Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования духовности средствами эстетических ценностей фольклора 15
1.1. Философско-педагогические аспекты формирования основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора 15
1.2. Образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора 35
1.3. Психолого-педагогические аспекты процесса формирования основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора 58
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ духовности младших школьников в процессе реализации эстетических ценностей фольклора (на примере уроков музыки) 77
2.1. Характеристика эстетических ценностей фольклора в учебных программах по музыке 77
2.2. Технологии формирования основ духовности младших школьников в процессе использования эстетических ценностей фольклора на уроках музыки 95
2.3. Анализ итогов опытно-экспериментальной работы в исследуемом направлении 109
Заключение 133
Библиографический список 140
Приложения 161
- Философско-педагогические аспекты формирования основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора
- Образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора
- Характеристика эстетических ценностей фольклора в учебных программах по музыке
- Технологии формирования основ духовности младших школьников в процессе использования эстетических ценностей фольклора на уроках музыки
Введение к работе
Перемены, происходящие в России в конце XX - начале XXI вв., оказали влияние не только на социально-экономические преобразования в стране, но и сказались на духовно-нравственном облике общества. В то время как отечественная культура предоставляет каждому человеку возможность выбора лучших духовно-нравственных приоритетов в соответствии с его интересами, потребностями, способностями и условиями жизни, современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о деформации духовно-эстетических, нравственных ценностей в Российском обществе. Молодое поколение XXI века в большинстве своем не рассматривает культуру и образование как приоритетные ценности, ориентирующие человека на осознание себя в этом мире, на развитие своего личностного «Я». Это ставит будущее российского общества перед угрозой деградации, связанной с потерей таких человеческих качеств, как: душевность, сердечность, отзывчивость, справедливость, уважение и внимание к близким, порядочность, благородство, любовь к природе и т.п.
Духовное возрождение России непременно требует восстановления традиционной многонациональной отечественной культуры, которая на протяжении многих веков отражала духовно-нравственные ценности: Истину, Добро и Красоту. Духовность - это тот ценностный ориентир, который позволяет определить нравственный потенциал человека, помогает ему осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения, образует внутренний стержень культуры, потребности и интересы подрастающего поколения. Поэтому проблема духовного формирования и развития личности приобретает особую актуальность и выступает на передний план в перечне приоритетных проблем, требующих к себе наиболее пристального внимания педагогов и всего общества в целом. Отсюда важнейшие задачи воспитания -формирование гражданской ответственности и правового самосознания,
российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.'
Главная роль в этом процессе отводится начальной школе, которая открывает систему школьного образования, закладывая основы учебно-воспитательного процесса в средних и старших классах. Цель школы - духовно богатая личность, воспитание которой невозможно без формирования осознанных потребностей созидательного труда, чувства собственного достоинства, уверенности в себе, гражданской ответственности. Поэтому одно из условий сохранения и освоения русской традиции, формирования национального самосознания подрастающего поколения - ориентация школы на нравственные и эстетические ценности фольклора - того духовного богатства, которое призвано сформировать общую культуру личности, ее интеллект и обрести такие качества, как милосердие, терпимость, уважение к человеку. Начало этому процессу должно быть положено в младшем школьном возрасте, в котором, по мнению Л.И. Божович, происходит формирование социального «Я», внутренней позиции ребенка, его самосознания.
Процесс обучения народному искусству связан с развитием эстетического и творческого потенциала личности. Фольклор в силу своего синкретизма (соединения пения и танца, исполнительства на народных музыкально-шумовых инструментах и прикладного народного творчества) создает условия для вовлечения детей в самую разнообразную творческую деятельность и позволяет придать всей системе обучения и воспитания целостное мировосприятие и мироощущение. Фольклор, являясь фактором эстетического воздействия на духовную сферу личности младших школьников, приобщает их к тайнам и глубинам произведения, созданного народом, обогащает их духовно-нравственную жизнь, способствует воспитанию у детей чувства радости, любви и интереса к народной мудрости, дает возможность познать
1 Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Дидакт. - 2002. - №3-4. - С.12.
действительность, исторические и национальные особенности культуры: традиции, обычаи, обряды.
Содержание большинства фольклорных произведений пронизывают идеи добра, справедливости, уважения к человеку, любви к природе, искусству, которые являются идейно-нравственными и эстетическими ценностями, составляющими основы духовности.
Согласуя свое понимание ценностей с трактовкой отечественного философа С.Ф. Анисимова1, мы рассматриваем их как «положительное значение данного предмета или его свойства (фольклор, его жанры. - С.Я.) для конкретного субъекта деятельности (учащиеся. - С.Я.) с точки зрения того, насколько этот предмет способен удовлетворить определенную потребность» -воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, жить и творить «по законам красоты». Эстетические ценности фольклора нацелены на обеспечение активности эстетического восприятия учащихся, их творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также на формирование духовных потребностей.
Русские народные песни, баллады, былины, как источники познания исторического пути народа, представляют собой летопись России, которая необходима младшим школьникам для изучения истории родной земли, ее культуры и ее красоты.
Загадки, скороговорки, потешки развивают у детей образное мышление и память, обогащают их сознание духовно-эстетическими представлениями о предметах и явлениях действительности, воспитывают художественный вкус, учат познавать многогранный мир, природу, человека и себя. Поэтому эстетические ценности фольклора актуализируют ценностное отношение к красоте, искусству и дают возможность сконцентрировать в каждом ученике лучшие человеческие качества - такие, как: человеколюбие и трудолюбие,
1 Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль, 1998. - С.40.
6 целеустремленность и честность, уважительное и бережное отношение к творению природы, ума и рук человеческих.
Фольклор, являясь одним из видов искусства, выделяется как наиболее эффективное средство для формирования основ духовности младших школьников.
Вопросам теоретического анализа фольклора, его жанров и функциональных особенностей посвящены фундаментальные труды известных русских ученых - этнографов, фольклористов, искусствоведов: В.П. Аникина, Г.Н. Волкова, В.Е. Гусева, А.С. Каргина, Н.П. Колпаковой, Н.И. Костомарова, Н. Котикова, Л.А. Кулаковского, В.Я. Проппа, А.В. Рудневой, И. Снегирева и
др.
Ценным материалом для разработки теоретического аспекта проблемы фольклора стали также научные исследования, посвященные анализу традиционной художественной культуры: А.Л. Андреева, В.П. Аникина, К.С. Давлетова, В.Д. Диденко, Ю.М. Лотмана, М. Мид, В.Ф. Одоевского, И.С. Чернявской, В.М. Щурова, А.В. Юдина и др.
Взгляды известных русских писателей, историков на фольклор как ценнейшую основу русской культуры сыграли важную роль в определении теоретической позиции диссертанта (A.M. Горький, Л.А. Кулаковский, М.В. Ломоносов, СИ. Миропольский, В.Ф. Одоевский, А.Н. Радищев, Л.Н. Толстой и др.).
Проблеме этнохудожественного образования в России, соотношению педагогики и фольклора посвящены труды видных отечественных педагогов, психологов: Ю.П. Азарова, Б.Г. Ананьева, Н.А. Коваль, Б.Т. Лихачева, И.С. Кона, В.Я. Проппа, С.Л. Рубинштейна, СВ. Рождественской, Б.М. Теплова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.
Однако при изучении эстетических ценностей фольклора мало использовался их образовательно-воспитательный потенциал, при отборе содержания фольклорного материала недостаточно глубоко продумана
последовательность и системность его применения, не в полной мере реализована методика формирования духовно-нравственных понятий и эстетических вкусов младших школьников. Более того, ни одна из существующих программ по музыке не ставит себе главной целью формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора.
Актуальность исследования, недостаточная разработанность изучаемой проблемы, ее теоретическая и практическая значимость определили тему диссертации:
«Формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора».
Рассмотрение проблемы формирования основ духовности младших школьников обусловлено противоречиями:
между потребностью теории в знаниях о процессе духовного становления личности на всех возрастных этапах и недостатком теоретических и практических разработок сущности и особенностей этого процесса применительно к младшим школьникам;
между образовательно-воспитательным потенциалом эстетических ценностей фольклора в духовном становлении младших школьников и отсутствием специально разработанных педагогических технологий и условий для реализации этих возможностей.
Объект исследования - духовная сфера личности младших школьников.
Предмет исследования - процесс формирования основ духовности младших школьников в ходе освоения ими эстетических ценностей фольклора.
Цель исследования - выявление педагогических условий формирования основ духовности младших школьников в процессе освоения ими эстетических ценностей фольклора.
Гипотеза исследования: формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора будет происходить более успешно, если:
духовность определена в качестве важнейшего ценностного приоритета, пронизывающего все стороны образовательного процесса по формированию и развитию личности младшего школьника;
четко обозначен образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора;
используются педагогические технологии, определяемые программой, содержащей систему знаний о традициях русского народа с учетом психологических особенностей ребенка при его эмоциональном восприятии окружающего мира;
педагогом осуществляется специальный отбор фольклорных произведений, содержащих эстетические ценности, которые стимулируют духовное становление школьника;
- совместная деятельность педагога и младших школьников основывается
на гуманистических принципах воспитательного взаимодействия.
Проблема, объект, предмет и цель исследования потребовали решения ряда взаимосвязанных задач:
Проанализировать сущность понятий «духовность» и «основы духовности» в контексте темы исследования.
Раскрыть образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора и условия его реализации в процессе формирования основ духовности младших школьников.
Разработать и апробировать программу «Мир фольклора», нацеленную на формирование основ духовности младших школьников на материале уроков музыки.
Проанализировать соответствие практических возможностей фольклора (на уроках музыки) и возрастных особенностей младших школьников в процессе их духовного развития.
Определить критерии сформированности основ духовности у младших школьников.
Опытно-экспериментальным путем выявить оптимальные условия эффективного формирования основ духовности младших школьников.
Методологические основы исследования составили положения: о единстве материального и духовного в становлении человека, отдельные стороны которого изучали Н.А. Бердяев, Л.П. Буева, М.С. Каган, С.Н. Касаткина, Л.В. Никандрова, А.К. Уледов, В.Г. Федотова, П.А. Флоренский, А.И. Фортова, К.Э. Циолковский, К. Ясперс и др.; о деятельностном подходе к процессу воспитания и социализации личности (Л.И. Божович, Н.Д. Левитов, Н.С. Лейтес, Б.Т. Лихачев, B.C. Мухина, В.А. Пономаренко, Е.М. Рыбинский, В.Г. Рындак, В.Л. Шкуратов, Н.Е. Щуркова); о теоретико-методологических основах формирования духовности в учебно-воспитательном процессе (В.А. Андрусенко, Л.П. Буева, Т.Н. Власова, И.Н. Ефимова, В.А. Караковский, Б.М. Неменский, З.И. Равкин, И.С. Чернявская, Г.И. Щукина, Н.Е. Щуркова).
При изучении сущности традиционного народного творчества, его роли в жизни современного общества автор опирался на труды Ю.П. Азарова, Э.А. Баллера, Н.А. Бердяева, Ю.Б. Борева, Т.И. Власовой, Г.П. Выжлецова, И.Н. Ефимова, И.И. Земцовского, И.А. Ильина, Н.П. Колпаковой и др.
Теоретической основой для обоснования оптимальных педагогических технологий музыкально-эстетического воспитания в области педагогики и психологии явились исследования Ю.П. Азарова, Н.Л. Арининой, Ю.К. Бабанского, Н.Б. Берхина, Л.С. Выготского, А.Ц. Гармаева, В.Е. Гусева, А.И. Лазарева, П.Н. Лукьянова и др.
Работы Б.В. Асафьева, П.Г. Богатырева, В.А. Василенко, Н.А. Ветлугиной, В.М. Григорьева, К.С. Давлетова, С.Г. Лазутина, Е.М. Орловой,
Ф.А. Рубцова и др. в области музыкальной педагогики, теории музыкального восприятия, развития музыкальных способностей личности определили направление исследования.
Концептуальное значение в определении теоретической позиции автора имели исследования, посвященные проблемам изучения и возрождения традиций народно-художественной культуры, в частности, В.П. Аникина, О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, Н.Д. Михайловой, Л.Л. Куприяновой, М.Н. Мельникова, И.А. Панкеева, А.В. Рудневой, Н.А. Терентьева, В.М. Щурова и
др.
В процессе работы были использованы следующие методы научного исследования:
- теоретические: теоретический анализ философской, психолого-
педагогической, научно-методической, исторической и публицистической
литературы по проблеме исследования; метод теоретического моделирования;
эмпирические: диагностические (музыкальное тестирование, анализ результатов исполнительской деятельности учащихся, беседы с учениками, сопоставительный анализ творческих работ младших школьников на разных этапах формирования основ духовности), обсервационные (наблюдение, фиксирование результатов обучения и развития); педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная работа состояла из подготовительного, констатирующего, формирующего, контрольного, аналитического этапов, включающих в себя педагогическое наблюдение, беседы, первоначальный, текущий и итоговый замеры, фиксацию усвоения музыкального материала, его соответствия возрастным особенностям восприятия детей, анализ и обобщение полученных результатов.
Научная новизна исследования:
- конкретизированы понятия «духовность», «основы духовности» в
аспекте исследуемой проблемы;
- выявлен и систематизирован образовательно-воспитательный потенциал
эстетических ценностей фольклора, способствующий эффективному
формированию основ духовности младших школьников;
- разработана целевая программа по музыке «Мир фольклора» для
начальных классов и соответствующие педагогические технологии в контексте
проблемы исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается:
- в систематизации и структурировании научных знаний, раскрывающих
сущностные характеристики духовности, основ духовности;
в обосновании педагогических условий реализации образовательно-воспитательного потенциала эстетических ценностей фольклора в процессе формирования основ духовности;
в характеристике критериального подхода, раскрывающего специфику параметров и показателей сформированности основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора;
в возможности дальнейшей разработки полученных знаний о содержании основ духовности младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в разработке педагогических технологий и целевой экспериментальной программы по музыке «Мир фольклора», которая может быть использована в учебном процессе общеобразовательной школы и в сфере дополнительного образования.
Результаты и выводы исследования могут быть полезными:
в решении практических задач по оптимизации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях;
в формировании у учащихся соответствующих личностных, духовно-нравственных, музыкально-просветительских качеств в контексте современной социокультурной ситуации;
- в качестве дополнений в теорию эстетического воспитания при написании учебников и пособий по общей педагогике и для обогащения существующих изданий новым материалом.
Материалы исследования могут быть востребованы при подготовке учителей музыки, воспитателей, руководителей фольклорных кружков, при разработке факультатива «Формирование основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора», при проведении фольклорных праздников.
Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (1999-2000гг.) изучалась и анализировалась философская, педагогическая, психологическая и искусствоведческая литература по проблеме исследования с целью обеспечения его методологических и теоретических основ; формулировались тема, проблема, цель, задачи и гипотеза исследования; апробировалась программа формирования основ духовности младших школьников «Мир фольклора»; проводился подготовительный и констатирующий этапы опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (2000-2002гг.) был связан с определением критериев сформированности основ духовности младшего школьного возраста; организацией и проведением формирующего этапа опытно-экспериментальной работы на основе внедрения в учебный процесс специально разработанной программы, максимально способствующей формированию основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора.
На третьем этапе (2002-2004гт.) осуществлялись систематизация и обобщение материалов проведенной опытно-экспериментальной работы. На основе сравнительного анализа полученных эмпирических результатов -записей открытых уроков, внеклассных мероприятий, контрольных замеров уровня сформированности основ духовности младших школьников средствами
эстетических ценностей фольклора - были сформулированы выводы диссертационного исследования, а также оформлялись результаты работы.
Обоснованность и достоверность результатов обеспечиваются разнообразием привлеченных историко-философских, педагогических, психологических, искусствоведческих, методических работ; применением методов, адекватных предмету и задачам исследования; обращением к учебным программам по музыке.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы по реализации эстетических ценностей фольклора в муниципальных образовательных учреждениях -средних общеобразовательных школах №№17,18 г. Коломны Московской обл., в муниципальном музыкально-педагогическом колледже, в Доме культуры им. СМ. Кирова; в процессе обсуждений актуальных проблем образования на кафедре педагогики Коломенского государственного педагогического института; в выступлениях на научно-практических конференциях и в соответствующих публикациях (Москва, 2001, 2002; Брянск, 2001; Коломна, 2001, 2002, 2003; Йошкар-Ола, 2002).
В Коломенском государственном педагогическом институте материалы диссертации используются в учебном процессе музыкально-литературного факультета при изучении таких предметов, как: «Методика музыкального обучения», «Музыкально-педагогические практикумы», а также при освоении соответствующего проблеме исследования факультатива и написании студентами курсовых и выпускных квалификационных работ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Духовность как интегративное качество внутреннего мира личности представляет собой гармоничное единство интеллектуальной, морально-этической, волевой и эстетической сфер, характеризующих эмоционально-чувственное, позитивное отношение субъекта к миру, искусству, окружающим людям, природе, к самому себе. Основы духовности составляет совокупность
сущностных элементов анализируемого социокультурного феномена (духовности), формирующих первоначальные знания об Истине, Добре и Красоте как общечеловеческих ценностях, побуждающих младших школьников к соответствующим формам поведения и деятельности.
Средством формирования основ духовности младших школьников выступает образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора.
Инновационные педагогические технологии формирования основ духовности младших школьников включают в себя совокупность форм, методов и приемов педагогической деятельности по освоению эстетических ценностей фольклора.
Критерии сформированности основ духовности младших школьников, в качестве которых выступают когнитивный, этический и эстетический показатели, свидетельствуют о появлении новообразований в структуре личности младших школьников.
Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, библиографического списка, приложений.
Философско-педагогические аспекты формирования основ духовности младших школьников средствами эстетических ценностей фольклора
Современные исследователи философско-педагогических явлений связывают будущее человечества с глобальными проблемами, среди которых самой острой называют уничтожение человеческого в человеке. Поэтому в свете отмеченного пророчества требует своего решения вопрос, как человеку остаться не только разумным, но и человеком духовным. Развитие и расцвет личности и, прежде всего, её духовных основ (в педагогической деятельности) могут осуществляться только в процессе осмысления духовных начал существования человека, развития его эмоционально-чувственной сферы, организации добротворчества и, естественно, в атмосфере доброжелательности, свободы, понимания и любви.
В религии духовность понимается лишь как причастность к Богу, и связана она с отказом от земной жизни. В настоящее время духовность вышла за пределы религиозного понимания, когда человек осознал свою самоценность и вложил ответственность за свою жизнь на самого себя.
В науке нет единого подхода в изучении духовности личности. Разные взгляды на духовность свидетельствуют о том, что в последнее время возрастает интерес ученых к проблеме человека в целом, и особенно к духовной жизни личности. Исследователи, пытаясь определить духовность, затрагивают различные стороны этого понятия: связь с искусством (В.Д. Диденко), единство эстетического и нравственного (А.И. Фортова), эмоциональные ощущения (В .И. Ксенофонтов).
При анализе духовности М.С. Каган подчеркивает, что «духовность - это атрибут человека как субъекта».1 И с этим трудно не согласиться. Б. Петерсоне пишет о том, что духовность не существует вне человека. «...Лишь развитие индивидуального самосознания порождает проблему взаимоотношений человека и духа. Возможность человеческого обращения к духу одновременно есть и единственная возможность бытия самого духа, ибо только глазами человека смотрит дух на мир и на себя, и голова кружится не «духовная», а «человеческая». И, следовательно, только обращением человека к духу начинается внутренний поворот в самом человеке, рождается духовное.
Духовность можно рассматривать в личностном и надличностном аспектах. В первом случае духовность предстает именно как человеческая, личностная характеристика; во втором - как культурное, социальное явление, выражающее разные типы духовной ориентации общества или отдельных социальных групп.
М. Хайдеггер отмечал, что человек есть не только «бытие в мире», но и что он, главным образом, есть «бытие с другими». Эта общность является сущностным атрибутом человека. Он по самой своей природе есть «бытие для других». В связи с этим отдельные философы выделяют две потребности внутреннего мира человека: потребность «для себя» и «для других». При этом потребность «для других» побуждает человека действовать вопреки, а иногда и в ущерб личным интересам.2 Поэтому с этих позиций духовность представляет собой диалектическое единство двух видов потребностей, в силу чего её можно рассматривать как соединение мира с нравственным законом личности.
Во взглядах сторонников религиозно-философского направления (Вл.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского и др.) тема духовности была тесно связана с темой самой России, с особой миссией русского народа - «носителя божественных замыслов», способного помочь человечеству достичь духовного совершенства. По их мнению, православие как национальная религия, способствует тому, что в воспитании главное место отводится любви к Богу, Отечеству, людям. Именно благодаря этому, по их убеждению, и были заложены в русском народе основы духовности в воспитании человека. Эти философы превыше всего ценили свободу личности, видя в ней проявление духовности, которая движет всеми поступками человека. Они считали, что духовность - это постоянное искание истины, направленной на творческое развитие человека. Н.А. Бердяев, например, утверждал, что духовность - это стремление к будущему, к спасению, к новой жизни. «Русская душа, - отмечал он, - сгорает в пламенном искании правды и спасении всего мира и всеобщего воскрешения к новой жизни».1 Философы-мыслители настолько поднимали роль духовности в развитии личности и общества, что считали её вечной, неповторимой, как и самого Бога. Бог как бы вдохнул дух в человека из самого себя, обеспечив его духовное бытие. Таким образом, духовное, по их мнению, -это не сотворение нечто из ничего, а взятое из самого несотворимого Бога как его часть.
Образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей фольклора
Образовательно-воспитательный потенциал эстетических ценностей русского фольклора многогранен и безграничен. Его разнообразные аспекты раскрыты в трудах Т.И. Баклановой, А.А. Банина, Г.П. Блиновой, А.С. Каргина, Т.М. Разиной, И. Снегирева, К. Жигульского. Но на наш взгляд, количество исследований, которые затрагивают вопросы формирования основ духовности средствами эстетических ценностей фольклора в младшем школьном возрасте, незначительно.
Фольклор обладает уникальной социально-психологической особенностью снимать те или иные нежелательные или даже губительные для человека последствия их дисгармоничного отношения с природой, государством, социальными группами. Осуществляется это через включение человека в игровую ситуацию, которая имитирует жизнь, приближает к ней, но, не будучи таковой, формирует поле для разрядки, снятия напряженности, снижения агрессивности, разрушительности и т.п. Фольклор зримо, образно создает универсальную картину мира и как бы вводит человека в действие этой картины, заставляет его подчиняться определенным правилам игры. Он долгое время был единственной формой художественного мышления и проявлением духовной культуры многих народов, отражающей общественно-эстетические идеалы, качественные особенности нации.
Порождался фольклор общественно-исторической жизнью народа, выражаясь в специфических способах художественного мышления, где сливались воедино практический труд и искусство. В процессе трудовой деятельности, проникая в тайны природы, люди постоянно создавали необходимые, полезные и одновременно красивые вещи, следовательно, совершенствовали органы чувств, с помощью которых каждый человек старался отобразить окружающие явления и предметы в конкретно-чувственной форме, развивали и улучшали свое художественное воображение, творческие задатки. Коллективный характер народного творчества позволял сохранить эстетические ценности жизненного опыта многих поколений, «... отбрасывая» все неудачное, некрасивое, невыразительное, оттачивая и совершенствуя каждый отобранный элемент художественной формы», -отмечал М.С. Каган.1
Народ своим бытованием создал драгоценный багаж знаний о природе развития и воспитания личности человека. Духовные сокровища предков передавались в рассказах, пересказах, пословицах, поговорках, сказках. Благодаря нравственно-эстетическим ценностям фольклора, их образовательно-воспитательным функциям выросли многие поколения, которые несли с собой любовь к Родине, к природе, к матери, к людям, которые хорошо знали, что такое добро и красота, честь и совесть, что составляет основу духовности.
Образовательно-воспитательные функции эстетических ценностей фольклора безграничны, как и сам фольклор, но мы остановимся и рассмотрим более подробно каждый жанр народного творчества.
Русская народная песня, корни которой уходят в далекое прошлое, имеет богатую и интересную историю, неразрывно связанную с историей России. Она способна воспитать у учащихся не только интерес к ней, но и помочь им глубже понять и почувствовать истоки нашего прошлого, узнать национальные традиции, обычаи, характер и духовный мир своего народа. Народная песня впитала в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Она уникальна музыкально-поэтическим оформлением идеи - этической, эстетической, педагогической. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события жизни - труд, праздники, игры и т.п., а отсюда ее главное назначение - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы.
По классификации М.Н. Мельникова, народные песни делятся на четыре группы: 1) диалогические; 2) коммулятивные (прибаутки или сказки в стихах); 3) с припевом; 4) перегудки.1
Песенный музыкальный фольклор несет в себе огромные образовательно-воспитательные возможности, которые связаны с жизнью: - знакомство с историей своей родины, со знаменательными датами, героями отечества, с бытом и укладом жизни своих предков; - формирование внутреннего мира человека, его отношения к природе, окружающим людям; - воспитание школьников с эстетической стороны, которое возвышает чувство прекрасного во всем; - развитие памяти, фантазии, воображения ученика, помогающие играть ту или иную роль и перевоплощаться в исполняемый образ; - развитие музыкальных способностей, силы голоса, тембра, слуха, чувства ритма, темпоритма.
Народное пение является «хранилищем» ценнейших образцов русской народной культуры, духовных ценностей, способствующих контакту ученика с подлинно народным искусством и играющей важную роль в формировании основ духовности его личности.
Многие ученые рассматривают детские фольклорные песни как незаменимую школу умственного, эстетического и нравственного воспитания (Л.В. Данилова, Т.К. Рулина, Е.А. Покровский и др.). «Слушая музыку, люди начинают то вспоминать какие-то давнишние и давно исчезнувшие предметы, то вдруг надеются на какую-то всеобщую красоту, которая должна обнять собой весь мир».
Доступными их для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких, делают яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, включающего элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы.
Основным средством ознакомления учеников с миром эстетических ценностей фольклора на уроках музыки является народное пение.
Оно развивает слух, память, внимание, мышление, укрепляет легкие и весь дыхательный аппарат.
Песенная традиция всегда конкретна. В связи с этим необходимо строить обучение музыкальному фольклору на основе изучения близкого (по месту творческой деятельности коллектива) певческого стиля, характерность которого в наибольшей степени выражается в местном диалекте. Учитель лишь психологически подготавливает детей окунуться к местной певческой традиции и её диалекту, и они уже быстро схватывают эту народную характерность -сначала методом подражания, а затем все более осознанней, доводя постепенно технику диалектной речи до автоматизма, который позволяет певцу во время исполнения «мыслить в стиле».
Характеристика эстетических ценностей фольклора в учебных программах по музыке
Проблема формирования основ духовности средствами эстетических ценностей фольклора возникла уже в послеоктябрьские годы. Начиная с 20-х годов XX века, музыка, как и другие предметы учебного плана школы, признавалась равноправной, значилась как в общеобразовательном, так и в эстетическом отношении дисциплиной, которая была нацелена на развитие творческих способностей личности учащихся, позволяющих глубоко воспринимать, чувствовать и переживать красоту в искусстве и жизни.
Одной из центральных идей того времени была опора на народное музыкальное искусство России, поэтому включение фольклора в школьные учебные программы как важного элемента формирования национального самосознания школьников было крайне необходимо. Народные песни занимали ведущее положение в школьном репертуаре, поскольку они отличались высокой художественностью по музыке и тексту. Самыми необходимыми для учащихся считались песни крестьянского труда (жнивные, покосные, посвященные сбору урожая), комические и доступные по содержанию бытовые и игровые песни.
Так, в программе по музыке единой трудовой школы 1921 года особо подчеркивалось, что «во всех работах первой ступени на первом месте должно быть поставлено знакомство с подлинными художественными народными напевами, близкими музыкальному чувству учащихся, говорящими на родном им музыкальном языке».
На старшей ступени единой трудовой школы в содержании музыкального образования и воспитания делается акцент на народное искусство. К этому пласту культуры добавлялись «лучшие примеры вокальной и инструментальной литературы, русской и западной». Однако содержалось указание на то, что сначала должно быть больше музыки «родной, близкой по складу музыкальной речи, музыкальному чувству учащихся».
Анализ программно-методической литературы 20-х годов XX века свидетельствует о приоритете национальных ценностей в музыкальном воспитании школьников, о стремлении педагогов найти источник духовности и красоты в лучших образцах народной культуры. Так, М.И. Койранская, предлагая программу по слушанию музыки, включила в нее, прежде всего, высокохудожественные произведения народной музыки и русских композиторов («Выходили красны девицы», «Ты, река ль моя», «Слава» Н.Римского-Корсакова, «Колыбельная» А.Лядова и др.). В меньшей степени предусматривалось прослушивание произведений И.С.Баха, Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Р.Шумана и др.
Программы по музыке 1927 года свидетельствуют об укреплении классового подхода в процессе воспитания средствами искусства. Несмотря на то, что программный материал хорового пения и слушания музыки был разнообразен и включал в себя произведения фольклорные, песни отечественных и зарубежных композиторов, которые давали представления о красоте в искусстве и жизни, все-таки большое внимание уделялось революционным песням, а сам подход к подаче классической музыки указывал на перевес классового по отношению к национальному и общечеловеческому.
Очевидным в программе по музыке является желание втиснуть в «классовые рамки» еще один раздел уроков - слушание музыки. Он предполагает знакомство с народной песней и музыкально-художественной литературой (русская музыка, народные песни национальных меньшинств СССР, западно-европейская музыка, «обрисовывающая крестьянский быт и сельскую природу»).
В примерной программе по музыки имеется раздел «Крестьянская Россия», в который включены музыкальные произведения композиторов М.Мусоргского, А.Бородина, Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского и др.
Кроме того, школьникам предоставляется возможность познакомиться с основными этапами в развитии западно-европейской музыки XIX века (Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Ф.Лист, Э.Григ и др.), увязав творчество композиторов с темой об общественных классах и классовой борьбе.
С 30-х и вплоть до 70-х годов XX века положение музыки в школе стало достаточно сложным: продолжалось выхолащивание подлинной красоты искусства, оформлялось ее подчиненное положение по отношению к основным задачам школы. Во введении к программе по музыке 1930 года отмечалось, что музыка должна существовать в школе не ради музыки, а для переустройства жизни, для активизации социалистического строительства.
Школа должна научить разбираться в классовой сущности музыкальных явлений. Поэтому учащимся предлагались такие темы: «Чайковский как представитель дворянства эпохи упадка» или «Рахманинов и Скрябин как представители деклассированной интеллигенции времени упадка», «Мусоргский и Бородин как представители вредных музыкальных произведений», музыкальные произведения делились на «здоровые», «близкие», «вредные», а сама музыка превратилась в «прислугу» обществоведения и литературы, не отвечавшая требованиям «нового» времени.
Таким образом, воспитание школьников красотой искусства сознательно отодвигалось на второй план, музыка была нежелательным элементом революционной культуры.
Технологии формирования основ духовности младших школьников в процессе использования эстетических ценностей фольклора на уроках музыки
Эффективное использование эстетических ценностей фольклора в развитии основ духовности младших школьников требует как внесение изменений в содержание программ по музыке, так и специальной технологической инструментовки. Кроме того, использование на уроках своеобразного учебного материала (различных фольклорных жанров) определило и необходимость новых подходов к композиционному построению урока. В настоящее время существует несколько определений понятия педагогической технологии.
Педагогическая технология - это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели, при которых эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки доступных результатов (Российская педагогическая энциклопедия). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев). Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В .П. Беспалько). Под «технологией» мы понимаем совокупность эффективных и рациональных методов и приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
В «Российской педагогической энциклопедии» под методами обучения понимается «...система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Каждый метод обучения призван отразить специфику проявления в нем этих признаков, а совокупность методов должна обеспечить достижение всех целей воспитывающего обучения».
Несомненно, данное определение носит чрезвычайно общий характер и отражает традиционную дидактическую концепцию методов, касающихся преподавания основ наук в школе. Однако, учитывая принципиально иные закономерности осуществления духовно-эстетического образования школьников на уроках музыки, закономерно также ставить вопрос о необходимости выявления специальных методов работы учителя с учащимися, которые будут использованы на этих уроках.
Своеобразную классификацию методов художественного образования предлагает Н.Б.Берхин.2 Исследователь обосновывает принципиальное отличие методов обучения, применяемых на уроках художественно-эстетического цикла, от методов преподавания основных наук. Специфику методов эстетического направления он предлагает выводить из психологических закономерностей овладения школьниками искусством. Автор считает, что преподавание искусства должно отражать последовательно особый процесс зарождения и формирования эстетических чувств на основе восприятия того или иного вида художественного творчества. На этой основе Н.Б.Берхин выделяет следующие методы обучения: - метод, направленный на осмысление и закрепление в сознании школьника результатов первоначального эмоционального восприятия конкретно-чувственного содержания художественного образа и возникающих на его основе знаний; - метод, воздействующий на развитие глубоко личностного, эмоционального восприятия тех первоначальных впечатлений, возникающих при восприятии художественного произведения, которые оказались в этом отношении неполноценными; - метод, имеющий целью путем строго дозированного воздействия научных (литературоведческих и искусствоведческих) знаний и знаний, возникающих при восприятии конкретно-чувственного содержания художественного образа, развить содержание последних, превратив их в художественные; - метод, способствующий развитию эмоций наслаждения красотой художественного произведения; - метод, совершенствующий механизм воздействия эмоций сопереживания школьника художественному образу на свои значимые чувства, в изменении или новом утверждении которых личность неосознанно испытывает нужду; - метод, связанный с учетом или оценкой полноценности итоговых знаний, возникших при непосредственном восприятии художественного образа.
Особенность приведенной классификации заключается в том, что она достаточно тщательно отражает психологические технологии восприятия школьниками материала, носящего эстетический характер. Но в то же время данная классификация, на наш взгляд, не содержит дидактико-методического аспекта осуществления музыкально-эстетического образования школьников. Поэтому этот аспект нуждается в дальнейшей разработке.
Рассматривая общий подход к определению понятия «технология», нами были определены специфические формы и методы работы с учащимися младшего школьного возраста в формировании основ духовности.