Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ориентация младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора Артюгина Татьяна Юрьевна

Ориентация младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора
<
Ориентация младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора Ориентация младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора Ориентация младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора Ориентация младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора Ориентация младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора Ориентация младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора Ориентация младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора Ориентация младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора Ориентация младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Артюгина Татьяна Юрьевна. Ориентация младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Петрозаводск, 2004 191 c. РГБ ОД, 61:04-13/2729

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ СЕВЕРНОГО РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА 12

1.1. Сущность понятия «нравственные ценности» 12

1.2. Состояние проблемы в теории и практике общеобразовательной школы 35

1.3. Потенциал северного русского фольклора в процессе ориентации младших подростков на нравственные ценности 57

Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ СЕВЕРНОГО РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА 73

2.1. Педагогические условия ориентации младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора 73

2.2. Процесс ориентации младших подростков на нравственные ценности через содержание северного русского фольклора и формы организации урочной и внеурочной деятельности 91

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ СЕВЕРНОГО РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА 117

3.1. Описание и анализ экспериментальной работы в процессе ориентации младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора 117

3.2. Результативность экспериментальной работы по ориентации младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора 141

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 153

ПРИЛОЖЕНИЯ 173

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная социальная ситуация в России характеризуется ориентацией на возрождение и сохранение национально-региональной культуры. Одной из основных задач школьного образования становится задача формирования личности, главными качествами которой являются способность к культурной самоидентификации, готовность к взаимодействию с другими культурами. Очевиден тот факт, что система национального воспитания обладает особым потенциалом в реализации культуросозидающей функции образования. Она призвана сформировать личность, ориентированную на ценности культуры, ее историю и традиции.

В создавшейся ситуации закономерным является обращение к опыту прошлого и необходимость поиска тех нравственных ценностей, которые несут в своем основании народное общечеловеческое начало. Приобщение к региональному фольклору младших подростков направлено на развитие нравственного начала личности, на выработку актуального внутреннего противостояния бездуховности и безнравственности. Последнее становится особенно ценным, поскольку в современном социуме культивируются насилие, жестокость, ненависть и полное разрушение представлений о культуре народа. У подростков слабо формируется осмысление особой духовности фольклора, того, что каждый народ обладает специфическим набором неосознаваемых привычек и стереотипов поведения (Н.М. Теребихин, Ю.М. Троицкий, Т.И. Сенькина). Рассматривая современные подходы к пониманию нравственных ценностей, подчеркивая актуальность духовного самоопределения личности, мы считаем оправданным обращение к формированию нравственных ценностей младших подростков через региональный фольклор как источник нравственного опыта народа.

Глубинный педагогический смысл нравственных знаний, заложенных в фольклоре, подчеркивается в исследованиях В.В. Ануфриева, Л.М. Бирюковой, Т.С. Буториной, З.П. Васильковой, Т.Н. Волкова, Е.А. Кошкиной, А.П. Орловой

4 и др. Роль фольклора в формировании нравственного поведения рассмотрена в психолого-педагогических трудах, посвященных этнокультурному воспитанию, Н.А. Бондаревой, Е.В. Бондаревской, Е.П. Белозерцева, Л.А. Горбуновой, М.С. Ефременкова и др. Эстетический и нравственный аспект воспитания и его взаимосвязь с фольклором отражается в работах Л.С. Айзермана, Е.Ю. Ермакова, Е.Н. Ильина, Т.В. Зубковой, СМ. Лойтер, Л.С. Скепнер и др.

В содержании фольклорных произведений отражены многие вопросы нравственности, идеи, касающиеся норм поведения, нравственного совершенствования личности, факты действительности, связанные с темой проявления добра и зла. Северный русский фольклор как средство ориентации младших подростков на нравственные ценности выбран нами еще и потому, что он оптимизирует объективные и субъективные факторы народного воспитания и близок учащимся данной возрастной категории своей этнической принадлежностью к региональному быту и образу жизни края их проживания.

Анализ состояния ориентации младших подростков на нравственные ценности в теории и практике современной общеобразовательной школы (Н.И. Ананьина, Л.М. Бирюкова, О.С. Богданова, Т.С. Буторина, Л.А. Горбунова, Т.Т. Гурина, О.Н. Зайцева, Л.В. Каршинова, Т.В. Молодцова, Н.А. Колесникова и др.), изучение и анализ психолого-педагогической литературы (Н.М. Конжиев, Г.Ю. Ксензова, Б.Т. Лихачев, В.Н. Лозовцева, Л.И. Маленкова, А.В. Петровский, С.Д. Поляков, A.M. Прихожан, Н.В. Седова, Г.К. Селевко, И.З. Сковород-кина и др.) показывает, что существует противоречие между осознанием необходимости использовать северный русский фольклор в процессе нравственного воспитания младших подростков и недостаточной теоретической и методической разработанностью этого педагогического феномена. Указанное противоречие обозначило проблему исследования.

В соответствии с вышеизложенным мы сформулировали тему исследования - «Ориентация младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора».

Объект исследования: процесс ориентации младших подростков на личностно-значимые нравственные ценности средствами северного русского фольклора.

Предмет исследования: педагогические условия ориентации младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора.

Цель исследования: выявить и научно обосновать педагогические условия, реализация которых позволит организовать процесс ориентации современного младшего подростка на личностно-значимые нравственные ценности средствами северного русского фольклора.

Гипотеза исследования состоит в том, что ориентация младших подростков на нравственные ценности будет результативной, если:

1)содержание воспитания адекватно рациональному и эмоциональному воздействию северного русского фольклора на младшего подростка;

  1. формируется положительная социальная мотивация младших подростков;

  2. инициируется деятельность младших подростков по присвоению системы личностно-значимых нравственных ценностей в соответствии с их возрастными особенностями;

  3. дети вовлекаются не только в воспроизводящую, но и творческую деятельность, которая даст возможность ориентировать младших подростков на нравственные ценности через изучение произведений северного русского фольклора.

Задачи исследования:

  1. изучить состояние проблемы ориентации младших подростков на нравственные ценности в теории и практике общеобразовательной школы;

  2. раскрыть воспитательный потенциал содержания северного русского фольклора в процессе ориентации младших подростков на нравственные ценности;

3) выявить и создать педагогические условия, обеспечивающие результативность ориентации младших подростков на нравственные ценности;

5) разработать и апробировать процесс ориентации младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора в органическом единстве его содержания и форм организации деятельности.

Общую методологическую базу исследования составляют идеи философии о всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, о взаимопроникновении и взаимоизменении реального мира и субъектного мира человека, о человеке как активном субъекте деятельности, вовлеченном в отношения не только с окружающими его людьми и обстоятельствами, но и самим собой через рефлексию деятельности, ценностных установок, мотивов и намерений; общие законы развития человеческой деятельности и сознания, взаимосвязанного развития личности и общества (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Зень-ковский, В.А. Сухомлинский и др.); идеи о единстве нравственной теории и практики, культуросообразности, народности нравственного воспитания (Г.Н. Волков, З.И. Васильева, К.Д. Ушинский); идеи о приоритете духовных и национально-культурных ценностей в нравственном воспитании (Е.В. Бондарев-ская, Е.В. Квятковский, Е.А. Ямбург). Концептуально значимыми для исследования являются идеи об исторических, социальных и культурно-педагогических аспектах развития субэтноса поморов (Т.А. Бернштам, Т.С. Буторина, К.П. Гемп и др.)-

Научно-теоретической основой исследования являются психологические теории - культурно-исторического наследования и развития творческих способностей человека (Л.С. Выготский), субъектно-деятельностного подхода к развитию личности (С.Л. Рубинштейн), интериоризации (А.Н. Леонтьев); воспитательные теории - ориентации развивающейся личности на общечеловеческие ценности (А.Н. Бритвихин, З.И. Васильева, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова и др.), формирования человека культуры (Е.В. Бондаревская); зтнопедагогиче-ские теории - теория влияния социокультурной образовательной среды на вое-

7 питание человека (Т.С. Буторина, Ю.В. Львов), этнопедагогизации воспитательного процесса (Г.Н. Волков), фольклора как единой эстетической системы, обладающей воспитательным потенциалом (Н.В. Дранникова, СМ. Лойтер, Л.С. Скепнер и др.)-

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами был использован следующий комплекс методов исследования:

теоретический анализ и обобщение содержания научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение и анализ общешкольной методической документации, образовательных программ, изучение, анализ и обобщение педагогического опыта;

непосредственное и опосредованное педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы;

открытое и закрытое анкетирование, метод ранговых оценок);

метод независимых экспертных оценок, обобщение независимых характеристик;

педагогический эксперимент, предусматривающий реализацию процесса ориентации младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора в соответствии с гипотезой исследования;

анализ и обобщение экспериментальных данных.

В исследовании также нашел отражение личный опыт исследователя в качестве учителя русского языка и литературы.

База исследования: МОУ «Общеобразовательный лицей №17» г. Северодвинска Архангельской области. На разных стадиях экспериментальной работы в процессе исследования приняли участие 254 педагога из 20 общеобразовательных школ г. Северодвинска, 122 учащихся 5-6 классов (в том числе 60 учащихся контрольного и экспериментального 5-ых классов) и 31 учащийся 7 класса лицея № 17.

Организация исследования. Экспериментальная работа проводилась с 1999 по 2003 гг. в три этапа:

8 1999 - 2000 гг. - изучение, анализ, обобщение литературных источников, педагогического опыта в аспекте темы исследования; определение основных направлений, цели, предмета, объекта, задач исследования; выдвижение рабочей гипотезы; составление примерной программы исследовательской деятельности;

  1. - 2002 тт. - обоснование содержания понятийного аппарата исследования; уточнение программы и разработка методики исследования; организация экспериментальной работы; сбор, предварительный анализ и классификация экспериментальных данных;

  2. - 2003 гг. - анализ и обобщение результатов исследования; корректировка рабочей гипотезы, педагогических условий ориентации младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора в соответствии с полученными результатами; теоретическое обоснование результатов экспериментальной работы; оформление материалов диссертации.

Достоверность и объективность содержащихся в диссертации положений и выводов обеспечивается опорой на современные теоретико-методологические основы педагогики, на анализ широкого круга теоретико-педагогических и методических работ; использованием инструментария и методов, адекватных предмету, целям, задачами логике исследования; комплексным характером поэтапного педагогического эксперимента и продолжительностью экспериментальной работы; личным участием автора в экспериментальной работе; репрезентативной выборкой, достаточной для количественного и качественного анализа результатов эксперимента; положительными результатами апробации и их непротиворечивостью.

Положения, выносимые на защиту:

1. Нравственная ценность представляет собой нравственное качество личности, которое при целенаправленном социально-педагогическом воздействии трансформируется в личностный императив, позволяющий сделать нравственный выбор в различных жизненных ситуациях с точки зрения общечелове-

9 ческих моральных норм поведения. Субъективно привлекательные качества, служащие критерием при оценивании нравственного облика человека, представляют собой личностно-значимые нравственные ценности. Характерными личностно-значимыми нравственными ценностями современных младших подростков северного региона являются доброта, товарищество, трудолюбие и честность.

  1. Северный русский фольклор представляет собой устное народное поэтическое творчество, которое воплощает в себе нравственные ценности поморского национального характера, выступает одним из средств его формирования и является компонентом поморской народной педагогики, сохранившим ее воспитательные традиции. Воспитательный потенциал фольклора представляет собой совокупность его жанровых компонентов, имеющих ценностную направленность, отраженную в образовательно-воспитательной деятельности. Использование фольклора как средства ориентации младших подростков на нравственные ценности целесообразно, так как фольклорный образ обладает силой эмоционального воздействия и конкретностью, дает возможность формировать нравственно-эстетическую и историческую память, ориентировать на нравственные ценности в процессе их восприятия, понимания и принятия.

  2. В процессе реализации процесса ориентации младших подростков на нравственные ценности содержание северных русских фольклорных произведений выступает в единстве с формами организации урочной и внеурочной деятельности по присвоению личностно-значимых нравственных ценностей. Обязательными элементами процесса ориентации младших подростков на нравственные ценности являются информация, переживание и действие.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем поставлена и решена актуальная научно-практическая задача, связанная с совершенствованием воспитательного процесса в общеобразовательной школе:

- рассмотрено соотношение понятий «нравственная ценность» и «лично-стно-значимая нравственная ценность»;

уточнены компоненты, разработаны и экспериментально проверены критерии и показатели оценки сориентированности младших подростков на личностно-значимые нравственные ценности;

раскрыт воспитательный потенциал содержания эпических жанров северного русского фольклора как средства ориентации младших подростков на нравственные ценности;

охарактеризованы педагогические условия, реализация которых обеспечивает результативность процесса ориентации младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

расширены теоретико-практические положения, касающиеся возможности организации ценностно-ориентационного воспитательного процесса в общеобразовательной школе;

проанализированы современные психолого-педагогические подходы к понятию «нравственная ценность»;

выделены наиболее существенные общепедагогические идеи организации процесса ориентации на нравственные ценности учащихся младшего подросткового возраста средствами северного русского фольклора;

доказана возможность ориентации младших подростков на нравственные ценности через использование воспитательного потенциала содержания северного русского фольклора и форм организации урочной и внеурочной деятельности в их органическом единстве.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

результаты исследования обеспечивают педагогов научно-обоснованными рекомендациями по организации эффективной деятельности учащихся в присвоении нравственных ценностей;

- в процессе исследования разработан и внедрен в практику общеобразо
вательной школы процесс ориентации младших подростков на нравственные

11 ценности через содержание северного русского фольклора и формы организации урочной и внеурочной деятельности;

разработана программа поэтапных действий педагога в реализации процесса ориентации на нравственные ценности младших подростков средствами северного русского фольклора;

содержащиеся в диссертации материалы найдут применение при разработке учебных планов и воспитательных программ, спецкурсов и факультативов по гуманитарным дисциплинам, спецсеминаров и тренингов для учителей-практиков.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех этапах экспериментальной работы:

результаты исследования обсуждались на общегородских семинарах учителей русского языка и литературы г. Северодвинска (2001, 2002,2003);

материалы исследования использовались в выступлениях на заседаниях педагогических и методических советов МОУ «Общеобразовательный лицей №17» г. Северодвинска (1999, 2000, 2001, 2002, 2003);

практические разработки диссертации проходили апробацию в собственной педагогической деятельности исследователя в качестве учителя русского языка и литературы;

внедрение результатов исследования осуществлялось через публикации статей и тезисов докладов на региональных конференциях.

Сущность понятия «нравственные ценности»

В педагогической науке образование трактуется как конкретно зафиксированная культурно-историческая форма общественной практики, обеспечивающая передачу социального опыта в целях обретения им образа, адекватного данной культуре. [214, с.81]. Следовательно, одной из главных функций образования является передача новым поколениям норм и ценностей общества. Преемственность ценностей и норм - основа общественной стабильности. Изменение ценностей и норм означает кризис и глубокие преобразования в идеологии и культуре. В зависимости от того, какие цели ставит перед собой общество, какие культурные ценности оно выдвигает на первый план, различается и направленность обучения и воспитания.

Кроме того, воспитание - это и «глубоко личностный процесс, направленный на разностороннее формирование мировоззрения, убеждений, личностных качеств, ценностных ориентации и др.» [26, с.б]. Нынешнее воспитание «фокусируется» скорее на науке, чем на искусстве, но особое значение придается личности, ее развитию.

В начале 90-х годов педагоги встали перед необходимостью выбора ценностей воспитания, соответствующих изменившимся условиям. Главной идеей инновационных образовательных проектов становится идея воспитания личности, а целеполагание связано с реализацией таких гуманистических ценностей, как свобода, помощь, любовь, добро, достоинство, справедливость и т.д. Таким образом, система воспитания должна быть ориентирована на усвоение индивидом ценностей, значение которых всегда будет актуально. В этой связи назначение воспитания состоит в том, чтобы правильно сориентировать формирование личности на основе знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентации воспитанников. Сущность воспитания в контексте ценностного подхода предполагает определение системы ценностей, которые являются содержанием нравственного воспитания.

Нравственное воспитание тесно связано с понятием морали, поскольку мораль как форма общественного сознания есть сумма правил, норм и требований, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. С материалистической точки зрения, мораль имеет исторический характер: возникает и меняется с ходом развития общества, включает в себя нормы и идеалы, различные для различных социальных слоев и групп.

Иррациональные теории морали подчеркивают, что истоки нравственности лежат в глубинах самосознания и подсознания личности. Мораль (а значит, и нравственность) не зависит от общества и определяется лишь волей человека (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Ж.П. Сартр, А. Камю). Натуралистические теории морали утверждают, что мораль зависит от природных задатков, присущих от рождения нравственных структур, инстинктов. Религиозные концепции объясняют мораль как предписание сверхъестественной силы, бога [36, с.46]. Мы придерживаемся научно-материалистической позиции: мораль детерминирована обществом, а человек свободен в выборе норм поведения, однако он должен нести ответственность за свой выбор. Индивидуальная нравственность же состоит в принятии морали и следовании ей в личном поведении. Моральная ценность здесь предстает как выражение объективной нравственной необходимости, а нравственность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающееся на нравственные ценности (М.И. Скоморохова).

Нравственный выбор, который приходится делать человеку в процессе следования моральным нормам, основан на нравственной структуре личности. Нравственная структура личности, как справедливо отмечает В.П. Сергеева, состоит из сформированного сознания, с одной стороны, потребностей и способностей человека в ведущих видах деятельности, с другой стороны. Две указанные подструктуры связаны между собой через механизм саморегуляции, самоуправления деятельностью, то есть через волю и чувства [196, с.84]. Таким образом, нравственную структуру личности составляют 1) знания, 2) чувства, 3) поведение. Эти три компонента и определяют задачи нравственного воспитания.

В современной отечественной педагогической науке понятийные проблемы ценностно-ориентированного подхода к нравственному воспитанию рассматриваются достаточно широко. В рамках нашего исследования мы считаем целесообразным выделить два основных подхода к определению понятия «нравственная ценность» и условно обозначить их как психологический и социально-педагогический, поскольку нравственные ценности могут быть рассмотрены и как социальный феномен и как внутреннее образование. Суть данных подходов понимается нами как система личностных нравственных ценностей, входящих в понятие «мировоззрение», которое трактуется в педагогике как система взглядов, убеждений человека о природе и обществе и о его месте в них. Эта широкая система постепенно образуется в ходе обучения, воспитания и личной практики.

В русле психологического подхода сущность нравственных ценностей человека рассматривается через становление субъектности (Е.В. Бондаревская, Д.В. Григорьев, Е.И. Исаев, А.В. Новикова, С.Д. Поляков, М.И. Скоморохова, В.И. Слободчиков, П.В. Степанов и др.) и через нравственные установки (В.В. Водзинская, А.Г. Здравомыслов, В.М. Квахачия, Б.Г. Матюнин, Ш.А. Надира-швили, Д.Н. Узнадзе, К.Д Ушинский, Н.В. Шелгунов, В.А. Ядов).

Педагогические условия ориентации младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора

Современная социально-педагогическая ситуация такова, что требует особых усилий со стороны институтов воспитания по осмыслению содержания нравственных ценностей и выработке адекватных механизмов их передачи школьникам, которые основаны на взаимодействии эмоциональной и рациональной сфер сознания индивида. В процессе этого взаимодействия происходит познание нравственных ценностей и формирование нравственных ориентации школьников, которые более рельефно раскрывают личностное отношение к общественной морали, чем на уровне потребностей, чувств, взглядов. Поэтому ориентация на нравственные ценности - процесс сложный и многоступенчатый, в ходе которого учащиеся должны не только усвоить, но и осмыслить значимость каждой нравственной ценности, ее смыслообразующие признаки, генезис развития.

Нравственные ценности, как указывалось нами выше, отражаются в сознании личности в виде ее ценностных ориентации. Понятие «ценностные ориентации» глубоко раскрыто в ряде диссертационных работ (СВ. Богдан, А.С. Койчуева, Л.М. Каршинова, М.И. Скоморохова и др.). Так, М.И. Скоморохова, раскрывая понятие «нравственные ценностные ориентации», приходит к выводу о том, что ценностные ориентации, являясь важнейшим компонентом в структуре личности, представляют собой сложное интегральное образование: это форма и разные уровни взаимодействия общественного и индивидуального в личности; специфическая форма осознания личностью окружающего мира, своего прошлого, настоящего и будущего; это общая социальная направленность человека; система фиксированных установок; более устойчивая, глубин-ная выражение сознания; мощный побудитель активности личности [254, с.29].

Таким образом, ценностные ориентации входят в нравственную структуру личности и объединяют в себе ее различные психологические характеристики.

В нашем исследовании мы не ставили задачу подробно рассмотреть и структурировать данное понятие. Однако считаем необходимым отметить, что в основе ценностных ориентации личности лежит определенная система нравственных ценностей, сформировавшаяся в ходе знакомства человека с окружающей его действительностью, целенаправленно организованной деятельности, обучения, воспитания. Следовательно, ориентация на нравственные ценности означает организацию процесса становления осознанного отношения личности ко всему, что с ней происходит, внутренней духовной работы, протекающей в сознании вокруг собственных дел и поступков, а также дел и поступков других людей по их осмыслению и оценке. В ходе этой работы происходит становление нравственных отношений, позиций личности, что и формирует личностный образ человека. Поэтому в теории присвоения нравственных ценностей важное значение приобретает раскрытие перевода общечеловеческих нравственных ценностей в личностно-значимые нравственные ценности, определяющие поведение индивида.

Описание и анализ экспериментальной работы в процессе ориентации младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора

Теоретический анализ проблемы ориентации младших подростков на нравственные ценности, обобщение практического опыта ее решения в общеобразовательной школе легли в основу соответствующего экспериментального исследования.

Цель экспериментального исследования заключалась в:

1) экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих реализацию ориентирования младших подростков на нравственные ценности посредством северного русского фольклора;

2) апробировании процесса ориентации на нравственные ценности средствами северного русского фольклора и установлении степени его эффективности.

В этой связи задачи экспериментального исследования были сформулированы нами следующим образом:

1) провести формирующий эксперимент с применением разработанной программы процесса ориентации на нравственные ценности младших подростков средствами северного русского фольклора с учетом выявленных педагогических условий (гл. 2.1.) и осуществить измерение результатов формирующего эксперимента;

2) произвести контрольные замеры соответствующего уровня сориентирован-ности на нравственные ценности в экспериментальном классе и контрольном классе, где не проводились занятия по экспериментальной программе ориентации на нравственные ценности;

3) сравнить уровень сориентированности на нравственные ценности под влиянием направленного изучения северного русского фольклора с аналогичным уровнем, формирование которого осуществлялось без специального включения регионального фольклора в процесс урочной и внеурочной деятельности младших подростков;

4) подтвердить факт наличия зависимости между целенаправленным педагогическим воздействием северного русского фольклора и повышением уровня со-риентированности младших подростков на нравственные ценности.

В соответствии с задачами эксперимента мы выделили следующие основные этапы экспериментального исследования:

1) диагностический эксперимент - установление личностно-значимых нравственных ценностей младших подростков в естественных условиях;

2) формирующий эксперимент - организация и реализация процесса ориентации на нравственные ценности средствами северного русского фольклора, включающая в себя формирование нравственных знаний, убеждений, применение их в практике;

3) диагностический эксперимент - определение результатов экспериментального исследования по ориентации младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора.

На первом (констатирующем) этапе экспериментального исследования нами проводилось общее диагностическое изучение нравственных ценностей младших подростков, а также изучение мнений учителей по проблеме исследования. В эксперименте принимали участие учащиеся базы исследования - общеобразовательного лицея №17 г. Северодвинска, учителя лицея и других общеобразовательных школ города. Для работы были выбраны экспериментальный и контрольный пятые классы. На начало учебного года в экспериментальном классе было 30 учащихся (12 мальчиков и 18 девочек), в контрольном классе соотношение практически такое же (13 и 17 человек соответственно).

Констатирующая диагностика проводилась нами в начале учебного года. Методический аппарат констатирующей диагностики представлял собой сочетание методов наблюдения, анкетирования, беседы.

На первом этапе констатирующего экспериментального исследования с целью установления личностно-значимых нравственных ценностей младших подростков в качестве метода педагогического исследования мы использовали ранжирование. Оно заключается в том, что измеряемые объекты или явления располагаются респондентом в порядке возрастания или убывания величины определенного признака. Затем каждому объекту или явлению приписывается число, обозначающее его место в возрастающем или убывающем ряду. Это число принято называть рангом. В русле нашей работы объектом выделения служили нравственные ценности. Таким образом, из предложенных нравственных ценностей младшие подростки выделяли самые значимые для них нравственные ценности.

Мы предложили учащимся данной возрастной категории некоторые нравственные ценности, к примеру: патриотизм, товарищество, честность, доброта, чувство дружбы, трудолюбие, самостоятельность, любовь к прекрасному, чуткость, дисциплинированность, ответственность, мужество, стремление быть сильным и ловким, любознательность, искренность, уважение к старшим, коллективизм, скромность, сознательность, геройство. Эти варианты нравственных ценностей были записаны на карточках и раскладывались в случайном порядке. Младший подросток выбирал карточки в последовательности, соответствующей его оценке предъявленных объектов. Объекту в первой карточке присваивался ранг 1, во второй - ранг 2, в третьей - ранг 3 и т.д. Учитывая возрастные характеристики учащихся, мы заменили в анкете понятие «нравственная ценность» на понятие «качество».

Похожие диссертации на Ориентация младших подростков на нравственные ценности средствами северного русского фольклора