии.
На защиту выносятся следующие положения:
направления содержания национальных культур, объединяющие в себе произведения художественной литературы, устного и музыкального народного творчества, элементы декоративно-прикладного искусства, народные игры и праздники, должны соответствовать принципу вариативности с учетом возрастных особенностей, интересов и желаний детей;
интерес к культуре народа совместного проживания может пробудиться в старшем дошкольном возрасте при активизации эмоционально-чувственной сферы ребенка и в последующем развиться в чувство симпатии к людям этой национальности;
— успешное решение задачи воспитания культуры межнационального общения достигается при таком построении педагогического процесса, который исключает жестко регламентированные, авторитарные методы работы педагогов и обеспечивает позитивное общение ребенка со сверстниками. Достоверность полученных результатов обеспечена:
— проведением исследования с применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных целям и задачам каждого этапа работы;
опорой на современные данные фундаментальных психолого-педагогических, философских, этнопедагогических исследований;
использованием передового педагогического опыта по приобщению детей к национальной культуре.
Апробация работы. Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики дошкольного воспитания педагогического института при Якутском госуниверситете, докладывались на научно-практических конференциях преподавателей ЯГУ в г. Якутске (1994-98), в г. Нерюнгри (1995), дошкольных работников PC (Якутия) (1996), на межрегиональной конференции по проблемам дошкольного воспитания в г.Иркутске (1996), на семинаре руководителей дошкольных образовательных учреждений г. Мирного (1997), использовались в руководстве курсовыми и дипломными работами студентов дошкольного отделения пединститута, в публикациях автора.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Проблема диссертации представляет собой составную часть комплексного исследования, проводимого коллективом кафедры педагогики дошкольного воспитания Якутского пединститута.
Сущность феномена "культура межнационального общения" в контексте национально-этнических проблем
Представляется, что изучение сущности феномена "культура межнационального общения" в контексте национально-этнических проблем позволит нам выработать свои принципиальные позиции для подхода к проблеме исследования.
В философском понимании "культура" (от лат. cultura — возделывание, обрабатывание) — это "социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие суїдност щ ядаї человека (199, с.225). Согласно данному определению, традиционно различают духовную и материальную культуру.
Мы рассматриваем феномен "культуры межнационального общения" как сущностный компонент духовной культуры общества, т.к. он содержит в себе категории самосознания, морали, отношений, позволяющих человеку чувствовать себя нелишним в окружающем мире.
Если рассматривать образование как подготовку к жизни в обществе, оно обязано уделить особое внимание духовному развитию детей, которое, в конце концов, формирует мировоззрение и социальное поведение молодого человека. Не вызывает сомнения, что преобразование сущностных сил каждого человека в отдельности приведет в итоге к духовному прогрессу общества.
Общение, как видно из исследований и практики, является важнейшим фактором формирования личности и средством воспитания. Практически все гуманитарные науки, изучающие поведение человека и отношения внутри социальных групп, осознают необходимость выделения общения как предмета их исследования. Потребность в общении вызывается потребностью в оценке другого человека, потребностью сообща решать свои жизненные вопросы. Таким образом, общение, как "целенаправленный процесс, решающий задачу согласования действий нескольких индивидов" (108, с. 33), способствует гармоническому развитию личности.
Мы учитываем, что "культура общения" и "культура межнационального общения" — термины разные по широте охвата..
Так, культуру общения между людьми исследователь В.В.Соколова определяет как совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств общения, позволяющих успешно решать коммуникативные задачи. Исследователь выделяет три группы коммуникативных умений, формирующих культуру общения: социально-психологические, речевые и логико-композиционные (179, с.94).
"Культура межнационального общения" — более узкое понятие, которое, в отличие от первого, включает лишь социально-психологический компонент: уважение к достоинству конкретного человека другой национальности, терпимость к некоторым условностям этикета другого народа, к его обычаям и традициям. Термин "межнациональное общение" означает "форму реализации межнациональных отношений на личностном уровне" (45, с. 51), т.е. такое общение одновременно является средством осознания человеком его причастности к этническому целому.
Таким образом, культура межнационального общения является полифункциональным явлением, предполагающим, с одной стороны, знание индивидом норм, принципов и требований гуманистической этики и, с другой, — наличие у человека специфических коммуникативных качеств, таких, например, как способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке.
Методологической основой изучения культуры межнационального общения является гуманистическая теория развития, признающая ценность ребенка любого этноса как уникальной личности. Известно, что еще Ж.Ж.Руссо полагал, что все дети от рождения одинаково наделены природной добротой и способностью самостоятельно ориентироваться в социальном мире. А.Маслоу, В.Франк, Р.Бернс, К.Роджерс, Р.Майерз, К.Флэйк-Хобсон и другие представители гуманистической теории в педагогике подчеркивали необходимость воспитания доброты во взаимоотношениях детей в соответствии с основными целями образования, связанными с достижением физического, психического и социального благополучия ребенка.
Согласно теории А.Маслоу, каждый человек обладает мотивацион-ным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней, начиная с биологических потребностей, необходимых для выживания и кончая самореализацией личности. Данная теория делает очевидным то обстоятельство, что переход на более высокий уровень возможен лишь при условии, если удовлетворены потребности более низкого уровня. Действительно, мы не вправе ожидать от ребенка творческой самореализации в любом виде его деятельности, в том числе в деятельности общения, если не удовлетворена его потребность в самооценке. В свою очередь, адекватная самооценка может отсутствовать в ребенке, если не удовлетворена его потребность в любви и он не осознал еще своей принадлежности к конкретной социальной группе.
Психологические аспекты воспитания эмоционально-положительного отношения детей дошкольного и младшего школьного возраста к сверстникам
Поскольку работа педагога по воспитанию культуры межнационального общения ведется отдельно с каждым конкретным ребенком, мы проанализировали труды по изучению психологических закономерностей взаимодействий детей как внутри одного этноса, так и между этносами, традиционно определяемыми как исторически возникшие устойчивые социальные группировки людей, представленные племенем, народностью, нацией. Отношение к другому человеку, по мнению психологов, составляет основу любой человеческой жизни. Продолжая теоретическую линию Л.С.Выготского и А.В.Запорожца о развитии личности ребенка, Е.Д.Божович считает основной силой психического развития постепенно расширяющиеся взаимосвязи человека с миром вещей и людей, а С.Л.Рубинштейн и А.Н.Леонтьев связывают изменение отношения ребенка к миру с определенными, присущими каждому возрасту, видами деятельности.
Исходя из данного фундаментального положения были исследованы различные виды деятельности детей, так или иначе влияющие на общее развитие их личности: сюжетно-ролевая игра (Д.Б.Эльконин), детское конструирование (Н.Н.Поддъяков), изобразительная деятельность (В.С.Мухина), деятельность общения (М.И.Лисина). В результате исследований было установлено, что наиболее эффективным видом деятельности дошкольника, дающим ему возможность на практике усвоить социальные нормы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, является сюжетно-ролевая игра, первый и наиболее значимый вид совместной деятельности детей.
Для нашего исследования представляется наиболее важным вывод Д.Б.Эльконина (211) о том, что, принимая на себя определенную роль и вступая в соответствующие взаимоотношения со сверстниками, ребенок овладевает умением занимать динамичную позицию, преодолевая тем самым односторонний, эгоцентрический взгляд на вещи. Опираясь на это фундаментальное положение, мы включили в систему работы по воспитанию культуры межнационального общения детей игры-драматизации с импровизированными ролевыми взаимоотношениями.
Другой принципиальной позицией можно назвать положение о том, что формирование соответствующих нравственных качеств личности зависит от положительного морального содержания сюжетов детских игр, включающих нравственные человеческие действия. Продолжая эту линию, в изучении взаимоотношений дошкольников, А.В.Запорожец (74) подверг сомнению мысль о том, что сюжетное содержание игры само по себе обеспечивает полноценное нравственное развитие ребенка. Вслед за АЛ.Усовой, А.В.Запорожец доказал, что несмотря на моральность сюжета, нравственный уровень реальных взаимоотношений детей в игре может оказаться весьма низким. Это обстоятельство подтверждается и нашими наблюдениями. Так, даже во время игры в "добрых волшебников" дети порой забывают о нормах уважения к другим, проявляя агрессивные действия друг к другу.
Разрабатывая программу опытно-экспериментальной работы, мы исходили также из другого психологического положения. Его суть заключается в следующем.
Понимая личность как многоуровневую систему, формирующуюся на протяжении детства поэтапно, А.В,Запорожец подчеркивал, что существенное значение в формировании положительных личностных качеств имеет взаимодействие развития интеллектуальных и эмоциональных процессов. Было экспериментально подтверждено, что эмоции выступают как фундаментальный психологический механизм жизненных отношений ребенка (74).
Эти данные являются для нас обоснованием обращения особого внимания на развитие таких эмоциональных комплексов, как сопереживание, сочувствие, содействие, на их роль в качестве важных предпосылок формирования взаимоотношений сверстников. При этом нами выявлено, что положительными эмоциональными качествами прежде всего должен обладать сам воспитатель. Равнодушное, шаблонное ведение любых занятий с детьми ни в коей мере не способствует появлению эмпатийных процессов.
Изучение социальных эмоций детей дошкольного возраста подтвердило целесообразность данного направления нашего исследования: "Специфически человеческие высшие эмоции опосредованы социальными мерками, эталонами ценности... Усвоение норм предполагает, что ребенок не только поймет, осмыслит их значение, но и проникнется соответствующим эмоциональным отношением к этим нормам, благодаря чему они приобретут для него нравственную побудительную силу" (74, с.297). При этом становится ясным, что особое значение следует придать тому, как должен ребенок приобщаться к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом: нормами нравственных взаимоотношений с людьми ребенок должен овладеть не пассивно, а активно, в процессе наиболее для него интересного вида деятельности, в результате психических процессов инте-риоризации и опосредования.
"Интериоризация — процесс изначально социальный, имплицитно включающий в себя такие факторы, как общение, совместная распределенная деятельность, совокупное действие и т.д." (74, с.234).
Продуктами интериоризации А.В.Запорожец называет когнитивную и эмоциональную регуляцию поведения. Последователи А.В.Запорожца установили, что у детей 5-6 лет еще недостаточно сформирован механизм регуляции деятельности по социально заданным нормам. Последняя мысль предупреждает нас о совершенной недопустимости авторитарного стиля поведения взрослого, не обращающего внимания на отношение ребенка к себе и к сверстникам. Личность педагога играет огромную роль в становлении психических процессов ребенка.
Модель воспитания культуры межнационального общения детей в полиэтнической среде
Выводы, сделанные нами в результате изучения литературы и анализа практики по проблеме исследования, послужили теоретической основой для создания практической модели воспитания культуры межнационального общения детей 5-8 лет в условиях городских детских садов и школ с полиэтническим составом групп и классов.
СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, вызвавшие необходимость внедрения данной модели: — полиэтнический состав городских и поселковых детских садов и начальных школ Республики Саха (Якутия), где без специального воспитания национальная принадлежность детей может оказаться значимой; — владение детьми разных национальностей материнским русским языком, являющимся языком межнационального общения; — постепенное расширение круга общения детей в процессе социализации от мононациональных объединений до интернациональных.
Основная ЦЕЛЬ данной модели: формирование эмоционально-положительного отношения детей к сверстникам другой национальности и интереса к их культуре.
Прежде всего мы обратили внимание на воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманности. Это выведено нами из результатов наблюдений, свидетельствующих, что усвоение детьми моральных правил поведения способствует более глубокому осознанию того, что является хорошим или плохим во взаимоотношениях с окружающими людьми.
Практика также убеждает в том, что дети разных национальностей могут проявить друг к другу интерес, симпатию, внимание и чуткость только тогда, когда у них отсутствует или ими преодолены возможные отталкивающие стереотипные представления межнационального характера. Поэтому для нас важно было создание условий для переживания детьми чувства ценности любой жизни и уважения к любой культуре, что соответствует достижению высокого уровня культуры межнационального общения и появлению у детей навыков разумного мышления и поведения.
Особое место в нашей модели занимает создание эмоционально-положительного отношения детей к своим сверстникам независимо от их национальной принадлежности. Мы обращаем на это внимание, исходя из того, что эмоционально-положительное отношение является составной частью культуры межнационального общения.
Организуя опытно-экспериментальную работу по реализации модели, мы выдвигаем следующие ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: — отказ от авторитарного способа общения с детьми, личностно ориентированный подход к ребенку, предполагающий наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства; — уважение и терпимость к своеобразным проявлениям национального характера, особенная чуткость и внимание к детям иной, чем остальные в группе, национальности; — активизация эмоционального восприятия детьми элементов национальных культур; — осторожность и чувство меры в приобщении детей к творчеству разных народов. КРИТЕРИИ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ, По данным, полученным в ходе изучения практики, до 5 лет ребенок воспитывается преимущественно на родной этнической почве. Однако положительный опыт убеждает, что в старшем дошкольном возрасте, когда он начинает вникать в смысл человеческих отношений, нецелесообразно замыкать ребенка на уровне познания только родной культуры, что может привести к проявлениям этноцентризма. С этой целью для выработки эмоционально-положительного отношения детей других национальностей к детям саха нами предлагается дополнительный материал о Якутии. Национальная культура якутского народа отражает красоту сурового северного края и характера его жителей. В ней заключается огромный педагогический заряд, интернациональный по содержанию и экзотически привлекательный по форме.
Программный материал призван помочь детям освоить доступные их возрасту общечеловеческие ценности эмоционального (юмор) , нравственного (добро , любовь, согласие) и поведенческого (забота, взаимопомощь, этикет, гостеприимство) плана. Все элементы национальных культур русского, якутского и других народов представляют собой тщательно отшлифованные временем образцы речевого, изобразительного и музыкального таланта многих поколений. Вместе с тем они предоставляют педагогам и детям широкие возможности в свободной импровизации.
В программу модели вошли произведения малых фольклорных жанров, народные песни, подвижные и хороводные народные игры, ознакомление детей со сказками, обычаями и традициями разных народов.
Содержание опытно-экспериментальной работы по апробированию модели
Локальная опытно-экспериментальная работа по апробированию модели воспитания культуры межнационального общения проводилась нами на базе я/с № 26 "Кустук" ("Радуга") г.Якутска, являющегося экспериментальной площадкой педагогического института при Якутском государственном университете. Нашими помощниками в непосредственном воспитательном процессе были педагоги Л.С.Поночевная, С.В.Смолянникова, Н.А.Федоркина, Л.Н.Котова, Т.И.Сергеева.
Данный детский сад наиболее подходил для нашего исследования по следующим параметрам: 1. Смешанный национальный состав русскоязычных групп детей. 2. Возможность использования различных помещений, предназначенных для осуществления разнообразных видов деятельности детей (компьютерный зал, комната для театрализованных игр, хореографический зал, бассейн, изостудия, миниэтномузей, зал — "подворье", где могут играть вместе дети из якутской и русской групп). 3. Консолидация людей разных национальностей, работающих в детском саду и разделяющих идею воспитания культуры межнационального общения.
Учитывая изложенные выше основные теоретические подходы к проблеме воспитания культуры межнационального общения детей, а также объективные кадровые и материально-технические условия конкретного дошкольного учреждения, нами была проведена констатирующая часть опытно-экспериментальной работы с целью определения исходной позиции.
Задачи констатирующей части опытно-экспериментальной работы: 1. Изучить использование элементов народного творчества в практике работы современных русскоязычных детских садов республики с полиэтническим составом. 2. Определить уровень детских представлений о русском и якутском народном творчестве как части национальной культуры. 3. Выяснить характер взаимоотношений сверстников разных национальностей в группе детского сада.
Для решения поставленных задач было проведено 4 серии экспериментов с использованием следующих методов: — анализ годовых и календарных планов воспитательной работы дошкольных образовательных учреждений городов республики (всего 15 планов); — анкетирование воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений городов республики (130 респондентов); — беседы и дидактические игры с детьми; — метод социометрического исследования межличностных отношений детей в виде игры "Секрет"» разработанной лабораторией ТАРепиной; — эмпирическое наблюдение.
В эксперименте приняли участие 50 детей в возрасте 5 лет русскоязычных групп детского сада № 26 г. Якутска ( 25 детей из экспериментальной группы и 25 — из контрольной ). Общий охват испытуемых составил 180 человек.
Первая серия констатирующих срезов. Анализ годовых и календарных планов воспитательной работы 15 детских садов за 1993-94 учебный год городов Якутска и Мирного показал, что детские сады, в основном, придерживались какого-то одного, основного направления воспитательной работы. На наш взгляд, приоритетность только одной линии развития ребенка ущемляет целостность и естественность развития его личности. Разнообразие программ и методик, свобода выбора каждым образовательным учреждением автономной воспитательной системы, хотя и в соответствии с федеральными нормативными документами — это признак переходного времени, когда еще не определились государственные стандарты воспитания и обучения детей.
Основным недостатком изученных годовых планов работы дошкольных образовательных учреждений г.Якутска, на наш взгляд, является игнорирование проблем нравственного воспитания детей.
Как видно на таблице 1, наибольшее количество городских дошкольных образовательных учреждений придерживаются экологического и интеллектуального направлений воспитательной работы. Воспитание бережного отношения к родной природе, чуткости и внимания ко всему живому, любви к родному краю, несомненно, является частью народной культуры. В планах работы 6 детских садов отражена система занятий по ознакомлению с природой родного края, содержание бесед, экскурсий, наблюдений, праздников, работа по созданию предметной среды и т.д.
К сожалению, социально-нравственное направление работы оказалось на последнем месте, хотя развитие гуманных качеств личности ребенка представляется одним из основных условий его готовности к школе, гарантией его эмоционального благополучия в обществе сверстников.
Работа по использованию фольклорного материала как средства патриотического и нравственного воспитания велась не во всех детских садах. А воспитанию культуры межнационального общения в планах не уделялось специального внимания. В целом, использование народного творчества носило ситуативный характер. Не ощущалось целенаправленности в развитии эмоционально-чувственной сферы детей, в формировании у них устойчивого интереса к культуре и истории своего народа, в воспитании взаимоотношений детей разных национальностей.