Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование основ духовности младшего школьника на материале изобразительного искусства Анохина Елена Юрьевна

Формирование основ духовности младшего школьника на материале изобразительного искусства
<
Формирование основ духовности младшего школьника на материале изобразительного искусства Формирование основ духовности младшего школьника на материале изобразительного искусства Формирование основ духовности младшего школьника на материале изобразительного искусства Формирование основ духовности младшего школьника на материале изобразительного искусства Формирование основ духовности младшего школьника на материале изобразительного искусства Формирование основ духовности младшего школьника на материале изобразительного искусства Формирование основ духовности младшего школьника на материале изобразительного искусства Формирование основ духовности младшего школьника на материале изобразительного искусства Формирование основ духовности младшего школьника на материале изобразительного искусства
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Анохина Елена Юрьевна. Формирование основ духовности младшего школьника на материале изобразительного искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Оренбург, 2000 165 c. РГБ ОД, 61:01-13/1693-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ДУХОВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 9

1.1.. Сущность и содержание духовности как феномена человеческой личности 9

1.2. Образовательный потенциал изобразительного искусства в формировании основ духовности младшего школьника 32

1.3. Динамика процесса формирования основ духовности младшего школьника, на материале изобразительного искусства 52

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА МАТЕРИАЛЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 84

2.1. Логика педагогического эксперимента по выявлению уровней духовного развития младшего школьника 84

2.2. Содержание программы формирования основ духовности младшего школьника на материале изобразительного искусства 99

2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы 120

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132

БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 136

ПРИЛОЖЕНИЯ 153

Введение к работе

Актуальность исследования. В современном мире кризис духовной сферы человека приобрел глобальные масштабы. Мировое сообщество, сознавая его тяжелые последствия для детства, встало перёд необходимостью пересмотра отношения к проблемам сохранения физического и духовного здоровья детей, проблемам семьи и воспитания.

Идеи ненасилия, равенства, милосердия, духовности издавна привлекали внимание таких крупнейших представителей мировой и российской философской и педагогической мысли, как В. И. Вернадский, Ф. М. Достоевский, Н. К. Рерих, В л. Соловьев, Л. Н. Толстой, Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский и др.

Раскрепощение духовных сил человека, его воспитание и активное участие в переустройстве жизни - так определяли роль школы в духовном становлении личности ребенка П. Ф. Каптерев, В. П. Стоюнин, К. Д. Уши-нский и другие педагоги. Тема развития духовного мира ребенка, создания духовной общности учителя и ученика занимает центральное место в работах Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова. Однако по сравнению со средним и старшим звеном школы в теории и практике среднего образования проблеме формирования духовности младшего школьника уделяется недостаточно внимания

Рассмотрение проблемы сформированности основ духовности младшего школьника обусловлено следующими противоречиями:

между потребностью теории в знаниях о процессе духовного становления личности на всех этапах ее развития и недостатком теоретических и практических разработок сущности этого процесса применительно к младшим школьникам;

между возможностью духовного совершенствования детей этого возраста и недооценкой значимости младшего школьного возраста для

процесса духовного развития;

- между потенциальными возможностями изобразительного искусства в
духовном развитии младшего школьника и отсутствием специально
разработанных педагогических условий для: реализации этих возможностей.

Отсутствие специальных разработок по проблеме формирования основ духовности младшего школьника на материале изобразительного искусства определило актуальность и необходимость нашего исследования.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования изобразительного искусства в процессе формирования основ духовности у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: содержание духовности младшего школьника.

Предмет исследования: формирование основ духовности младшего школьника на материале изобразительного искусства.

В качестве гипотезы исследования нами выдвинуто предположение о том, что основы духовности как комплекс отношений младшего школьника к своему «Я», человеку, природе, произведениям изобразительного искусства и к миру в целом формируются в процессе приобщения его к изобразительному искусству. Реализация потенциала изобразительного искусства в этом процессе возможна при соблюдении следующих педагогических условий:

если педагогом производится отбор произведений изобразительного искусства, содержащих общечеловеческие ценности, лежащие в основе установления духовного отношения человека к миру;

если средством формирования основ духовности младшего школьника будет специальная программа, содержащая систему заданий, строящихся на основе учета природных способностей ребенка к эмоциональному восприятию явлений окружающего мира.

- если совместная деятельность педагога и младших школьников
основывается на гуманистических началах воспитательного взаимодействия.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:

  1. Уточнить сущность понятия «духовность», определить критерий, уровни, показатели сформированности основ духовности младшего школьника.

  2. Раскрыть образовательный потенциал изобразительного искусства и условия его реализации в процессе формирования основ духовности младших школьников.

3. Разработать и апробировать программу формирования основ
духовности младшего школьника на материале изобразительного искусства.

Научная новизна исследования заключается:

в уточнении понятия «духовность» и определении его структуры в личностной и социокультурной сферах;

в определении уровней сформированности основ духовности учащихся начальной школы, как последовательной смены позиций «Я и Мир», «Я в Мире», «Я есть Мир»;

в определении условий формирования основ духовности на материале изобразительного искусства;

в разработке программы деятельности учителя начальных классов по формированию основ духовности учащихся.

Теоретическая значимость исследования определяется:

возможностями применения полученного знания о содержании основ духовности младшего школьника, динамике их развития в процессе приобщения детей к общечеловеческим ценностям;

раскрытием критерия сформированности основ духовности младшего школьника при уточнении концепции формирования духовности личности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические выводы и научно-методические материалы по формированию основ духовности младших школьников на материале изобразительного искусства использованы в процессе подготовки учителей

6 начальных классов, в учебно-воспитательной практике общеобразовательной школы.

Методологическую основу исследования составили положения о единстве материального и духовного в становлении человека, отдельные стороны которого изучали Н. Бердяев, Г. Гегель, В. Дильтей, В. В. Знаков, В. П. Зинченко, М. С. Каган, Л. В. Никанорова, В. А. Пономаренко, Д. В. Пивоваров, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, В. Г. Федотова, К. Ясперс; о деятельностном подходе к процессу воспитания и социализации личности К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Божович, Б. Т. Лихачева, А. Н. Леонтьева, Н. Н. Непомнящей, Н. В. Назарова, В. Г. Рындак, Н. Е. Щурковой; об эмоционально-ценностной природе саморегуляции личности в процессе восприятия и понимания социокультурных отношений окружающего мира Ю. Б. Борева, Л. С. Выготского, Ф. Е. Василюка, А. В. Кирьяковой, А. А. Люблинской, В. Л. Мухиной, М. Мид, В. М. Медведева, П. М. Якобсон; о теоретико-методологических основах формирования духовности в учебно-воспитательном процессе В. А. Андрусенко, И. В. Бурцевой, В. Н. Железняка, В. А. Кайдалова, В. Ш. Сабирова, В. А. Сухомлинского.

В исследовании использовались теоретические и экспериментальные методы: анализ и обработка философской, эстетической, психологической и педагогической литературы, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Состояние проблемы исследования изучалось с помощью методов тестирования, беседы, методик математической обработки данных.

Экспериментальной базой исследования выступали: дошкольные образовательные учреждения №№ 116, 120 и средние школы №№ 11, 15 Октябрьского района г. Орска.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (1995-1997) изучалась и анализировалась философская, искусствоведческая, педагогическая и психологическая литература по проблеме исследования с целью обеспечения его методологической и теоретической

основ; формулировались тема, цель, задачи и гипотеза исследования.

Второй этап (1997-1999) был связан с разработкой программы исследования и программы формирования основ духовности младшего школьника. На данном этапе также разрабатывались параметры сформированное духовного отношения к миру у детей. Проводился констатирующий эксперимент.

На третьем этапе (1999-2000) осуществлялся формирующий эксперимент, апробировались педагогически целесообразные условия формирования основ духовности детей младшего школьного возраста в процессе реализации программы «Формирование духовного мира младшего школьника», проводился контрольный срез. В это же время формулировались заключительные выводы диссертационного исследования, оформлялись результаты работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в учебных заведениях г. Орска, в курсе учебных дисциплин на факультете дошкольной педагогики и психологии; в выступлениях и публикациях по теме исследования на научно-практических конференциях (Москва, 1995; Орск, 1998, 1999, 2000); в представлении материалов диссертации на научно-методических семинарах факультетов дошкольной педагогики и психологии и педагогики и методики начального образования ОГТИ.

Достоверность научных результатов обеспечена многоаспектным изучением проблемы исследования; методологической обоснованностью исходных позиций; опытно-педагогической проверкой теоретических разработок и подтверждением результатов в ходе их апробации; корректным использованием методов сбора и проверки эмпирического материала; многоаспектностью обработки данных, включающей качественные и количественные измерения.

На защиту выносятся следующие положения:

Сущность и содержание духовности как феномена человеческой личности

Изменения социально - экономической ситуации в России повлияли на духовную жизнь общества, причем, как утверждают социологи, в негативном плане (152). Особую тревогу вызывает состояние духовного мира подрастающего поколения. Неуважение к своей культуре, незнание ее, несформированность ориентации на общечеловеческие ценности исследователи называют в качестве ведущих причин этого явления.

Детство выступает тем пространством свободы ребенка, в котором душа ребенка становится или эмоционально открытой миру взрослых, или отчуждается, озлобляется по отношению к другим - взрослым и сверстникам. Именно здесь, в этот жизненный период либо гармонизируются отношения ребенка с миром, либо наоборот - происходит их разрушение. Объективные различия между пространством детства и пространством взрослости приводят к разрыву культурных связей поколений, к разрушению российской ментальносте в российской семье (182).

У большинства российских детей разрушаются или искажаются нормальные социальные связи, деформируется нравственное сознание. Их эмоциональное состояние определяется чаще всего стремлением жить сегодняшним днем, отсутствием мечты, желаний, жизненной перспективы. Еще одним тревожным показателем состояния детства является одиночество, как причина усложнения отношений ребенка с окружающим миром и нарастания конфликтности в рамках этих отношений.

Такие показатели в психическом и социальном здоровье детей есть результат не только общего невнимания государства к проблемам детей и детства, но и отстранения от решения этих проблем компетентных лиц (педагогов, родителей), занимающихся их воспитанием, обучением и развитием 152).

Из опрошенных исследователями 10481 детей разных возрастов, на вопрос: «Что тебя радует е жизни?», 53 % ответили: «Ничего не радует е стране». В сознании школьников, особенно сельских, царит мировоззренческий хаос. С 1991 по 1994гт. количество правонарушений и преступлений среди учеников 9-11 классов увеличилось на 234 %. До 99,2 % учителей выражают протест антивоспитательной направленности телевидения (пропаганда наживы, насилия, секса и пр.) (152).

В.И. Мурашов считает, что корень дезинтеграции общественной жизни -саморазорванный дух: нецелостный способ мышления, грубоматериа-листическое мировоззрение, духовно не просветленное чувство, морально слабая, эгоистически направленная воля, изолированность от Высших Сил Единой Жизни - словом, бездуховность. Она, по мнению В. И. Мурашова, единственная сила, разрушающая жизнь человека, природы и общества (129).

Ученый обосновывает свою позицию тем, что человеческая жизнь есть жизнь духа: ума, чувства, воли и интуиции - и в отличие от других форм мировой жизни представляет собой сознательно - волевой обмен веществ, энергий, продуктов теоретической и практической культуры и от качественного состояния духа народа всецело зависит качество социальной жизни. Приняв эту точку зрения, можно утверждать: социальный кризис есть проявление духовного кризиса (мировоззренческого, морально-этического, нравственно-правового, религиозного и т.д.).

Единственный выход из создавшегося положения автор видит в качественном изменении источника человеческой жизни, разумно-нравственном преображении духа народа путем формирования целостного мировоззрения, развития морально чистого и прекрасного чувства, воспитания свободной, нравственно - правовой воли. Необходимо второе рождение человека в духовности. Решение этой задачи должно взять на себя образование как сфера духовного производства, на основе научного знания природы, законов и форм существования человеческого духа (129).

В этой связи, вырисовывается грандиозная духовная задача: психолого-педагогическим способом, реализуемом преимущественно в учебно-воспитательном процессе, восстановить духовность подрастающих поколений.

В различных регионах России одновременно ставится задача духовного возрождения национальной культуры, повышения общекультурного уровня как результат возрастания интереса людей к общечеловеческим ценностям. В современной педагогической литературе рассматривается проблема духовного развития не только по отношению к воспитанникам школ, но, также, по отношению к профессиональной деятельности военных, работников сельского и других видов хозяйствования и многих других профессий.

Некоторые предварительные суждения, высказанные нами относительно актуальности проблем духовности, предполагают рассмотрение исходных составляющих этой проблемы, раскрытие сущности духовности, ее истоков и внутренних механизмов развертывания.

Духовность как одна из важнейших характеристик человека изучается представителями таких наук, как педагогика, психология, философия, социология. Учитывая задачи, стоящие перед разными науками, можно выделить следующие направления в подходе к данной проблеме: философское, психологическое и педагогическое. Каждое из этих направлений имеет свои особенности и требует отдельного и последовательного рассмотрения.

Образовательный потенциал изобразительного искусства в формировании основ духовности младшего школьника

Искусство определяется как вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя (212).

Идея искусства, «направляющего человеческие души» так же стара, как и само искусство. Выдающиеся философы и педагоги верили в воспитательную силу искусства, способного, как полагали, внести свой вклад в совершенствование индивида и в общественные преобразования. По мере развития искусства и изменения его социальной роли влияние искусства на жизнь становилось все более сложным, иногда даже спорным.

Учитывая традиции и основываясь на анализе современной ситуации, мы сделаем попытку обосновать способность искусства направлять, вдохновлять, раскрывать и обогащать личность человека. Педагоги иногда не замечают, что воспитание посредством искусства является концепцией философского порядка, - определенным способом рассмотрения человека и его назначения.

Данная концепция предлагает определенный способ бытия человека в мире. И не случайно философы, чуткие к социальной и человеческой проблематике, связывали прогресс и благополучие, нравственное совершенствование, именно с воздействием искусства на человеческие души. Итак, обратимся к традициям и выделим из большого числа философов прошлого и настоящего тех, кто в наибольшей мере поможет нам раскрыть воспитательную роль искусства в духовном развитии человека.

Первая великая мысль о воспитательных преимуществах искусства связана с моделью человека, воплощающей идеал внутренней гармонии. Ею мы обязаны Пифагору, убежденному, что искусство отражает гармонию универсума и обладает магической властью вносить эту гармонию в человеческие души (111).

Эта идея была конкретизирована двумя философами, которые, однако, различным образом осмыслили пути, ведущие к достижению этого идеала.

Для Платона выявление внутренней гармонии человека должно было находиться в соответствии с использованными художественными средствами: полезный результат возможен только тогда, когда произведения искусства выражали ту же самую классическую гармонию; всякое другое искусство, особенно драматическое и поэтическое оценивалось Платоном как педагогически опасное (111).

Эта позиция действенна по сей день, и педагоги, в большей или меньшей степени, сознательно поддерживают мнение, что искусство требует «воспитательной цензуры» и что педагогический процесс должен базироваться на средствах, соответствующих поставленным целям.

Аристотелю представлялось возможным осуществить тот же идеал гармоничного человека совершенно иным способом. Педагогике образцов для подражания он противопоставил педагогику, основанную на искусстве, противоречащем идеалу гармонии. Драматическое искусство, душераздирающие зрелища должны были освободить человека от страстей и оказать на него катарсическое (очищающее) воздействие. С точки зрения педагогики речь идет об определенном обогащении человека, углублении его опыта благодаря острому столкновению со страстями других людей. Это была модель, пригодная для человека, уже обладающего определенным жизненным опытом (14).

Платоновское решение кажется необходимым и приемлемым в плане фундаментального утверждения жизни, элементарных, нравственных норм, в то время как решение, предложенное Аристотелем, рассчитано по преимуществу на лиц, лучше знакомых с горькими истинами жизни. Обе, эти философии искусства, являясь одновременно противоречивыми педагогическими программами, представляются, однако, необходимыми, каждая в своем роде, для интегрального процесса человеческого воспитания.

Логика педагогического эксперимента по выявлению уровней духовного развития младшего школьника

Настоящая глава посвящена анализу констатирующего эксперимента, задачей которого было определение уровня духовного развития младших школьников, воспитывающихся в условиях средней школы.

Основной целью нашего исследования было определение педагогически целесообразных условий формирования основ духовности младших школьников.

Основными задачами нашей экспериментальной работы в соответствии с задачами всего исследования в целом, выступили следующие:

1. Изучить особенности уровней духовного развития младшего школьника;

2. Разработать комплекс педагогически целесообразных педагогических условий формирования основ духовности младшего школьника.

3. Определить влияние используемых условий на духовное развитие детей.

4. Получить новые научные выводы о закономерностях построения педагогического процесса формирования основ духовности младшего школьника.

Данные о состоянии духовного развития младшего школьника были получены в результате обследования 84 учеников первых классов школ № 11 и №15 г. Орска Оренбургской области. В контрольной группе 60 человек и в экспериментальной 24 человека. Эксперимент проводился в течение 1997-2000 учебных годов. Исследование уровней сформированности духовности детей можно условно разделить на две части.

В первой (1 серия экспериментов) выявлялись особенности духовного развития младших школьников, как они выступают при проведении нами комплекса экспериментальных методик.

Задачей второй части (2-3 серия экспериментов), было изучить влияние разработанной нами программы формирования основ духовности детей младшего школьного возраста и методики ее реализации на процесс духовного развития. Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком по нескольким параметрам, с целью получить наиболее достоверную информацию о духовном развитии ребенка. Результаты подвергались тщательному и разностороннему анализу.

Данные о духовном развитии младшего школьника на начало учебного года отражают уровень духовного развития детей к моменту поступления в школу и вскрывают тенденцию спонтанного приобретения ребенком в семейных условиях элементов духовного отношения к миру.

Результаты повторных, отсроченных обследований /конец учебного года/ позволяют выявить влияние на этот процесс организованной работы с детьми на материале изобразительного искусства.

Сопоставительный анализ результатов обследования /начало и конец года/ позволил нам определить особенности духовного развития младших школьников, наметить наиболее оптимальные условия и содержание работы по формированию основ духовности у детей 7-8 лет. Обследование духовного развития младших школьников проводилось в начале и конце учебного года индивидуально с каждым ребенком. Проверяющий взрослый был полностью обращен к ребенку, отвечал при необходимости на его вопросы, внимательно фиксировал ответы. Результаты подвергались тщательному и разностороннему количественному и качественному анализу и сопоставлялись с данными наблюдений за детьми в течение года. Напомним, что мы рассматриваем духовность, как способность человека быть сопричастным к миру, проявляющуюся в эмоциональном отклике на явления окружающей действительности. Высшим проявлением сопричастности к миру является чувство сопереживания. Следовательно, механизмом развития духовности, является развитие эмоциональной сферы ребенка, так как именно положительные эмоции лежат в основе установления духовных отношений к миру. Многообразная и относительно устойчивая система эмоциональных отношений к миру находит свое выражение в следующих параметрах:

- в отношениях к самому себе;

- в отношениях к людям;

- в отношениях к природе;

- в отношениях к искусству (как форме отражения действительности);

- в отношениях к миру с точки зрения доверия к нему.

В соответствии с определенными нами параметрами, были подобраны методики констатирующего эксперимента,

Используемые нами диагностические методики исследуют особенности эмоционального отношения младших школьников к миру. Раннее мы определили показатели критерия «духовная дистанция», к которым относятся: мировосприятие, мироотношение и смысл жизни, имеющие особенности своей выраженности на высоком, среднем и низком уровнях духовного развития детей.

Похожие диссертации на Формирование основ духовности младшего школьника на материале изобразительного искусства