Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование готовности студентов к экологическому образованию дошкольников средствами татарского детского фольклора Ахметгалиева Гузель Рафиковна

Формирование готовности студентов к экологическому образованию дошкольников средствами татарского детского фольклора
<
Формирование готовности студентов к экологическому образованию дошкольников средствами татарского детского фольклора Формирование готовности студентов к экологическому образованию дошкольников средствами татарского детского фольклора Формирование готовности студентов к экологическому образованию дошкольников средствами татарского детского фольклора Формирование готовности студентов к экологическому образованию дошкольников средствами татарского детского фольклора Формирование готовности студентов к экологическому образованию дошкольников средствами татарского детского фольклора Формирование готовности студентов к экологическому образованию дошкольников средствами татарского детского фольклора Формирование готовности студентов к экологическому образованию дошкольников средствами татарского детского фольклора Формирование готовности студентов к экологическому образованию дошкольников средствами татарского детского фольклора Формирование готовности студентов к экологическому образованию дошкольников средствами татарского детского фольклора
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ахметгалиева Гузель Рафиковна. Формирование готовности студентов к экологическому образованию дошкольников средствами татарского детского фольклора : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2005 203 c. РГБ ОД, 61:05-13/2203

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основания формирования готовности студентов к экологическому образованию дошкольников 18

1.1. Социально-педагогические предпосылки форми

рования готовности студентов к экологическому образова

нию дошкольников 18

1.2. Формирование готовности студентов к реализации форм и методов экологического образования дошкольников 48

1.3. Программные требования к объему и содержанию экологического образования дошкольников 70

ГЛАВА II . Реализация формирования готовности студентов к экологическомуобразованию дошкольников средствами татарского детского фольклора 96

2.1. Экологический образовательный потенциал та тарских пословиц и поговорок 96

2.2 . Возможности других жанров татарского детского фольклора в экологическом воспитании дошкольников 120

2.З. Ход и результаты экспериментальной работы по формированию готовности студентов к экологическому об разованию дошкольников средствами татарского детского фольклора 143

Заключение 162

Библиография 170

Введение к работе

Актуальность исследования. Экологическое образование дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Экологическое образование дошкольников - это процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения. Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно с раннего детства научить ребенка беречь красоту природы, так как в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры.

Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой. В то же время, несмотря на то, что современные образовательные стандарты содержат национально-региональный компонент, который должен быть реализован в учебно-воспитательном процессе, во многих случаях он до сих пор не разработан в полном объеме по ряду причин, в частности, из-за отсутствия компетентных кадров. Следует отметить, что до сих пор нет разработок по целенаправленной подготовке студентов педвузов к реализации экологического образования дошкольников средствами татарской народной педагогики, в частности, не выявлен до конца экологический потенциал татарского детского устного народного творчества и нет специальных исследований, посвященных этой теме.

На роль народной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников особое внимание обращают И.Т. Гайсин, З.А. Хусаи-нов и Г.Х. Хазеев в учебно-методическом пособии «Экологическое образование дошкольников» (Казань, 2002). Авторы отмечают наличие большого экологического потенциала в средствах народной педагогики, который мог бы использоваться в образовательном процессе дошкольников.

Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью подготовки студентов к реализации экологического образования средсдвами татарского детско-

го фольклора и недостаточной разработанностью теории рассматриваемой проблемы в его сущностном, системном и концептуальном смысле. Это общее противоречие детерминировано несоответствием между:

интенсивным развитием экологического образования и воспитания в Республике Татарстан в целом, а также усилением экологического образования детей дошкольных образовательных учреждений средствами татарского детского фольклора в частности, и неразработанностью проблемы подготовки студентов к данной деятельности в педагогической науке;

требованиями общественной жизни и практики, предъявляемыми студентам по экологическому образованию дошкольников средствами татарского детского фольклора, и традиционной, устоявшейся системой подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений;

потребностью современных отечественных вузов в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении процесса образования и отсутствием необходимых материалов по формированию готовности студентов к экологическому образованию дошкольников средствами татарского детского фольклора.

Указанные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: какова готовность студентов к реализации экологического образования дошкольников средствами татарского детского фольклора.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы диссертации: «Формирование готовности студентов к экологическому образованию дошкольников средствами татарского детского фольклора».

Объектом исследования является процесс подготовки студентов к реализации задач экологического образования в дошкольных воспитательных учреждениях.

Предмет исследования: педагогические условия формирования готовности студентов к экологическому образованию детей в дошкольных воспитательных учреждениях средствами татарского детского устного народного творчества.

Цель исследования: разработать содержание, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования готовности студентов к экологическому образованию дошкольников средствами татарского детского фольклора.

В процессе исследования была выработана следующая гипотеза: формирование готовности студентов к реализации экологического образования дошкольников будет наиболее эффективным, если:

— выявить экологический образовательный потенциал татарского дет
ского фолЕКЛйра, не лодаергнутого до сих пор специальному исследованию;

4 '-'"'VX ----5

национально-региональный компонент стандарта подготовки педагогов дошкольного образования обогатить татарским детским фольклором экологического содержания;

разработать рекомендации по использованию татарского детского фольклора в экологическом образовании дошкольников.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить состояние подготовки студентов к реализации экологического образования дошкольников средствами татарского детского фольклора.

  2. Проанализировать имеющиеся программы дошкольного образования, по которым студенты будут вести воспитательную и обучающую деятельность в детских образовательных учреждениях, на содержание экологической направленности.

  3. Раскрыть экологический потенциал татарского детского устного народного творчества.

  4. Разработать содержание экологического образования дошкольников средствами татарского детского фольклора и экспериментально апробировать педагогические условия формирования готовности студентов к его реализации.

Методологическую основу исследования составляют системный подход, ориентированный на выделение прежде всего интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений, на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым или переменным, что - главным или второстепенным; личностный подход, направленный на личность как цель, субъект, результат, требующий признания ее уникальности, интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение; деятельностный подход, организующий полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность; зтнопедагогический подход, предполагающий единство интернационального, национального и индивидуального; антропологический подход, означающий системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания.

Методологической и теоретической основой исследования подготовки студентов к реализации экологического образования дошкольников явились теории личностно-деятельностного подхода к воспитанию (В.Г. Закирова, Л.Ю. Сироткин, В.А. Сластенин, Р.А. Фахрутдинова, И.Ф. Харламов, А.Н. Хузиахметов, Н.Е. Щуркова,), воспитательных систем (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова, Т.В. Цыр-лина и др.), дидактические концепции формирования личности (Д.В. Вилькеев, В.Ф. Габдулхаков, Е.М. Ибрагимова, А.А. Кирсанов, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Ч.М. Харисова, Ф.Ф. Харисов и др.), формиро-

вания гуманистического мировоззрения (Р.А Валеева, Л.А. Волович, Р.Ш. Маликов, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов и др.).

В освещении проблемы использовались также концептуальные идеи историко-педагогических исследований (Г.Н. Волков, А.Н. Джурин-ский, Г.Б. Корнетов, Е.Г. Осовский, ГА. Петрова, А.И. Пискунов, З.И. Равкин, В.Г. Пряникова, Д.И. Латышина, Я.И. Ханбиков).

Исследование экологического образования личности выполнялось с опорой на теорию и практику, выдвинутую И.Т. Гайсиным, М.В. Емельяновой, СЕ. Крыловой, В.М. Минаевой, С.Н. Николаевой, ГГ. Парфило-вой, М.Н. Сарыбековой, З.А. Хусаиновым, И.В. Цветковой и др.

Источниковедческой базой исследования послужили Законы об образовании РФ и РТ, программно-методические документы, правительственные постановления и решения, учебники и учебно-методический комплекс, передовой опыт воспитателей республики по экологическому образованию дошкольников, татарский детский фольклор, материалы педагогической и общественной периодики.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: прежде всего исторический метод, который позволил проследить тенденции подготовки студентов к реализации образовательных программ, а также развития экологического образования дошкольников; теоретический анализ и синтез; индуктивные и дедуктивные методы; изучение литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности, общих и специальных работ по философии, экологии, филологии и истории педагогики; эмпирические методы, в частности, наблюдение, анкетирование, опрос, экспертная оценка, педагогический эксперимент и др.

Базой исследования стали Набережночелнинский государственный педагогический институт и его группы дистанционного обучения в городах Нижнекамск, Лениногорск, Бугульма, Чистополь, Мензелинск, а также Набережночелнинский, Лениногорский, Нижнекамский, Бугуль-минский, Чистопольский, Мензелинский педколледжи.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1999-2000 гг.) включал изучение соответствующей психолого-педагогической, философской, социологической, исторической литературы, идей экологического образования, инновационной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях; организацию эмпирического исследования по изучению практики экологического образования дошкольников.

Второй этап (2001-2002 гг.) состоял в сущностном изучении развития экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях РТ и подготовки студентов к его реализации. На этом этапе также сформулирована гипотеза и началась подготовка к апробации резуль-6

татов исследования; проведен педагогический эксперимент со студентами по формированию готовности к реализации экологического образования дошкольников средствами татарского детского фольклора.

Третий этап (2003-2004 гг.) связан с систематизацией и оформлением результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Раскрыты социально-педагогические предпосылки формирования готовности студентов к экологическому образованию дошкольников в целом, средствами татарского детского фольклора в частности, среди которых экологическая малограмотность населения, что приводит к необратимым процессам, отрицательно влияющим на жизнь и здоровье людей; необходимость привлечения молодежи к практическому делу охраны окружающей среды; введение национально-регионального компонента в Государственные образовательные стандарты, расширение программных требований к объему и содержанию экологического образования дошкольников и т.д.

  2. Выявлен и раскрыт экологический воспитательный потенциал татарского детского фольклора, в частности, колыбельных песен, заклинаний, народно-игровых музыкальных песен, песен-прибауток, рассказов, пословиц и поговорок, сюжетно-ролевых игр-сказок, игр-шуток, считалок, которые содержат ценный познавательный материал о природе родного края, дающий первичные знания из области экологии; учат дошкольников беречь природу и уважительно относиться к ее животному и растительному миру.

  3. Определены особенности процесса подготовки будущих воспитателей к реализации экологического образования средствами татарского детского фольклора, что заключается в формировании экологического мировоззрения, этики, культуры и знаний на материале родного края и умении применять их в практической деятельности; воспитании активной жизненной позиции по отношению к региональным экологическим проблемам; умении планировать, а также реализовать формы и методы экологического образования дошкольников.

Теоретическое значение исследования заключаются в том, что теоретически обоснованы педагогические условия формирования готовности студентов к реализации экологического образования дошкольников средствами татарского детского фольклора, среди которых глубокое знание будущими воспитателями татарского детского устного народного творчества, обычаев, традиций и праздников, игр и умение применять их в учебно-воспитательном процессе; нацеленность содержания учебного материала на национально-региональный компонент; создание кардинально новых типов учебно-программных материалов с целью упорядо-

чения, согласования и корректировки подготовки студентов к осуществлению экологического образования дошкольников; определено экологическое содержание программ дошкольного образования, по которым студенты будут вести воспитательную и обучающую деятельность в детских образовательных учреждениях, а также уточнена возможность использования татарского детского фольклора как национально-регионального компонента в экологическом образовании дошкольников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная система подготовки студентов к реализации экологического образования дошкольников средствами татарского детского фольклора может быть использована при организации учебно-воспитательного процесса в педагогических вузах и колледжах по специальности «дошкольное образование»; на основе исследования может быть разработано содержание нового спецкурса для студентов, воспитателей, повышающих квалификацию на курсах ИПКРО, а также методические рекомендации для родителей, заинтересованных в экологическом образовании своих детей, органов управления образованием, ученых-методистов, широких слоев педагогических работников с целью научной организации экологического образования детей.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается четкими методологическими позициями, использованием адекватного цели, задачам и логике исследования комплексного научно-исследовательского инструментария, целостным и системным подходом к исследованию проблемы, опорой на исследования о сущности человека и его формирования в деятельности, синтезом и сопоставлением данных педагогики, философии, психологии и социологии, научной апробацией основных идей и полученных результатов в практике среднего специального и вузовского образования, использованием их в научных трудах автора.

На защиту выносятся:

  1. Обусловленность подготовки студентов средних педагогических образовательных учреждений и педагогических вузов к реализации экологического образования дошкольников средствами татарского детского фольклора необходимостью выполнения ГОС в части национально-регионального компонента.

  2. Комплекс требований, предъявляемых к формированию готовности студентов к реализации экологического образования дошкольников в целом, средствами татарского детского фольклора в частности.

  3. Содержание экологического образования дошкольников средствами татарского детского фольклора.

4 Рекомендации по дальнейшему совершенствованию экологического образования дошкольников средствами татарского детского фольклора.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования получили отражение в монографии, научных статьях, докладах и их тезисах. Важнейшие результаты исследования докладывались и получили одобрение на всероссийских, республиканских и региональных конференциях, семинарах, совещаниях, проведенных в городах Санкт-Петербург (2005), Казань (2004-2005), Набережные Челны (2002-2005). Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе работы соискателя в качестве воспитателя детского сада, а также преподавателя курса «Теория и методика экологического образования дошкольников» студентам Набережночелнинского государственного педагогического института, а также в группах дистанционного обучения в городах Нижнекамск, Лениногорск, Бугульма, Чистополь, Мензелинск.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ

Формирование готовности студентов к реализации форм и методов экологического образования дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников, как начальное и наиболее значимое звено в системе непрерывного экологического просвещения населения России, в последние годы стало приоритетным направлением в деятельности многих дошкольных учреждений. Например, изучение природы и истории родного края проходит в походах, экскурсиях на луга, озера, по историческим местам края. Некоторые воспитатели организуют регулярные прогулки на водоем, в лес в разные времена года. Это способствует формированию познавательного интереса к окружающему миру и физическому развитию детей. Стало доброй традицией проведение летнего праздника на лесной поляне. Свежие ягоды клубники, смородины, преподнесенные добрым сказочным персонажем, кажутся детворе гораздо вкуснее. Впечатления от такого праздника на природе остаются надолго. В доступной для детей форме сказки поднимаются серьезные вопросы о загрязнении окружающей среды, вырубке елей. Заботливо ухаживают ребята за обитателями уголка природы - птичками, рыбками, грызунами.

Дети уже с раннего возраста знают, в каких продуктах живут витамины, которые помогают детям быть здоровыми, веселыми, красивыми. Организуя экскурсии в ближайший лес, воспитатели учат детей золотому правилу: «Чего не знаешь, в рот не бери». Эколого-оздоровительная работа приносит свои плоды. В детском саду ребят учат не только обращать внимание на красоту, совершенство растений, насекомых, но и бережно относиться к окружающей природе: не ломать ветки деревьев, кормить птиц зимой, убирать мусор.

Педагоги детских садов занимаются поиском наиболее интересных методов экологического воспитания детей. За последние годы проведено немало акций: «Птицы - наши друзья», «Не тревожьте муравья», «Берегите лес», «Украсим землю цветами» и другие. Дети вместе с родителями и воспитателями изготавливают кормушки и скворечники, огораживают муравейники, выращивают цветы, распространяют плакаты на экологические темы.

«Самый большой невежда - тот человек, который спрашивает про растение и животное: а какой от него прок? Если механизм Земли хорош в целом, значит, хороша и каждая его часть в отдельности, независимо от того, понимаем мы его назначение или нет...» - писал замечательный исследователь Л.Леопольд.

Большую роль в экологическом воспитании сыграло ежегодное (начиная с 1993 года) проведение Центральным советом ВООП (в 50 субъектах РФ) Всероссийского смотра-конкурса на лучшую постановку экологического воспитания в дошкольных учреждениях, который способствовал: консолидации действий всех организаций, заинтересованных в экологическом воспитании дошкольников; созданию в ДОУ эколого-образовательно-развивающей среды, экспериментальных площадок; выявлению и отбору инновационных методик, авторских программ; обобщению и распространению передового опыта педагогической работы; подготовке и переподготовке кадров; экологическому просвещению родителей; укреплению контактов ДОУ с общественными, педагогическими и научными учреждениями.

За 1993-1998 годы по итогам смотра-конкурса отмечены в качестве победителей - 44 дошкольных учреждения, за участие в смотре-конкурсе - 320, за хорошую организацию работы по экологическому воспитанию дошкольников - 400 педагогических работников.

Материалы смотра-конкурса свидетельствуют, что во многих регионах страны наблюдаются прогрессивные тенденции расширения рамок экологического воспитания от ознакомления детей с природой к воспитанию экологического мировоззрения на современном уровне; сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, ценностными ориентирами, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей природной среде, привития практических природоохранных навыков, познавательной и творческой активности ребенка как части природы. В работе используются разнообразные формы и методы в зависимости от местных условий, наличия кадров и материальных ресурсов.

Вопросы, связанные с развитием и совершенствованием экологического дошкольного воспитания, повсеместно обсуждаются на заседаниях президиумов, пленумах местных советов Общества, на совместных коллегиях органов образования и охраны природы, на научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях, круглых столах и т.д.

Повсеместно создаются научно-методические центры, творческие группы ученых, практиков для изучения и внедрения положительного опыта педагогической работы по экологическому воспитанию дошкольников, для разработки и реализации программ, методических пособий, рекомендаций по различным направлениям эковоспитания, приобщения детей к практической природоохранной работе (в 1998 году их число составило 283). Лучший опыт работы ДОУ освещается в печати, по радио и телевидению.

Архангельская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Нижегородская, Мурманская, Северо-Осетинская, Липецкая, Татарская и другие организации Общества издали методические пособия, рекомендации по различным аспектам экологического воспитания и приобщения детей к практической природоохранной работе.

Центральный совет Всероссийского общества охраны природы провел Региональное (Европейская часть) совещание (1995 г.) и Российскую конференцию (1997 г.) по экологическому воспитанию дошкольников. В них приняли участие представители педагогических коллективов детских садов, органов образования и охраны окружающей среды, науки, организаций Общества, средств массовой информации из 50 субъектов Российской Федерации. Центральным советом В ООП были изданы сборники: «Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях» (М., 1995; 1998). Участникам совещания и конференции было роздано 22 наименования методических материалов. Данные материалы были направлены в местные организации Общества и базовые дошкольные учреждения России. В 1998 году ЦС ВООП направил на конкурс в ИСАР три программы по экологическому воспитанию дошкольников: «Надежда» (Потапова Т.В.) и «Наш дом - природа» (Рыжова Н.А.).

Программные требования к объему и содержанию экологического образования дошкольников

Анализ философско-концептуальных основ современных образовательных программ для дошкольных учреждений позволяет выделить две группы программ: вариативные и альтернативные.

Экологическое воспитание дошкольников является сравнительно новым направлением в педагогической науке. Оно сильно отличается от преподаваемого предмета «Ознакомление детей с природой». Суть нового направления состоит в том, что у детей, если целенаправленно вести педагогическое воздействие, можно создать основу экологической культуры, которая будет развиваться в дальнейшем. Под экологической культурой подразумевается осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые окружают ребенка в этот период его жизни.

Имеющиеся образовательные программы для дошкольных учреждений ставят различные задачи перед экологическим образованием детей. Программа «Радуга» создана по заказу Министерства образования Российской Федерации авторским коллективом под руководством Т.Н.Дороновой, по которой воспитание и обучение ведется с 1989 г. Авторский коллектив исходил из того, как прожиты дошкольные годы, во многом будет зависеть физическое и психическое здоровье ребенка, развитие его способностей, нравственных качеств. Поэтому воспитатель должен организовать работу так, чтобы ребенок полноценно прожил дошкольные годы, и максимально эффек 71 тивно использовал этот возраст в воспитательном плане. Программа «Радуга» перед воспитателями ставит общие задачи: - создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить эти годы; - обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и психического); - способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию; - формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру; - приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и т.д.).

В поставленных задачах можем заметить, что четвертый пункт обращает внимание на экологическую направленность воспитательной и образовательной работы воспитателя. В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований.

Как отмечается в программе и руководстве для воспитателей первой младшей группы детского сада, «внимание двухлетних детей привлекают самые разнообразные предметы, которые попадают в поле их зрения. Завладев интересующим его предметом или получив к нему доступ, малыш обследует объект самыми разнообразными способами: вертит, сжимает в руках, пробует на вкус, нюхает, трясет, бросает и т.п.» (Радуга, 1993, 88). Именно в это время и появляется возможность у воспитателя ввести в сознание ребенка первые понятия из области экологии. Одновременно с познанием предметного содержания окружающей малыша действительности происходит и эмоциональное освоение мира, что тоже имеет важное значение для экологического воспитания ребенка. Манипулирование с предметами и экспериментирование с ними обычно сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями ребенка: огорчением, разочарованием и даже слезами - при «неудачах»; внешним оживлением, блеском в глазах, весельем, смехом - в момент радости; недоумением, удивлением, опасением - при столкновении с новым и необычным. Чем больше в жизни маленького ребенка будет различных ситуаций и разнообразных предметов, тем шире у него будут возможности для эмоционального освоения мира. Из ситуативных эмоций складывается эмоциональный опыт ребенка, который может быть положительным, так и отрицательным, что имеет немаловажное значение в экологическом воспитании ребенка.

«Эмоциональные реакции двухлетних детей - это одновременно и первые проявления их отношения к окружающему миру. Отношения эти еще не осознаны самими детьми и строятся на основе эмоционального опыта»,- говорится в программе (Радуга, 1993, 89). От того, как сложится эмоциональный опыт, будет завесить в дальнейшем экологическое поведение уже взрослого человека. Поэтому коллектив авторов, создавший программу, рекомендует, организуя жизнь детей третьего года жизни, постараться: - накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе восприятия ребенком объектов и явлений окружающей действительности; - особое внимание уделять формированию у малышей познавательного и бережного отношения к миру. Объекты познания ребенка относятся к различным сферам: - рукотворному миру, т.е. созданному руками человека; - миру неживой природы (камешки, песок, земля, вода, снег и т.п.); - миру живой природы (растения, звери, насекомые, птицы, рыбы и т.п.).

При ознакомлении с предметами рукотворного мира и неживой природы малышу предоставляется максимум разумной свободы действия и манипулирования (можно взять предмет в руки, потрясти, бросить на пол, попробовать на вкус и т.п.). При ознакомлении с объектами живой природы требуется предельное внимание. Ребенок не видит разницы между живыми и неживыми объектами (муравей бежит, паровозик тоже движется). Поэтому, активно и разнообразно действуя, ребенок применяет к ним одинаковые способы и методы «исследования». В связи с этим воспитатель на данном возрастном этапе очень осторожно вводить объекты живой природы в жизнь детей, лучше всего это делать во время наблюдений через окно, на прогулках, придерживаясь определенной дистанции между детьми и животными, что способствует заложению основ экологической культуры ребенка.

. Возможности других жанров татарского детского фольклора в экологическом воспитании дошкольников

Воспитанию ребенка через игровую деятельность обращается пристальное внимание во многих образовательных программах. Например, условный оранжевый цвет программы «Радуга» связывается с ведущей деятельность ребенка - игрой, которая обеспечивает всестороннее воспитание, развитие и психологический комфорт. В основе всей программы лежит игра, так как авторский коллектив считает, что преобладание в течение всего дня игровой деятельности поможет создать в дошкольном учреждении атмосферу эмоционального тепла, защищенности и покоя, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей.

Специальный раздел «Играем с детьми» подчеркивает значение этой деятельности для развития ребенка, нацеливает педагога на содержательное и разнообразное участие в играх детей, принятие позиции равного партнера. В каждом возрастном периоде перед педагогом ставятся особые задачи, которые плодотворно реализуются в процессе игровой деятельности. Своеобразие задач и нюансы тактичного руководства игровой деятельностью раскрываются в разделах «Играя с детьми от 3 до 4 лет», «Игра с детьми от 4 до 5 лет», «игра с детьми от 5 до 6 лет». В них рассматриваются сюжет-но-ролевые, подвижные, дидактические игры, игры с правилами; условия их организации (разнообразные ролевые атрибуты, предметы многофункционального назначения, которые могут использоваться в качестве «заместителей» реальных вещей, несколько специальных игровых уголков, которые помогут детям содержательно воссоздать деятельность взрослых в быту и на работе).

Педагогам даются рекомендации по формированию ролевой игры, обогащению ролевого поведения (насыщение предметно-игровой среды новыми атрибутами, обогащение новыми целями и способами выполнения игровых действий посредством параллельной игры), расширению диапазона ролей, представлений о занятиях взрослых, которые можно отразить в игре. В каждом возрастном периоде в игре решаются особые задачи, связанные с возможностями детей в этом возрасте. В программе раскрываются эти особенности и показываются пути их реализации.

Например, с детьми от 3 до 4 лет игру используют как средство адаптации к условиям жизни в детском саду, к среде сверстников. С ее помощью можно поддерживать бодрое и радостное настроение, вызывать ощущение эмоциональной общности с воспитателем и детьми, формировать умение играть самостоятельно, индивидуально или в паре со сверстниками. Игра позволяет в этом возрасте содействовать возникновению чувства симпатии к другому ребенку, интереса к нему как к партнеру по игре, формировать умение действовать в соответствии с правилами в совместной игре.

Игра детей от 4 до 5 лет развивается дальше. Она обеспечивает условия для создания у ребенка положительного эмоционального состояния. В этом возрасте у детей появляется способность самостоятельно занять себя игрой (как индивидуальной, так и совместно со сверстниками). В этот период интенсивно развиваются в игре воображение представлений об отношениях между людьми. Впервые у детей появляются правила, которые они придумывают и устанавливают самостоятельно, следят за их выполнением всеми участниками игры, стремятся справедливо разрешать возникающие конфликты.

Игра детей от 5 до 6 лет характеризуется тем, что она становится средством организации жизни детского общества, способствует укреплению устойчивых детских игровых объединений, их расширению и взаимодействию. В игре детей совершенствуется сотрудничество, они охотно подчиняются игровым правилам и требуют этого от всех членов игровой группы. Успешно осуществляется дальнейшее психическое развитие ребенка в игре (обогащается воображение, память, мышление, речь и др.), развивается активность при создании и реализации игровых замыслов, появляется умение согласовывать свои игровые замыслы с замыслами партнеров по игре (Современные образовательные программы..., 2000, 37-39).

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в средствах народной педагогики, в частности, в самых близких к действиям детей - народных играх. Игра позволит удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. В образах игры, которые отражают впечатления от жизненных явлений, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире.

Педагог каждый раз старается разнообразить содержание игровых действий, чем делает ее интереснее и эффективнее. При придумывании игры или выборе их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения наряду с другими направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. На занятии игра предлагается педагогом, именно этим она и отличается от свободной игры, которую выбирают сами дети. Играя с детьми, педагог учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее полноправный участник. Игра имеет свои правила, в которую ребенок включается и выполняет ее. Игра развивает внимание ребенка. В процессе игры он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, должен запомнить все обозначения, быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Преимущество игры перед другими средствами состоит в том, что весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, т.е. ребенок учится играя.

Труднее провести игры в естественных условиях, т.к. дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на второстепенные отвлекающие объекты. При таких условиях работы целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи.

Ход и результаты экспериментальной работы по формированию готовности студентов к экологическому об разованию дошкольников средствами татарского детского фольклора

Задачи, которые ставится перед экологическим образованием, не могут быть решены без соответствующей профессиональной подготовки педагогов. Подготовка студентов к реализации экологического образования дошкольников не могут осуществляться путем различных периодических акций и компаний, а требует четкой методической основы и соответствующей организационной системы. Большое значение имеет также желание будущих педагогов заниматься эколого-педагогическим самообразованием и наличие для этого необходимой литературы. Дефицит по исследуемой проблеме материалов по татарскому детскому фольклору, особенно на русском языке, вдвойне осложняет задачу подготовки студентов. Профессиональная подготовка педагогов к эффективно му осуществлению процесса комплексного экологического об разования может состоять из пяти блоков: эколого теоретического, психолого-педагогического, эколого гуманитарного, натуралистического и методического (Дерябо..., 1996,459). Для того, чтобы подготовить студентов к реализации экологического образования дошкольников средствами татарского детского фольклора, мы главное внимание обращаем на эколого-гуманитарный и методический блок подготовки педагогов.

Эколого-гуманитарный блок предусматривает повышение эрудиции педагога в области экологически ориентированной художественной литературы, творчества писателей-натуралистов; искусствоведческих вопросов, рассматривающих раскрытие темы природы в литературе, музыке, визуальном искусстве. Важное место занимает подготовка воспитателя к проведению эстетического анализа природных объектов и эстетическому осмыслению их витальных проявлений, а также к пониманию этики взаимоотношений человека с миром природы. Умение педагога раскрыть гуманистическое значение взаимодействия личности с миром природы является важнейшим профессиональным условием эффективного экологического образования в сфере формирования субъективного отношения к природе.

Методический блок предусматривает разностороннюю методическую и технологическую подготовку учителя, дает ему комплекс педагогических умений, позволяющих эффективно осуществлять процесс экологического образования детей. Это и проведение экскурсий в мир природы, и организация учебных экологических троп или летнего экологического лагеря, и подготовка экологических праздников, и руководство различными экологическими играми и их разработка, и организация детских экологических движений и т.д.

Методическая подготовка педагогов включает формирование ряда специальных навыков. Воспитатель должен владеть навыками оформительской работы, чтобы создавать вместе со школьниками стенды, стенгазеты, буклеты экологической направленности; навыками рисования природных объектов с натуры, в том числе в полевых условиях, чтобы иллюстрировать дневник и принимать участие в создании экологической галереи; навыками фото и киносъемки в природе для создания фотофильмотеки; навыками записи природных звуков - для фонотеки; навыками коллекционирования как природных объектов (следов, семян, перьев и т.д.), так и их символов (почтовых марок, значков, эмблем и т.д.); навыками флористики и фитодизайна; навыками прикладного творчества с использованием природных материалов и т.д.

Безусловно, всеми подобными навыками на высоком уровне овладеть очень сложно, но если воспитатель специализируется в какой-либо деятельности и достигает мастерства, то это является важнейшим фактором его авторитета и эффективного педагогического влияния. Экспериментальной работе по подготовке студентов к реализации экологического образования дошкольников средствами татарского детского фольклора предшествовал констатирующий эксперимент, который охватил около 400 студентов факультета дошкольного воспитания Набережночелнин-ского государственного педагогического института, его филиала в городах Бугульма, Нижнекамск, Лениногорск и т.д., а также студентов Набережночелнинского, Лениногорского, Ниж-нескамского, Чистопольского педагогических колледжей. Первым делом предстояла задача определения отношения студентов к проблеме экологического образования, а также экологической образованности самих студентов.

Похожие диссертации на Формирование готовности студентов к экологическому образованию дошкольников средствами татарского детского фольклора