Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования творческих способностей у детей средствами музыкального фольклора 17
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей творческих способностей 17
1.2 Особенности использования музыкального фольклора в воспитании и обучении детей 38
1.3 Модель формирования творческих способностей у детей средствами музыкального фольклора 54
1.4. Педагогические условия формирования творческих способностей у детей 5-8 лет 74
Выводы по первой главе 84
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей творческих способностей средствами музыкального фольклора 87
2.1 Характеристика состояния работы по формированию творческих способностей у детей 5-8 лет 87
2.2 Уровни сформированности у детей 5-8 лет творческих способностей 93
2.3 Формирование творческих способностей у детей средствами музыкального фольклора 109
2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию у детей творческих способностей 156
Выводы по второй главе 185
Заключение 187
Библиографический список использованной литературы 191
- Модель формирования творческих способностей у детей средствами музыкального фольклора
- Педагогические условия формирования творческих способностей у детей 5-8 лет
- Уровни сформированности у детей 5-8 лет творческих способностей
- Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию у детей творческих способностей
Введение к работе
Актуальность проблемы и темы исследования. Творчество на протяжении всего исторического периода становления педагогической науки вызывает интерес как теоретиков, так и практиков образования. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем воспитанникам и учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. С точки зрения педагогики наиболее актуален вопрос о формировании творческих способностей именно у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Видное место в выполнении этой задачи отводится музыкальному фольклору, особенностью которого является ярко выраженная региональная принадлежность. Современный ребенок живет в условиях многонационального региона и находится в постоянном общении с носителями иных культурных традиций. Поэтому на социально-педагогическом уровне актуальность проблемы определяется многоэтничностью большинства регионов страны, социальным заказом государства на формирование творческой личности, что открывает широкие возможности педагогическому поиску инновационных методов обучения и воспитания. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования исходит из теоретической неразработанности проблемы использования музыкального фольклора народов Поволжья в образовании и недостаточной научной обоснованности педагогических условий формирования творческих способностей средствами музыкального фольклора народов Поволжья в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе. На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что наблюдается недостаточная методическая разработанность системы формирования творческих способностей детей средствами музыкального фольклора. В современной психолого-педагогической науке теоретически доказано и практически подтверждено, что дошкольный и младший школьный возраст способствует успешному творческому развитию детей, вкус к творчеству лучше всего формируется в активной творческой деятельности, музыкальная деятельность более всего соответствует эмоциональной творческой природе восприятия ребенком окружающего.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Фундаментальные теоретико-методологические основы формирования и развития творчества, психолого-педагогические положения о закономерностях творчества и путях его формирования отражены в работах Б.Г. Ананьева, М.С. Бернштейна, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Н.С. Лейтеса, А.Н. Леонтьева, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Дж. Гилфорда, А. Маслоу, Н. Роджерса, Е.П. Торренса.
Роль и педагогическая значимость музыкального искусства и фольклора в развитии творчества наиболее полно и глубоко раскрыты в трудах Б.В. Асафьева, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, В.В. Медушевского, Е.Н. Незайкинского, Г.П. Новиковой, О.П. Радыновой, Л.А. Рапацкой, К.В. Тарасовой, Л.В. Школяр. Данное исследование опирается на труды педагогов П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, которые сформулировали основные положения теории образовательного процесса гуманистической педагогики. Идеи народности воспитания личности в процессе освоения национальной культуры и межнационального взаимодействия нашли отражение в фундаментальных работах по педагогике, этнопедагогике современных отечественных ученых: М.И. Богомоловой, Г.Н. Волкова, Р.Ш. Маликова, А.Г. Мухаметшина, К.И. Султанбаевой. Они охарактеризовали значение народных традиций, наметили пути их возрождения и развития, определили их роль в формировании человеческих отношений.
Развитие творчества в дошкольном и младшем школьном возрасте наиболее полно рассматривается в исследованиях Д.Б. Богоявленской, Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожца, Т.С. Комаровой, Н.Н. Поддьякова, Б.М. Теплова. Исследования показывают, что дети могут проявлять творчество в осваиваемых ими видах деятельности: познавательной (Л.А. Венгер, B.C. Мухина, Н.Н. Поддьяков), игровой (Р.И. Жуковская, Д.Б. Эльконин), предметно-практической (Е.К. Брыкина, О.В. Дыбина), художественной и музыкальной (Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, Т.Г. Казакова, О.П. Радынова и др.).
Несмотря на богатство теоретических разработок, современная наука сталкивается со многими трудностями, возникающими при выявлении сущности творчества, концепции формирования творческих способностей. Недостаточно изучен педагогический аспект формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников, связанный с условиями их развития, программным обеспечением, выбором диагностических средств, форм организации образовательного процесса.
Анализ научной литературы и практики образования в дошкольном учреждении и начальной школе позволил выявить ряд противоречий:
между существующим социальным запросом общества на личность, способную к творческому решению разнообразных проблем и недостаточной научно–теоретической разработанностью проблемы формирования творческих способностей у детей средствами музыкального фольклора, в том числе по выявлению педагогических условий для ее осуществления;
между признанием значимости формирования творческих способностей посредством музыкального фольклора, начиная с дошкольного возраста, и недостаточным научно-методическим обеспечением данного процесса;
между большим развивающим потенциалом музыкального фольклора и недостаточным его использованием в практической работе с детьми.
Необходимость разрешения выделенных противоречий определила проблему исследования, заключающуюся в поиске содержания и педагогических условий формирования творческих способностей у детей средствами музыкального фольклора.
На основании обозначенных противоречий и проблемы была сформулирована тема исследования: «Формирование творческих способностей у детей 5–8 лет средствами музыкального фольклора».
В научной терминологии существует множество определений понятия «формирование». Для нас близка трактовка, данная в кратком словаре психологических терминов: формирование – это процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности, а также сформулированная И.Ф. Харламовым: формирование выступает как результат развития личности и означает ее становление, преображение совокупности свойств.
В исследовании введены ограничения: 1) по возрасту детей – рассматривается проблема формирования творческих способностей у детей 5–8 лет; 2) за основу содержания берется музыкальный фольклор народов Поволжья (русский, татарский, чувашский, мордовский). В отечественной педагогике и психологии считается, что старший дошкольный и младший школьный возраст является сензитивным для развития детского творчества (Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Е.В. Субботский, В.И. Тютюнник, Д.Б. Эльконин). К трем годам у ребенка появляется потребность действовать как взрослый, «сравняться со взрослым». У детей четырех лет появляется «потребность в компенсации» и развиваются механизмы бескорыстного подражания деятельности взрослого. В исследовании В.И. Тютюнника показано, что потребность и способность к самостоятельной творческой деятельности развивается как минимум с пяти лет. Важное значение в целостном развитии личности ребенка, выявлении и формировании его творческих способностей приобретает преемственность в обучении и воспитании в момент перехода с одной возрастной ступени образования на другую, в частности, из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу. Реализуя идею непрерывности образования, следует максимально использовать сформированность на предыдущем возрастном этапе творческих достижений личности (Б.Г. Ананьев). Психологические особенности детского возраста с пяти до восьми лет определяют непосредственность творчества детей, его эмоциональность, содержательность. В условиях многонационального региона для эффективного формирования творческих способностей средствами музыкального фольклора целесообразно использовать музыкальный фольклор своего народа в сравнении с музыкальным фольклором других, проживающих рядом народностей, что помогает воспринимать музыку как единый комплекс. Поволжский регион издавна населяли русские, мордва, чуваши, татары, марийцы, башкиры, поэтому обращение к музыкальному фольклору этих народов создало благоприятные предпосылки для формирования творческих способностей. В связи с чем, выбор музыкального фольклора ограничился русским, татарским, чувашским, мордовским, исходя из естественного национального состава детей образовательного учреждения.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования творческих способностей у детей средствами музыкального фольклора.
Объект исследования – процесс формирования творческих способностей у детей средствами музыкального фольклора.
Предмет исследования – педагогические условия формирования творческих способностей у детей 5–8 лет средствами музыкального фольклора народов Поволжья.
Исследование основано на гипотезе, согласно которой формирование творческих способностей у детей средствами музыкального фольклора будет иметь положительную динамику, если:
– уточнено содержание понятия «формирование творческих способностей у детей 5–8 лет средствами музыкального фольклора»;
– теоретически обоснована и практически апробирована модель формирования творческих способностей у детей 5–8 лет, включающая в себя системообразующие компоненты (целевой, организационно-педагогический, процессуально-деятельностный, оценочно-результативный) и комплекс педагогических условий (отобран музыкально-фольклорный репертуар; организовано педагогическое взаимодействие как свобода творчества (включение ребенка в интересующую его музыкальную деятельность, создание проблемных ситуаций, свободный выбор видов и способов деятельности); создана музыкальная фольклорная среда; осуществлено педагогическое сопровождение семьи);
– обоснована и апробирована программа «Музыкальные ступеньки детского творчества» по ознакомлению детей с музыкальным фольклором русского, чувашского, татарского и мордовского народов, являющимся основой формирования творческих способностей;
– определены критерии, показатели и уровни сформированности творческих способностей у детей 5–8 лет средствами музыкального фольклора.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования научно обосновать и уточнить содержание понятия «формирование творческих способностей у детей 5–8 лет средствами музыкального фольклора».
2. Спроектировать и обосновать модель формирования творческих способностей у детей 5–8 лет средствами музыкального фольклора, определить и апробировать педагогические условия, способствующие успешному формированию творческих способностей у детей.
3. Разработать и доказать эффективность программы «Музыкальные ступеньки детского творчества» по формированию у детей 5–8 лет творческих способностей средствами музыкального фольклора.
4. Определить критерии и соответствующие им показатели, уровни сформированности творческих способностей у детей 5–8 лет.
Методологическую основу исследования составляют научно-теоретические принципы и положения:
– философии – о совершенствовании духовно-творческого развития личности человека (Н.А. Бердяев, М.С. Каган, Д.С. Лихачев); диалектика творчества Г.С. Батищева; гуманистическая теория К. Роджерса, А. Маслоу; культурологическая концепция личностно ориентированного образования Е.В. Бондаревской;
– философско-психологические положения о социальной сущности личности (Ю.В. Бромлей, И.С. Кон); теория культурно-исторического развития высших психических функций, сформулированная Л.С. Выготским, согласно которой индивидуальные свойства личности ребенка возникают в результате его сотрудничества с другими людьми (генетический закон культурного развития высших психических функций; принцип «единства аффекта и интеллекта» как методологическое основание психологии творчества);
– деятельностный подход в развитии способностей, при котором ребенок рассматривается как субъект развития, а овладение знаниями и умениями происходит в результате направляемой педагогом деятельности самого ребенка (А.Н. Леонтьев); личностный подход к проблеме одаренности (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес). Среди других значимых психологических оснований нашего исследования выделяем теорию творчества; качественный анализ способностей, в том числе и творческих; исследования закономерностей психического и личностного развития (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец); психология музыкальной деятельности и закономерности музыкального восприятия (Е.Н. Незайкинский, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов).
Теоретическую основу исследования составляют:
– педагогические положения П.Ф. Каптерева, А.П. Усовой, К.Д. Ушинского о признании значимости пребывания ребенка в родной национальной среде, в которой он впитывает ценности, заложенные в культуре народа; о гармонии национального, межнационального и общечеловеческого в исследованиях М.И. Богомоловой, А.М. Булынина, К.И. Султанбаевой. В педагогике проблема преемственности народных традиций рассматривалась М.И. Богомоловой в связи с развитием у дошкольников чувства симпатии, интереса, дружелюбного отношения к людям других национальностей, воспитанием культуры межнационального общения, любви к Родине. Разработаны теоретические основы влияния национальной культуры на становление личности в исследованиях Г.Р. Ганиевой, Н.М. Гизатуллиной, И.З. Хабибулиной;
– современные исследования: в области поликультурного образования (Т.Ф. Бабынина, Г.Н. Волков, З.Т. Гасанов, Л.М. Захарова, Э.К. Суслова, А.Ю. Тихонова, Р.М. Хаертдинова); музыкально-эстетического образования, народной художественной культуры (Л.Г. Арчажникова, А.Г. Гогоберидзе, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, Т.А. Котлякова, Л.А. Рапацкая, О.П. Радынова); педагогические исследования проблем музыкального образования в школе, формирование творчества у детей, развития личности в образовании (О.А. Апраксина, Н.Л. Гродзенская, О.В. Дыбина, Д.Б. Кабалевский, Н.Н. Никитина, И.В. Юстус).
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: методы теоретического анализа литературы по теме исследования; сравнительно-сопоставительный анализ фактических материалов, фольклористических источников, программных документов; описательное и графическое моделирование; логические методы анализа формирования понятий; планирование этапов экспериментальной работы; метод педагогического эксперимента; беседа, педагогическое наблюдение, анкетирование, изучение продуктов деятельности детей; математико-статистический анализ и обработка экспериментальных данных.
Эмпирическая база и основные этапы исследования. Исследование проводилось в дошкольных образовательных учреждениях №№ 24, 58, начальной школе № 57 города Ульяновска, детском саду «Гномик» и начальной школе в с. Лаишевка Ульяновской области. Исследованием были охвачены 126 детей, 240 родителей, 50 педагогов. Исследование проводилось в четыре этапа.
На первом этапе – проблемно-аналитическом (2004–2005 гг.) – была изучена и проанализирована философская, искусствоведческая, психолого-педагогическая литература по теме исследования; отбирался и систематизировался музыкальный фольклорный материал; проводился сбор информации и ранжирование проблем использования народной музыки в воспитании детей 5–8 лет; выявлялись исходные методологические положения для постановки и формирования проблемы исследования, объекта, предмета, цели и задач.
На втором этапе – поисковом (2006–2007 гг.) – осуществлялось моделирование образовательного процесса формирования творческих способностей средствами музыкального фольклора народов Поволжья. Разрабатывались концепция и содержание программы по формированию творческих способностей детей 5–8 лет.
На третьем этапе – (2008–2010 гг.) – проводилась опытно-экспериментальная работа, которая состояла в проведении педагогического обследования детей (констатирующий этап), формирующего и контрольного этапов эксперимента. Их цель заключалась в апробации и оценке эффективности разработанных педагогических условий, направленных на формирование творческих способностей детей в процессе использования музыкального фольклора. Формулировались общие выводы по итогам экспериментального исследования.
На четвертом этапе – обобщающем (2011–2012 гг.) – проводился анализ, обработка полученных результатов, осуществлялась их теоретическая интерпретация, обобщались результаты исследования; оценивались и формулировались общие выводы; оформлялись полученные результаты и материалы диссертационного исследования.
Достоверность и обоснованность полученных результатов достигаются методологической обоснованностью, исходными теоретическими положениями, комплексным применением методов теоретического и эмпирического исследования, всесторонним анализом данных различных этапов опытно-экспериментальной работы, сочетанием количественного и качественного анализа в обработке результатов эксперимента. Обоснованность выводов обеспечивается адекватностью цели, объекта и предмета исследования, подтверждением гипотезы исследования результатами, выразившимися в позитивных изменениях в формировании творческих способностей детей.
Научная новизна
– уточнено содержание понятия «формирование творческих способностей у детей 5–8 лет средствами музыкального фольклора», что обогащает понятийно-категориальный аппарат педагогики;
– разработана, теоретически обоснована модель формирования творческих способностей у детей 5–8 лет средствами музыкального фольклора, основанная на системном, культурологическом, деятельностном подходах и поликультурном, полихудожественном, полисубъектном принципах, состоящая из четырех взаимосвязанных компонентов (целевом, организационно-педагогическом, содержательно-деятельностном и оценочно-результативном), что вносит вклад в разработку теоретических основ формирования творчества детей;
– отобраны и научно обоснованы оптимальные педагогические условия формирования творческих способностей у детей 5–8 лет средствами музыкального фольклора, обогатившие педагогическую теорию воспитания;
– разработана авторская программа «Музыкальные ступеньки детского творчества», ориентированная на формирование творческих способностей у детей средствами музыкального фольклора народов Поволжья, дополняющая национально-культурный компонент музыкального образования и открывающая возможность дальнейшего исследования проблемы формирования творческих способностей у детей средствами музыкального фольклора;
– отобраны и аргументированы критерии сформированности творческих способностей (знания о музыкальном фольклоре, эмоциональное отношение и мотивация к творческой деятельности, умения в певческой, танцевально-игрвой, инструментальной деятельности), обоснованы показатели и уровни для их идентификации.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
– раскрыты основные подходы к проблематике формирования творческих способностей у детей средствами музыкального фольклора, теоретически обоснованы и сформулированы этапы их формирования: 1 этап – накопление впечатлений, первоначальная ориентировка в творческой деятельности, спонтанное выражение творческих проявлений в двигательных, речевых, инструментальных импровизациях; 2 этап – освоение способов творческих проявлений при пении (сочинение мелодии на слова, фразы, заданный фольклорный текст); в танцевально-игровой деятельности (пластическое интонирование музыкально-игрового образа, комбинирование плясовых движений); в инструментальной деятельности (ритмизация попевок, закличек, песен, плясок; различные способы звукоизвлечения); 3 этап – создание собственных музыкальных композиций;
– выявлен педагогический потенциал музыкального фольклора народов Поволжья как средства в формировании творческих способностей у детей (ярко выраженная ладовая и жанровая основа календарной и обрядовой культуры, вариативность мелодии, импровизационная основа плясок, хороводов), определены содержание и формы воспитательно-образовательного процесса;
– определены теоретические основы формирования творческих способностей у детей средствами музыкального фольклора (цель, задачи, подходы и принципы, педагогические условия, содержание, формы, методы, средства, диагностика и результат), таким образом внесен вклад для дальнейшей разработки и развития теории творчества в педагогической науке;
– теоретически обоснованы критерии, показатели и уровни сформированности творческих способностей средствами музыкального фольклора у детей 5–8 лет, значимость которых подтверждается возможностью прогнозирования и оценки изменений в процессе их формирования у каждого ребенка.
Практическая значимость результатов исследования:
– апробирована модель формирования творческих способностей у детей 5–8 лет средствами музыкального фольклора;
– предложенная авторская программа может быть использована педагогами дошкольных образовательных учреждений и начальной школы в воспитательно-образовательном процессе, в практике совместной деятельности детского сада, начальной школы и семьи, по педагогическому просвещению родителей;
– теоретические положения и выводы, научно-методический материал способствуют обогащению лекционных, семинарских и практических занятий по педагогике, этнопедагогике, методике музыкального образования, специальных курсов;
– материалы исследования могут быть использованы в повышении квалификации педагогических кадров системы дошкольного и начального школьного образования, а также в практике образовательных учреждений.
Апробация результатов исследования осуществлялась параллельно с его ходом на всех этапах опытно-экспериментальной работы. Теоретические, практические аспекты, а так же результаты исследования обсуждались на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях (Чебоксары–Ульяновск, 2005 г.; Москва–Ульяновск, 2006 г.; Ульяновск, 2006 г., 2007 г., 2010 г., 2011 г.; Чебоксары, 2011 г.); были опубликованы в научно-методических журналах «Детский сад от А до Я» (Москва, 2008 г.), «Дошкольное воспитание» (Москва, 2010 г.), «Симбирский научный вестник» (Ульяновск, 2011 г.), «Вестник Екатерининского института» (Москва, 2011 г.).
Результаты диссертационного исследования нашли отражение в учебно-методических пособиях: «Развитие творческих способностей дошкольников» (2008 г.) и «Музыкальные ступеньки детского творчества» (2009 г.).
Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе проведения опытно-экспериментальной работы на базе дошкольного образовательного учреждения «Гномик» с. Лаишевка и в первом классе Лаишевской средней школы Ульяновской области. Методические рекомендации используются в практической работе дошкольных учреждений № 18, 24, 58, Центре развития ребенка «Семицвет» города Ульяновск. Результаты и итоги исследования отражены в 16 публикациях общим объемом 30,7 печатных листов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Содержание понятия «формирование творческих способностей у детей 5–8 лет средствами музыкального фольклора» определяется как процесс целенаправленного и организованного овладения личностью целостными, устойчивыми качествами (эмоциональность, познавательная активность, самостоятельность при выполнении творческих заданий, стремление к самовыражению и к творческим достижениям), существенно значимыми для осуществления творческой деятельности, в результате которого происходят позитивные изменения в когнитивной (полнота знаний), эмоционально-мотивационной (эмоциональный отклик, положительная мотивация) и деятельностно-творческой (песенная, танцевально-игровая, инструментальная творческая деятельность с фольклорным содержанием) сферах.
2. Модель формирования творческих способностей у детей 5–8 лет средствами музыкального фольклора, базирующаяся на системном, культурологическом и деятельностном подходах, представляющая собой теоретическое обоснование цели, задач, положений и принципов, педагогических условий, содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения, критериев, показателей и уровней сформированности творческих способностей детей, прогнозируемый результат.
3. Успешность и эффективность формирования творческих способностей у детей 5–8 лет средствами музыкального фольклора обеспечивается совокупностью педагогических условий: 1) наличие в воспитательно-образовательном процессе музыкально-фольклорного репертуара; 2) организация педагогического взаимодействия как свободы творчества (включение ребенка в интересующую его музыкальную деятельность, создание проблемных ситуаций, свободный выбор видов и способов деятельности); 3) организация педагогически комфортной музыкально-фольклорной развивающей среды; 4) педагогическое сопровождение семьи: педагогическое просвещение родителей о музыкальном фольклоре народов Поволжья; вовлечение родителей в активные формы совместной музыкальной деятельности с детьми фольклорного содержания; создание условий для формирования творческих способностей у детей в семье.
4. Программа «Музыкальные ступеньки детского творчества», направленная на овладение детьми системой знаний о музыкальном фольклоре народов Поволжья (песни, хороводы, пляски, игры, музыкальные инструменты, праздники), формирование положительного отношения к музыкальной деятельности с фольклорным содержанием, формирование умений в песенной, танцевально-игровой и инструментальной деятельности.
5. Критерии и показатели для их идентификации: 1) знания о музыкальном фольклоре народов Поволжья (русском, татарском, чувашском, мордовском), о жанрах (колыбельная, частушка, песня, плясовая, хоровод), о национальных музыкальных инструментах, о народных праздниках; 2) сформированность эмоционального отношения к фольклорной музыке и положительной мотивации к песенной, танцевально-игровой и инструментальной деятельности с фольклорным содержанием; 3) сформированность умений в певческой деятельности (сочинение мелодий различного характера на заданный фольклорный текст (колыбельные, частушки, потешки, песенки-скороговорки, диалоги в играх и сказках); 4) сформированность умений в танцевально-игровой деятельности (комбинирование знакомых плясовых движений в новых сочетаниях, составление композиций плясок и хороводов, проявление самостоятельности, оригинального подбора характерных движений музыкально-игрового образа); 5) сформированность умений в инструментальной деятельности (ритмизация попевок, закличек, песен, плясок; владение приемами звукоизвлечения, передача в инструментальных импровизациях характера музыки средствами музыкальной выразительности), – по совокупности которых определены уровни сформированности творческих способностей.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (8 параграфов), заключения, библиографического списка литературы, содержащего 177 наименований, и 16 приложений. Основное содержание диссертации изложено на 190 страницах (24 таблицах, 4 рисунках).
Модель формирования творческих способностей у детей средствами музыкального фольклора
Феноменология творчества привлекала внимание мыслителей всех эпох мировой культуры. Вместе с тем, общая проблема творчества в современной науке не только не потеряла своей актуальности, но, по словам Д.Б. Богоявленской, все еще находится в «зоне ближайшего развития» психологии и педагогики [24, с. 97]. Анализ современной практики дошкольного и начального школьного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности данного периода для развития творчества не всегда используется полностью. В настоящее время появилось немало альтернативных программ образования дошкольников и младших школьников. Тем не менее, вопрос о формировании творческих способностей детей остается актуальным. Дело в том, что большинство новых программ концентрируется, прежде всего, на познавательных аспектах развития. Поэтому существует противоречие между теоретическими подходами к природе творчества детей, с одной стороны, и практикой его формирования - с другой. Проблема формирования творчества у детей является сложной и многосоставной. Ее теоретическую базу составляют вопросы философии, психологии, педагогики.
Структура и содержание понятий «творчество», «креативность», «способности», «творческие способности» до настоящего времени остаются предметом научных дискуссий. Обсуждается не только корректность употребления терминов, но и разночтения в определениях самих понятий, обозначенных указанными терминами. Следовательно, необходимо ограничить терминологическое поле, в контексте которого рассмотреть иерархию взаимосвязанных научных понятий и сформулировать исходные рабочие определения на основе философского, психолого-физиологического, педагогического подходов, применительно к нашему исследованию. Философские основы творчества
С философской точки зрения категория творчества представляет собой достаточно сложный многоаспектный феномен. Понятие о способностях, идею об их изменчивости в науку ввел Платон [117]. Он впервые наиболее фундаментально разработал теорию творчества. Источником творческого порыва, по мнению Платона, является одержимость, безумие, божественное наитие. Творить творец может тогда, когда сделается вдохновенным и не будет в нем рассудка. А пока у человека есть рассудок, он не способен творить и пророчествовать. Предпосылки творчества содержатся в человеческой природе, в присущем ей чувстве гармонии. Помимо процесса создания нового, Платоном было замечено особое воздействие искусства на человека, заключающееся в способности вторгаться во внутренний мир человека и не только временно подчинять своему влиянию, но и менять, формировать характер, лепить его душу. Самым проникающим вглубь души видом искусства Платон считал «мистическое искусство» звучание песен, где ритм и гармония несут благообразие. Философ выделил две стороны творчества: творец, интуитивно создающий произведение искусства, и зрители, воспринимающие и определяющие ценность данного произведения с эстетической и реалистической точек зрения.
Вслед за Платоном анализом философской сущности творчества занимался Аристотель, который под творчеством понимал процесс создания произведения искусства [123]. С точки зрения философа, творчество есть инстинктивно-интуитивная практическая деятельность человека, направленная на порождение внешнего произведения путем подражания, независящее от самого творца, или направленная на деятельность по организации психологического опыта человека. Несмотря на некоторые отличия в высказываниях Платона и Аристотеля, можно отметить, что философы выделяют три основные составляющие творчества: опыт человека, «божественное наитие» (интуицию) и практическую деятельность по созданию произведения искусства [68].
Смена различных трактовок творчества в философии происходила в связи с развитием общества от трактовки деятельности под названием «продуктивной способности воображения» (И. Кант), «синтеза сознательного и бессознательного» (Ф. Шиллинг), «мистической интуиции» (А. Бергсон), «проявления инстинктов» (3. Фрейд) до современной трактовки творчества как «разновидности деятельности субъекта творчества по преобразованию объекта и получению продукта, потребление которого ведет к развитию, совершенствованию самого объекта» (А.Н. Лощилин) [60].
Наиболее общий подход к описанию творчества представлен в монографии А.И. Субетто, где вводится понятие онтологического, системного творчества, рассматриваемого как ведущий механизм любого развития: жизнь как таковая есть творчество, оно предстает как «творческая волна» и одновременно как креативный процесс - волнообразное движение на всех уровнях организации жизни. Применительно к человеку творчество представляет собой высшую форму проявления его интеллектуальных функций, является специфическим видом деятельности, проявляющимся практически в любой области [143],
С целью выявления среди множества признаков творчества наиболее общих и существенных, позволяющих определить место этой категории в системе фундаментальных философских категорий, проанализируем сущность и содержание категории творчества, как вида деятельности. Обобщив выводы в исследованиях Н.А. Бердяева, Е.Ф, Губского, Э.В. Ильенкова, А.И. Субетто, мы выделили следующие важнейшие признаки категории «творчества»: 1) это деятельность, состоящая в создании существенно нового; 2) творчество как процесс всегда оригинально, в нем обязательно применяются либо новые средства, либо новые способы, либо новые программы деятельности; 3) творчество тесно связано с познанием, отражением действительности, законов ее развития и функционирования [16, 53, 68, 143]. В процессе творчества человек расширяет и углубляет свои знания, следовательно, творчество выступает и как форма познания действительности.
Педагогические условия формирования творческих способностей у детей 5-8 лет
Модель дает возможность проследить основные стороны объекта исследования в их структурной и функциональной взаимосвязи, позволяет составить целостное представление об изучаемом явлении, чтобы затем осуществить моделируемый процесс. Целевой компонент обусловлен тем, что сознательная цель в творческой деятельности определяет выбор способов действия и выступает как средство управления, сверки результатов действий с прогнозируемым результатом. Цель формирования творческих способностей у детей обусловливает задачи, определяющие содержание и способы организации взаимосвязанной деятельности педагога и ребенка (воспитанника и ученика): 1) формировать знания о русском, татарском, чувашском, мордовском музыкальном фольклоре (о жанрах (колыбельная, частушка, плясовая, хоровод), о национальных музыкальных инструментах, о национальных праздниках); 2) формировать положительное отношение к музыкально-фольклорной творческой деятельности, развивать познавательные мотивы и интересы, актуализировать индивидуальные потребности и склонности в творческой деятельности; 3) развивать способы творческих действий, инициативу и самостоятельность при выполнении творческих заданий в певческой, танцевально-игровой и инструментальной деятельности.
В организационно-педагогическом компоненте отражены методологические подходы и принципы, педагогические условия формирования творческих способностей. Любая система успешно функционирует и развивается при соблюдении определенных условий (Ю.К. Бабанский, Н.В. Кузьмина). Для организации эффективной работы по формированию творческих способностей у детей выделены следующие педагогические условия: наличие в воспитательно-образовательном процессе музыкально-фольклорного репертуара творческой направленности; организация педагогического взаимодействия как свободы творчества (включение ребенка в интересующую его музыкальную деятельность, создание проблемных ситуаций, свободный выбор видов и способов деятельности); организация творческого пространства - педагогически комфортной музыкально-фольклорной развивающей среды; педагоги ческое сопровождение семьи (вовлечение родителей в активные формы совместной музыкальной творческой деятельности с детьми фольклорного содержания; педагогическое просвещение родителей; семейное подкрепление творческого поведения ребенка). Выделенные педагогические условия формирования творческих способностей у детей позволили обосновать экспериментальную учебно-воспитательную программу и смоделировать содержание ее реализации в целостном образовательном процессе. Педагогические условия подробно рассматриваются в 1.4.
Содержательно-деятельностный компонент представлен не только программой, отражающей деятельность детей, педагога и семьи, но и комплексом средств, форм, методов обучения и воспитания, способствующих достижению цели и результата. Педагоги и дети как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение обучающихся опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические формы, методы и средства. Таким образом, содержание образования, формы, методы и средства - необходимые составляющие модели формирования творческих способностей. Отбор содержания программы, целостная система образовательной деятельности учитывает последовательность и постепенность в усложнении музыкальной творческой деятельности с фольклорным содержанием от этапа к этапу, преемственность задач для поступательного формирования творческих способностей у детей 5-8 лет, возрастные особенности детей, дают возможность создать условия для познавательно-творческой и развлекательно-творческой деятельности детей. Программа соотносится с выделенными педагогическими условиями формирования творческих способностей у детей.
Оценочно-результативный компонент модели формирования творческих способностей детей заключается в выявлении критериев и показателей уровня сформированности творческих способностей, определении диагностических методик, позволяющих определить этот уровень и результат. Цель и задачи формирования творческих способностей определяют конечный результат: сформированность положительного отношения к музыкальной творческой деятельности с фольклорным содержанием; сформированность знаний о музыкальном фольклоре; сформированность умений в музыкальной деятельности с фольклорным содержанием.
Состояние воспитательно-образовательной работы в образовательных учреждениях убедило нас в том, что имеется потребность в целенаправленном педагогическом руководстве процессом по формированию творческих способностей у детей. Поэтому мы пришли к выводам о необходимости создания специальной программы, ориентированной на формирование творческих способностей у детей с учётом регионального компонента. С этой целью была разработана экспериментальная программа «Музыкальные ступеньки детского творчества», в которой поставлены следующие задачи: сформировать знания о русском, татарском, чувашском, мордовском фольклоре; развить эмоциональную активность на воспринимаемую фольклорную музыку, положительное отношение к музыкальной творческой деятельности с фольклорным содержанием; сформировать умения в певческой, танцевально-игровой, инструментальной деятельности с фольклорным содержан-нием. Программа построена с учетом Федеральных государственных требований, а именно, принципов интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и комплексно-тематического построения образовательного процесса. В ней предусматривается решение образовательных задач в совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей, а также преемственность музыкального развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Содержание программы включает деятельность детей (познавательно-творческую и развлекательно-творческую); деятельность педагога (отбор содержания и включение музыкального фольклора в педагогический процесс; организация и руководство музыкальной творческой деятельностью детей фольклорного содержания; создание музыкально-фольклорной развивающей среды; педагогическое сопровождение семьи); деятельность родителей (повышение педагогической культуры; участие в совместной с детьми музыкальной деятельности; создание условий для творческого развития детей в семье) (рис.2).
Уровни сформированности у детей 5-8 лет творческих способностей
В экспериментальной группе детей от 5 до 6 лет низкий уровень развития творческих способностей выявлен у 22 (35%) детей, средний - у 30 (48%) детей, высокий - у 11 (17%) детей. В контрольной группе детей 5-6 лет низкий уровень развития творчества выявлен у 17 (27%) детей, средний -у 32 (51%) детей, высокий - у 14 (22%) детей. В экспериментальной группе детей от 6 до 7 лет низкий уровень развития творческих способностей выявлен у 15 (24%) детей, средний - у 19 (30%) детей, высокий - у 29 (46%) детей. В контрольной группе детей 6-7 лет низкий уровень развития творчества выявлен у 16 (25%) детей, средний - у 30 (48%) детей, высокий - у 17 (27%) детей. В экспериментальной группе детей от 7 до 8 лет низкий уровень развития творческих способностей выявлен у 10 (16%) детей, средний - у 22 (35%) детей, высокий - у 31 (49%) детей. В контрольной группе детей 6-7 лет низкий уровень развития творчества выявлен у 14 (22%) детей, средний - у 28 (44%) детей, высокий - у 18 (34%) детей.
Исходный уровень сформированности знаний детей о музыкальном фольклоре во всех возрастных категориях приблизительно одинаков. Дети скованы эмоционально при выполнении творческих заданий. Даже при наличии внутреннего желания заниматься музыкальной творческой деятельностью у них нет достаточного объема элементарных знаний о русском, татарском, чувашском, мордовском музыкальном фольклоре. У детей нет достаточного опыта восприятия произведений музыкального фольклора, нет устойчивых знаний о нем, о чем свидетельствует небольшой процент высокого уровня развития когнитивного компонента во всех группах. Движения детей характеризуются неуверенностью, недостаточной четкостью, неорганизованностью. Заметные нарушения в удержании позы, темповые расстройства. Имеют место суетливость, неточность при выполнении мелких движений (при игре на музыкальных инструментах), скованность, угловатость - при выполнении общих движение (в танцах). В музыкально-творческой деятельности дети испытывают большую потребность в реализации своих творческих возможностей в музыкальной деятельности, с желанием откликаются на предложение взрослых сочинить песенку, передать музыкальный образ в движении под музыку, придумать танец. Вместе с тем, естественное желание детей сталкивается с отсутствием у них базовых умений в музыкально-творческой деятельности, на которые они могли бы опереться в своих творческих проявлениях. У детей слабо развито чувство ритма, нет активного слухового внимания к восприятию музыки, они не умеют анализировать правильность своего исполнения в любом виде музыкальной творческой деятельности. Певческие импровизации детей невыразительны, дети часто копируют друг друга. В движениях под музыку они проявляют больше уверенности, чем в певческих импровизациях, но лишь отдельным детям удается «войти в образ», найти адекватные средства для его воплощения. В основном же дети проявляют мало фантазии и самостоятельности. Создаваемые ими игровые и танцевальные образы маловыразительны. Большие сложности при музицировании возникают из-за отсутствия у детей навыков коллективного общения. Дети не умеют договариваться друг с другом, не умеют подчинять свои личные интересы интересам коллектива.
Сложившееся положение объясняется тем, что педагоги и родители уделяют мало внимания вопросам обогащения детей знаниями о народной культуре своего народа и народов, проживающих рядом, о музыкальном фольклоре Поволжья. Используемые педагогами методы и приемы однообразны, В организации педагогического процесса отсутствует системность, последовательность, непрерывность. Указанные причины связаны с недостаточной научной разработанностью системы по формированию творческих способностей средствами регионального музыкального фольклора, с отсутствием специальных программ, ориентирующих педагогов на приобщение детей к музыкальному фольклору народов Поволжья. Вывод очевиден: если не проводится целенаправленная работа по формированию творческих способностей, не обогащаются знания детей, то не повышается и уровень их сформированное, независимо от возраста детей.
Таким образом, в контрольных и экспериментальных группах устойчивый интерес к песенной, танцевально-игровой и инструментальной творческой деятельности с фольклорным содержанием проявляют лишь отдельные дети. У большинства из них нет глубоких знаний о музыкальном фольклоре Поволжья, нет необходимых умений музыкальной творческой деятельности с фольклорным содержанием.
Диагностическое обследование позволило составить объективное представление о состоянии работы по формированию творческих способностей посредством музыкального фольклора в практике обучения и воспитания и привело к таким выводам: 1) дети не обладают достаточными знаниями о музыкальном фольклоре своего и других народов, не выражают положительных эмоций и интереса к музыкальной творческой деятельности; 2) педагоги не привлекают родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе по ознакомлению детей с культурой ближайшего национального окружения; 3) формирование творческих способностей требует специальной профессиональной подготовки педагогов по организации и проведению воспитательно-образовательной работы в этом направлении; 4) исходный уровень сформированное творческих способностей у детей можно охарактеризовать как низкий и средний. Проведенный констатирующий этап эксперимента позволил определить некоторую зависимость между организацией, содержанием педагогического процесса и формированием творческих способностей. Стремление участвовать в творческой деятельности прямо пропорционально выражению интереса к способу изложения информации педагогом: чем выше уровень интереса к материалу, тем устойчивее желание к проявлениям творчества у ребенка.
Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию у детей творческих способностей
На контрольном этапе эксперимента были выявлены уровни сформиро-ванности творческих способностей у детей 6-7 лет по критериям эмоцио-нально-мотивационная заинтересованность и творческие умения в певческой, танцевально-игровой, инструментальной деятельности и определена положительная динамика их развития по сравнению с результатами констатирующего этапа. По сравнению с детьми от 5 до 6 лег у детей от б до 7леш экспериментальной группы обогатились знания о средствах музыкальной выразительности, укрепились умения при сочинении песенных мелодий, увеличился запас различных движений.
Певческая деятельность: при выполнении первого задания «Сочини песенку колобка» в придуманных мелодиях дети проявили эмоции, чувства, воображение, используя не только голос, но и пластические импровизации (игровые движения сказочного персонажа). Некоторые дети (Женя Н„ Алена А., Наташа Б.) передавали в песенках-импровизациях речевые интонации героя сказки. Почти все песенки-диалоги не повторялись по мелодии и ритмическому рисунку. Дети контрольных групп в сочиненных песенках недостаточно использовали средства музыкальной выразительности (высотность звуков, динамику звучания, ритмические особенности) и почти не использовали внемузыкальные средства выразительности (выразительность осанки, позы, жеста, мимики). Хотя положительная динамика прослеживается в контрольных группах, но она не так ярко выражена, как в экспериментальных группах.
Танцевально-игровая деятельность. Во втором задании - «Придумай пляску» - дети экспериментальных групп увлеченно придумывали национальные танцы своего народа на мелодию перепляса. В танцевальных композициях они использовали различные танцевальные движения, характерные для народной пляски. Например, показывая русскую народную пляску, Людмила К. исполнила русский шаг на легком беге, дробный шаг, различные движения рук, кружение на месте, выставление ног на носок. А Иван К., показывая чувашский танец, использовал танцевальные движения: «присядка», «выставление ног на пятку», «хлопки» и «притопы». В своем танце многие дети (ИринаА,ЗояК,ВладимирМ,СветаШ,ИльяМ,Таня Д) использовали музыкальные выразительные средства (ритм, темп, акценты), передавая композицию танца. Они проявили фантазию, оригинально подбирая характерные движения народного танца на основе комбинации знакомых движений. В контрольных группах незначительно повысились знания детей о различных движениях, а имеющиеся они не смогли применить для составления качественной, выразительной композиции танца. Это объясняется тем, что с детьми в основном проводилась работа по разучиванию танцев и не проводилась целенаправленная работа по формированию творческих умений в составлении композиции танца. Поэтому наблюдается незначительная динамика результатов в контрольной группе (увеличение высокого уровня знаний на 5% и уменьшение низкого уровня на 3%) по сравнению с экспериментальной группой, в которой увеличение высокогоуровнязнаний составило 13%иуменьшениенизкого-на9%.
Инструментальная деятельность. Анализ результатов третьего задания «Подбери инструмент», где детям предлагали после прослушивания народной мелодии «Во саду ли, в огороде» подыграть на музыкальных инструментах по выбору ребенка различные вариации, показал, что наибольших успехов дети достигли в использовании таких средств выразительности, как динамические оттенки, ритмические особенности и тембровая окраска звука. При музицировании многие дети (Ирина М., Лена Ф„ Татьяна Ф., Ирина Р., Олеся Т., Оля А., Лена С.) уверенно и ритмично играли на музыкальных инструментах, проявляя умения правильного звукоизвлечения, улавливая различные изменения промежуточных оттенков средств музыкальной выразительности.
Музицирование детей контрольных групп было не настолько слаженным, как у детей экспериментальных групп: импровизации не всегда были ритмичны и динамичны. Не всегда дети правильно выбирали музыкальный инструмент для музицирования. Например, Матвей С. выбрал на спокойную мелодию вариации трещотку, Айдар Т. на громкую аккордную мелодию -колокольчик, Полина У. на мелодичную и плавную вариацию - свистульку. Эго свидетельствует о том, что у детей огсугствуют осознанные знания о возможностях ных музыкальных инструментов, поэтому уровень сформированности умений в инструментальном творчестве у детей контрольных групп повысился незначительно.
Данные результаты диагностики позволили сделать вывод о том, что у детей от 6 до 7 лет экспериментальной группы, в отличие от детей контрольной группы, сформировалось умение сочинения песенных мелодий (Приложение 11, 12, табл. 19). Имеющиеся знания о различных движениях дети самостоятельно могут применить для составления композиции танца. У детей есть конкретные и четкие знания о звукоизвлечении и возможностях различных музыкальных инструментов, поэтому придуманные ими инструментальные композиции были выразительными, отражающими характер музыки.